Введение 4
1 Современное состояние и тенденции развития рынка спортивных товаров
в России 6
1.1 Тенденции и перспективы развития российского рынка спортивных
товаров 6
1.2 Особенности управления коммерческой деятельностью торговой
организации 16
1.3 Критерии, показатели и методы оценки эффективности
коммерческой деятельности организации 23
2 Анализ управления коммерческой деятельностью ООО «Спортмастер»... 34
2.1 Анализ и оценка показателей деятельности организации 34
2.2 Анализ внутренней и внешней среды организации 43
2.3 Оценка эффективности процесса управления коммерческой
деятельностью организации 49
3 Совершенствование управления коммерческой деятельностью ООО
«Спортмастер» 65
3.1 Разработка предложений по улучшению торгового процесса и
торгового сервиса организации 65
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий.. 85
Заключение 90
Список использованных источников 92
Приложения 100
Деятельность организации как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития как отдельных организаций, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса. Рыночная среда заставляет работать организации в режиме рентабельности, если она не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главный результат деятельности организации в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности.
Любой процесс купли-продажи, всегда образует коммерческую деятельность, что благоприятно способствует развитию товарно-денежных отношений на всех уровнях сложной экономической системы страны. Такая деятельность отражает спрос и предложение на рынке и является наиболее важным элементом механизма регулирования экономических отношений, которые возникают во всех областях экономики между её субъектами, в процессе обмена товарами, услугами и т.д. Коммерческая деятельность проявляется в коммерческих операциях, которые выполняются участниками рыночных процессов, способствующих продвижению товара по всему его пути, от производителя до конечного потребителя.
При рыночной экономике, основной целью коммерческой деятельности становится получение максимальной прибыли, направленной на удовлетворение потребностей работников организации, и его производственного развития. Выгода от торговой сделки первоочередно и обязательно просчитывается партнерами при составлении объемов закупок того или иного товара и рассмотрения вариантов его продажи. Важно постоянно и своевременно анализировать настоящие торговые процессы и проблемы, как на внутренней, так и на внешней арене, быть в курсе особенностей развития организации и его отрасли, и на основе всего этого составлять прогноз деятельности, которая приведёт к повышению эффективности торговли, и к переходу её качества на новые уровни.
Актуальность темы бакалаврской работы обусловлена тем, что организация коммерческой деятельности организации является одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия организации и потребителя.
Целью бакалаврской работы является совершенствование управления коммерческой деятельности филиала ООО «Спортмастер» г. Канска.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать тенденции и перспективы развития российского рынка спортивных товаров;
- исследовать особенности управления коммерческой деятельностью торговой организации;
- провести анализ коммерческой деятельности исследуемой организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности;
- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования является торговая точка г. Канск розничной сети Общества с ограниченной ответственностью «Спортмастер».
Предмет исследования является коммерческая деятельность ООО «Спортмастер» г. Канск.
Информационной базой послужили данные финансовой и статистической отчетности ООО «Спортмастер» г. Канск за 2016-2017 г.
В ходе проведенного исследования была достигнута цель, которая состояла в разработке программы совершенствования управления коммерческой деятельности филиала ООО «Спортмастер» г. Канска.
Были решены поставленные задачи:
- проанализировать тенденции и перспективы развития российского рынка спортивных товаров;
- исследовать особенности управления коммерческой деятельностью торговой организации;
- провести анализ коммерческой деятельности исследуемой организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности;
- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Были выявлены следующие проблемы коммерческой деятельности ООО «Спортмастер» г. Канска: негибкая ценовая политика, слабая система стимулирования покупателей, слабая степень маркетинговой активности, пассивность рекламной политики, проблемы с торговым персоналом, выражающие в виде текучести кадров и неконкурентоспособной заработной платы.
По каждой проблеме было разработано соответствующее решение. Программа мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Спортмастер» следующая:
Мероприятие 1. Разработка бонусных программ лояльности.
Мероприятие 2. Разработка и внедрения проекта «Фитнес-леди» и разработка рекламной организации по его продвижению.
Мероприятие 3. Внедрение стимулирующих программ для персонала
Таким образом, одной из основ успешной коммерческой деятельности организации является своевременное качественно проведенное маркетинговое исследование. В рамках практического исследования коммерческой деятельности ООО «Спортмастер» было проведена исследование коммерческой деятельности с целью подтверждения необходимости разработки мероприятий по ее совершенствованию.
Подводя итоги исследования можно сделать вывод о том, что покупатели магазинов «Спортмастер» имеют позитивное отношение к рекламе, в общем, очень малую осведомленность об исследуемой организации, те кто знаком с магазинами «Спортмастер», дают достаточно высокую оценку функционирования сайта, так же опрошенные высказывают свое положительное отношение к разного рода продвижению в сети Интернет и мобильном пространстве.
По результатам проведенного сегментирования клиентов магазинов «Спортмастер» можно установить следующую целевую аудиторию, на которую может быть направлено разработка мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности. Данные мероприятия должны быть ориентированы как на мужчин, так и на женщин, так как практически одинаковую долю занимают данные категории покупателей магазинов «Спортмастер». Возрастной диапазон преимущественно - от 18 до 25 лет, не состоящие в браке со средним уровнем дохода.
Затраты на реализацию предлагаемых мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Спортмастер» на 2018 год составят 685,8 тыс. руб.
Прогноз выручки от участия в спортивном мероприятии «Фитнес Леди» составит 240 тыс. руб. Выручка от привлечения дополнительных клиентов после проведения рекламной кампании станет больше на 300 тыс. руб.
Экономический эффект от реализации предлагаемой программы по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Спортмастер» на 2018 год составит 722,4 тыс. руб.
1. Баженов, Ю.К. Организация коммерческой деятельности малых и средних предприятий : учебное пособие / Г.Г. Иванов, Ю.К. Баженов. - Москва : ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
2. Беспалов, М.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности) : учеб. пособие / И. Т. Абдукаримов, М. В. Беспалов. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 320 с.
3. Бунеева, Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление : учебник / Р.И. Бунеева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. - 350 с.
4. Дашков, Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью : учебник / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. - Москва : Дашков и К, 2016. - 688 с.
5. Денисова, Н.И. Организация и управление коммерческой деятельностью : учебное пособие / С.Н. Диянова, Н.И. Денисова. - Москва : Магистр: НИЦ Инфра-М, 2017. - 384 с.
6. Дорман, В.Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат : учебное пособие / В.Н. Дорман. - Изд. 2-е, стер. - Москва : Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 108 с.
7. Иванов, М.Ю. Организация и технология коммерческой деятельности : учебное пособие /М.Ю. Иванов, М.В. Иванова. - Москва : ИЦ РИОР, 2016. - 97 с.
8. Ивашина, Н.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций : учебное пособие / И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с
9. Маклаков, Г.В. Эффективность коммерческой деятельности : учебник / Г.В. Маклаков. - Москва : Дашков и К, 2016. - 232 с.
10. Нагапетьянц, Н.А. Коммерческая логистика : учебное пособие / Под общ. ред. Н.А. Нагапетьянца. - Москва : Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М,2014. - 253 с.
11. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность : учебник / Ф.Г. Панкратов. - Изд. 13-е, перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2017. - 500 с.
12. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность : учебник / Ф.П. Половцева. - Изд. 2-e. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.
13. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 208 с.
14. Эриашвили, Н.Д. Организация коммерческой деятельности предприятий. По отраслям и сферам применения : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Торговое дело» / Н.Н. Никулина, Н.Д. Эриашвили. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 319 с.
15. Арутюнянц, Д.Р. Использование маркетинговых инструментов в управлении торговым предприятием / Д.Р. Арутюнянц, А.Ш. Бегиева // Управление экономическими и социальными системами региона : сборник научных трудов. - Владикавказ, 2017. - С. 16-20.
16. Бакальская, Е.В. Особенности развития конкуренции в розничной торговле / Е.В. Бакальская, Ю.В. Присталова // Аллея науки. - 2017. - Т. 3. № 16. - С. 381-385.
17. Бакиров, А.Р. Управление коммерческой деятельностью / А.Р. Бакиров, Д.А. Сальманов // Science Time. - 2016. - № 3 (27). - С. 64-68.
18. Баширова, А.И. KPI - как основа формирования системы стимулирования труда торгового персонала в организациях, осуществляющих торговлю спортивными товарами / А.И. Баширова, В.П. Чижик // Современная экономика : сборник статей XX Международной научной конференции. - 2017. - С. 46-49.
19. Белозеров, А.Г. Спортивная индустрия / А.Г. Белозеров // Стандарты и качество. - 2018. - № 4. - С. 84-85.
20. Борбодоев, М.М. Методологические аспекты организации коммерческой деятельности потребительских рынков / М.М. Борбодоев // Молодой ученый. - 2016. - №25. - С. 248-251.
21. Волков, К.М. Использование маркетинга в управлении (менеджменте) торговым предприятием / К.М. Волков // Аспирант. - 2015. - № 10 (15). - С. 135-136.
22. Гришина, С.А. Особенности продвижения товаров на спортивных рынках / С.А. Гришина, Н.А. Шмачилина // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы : сборник статей III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. - 2017. - С. 38-41.
23. Губа, В.В. Применение мобильных технологий в управлении бизнес- процессами торгового предприятия / В.В. Губа, М.М. Тютюников, Ю.С. Быстрая // Альманах современной науки и образования. - 2015. - № 6 (96). - С. 63-67.
24. Гудиева, Л. Р. Комплексная оценка эффективности коммерческой деятельности / Л. Р. Гудиева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - №11. - С. 803-813.
25. Гураева, И. З. Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия / И. З. Гураева // Экономика и управление. - 2017. - №17. - С. 451-452.
26. Диянова, С.Н. Стратегическое планирование коммерческой деятельности - основа эффективности деятельности в торговом предприятии / С.Н. Диянова // Вопросы и проблемы формирования креативного, конкурентоспособного и современного общества : сборник научных статей по итогам международной конференции. Региональный центр «Общественное сознание». - 2013. - С. 52-61.
27. Дмитриева, Л.Н. Система показателей оценки уровня развития коммерческой деятельности кооперативной организации / Л.Н. Дмитриева // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - № 2 (4). - С. 332-335.
28. Иванова, М.Б. Диагностика конкурентной среды в сети розничной торговли на примере спортивного магазина «Ам-спорт» / М.Б. Иванова, Е.В.
Потнина, К.Р. Абдурахманова // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения : сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. - 2017. - С. 85-86.
29. Калиева, О. М. Понятие экономической эффективности коммерческой деятельности / О. М. Калиева [и др.] // Инновационная экономика : материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). - Казань: Бук, 2017. - С. 99-103.
30. Калиева, О. М. Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия / О. М. Калиева [и др.] // Инновационная экономика : материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). - Казань : Бук, 2017. - С. 93-96
31. Кметь, Е.Б. Исследование предпочтений пользователей к различным видам и формам интернет-рекламы / Е.Б. Кметь, М.В. Пынько // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2017. - Т. 9. № 2 (37). - С. 90-104.
32. Котляр, Е.В. Карточные программы лояльности в Иркутске / Е.В. Котляр, Е.М. Пушкарева // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2017. - № 2 (7). - С. 71-74.
33. Красюк, И.А. Анализ развития отраслевого рынка торговли спорттоварами / И.А. Красюк, Е.Э. Цой, В.П. Гажева // Научные достижения и открытия 2018 : сборник статей V Международного научно-исследовательского конкурса. - 2018. - С. 133-137.
34. Красюк, И.А. Маркетинговая оценка влияния рекламы на продажи и прибыльность торговой компании / И.А. Красюк, А.А. Бутов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2017. - № 4 (22). - С. 115-120.
35. Лалиева, Н.А. Управление деятельностью торгового предприятия с помощью оперативного маркетинга / Н.А. Лалиева // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - № 5. - С. 35-38.
36. Ликтан, В.Т. Исследование маркетинговой деятельности и пути улучшения коммерческой деятельности на примере ОАО «Тывамолоко» / В.Т. Ликтан // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 5. № 3. - С. 136-140.
37. Лобова, А. С. Теоретические подходы к формированию управления коммерческой деятельностью предприятия / А. С. Лобова, Е. В. Пульнова // Молодой ученый. - 2017. - №39. - С. 33-36.
38. Львова, Е.И. Управление деловой репутацией торгового предприятия / Е.И. Львова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. - 2015. - С. 90-91.
39. Малых, Н.И. Основные подходы к оценке финансового состояния организации на примере ООО «Спортмастер» / Н.И. Малых // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2016. - № 9-3 (25). - С. 188-193.
40. Медведева, Ю.Ю. Место инноваций в управлении торговым предприятием / Ю.Ю. Медведева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2016. - № 4. - С. 68-73.
41. Медкова, Д.А. Особенности реализации спортивных товаров / Д.А. Медкова // Инновационная наука. - 2017. - № 6. - С. 46-48.
42. Мельникова, Т.Ф. Маркетинговые исследования конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Спортмастер» / Т.Ф. Мельникова, А.Т. Ербулатова, А.Б. Иванова // Аллея науки. - 2017. - Т. 2. № 16. - С. 383-389.
43. Мирошниченко, Д. Обзор рынка фитнес-услуг / Д. Мирошниченко // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 214-217.
44. Молькин, А.Н. Разработка комплекса маркетинговых мероприятий по продвижению спортивной одежды магазинами г. Пензы / А.Н. Молькин, А.А. Малышев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 5. - с. 58.
45. Муравьёва, Н.Ю. Значимость показателя финансовой устойчивости в управлении торговым предприятием / Н.Ю. Муравьёва // От научных идей к стратегии бизнес-развития : сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов, Москва. - 2015. - С. 296-306.
46. Насибуллина, Р.Р. Применение показателей эффективности в управлении торговым предприятием / Р.Р. Насибуллина // Информатика и кибернетика (ComCon-2015) : сборник докладов студенческой научной конференции Института информационных технологий и управления. Н. М. Вербова. - 2015. - С. 446-448.
47. Рашевский, К.В. Стратегическая оценка деятельности магазина торговой сети «Спортмастер» с целью повышения культуры обслуживания / К.В. Рашевский, Е.А. Тимофеева // Неделя науки СПбПУ : материалы научной конференции с международным участием. - 2017. - С. 104-106.
48. Романова, О.С. Применение ситуационного подхода к управлению торговым предприятием / О.С. Романова // Электронный бизнес. Управление интернет-проектами. Инновации сборник трудов участников VIII Студенческой научно-практической конференции. Ответственный редактор В.В. Корнилов ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ф- т бизнеса и менеджмента, школа бизнес-информатики. - 2016. - С. 85-91.
49. Русецкая, Л.С. Влияние инновационной деятельности на эффективность деятельности коммерческой организации / Л.С. Русецкая, Л.В. Прудникова // Тезисы докладов 49 Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. - 2016. - С. 49.
50. Старикова, Л.Н. Процессный подход в управлении торговым предприятием / Л.Н. Старикова, А.И. Умрилова // Экономика и социум. - 2016. - № 7 (26). - С. 291-301.
51. Трофимова, В.В. Определение ниши для создания интернет-магазина для нескольких торговых точек / В.В. Трофимова // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2018. - № 1 (9). - С. 73-75.
52. Трошин, В. А. Оценка эффективности коммерческой деятельности / В. А. Трошин // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2017. - С. 69-72.
53. Федоренко, А.О. Оценка стоимости ГК Спортмастер в условиях конкуренции на рынке спортивных товаров / А.О. Федоренко // Эволюция современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. - 2016. - С. 199-201.
54. Холмирзоев, Д. Н. Основные показатели коммерческой деятельности / Д. Н. Холмирзоев [и др.] // Молодой ученый. - 2016. - №30. - С. 286-289.
55. Чумакова, О.Н. Соотношение предпринимательской и коммерческой деятельностей в аспекте их участников apriori / О.Н. Чумакова // Гуманитарные науки. - 2014. - № 6. - С. 35.
56. Шевченко, И.В. Инструменты финансового контроля за коммерческой деятельностью корпорации / И.В. Шевченко, А.С. Митина, А.Н. Егиян // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - № 20. - С. 2-6.
57. Шустерман, М.С. Содержание экономической категории «коммерческая деятельность предприятия» / М.С. Шустерман // Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. - Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. - С. 4-8.
58. Яричина, Ю.В. Анализ рекламной деятельности ООО «Спортмастер» / Ю.В. Яричина // Экономика и управление в современных условиях : материалы международной (заочной) научно-практической конференции. - 2017. - С. 294-296.
59. Активный рост рынка спортивных аксессуаров: оценка, анализ, прогнозы [Электронный ресурс] // NEW RETAIL. - Режим доступа: https://new- retail.ru/business/aktivnyy_rost_rynka_sportivnykh_aksessuarov_otsenka_analiz_ prognozy1855.
60. Анализ российского рынка спортивных товаров: тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс] // Исследование РБК. - Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/100083/.
61. Белянин, А. Готовность №1: Краснодарский край в ожидании ЧМ- 2018 по футболу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/16/11/2017/5a0da8779a7947fcc7bd34f8.
62. Краснодарский край. Путь к триумфу [Электронный ресурс] // Департамент по физической культуре и спорту. - Режим доступа: http://www.kubansport.ru/upload/documents/Put_k_triumfu.
63. Мутко оценил объем российского рынка спортивных товаров в 500 млрд. рублей [Электронный ресурс] // Информационное Агентство RNS. - Режим доступа: https://rns.online/sports-economy/Mutko-otsenil-obem-rinka- rossiiskoi-sportivnih-tovarov-v-500-mlrd-rublei-2016-10-12/
64. Пресс-релиз рынка спортивных товаров [Электронный ресурс] // Исследование DISCOVERY Research Group. - Режим доступа: http://drgroup.ru/press-reliz-rinka-sportivnix-tovarov.html.
65. Розничные сети по продаже спортивных товаров в РФ: итоги 2016 г., прогноз 2019 г. [Электронный ресурс] // Исследование NeoAnalytics. - Режим доступа: http://www.neoanalytics.ru/pages/sport-riteil-2017.
66. Рынок спортивной обуви в России - 2018. Показатели и прогнозы [Электронный ресурс] // Комплексное исследование рынка TEBIZ GROUP. - Режим доступа: http://tebiz.ru/mi/rynok-sportivnoy-obuvi.
67. Рынок спортивного питания: спад, несмотря на новые рекорды импортозамещения [Электронный ресурс] // Исследование IndexBox. - Режим доступа: http://www.indexbox.ru/news/rynok-sportivnogo-pitaniya-spad-nesmotrya- na-novye-rekordy-importozameshcheniya/.
68. Рынок спортивных товаров в России. Отчет агентства ABARUS Market Research. Arabus.ru[Электронный ресурс] // Сервер маркетингового агентства. - Режим доступа: http://www.abarus.ru/cnt/complete.
69. Рынок спортивных товаров и услуг в 2016 году принес 40 млрд. рублей в бюджет РФ [Электронный ресурс] // Исследование ТАСС. - Режим доступа: http://tass.ru/sport/4201156.
70. Рынок спорттоваров вырастет в 2017 году на 4,6% [Электронный ресурс] // Исследование РБК. - Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/100227/.