Введение
1. Теоретические основы экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в условиях сельской местности 6
1.1 Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как предмет
психолого-педагогического анализа 6
1.2 Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного
возраста в условиях сельской местности 12
1.3 Теоретический анализ средств экологического воспитания детей
старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 19
2. Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 28
2.1 Изучение состояния экологической воспитанности детей старшего
дошкольного возраста 28
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 43
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 53
Заключение 68
Список использованных источников 69
Приложение А 78
Актуальность исследования проблематики, связанной с экологическим воспитанием личности, обусловлена в первую очередь тем, что 2017 год объявлен в России годом экологии. На заседании Правительства РФ 02 июня 2016 года были определены цели и задачи, которые решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом.
Современная экологическая обстановка в России становится с каждым годом всё более удручающей. Правительством РФ предусмотрен ряд мер, которые призваны улучшить общую экологическую обстановку в стране, что непременно должно отразиться на общем состоянии здоровья нации, отношении граждан к экологическим проблемам. Главным критерием продуктивного завершения поставленных целей станет сознательный подход и ответственное отношение, понимание всей остроты и важности поднимаемой проблемы экологии. Совершенно очевидно, что решать проблемы, связанные с экологией может только экологически образованное общество и его представители, обладающие высокой экологической культурой.
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.
Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования и воспитания населения.Содержание современного экологического воспитания направлено в будущее, опирается на идеи гармонии природы и человека. С другой стороны, необходимо оказывать содействие преодолению имеющихся в обществе стереотипов путем формирования духовной, моральной, экологически просвещенной личности и создание условий для её развития, и, наконец, стать фактором социальной стабильности общества. Экологическое воспитание можно определить, как систему последовательного непрерывного формирования экологической культуры личности, которая осуществляется через социализацию личности в процессе обучения, воспитания, самообразования, обретение жизненного опыта.
В период дошкольного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой. формированию знаний о взаимосвязях в природе.
Познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. В.Половцев считал, что природные факты не должны рассматриваться изолированно. В процессе ознакомления с природой должны вскрываться те доступные детям данного возраста связи и отношения, которые существуют в природе. С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Е.Ф. Терентьева, Н.А. Рыжова и другие исследователи подчеркивают важность усвоения детьми взаимосвязей в природном мире как научную основу экологического воспитания дошкольников.
Однако на настоящий момент, в связи с переориентацией образовательной политики и введением новых ФГОС назрела необходимость поиска и совершенствования средств экологического воспитания дошкольников, разработки методических вопросов ознакомления детей с окружающим миром, что делает данную работу актуальной в условиях сельской местности.
Цель исследования: - теоретически обосновать и определить средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности и проверить опытно-экспериментальным путем их результативность.
Объект исследования: процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.
Предмет исследования: средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности будет более результативным, если использовать следующие средства:
- организация прогулок - экскурсий, направленных на знакомство детей с природой родного края;
- применение в ходе проведения бесед литературных произведений, описывающих природу родного края, направленных на формирование у детей положительного отношения к природе;
- использование в игровой деятельности природных материалов влияет на освоение детьми правил природосообразного и природосохраняющего поведения.
Задачи:
1) Выявить теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста;
2) Определить особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности;
3) Изучить уровень экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
4) Разработать средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.
5) Реализовать средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности и проверить их результативность опытно-экспериментальным путём.
Методы: теоретический - анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, обобщение педагогического опыта по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста; эмпирические методы исследования - наблюдения, беседы, педагогический эксперимент, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке систематизации средств экологического воспитания детей в организации взаимодействия воспитателей, родителей и детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию в условиях сельской местности.
База исследования - МКДОУ детский сад «Солнышко» п. Октябрьский.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Текст содержит иллюстрации в виде таблиц, рисунков.
Целью данной работы было выявить и проанализировать эффективные средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.
С целью достижения поставленной цели первоначально мы рассмотрели теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Мы пришли к выводу, что взаимоотношения природы и человека, воспитание ребенка, любящего и ценящего природу - в настоящее время одна из актуальнейших проблем. Построить целостную программу знаний для дошкольников о природе дело крайне сложное. Прежде всего, следует положить в основу знаний детей системные знания об отдельных природных совокупностях: растительном, животном мире, явлениях неживой природы.
Экологическое воспитание, - это целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности. Экологические знания становятся основой экологического воспитания.
В дошкольный период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу. Экологическое воспитание дают ребёнку первое представление о мире как едином целом, раскрывает смысл начального естествознания, делая мир живым и доступным. Центральным понятием в экологии является разнообразие объектов природы и их взаимозависимость. Природа существует только благодаря экологическому единству, она творит и оберегает жизнь, включая ее самую совершенную форму - человека.
Анализ теоретических источников позволил нам заключить, что в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста могут использоваться разные средства. Среди них выделяются разнообразные игры, экскурсии, исследовательская деятельность и т.д.
При отборе содержания для детской деятельности по экологическому воспитанию с целью формирования у них основ экологической культуры детей необходимо учитывать:
- содержание образования должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе;
- содержание экологического воспитания должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой.
Одним из эффективных средств экологического воспитания старших дошкольников может многообразие взаимосвязей в природе.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с детьми группы старшего дошкольного возраста. В эксперименте участвовало 13 детей в возрасте 5-6 лет.
В ходе опытно-экспериментальной работы одной из задач было изучить уровень экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Диагностическая методика была составлена на основе программных требований к результатам экологического воспитания старших дошкольников (по старшей группе). Было выявлено, что преобладает средний уровень экологической воспитанности у дошкольников (50%), число детей с низким уровнем также велико (45%), показавших на начальном этапе высокий уровень - практически нет (5%).
Таким образом, данные констатирующего эксперимента убедительно свидетельствуют о проблемах экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и необходимости осуществления соответствующей работы на основе использования эффективных средств.
Дальнейшей задачей стало экспериментально апробировать средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности и проверить эффективность проведенной работы.
Мы предположили, что осуществление экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно при следующих условиях:
- в качестве одного из средств работы будет выступать многообразие взаимосвязей в природе;
- ознакомление с многообразием взаимосвязей в природе через наблюдения, которые будут включаться во все формы организации детской деятельности: НОД, совместная деятельность с педагогом и родителями, игры, исследовательская деятельность и экспериментирование.
Для решения поставленной цели мы выполнили ряд задач:
- Выбрали эффективные средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности - многообразие взаимосвязей в природе.
- Разработали и апробировали систему работы в конкретном дошкольном учреждении.
- Проверили эффективность средств по результатам проведённой работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.
1. Ашиков, В.И. Программа воспитания детей от одного года до семи лет «Семицветик»/В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова -М, «Педагогическое сообщество» - 2015 с.192
2. Бобылева, Л. М. Интерес к природе как средство экологического воспитания/Л.М. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 6. - С. 10-15.
3. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Бондаренко, Т. М. - Воронеж.: ТЦ Учитель, 2002. - 159 с.
4. Борисова, О.О. Информационно-библиотечная экология: учебно-методическое пособие / ред. совет О. О. Борисова, М. Г. Вохрышева, Н. Б. Зиновьева и др. - Москва: Информационный центр сотрудничества «Литера», 2010. - 127 с.
5. Веракса, Н.Е Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5-7 лет./Н.Е. Веракса //ФГОС Выпуск№ 5 / 2013
6. Вода - источник жизни на земле [Текст] : материалы VII Всерос. науч. эколог. Конф. школьников и студентов, посвященной Всемирным дням Воды и Земли. - СПб. : Копи-Р Групп, 2014. - 299 с. : ил. - Библиогр. в конце отд. ст. - В надзаг.: Объед. науч. совет "Экология и природные ресурсы" и др.
7. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. Современная технология экологического образования дошкольников/ Воронкевич О. А. // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3. - С. 23-27.
8. Ворошилова, В.М. Экологическое образование детей дошкольного
возраста в свете федерального государственного образовательного стандарта. - 2014 [Электронный ресурс]. / Ворошилова В.М. - Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-18.pdf
9. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе.
Программа и методические рекомендации. /Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - С. 43 - 50.
10. Голимов, О.П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. /Голимов О.П., Веракса Н.Е//ФГОС 2011
11. Голицина, Н.С Экологическое воспитание дошкольников/ Голицина Н.С - Методическое пособие. М, 2011 - с.40
12. Гора, Е.П. Экология человека. Учебное пособие для ВУЗов / Е.П.Гора 2-е изд. перераб.и доп.-М.: Дрофа, 2013 -176с.
13. Гордеева, Л. С. Познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания [Текст] /Гордеева Л. С. // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 50-52.
14. Горелов, А. А. Экология. Учебник /Горелов А. А. - М.: Академия, 2009.- 400 с.
15. Гризик, Т.И. Познаю мир. /Гризик Т.И. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
16. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. /Губанова Н.Ф.// ФГОС
17. Гусева, Т.А. Материалы Всероссийской научно-практической конференции научно-педагогических работников, педагогов
дошкольного и начального образования Экологическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС «Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования: опыт, проблемы,перспективы» (Бийск, 29 апреля 2016 г.). / Т.А.Гусева, И.С. Леушина, О.И. Нагайцева - Бийск: АГГПУ имени В.М. Шукшина», 2016. - 267 с.- С.42-47.
18. Доценко, Е.В. «Психодиагностика дошкольного учреждения» ( методика, тесты, опросники).- /Доценко Е.В. Изд.2-е.- Волгоград: Учитель, 2013.- 297 с.
19. Журавлева, Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром Методическое пособие /Журавлева Л.С. - Издатель - Мозаика-Синтез 2016 с. 144
20. Захлебный, А.Н. Модели содержания экологического образования в новой школе / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 38-45.
21. Зацепина, М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада./ Зацепина М.Б.// ФГОС 2016, с. 96
22. Зотова, Т.В. Педагогические условия формирования эколого-ориентированного сознания дошкольников и младших школьников в учреждении дополнительного образования детей /Зотова Т.В. // Педагогическое образование и наука. Мозаика-Синтез -2016. - № 11. - С. 50-55
23. Кадырова, Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории /Кадырова Р. М. // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.
24. Киреева, Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /Киреева Л. Г., Бережнова С. В. Издательство: Учитель, 2016
25. Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология./ Коджаспирова Г.М. - М.: Гардарики, 2005. - 284 с.
26. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования дошкольников /Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Марков Т.А., Виноградова Т.А. «Мы». - СПб., 1996. - 96 с.
27. Костюченко, М. М. Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5-7 лет /Костюченко М.М. // Учитель, 2014. - с. 88
28. Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семье в экологическом воспитании /Кузнецова Л. В. // Дошкольная педагогика. - 2009. - №6. - С. 54-57.
29. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Изд-во педагогического общества России, 2011.
30. Куцакова, Л.В Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет./ Куцакова Л.В // ФГОС, 2016 - с. 128
31. Лободин, В. Т. В стране здоровья. Программа эколого¬оздоровительного воспитания дошкольников/ Лободин В. Т., Федоренко А. Д., Александрова Г. В - Мозаика-Синтез 2016 с. 80
32. Максимова, М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. - 2010. - N 2. - С. 79-83.
33. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г. - М.: Детство-Пресс, 2000. - 319 с.
34. Маркова О. Ю. Современные аспекты экологического образования/Маркова О. Ю. -М.: Просвещение, 2014. - 190 с.
35. Масленникова, О. Экологические проекты в детском саду[Текст]/Масленникова О. Филиппенко Серия: Образовательноепространство ДОО -283 с.
36. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 2011. — 187 с.
37. Набиуллин, Д.Х. Сельская среда как условие формирования экологической культуры [Текст]/Д.Х.Набиуллин//Формирование
экологической культуры учащихся и студентов как часть учебно-воспитательного процесса: сб. матер. респуб. науч.- практич. конф. 19 марта 2010 года/ под ред. С.М.Файрушиной - Набережные Челны, РИЦ НГПИ, 2010. - С.75-78
38. Непрерывное экологическое образование и экологические проблемы Красноярского края: 9-я межрегиональная научно-методическая конференция 22 апреля 2003 года. - Красноярск, 2003. - 363 с.
39. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. /Николаева С. Н. -М.: Академия, 2009. - 336 с.
40. Николаева, С.Н. Парциальная программа "Юный эколог". Для работы с детьми 3-7 лет. /Николаева С. Н. ФГОС Мозаика-Синтез 2016 - с. 112
41. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в детском саду. Авторская программа .Где в природе есть вода/Николаева С. Н. Издатель - Мозаика-Синтез, 2016
42. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников Методическое пособие /Николаева С. Н. - Мозаика-Синтез, 2016
43. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2011. — 336 с.
44. Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада (6-7 лет). ФГОС Издательство: Мозаика-Синтез 2016 Серия: Библиотека программы "От рождения до школы"с, 208
45. Осипова, О.Г. Создание предметно-развивающей среды территории дошкольных учреждений как средство экологического воспитания дошкольников/ Осипова О.Г., Соколова Л.А., Кириллова О.П. // Science Time. - 2015. - № 4 (16). - С.586-592.
46. Поддьяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с
47. Почерней, И.Н. Организация экологического воспитания
дошкольников на основе естественнонаучного наблюдения и экспериментирования. /Почерней И.Н., Шевчук О.И. - 2014
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2014/pdf76331.pdf
48. Попова, Т.И. Мир вокруг нас ./ Попова Т.И. М.: Линка-Пресс ,192 с; 1998
49. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных
образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — 227 с.
50. Савченко, А.П. Красная книга Красноярского края: В 2 т. Т. 1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / А.П. Савченко, А.А. Баранов, В.И. Емельянов, В.А. Заделенов, Л.А. Колпащиков, Г.А.4 Соколов, и др.; // гл. ред. А.П. Савченко; 3-е изд., перераб. и доп.; СФУ. - Красноярск, 2011. - 205 с.: 176 ил.
51. Сакирдинова, Т.И. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму /Сакирдинова Т.И. и Сединкин А.Н. - Севастополь , Крымучпедгиз 1995, 396 с.
52. Соломенникова, О.А. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Методическое пособие /Соломенникова О.А. - Издательство «Мозаика-Синтез», 2016 112 с.
53. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду Методическое пособие /Соломенникова О.А. Издательство «Мозаика- Синтез» 2016, 104 с.
54. Степаненко, Э.Я. Сборник подвижных игр 2-7 лет. /Степаненко Э.Я //ФГОС 2016- 144 с.
55. Стихина, Л. Зеленые паруса : экологический досуг для детей /Стихина Л. // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 3. - С. 125-128
56. Стульник Т.Д Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. /Стульник Т.Д //ФГОС. Издательство «Мозаика- Синтез» 2016, 180с.
57. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / Сухомлинский В.А. Издательство «Концептуал», 2016 - 320 с.
58. Ушинский, К.Д. Русская школа /Ушинский К.Д. - Институт русскойцивилизации,- 2015- 668 с.
59. Федосеева, П. Г. Система работы по экологическому воспитанию
дошкольников. Старшая группа / П. Г. Федосеева. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. — 96 с.
60. Холодова, О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. /Холодова О.Л. Крашенинникова Е.Е //ФГОС с. 80
61. Чуйкова, Л. Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе образования / Л. Ю. Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования. - 2011. - № 1 (17). - С. 20-32
62. Читаева, Ю.А. Непрерывное образование как одно из условий развития современного образования: прошлое, настоящее, перспективы на будущее / Ю.А. Читаева // Инновации в непрерывном образовании. - 2014. - №3. - С. 71-77.
63. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке/ Шиян О.А. - Москва, 2013, с.112
64. Экологическое воспитание. [ Электронный ресурс]- Учебно¬методический центр. Режим доступа:
http: //neobionika.ru/ekolo gvospitanie.html
65. Экология, окружающая среда и здоровье человека: XXI век: мат-лы Международ. (заоч.) науч.- практ. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2014. - 168 с.
66. Яриго, Л. А. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста /Яриго Л. А. // Дошкольная педагогика. - 2010. - N 4. - С. 32-37
67. Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2005. — 186 с.
68. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. / К. М. Ясперс: Республика, 1994 - 527 с.
69. Яковлева, Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника [Текст] /Яковлева Е. В. // Педагогическое мастерство: материалы VII
Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 113-117.