Введение 6
1 Теоретическая часть. Стратегия диверсификации как способ повышения
конкурентоспособности предприятия 8
1.1 Определение конкурентоспособности предприятия 8
1.2 Конкурентное преимущество как способ борьбы за существование
на рынке 15
1.3 Понятие, сущность и виды диверсификации деятельности
предприятия 23
2 Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ИП Вахрушев М. Г 32
2.1 Характеристика деятельности предприятия 32
2.2 Анализ актива баланса 36
2.3 Анализ пассива баланса 40
2.4 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности 42
2.5 Оценка эффективности деятельности предприятия 45
2.6 Управленческий анализ 49
2.7 Заключительный анализ 53
2.8 Вопросы экологии 54
3 Проектная часть. Разработка мероприятий по улучшению
деятельности предприятия 56
3.1 Разработка и обоснование мероприятий по диверсификации
деятельности предприятия 56
3.2 Расчет показателей мероприятий 57
3.3 Оценка эффективности предложенного проекта 71
Заключение 73
Список использованных источников 76
Актуальность выпускной квалификационной работы определяется тем, что в настоящий момент в условиях мирового финансового кризиса ощутимо возрос интерес к повышению уровня конкурентоспособности. Для любой торговой компании в настоящее время важна актуальная, грамотно спроектированная последовательность действий для продвижения товара к конечному потребителю, которая снизит издержки, расширит возможности в оказании дополни-тельных услуг и в конечном итоге увеличит финансовый результат, что позволит выиграть в конкурентной борьбе за потребителя.
Конкурентоспособность организации представляется как залог ее долгосрочного существования, и обусловлена его эффективным функционированием, как во внутренней, так и во внешней среде.
Конкурентоспособность отражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей, а также показывает на сколько организация способна приспосабливается к условиям рыночной конкуренции.
Диверсифицируя свою деятельность организация повышает свою конкурентоспособность перед игроками, с которыми ранее находилась на одном рынке, а теперь осваивает новый.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение диверсификации деятельности как способа повышения конкурентоспособности и разработка рекомендаций по улучшению деятельности ИП Вахрушев М. Г.
Для того чтобы реализовать поставленные цели, необходимо решить ряд следующих задач:
1) изучить, что такое конкурентоспособность и как организации стать конкурентоспособной;
2) дать понятие конкурентному преимуществу: что входит в данное понятие, как предприятию найти свои сильные стороны;
3) исследовать стратегию диверсификации деятельности, иметь понимание, что такое связанная и не связанная диверсификация;
4) проанализировать актив и пассив баланса;
5) проанализировать эффективно ли организация использует свои ресурсы;
6) применить знания о диверсификации деятельности на практике и сде-лать проект о ее внедрении в организацию;
7) рассчитать показатели, которые необходимы для реализации предложенного проекта;
8) дать заключительную оценку проекту по диверсификации деятельности.
Достижение выше поставленных задач осуществляется с помощью методов экономического анализа.
Объектом бакалаврской работы является ИП Вахрушев М. Г, основным видом деятельности которого является продажа входных и межкомнатных две-рей.
Предметом изучения стала деятельность индивидуального предпринимателя за 2015 - 2017 г.
Информационную базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов, занимающихся изучением вопросов оценки конкурентоспособности предприятия, а также научные труды, связанные с разработкой и внедрением стратегии диверсификации. Теоретической и методической базой исследования стали нормативно-правовые акты, справочная и методическая литература, информация периодической печати, интернет-сайтов, а также иные источники, относящиеся к исследуемым вопросам.
Высокая конкурентоспособность организации обеспечивается за счет факторов конкурентоспособности, которые при их реализации становятся конкурентными преимуществами, они позволяют организации завоевывать новых клиентов, «выживать» в рыночной борьбе и максимизировать свою прибыль.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена разработке мероприятий по улучшению деятельности предприятия, а конкретно, по повышению конкурентоспособности путем диверсификации деятельности ИП Вахрушев М. Г.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия показал, что за отчетный период 201^2016 гг. показатель выручки дал положительные рост и увеличился на 1382,0 тыс. руб., также чистая прибыль увеличилась на 446,0 тыс. руб. Большая доля заемных средств говорит о том, что организация взяла кредит на приобретение основных фондов (строительство главного офиса, склада и рабочих помещений). Увеличение доли внеоборотных активов прямо пропорциональна увеличению доли основных фондов.
Также, положительную динамику дал показатель «Оборотные активы», увеличение данного показателя на 151,0 тыс. руб., говорит о том, что у организации появилось больше средств, для погашения заемного капитала.
Увеличение оборотных активов и их доли в имуществе предприятия является, в общем, позитивным явлением, однако оно не должно становиться причиной уменьшения оборачиваемости средств и платежеспособности организации, а также фактором снижения деловой активности.
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств характеризует финансовую устойчивость предприятия. Чем выше значение коэффициента, тем выше вероятность наступления банкротства. В 2015 году коэффициент был равен 0,36, а в 2016 году 0,39. Значение коэффициента меньше 0,5, поэтому можно сказать, что финансовое состояние устойчиво, но в тот же момент, предприятие получает недостаточно прибыли из-за слабого использования эффекта финансового рычага, который показывает, как заемный капитал влияет на величину чистой прибыли.
Рассчитанный коэффициент абсолютной ликвидности находится в норме и отражает то, что у организации есть возможность своевременно погашать кредиты и займы.
Рентабельность активов за 2016 год составила 58,5 %. Показатель вырос на 0,8 %. связано с положительной динамикой, это значит, что идет рост доходов фирмы, увеличивается количество продаж, оказывается больше услуг, снижаются расходы на предприятии и уменьшаются издержки. Рентабельность основной деятельности выросла на 3,4 % и в 2016 году находилась в пределах нормы рентабельности (20 - 60 %).
В целом финансовое состояние организации стабильно и близко к нормативному, что обусловлено выполнением планов фирмы и свидетельствует об эффективном управлении организацией.
Для улучшения деятельности предприятия в третьей главе ВКР была разработана стратегия диверсификации, связанная с началом производства дверных полотен самостоятельно, заменив ими уже существующие полотна, приобретенные у поставщика. Внедрение разработанного проекта повысит конкурентоспособность предприятия, а новое производство станет конкурентным преимуществом перед конкурентами, которых компания «Двери России» имеет на данный момент.
На реализацию проекта ИП Вахрушев М. Г необходимо вложить сумму равную 1 593 110,9 руб. Реализация данного проекта принесет компании прибыль в размере 1,48 млн. руб. Мероприятие можно назвать экономически выгодным, и предприятию лучше инвестировать деньги в данный бизнес-план.
В результате успешной реализации проекта, компания получает дверное полотно, с себестоимостью на 127 руб., нежели у поставщика. Конечная стоимость готового изделия для потребителя на 190 руб. ниже, чем то полотно, которое компания закупала на заводе. Спрос потребителе й также вырастет, ведь большинству потребителей важна цена, а качество компания «Двери России» гарантирует, так как старается подбирать только качественное сырье для изготовления изделий.
Значительно снижаются издержки на логистические операции. Ранее, для поставки дверей с завода в г. Новосибирск, компания тратила около 250 000 руб., а сейчас затраты на доставку тех же дверей сократились до 18 600 руб.
Реализация проекта даст возможность компании получить больше клиентов, так как цена на полотно будет ниже того, которое закупается у поставщика, потребитель сможет заказать дверь индивидуально, индивидуальный заказ часто привлекает клиента больше, чем стандартная модель «как у всех». Наличие большего количества клиентов ведет к увеличению прибыли за счет увеличения спроса.
Поставленные задачи к выполнению ВКР были выполнены. Были изучены теоретические основы конкурентоспособности организации, ее конкурентные преимущества и способы повышения конкурентоспособности. Был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, который дал четкую картину состояния организации на данный момент. Для улучшения деятельности, для увеличения показателей прибыли, рентабельности и финансовой деятельности в целом, был предложен и обоснован проект для внедрения стратегии диверсификации.
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Курсовая работа : метод. указания / Т. И. Островских, М. А. Йоцене ; Сиб. федер. ун-т, ХТИ - филиал СФУ. - Абакан : Ред.- изд. Сектор ХТИ - филиала СФУ, 2013. - 35 с.
2. Аренков, И. А. Конкурентный потенциал предприятия : модель и стратегии развития / И. А. Аренков // Проблемы современной экономики. - 2010. - №2. - С. 36.
3. Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент : Учебное пособие. -
Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.
4. Ахмадова, П. И. Формирование конкурентной среды как приоритетное направление совершенствования сферы торговли в регионе / П. И. Ахмадова // Инженерный вестник Дона. - 2011. - №19. - С. 58.
5. Басовский, Л. Е. Менеджмент : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 620 с.
6. Большов, А. С. Современный менеджмент. Теория практика А. С. Большов, В. И. Михайлов. 2-е изд., перераб. И доп. - Санкт Петербург : Питер, 2013. - 416 с.
7. Бондаренко, В. В. Менеджмент организации. Введение в специальность : учеб. пособие / В. В. Бондаренко, В. А. Юдина, О. Ф. Алёхина. - Москва : КНОРУС, 2014. - 232 с.
8. Вершигора, Е. Е. Менеджмент : учеб. пособие / Е. Е. Вершигора - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 283с.
9. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 3-е изд. - Москва : Гардарика, 2015. - 528 с.
10. Грибов. В. Д, Грузинов В. П., Экономика предприятия Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и .доп. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 336 с.
11. Егорова, С. Б. Создание конкурентных преимуществ в условиях несовременного рынка / С. Б. Егорова // Вестник Чувашского университета. - 2012. - № 4. - С. 353 - 354.
12. Евстигнеева, И. О., Методика анализа деловой активности организации // Молодой ученый. - 2015. - № 10. - С. 114 - 117.
13. Ионова, Г. А. Основные понятия и принципы конкурентных отношений в сфере розничной торговли / Г. А. Ионова // Транспортное дело России. - 2012. - № 1. - С. 35-40.
14. Конкурентоспособность организации : учеб. пособие / А. С. Головачев. - Минск: Выш. шк., 2012. - 319 с.
15. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. - 194 с.
16. Колосс Бернар, Управление финансовой деятельностью предприятия. М. : Финансы ИО «ЮНИТИ», 2011. - с. 12.
17. Макаров, А. В. Диверсификация как инструмент развития современного предприятия / А. В. Макаров // Известия УрГЭУ. - 2010. - № 1(27). - С. 14-19.
18. Немченко, О. Н. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества предприятия / Немченко О. Н., Хачатурян Н. М., Бакланова А. Ф. // ВестникВолжского университета им. В. Н. Татищева. - 2010. - № 5. - С. 1-8.
19. Недзельский, А. Е. Диверсификация как синергия антикризисной и интеграционной стратегий в деятельности предпринимательских структур / А. Е. Недзельский. // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 2. - С. 35-36.
20. Погонев, С. В. Конкурентные преимущества - элемент конкурентоспособности организации / С.В. Погонев // Научные ведомости. - 2010. - № 1(72). - С. 56.
21. Портер, М. Конкурентное преимущество как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : пер. с англ. / Майкл Е. Портер. - Москва : Альпина Бизнес Бук, 2005. - 715 с.
22. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика : учебник / З. П. Румянцева. - Москва : Инфра-М, 2013. - 304 с.
23. Савенкова, И. В. Конкурентный потенциал предприятия с позиции ресурсной концепции / И. В. Савенкова, М. И. Кульш // Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый». - 2014. - № 20 (79). - С. 404.
24. Сафиуллин, Г. Р. Многоуровневый подход к управлению конкурентными преимуществами / Г.Р. Сафиулллин // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2010. - № 9. - С. 23-25.
25. Смирнова, Г. П. Диверсификация и малое предпринимательство как фактор экономического развития / Г.П. Смирнова. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2009. - № 10. - С. 13-18
26. Сурин, А. В. Инновационный менеджмент : учебник / А. В. Сурин, О. П. Молчанова. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 368с.
27. Текутьев, И. В. Концептуальный подход к оценке экономической эффективности диверсификации предпринимательской деятельности / И. В. Текутьев. // Российское предпринимательство. - 2010. - № 7(2). - С. 68-71.
28. Толстых, Т. Н. Стратегическое планирование диверсификации предпринимательской деятельности как стратегия развития / Т. Н. Толстых. // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2013. - № 8. - С. 1-9.
29. Управление конкурентоспособностью : учеб. Пособие / Е. И. Мазилкина, Г. И. Паничкина. - 3-е изд., стер. - М. : Издательство «Омега-Л», 2009. - 328 с.
30. Экономика организации: учебник / Е. Н. Кнышова, Е. Е. Панфилова. - М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2015. - 30 с.