Имитационное моделирование процессов управления на предприятиях угольной отрасли
|
Введение 6
1 Характеристика угольной отрасли в России 9
1.1 Анализ угледобывающей промышленности 9
1.2 Особенности рынка потребителей твердого топлива 11
1.3 Особенности рынка розничной торговли твердого топлива 14
1.4 Анализ задач процессов управления на предприятиях угольной сферы 15
1.4.1 Основные виды и задачи процесса управления 16
1.4.2 Процессы управления на предприятиях угольной отрасли 19
2 Анализ предметной области исследования 22
2.1 Особенности предприятий Красноярска по реализации твердого топлива
населению 22
2.2 Анализ объекта исследования 25
2.2.1 Анализ организационной структуры ООО «Паритет-плюс» 25
2.2.2 Описание угольного склада ООО «Паритет-плюс» 27
2.2.3 Характеристика используемых информационных технологий
угольного склада 28
2.2.4 Анализ уровня зрелости ИТ-инфраструктуры угольного склада ... 32
2.2.5 Анализ информационной модели угольного склада 33
2.3 Анализ и моделирование процессов управления на угольном складе 36
2.3.1 Стандарты и нотации описания бизнес-процессов 37
2.3.2 Описание бизнес-процессов управления угольного склада и выбор
процесса управления для исследования 39
2.3.3 Система сбалансированных показателей исследуемого бизнес-
процесса 42
2.3.4 SWOT-анализ исследуемого бизнес-процесса 45
2.3.5 Визуальный анализ графической схемы исследуемого бизнес-
процесса управления 46
3 Имитационное моделирование бизнес-процессов управления в угольной отрасли 50
3.1 Основные цели и задачи имитационного моделирования 50
3.2 Выбор программного продукта для имитационного моделирования
бизнес-процессов 53
3.3 Подготовка к имитационному моделированию исследуемого процесса
управления 56
3.4 Построение имитационной модели исследуемого 59
3.5 Проведение эксперимента имитационного моделирования по
совершенствованию исследуемого бизнес-процесса 62
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложение
1 Характеристика угольной отрасли в России 9
1.1 Анализ угледобывающей промышленности 9
1.2 Особенности рынка потребителей твердого топлива 11
1.3 Особенности рынка розничной торговли твердого топлива 14
1.4 Анализ задач процессов управления на предприятиях угольной сферы 15
1.4.1 Основные виды и задачи процесса управления 16
1.4.2 Процессы управления на предприятиях угольной отрасли 19
2 Анализ предметной области исследования 22
2.1 Особенности предприятий Красноярска по реализации твердого топлива
населению 22
2.2 Анализ объекта исследования 25
2.2.1 Анализ организационной структуры ООО «Паритет-плюс» 25
2.2.2 Описание угольного склада ООО «Паритет-плюс» 27
2.2.3 Характеристика используемых информационных технологий
угольного склада 28
2.2.4 Анализ уровня зрелости ИТ-инфраструктуры угольного склада ... 32
2.2.5 Анализ информационной модели угольного склада 33
2.3 Анализ и моделирование процессов управления на угольном складе 36
2.3.1 Стандарты и нотации описания бизнес-процессов 37
2.3.2 Описание бизнес-процессов управления угольного склада и выбор
процесса управления для исследования 39
2.3.3 Система сбалансированных показателей исследуемого бизнес-
процесса 42
2.3.4 SWOT-анализ исследуемого бизнес-процесса 45
2.3.5 Визуальный анализ графической схемы исследуемого бизнес-
процесса управления 46
3 Имитационное моделирование бизнес-процессов управления в угольной отрасли 50
3.1 Основные цели и задачи имитационного моделирования 50
3.2 Выбор программного продукта для имитационного моделирования
бизнес-процессов 53
3.3 Подготовка к имитационному моделированию исследуемого процесса
управления 56
3.4 Построение имитационной модели исследуемого 59
3.5 Проведение эксперимента имитационного моделирования по
совершенствованию исследуемого бизнес-процесса 62
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложение
Успех любого предприятия напрямую зависит от регулярных и успешных
инноваций в области информационных технологий. В настоящее время во всем
мире значительно возрос интерес к применению программных продуктов, разрабатываемых для создания и использования компьютерных моделей. В стремлении обеспечить устойчивое экономическое положение в условиях обострения
жесткой конкурентной борьбы и за привлечение бюджетных средств наиболее
дальновидные компании уделяют все больше внимания разработке и внедрению современных компьютерных систем моделирования.
Многие предприятия используют системы управления производством,
которые позволяют осуществлять контроль состояния и распределения ресурсов, диспетчеризацию производства, управление документами, сбор и хранение
данных о технологических процессах. Однако указанных возможностей недостаточно для принятия эффективных управленческих решений. В связи с этим
возникает необходимость разработки единой модели производства, позволяющей осуществлять комплексный анализ и прогноз развития предприятия, позволяя при этом оценить возможные риски реализации тех или иных проектов.
Разработка единой аналитической модели производства на современном этапе
развития науки остается неразрешимой задачей, что в совокупности со стремительным прогрессом информационных технологий создает предпосылки к широкому применению средств имитационного моделирования в решении управленческих задач. Поэтому разработка эффективной и гибкой имитационной модели производственных процессов промышленного предприятия является чрезвычайно актуальной задачей.
Разработанность проблемы. При подборе специализированной литературы, было отмечено, что в большинстве источников освещены вопросы, посвященные географии угольной промышленности России, роль и перспективы
для развития угольной промышленности в России. Проблемы управления в
угольной сфере и перспективы ее развития исследовались такими авторами,7
как: Игнатущенко H.A., Кузнецова Г.А., Моисеенков A.B. и др. Идею имитационного моделирования на предприятиях угольного сегмента ни кто из этих авторов не отмечал, поэтому для анализа пришлось расширить рамки исследования и рассмотреть научные статьи, посвященные промышленной отрасли, за
основу взяты материалы: Байрамукова Е.И., Хивинцев М.А., Высочина О.С.,
Пархоменко В.П. и др. российских ученных.
Целью исследования является – совершенствование процессов управления
на предприятии угольной отрасли, на примере ООО «Паритет-плюс», что позволит улучшить конкурентные позиции фирмы, за счет повышения качества
обслуживания клиентов.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи:
- провести анализ предметной области;
- проанализировать деятельность объекта исследования;
- провести имитационное моделирование процессов управления;
- предложить решение по совершенствованию процессов управления.
Объектом исследования является ООО «Паритет-плюс»
Предметом исследования являются бизнес-процессы стратегического и
оперативного управления в рамках объекта исследования.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют
отечественные и зарубежные учебные издания, статейные материалы, материалы с научно-практических конференций, Федеральные законы, Гражданский
кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Интернетресурсы, такие как: сайты угольных компаний г. Красноярска, деловые и справочные порталы и т.д.
Научная новизна выполненного исследования Научная новизна выполненного исследования заключается в практическом применении идеи имитационного моделирования для повышения эффективности оперативного и стратегического управления на основе показателей розничных продаж в угольном
сегменте.8
Практическая значимость результатов исследования заключается, в том,
что благодаря данному исследованию предприятия из сферы розничной торговли твердого топлива практически могу применить разработанную модель и совершенствовать тем самым процессы управления.
Результаты работы были апробированы путем участия в конференциях и
публикации в научных сборниках:
Х Юбилейная Всероссийская научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края (Красноярск, 2014), публикация
«Особенности информационных технологий для эффективного управления
процедурами учѐта на предприятии» (3 с.);
VII Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум – 2015», публикация «Принципы управленческого учета на предприятиях с использованием автоматизированных информационных систем» (6 с.) и публикация «Системы поддержки принятия решений
и их роль в оперативном управлении предприятием» (4 с.);
VIII Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» (Красноярск, 2016), публикация «Имитационное моделирование бизнес-процессов на предприятиях угольной отрасли» (4с.);
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учѐных «Молодежь и наука: Проспект Свободный-2016» (Красноярск,
2016), публикация «Инструментальные средства поддержки проведения реинжиниринга и система сбалансированных показателей на примере предприятия
угольной отрасли» (5 с.) и др.
инноваций в области информационных технологий. В настоящее время во всем
мире значительно возрос интерес к применению программных продуктов, разрабатываемых для создания и использования компьютерных моделей. В стремлении обеспечить устойчивое экономическое положение в условиях обострения
жесткой конкурентной борьбы и за привлечение бюджетных средств наиболее
дальновидные компании уделяют все больше внимания разработке и внедрению современных компьютерных систем моделирования.
Многие предприятия используют системы управления производством,
которые позволяют осуществлять контроль состояния и распределения ресурсов, диспетчеризацию производства, управление документами, сбор и хранение
данных о технологических процессах. Однако указанных возможностей недостаточно для принятия эффективных управленческих решений. В связи с этим
возникает необходимость разработки единой модели производства, позволяющей осуществлять комплексный анализ и прогноз развития предприятия, позволяя при этом оценить возможные риски реализации тех или иных проектов.
Разработка единой аналитической модели производства на современном этапе
развития науки остается неразрешимой задачей, что в совокупности со стремительным прогрессом информационных технологий создает предпосылки к широкому применению средств имитационного моделирования в решении управленческих задач. Поэтому разработка эффективной и гибкой имитационной модели производственных процессов промышленного предприятия является чрезвычайно актуальной задачей.
Разработанность проблемы. При подборе специализированной литературы, было отмечено, что в большинстве источников освещены вопросы, посвященные географии угольной промышленности России, роль и перспективы
для развития угольной промышленности в России. Проблемы управления в
угольной сфере и перспективы ее развития исследовались такими авторами,7
как: Игнатущенко H.A., Кузнецова Г.А., Моисеенков A.B. и др. Идею имитационного моделирования на предприятиях угольного сегмента ни кто из этих авторов не отмечал, поэтому для анализа пришлось расширить рамки исследования и рассмотреть научные статьи, посвященные промышленной отрасли, за
основу взяты материалы: Байрамукова Е.И., Хивинцев М.А., Высочина О.С.,
Пархоменко В.П. и др. российских ученных.
Целью исследования является – совершенствование процессов управления
на предприятии угольной отрасли, на примере ООО «Паритет-плюс», что позволит улучшить конкурентные позиции фирмы, за счет повышения качества
обслуживания клиентов.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи:
- провести анализ предметной области;
- проанализировать деятельность объекта исследования;
- провести имитационное моделирование процессов управления;
- предложить решение по совершенствованию процессов управления.
Объектом исследования является ООО «Паритет-плюс»
Предметом исследования являются бизнес-процессы стратегического и
оперативного управления в рамках объекта исследования.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют
отечественные и зарубежные учебные издания, статейные материалы, материалы с научно-практических конференций, Федеральные законы, Гражданский
кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Интернетресурсы, такие как: сайты угольных компаний г. Красноярска, деловые и справочные порталы и т.д.
Научная новизна выполненного исследования Научная новизна выполненного исследования заключается в практическом применении идеи имитационного моделирования для повышения эффективности оперативного и стратегического управления на основе показателей розничных продаж в угольном
сегменте.8
Практическая значимость результатов исследования заключается, в том,
что благодаря данному исследованию предприятия из сферы розничной торговли твердого топлива практически могу применить разработанную модель и совершенствовать тем самым процессы управления.
Результаты работы были апробированы путем участия в конференциях и
публикации в научных сборниках:
Х Юбилейная Всероссийская научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края (Красноярск, 2014), публикация
«Особенности информационных технологий для эффективного управления
процедурами учѐта на предприятии» (3 с.);
VII Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум – 2015», публикация «Принципы управленческого учета на предприятиях с использованием автоматизированных информационных систем» (6 с.) и публикация «Системы поддержки принятия решений
и их роль в оперативном управлении предприятием» (4 с.);
VIII Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» (Красноярск, 2016), публикация «Имитационное моделирование бизнес-процессов на предприятиях угольной отрасли» (4с.);
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учѐных «Молодежь и наука: Проспект Свободный-2016» (Красноярск,
2016), публикация «Инструментальные средства поддержки проведения реинжиниринга и система сбалансированных показателей на примере предприятия
угольной отрасли» (5 с.) и др.
В результате магистерской диссертации разработаны мероприятия, направленные на повышение эффективности процессов управления на предприятии угольной отрасли.
В ходе исследования был проведен обзор специализированной литературы на основании которой сформировано представление об угольном сегменте,
который включает в себя и промышленность, и розничные продажи, и бизнеспроцессы управления, которые все это координируют и регулируют в комплексе. Были выделены особенности среди которых можно отметить сезонный характер продаж угля и категории клиентов для которых данный вид топлива в
приоритете.
Помимо этого был проведен анализ предметной области, в качестве которой рассматривается угольная отрасль. Был проведен анализ рынка розничной
торговли угля в Красноярске и близлежащих населенных пунктов, было выявлено, что конкуренция существует и нужно в рамках этой конкуренции совершенствоваться и повышать уровень обслуживания при работе с клиентами.
В рамках магистерской работы был изучен объект исследования, предприятие ООО «Паритет-плюс», проанализирована его организационная структура и выделен угольный склад, который играет ключевую роль в организации.
В данной структурной единице в комплексе необходимо учитывать, как оперативное, так и стратегическое управление. При анализе объекта исследования, а
именно его ИТ-структуры, были даны рекомендации для перехода на стандартизированный уровень. Исходя из информационной модели угольного склада,
были выявлены узкие места в документообороте, который можно оптимизировать посредством введения дополнительного программного обеспечения
1С:Склад. С точки зрения стратегического управления, можно будет на основе
собранных аналитических и количественных показателей в системе 1С:Склад,
формировать документы для отчетности и осуществлять стратегическое планирование поставок продукции на сезон, месяц, неделю.69
После описания бизнес-процессов управления угольного склада, для более детального исследования был выделен бизнес-процесс управления «Работа
с клиентами», который является «накопителем» данных для рассматриваемых
форм управления. В качестве инструментов для анализа бизнес-процесса была
применена нотация описания IDEF0 и ARIS еEPC, применена система сбалансированных показателей и проведен SWOT-анализ. По результатам анализа исследуемого процесса управления была построена модель «TO-BE», которая
предполагает оптимизацию по средствам реинжиниринга данного бизнеспроцесса. После проведения полного анализа объекта исследования и его бизнес-процессов управления можно сделать вывод, что продажа угля формирует
единую систему, которая имеет вероятностный характер поведения, и поэтому
адекватное описание процессов, происходящих в них, с помощью аналитических (статических) моделей затруднительно. Именно поэтому в основе реинжиниринга рассматриваемого предприятии в угольном сегменте лежит идея имитационного моделирования.
Имитационное моделированием имеет статус стандартного инструментария для проведения реинжиниринга и обеспечивает как точный анализ, так и
визуальное представление альтернативных вариантов. Благодаря эксперименту,
который был проведен эксперимент при помощи демонстрационной версии
системы бизнес моделирования «Business Studio», было выявлено, что модель
«TO-BE» исследуемого процесса «Работа с клиентами» целесообразно реализовать на объекте исследования, т.к. благодаря проведенному реинжинирингу
улучшатся показатели при работе с клиентами, а именно уменьшится время
пребывания клиента на складе и систематизируются данные для складского
учета, на основании которых можно проводить ежедневный оперативный контроль. С точки зрения стратегического управления, у специалиста отдела продаж будет всегда актуальная информация о движении складских запасов «в ту
же минуту», анализируя которые можно делать стратегическое планирование
на сезон, месяц, неделю вперед
В ходе исследования был проведен обзор специализированной литературы на основании которой сформировано представление об угольном сегменте,
который включает в себя и промышленность, и розничные продажи, и бизнеспроцессы управления, которые все это координируют и регулируют в комплексе. Были выделены особенности среди которых можно отметить сезонный характер продаж угля и категории клиентов для которых данный вид топлива в
приоритете.
Помимо этого был проведен анализ предметной области, в качестве которой рассматривается угольная отрасль. Был проведен анализ рынка розничной
торговли угля в Красноярске и близлежащих населенных пунктов, было выявлено, что конкуренция существует и нужно в рамках этой конкуренции совершенствоваться и повышать уровень обслуживания при работе с клиентами.
В рамках магистерской работы был изучен объект исследования, предприятие ООО «Паритет-плюс», проанализирована его организационная структура и выделен угольный склад, который играет ключевую роль в организации.
В данной структурной единице в комплексе необходимо учитывать, как оперативное, так и стратегическое управление. При анализе объекта исследования, а
именно его ИТ-структуры, были даны рекомендации для перехода на стандартизированный уровень. Исходя из информационной модели угольного склада,
были выявлены узкие места в документообороте, который можно оптимизировать посредством введения дополнительного программного обеспечения
1С:Склад. С точки зрения стратегического управления, можно будет на основе
собранных аналитических и количественных показателей в системе 1С:Склад,
формировать документы для отчетности и осуществлять стратегическое планирование поставок продукции на сезон, месяц, неделю.69
После описания бизнес-процессов управления угольного склада, для более детального исследования был выделен бизнес-процесс управления «Работа
с клиентами», который является «накопителем» данных для рассматриваемых
форм управления. В качестве инструментов для анализа бизнес-процесса была
применена нотация описания IDEF0 и ARIS еEPC, применена система сбалансированных показателей и проведен SWOT-анализ. По результатам анализа исследуемого процесса управления была построена модель «TO-BE», которая
предполагает оптимизацию по средствам реинжиниринга данного бизнеспроцесса. После проведения полного анализа объекта исследования и его бизнес-процессов управления можно сделать вывод, что продажа угля формирует
единую систему, которая имеет вероятностный характер поведения, и поэтому
адекватное описание процессов, происходящих в них, с помощью аналитических (статических) моделей затруднительно. Именно поэтому в основе реинжиниринга рассматриваемого предприятии в угольном сегменте лежит идея имитационного моделирования.
Имитационное моделированием имеет статус стандартного инструментария для проведения реинжиниринга и обеспечивает как точный анализ, так и
визуальное представление альтернативных вариантов. Благодаря эксперименту,
который был проведен эксперимент при помощи демонстрационной версии
системы бизнес моделирования «Business Studio», было выявлено, что модель
«TO-BE» исследуемого процесса «Работа с клиентами» целесообразно реализовать на объекте исследования, т.к. благодаря проведенному реинжинирингу
улучшатся показатели при работе с клиентами, а именно уменьшится время
пребывания клиента на складе и систематизируются данные для складского
учета, на основании которых можно проводить ежедневный оперативный контроль. С точки зрения стратегического управления, у специалиста отдела продаж будет всегда актуальная информация о движении складских запасов «в ту
же минуту», анализируя которые можно делать стратегическое планирование
на сезон, месяц, неделю вперед
Подобные работы
- ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИХ УСТАНОВОК НОРМАЛИЗАЦИИ ТЕПЛОВЫХ УСЛОВИЙ В ГОРНЫХ ВЫРАБОТКАХ
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Авторефераты (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Теория анализа и синтеза информационно-аналитических систем оптимальной отработки шахтных полей и месторождений
Диссертация , системный анализ использования ресурсов предприятия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Энергоэффективный электропривод по схеме АВК шахтного вентилятора
Бакалаврская работа, электротехника. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2016



