Введение 3
1 Теоретические основы установления квалификационных требований к
должностям государственной гражданской службы 6
1.1 Понятие и особенности государственной гражданской службы.... 6
1.2 Квалификационные требования к государственным гражданским
служащим в Российской Федерации 11
1.3 Квалификационные требования к должностям государственной
гражданской службы в зарубежных странах 21
2 Система квалификационных требований к должностям
государственной гражданской службы 35
2.1 Анализ законодательства Российской Федерации о системе
квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы 35
2.2 Анализ квалификационных требований к должностям
государственной гражданской службы 46
2.3 Анализ структуры требований банка вакансий для
государственных гражданских служащих 49
3 Рекомендации по оптимизации функционирования системы
квалификационных требований в органах исполнительной власти 57
3.1 Мероприятия для повышения качества существующей системы
квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы 57
3.2 Рекомендации для совершенствования работы сайта «Госслужба» 60
3.3 Результаты от реализации предложенных рекомендаций 62
Заключение 65
Список используемых источников 67
Приложения А-Р 73-117
Одним из основных направлений кадровой политики на государственной гражданской службе в Российской Федерации является повышение профессионализма государственных гражданских служащих вследствие отбора наиболее подготовленных кандидатов для государственной гражданской службы. Профессиональная служебная деятельность чиновников разнообразна и предполагает большую степень ответственности. Это требует от государственных гражданских служащих высокого уровня профессионализма, что, в свою очередь, приведет к повышению эффективности управления страной.
Одним из инструментов отбора квалифицированных кадров на государственную гражданскую службу является назначение претендентов на должности в соответствии с квалификационными требованиями к должностям государственной гражданской службы.
Однако в настоящее время квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы недостаточно разработаны, детализированы и дифференцированы в различных органах исполнительной власти. Квалификационные требования в государственных органах носят общий и формальный характер, не являются специфическими, хотя должны, так как деятельность государственных гражданских служащих очень сильно отличается от других видов деятельности.
Теоретической базой исследования выпускной квалификационной работы послужили теории, объясняющие необходимость наличия у работников определенных знаний, навыков, образования и опыта работы. Основными источниками исследования отечественного опыта применения квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы являются нормативные правовые акты Российской Федерации, Методический инструментарий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по установлению квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы.
Цель исследования состоит в разработке предложений по совершенствованию системы квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы в органах исполнительной власти.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
- анализ теорий развития квалификационных требований и систематизация зарубежного опыта в области установления квалификационных требований к должностям государственной службы;
- анализ системы квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы в Российской Федерации;
- анализ квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы, содержащихся в приказах федеральных органов исполнительной власти, в объявлениях о вакансиях на Федеральном портале управленческих кадров и в Справочнике квалификационных требований, разработанном Минтрудом России;
- выявление недостатков системы квалификационных требований, определение наиболее востребованных квалификационных требований и установление процентных соотношений между общими и специфическими квалификационными требованиями;
- предложение рекомендаций по совершенствованию существующей системы квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы, в частности на Федеральном портале управленческих кадров и в Справочнике квалификационных требований, разработанном Минтрудом России.
Объектом исследования является система квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы в органах исполнительной власти.
Предмет исследования составляет содержание квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы, размещенных на сайте вакансий государственной службы, в приказах федеральных органов исполнительной власти и в Справочнике квалификационных требований.
Гипотеза работы. В Российской Федерации система квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы недостаточно развита и нуждается в совершенствовании, так как число конкретных, специфических (профессионально-функциональных) квалификационных требований составляет менее 50 %. Большую часть составляют общие, неконкретные (базовые) квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы.
Исследование в работе проводилось на основе комплексного системного подхода с применением методов сравнительного, структурного анализа документов, методов аналогий, синтеза и обобщения.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена актуальной в условиях совершенствования государственной гражданской службы проблеме формирования детализированной системы квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы. В настоящее время квалификационные требования носят формальный характер и не являются специфическими в различных федеральных органах исполнительной власти.
В ходе работы были рассмотрены теории развития квалификационных требований, их влияние на мотивацию, поведение и эффективность деятельности чиновников, был изучен международный опыт применения квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы. В Российской Федерации, так же как и в зарубежных странах, кандидаты, желающие поступить на государственную службу, должны отвечать определенным квалификационным требованиям, а именно иметь соответствующие образование, направление подготовки, стаж работы, знания и навыки.
Гипотеза исследования, заключающаяся в том, что число конкретных, специфических квалификационных требований составляет менее 50 %, подтвердилась.
В третьей главе были даны рекомендации по оптимизации отечественной системы квалификационных требований и возможному внедрению международного опыта.
Для того чтобы соотношение базовых и профессионально¬функциональных квалификационных требований поменялось в сторону последних, необходимо дальнейшее совершенствование системы квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы. Для начала необходимо закрепить в законодательстве обязательное установление федеральным органом исполнительной власти профессионально-функциональных квалификационных требований, нужно наладить взаимодействие на всех уровнях власти и проводить обучающие мероприятия для сотрудников кадровых служб государственных органов по вопросам составления профессионально-функциональных квалификационных
требований. Важно отметить, что детально разработанные профессионально-функциональные квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы должны быть прописаны в должностных регламентах чиновников и в объявлениях о вакансиях на Федеральном портале управленческих кадров и сайтах государственных органов.
Результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы для дальнейшего совершенствования существующей системы квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти. Также, результаты данной работы могут быть применены на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления, то есть для разработки новых квалификационных требований к государственным гражданским служащих субъектов Российской Федерации и муниципальным гражданским служащим, чем в настоящее время и занимается Минтруд России.
1 Бейсембаев А.А. Система государственной службы Республики Казахстан: тенденции и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления, 2010, № 3, С. 110 - 124
2 Воробьев Н.И., Галкин В.А., Мокеев М.М., Осипова И.Н., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
3 Дремина О.В. Компетентностный подход в отборе персонала на государственной службе // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития, 2016, № 24, С. 58 - 63
4 Егоршин А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. - Н. Новгород: НИМБ, 2014. - 112 с.
5 Зенков М.Ю. Зарубежный опыт управления: Государственная служба: Учебное пособие. — Новосибирск: НГАУ, 2004.— 130 с.
6 Квалификационные требования к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/9
7 Кирилин А.В., Нечаева Т.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
8 Кошкин П.П. Идеология менеджеризма и государственное управление в Российской Федерации: специфика социального заказа // Теория и практика общественного развития, 2008, № 1. - С. 1 - 9
9 Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации или мотивация без секретов // Управление персоналом, 2007, № 13-14. - 653 с.
10 Масловский М. В. Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология. - Н. Новгород, Изд-во ННГУ, 1997. - 87 с.
11 Оболонский А.В. Государственная служба (комплексный подход) - М.: Дело, 2009. - 512 с.
12 Парисон Н. Реформа государственной службы: Найм и быстрое карьерное продвижение: Международные подходы, 2005 [Электронный ресурс] // Официальный портал органов власти Чувашской Республики - Режим доступа: www.gov.cap.ru/home/25/admref_2_3.doc
13 Попова Е.П. , Яковлева Т.К. Компетентностный подход к проблеме эффективности деятельности руководителя // Вопросы управления, 2014, С. 89 - 98.
14 Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2010 г. № 950 «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих Министерства образования и науки Российской Федерации, необходимым для исполнения должностных обязанностей»
15 Приказ Минкультуры России от 6 апреля 2012 г. № 317 «Об утверждении квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральных государственных гражданских служащих Министерства культуры Российской Федерации»
16 Приказ Рособрнадзора от 5 июня 2012 г. № 709 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки»
17 Приказ Минфина России от 25 июня 2012 г. №88н «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Министерства финансов Российской Федерации»
18 Приказ Минспорта России от 9 июля 2012 г. №12 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Министерства спорта Российской Федерации»
19 Приказ Минобороны России от 16 июля 2012 г. №1850 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Министерства обороны Российской Федерации»
20 Приказ Минкомсвязи России от 26 июля 2012 г. №185 « Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»
21 Приказ Минздрава России от 10 сентября 2012 г. №156н « Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Министерства здравоохранения Российской Федерации»
22 Приказ Минсельхоза России от 15 апреля 2013 г. №178 « Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Министерства сельского хозяйства Российской Федерации»
23 Приказ Росздравнадзора от 14 августа 2014 г. №5787 « Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения»
24 Приказ Минстроя России от 6 июля 2015 г. №487/пр « Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Министерства строительного и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»
25 Приказ Росархива от 4 декабря 2015 г. №105-к «О квалификационных требованиях, предъявляемых государственными гражданскими служащими Федерального архивного агентства»
26 Проект Федерального закона №978623-6 О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации » и в статьи 5 и 9 Федерального закона «О муниципальной службе Российской Федерации » (в части, касающейся квалификационных требований для замещения должностей гражданской и муниципальной службы)
27 Сладкевич В.П. Мотивационный менеджмент: Курс лекций. - К.: МАУП, 2001. - 168 с.
28 Турняк К. В., Шакина М. А. Модели профессиональных компетенций работников государственного и муниципального управления в условиях нового государственного менеджмента: отечественный и зарубежный опыт // Ars Administrandi (Искусство управления), 2012, С. 41 -55.
29 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
30 Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров - Режим доступа: http://gossluzhba.gov.ru/
31 Функциональные квалификационные требования
[Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/
32 Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
33 Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»
34 Шафритц Дж., Хайд А. Классики теории государственного управления: Американская школа. - М.: Изд-во МГУ, 2003. — 800 с.