Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение студентов ИППС к профессиональному успеху

Работа №25600

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы90
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
545
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ 8
1.1. Профессиональная успешность, как социологическая проблема. 8
1.2. Специфика и основные факторы, влияющие на профессиональную
успешность студенческой молодежи. 23
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ИППС О СПОСОБАХ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА. 43
2.1. Разработать методическое обоснование исследования. 43
2.2. Провести анализ результатов социологического исследования 45
Выводы и рекомендации 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность. Основой темы дипломной работы является проблема профессиональной успешности молодежи, после окончания университета. Актуальность исследования обусловлена тенденциями развития общества, включающими в себя проблемы конкурентоспособности и обеспечения успешности личности, ключевым показателем которых становится успех в профессиональной деятельности и дальнейший карьерный рост. Карьера в условиях рыночной экономики и демократического общества является важным показателем развития человека в социальной системе, связанной с обретением профессиональной ответственности, мобильности, принятием культуры, ценностных ориентаций профессиональной среды, непрерывного самообразования, а так же саморазвития.
В настоящее время из - за слабого понимания основ рыночной экономики и основополагающих законов регулирования рынка труда, молодые специалисты после окончания университета зачастую неспособны правильно смоделировать шаги, необходимые для достижения профессионального успеха. Имея неадекватные карьерные амбиции, они часто претендуют на руководящие должности, большое вознаграждение и на право решать стратегические вопросы предприятия, не имея жизненного и профессионального опыта, в то время как работодатель предпочитает специалистов уже имеющих опыт работы.
Все это приводит к необходимости не только и даже не столько преподать студентам положенный по программе подготовки объем знаний, сколько дать им необходимые навыки и практические умения, которые позволят им в будущем занять активную гражданскую позицию, укрепиться на карьерной лестнице и не утратить способность к саморазвитию.
Учитывая, что система образования является самой массовой в глобальной системой общественного развития, есть основание полагать, что профессиональное образование имеет потенциал для формирования профессионального успеха большинства студентов. Освоение выбранного направления подразумевает высокий уровень подготовки специалистов не только в области теории, но и в области практического применения знаний. Степень сформированности профессиональных представлений выступает предпосылкой становления активной жизненной позиции личности, а так же ее успешности в профессиональной деятельности. Профессиональные представления, возникающие на начальных этапах профессионального самоопределения, в дальнейшем определяют особенности движения человека в профессии и возможности его личностной и профессиональной самореализации.
В данном исследовании мы выясним отношение сегодняшней студенческой молодежи к профессиональному успеху на примере студентов 1 - 4 курсов института педагогики, психологии и социологии. Так как это самая многочисленная когорта студентов, именно их представления о профессиональном успехе важны для ИППС с точки зрения понимания мотивации профессионального обучения, а так же на основе полученных данных, администрация ИППС сможет акцентировать на них внимание и добавить тезисы в программу профессионального образовательного процесса, актуальные для студента. С помощью нашего исследования мы сможем выяснить, что на сегодняшний день является профессиональным успехом для студенческой молодежи института педагогики психологии и социологии, а так же значимость получаемого высшего образования в передвижении по карьерной лестнице.
По этим причинам данное социологическое исследование на сегодняшний день является актуальным.
Степень научной разработанности проблемы.
В настоящее время одной из ключевых тем современного общества является профессиональная успешность молодежи, недавно закончившей ВУЗы. Связывая карьеру не только с успехом в профессиональной деятельности, но и всей жизнью, с личностным развитием, карьерную компетентность ряд ученых (Е. А. Могилёвкин, Е.В. Садон, Н. В. Никитина и др.) рассматривают как главное условие ее успешного построения. Исследования феномена карьеры, а так же профессионального успеха, многогранны и лежат в основном в направлениях: психолого- акмеологических исследований мотивации карьеры (А.Я. Кибанов, Д. Мак Клелланд, Э. Шейн и др.), факторов развития личности в ходе карьерного продвижения, успешного развития индивидуальной карьеры (A.A. Деркач, А.К. Маркова, Е.Г. Молл, Е. Сьюпер и др.); конкурентоспособности выпускников ВУЗов (Т.А. Жданко, Г.П. Морозова, А.Г. Нагорная, Т.А. Сливина, М.В. Хортова и др.), самооценки карьерной компетентности студентами (Т.Ю. Тодышева); социально-психологических исследований особенностей сформированности карьерной компетентности молодых специалистов (A.C. Бажин, Ж. Р. Дмитриева), социальных установок, диспозиций (А.Г. Асмолов, Ф. Знанецкий, М. Смит, У. Томас, В.А. Ядов и др.) ценностей и ценностных представлений (Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, Ш. Шварц и др.). Вместе с тем, представления о получаемой специальности, именно в качестве фактора для дальнейшего карьерного продвижения, изучены недостаточно.
Формирование профессиональной успешности студентов после окончания ВУЗов во многом требует теоретического обоснования и методического обеспечения. Это связано с дефицитом научных знаний, раскрывающих педагогическую задачу и роль профессионального образования в формировании данного качества у выпускников, для дальнейшего осуществления их успешной профессиональной деятельности на протяжении всей жизни.
Цель исследования: изучить отношение студентов ИППС к профессиональному успеху.
Задачи:
1. Проанализировать понятие «профессиональная успешность», как социологическую проблему.
2. Выделить специфику и основные факторы, влияющие на профессиональную успешность студенческой молодежи.
3. Разработать методическое обоснование социологического исследования.
4. Проанализировать результаты социологического исследования.
Объект исследования: студенты института педагогики психологии и социологии.
Предмет исследования: отношение студентов института педагогики психологии и социологии к профессиональному успеху.
Гипотеза - основание: большая часть студентов института педагогики психологии и социологии связывают свой профессиональный успех с получением высшего образования по выбранному направлению.
Ключевые понятия:
Студент - учащийся высшего учебного заведения, очного отделения бакалавриата ИППС СФУ.
Молодежь - это особая социально-демографическая группа населения, имеющая свои отличия в образе жизни, ценностных ориентациях, жизненных планах, эталонах поведения и многом другом. Важная особенность молодежи как социальной группы заключается в том, что в этот период закладывается фундамент духовных, нравственных, трудовых позиций, основы ее социального облика.
Студенческая молодежь - является составной частью такой социально¬демографической группы, как молодежь, в системе высшего образования, объединяет молодых людей примерно одного возраста, образовательного уровня, представителей всех социальных слоев и групп населения.
Профессия - форма трудовой деятельности, для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, полученными в результате профессионального образования и подготовки.
Успех - достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат, общественное признание.
Профессиональный успех - рост личности на профессиональном уровне, основываясь на базе тех знаний, что были получены по выбранному направлению при обучении в ВУЗе, а так же на основе личностных компетенций.
Достижение профессионального успеха — единый процесс самореализации личности и ее самоутверждения в обществе.
Личностная компетентность - способность применять знания и умения, полученные ранее, а так же успешно действовать на основе практического опыта, при решении каких-либо задач.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе «Научно-теоретические подходы к изучению профессиональной успешности» раскрываются общие теоретические воззрения на феномен профессионального успеха с позиций социологии и психологии, отображаются основные научные подходы к пониманию содержания профессиональной успешности молодежи. Во второй главе «Социологические анализы представлений студентов ИППС СФУ о способах профессионального успеха» приводится методология социологического изучения профессионального успеха с точки зрения студентов очного отделения бакалавриата ИППС СФУ, делаются выводы и интерпретируются полученные эмпирические данные.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы было проведено как теоретическое, так и практическое изучение «отношения студентов ИППС к профессиональному успеху».
Нами были проанализированы различные подходы исследователей социологических и психологических наук к изучению профессионального успеха, а так же отношения студенческой молодежи к нему. Мы выяснили, что в настоящий момент обнаруживается недостаток знаний об интересующей нас проблеме; исследователи зачастую не успевают за меняющейся реальностью, что, соответственно, влечет за собой дефицит знаний о рассматриваемой социальной проблеме. Кроме того, и многие социологи данную проблему не до конца исследовали, поэтому проблема отношения студенческой молодежи к профессиональному успеху не нашла конечного отражения в трудах социологической мысли.
Рассмотрев и проанализировав подходы к изучению отношения молодежи к профессиональному успеху, мы пришли к выводу, что, несомненно, стоит учитывать отдельные положения различных теорий, но, обращая внимание на тот факт, что ученые не до конца исследовали данную проблему, в связи с динамичным изменением общества, накопленные знания не могут считаться полными и достаточными для решения такого важного вопроса в обществе, и в связи с этим значащим моментом в исследовании отношения студенческой молодежи к профессиональному успеху, по нашему мнению, должно стать изучение их мнения о возможностях, перспективах, существующих для достижения профессионального успеха молодежи.
В целом отношение студенческой молодежи к профессиональному успеху является положительным, несмотря на быстроизменяющиеся тенденции рынка труда и привилегии более опытных специалистов на рабочие места. Многие студенты ВУЗов на последних курсах обучения, начинают задумываться о том, куда они пойдут трудоустраиваться после окончания университета. Так, по проведенному нами исследованию, мы
68
узнали, что полученное образование по выбранному направлению, является основой для достижения профессионального успеха, несмотря на то, будет оно по полученному образованию или же иным (получение второго высшего образования, курсы переквалификации).
На основании проведенных исследований выделяются несколько основных факторов, влияющих на формирование отношения студентов ИППС к профессиональному успеху: образовательный процесса влияет на раскрытие и реализацию индивидуальных способностей студента; во время обучения на выбранном направлении студент получает достаточный объем теоретических знаний и практических навыков для того, чтобы применять их в дальнейшем; образование, а так же личностные лидерские качества, являются основой для достижения профессионального успеха.
Опираясь на полученные теоретические знания, мы провели социологическое исследование отношения студентов института педагогиги психологии и социологии к профессиональному успеху. Методом исследования явился анкетный опрос, в ходе которого было опрошено 268 студентов 1 - 4 курсов бакалавриата очного отделения обучения института педагогики психологии и социологии.
Основные выводы, которые мы сделали по итогу проведенного опроса, звучат следующим образом.
В результате рассмотрения вопросов, призванных показать нам, что понимают под профессиональным успехом студенты очного отделения бакалавриата ИППС СФУ, а так же их отношение к нему, мы пришли к следующим выводам:
Общая картина, сформированная по результатам ответов студентов 1 - 4 курсов бакалавриата очного отделения обучения, такова: методом контент- анализа мы выяснили, что, по мнению большинства респондентов, профессиональный успех - это занятие любимым делом, включая карьерный рост в определенной профессиональной деятельности, а так же достойную заработную плату.
Большая часть опрошенных студентов, как мужчин, так и женщин, считают, что образовательный процесс по выбранному ими направлению, способствует раскрытию и реализации их индивидуальных способностей, для достижения профессионального успеха; многие из поступивших на выбранное ими направление, сделали это не по собственному желанию, но не смотря на это, при обучении, они получают большой объем, как теоретических знаний, так и практических навыков, которые станут основой для их профессионального роста по карьерной лестнице. Но одних знаний и навыков недостаточно, поэтому для достижения успеха в профессиональной деятельности, необходимо иметь личностные компетенции, такие, как: трудолюбие, общительность, дружелюбие, амбициозность, а так же иметь образование, из проведенного исследования, можем сказать, что большинство студентов обладают этими личностными характеристиками, что положительно скажется на их дальнейшей профессиональной деятельности. Так же, в результате корреляционного анализа, мы выяснили: для того, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности, надо уметь ставить перед собой цель и идти к ней несмотря ни на что.
Из полученных в ходе факторного анализа данных можно сделать вывод о том, что в ходе которого было выделено три фактора, описывающих представления студентов о профессиональном успехе. Первый фактор объясняет 20% суммарной дисперсии, второй фактор - 14%, третий - 8%. Первый фактор представляет профессиональный успех в сознании студентов, как интересная работа, которая позволяет расти как на профессиональном, так и на личностном уровнях. Второй фактор говорит о том, что профессиональный успех - это, в первую очередь, не материальный достаток, а деятельность, приносящая духовное наслаждение. Третий фактор можно обозначить так: профессиональный успех - это руководящая должность в интересном деле, в то же время, получая большой материальный достаток.
Для большинства студентов, получаемое ими образование по выбранному направлению, в дальнейшем станет основой для достижения профессионального успеха. Но, как и предполагалось, больший процент студентов, обучающихся на 1 курсе по выбранному ими направлению, готовы связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с тем образованием, которое они получают, в отличие от 4 курса, где большинство опрошенных считают, что полученное ими образование станет только основой для достижения успеха в своей трудовой деятельности.
Подавляющее большинство респондентов связывают свою дальнейшую профессиональную деятельность в работе с людьми, данное распределение ответов можно аргументировать тем, что студенты, обучающиеся в ИППС СФУ имеют исключительно гуманитарное направление. Так же, в результате корреляционного анализа, мы выяснили критерий в достижении профессионального успеха: для того, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности, надо уметь ставить перед собой цель и идти к ней несмотря ни на что.
Таким образом, проведенное исследование отношения студентов института педагогики психологии и социологии показало, что гипотеза, поставленная в начале исследования, была полностью подтверждена, но стоит указать, что для достижения успеха в профессиональной деятельности одного полученного образования мало, студент должен обладать личностными лидерскими качествами. Большая часть опрошенных респондентов связывают свой профессиональный успех с получением высшего образования по выбранному направлению, учитывая не только приобретение диплома о высшем образовании, но и те практические навыки и знания, что они приобрели за время обучения в университете, а так же опыт, полученный от коллег старше.



1. Аверьянов Л.Я. О проблемах молодежи и не только о них // Социол.исслед. 2008. № 10.
2. Ахиезер А. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. № 9. С. 29-45.
3. Афонькина, Ю. А. Психология допрофессионального развития субъекта труда [Текст] : монография / Ю. А. Афонькина. - Мурманск : НИЦ «Пазори», 2005.
4. Белый О.И. Определение понятия «молодежь» // Теория и практика. 2012. № 12.
5. Бухарова, Г. Д. Об инновационном развитии образования в современном мире [Текст] / Г. Д. Бухарова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Кемерово, 19-20 ноября 2008 г.): в 2 ч. Ч. 1 / сост. Т. С. Панина, Л. П. Вашлаева. - Кемерово : изд-во ГОУ КРИРПО, 2008.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. СПб., 2006.
7. Горчакова-Сибирская М.П. Качество профессионального
образования как фактор безопасности жизнедеятельности личности // В сб. науч. тр. МАНЭБ № 1 «Педагогика и акмеология безопасности
жизнедеятельности» / Под ред. Б.Ф.Кваши. СПб., 2000.
8. Дружилов, С. А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход [Текст] / С. А. Дружилов // Вестник Балтийской педагогической академии. - Вып. 52. Актуальные проблемы психологии профессиональной деятельности и психологической помощи. - СПб. : Балтийская педагогическая академия, 2003.
9. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации (ЕТКС) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/etks (дата обращения: 23.03.2016).
10. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. М., 2007.
11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
12. Карпов А.В. Рефлексивность как психологическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 5. Т. 24.
13. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных механизмов управления // Институт психологии РАН. М.; Ярославль, 2000.
14. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. - Ростов н/Д. : Феникс, 1996.
15. Климов, Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. - М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003.
16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.
17. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 191с.
18. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
19. Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально- функциональные структуры// Социс. 2000. № 7. С. 3-12.
20. Лисовский В.Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Л., 1968.
21. Лисовский В.Т. Социальные изменения в молодежной среде // CREDO NEW: Теоретический журнал. 2002. № 1.
22. Лобанова Ю.И. Исследование влияния особенностей рефлексивного механизма на успешность профессиональной подготовки современного специалиста: Автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 1998.
23. Луков В.А. Теория молодежи: пути развития // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 3.
24. Маркова, А. К. Психология профессио-нализма [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
25. Маркова А.К. Психология профессионализма: учеб. пособие. М., 1996.
26. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал: учеб. пособие. М., 1994.
27. Немировский В. Г. Общая социология: учебное пособие. / В. Г. Немировский. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2004. - 218 с.
28. Немировский В. Г. Динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи в 1988—2004 гг. / «Молодёжная Галактика», СПбГУ. — № 1. — 2007. — С. 110—115.
29. Немировский В. Г. Молодёжь строит будущее. — Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1986. — 85 с.
30. Немировский В. Г., Григорьев С. И. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века. — Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1995. — 188 с.
31. Отчет о результатах проведенного социологического исследования: Особенности представлений студентов разных курсов обучения об успехе в профессиональной [Электронный ресурс] // - 2012. - Режим доступа:
32. Петров А.В. Социальные практики молодежи: учеб. пособие. Краснодар, 2005.
33. Петровский В.А. Принцип ведущей деятельности и проблема
личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. - М., 1983. 34.Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание
профессионального становления человека [Текст] / Ю. П. Поваренков. - М. : изд-во УРАО, 2002.
34. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.;Воронеж, 1996. - 253 с.
35. Пряжников, Н. С. Представления о профессионализме и псевдо-профессионализме как фактор профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / Н. С. Пряжни-ков // Профессиональное самоопределение учащейся молодежи: становление и развитие методологии и практики : материалы П Всерос. науч.-практ. конференции (11-12 ноября 2008 г.) ; под общ. ред. С. Н. Чистяковой. - М., 2008.
36. Ростовцева М.В., Машанов А.А. Философский смысл понятия «социальная адаптация» // Вестник КрасГАУ. - 2012. - №6. - С.288-293.
37. Ростовцева М.В, Машанов А.А. Основные подходы к исследованию адаптивности личности // Вестник КрасГАУ. - 2012. - №7. - С.191-196.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 1-е изд. - СПб.: Питер-пресс, 2009. - 720 с.
39. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре: учеб. пособие. СПб., 2006.
40. Шапко В.Т. Актуальная культура российской молодежи: автореф. дис. д-ра социол.наук. Екатеринбург, 1997.
41. Anderson, G. Lester. TRENDS IN EDUCATION FOR THE PROFESSIONS. AAHE-ERIC Research Report No. 7. Washington, DC: American Association for Higher Education, 1974. ED 096 889.
42. Professional Education. ERIC Digest. [Электронный ресурс], - Режим достуnа:http://www.ericdigests.org/pre-926/professional.htm (дата обращения: 07.05.2016)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ