ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность и содержание государственного строительного надзора 5
1.1 Понятие и функции государственного строительного надзора 5
1.2 Правовое регулирование государственного строительного надзора 13
1.3 Принципы осуществления государственного строительного надзора 23
2 Организация государственной надзорной деятельности за строительством... 29
2.1 Субъекты государственного строительного надзора 29
2.2 Порядок осуществления государственного строительного надзора 32
2.3 Меры реагирования по результатам проведения государственного
строительного надзора 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Государственный строительный надзор является важнейшим инструментом государственного регулятивного воздействия на конкретные строительно-производственные отношения в Российской Федерации, а также правовой системой охраны конституционных прав и свобод граждан, соблюдения легитимных интересов юридических лиц.
Необходимость исследования института государственного строительного надзора вызвана непрерывным реформированием законодательства, регулирующего порядок осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в сфере правового регулирования деятельности государственного строительного надзора в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые и организационные аспекты осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации.
Целью данной работы является исследование актуального состояния института государственного строительного надзора.
Указанная цель определила следующие задачи данной работы:
1) Определение и раскрытие характерных черт государственного строительного надзора, отличающие его от других форм государственного надзора;
2) Анализ правовой основы деятельности государственного строительного надзора;
3) Определение надлежащего порядка осуществления государственного строительного надзора;
4) Характеристика мер реагирования государственного строительного надзора при выявлении нарушений действующего законодательства.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» вместе с «Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», Распоряжение Правительства Российской Федерации № 559-р от 01.04.2016 г. «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы», Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 г. № 1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации», Приказ Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 17.10.2016 г. № 132-п «Об утверждении административного регламента исполнения службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора» и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Структура работы обусловлена целями и задачами осуществляемого исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Государственный строительный надзор - это деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных действующим законодательством о градостроительной деятельности в том числе технических регламентов и проектной документации посредством осуществления проверок, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований.
Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Порядок организации осуществления государственного строительного надзора регулируются общими нормами, содержащимися в Федеральном законе Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Особенности организации и проведения проверочных материалов в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения регулируется специальными нормами, такими как Градостроительный кодекс РФ, Постановление правительства от 01.02.2006 г. №54 «О государственном строительном надзоре», Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 г. № 1129 «Об утверждении порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства» и другими нормативными актами.
Основными отличительными особенностями проведения проверок государственным строительным надзором являются:
- проведения проверок без формирования ежегодного плана проведения проверок, на основании программы проверок разрабатываемой для каждого объекта капитального строительства, реконструкции или ремонта индивидуально;
- проведение проверок на основании поступления извещения застройщика о начале производства работ. В данном случае не распространяется общая норма содержащая требование о соблюдении трехлетнего интервала проверки.
Анализ действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность государственного строительного надзора позволяет говорить о том, что существующая нормативно-правовая база является достаточной для осуществления государственного строительного надзора в РФ и непрерывно реформируется в соответствии с современными тенденциями развития общества и технологий.
Одной из главных новелл законодательства в реформировании надзорной деятельности является введение риск-ориентированного подхода. Данный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного строительного надзора при котором предусмотрен выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю, профилактике нарушений обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда. Для объектов государственного надзора предусмотрено три категории риска: высокий, значительный и умеренный. Категория «низкий» не включена в положение утв. постановлением Правительства от 01.02.2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре» в связи с тем, что строительство, реконструкция или капитальный ремонт является потенциально опасным и может иметь негативные последствия для жизни и здоровья граждан.
В настоящее время в РФ действует двухуровневая система органов уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется:
- федеральными органами исполнительной власти;
- органами исполнительной власти субъектов РФ.
Критерием к разграничению сферы поднадзорных объектов служит специфика самого объекта надзора в соответствии со ст. 71 Конституции РФ,ч. 3 и 4 ст. 54 ГрК РФ, положений Постановления Правительства от 01.02.2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в РФ» - его уникальность, промышленная безопасность, стратегическая важность для целей обороны государства, и т.п.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Период проведения проверок устанавливается с даты получения органом государственного надзора в соответствии с ч. 5 ст. 52 ГрК РФ извещения о начале работ и заканчивается после выдачи заключения о соответствии построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов. Проверки государственного строительного надзора осуществляются в соответствии с утвержденной руководителем исполнительного органа программы проверок. Программа проведения проверок представляет собой документ содержащий следующие сведения: наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства (далее - ПОС); предмет каждой проверки; примерную дату проведения проверки,определяемую на основании ПОС; ориентировочные затраты времени должностного лица органа государственного строительного надзора на проведение каждой проверки, рассчитанные согласно утвержденной РД-11-04-2006 методики расчета времени; иные необходимые для проведения проверки сведения. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в РФ» регламентировано количество проверок, отведенных на определенный объект строительства.
В случае привлечения юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности или нарушения сроков строительства согласно постановления «О государственном строительном надзоре», утвержденное количество проверок может быть увеличено. С 1 января 2018 года программы проверок должны составляться с учетом риск - ориентированного подхода. В зависимости от основания проведения проверки разделяются на плановые и внеплановые.
Федеральным законом о контроле предусмотрено две формы проведения проверки: документарная - проверка при которой государственные органы запрашивают документы и сведения, относящиеся к предмету проверки; выездная - проверка при которой объекты капитального строительства подвергаются визуальным осмотрам для оценки качества выполняемых работ. По общему правилу выездные проверки органом государственного надзора проводятся лишь в случае невозможности оценки соответствия исполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных нормативных требований. В связи с сопряжением строительных процессов с повышенным риском документарные проверки, осуществляемые государственным строительным надзором проводятся в комплексе с выездными согласно п. 12, 13 РД-11-04-2006 для обеспечения соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями действующей нормативно - правовой базы. Результаты проведенной проверки отмечаются в общем или специальном журнале производства работ, а также составляется акт и в случае выявления нарушения выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
Предписание государственного строительного надзора выполняет определенные функции: информационную, воспитательную, пресекательную и профилактическую. Предписание должно отвечать требованиям законности и исполнимости. Пробелом правового регулирования следует считать отсутствие четкого законодательного определения критериев законности и исполнимости предписаний, что не редко является предметом судебных споров.
В случае не устранения нарушений в установленный срок, а также выявления признаков состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ органы государственного строительного надзора возбуждают дело об административном правонарушении. Административная ответственность застройщика в целом обладает своими специфическими чертами: во-первых, нормы КоАП РФ, устанавливающие ответственность являются бланкетными в части разъяснения не соблюдения требований, предусмотренных ГрК РФ, что часто требует определенных дополнений и конкретизации; во-вторых, множество специальных правил, содержащихся в технических регламентах, регулирующих специальные вопросы капитального строительства, при их применении требуют специальных познаний.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный
ресурс]: федер. закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/d6aa4f5374347120919d6d0ca106e089be185a9b/
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 г. № 195- ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс]: фед. закон от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 16983/4be2d49bc9fbe8d8c5 11a95b4421b2856044a0e7/
5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.12.2008 г. №294-ФЗ (ред. от 18.04.2018 г.) / Справочная правовая система
«КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=205357&fld=134&dst=100029,0&rnd=0.6176977844069909#0
6. О пожарной безопасности [Электронный ресурс]: фед. закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/
7. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ (ред. от 18.04.2018 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/
8. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: федер. закон
от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». -
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
9. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов
и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51038/
10. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95720/
11. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности [Электронный ресурс]: федер. закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/
12. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 (ред. от 28.09.2017 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=278990&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.0643988526481083#08608676537827515
13. О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 25.10.2017 г. № 1294 / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28 1 579/755757dba2643d8a94c639a8cb537a99cba778dc/
14. О внесении изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 17 августа 2016 г. №806 [Электронный ресурс]: постановление Правительства от 02.03.2017 г. № 245 (ред. от 22.07.2017 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221 104&fld=134&dst=100001,0&rnd=0.03832839955146805#009989888116204448
15. О государственном строительном надзоре в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 01.02.2006 г. № 54 (ред. от 28.02.2018 г.) (вместе с «Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации») / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=292232&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.13266384471052683#034911405457183076
16. О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 28.04.2015 г. № 415 (ред. от 14.12.2016 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_179158/
17. Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований
Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ
от 26.12.2014 г. № 1521 (ред. от 07.12.2016 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173491/
18. О Федеральной службе по экологическому, технологическому
и атомному надзору [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401 (ред. от 17.06.2017 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48768/
19. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)
по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации № 559-р от 01.04.2016 г. / Правительство Российской Федерации. - Режим доступа:
http://static.government.ru/media/files/NROI44AcOc0Q5b4AVomtiUgrukltSe0f.pdf
20. Об утверждении и введении в действие Порядка проведения
проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации [Электронный ресурс]: приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 г. № 1129 (ред. от 14.07.2015 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2007 №9053) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=189144&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.7169063911217577#0
21. Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ
«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [Электронный ресурс]: приказ Госстандарта от 30.03.2015 г. № 365 (ред. от 24.08.2017 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177982/
22. Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и
(или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (вместе с «РД-11-05-2007...») [Электронный ресурс]: приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 г. № 7 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 г. № 9051) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66693/
23. Об утверждении и введении в действие Типовой программы
инспекции при проведении государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии (вместе с «РД-11-08-2008. Руководящие документы. Типовая программа...») [Электронный ресурс]: приказ Ростехнадзора от 16.06.2008 г. № 414 / Справочная правовая система «КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107485/
24. О разъяснении ряда понятий, связанных с осуществлением
государственного строительного надзора [Электронный ресурс]: <письмо> Минэкономразвития РФ от 09.11.2011 г. № Д02-8729 / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=122296&rnd=258040.112169018#0
25. Об утверждении административного регламента исполнения службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора [Электронный ресурс]: приказ Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 17.10.2016 г. № 132-п / Официальный сайт Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края - Режим доступа:
http://www.krasnadzor.ru/images/Files/AdmR/Prikaz_132p.pdf
26. Протокол заседания президиума Совета при Президенте российской Федерации по стратегическом развитию и приоритетным проектам № 8 от 19.10.2016 г.
27. О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. № 11 (ред. от 25.01.2013 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=3196CC10F14FA08CED1 1 8349A5B03FF8&mode=backrefs&dirRefFld=65534&BASENODE=4301 1 -6&ts=12610152786580627063&base=ARB001&n=194948&rnd=0.5368190246857358#0006136535064904525
28. Дело о привлечении ООО «РН-Юганскнефтегаз»
к административной ответственности, предусмотренной частью 6 ст. 19,5 КоаП РФ: постановление арбитражного суда западно-сибирского округа от 27.10.2017 г. дело №А75-868/2017
29. Иск о взыскании долга по договору подряда и процентов
за пользование чужими денежными средствами удовлетворен правомерно, поскольку заказчик выполненные подрядчиком работы не оплатил [Электронный ресурс]: постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 г. № 09АП-25013/2011 по делу № А40-43836/11-141-372 / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=B7AF03305513FBE 00EEAE7 1DBE6879E7&mode=backrefs&dirRefFld=65534&BASENODE=43008- 26&ts=29712152437152629113&base=MARB009&n=273570&rnd=0.22320234786 297855#02644166373189536
30. О пересмотре в порядке надзора о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ [Электронный ресурс]: постановление президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.07.2013 г. № 2423/13. - Режим доступа:
http://www.arbitr.ru/bras.net/f.aspx?id_casedoc=1_1_f4ac2376-aa66-4f45-bb53- 9a34d2df00bc
31. О привлечении ООО «РИАЛ.Ко» к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ [Электронный ресурс]:
постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.04.2008 г. по делу № Ф03-А51/08-2/1216. / Справочный правовой портал «Гарант.ру». - Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/32822118/#ixzz5D2TOKfAH(извлечение)
32. О признании недействительным отказа уполномоченного органа в
осуществлении надзора за строительством [Электронный ресурс]: постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 г. по делу № А43-37327/2016 / Справочная правовая система «КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=RAPS001&n=70445#08812344002900594
33. О признании недействительным предписании Ухтинского
подразделения Инспекции государственного строительного надзора Республики Коми [Электронный ресурс]: постановление арбитражного суда кассационной инстанции Волго-Вятского округа (ФАС ВВО) по делу № А29- 8461/2014 от 16.12.2015 г. / Справочная правовая система «Судебные и нормативные акты РФ» - Режим доступа:
http ://sudact.ru/arbitral/doc/WDin03I8CxZ/#case_item
34. Об оспаривании постановления Инспекции государственного
строительного надзора Волгоградской области о назначении административного наказания по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ [Электронный ресурс]: постановление Арбитражного суда Поволжского округа
от 20.01.2016 г. № Ф06-4294/2015 по делу № А12-26475/2015 / Справочная
правовая система «КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=34A227210073CB7FAF38B5360414E637&mode=backrefs&dirRefFld=65532&BASENODE=33-1&ts=124381521979107956&base=APV&n=143478&rnd=0.3680868209575292#06736723586344322
35. Об оспаривании предостережения Инспекции государственного
строительного надзора Новосибирской области [Электронный ресурс]: определение от 06.04.2018 г. по делу № А45-550/2018 / Правовой портал «Право.ру». - Режим доступа:
http://docs.pravo.ru/document/view/102862564/?search_query=%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%2B%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80&q=%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BA-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%2B%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&from_search=1
36. Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ Печорского управления Ростехнадзора [Электронный ресурс]: решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.10.2016 г. по делу № А29-7073/2016 / Правовой портал Право.ру. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/87559697/?search_query=%D1%80%D0%B0% D0%B7%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0% BD%D0%B8%D0%B5%2B%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D 0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9%2B%D1%81%D1%82%D1%80%D 0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0% B3%D0%BE%2B%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0 %B0&from_search=1
37. Об оспаривании предостережения Государственной жилищной инспекции [Электронный ресурс]: решение АС Удмуртской Республики от 09.04.2018 г. / Правовой портал «Право.ру». - Режим доступа:
http://docs.pravo.ru/document/view/102901451/?search_query=%D1%81%D1%82%
D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%2B%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80&q=%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BA-
%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%2B%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&from_search=1
38. О привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5: решение арбитражного суда Красноярского края от 30.11.2012 г. по делу № А33-15959/2012.
39. О привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5: решение арбитражного суда Красноярского края от 12.02.2014 г. по делу № А33-22791/2013.
40. О привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5: решение арбитражного суда Красноярского края от 20.10.2014 г. по делу № А33-17023/2014.
41. О привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ [Электронный ресурс]: постановление 5-го ААС от 14.11.2017 г. по делу № А51-17422/2017 / Справочная правовая система «Право.ру». - Режим доступа:http://docs.pravo.ru/document/view/100188513/114490596/
42. Об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: обзор судебной практики Кемеровского областного суда от 09.07.2009 г. № 01-26/630 рассмотрения мировыми судьями Кемеровской области / Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http ://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7400 1 97/
43. По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3,
9.1, 14.43, 15.19, 15.21.1 и 19.7.3 КоАП РФ в связи с запросом АС нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 г. № 4-П / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159544/
44. По делу о проверке конституционности положения ч. 5 ст. 19.8
КоАП РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 г. № 1-П / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140993/92d969e26a4326c5d02 fa79b8f9cf4994ee5633b/
45. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право. История развития и основные современные концепции М.: Юристъ, 2002. — 410 с.
46. Курбатов В.Л., Римшин В.И., Шумилова Е.Ю. Контроль и надзор в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве: Учебное пособие / Курбатов В.Л., Римшин В.И., Шумилова Е.Ю.; под ред. В.И. Римшина. - М.-В.: 2016. - 200 с.:ил.
47. Мицкевич Л.А., Васильева А.Ф., Морозова Н.А., Приходько Е.Г. Административное право. Опорный конспект лекций [Электронный ресурс]. - Красноярск: СФУ, 2008. - Режим доступа: http://netprava.ru/ek/b37/
48. Права человека: учебник / отв. ред. Е. А. Лукашева. - 2-е изд., перераб. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2011. - 560 с.
49. Российский Б. В. Административное право : учебник / Б.В. Российский, . Н. Старилов. - 4-е изд., пересмотр. и доп. - М. : Норма, 2009. - 926 с.
50. Беляев В. П. Надзор как правовая форма государственной деятельности: Общетеоретические проблемы: автореф. дне. ... к. ю. н. Белгород, 2000. - 87 с.
51. Мартынов А. В. Административный надзор в Российской Федерации: теоретические основы построения, практика осуществления и проблемы правового регулирования [Электронный ресурс]: автореф. дис. ...к.ю.н. : 12.00.14 / Мартынов Алексей Владимирович. - Воронеж, 2010. - Режим доступа:
http ://www.law.vsu.ru/structure/admlaw/personal/books/martynov_autoreferat.pdf
52. Бутаева Е. М. Государственное регулирование градостроительной деятельности и безопасность [Электронный ресурс] // Право и безопасность. № 4 (33). 2009. - Режим доступа: http://dpr.ru/pravo/pravo_29_12.htm
53. Даньков А. А., Федосеева Г. Ю. Основные критерии законности предписаний органов, осуществляющих государственный надзор (контроль) за соблюдением законодательства // LEX RUSSICA (Научные туды МГЮА). - № 2. 2011. С. 266- 280.
54. Егорова Е. С., Боженко С. В. Внедрение риск-ориентированного подхода как приоритетное направление реформирования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». № 41. 2017. С. 76-81
55. Законодательство меняется: будьте в курсе [Электронный ресурс]: Реализация государственной политики в области строительства: Результаты. Тенденции. Перспективы. VII южно-уральский строительный форум. - Режим доступа:https://www.sskural.ru/about/vestnik/VII_forum.pdf
56. Зубарев С. М. О соотношении понятий «контроль» и «надзор» в публичном управлении [Электронный ресурс] // Аналитический портал «Отрасли Права». - Режим доступа: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn-- p1ai/article/1496
57. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад - 2014. - М.: МАКС Пресс, 2015. -120 с.
58. Кропачева А. В. История развития административно -правового регулирования строительной деятельности // Современное право. № 2. 2010. С. 156-162
59. Люкшин А.М. Понятие и значение государственного строительного надзора [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы экономики и права. № 1. 2011. С. 205-208. - Режим доступа: -http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-znachenie-gosudarstvennogo-stroitelnogo-nadzora
60. Мартынов А. В. Функции административного надзора [Электронный ресурс] // Право и государство: теория и практика. - 2010. - Режим доступа: http://naukarus. com/funktsii -administrativnogo -nadzora-ponyatie-i- vidy
61. Мицкевич Л. А., Васильева А. Ф. Современное состояние института государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности // Государство и право. № 10. 2015. С. 34-44
62. Морозова Н. А. Признание предписания органа государственного контроля (надзора) недействительным по причине его неисполнимости // Административное право и процесс. № 5. 2015. С. 58-62
63. Официальный портал Службы строительного надзора и жилищного
контроля Красноярского края. - Режим доступа:
http://www.krasnadzor.ru/kontaktnaya-informatsiya
64. Панченко В. Ю., Макарчук И. Ю. Предписание как правовое средство // Евразийский Юридический журнал. № 6. 2015. С. 133-142.
65. Петров А. В., Епифанов А. Е. Юридическая природа государственного контроля и надзора // Журнал российского права. № 7. 2013. С. 36-49
66. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]: Администрация Президента России 2018 год. - Режим доступа: http ://kremlin.ru/events/president/news/50864
67. Приоритетные направления деятельности осуществления государственного контроля и надзора в области долевого строительства в 2018 году. 214-ФЗ как его видят законодатели. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. - Режим доступа:http://www.krasnadzor.ru/
68. Разаренов Ф. С. О сущности и значении административного надзора в советском государственном управлении // Вопросы административного права на современном этапе. М., 1963. С. 69-78.
69. Тайтаков А. А. Внедрение механизма перехода на новые формы осуществления государственного надзора с учетом применения риск - ориентированного подхода // Ежегодная международная научно -техническая конференция системы безопасности. № 26. 2017. С. 214-217