Введение 3
1 Теоретические основы повышения рентабельности бизнеса 6
1.1 Экономическая сущность и источники формирования прибыли
предприятия 6
1.2 Оценка рентабельности бизнеса 13
1.3 Направления повышения прибыли и рентабельности бизнеса 19
2 Оценка рентабельности бизнеса торгового предприятия ООО «Ручеек» 27
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Ручеек» 27
Заключение 86
Список использованных источников 88
На сегодняшний день в условиях переходной экономики государства к рыночным отношениям особенно важное значение имеет прибыль.
В своей деятельности организация ориентирована на финансовый результат, то есть на прибыль, которая является достижением необходимой рентабельности продукции (работ, услуг).
Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных организацией за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности организации. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена важностью анализа прибыли и рентабельности для предприятий всех форм собственности как способа определения путей и резервов повышения финансово- хозяйственной деятельности. Так же актуальность темы работы определяется еще рядом причин. Во-первых, рыночная экономика обусловливает необходимость повышения эффективности производства в первую очередь на микроуровне, т.е. на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики. Во-вторых, рентабельность промышленных предприятий не только не возросла, но и ощутимо снизилась. Важно в этой связи понять, почему происходит такое снижение, какие средства следует использовать для того, чтобы ее стабилизировать и даже повысить. Ответить на эти вопросы невозможно без уточнения понятия рентабельность, форм ее проявления, способов расчета, факторов, влияющих на ее величину.
Целью работы является выявление резервов предприятия, на примере ООО «Ручеек». Основные задачи работы:
• проанализировать теоретические основы формирования и повышения рентабельности предприятия;
• охарактеризовать деятельность предприятия ООО «Ручеек»;
• проанализировать и оценить финансово-хозяйственную деятельность и уровень рентабельности;
• оценить основные факторы, влияющие на рентабельность бизнеса ООО «Ручеек»;
• разработать мероприятия по повышению уровня рентабельности ООО «Ручеек».
Объектом исследования работы является общество с ограниченной ответственностью «Ручеек», основная деятельность которого розничная продажа обуви. Предметом исследования являются финансовые показатели предприятия.
Методологической основой исследования явились источники учебной литературы, а так же интернет ресурсы с методическим материалом по анализу финансовых результатов и рентабельности предприятий. Практической основой работы стала бухгалтерская отчетность, а так же книги расходов ООО «Ручеек» за 2013-2015 гг.
Методами исследования, применяемыми при написании дипломной работы стали:
• метод анализа- связан с разложением предмета или явления на свойства и признаки с целью их изучения;
• метод наблюдения - основан на объективном восприятии действительности с целью сбора информации о свойствах и отношениях предметов;
• метод сравнения - используется для сравнения двух или нескольких предметов по определенному признаку;
• метод измерения - точный метод, основанный на определении числовых значений каких-либо показателей.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе раскрываются теоретические основы, а так же сущность рентабельности и прибыли предприятия.
Вторая глава касается непосредственно оценки рентабельности предприятия.
В третьей главе дипломной работы разрабатываются мероприятия по повышению уровню рентабельности анализируемой организации.
Общий объем работы без приложений составляет 92 листа
В данной дипломной работе была достигнута поставленная цель и решены поставленные задачи. По итогам проделанной работы необходимо сделать некоторые выводы и обобщения.
В теоретической части работы выяснилось, что рентабельность представляет собой обобщающий показатель деятельности компании при анализе соотношения уровня затрат и результата. Оценка рентабельности бизнеса является обязательным пунктом в работе любого предприятия. Этот показатель позволяет определить, насколько эффективно функционирует предприятие, а так же увидеть какие меры нужно предпринять для повышения уровня рентабельности, а, следовательно, и прибыли.
Практическая часть данной работы была посвящена анализу прибыли и рентабельности организации ООО «Ручеек», занимающейся розничной продажей обуви, а так же поиску путей повышения уровня рентабельности и резервов снижения уровня затрат. В ходе анализа было выявлено абсолютное и относительное снижение денежных средств предприятия, рост краткосрочных обязательств, что приводит к снижению финансовой стабильности организации. При анализе платежеспособности и финансовой устойчивости стало заметно, что организация полностью обеспечена собственными оборотными и материальными активами, а так же выяснилось, что запасов на складе предприятия хватит почти на год, и объясняется это большим количеством нереализованной продукции прошлых сезонов. Так же выяснилось, что затраты организации растут более быстрыми темпами, чем выручка. Уровень рентабельности предприятия по сравнению с предыдущим периодом снизился, и в целом финансовое состояние ООО «Ручеек» оценивается как неудовлетворительное, так как имеется дефицит денежных средств.
Так же в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «Ручеек» мы выяснили, что основными факторами, влияющими на снижение уровня рентабельности предприятия являются:
• падение уровня продаж ;
• увеличение уровня затрат.
Далее в работе были предложены мероприятия по оптимизации работы предприятия и увеличению уровня продаж, а так же снижения затрат. К таким мероприятиям относятся:
• изменение рекламной компании предприятия, а именно снижение затрат на рекламу по радио и по ТВ, введение совместной рекламной акции с магазином одежды «Твой стиль», а так же установка штендеров не далеко от магазина;
• акции, стимулирующие рост продаж, к ним относятся: введение системы скидок для постоянных покупателей, подарки посетителям;
• открытие дисконт-отдела, для продажи обуви, которая залежалась на складе;
• оптимизация ассортимента магазина, а именно введение новой товарной линейки, и разнообразие ассортимента.
Предложенные мероприятия потребуют дополнительных затрат, а так же возникнет упущенная выгода за счет введения системы скидок. Но при этом предприятие сможет снизить затраты на рекламу, а так же сможет получить дополнительную прибыль, избавится от залежавшегося товара, обновить ассортимент, привлечь новых покупателей и увеличить уровень рентабельности, что и было поставлено главной целью выполненной работы.
1. Устав ООО «Ручеек»
2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Ручеек» 2014-2015гг.
3. Альбеков, А. У. Экономика коммерческого предприятия / А. У. Альбеков.- Ростов н /Д: Феникс, 2002.- 448 с.
4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. [Электронный ресурс] : Анализ финансового состояния предприятия. - Режим доступа:
http://afdanalyse.ru/news/kak wpolnit analiz finansovo khozjaistvennoj dejatelnosti_organizacii/2013-07-31-282
5. Бердников, А. А. Анализ прибыли и рентабельности организаций /А. А. Бердников.- Москва: 2013.-111 с..
6. Бланк, И. А. Управление прибылью / И. А. Бланк. - Ника - Центр, 2005. - 544 с.
7. Бляхман, Л. С. Экономика фирмы: Учебное пособие. / Л. С. Бляхман.- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. - 376с.
8. Васильева, Л. С. Финансовый анализ / Л. С. Васильева. - Москва: КНОРУС, 2008. - 816 с.
9. Виды прибыли [Электронный ресурс] : Режим доступа: http: //www.grandars .ru/college/ekonomika-firmy/vidy-pribyli. html
10. Головина, Т. А. Теоретико-методические аспекты учета и планирования прибыли в деятельности предприятия. / А. Т. Головина // Управленческий учет. - 2006. - № 3.- С. 34 - 36.
11. Елизаров, Ю. Ф. Экономика организаций (предприятий). / Ю. Ф. Елизаров. - Москва: Экзамен, 2008. - 495 с.
12. Жилкина, А. Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия. / А. Н. Жилкина. - Москва: Инфра - М, 2007. - 332 с.
13. Ильенкова ,С. Д. Финансовая экономика фирмы С.Д. Ильенкова. - Москва: Финансы и статистика, 2007. - 208 с.
14. Как повысить продажи в розничном магазине [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://www.ev-trener.ru/articles/umenie-prodavat/sale-in-the-shop
15. Климова, Н. В., Методические подходы по формированию резервов роста прибыли с позиции экономического анализа и бухгалтерского учета. / Н. В. Климова // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 16. - С. 22 - 26.
16. Ковалев, А. И., Анализ финансового состояния предприятия / А. И. Ковалев. - Москва: Центр экономической информации, 2005.-215 с.
17. Ковалева, А. М. Финансовый анализ / А.М. Ковалева. - Москва: Финансы и статистика, 2002.-102 с.
18. Контроль и анализ закупок в бизнесе [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http: //www.rusconsult.ru/common/news/news_337.htmlhttp://www.rusconsult.ru/common/news/news_ 337.html
19. Корсаков, М. Н. Экономика предприятия : учебник /М. Н. Корсаков.- Таганрог: ТРТУ, 2005.-279 с.
20. Крылов, Э. И., Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции. / Э. И. Крылов - Москва : Финансы и статистика, 2006.- 717 с.
21. Кузнецов, Б. Г. Математические методы финансового анализа. / Б. Г.Кузнецов. - Москва: ЮНИТИ, 2006. - 586 с.
22. Лукасевич, И. Я. Финансовый менеджмент./ И. Я. Лукасевич. - Москва: ЭКСМО, 2007. - 768 с.
23. Любушин, Н. П. Анализ финансового состояния организации. / Н. П. Любушкин - Москва : Эксмо, 2007. - 256 с.
24. Николаев, И. Маржинальный анализ рентабельности. / И. Николаев // Консультант. - 2006. - № 5. - С. 20 - 24.
25. Оптимизация ассортимента [Электронный ресурс] : Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров. - Режим доступа:
http: //www.znaytovar.ru/s/Optimizaciya-tovarno go-assortim.html
26.Основные источники формирования прибыли [Электронный ресурс] : Режим доступа :http://biz.hromax.ru/istochniki_ pribyili_ predpriyatiya.html
27. Пивоваров, К. В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих предприятий. / К. В. Пивоваров. - СПб.: Питер, 2007. - 432 с.
28. Понятие, сущность и функции прибыли [Электронный ресурс] : Режим доступа :http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/sushchnost-pribyli.html
29. Пути повышения прибыли и рентабельности [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.invest-profit.ru/malyi-biznes/analitika-malogo-biznesa/1538-puti-povysheniya-pribyli-i-rentabelnosti.html
30. Пять способов увеличить продажи вашего магазина и его доход [Электронный ресурс] : Режим доступа :http://delaybiznes.com/5-sposobov-povysit-prodazhi-vashego-magazina-i-ego-doxod/
31. Расчет рентабельности [Электронный ресурс] : Бизнес-статьи. - Режим
доступа : http://bbcont.ru/business/kak-rasschitat-rentabelnost-biznesa-
primer.html
32. Рентабельность [Электронный ресурс] : Википедия. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B 1 %D0%B5%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D 1%82%D1%8C
33. Рентабельность, ее виды, формулы и расчет [Электронный ресурс] : Режим доступа :http://finansiko.ru/chto_takoe_ _rentabelnost/
34. Рентабельность прибыли : виды, методика подсчета [Электронный ресурс] : Информационный портал. -Режим доступа :http://all-about- investments.ru/category/rentabelnost
35. Савицкая, М. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / М. В. Савицкая. - Москва: Новое знание, 2004. - 640 с.
36. Сорокина, М. В. Менеджмент торгового предприятия / М. В. Сорокина. - СПб.: Питер, 2003.-26с.
37. Текущие затраты торгового предприятия [Электронный ресурс] : Режим
доступа : http: //center-yf.ru/data/economy/T ekushie-zatraty-torgovo go-
predpriyatiya.php
38. Титаева, С. В. Анализ финансовой устойчивости предприятия / С. В. Титаева. // Налоговый вестник -2010. - С. 28
39. Титаева, С.В. Анализ показателей рентабельности / С.В. Титаева. // Налоговый вестник- 2010.-С. 16
40. Товарооборачиваемость, значение, пути ускорения [Электронный
ресурс]: Режим доступа: http://xreferat.com/113/3782-1-
tovarooborachivaemost-znachenie-puti-uskoreniya.html
41. Турманидзе, Т. У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия. / Т. У. Турманидзе. - Москва: РДЛ, 2007. - 342 с.
42. Факторный анализ прибыли от продаж [Электронный ресурс] : Анализ финансового состояния предприятия. - Режим доступа :
http://afdanalyse.ru/publ/finansowj analiz/1/1/11-1-0-93
43. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е. С. Стояновой. -Москва: Перспектива, 2001.- стр.77.
44. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - Москва: Инфра-М, 2009. - 674 с.
45. Хайруллин, А.Г. Управление финансовыми результатами деятельности организации. / А.Г. Хайруллин // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - № 10. - С. 38 - 41.
46. Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа / А.Д Шеремет.- Москва: Инфро-М, 2010.- 331с.
47.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова. - Москва: ИНФРА-М, 2005.- 416 с.
48.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А. С. Пелиха. - Москва: МарТ, 2004.-270 с.
49.Экономика предприятия / Под ред. Н. А. Сафронова. - Москва: Юристъ, 1999.-356 с.
50. Экономическая сущность прибыли. Виды прибыли [Электронный ресурс]: Экономика предприятия - базовые понятия.- Режим доступа: http://ekonomika-predpr.ru/index.php?action=full&id=433
51. Юрков, С. В. Экономика предприятия / С.В. Юрков // Рентабельность. - Питер, 2006.-186с.