Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

Работа №25594

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
564
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1.1 Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте 1.2 Самопознание в выборе профессии. 15
1.3. Классификация профессиональных типов личности 19
2. Методические подходы и приемы автоматизации методик психологического исследования 25
2.1. Обзор средств автоматизации методик исследования. 25
2.2 Приложение Microsoft Access 32
2.3 Использование ADO средствами Delphi 37
Глава 3. Разработка автоматизированной методики исследования самоопределения старших школьников 40
3.1 Описание структуры и интерфейса автоматизированной методики. 40
3.2. Результаты эмпирического исследования 44
3.3 Рекомендации по профориентации старших школьников. 52
Заключение. 63
Список использованных источников
Приложение

На данный момент в нашей стране наблюдается дефицит высококлассных специалистов во многих отраслях жизнедеятельности общества: экономике, политике, культуре, социальной сфере и т.п. Несмотря на то, что в нашей стране достаточно развита система среднего, средне¬специального и высшего образования, существует много высших и средних учебных заведений с высоким уровнем и качеством обучения, однако они каждый год выпускают специалистов, компетентность и профессионализм которых во многом не соответствуют современным требованиям рынка труда.
Одной из причин этого является неверный выбор профессии человеком в юности. Известно, что юность (14-18 лет) - возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.
Процесс профессионального самоопределения в свою очередь включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.
Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала
Если раньше вопросы профессионального самоопределения были предметом рассуждения отдельных мыслителей, то теперь оно стало отраслью научного знания, в которой занято большое число исследователей. Несмотря на мощные разработки в области профессионального самоопределения, эта проблема не теряет своей остроты, в ней открываются все новые и новые стороны, связанные с особенностями развития современного общества и человека в нем.
Для большинства выпускников общеобразовательной школы ситуация профессионального самоопределения является стрессогенной. Они сталкиваются с трудностями как личного, так и объективного характера. Возможно это связано с незнанием мира профессий и требований, которые они выдвигают к человеку; с быстрыми изменениями, происходящими в мире профессий и на рынке труда, с экономическим положением страны вообще. Это ряд объективных факторов. Однако, как мы знаем, решающее значение для осуществления профессионального выбора имеет сама личность, уровень ее зрелости и готовности к выполнению определенного рода деятельности.
Для эффективного решения этой проблемы недостаточно только теоретических соображений. Поэтому на данном этапе существует разветвленная система оказания помощи и управления процессом профессионального самоопределения. Она носит название системы профессиональной ориентации.
Над разработкой основных принципов функционирования системы профориентации, созданием новых, более эффективных методов оказания квалифицированной помощи при самоопределении работают ведущие зарубежные и отечественные ученые. Среди ученых значительный вклад в развитие профориентации сделали Герр, Н. Гисберс, И. Мур, которые занимались разработкой идей профконсультации, А. Маслоу, автор концепции профессионального развития индивида, Дж. Холланд, С. Фукуяма, японский ученый, автор теории постепенной подготовки школьников к сознательному профессиональному выбору, В. Франкл и др..
Большой опыт в области теории профессионального самоопределения накопленный в отечественной психологии и педагогике. Это классические исследования в области профессиональной ориентации и консультации Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, В.В. Назимова, Б.А. Федоришина, Н.С.
Пряжникова т.д.. Очень ценными для развития теории профессионального самоопределения есть идеи формирования жизненной перспективы Е.И. Головахи. Для развития теории профессионального самоопределения основой послужили труды известных отечественных ученых, занимавшихся детской и педагогической психологией: Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, С. Костюка, Г.А. Люблинской т.д.
Не смотря на широкий спектр исследований, проблема профессионального самоопределения старшеклассников по-прежнему остается актуальной. Описанную проблему обостряют процессы информатизации и компьютеризации российского общества, которые, с одной стороны, предъявляют специфические требования к личности педагога, связанные со способностями мобильно и адаптивно воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, осваивать современные средства, методы и технологии работы. С другой стороны, нельзя не отметить положительные эффекты процесса автоматизации при работе с разного рода информацией, в том числе и социально-психологической, что позволяет эффективно проводить исследования тех или иных феноменов, быстро и точно осуществлять сбор, анализ и обработку полученных данных. Автоматизация психологических тестов является мощным инструментом для психолога при проведении научных исследований психологических особенностей личности. Поэтому исследование профессионального самоопределения целесообразно осуществлять с использованием современной компьютерной программы [2].
В связи с этим целью настоящей дипломной работы является разработка автоматизированной методики для исследования профессионального самоопределения старших школьников.
Объектом изучения является процесс профессионального
самоопределения.
Предметом изучения является методики профессионального
самоопределения старших школьников.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическую характеристику профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
2. Определить роль самопознания в выборе профессии и классифицировать профессиональные типы личности.
3. Описать методические подходы и приемы автоматизации методик психологического исследования.
4. Разработать автоматизированную методику исследования самоопределения старших школьников.
5. Описать методику и провести исследование профессионального определения старших школьников.
6. Описать результаты эмпирического исследования.
7. Разработать рекомендации по профориентации старших школьников
Методы исследования: теоретический анализ, психодиагностические методики: 1. опросник профессиональных предпочтений (ОПП) Дж. Холланда 2. морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); методы интерпретации полученных результатов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель бакалаврской работы - разработка автоматизированной методики для исследования профессионального самоопределения старших школьников. Объект изучения - процесс профессионального самоопределения. Предмет - методики для исследования профессионального самоопределения старших школьников. В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие основные выводы:
1. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.
2. Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
3. Основными факторами, влияющими на профессиональный выбор, являются: способности и личные склонности школьника; ценностные ориентации и представления о престижности занятий; его накопленный человеческий капитал (знания, здоровье и пр.); качество образования и характеристики школы, влияющие на человеческий капитал школьника; объемы семейного капитала (человеческий, материальный, социальный), профессии родителей; поселенческие характеристики (регион, размер города, удаленность от областного центра). Учитывая сказанное, в эмпирической части исследования для определения влияния выбора профессии нами использовался такой основной фактор, определяющий его, как ценностные ориентации.
4. Основными профессиональными теориями личности являются теории Дж. Холланда и Е.А. Климова. Также выбор профессии может быть обусловлен: традицией, случаем, долгом, целевым выбором и пр. В эмпирической части работы мы использовали профессиональную типологию Холланда, потому что она является одной из основных теорий, применяемых в современной профориентации.
5. Для проведения исследования с помощью языка программирования «Делфи» нами были автоматизированы методики: опросник профессиональных предпочтений (ОПП) Дж. Холланда; морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина).
Для запуска программы Теста Холланда необходимо открыть вкладку «Goland.exe» и запустить программу. В появившемся окне необходимо выбрать один из двух вариантов предложенных профессий, отметив в соответствующем окошке . После того, как респондент ответит на все вопросы теста, появится окно с результатами. В завершении тестирования необходимо посмотреть «Результаты». Нажав на кнопку, респондент видит таблицу, в которой находятся данные о прохождении теста.
6. Для прохождения «Морфологического теста жизненных ценностей» необходимо открыть вкладку «MTGC.exe» и запустить программу. В появившемся окне необходимо выбрать один из пяти предложенных вариантов ответов, отметив в соответствующем окошке
7. В завершении тестирования необходимо посмотреть «Результаты». Нажав на кнопку, респондент видит таблицу, в которой находятся данные о прохождении тестов.
8. Целью эмпирического исследования было изучение профессиональных интересов и особенностей личности выпускников школ. Выборка испытуемых: 60 выпускников средних школ Манского района. Группа испытуемых однородна по половозрастному принципу: 30 девушек и 30 юношей, возраст 17-18 лет.
9. В группе испытуемых выпускников средней школы наибольшее количество респондентов проявили профессиональную склонность к предпринимательскому типу, что, вероятно, связано с прагматической ориентацией молодых людей на материальное благополучие как первичный критерий профессионального выбора. Также распространенными оказались интеллектуальный и социальный типы, что связано в первом случае со статусом испытуемых (учащиеся), а во втором - с желаниями быть полезными обществу. Реалистический тип также нашел много приверженце в, что отражает наличие у студентов определенных навыков. Наименее распространены такие типы профессиональных предпочтений как офисный и артистический. В структуре ценностных ориентаций испытуемых на первом месте достижения и материальное благополучие, поэтому можно отметить, что респонденты стремятся к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни, и при этом убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Кроме того, испытуемые стремятся к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких людей, как правило, значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. При этом респонденты проявляют признаки самодостаточности, в том смысле, что ставят порог своим возможностям и считают, что его невозможно преодолеть, а также ищут конкретную выгоду от взаимных отношений, результатов деятельности.
10. Испытуемые целеустремленны, но при этом склонны к фантазированию и прожектерству, что отражает актуальный уровень их возрастного развития. При этом респонденты, с одной стороны, верят в то, что человек сам управляет своей жизнью, свободно принимает решения, но при этом неуверенны в себе, не всегда находят силы контролировать события собственной жизни. 
11. Ценностные ориентации и их профессиональный тип имеют достаточное количество значимых взаимосвязей, что полностью подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу. Наибольшее количество корреляционных связей имеет такое профессиональное предпочтение как предпринимательский тип, что связано с большей распространенностью данного типа среди испытуемых. Наименьшее количество связей установлено для офисного и артистического типов. Это связано с тем, что профилизация учебного заведения, студенты которого явились испытуемыми, не предполагает соответствующих специальностей, а потому респондентов такого типа профессионального выбора оказалось меньше всего. Также, необходимо отметить, что установленные связи носят как положительный характер (т.е. рост одного из связанных параметров влечет рост другого), так и отрицательный характер (при котором параметра объединены обратной связью). Вместе с тем, все определенные взаимосвязи умеренные, сильных связей обнаружено не было.
Таким образом, в результате проведения исследования цель бакалаврской работы была выполнена, задачи реализованы.



1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев - М., 1977.-С. 10-12.
2. Андреев В. И. Деловая риторика. Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. / В. И. Андреев - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993 - 178 с.
3. .Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития / И.В. Андреев - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998 - 345 с..
4. .Архангельский С.И. Очерки по психологии труда / С.И. Архангельский. - М.: Трудрезервиздат, 1958.
5. .Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников / П.Р. Атутов - М.: Педагогика, 1976 - 672 с. 
6. .Безрукова B.C. Педагогика: учеб. Пособие / В.С. Безрукова - Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
7. .Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Екатеринбург, 1994 - 432 с.
8. .Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. - М.: Международные отношения. 1990. - с. 10-15.
9. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалистов / В.П. Беспалько // Вестник высш. школы. - 1988. - № 1 - С.23-27.
10. Биктагиров К.Л., Беспалько В.П. Педагогика высшей школы / К.Л. Биктагиров, В.П.Беспалько, Казань: КГУ, 1985 - 321 с..
11. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. 1976 - №6. - с. 31-35
12. Бондаренко В.И. Образовательная среда учебного округа / В.И. Бондаренко // Высшее образование в России, 2003. - № 3. - с. 13-17.
13. Ботякова Л.В. Совместная работа школы и семьи по профессиональной ориентации школьников / Ботякова Л.В. // Воспитание школьников, 1991, №3 - с. 22-25.
14. Бухарова, Г.Д. Формирование профессионального интереса как личностного образования / Г.Д. Бухарова, Г.А. Шишенко // Теория и практика развивающего обучения / Челябинский государственный педагогический университет. - 2012. - Вып. 12. - С. 89-91.
15. Буякас, Т.М. Становление стойкого интереса к профессиональной деятельности / Т.М. Буякас // Вестник Московского университета : науч. журн. Сер. 14, Психология / гл. ред. Ю.П. Зинченко. - 2010. - № 2. - С. 75-82.
16. Буянова Т.А. Формирование профессиональных намерений старшеклассников с учетом запросов конкретного экономического района. / / Т.А. Буянова /Автореф. канд.дисс. - М., 1971 - 34 с. 
17. Волковский А.Н. Две концепции профессиональной ориентации / А.Н. Волковский // Советская педагогика. - 1966. -№9.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс,1996. - 536с.
19. Гайнер М.Л., Ашкинази Л.А. Исследование учебной мотивации абитуриентов вуза / Гайнер М.Л., Ашкинази Л.А. // Социол. иссл., 1995. - №9 - с. 45-50.
20. .Галкина О.И., Зюбин Л.М. Чебышева В.В. Профессиональная ориентация учащихся восьмилетней школы // Советская педагогика. - 1969. - №2. - С.12-17.
21. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики / В.И. Гинецинский - Санкт- Петербург: Изд-во СПГУ, 1992 - 674 с.
22. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки: учеб.-метод. пос. для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006 - 367 с..
23. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 1998. - 179 с.
24. Долгова Л.М. Пробные действия учащихся в пространстве инновационной школы / Л.М. Долгова // Вестн. Томского гос. ун-та, 2013. - № 303 - с. 34-46.
25. Йовайши Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. Методическая разработка / Л.А. Йовайши. - М.- 2011. - с.10.
26. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - с. 9-13.
27. .Климов Е.А. Как выбрать профессию / Е.А. Климов. - М., 1997.- 241 с.
28. .Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Е.А. Климов. - М.: Издат. центр «Академия», 2014 - 249 с. 
29. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования / Утверждена приказом Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783.
30. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному
самоопределению [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http: //www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-proforientatsiya-v- shkole
31. Мартина Н. «Формирование готовности к профессиональному самоопределению» / Н. Мартина // Директор школы, 2006.- №3. - с.23-27
32. .Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу. - М., 2003 - с.9-24.
33. .Мелекесова Р.М. Школьный лагерь как способ организации предпрофильной подготовки учащихся // Вестн. Вятского гос. гуманит. ун-та. Педагогика и психология. Научный журнал 2014 - № 4(3) - с. 10-14.
34. Микрюков В.Ю. Взаимодействие высших и средних учебных заведений: проблемы и пути их решения / В.Ю. Микрюков // Школа, 2012 - № 1.- с. 23-34
35. .Микрюков В.Ю. Организация взаимодействия высших и средних учебных заведений в современных условиях / В.Ю. Микрюков // Школа 2000 - № 5. - с. 4-9
36. Микрюков В.Ю. Теория и практика взаимодействия средних и высших образовательных учреждений (монография) [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://vk.com/club53007534"justify">
37. Резапкина, Г.В. Профориентация учащихся. Диагностика / Г.В. Резапкина // Классный руководитель. - 2012. - № 4. - С. 47-115.
38. Трубинова, С.Е. Интерактивные игры как способ формирования стратегии успеха при профессиональном самоопределении у старших школьников / С.Е. Трубинова // Детство. Отрочество. Юность. - 2012. - № 1¬
2. - С. 53-104.
39. Шавир П.А. Психологические аспекты и задачи профессиональной ориентации в школе / П.А. Шавир. - М. - 2009. - с.14-18 
40. Шафигулина Г. Д. Профессии, которые предпочитают школьники / Г.Д. Шафигулина // Директор школы.-2005.- №5. - с. 21-24.
41. Щедровицкий П.Г. Лекция о самоопределении / П.Г. Щедровицкий. - М. - 2015. - с. 9-19
42. Щедухина, Н.М. Влияние увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников / Н.М. Щедухина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2011. - № 2. - С. 128-133.
43. Щербо И. Реализация профильного обучения в школе [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://xn—40-5cd3cgu2f.xn--p1ai/prof.html
44. .Ясперс К. Цитаты. Афоризмы / К. Ясперс, М., 2011. - с. 9-18.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ