Логическое мышление младших школьников и возможности его развития в процессе решения проблемных ситуаций
|
Введение 5
1 Теоретические основы проблемы изучения логического мышления младших
школьников и возможности его развития в процессе решения проблемных ситуаций 9
1.1 Сущность и характеристика логического мышления 9
1.2 Особенности логического мышления младших школьников 17
1.3 Возможности развития логического мышления младших школьников в
процессе решения проблемных ситуаций 26
Выводы по главе 1 33
2 Изучение развития логического мышления младших школьников 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования логического мышления
младших школьников 40
Выводы по главе 2 47
3 Экспериментальная работа по развитию логического мышления младших
школьников в процессе решения проблемных ситуаций. Анализ полученных результатов 48
3.1 Описание экспериментальной работы по развитию логического мышления
младших школьников 48
3.2 Развитие логического мышления младших школьников посредством
проблемных ситуаций 59
Выводы по главе 3 67
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложение
1 Теоретические основы проблемы изучения логического мышления младших
школьников и возможности его развития в процессе решения проблемных ситуаций 9
1.1 Сущность и характеристика логического мышления 9
1.2 Особенности логического мышления младших школьников 17
1.3 Возможности развития логического мышления младших школьников в
процессе решения проблемных ситуаций 26
Выводы по главе 1 33
2 Изучение развития логического мышления младших школьников 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования логического мышления
младших школьников 40
Выводы по главе 2 47
3 Экспериментальная работа по развитию логического мышления младших
школьников в процессе решения проблемных ситуаций. Анализ полученных результатов 48
3.1 Описание экспериментальной работы по развитию логического мышления
младших школьников 48
3.2 Развитие логического мышления младших школьников посредством
проблемных ситуаций 59
Выводы по главе 3 67
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложение
Актуальность исследования. К числу задач, стоящих перед школой, относится развитие логического мышления учащихся, от уровня сформированности которого во многом зависит сознательность, эффективность усвоения основ наук, умение самостоятельно ориентироваться в постоянно растущем объеме информации, применять имеющиеся знания с максимальной пользой, создавать наиболее выгодные условия для приобретения новых знаний и для сообщения их другим. Перечисленные умения играют большую роль не только в процессе обучения, но и во всей жизнедеятельности человека. Поэтому развитие логического мышления учащихся - это одна из важных задач, которая особенно актуальна для начального звена обучения, поскольку младший школьный возраст, по мнению отечественных ученых (Л.С. Выготский, Л.В. Зайков, Д. Б. Эльконин и др.), является сензитивным периодом для начала систематической и последовательной работы по развитию логического мышления, с возникновением которого другие познавательные процессы (память, внимание, представление, восприятие) интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Кроме того, с переходом мышления на новую ступень развития связано появление таких важных новообразований, как внутренний план действий и рефлексия.
К различным аспектам проблемы развития логического мышления вообще и в процессе обучения в частности обращались и продолжают обращаться многие отечественные и зарубежные исследователи в области психологии, педагогики, логики (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А.Д. Гетманова, С.И. Гин, Д.П. Горский, В. В. Давыдов, М. Доналдсон, А. А. Ивин, А.З. Зак, Л.В. Занков, В.Ф. Паламарчук, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, М.Н. Шардаков, Д.Б. Эльконин и др.). Методисты рассматривают пути развития логического мышления учащихся в ходе изучения различных дисциплин (О.В. Алексеева, Г.А. Бакулина, М.А. Екимова, Н.Д. Есипова, Н.В. Калягина, Е.Н. Полякова и др.).
Вместе с тем, несмотря на теоретическое осмысление данной проблемы, на важность развития логического мышления, на требования программ о необходимости формирования логических умений в процессе обучения, проблема развития логического мышления учащихся еще не получила должного разрешения в практике современной начальной школы. Об этом свидетельствуют результаты сравнительно недавно проведенных исследований уровня развития логического мышления младших школьников. Они показывают, что логическое мышление у большинства учащихся начальных классов находится на недостаточном уровне развития (X. К. Бардединов, В.С. Егорина, Н. Д. Есипова и др.).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Формирование логического мышления является частью познавательных УУД младших школьников, поэтому от того, как организован учебный процесс будет зависеть уровень и развития познавательных УУД младших школьников.
Среди причин сложившейся ситуации следует отметить недостаточную освещенность данного вопроса в методической литературе. Обычно предпочтение в выборе специфического материала для развития логических умений отдается математике. Однако каждый школьный предмет может внести свой вклад в развитие логического мышления учащихся. Большими возможностями в этом процессе располагают решения проблемных ситуаций.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью развития логического мышления младшего школьника и отсутствием доступного учителю систематизированного дидактического материала, направленного на развитие логического мышления младших школьников. Данное противоречие обусловило проблему, разрешению которой посвящено данное исследование.
Цель исследования: изучение и возможности развития логического мышления младших школьников в процессе решения проблемных ситуаций.
Объект исследования - развитие логического мышления младших школьников в процессе обучения.
Предмет исследования - серия занятий, включающая в себя, специальные проблемные ситуации, направленная на развитие логического мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: мы исходим из предположения о том, что развитие логического мышления будет эффективным, если:
образовательный процесс будет осуществляться на основе разработанной серии занятий, включающей решение проблемных ситуаций, и использования методических рекомендаций по обеспечению этого процесса;
в ходе внедрения серии занятий будет использоваться диагностический инструментарий, позволяющий выявлять динамику результатов и осуществлять корректировку процесса;
использованные проблемные ситуации доступны детям младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Охарактеризовать сущность логического мышления.
2. Определить особенности логического мышления младших школьников.
3. Выявить возможности развития логического мышления младших школьников в процессе решения проблемных ситуаций.
4. Провести исследование, направленное на изучение исходного уровня развития логического мышления младших школьников.
5. Разработать и апробировать серию занятий, включающею в себя проблемные ситуации, решение которых будет способствовать развитию логического мышления младших школьников.
6. Выявить эффективность проведенной работы.
Методологическую основу исследования составили: типология форм мышления, познания и систематизации научных знаний (П.В. Копнин); анализ
научного способа мышления (М.К. Мамардашвили); теории развития мышления (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн); теории развития мышления младшего школьника (В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Н.Ф. Талызина); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков).
Методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы; сравнение; обобщение и систематизация); эмпирические методы (тестирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов); методы обработки данных.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилось на базе 1-ых классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 55». В исследовании приняли участие 40 младших школьников - 1 «А» (20 чел.) - контрольный класс и 1 «Б» (20 чел.) - экспериментальный класс.
Этапы экспериментальной работы:
1. Констатирующий этап (октябрь 2015 г.).
2. Формирующий этап (ноябрь 2015 - декабрь 2015 г.).
3. Контрольный этап (февраль 2016 г.).
Теоретическая значимость: уточнена сущность понятия «логическое мышление», определена структура логического мышления.
Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть полезны в работе педагогов, специалистов работающих в данной возрастной группе.
К различным аспектам проблемы развития логического мышления вообще и в процессе обучения в частности обращались и продолжают обращаться многие отечественные и зарубежные исследователи в области психологии, педагогики, логики (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А.Д. Гетманова, С.И. Гин, Д.П. Горский, В. В. Давыдов, М. Доналдсон, А. А. Ивин, А.З. Зак, Л.В. Занков, В.Ф. Паламарчук, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, М.Н. Шардаков, Д.Б. Эльконин и др.). Методисты рассматривают пути развития логического мышления учащихся в ходе изучения различных дисциплин (О.В. Алексеева, Г.А. Бакулина, М.А. Екимова, Н.Д. Есипова, Н.В. Калягина, Е.Н. Полякова и др.).
Вместе с тем, несмотря на теоретическое осмысление данной проблемы, на важность развития логического мышления, на требования программ о необходимости формирования логических умений в процессе обучения, проблема развития логического мышления учащихся еще не получила должного разрешения в практике современной начальной школы. Об этом свидетельствуют результаты сравнительно недавно проведенных исследований уровня развития логического мышления младших школьников. Они показывают, что логическое мышление у большинства учащихся начальных классов находится на недостаточном уровне развития (X. К. Бардединов, В.С. Егорина, Н. Д. Есипова и др.).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Формирование логического мышления является частью познавательных УУД младших школьников, поэтому от того, как организован учебный процесс будет зависеть уровень и развития познавательных УУД младших школьников.
Среди причин сложившейся ситуации следует отметить недостаточную освещенность данного вопроса в методической литературе. Обычно предпочтение в выборе специфического материала для развития логических умений отдается математике. Однако каждый школьный предмет может внести свой вклад в развитие логического мышления учащихся. Большими возможностями в этом процессе располагают решения проблемных ситуаций.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью развития логического мышления младшего школьника и отсутствием доступного учителю систематизированного дидактического материала, направленного на развитие логического мышления младших школьников. Данное противоречие обусловило проблему, разрешению которой посвящено данное исследование.
Цель исследования: изучение и возможности развития логического мышления младших школьников в процессе решения проблемных ситуаций.
Объект исследования - развитие логического мышления младших школьников в процессе обучения.
Предмет исследования - серия занятий, включающая в себя, специальные проблемные ситуации, направленная на развитие логического мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: мы исходим из предположения о том, что развитие логического мышления будет эффективным, если:
образовательный процесс будет осуществляться на основе разработанной серии занятий, включающей решение проблемных ситуаций, и использования методических рекомендаций по обеспечению этого процесса;
в ходе внедрения серии занятий будет использоваться диагностический инструментарий, позволяющий выявлять динамику результатов и осуществлять корректировку процесса;
использованные проблемные ситуации доступны детям младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Охарактеризовать сущность логического мышления.
2. Определить особенности логического мышления младших школьников.
3. Выявить возможности развития логического мышления младших школьников в процессе решения проблемных ситуаций.
4. Провести исследование, направленное на изучение исходного уровня развития логического мышления младших школьников.
5. Разработать и апробировать серию занятий, включающею в себя проблемные ситуации, решение которых будет способствовать развитию логического мышления младших школьников.
6. Выявить эффективность проведенной работы.
Методологическую основу исследования составили: типология форм мышления, познания и систематизации научных знаний (П.В. Копнин); анализ
научного способа мышления (М.К. Мамардашвили); теории развития мышления (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн); теории развития мышления младшего школьника (В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Н.Ф. Талызина); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков).
Методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы; сравнение; обобщение и систематизация); эмпирические методы (тестирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов); методы обработки данных.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилось на базе 1-ых классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 55». В исследовании приняли участие 40 младших школьников - 1 «А» (20 чел.) - контрольный класс и 1 «Б» (20 чел.) - экспериментальный класс.
Этапы экспериментальной работы:
1. Констатирующий этап (октябрь 2015 г.).
2. Формирующий этап (ноябрь 2015 - декабрь 2015 г.).
3. Контрольный этап (февраль 2016 г.).
Теоретическая значимость: уточнена сущность понятия «логическое мышление», определена структура логического мышления.
Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть полезны в работе педагогов, специалистов работающих в данной возрастной группе.
Опытно-экспериментальная работа проводилось на базе 1-ых классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 55». В исследовании приняли участие 40 младших школьников - 1 «А» (20 чел.) - контрольный класс и 1 «Б» (20 чел.) - экспериментальный класс.
Опытно-педагогическая работа проводилась в три этапа:
1. Констатирующий этап. Цель: выявить исходный уровень развития логического мышления младших школьников. На констатирующем этапе низкий уровень развития логического мышления был отмечен у 13 учащихся (65%) контрольного класса и у 12 школьников экспериментального класса. Средний уровень зафиксирован у 7 младших школьников (35%) контрольного класса и у 8 школьников экспериментального класса. Высокого уровня зафиксировано не было. Таким образом, исследование на констатирующем этапе показало, младшие школьники контрольного и экспериментального классов почти не различаются по уровню развитию логического мышления.
2. Формирующий этап. Цель: разработать и апробировать проблемные ситуации, направленные на развитие логического мышления младших школьников. На данном этапе работа проводилась только с учащимися экспериментального класса. Школьники контрольного класса продолжали заниматься по программе. В зависимости от выявленного уровня внутренних условий мышления учащихся разрабатывается соответствующая система конкретных заданий, рассчитанных на то, чтобы обнаружить противоречия на пути движения школьников от незнания к знанию и тем самым создать проблемные ситуации. На основе анализа проблемной ситуации формулируется проблема. В ее формулировке и заключается одна из трудностей проблемного обучения. Учет особенностей учебного предмета при создании проблемных ситуаций обеспечивает более глубокое проникновение в сущность явлений, а также дает возможность познакомить школьников с методами изучаемой науки.
3. Контрольный этап. Цель: изучить эффективность проведенной работы и динамику развития логического мышления младших школьников. На данном этапе исследование проводилось с учащимися обоих классов - контрольного и экспериментального.
После проведения формирующей работы с экспериментальным классом, уровень развития логического мышления у младших школьников значительно повысился, в то время, как у учащихся контрольного класса он повысился незначительно.
На контрольном этапе исследования высокий уровень развития логического мышления зафиксирован у 9 младших школьников (45%) экспериментального класса. Средний уровень отмечен у 8 школьников (40%) экспериментального класса. Низкий уровень логического мышления был отмечен у 3 школьников (15%) экспериментального класса.
После проведения формирующей работы уровень развития логического мышления младших школьников экспериментального класса значительно повысился. Увеличилось количество первоклассников, показавших высокий уровень развития логического мышления (с 0 до 9 чел.). Снизилось количество школьников с низким уровнем логического мышления (с 13 до 3 чел.).
Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что развитие логического мышления будет эффективным, если:
образовательный процесс будет осуществляться на основе разработанной серии занятий, включающей решение проблемных ситуаций, и использования методических рекомендаций по обеспечению этого процесса;
в ходе внедрения серии занятий будет использоваться диагностический инструментарий, позволяющий выявлять динамику результатов и осуществлять корректировку процесса;
использованные проблемные ситуации доступны детям младшего школьного возраста.
общеобразовательная школа № 55». В исследовании приняли участие 40 младших школьников - 1 «А» (20 чел.) - контрольный класс и 1 «Б» (20 чел.) - экспериментальный класс.
Опытно-педагогическая работа проводилась в три этапа:
1. Констатирующий этап. Цель: выявить исходный уровень развития логического мышления младших школьников. На констатирующем этапе низкий уровень развития логического мышления был отмечен у 13 учащихся (65%) контрольного класса и у 12 школьников экспериментального класса. Средний уровень зафиксирован у 7 младших школьников (35%) контрольного класса и у 8 школьников экспериментального класса. Высокого уровня зафиксировано не было. Таким образом, исследование на констатирующем этапе показало, младшие школьники контрольного и экспериментального классов почти не различаются по уровню развитию логического мышления.
2. Формирующий этап. Цель: разработать и апробировать проблемные ситуации, направленные на развитие логического мышления младших школьников. На данном этапе работа проводилась только с учащимися экспериментального класса. Школьники контрольного класса продолжали заниматься по программе. В зависимости от выявленного уровня внутренних условий мышления учащихся разрабатывается соответствующая система конкретных заданий, рассчитанных на то, чтобы обнаружить противоречия на пути движения школьников от незнания к знанию и тем самым создать проблемные ситуации. На основе анализа проблемной ситуации формулируется проблема. В ее формулировке и заключается одна из трудностей проблемного обучения. Учет особенностей учебного предмета при создании проблемных ситуаций обеспечивает более глубокое проникновение в сущность явлений, а также дает возможность познакомить школьников с методами изучаемой науки.
3. Контрольный этап. Цель: изучить эффективность проведенной работы и динамику развития логического мышления младших школьников. На данном этапе исследование проводилось с учащимися обоих классов - контрольного и экспериментального.
После проведения формирующей работы с экспериментальным классом, уровень развития логического мышления у младших школьников значительно повысился, в то время, как у учащихся контрольного класса он повысился незначительно.
На контрольном этапе исследования высокий уровень развития логического мышления зафиксирован у 9 младших школьников (45%) экспериментального класса. Средний уровень отмечен у 8 школьников (40%) экспериментального класса. Низкий уровень логического мышления был отмечен у 3 школьников (15%) экспериментального класса.
После проведения формирующей работы уровень развития логического мышления младших школьников экспериментального класса значительно повысился. Увеличилось количество первоклассников, показавших высокий уровень развития логического мышления (с 0 до 9 чел.). Снизилось количество школьников с низким уровнем логического мышления (с 13 до 3 чел.).
Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что развитие логического мышления будет эффективным, если:
образовательный процесс будет осуществляться на основе разработанной серии занятий, включающей решение проблемных ситуаций, и использования методических рекомендаций по обеспечению этого процесса;
в ходе внедрения серии занятий будет использоваться диагностический инструментарий, позволяющий выявлять динамику результатов и осуществлять корректировку процесса;
использованные проблемные ситуации доступны детям младшего школьного возраста.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ
НЕСТАНДАРТНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ
НЕСТАНДАРТНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - Использование оригами в развитии мышления детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



