Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности

Работа №25576

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
849
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основы экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в условиях сельской местности 6
1.1 Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как предмет
психолого-педагогического анализа 6
1.2 Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного
возраста в условиях сельской местности 12
1.3 Теоретический анализ средств экологического воспитания детей
старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 19
2. Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 28
2.1 Изучение состояния экологической воспитанности детей старшего
дошкольного возраста 28
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 43
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 53
Заключение 68
Список использованных источников 69
Приложение А 78


Актуальность исследования проблематики, связанной с экологическим воспитанием личности, обусловлена в первую очередь тем, что 2017 год объявлен в России годом экологии. На заседании Правительства РФ 02 июня 2016 года были определены цели и задачи, которые решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом.
Современная экологическая обстановка в России становится с каждым годом всё более удручающей. Правительством РФ предусмотрен ряд мер, которые призваны улучшить общую экологическую обстановку в стране, что непременно должно отразиться на общем состоянии здоровья нации, отношении граждан к экологическим проблемам. Главным критерием продуктивного завершения поставленных целей станет сознательный подход и ответственное отношение, понимание всей остроты и важности поднимаемой проблемы экологии. Совершенно очевидно, что решать проблемы, связанные с экологией может только экологически образованное общество и его представители, обладающие высокой экологической культурой.
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.
Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования и воспитания населения.Содержание современного экологического воспитания направлено в будущее, опирается на идеи гармонии природы и человека. С другой стороны, необходимо оказывать содействие преодолению имеющихся в обществе стереотипов путем формирования духовной, моральной, экологически просвещенной личности и создание условий для её развития, и, наконец, стать фактором социальной стабильности общества. Экологическое воспитание можно определить, как систему последовательного непрерывного формирования экологической культуры личности, которая осуществляется через социализацию личности в процессе обучения, воспитания, самообразования, обретение жизненного опыта.
В период дошкольного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой. формированию знаний о взаимосвязях в природе.
Познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. В.Половцев считал, что природные факты не должны рассматриваться изолированно. В процессе ознакомления с природой должны вскрываться те доступные детям данного возраста связи и отношения, которые существуют в природе. С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Е.Ф. Терентьева, Н.А. Рыжова и другие исследователи подчеркивают важность усвоения детьми взаимосвязей в природном мире как научную основу экологического воспитания дошкольников.
Однако на настоящий момент, в связи с переориентацией образовательной политики и введением новых ФГОС назрела необходимость поиска и совершенствования средств экологического воспитания дошкольников, разработки методических вопросов ознакомления детей с окружающим миром, что делает данную работу актуальной в условиях сельской местности.
Цель исследования: - теоретически обосновать и определить средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности и проверить опытно-экспериментальным путем их результативность.
Объект исследования: процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.
Предмет исследования: средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности будет более результативным, если использовать следующие средства:
- организация прогулок - экскурсий, направленных на знакомство детей с природой родного края;
- применение в ходе проведения бесед литературных произведений, описывающих природу родного края, направленных на формирование у детей положительного отношения к природе;
- использование в игровой деятельности природных материалов влияет на освоение детьми правил природосообразного и природосохраняющего поведения.
Задачи:
1) Выявить теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста;
2) Определить особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности;
3) Изучить уровень экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
4) Разработать средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.
5) Реализовать средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности и проверить их результативность опытно-экспериментальным путём.
Методы: теоретический - анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, обобщение педагогического опыта по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста; эмпирические методы исследования - наблюдения, беседы, педагогический эксперимент, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке систематизации средств экологического воспитания детей в организации взаимодействия воспитателей, родителей и детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию в условиях сельской местности.
База исследования - МКДОУ детский сад «Солнышко» п. Октябрьский.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Текст содержит иллюстрации в виде таблиц, рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было выявить и проанализировать эффективные средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.
С целью достижения поставленной цели первоначально мы рассмотрели теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Мы пришли к выводу, что взаимоотношения природы и человека, воспитание ребенка, любящего и ценящего природу - в настоящее время одна из актуальнейших проблем. Построить целостную программу знаний для дошкольников о природе дело крайне сложное. Прежде всего, следует положить в основу знаний детей системные знания об отдельных природных совокупностях: растительном, животном мире, явлениях неживой природы.
Экологическое воспитание, - это целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности. Экологические знания становятся основой экологического воспитания.
В дошкольный период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу. Экологическое воспитание дают ребёнку первое представление о мире как едином целом, раскрывает смысл начального естествознания, делая мир живым и доступным. Центральным понятием в экологии является разнообразие объектов природы и их взаимозависимость. Природа существует только благодаря экологическому единству, она творит и оберегает жизнь, включая ее самую совершенную форму - человека.
Анализ теоретических источников позволил нам заключить, что в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста могут использоваться разные средства. Среди них выделяются разнообразные игры, экскурсии, исследовательская деятельность и т.д.
При отборе содержания для детской деятельности по экологическому воспитанию с целью формирования у них основ экологической культуры детей необходимо учитывать:
- содержание образования должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе;
- содержание экологического воспитания должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой.
Одним из эффективных средств экологического воспитания старших дошкольников может многообразие взаимосвязей в природе.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с детьми группы старшего дошкольного возраста. В эксперименте участвовало 13 детей в возрасте 5-6 лет.
В ходе опытно-экспериментальной работы одной из задач было изучить уровень экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Диагностическая методика была составлена на основе программных требований к результатам экологического воспитания старших дошкольников (по старшей группе). Было выявлено, что преобладает средний уровень экологической воспитанности у дошкольников (50%), число детей с низким уровнем также велико (45%), показавших на начальном этапе высокий уровень - практически нет (5%).
Таким образом, данные констатирующего эксперимента убедительно свидетельствуют о проблемах экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и необходимости осуществления соответствующей работы на основе использования эффективных средств.
Дальнейшей задачей стало экспериментально апробировать средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности и проверить эффективность проведенной работы.
Мы предположили, что осуществление экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно при следующих условиях:
- в качестве одного из средств работы будет выступать многообразие взаимосвязей в природе;
- ознакомление с многообразием взаимосвязей в природе через наблюдения, которые будут включаться во все формы организации детской деятельности: НОД, совместная деятельность с педагогом и родителями, игры, исследовательская деятельность и экспериментирование.
Для решения поставленной цели мы выполнили ряд задач:
- Выбрали эффективные средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности - многообразие взаимосвязей в природе.
- Разработали и апробировали систему работы в конкретном дошкольном учреждении.
- Проверили эффективность средств по результатам проведённой работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.



1. Ашиков, В.И. Программа воспитания детей от одного года до семи лет «Семицветик»/В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова -М, «Педагогическое сообщество» - 2015 с.192
2. Бобылева, Л. М. Интерес к природе как средство экологического воспитания/Л.М. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 6. - С. 10-15.
3. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Бондаренко, Т. М. - Воронеж.: ТЦ Учитель, 2002. - 159 с.
4. Борисова, О.О. Информационно-библиотечная экология: учебно-методическое пособие / ред. совет О. О. Борисова, М. Г. Вохрышева, Н. Б. Зиновьева и др. - Москва: Информационный центр сотрудничества «Литера», 2010. - 127 с.
5. Веракса, Н.Е Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5-7 лет./Н.Е. Веракса //ФГОС Выпуск№ 5 / 2013
6. Вода - источник жизни на земле [Текст] : материалы VII Всерос. науч. эколог. Конф. школьников и студентов, посвященной Всемирным дням Воды и Земли. - СПб. : Копи-Р Групп, 2014. - 299 с. : ил. - Библиогр. в конце отд. ст. - В надзаг.: Объед. науч. совет "Экология и природные ресурсы" и др.
7. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. Современная технология экологического образования дошкольников/ Воронкевич О. А. // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3. - С. 23-27.
8. Ворошилова, В.М. Экологическое образование детей дошкольного
возраста в свете федерального государственного образовательного стандарта. - 2014 [Электронный ресурс]. / Ворошилова В.М. - Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-18.pdf
9. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе.
Программа и методические рекомендации. /Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - С. 43 - 50.
10. Голимов, О.П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. /Голимов О.П., Веракса Н.Е//ФГОС 2011
11. Голицина, Н.С Экологическое воспитание дошкольников/ Голицина Н.С - Методическое пособие. М, 2011 - с.40
12. Гора, Е.П. Экология человека. Учебное пособие для ВУЗов / Е.П.Гора 2-е изд. перераб.и доп.-М.: Дрофа, 2013 -176с.
13. Гордеева, Л. С. Познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания [Текст] /Гордеева Л. С. // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 50-52.
14. Горелов, А. А. Экология. Учебник /Горелов А. А. - М.: Академия, 2009.- 400 с.
15. Гризик, Т.И. Познаю мир. /Гризик Т.И. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
16. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. /Губанова Н.Ф.// ФГОС
17. Гусева, Т.А. Материалы Всероссийской научно-практической конференции научно-педагогических работников, педагогов
дошкольного и начального образования Экологическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС «Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования: опыт, проблемы,перспективы» (Бийск, 29 апреля 2016 г.). / Т.А.Гусева, И.С. Леушина, О.И. Нагайцева - Бийск: АГГПУ имени В.М. Шукшина», 2016. - 267 с.- С.42-47.
18. Доценко, Е.В. «Психодиагностика дошкольного учреждения» ( методика, тесты, опросники).- /Доценко Е.В. Изд.2-е.- Волгоград: Учитель, 2013.- 297 с.
19. Журавлева, Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром Методическое пособие /Журавлева Л.С. - Издатель - Мозаика-Синтез 2016 с. 144
20. Захлебный, А.Н. Модели содержания экологического образования в новой школе / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 38-45.
21. Зацепина, М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада./ Зацепина М.Б.// ФГОС 2016, с. 96
22. Зотова, Т.В. Педагогические условия формирования эколого-ориентированного сознания дошкольников и младших школьников в учреждении дополнительного образования детей /Зотова Т.В. // Педагогическое образование и наука. Мозаика-Синтез -2016. - № 11. - С. 50-55
23. Кадырова, Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории /Кадырова Р. М. // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.
24. Киреева, Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /Киреева Л. Г., Бережнова С. В. Издательство: Учитель, 2016
25. Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология./ Коджаспирова Г.М. - М.: Гардарики, 2005. - 284 с.
26. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования дошкольников /Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Марков Т.А., Виноградова Т.А. «Мы». - СПб., 1996. - 96 с.
27. Костюченко, М. М. Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5-7 лет /Костюченко М.М. // Учитель, 2014. - с. 88
28. Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семье в экологическом воспитании /Кузнецова Л. В. // Дошкольная педагогика. - 2009. - №6. - С. 54-57.
29. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Изд-во педагогического общества России, 2011.
30. Куцакова, Л.В Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет./ Куцакова Л.В // ФГОС, 2016 - с. 128
31. Лободин, В. Т. В стране здоровья. Программа эколого¬оздоровительного воспитания дошкольников/ Лободин В. Т., Федоренко А. Д., Александрова Г. В - Мозаика-Синтез 2016 с. 80
32. Максимова, М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. - 2010. - N 2. - С. 79-83.
33. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г. - М.: Детство-Пресс, 2000. - 319 с.
34. Маркова О. Ю. Современные аспекты экологического образования/Маркова О. Ю. -М.: Просвещение, 2014. - 190 с.
35. Масленникова, О. Экологические проекты в детском саду[Текст]/Масленникова О. Филиппенко Серия: Образовательноепространство ДОО -283 с.
36. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 2011. — 187 с.
37. Набиуллин, Д.Х. Сельская среда как условие формирования экологической культуры [Текст]/Д.Х.Набиуллин//Формирование
экологической культуры учащихся и студентов как часть учебно-воспитательного процесса: сб. матер. респуб. науч.- практич. конф. 19 марта 2010 года/ под ред. С.М.Файрушиной - Набережные Челны, РИЦ НГПИ, 2010. - С.75-78
38. Непрерывное экологическое образование и экологические проблемы Красноярского края: 9-я межрегиональная научно-методическая конференция 22 апреля 2003 года. - Красноярск, 2003. - 363 с.
39. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. /Николаева С. Н. -М.: Академия, 2009. - 336 с.
40. Николаева, С.Н. Парциальная программа "Юный эколог". Для работы с детьми 3-7 лет. /Николаева С. Н. ФГОС Мозаика-Синтез 2016 - с. 112
41. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в детском саду. Авторская программа .Где в природе есть вода/Николаева С. Н. Издатель - Мозаика-Синтез, 2016
42. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников Методическое пособие /Николаева С. Н. - Мозаика-Синтез, 2016
43. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2011. — 336 с.
44. Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада (6-7 лет). ФГОС Издательство: Мозаика-Синтез 2016 Серия: Библиотека программы "От рождения до школы"с, 208
45. Осипова, О.Г. Создание предметно-развивающей среды территории дошкольных учреждений как средство экологического воспитания дошкольников/ Осипова О.Г., Соколова Л.А., Кириллова О.П. // Science Time. - 2015. - № 4 (16). - С.586-592.
46. Поддьяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с
47. Почерней, И.Н. Организация экологического воспитания
дошкольников на основе естественнонаучного наблюдения и экспериментирования. /Почерней И.Н., Шевчук О.И. - 2014
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2014/pdf76331.pdf
48. Попова, Т.И. Мир вокруг нас ./ Попова Т.И. М.: Линка-Пресс ,192 с; 1998
49. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных
образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — 227 с.
50. Савченко, А.П. Красная книга Красноярского края: В 2 т. Т. 1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / А.П. Савченко, А.А. Баранов, В.И. Емельянов, В.А. Заделенов, Л.А. Колпащиков, Г.А.4 Соколов, и др.; // гл. ред. А.П. Савченко; 3-е изд., перераб. и доп.; СФУ. - Красноярск, 2011. - 205 с.: 176 ил.
51. Сакирдинова, Т.И. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму /Сакирдинова Т.И. и Сединкин А.Н. - Севастополь , Крымучпедгиз 1995, 396 с.
52. Соломенникова, О.А. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Методическое пособие /Соломенникова О.А. - Издательство «Мозаика-Синтез», 2016 112 с.
53. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду Методическое пособие /Соломенникова О.А. Издательство «Мозаика- Синтез» 2016, 104 с.
54. Степаненко, Э.Я. Сборник подвижных игр 2-7 лет. /Степаненко Э.Я //ФГОС 2016- 144 с.
55. Стихина, Л. Зеленые паруса : экологический досуг для детей /Стихина Л. // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 3. - С. 125-128
56. Стульник Т.Д Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. /Стульник Т.Д //ФГОС. Издательство «Мозаика- Синтез» 2016, 180с.
57. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / Сухомлинский В.А. Издательство «Концептуал», 2016 - 320 с.
58. Ушинский, К.Д. Русская школа /Ушинский К.Д. - Институт русскойцивилизации,- 2015- 668 с.
59. Федосеева, П. Г. Система работы по экологическому воспитанию
дошкольников. Старшая группа / П. Г. Федосеева. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. — 96 с.
60. Холодова, О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. /Холодова О.Л. Крашенинникова Е.Е //ФГОС с. 80
61. Чуйкова, Л. Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе образования / Л. Ю. Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования. - 2011. - № 1 (17). - С. 20-32
62. Читаева, Ю.А. Непрерывное образование как одно из условий развития современного образования: прошлое, настоящее, перспективы на будущее / Ю.А. Читаева // Инновации в непрерывном образовании. - 2014. - №3. - С. 71-77.
63. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке/ Шиян О.А. - Москва, 2013, с.112
64. Экологическое воспитание. [ Электронный ресурс]- Учебно¬методический центр. Режим доступа:
http: //neobionika.ru/ekolo gvospitanie.html
65. Экология, окружающая среда и здоровье человека: XXI век: мат-лы Международ. (заоч.) науч.- практ. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2014. - 168 с.
66. Яриго, Л. А. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста /Яриго Л. А. // Дошкольная педагогика. - 2010. - N 4. - С. 32-37
67. Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2005. — 186 с.
68. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. / К. М. Ясперс: Республика, 1994 - 527 с.
69. Яковлева, Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника [Текст] /Яковлева Е. В. // Педагогическое мастерство: материалы VII
Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 113-117.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ