Введение 6
1 Характеристика угольной отрасли в России 9
1.1 Анализ угледобывающей промышленности 9
1.2 Особенности рынка потребителей твердого топлива 11
1.3 Особенности рынка розничной торговли твердого топлива 14
1.4 Анализ задач процессов управления на предприятиях угольной сферы 15
1.4.1 Основные виды и задачи процесса управления 16
1.4.2 Процессы управления на предприятиях угольной отрасли 19
2 Анализ предметной области исследования 22
2.1 Особенности предприятий Красноярска по реализации твердого топлива
населению 22
2.2 Анализ объекта исследования 25
2.2.1 Анализ организационной структуры ООО «Паритет-плюс» 25
2.2.2 Описание угольного склада ООО «Паритет-плюс» 27
2.2.3 Характеристика используемых информационных технологий
угольного склада 28
2.2.4 Анализ уровня зрелости ИТ-инфраструктуры угольного склада ... 32
2.2.5 Анализ информационной модели угольного склада 33
2.3 Анализ и моделирование процессов управления на угольном складе 36
2.3.1 Стандарты и нотации описания бизнес-процессов 37
2.3.2 Описание бизнес-процессов управления угольного склада и выбор
процесса управления для исследования 39
2.3.3 Система сбалансированных показателей исследуемого бизнес-
процесса 42
2.3.4 SWOT-анализ исследуемого бизнес-процесса 45
2.3.5 Визуальный анализ графической схемы исследуемого бизнес-
процесса управления 46
3 Имитационное моделирование бизнес-процессов управления в угольной отрасли 50
3.1 Основные цели и задачи имитационного моделирования 50
3.2 Выбор программного продукта для имитационного моделирования
бизнес-процессов 53
3.3 Подготовка к имитационному моделированию исследуемого процесса
управления 56
3.4 Построение имитационной модели исследуемого 59
3.5 Проведение эксперимента имитационного моделирования по
совершенствованию исследуемого бизнес-процесса 62
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложение
Успех любого предприятия напрямую зависит от регулярных и успешных
инноваций в области информационных технологий. В настоящее время во всем
мире значительно возрос интерес к применению программных продуктов, разрабатываемых для создания и использования компьютерных моделей. В стремлении обеспечить устойчивое экономическое положение в условиях обострения
жесткой конкурентной борьбы и за привлечение бюджетных средств наиболее
дальновидные компании уделяют все больше внимания разработке и внедрению современных компьютерных систем моделирования.
Многие предприятия используют системы управления производством,
которые позволяют осуществлять контроль состояния и распределения ресурсов, диспетчеризацию производства, управление документами, сбор и хранение
данных о технологических процессах. Однако указанных возможностей недостаточно для принятия эффективных управленческих решений. В связи с этим
возникает необходимость разработки единой модели производства, позволяющей осуществлять комплексный анализ и прогноз развития предприятия, позволяя при этом оценить возможные риски реализации тех или иных проектов.
Разработка единой аналитической модели производства на современном этапе
развития науки остается неразрешимой задачей, что в совокупности со стремительным прогрессом информационных технологий создает предпосылки к широкому применению средств имитационного моделирования в решении управленческих задач. Поэтому разработка эффективной и гибкой имитационной модели производственных процессов промышленного предприятия является чрезвычайно актуальной задачей.
Разработанность проблемы. При подборе специализированной литературы, было отмечено, что в большинстве источников освещены вопросы, посвященные географии угольной промышленности России, роль и перспективы
для развития угольной промышленности в России. Проблемы управления в
угольной сфере и перспективы ее развития исследовались такими авторами,7
как: Игнатущенко H.A., Кузнецова Г.А., Моисеенков A.B. и др. Идею имитационного моделирования на предприятиях угольного сегмента ни кто из этих авторов не отмечал, поэтому для анализа пришлось расширить рамки исследования и рассмотреть научные статьи, посвященные промышленной отрасли, за
основу взяты материалы: Байрамукова Е.И., Хивинцев М.А., Высочина О.С.,
Пархоменко В.П. и др. российских ученных.
Целью исследования является – совершенствование процессов управления
на предприятии угольной отрасли, на примере ООО «Паритет-плюс», что позволит улучшить конкурентные позиции фирмы, за счет повышения качества
обслуживания клиентов.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи:
- провести анализ предметной области;
- проанализировать деятельность объекта исследования;
- провести имитационное моделирование процессов управления;
- предложить решение по совершенствованию процессов управления.
Объектом исследования является ООО «Паритет-плюс»
Предметом исследования являются бизнес-процессы стратегического и
оперативного управления в рамках объекта исследования.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют
отечественные и зарубежные учебные издания, статейные материалы, материалы с научно-практических конференций, Федеральные законы, Гражданский
кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Интернетресурсы, такие как: сайты угольных компаний г. Красноярска, деловые и справочные порталы и т.д.
Научная новизна выполненного исследования Научная новизна выполненного исследования заключается в практическом применении идеи имитационного моделирования для повышения эффективности оперативного и стратегического управления на основе показателей розничных продаж в угольном
сегменте.8
Практическая значимость результатов исследования заключается, в том,
что благодаря данному исследованию предприятия из сферы розничной торговли твердого топлива практически могу применить разработанную модель и совершенствовать тем самым процессы управления.
Результаты работы были апробированы путем участия в конференциях и
публикации в научных сборниках:
Х Юбилейная Всероссийская научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края (Красноярск, 2014), публикация
«Особенности информационных технологий для эффективного управления
процедурами учѐта на предприятии» (3 с.);
VII Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум – 2015», публикация «Принципы управленческого учета на предприятиях с использованием автоматизированных информационных систем» (6 с.) и публикация «Системы поддержки принятия решений
и их роль в оперативном управлении предприятием» (4 с.);
VIII Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» (Красноярск, 2016), публикация «Имитационное моделирование бизнес-процессов на предприятиях угольной отрасли» (4с.);
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учѐных «Молодежь и наука: Проспект Свободный-2016» (Красноярск,
2016), публикация «Инструментальные средства поддержки проведения реинжиниринга и система сбалансированных показателей на примере предприятия
угольной отрасли» (5 с.) и др.
В результате магистерской диссертации разработаны мероприятия, направленные на повышение эффективности процессов управления на предприятии угольной отрасли.
В ходе исследования был проведен обзор специализированной литературы на основании которой сформировано представление об угольном сегменте,
который включает в себя и промышленность, и розничные продажи, и бизнеспроцессы управления, которые все это координируют и регулируют в комплексе. Были выделены особенности среди которых можно отметить сезонный характер продаж угля и категории клиентов для которых данный вид топлива в
приоритете.
Помимо этого был проведен анализ предметной области, в качестве которой рассматривается угольная отрасль. Был проведен анализ рынка розничной
торговли угля в Красноярске и близлежащих населенных пунктов, было выявлено, что конкуренция существует и нужно в рамках этой конкуренции совершенствоваться и повышать уровень обслуживания при работе с клиентами.
В рамках магистерской работы был изучен объект исследования, предприятие ООО «Паритет-плюс», проанализирована его организационная структура и выделен угольный склад, который играет ключевую роль в организации.
В данной структурной единице в комплексе необходимо учитывать, как оперативное, так и стратегическое управление. При анализе объекта исследования, а
именно его ИТ-структуры, были даны рекомендации для перехода на стандартизированный уровень. Исходя из информационной модели угольного склада,
были выявлены узкие места в документообороте, который можно оптимизировать посредством введения дополнительного программного обеспечения
1С:Склад. С точки зрения стратегического управления, можно будет на основе
собранных аналитических и количественных показателей в системе 1С:Склад,
формировать документы для отчетности и осуществлять стратегическое планирование поставок продукции на сезон, месяц, неделю.69
После описания бизнес-процессов управления угольного склада, для более детального исследования был выделен бизнес-процесс управления «Работа
с клиентами», который является «накопителем» данных для рассматриваемых
форм управления. В качестве инструментов для анализа бизнес-процесса была
применена нотация описания IDEF0 и ARIS еEPC, применена система сбалансированных показателей и проведен SWOT-анализ. По результатам анализа исследуемого процесса управления была построена модель «TO-BE», которая
предполагает оптимизацию по средствам реинжиниринга данного бизнеспроцесса. После проведения полного анализа объекта исследования и его бизнес-процессов управления можно сделать вывод, что продажа угля формирует
единую систему, которая имеет вероятностный характер поведения, и поэтому
адекватное описание процессов, происходящих в них, с помощью аналитических (статических) моделей затруднительно. Именно поэтому в основе реинжиниринга рассматриваемого предприятии в угольном сегменте лежит идея имитационного моделирования.
Имитационное моделированием имеет статус стандартного инструментария для проведения реинжиниринга и обеспечивает как точный анализ, так и
визуальное представление альтернативных вариантов. Благодаря эксперименту,
который был проведен эксперимент при помощи демонстрационной версии
системы бизнес моделирования «Business Studio», было выявлено, что модель
«TO-BE» исследуемого процесса «Работа с клиентами» целесообразно реализовать на объекте исследования, т.к. благодаря проведенному реинжинирингу
улучшатся показатели при работе с клиентами, а именно уменьшится время
пребывания клиента на складе и систематизируются данные для складского
учета, на основании которых можно проводить ежедневный оперативный контроль. С точки зрения стратегического управления, у специалиста отдела продаж будет всегда актуальная информация о движении складских запасов «в ту
же минуту», анализируя которые можно делать стратегическое планирование
на сезон, месяц, неделю вперед
Административный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : Постановление Госстандарта РФ от 05.06.2000 N 32 (ред. от 12.08.2002)
// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
2. Административный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : Постановление Госкомстата РФ от 19.08.1998 № 89 «Об утверждении
методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли
на принципах статистики предприятий» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Администрация г. Красноярска [Электронный ресурс] : Официальный
сайт города Красноярска – Электрон. дан. – Режим доступа: http
//www.admkrsk.ru/
4. Агарков, С. А. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: учебное пособие / С. А. Агарков, Е. С. Кузнецова, М. О.
Грязнова. – М.: Акад. естествознания, 2011. – 143 с.
5. Академик [Электронный ресурс] : Словари и энциклопедии на Академике – Электрон. дан. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/
6. Анисимов, Ю. П. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Ю.
П. Анисимов, Е. В. Солнцева. – Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2007 – 208 с.
7. Балахтинский уголь, Продажа угля, уголь, доставка угля, самовывоз
угля, какой уголь лучше [Электронный ресурс] : сайт компании АвтоУгольный
склад – Электрон. дан. – Режим доступа: http://уголек24.рф
8. Бизнес Красноярск онлайн [Электронный ресурс] : деловой портал
Красноярский сайт B2B малый бизнес 24 ру – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://b2bis.ru/
9. Богданова, О.В Введение в методы и средства формального моделирования бизнеса [Электронный ресурс] / сост. О.В. Богданова. – Электрон. дан.
– Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013.71
10. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс] : федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ ред. от 29.06.2015. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
11. Должиков, П. Н. Основы экономики и управления горным предприятием : учебное пособие / П.Н. Должиков, Н.М. Величко, А.П. Должикова –
Донецк: «Норд-пресс», 2009. – 200 с.
12. ДубльГИС [Электронный ресурс] :онлайн сервис карта Красноярска –
Электрон. дан. – Режим доступа: https://2gis.ru/krasnoyarsk/
13. Жилищный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] :
постановление правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред.от 25.12.2015) //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
14. Имитационное моделирование бизнес-процессов бизнес-процессов на
предприятиях угольно отрасли. Загрунная М.А. [Электронный ресурс]: Научные работы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». – Режим доступа:http://www.scienceforum.ru/2016/1460/18711. – Загл. с экрана.
15. Инструментальные средства поддержки проведения реинжиниринга и
система сбалансированных показателей на примере предприятия угольной отрасли. Загрунная М.А. [Электронный ресурс]: Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и мо¬лодых ученых «Молодежь и
наука: проспект Свободный – 2016». – Режим доступа : http://conf.sfukras.ru/mn2016/?q=section. – Загл. с экрана.
16. Информационный городской портал Красноярска [Электронный ресурс] : Информационный портал Красноярска – Электрон. дан. – Режим доступа: http://krasnoyarsk.obzorgoroda.su/
17. Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к
действию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 214 с.72
18. Кожарский, П.В. Процессный подход к деятельности Аинтегрированной угольной компании / П.В. Кожарский // Экономика и предпринимательство. – 2014. № 10. - с. 653-656.
19. Козлов, А. С. Проектирование и исследование бизнес-процессов / А.
С. Козлов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 272 с.
20. Косинский П.Д. Управление качеством жизни населения региона:
системный подход. / П.Д. Косинский - Красноярск: Красноярский гос. ун-т,
2004. - 212 с.
21. Метеонова - Погода и климат Красноярского края и Красноярска
[Электронный ресурс] : информационный портал МЕТЕОНОВА – Электрон.
дан. – Режим доступа: http://www.meteonova.ru/klimat/24/Krasnoyarsky%20Kray/
22. Методологии проектирования информационных систем [Электронный ресурс]: сайт факультета прикладной математики и информатики новосибирского государственного технического университета. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ami.nstu.ru/~vms/lecture/lecture12/lecture12.htm.
23. Миндалѐв И.В. Моделирование бизнес-процессов с помощью методологии IDEF0: Методические указания по лабораторной работе / И.В. Миндалѐв. – Красноярск: КГАУ, 2010. - 37 с.,
24. Моор, С. М. Информационные технологии управления: учебное пособие / С. М. Моор, П. К. Моор, А. П. Моор. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. – 292 с.
25. Нотации моделирования бизнеспроцессов [Электронный ресурс]:
сайт Услуги бизнес-моделирования – Электрон. дан.– Режим доступа:
http://businesproces.blogspot.ru/2014/04/blog-post_12.html
26. Оборот организаций [Электронный ресурс] : Единый архив экономических и социологических данных – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://sophist.hse.ru/rstat_data/ecbase/doc022011/osn/osn6.htm
27. Оперативное, тактическое и стратегическое управление. Три ступени
для руководителя сайт [Электронный ресурс] : сайт тренингового центра Пяти-73
риковой Жанны – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://dlearning.ru/articles/?ELEMENT_ID=301
28. Особенности информационных технологий для эффективного управления процедурами учѐта на предприятии. Загрунная М.А, Хохрякова Е. С.,
Решетникова К. В. [Электронный ресурс] Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов,
аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-
летию образования Красноярского края». – Режим доступа: http://elib.sfukras.ru/handle/2311/18629. – Загл. с экрана.
29. Петров, В.Н. Информационные системы: учеб.пособие / В.Н. Петров.
- М.: изд-во ACT, 2003. - 687 с.
30. Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность: учеб. пособие – / Ф. П.
Половцева . – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2009. – 248 с.
31. Принципы управленческого учета на предприятиях с использованием
автоматизированных информационных систем. Загрунная М. А., Решетникова
К.В., Хохрякова Е.С. [Электронный ресурс] VII Международная студенческая
электронная научная конференция «Студенческий научный форум – 2015». –
Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/8421.pdf. – Загл. с экрана.
32. Процесс управления [Электронный ресурс] : Энциклопедия менеджмента – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.pragmatist.ru/sistemaupravleniya/process-upravleniya.html
33. Репин, В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ: учебник/
В.В. Репин. – Москва: РИА "Стандарты и качество", 2007.–240 с.