Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности
|
Введение
1. Теоретические основы экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в условиях сельской местности 6
1.1 Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как предмет
психолого-педагогического анализа 6
1.2 Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного
возраста в условиях сельской местности 12
1.3 Теоретический анализ средств экологического воспитания детей
старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 19
2. Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 28
2.1 Изучение состояния экологической воспитанности детей старшего
дошкольного возраста 28
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 43
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 53
Заключение 68
Список использованных источников 69
Приложение А 78
1. Теоретические основы экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в условиях сельской местности 6
1.1 Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как предмет
психолого-педагогического анализа 6
1.2 Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного
возраста в условиях сельской местности 12
1.3 Теоретический анализ средств экологического воспитания детей
старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 19
2. Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 28
2.1 Изучение состояния экологической воспитанности детей старшего
дошкольного возраста 28
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 43
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности 53
Заключение 68
Список использованных источников 69
Приложение А 78
Актуальность исследования проблематики, связанной с экологическим воспитанием личности, обусловлена в первую очередь тем, что 2017 год объявлен в России годом экологии. На заседании Правительства РФ 02 июня 2016 года были определены цели и задачи, которые решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом.
Современная экологическая обстановка в России становится с каждым годом всё более удручающей. Правительством РФ предусмотрен ряд мер, которые призваны улучшить общую экологическую обстановку в стране, что непременно должно отразиться на общем состоянии здоровья нации, отношении граждан к экологическим проблемам. Главным критерием продуктивного завершения поставленных целей станет сознательный подход и ответственное отношение, понимание всей остроты и важности поднимаемой проблемы экологии. Совершенно очевидно, что решать проблемы, связанные с экологией может только экологически образованное общество и его представители, обладающие высокой экологической культурой.
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.
Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования и воспитания населения.Содержание современного экологического воспитания направлено в будущее, опирается на идеи гармонии природы и человека. С другой стороны, необходимо оказывать содействие преодолению имеющихся в обществе стереотипов путем формирования духовной, моральной, экологически просвещенной личности и создание условий для её развития, и, наконец, стать фактором социальной стабильности общества. Экологическое воспитание можно определить, как систему последовательного непрерывного формирования экологической культуры личности, которая осуществляется через социализацию личности в процессе обучения, воспитания, самообразования, обретение жизненного опыта.
В период дошкольного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой. формированию знаний о взаимосвязях в природе.
Познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. В.Половцев считал, что природные факты не должны рассматриваться изолированно. В процессе ознакомления с природой должны вскрываться те доступные детям данного возраста связи и отношения, которые существуют в природе. С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Е.Ф. Терентьева, Н.А. Рыжова и другие исследователи подчеркивают важность усвоения детьми взаимосвязей в природном мире как научную основу экологического воспитания дошкольников.
Однако на настоящий момент, в связи с переориентацией образовательной политики и введением новых ФГОС назрела необходимость поиска и совершенствования средств экологического воспитания дошкольников, разработки методических вопросов ознакомления детей с окружающим миром, что делает данную работу актуальной в условиях сельской местности.
Цель исследования: - теоретически обосновать и определить средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности и проверить опытно-экспериментальным путем их результативность.
Объект исследования: процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.
Предмет исследования: средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности будет более результативным, если использовать следующие средства:
- организация прогулок - экскурсий, направленных на знакомство детей с природой родного края;
- применение в ходе проведения бесед литературных произведений, описывающих природу родного края, направленных на формирование у детей положительного отношения к природе;
- использование в игровой деятельности природных материалов влияет на освоение детьми правил природосообразного и природосохраняющего поведения.
Задачи:
1) Выявить теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста;
2) Определить особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности;
3) Изучить уровень экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
4) Разработать средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.
5) Реализовать средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности и проверить их результативность опытно-экспериментальным путём.
Методы: теоретический - анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, обобщение педагогического опыта по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста; эмпирические методы исследования - наблюдения, беседы, педагогический эксперимент, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке систематизации средств экологического воспитания детей в организации взаимодействия воспитателей, родителей и детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию в условиях сельской местности.
База исследования - МКДОУ детский сад «Солнышко» п. Октябрьский.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Текст содержит иллюстрации в виде таблиц, рисунков.
Современная экологическая обстановка в России становится с каждым годом всё более удручающей. Правительством РФ предусмотрен ряд мер, которые призваны улучшить общую экологическую обстановку в стране, что непременно должно отразиться на общем состоянии здоровья нации, отношении граждан к экологическим проблемам. Главным критерием продуктивного завершения поставленных целей станет сознательный подход и ответственное отношение, понимание всей остроты и важности поднимаемой проблемы экологии. Совершенно очевидно, что решать проблемы, связанные с экологией может только экологически образованное общество и его представители, обладающие высокой экологической культурой.
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.
Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования и воспитания населения.Содержание современного экологического воспитания направлено в будущее, опирается на идеи гармонии природы и человека. С другой стороны, необходимо оказывать содействие преодолению имеющихся в обществе стереотипов путем формирования духовной, моральной, экологически просвещенной личности и создание условий для её развития, и, наконец, стать фактором социальной стабильности общества. Экологическое воспитание можно определить, как систему последовательного непрерывного формирования экологической культуры личности, которая осуществляется через социализацию личности в процессе обучения, воспитания, самообразования, обретение жизненного опыта.
В период дошкольного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой. формированию знаний о взаимосвязях в природе.
Познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. В.Половцев считал, что природные факты не должны рассматриваться изолированно. В процессе ознакомления с природой должны вскрываться те доступные детям данного возраста связи и отношения, которые существуют в природе. С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Е.Ф. Терентьева, Н.А. Рыжова и другие исследователи подчеркивают важность усвоения детьми взаимосвязей в природном мире как научную основу экологического воспитания дошкольников.
Однако на настоящий момент, в связи с переориентацией образовательной политики и введением новых ФГОС назрела необходимость поиска и совершенствования средств экологического воспитания дошкольников, разработки методических вопросов ознакомления детей с окружающим миром, что делает данную работу актуальной в условиях сельской местности.
Цель исследования: - теоретически обосновать и определить средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности и проверить опытно-экспериментальным путем их результативность.
Объект исследования: процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.
Предмет исследования: средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности будет более результативным, если использовать следующие средства:
- организация прогулок - экскурсий, направленных на знакомство детей с природой родного края;
- применение в ходе проведения бесед литературных произведений, описывающих природу родного края, направленных на формирование у детей положительного отношения к природе;
- использование в игровой деятельности природных материалов влияет на освоение детьми правил природосообразного и природосохраняющего поведения.
Задачи:
1) Выявить теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста;
2) Определить особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности;
3) Изучить уровень экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
4) Разработать средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.
5) Реализовать средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности и проверить их результативность опытно-экспериментальным путём.
Методы: теоретический - анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, обобщение педагогического опыта по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста; эмпирические методы исследования - наблюдения, беседы, педагогический эксперимент, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке систематизации средств экологического воспитания детей в организации взаимодействия воспитателей, родителей и детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию в условиях сельской местности.
База исследования - МКДОУ детский сад «Солнышко» п. Октябрьский.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Текст содержит иллюстрации в виде таблиц, рисунков.
Целью данной работы было выявить и проанализировать эффективные средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.
С целью достижения поставленной цели первоначально мы рассмотрели теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Мы пришли к выводу, что взаимоотношения природы и человека, воспитание ребенка, любящего и ценящего природу - в настоящее время одна из актуальнейших проблем. Построить целостную программу знаний для дошкольников о природе дело крайне сложное. Прежде всего, следует положить в основу знаний детей системные знания об отдельных природных совокупностях: растительном, животном мире, явлениях неживой природы.
Экологическое воспитание, - это целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности. Экологические знания становятся основой экологического воспитания.
В дошкольный период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу. Экологическое воспитание дают ребёнку первое представление о мире как едином целом, раскрывает смысл начального естествознания, делая мир живым и доступным. Центральным понятием в экологии является разнообразие объектов природы и их взаимозависимость. Природа существует только благодаря экологическому единству, она творит и оберегает жизнь, включая ее самую совершенную форму - человека.
Анализ теоретических источников позволил нам заключить, что в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста могут использоваться разные средства. Среди них выделяются разнообразные игры, экскурсии, исследовательская деятельность и т.д.
При отборе содержания для детской деятельности по экологическому воспитанию с целью формирования у них основ экологической культуры детей необходимо учитывать:
- содержание образования должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе;
- содержание экологического воспитания должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой.
Одним из эффективных средств экологического воспитания старших дошкольников может многообразие взаимосвязей в природе.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с детьми группы старшего дошкольного возраста. В эксперименте участвовало 13 детей в возрасте 5-6 лет.
В ходе опытно-экспериментальной работы одной из задач было изучить уровень экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Диагностическая методика была составлена на основе программных требований к результатам экологического воспитания старших дошкольников (по старшей группе). Было выявлено, что преобладает средний уровень экологической воспитанности у дошкольников (50%), число детей с низким уровнем также велико (45%), показавших на начальном этапе высокий уровень - практически нет (5%).
Таким образом, данные констатирующего эксперимента убедительно свидетельствуют о проблемах экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и необходимости осуществления соответствующей работы на основе использования эффективных средств.
Дальнейшей задачей стало экспериментально апробировать средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности и проверить эффективность проведенной работы.
Мы предположили, что осуществление экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно при следующих условиях:
- в качестве одного из средств работы будет выступать многообразие взаимосвязей в природе;
- ознакомление с многообразием взаимосвязей в природе через наблюдения, которые будут включаться во все формы организации детской деятельности: НОД, совместная деятельность с педагогом и родителями, игры, исследовательская деятельность и экспериментирование.
Для решения поставленной цели мы выполнили ряд задач:
- Выбрали эффективные средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности - многообразие взаимосвязей в природе.
- Разработали и апробировали систему работы в конкретном дошкольном учреждении.
- Проверили эффективность средств по результатам проведённой работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.
С целью достижения поставленной цели первоначально мы рассмотрели теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Мы пришли к выводу, что взаимоотношения природы и человека, воспитание ребенка, любящего и ценящего природу - в настоящее время одна из актуальнейших проблем. Построить целостную программу знаний для дошкольников о природе дело крайне сложное. Прежде всего, следует положить в основу знаний детей системные знания об отдельных природных совокупностях: растительном, животном мире, явлениях неживой природы.
Экологическое воспитание, - это целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности. Экологические знания становятся основой экологического воспитания.
В дошкольный период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу. Экологическое воспитание дают ребёнку первое представление о мире как едином целом, раскрывает смысл начального естествознания, делая мир живым и доступным. Центральным понятием в экологии является разнообразие объектов природы и их взаимозависимость. Природа существует только благодаря экологическому единству, она творит и оберегает жизнь, включая ее самую совершенную форму - человека.
Анализ теоретических источников позволил нам заключить, что в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста могут использоваться разные средства. Среди них выделяются разнообразные игры, экскурсии, исследовательская деятельность и т.д.
При отборе содержания для детской деятельности по экологическому воспитанию с целью формирования у них основ экологической культуры детей необходимо учитывать:
- содержание образования должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе;
- содержание экологического воспитания должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой.
Одним из эффективных средств экологического воспитания старших дошкольников может многообразие взаимосвязей в природе.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с детьми группы старшего дошкольного возраста. В эксперименте участвовало 13 детей в возрасте 5-6 лет.
В ходе опытно-экспериментальной работы одной из задач было изучить уровень экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Диагностическая методика была составлена на основе программных требований к результатам экологического воспитания старших дошкольников (по старшей группе). Было выявлено, что преобладает средний уровень экологической воспитанности у дошкольников (50%), число детей с низким уровнем также велико (45%), показавших на начальном этапе высокий уровень - практически нет (5%).
Таким образом, данные констатирующего эксперимента убедительно свидетельствуют о проблемах экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и необходимости осуществления соответствующей работы на основе использования эффективных средств.
Дальнейшей задачей стало экспериментально апробировать средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности и проверить эффективность проведенной работы.
Мы предположили, что осуществление экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно при следующих условиях:
- в качестве одного из средств работы будет выступать многообразие взаимосвязей в природе;
- ознакомление с многообразием взаимосвязей в природе через наблюдения, которые будут включаться во все формы организации детской деятельности: НОД, совместная деятельность с педагогом и родителями, игры, исследовательская деятельность и экспериментирование.
Для решения поставленной цели мы выполнили ряд задач:
- Выбрали эффективные средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности - многообразие взаимосвязей в природе.
- Разработали и апробировали систему работы в конкретном дошкольном учреждении.
- Проверили эффективность средств по результатам проведённой работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование экологического мировоззрения дошкольников посредством использования интерактивных методов
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ХОРЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Народные традиции формирования экологической культуры и их значение для современного воспитания и образования детей с ОВЗ
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - Народные традиции формирования экологической культуры и их значение
для современного воспитания и образования детей с ОВЗ
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Тьюторское сопровождение физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ БОЯРОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, физиология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ БОЯРОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, анатомия. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И СОСТОЯНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СИСТЕМ ШКОЛЬНИКОВ
Диссертации (РГБ), биология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



