Введение 3
1 Теоретические основы управления финансами корпораций.... 5
1.1 Сущность и принципы управления финансами корпораций.. 5
1.2 Механизм управления финансами корпораций с государственным участием...
1.3 Основные методы и критерии оценки эффективности управления
финансами корпораций с государственным участием... ...19
2 Оценка финансового состояния и системы управления финансами в АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания» 26
2.1 Организационно - экономическая характеристика АО «Агентство развития
бизнеса и микрокредитная компания» 26
2.2 Анализ финансового состояния и финансовых результатов АО «Красноярское агентство поддержки малого и среднего бизнеса» 29
2.3. Оценка эффективности финансовой политики и основные направления совершенствования финансового менеджмента АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания» 42
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение А-Е 56-71
Важным элементом государственной политики стало создание крупных государственных корпораций и последующее активное расширение масштабов, а иногда и направлений, их деятельности. Эти госкорпорации получили широкий набор функций, значительные объемы государственного имущества такого как средства федерального бюджета, различные производственные и финансовые активы, обеспечивающие их автономную деятельность на длительную перспективу. Но вместе с этим возникли многие вопросы о эффективном управлении и расходовании этих средств, о том насколько корректны оценки наличия «провалов рынка» и, соответственно, обоснованы направления прямого государственного вмешательства для их компенсации; в какой мере оправдан выбор государством такого способа решения ключевых проблем социально-экономического развития, при наличии иных, достаточно отработанных вариантов, таких как формирование и реализация федеральных целевых программ.
Процесс динамичного создания государственных корпораций и расширения масштабов их деятельности породил множество дискуссий о рациональности такого направления государственной политики.
Цель исследования - разработать предложения по улучшению эффективности управления финансами в ОА «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания».
Задачи исследования:
1 Рассмотреть сущность, принципы и механизмы управления финансами госкорпораций.
2 Рассмотреть и оценить финансовое состояние и системы управления финансами в АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания».
3 Оценить эффективность финансовой политики ОА «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания» и сформулировать предложения по совершенствованию финансового менеджмента в нем.
Объектом исследования является АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания»; предметом исследования выступает управление финансами в АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания».
Информационной базой исследования явились законодательно— нормативные акты, учебная и научная литература, а также труды ученых и практиков по теме исследования.
Практическая часть ВКР выполнена на основе фактических данных учета и отчетности АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания».
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первом разделе рассмотрены теоретические основы управления финансами в корпорациях.
Во втором разделе приведена экономическая характеристика АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания», проанализировано его финансовое состояние и финансовые результаты. Кроме того, описаны основные направления и инструменты совершенствования управления финансовыми ресурсами в АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания».
Работа выполнена на 55 листах и содержит 9 таблиц и 9 рисунка.
В современном мире основу экономики занимают крупные транснациональные корпорации, которые в большинстве своем являются корпорациями с государственным участием. Поэтому так важна эффективность управления финансовыми ресурсами.
Впервые унифицированное экономическое определение корпорациям было дано в Системе национальных счетов. Так корпорациями стали считать такие юридические лица или общественные организации, которые занимаются экономической деятельностью и от своего имени вступают в операции с другими единицами.
Общим регулятором видов корпораций является Гражданский Кодекс РФ, который содержит перечень основных видов, организационно-правовые формы юридических лиц.
В соответствии со статьей 50 ГК РФ все корпорации делятся на коммерческие (преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) и некоммерческие (не имеющие в виде цели извлечение прибыли и не распределяющие возможную прибыль между участниками).
Существует четыре группы критериев оценки эффективности финансового управления:
1) Оценка достижения целей финансовой политики;
2) Социально-экономические;
3) Общеэкономические;
4) Денежно-финансовые.
В работе был проведен анализа финансового состояния АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания» для определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности организации, а также была проанализирована финансовая деятельность организации АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания», разработаны рекомендации по совершенствованию финансового менеджмента АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания».
По результатам анализа было выявлено, что АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания» имеет нормальную финансовую устойчивость, это связано с существенным увеличением собственных средств в структуре активов, что положительно характеризует деятельность фирмы.
Рассчитанные коэффициенты ликвидности АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания» позволяют сделать вывод о том, что степень покрытия обязательств организации наличными денежными ресурсами более чем достаточная. Наблюдается снижение данных коэффициентов в течение исследуемого периода - все это свидетельствует о снижении платежеспособности организации. Положительное влияние на улучшение платежеспособности предприятия может оказать усиление работы по взысканию дебиторской задолженности
По результатам анализа финансового состояния менеджмент АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания» были выявлены следующие проблемы:
1. Снижение стоимости активов организации на 19,8%, что обусловлено, главным образом, за счет снижения стоимости собственного капитала в целом на 29,7%.
2. Снижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности вследствие отрицательных показателей рентабельности.
3. Снижении платежеспособности организации.
Совершенствование управления в Агентстве должно включать следующие направления:
1) Ужесточение контроля за выдачей сертификатов. При средней стоимости выдаваемого сертификата в 83 тысячи рублей, за последние три года было выдано примерно 4000 тысячи сертификатов, на общую сумму 332 миллиона. Агентству необходимо уменьшить объем выдаваемых сертификатов на 40 процентов, за счет более тщательного отбора предприятий, это сэкономит предприятию примерно 133 миллиона рублей, которые можно будет вкладывать, например, в облигации для получения прибыли.
2) Снижение управленческих расходов, которые составляют 109 миллионов на 30% за счет изменения системы вознаграждения административно- управленческому персоналу, снизить административно управленческие расходы, за счет снижения стоимости услуг различных субподрядчиков, обслуживающих организаций, поставщиков услуг. Это сэкономит агентству почти 33 миллиона рублей.
3) Агентству необходимо привлечь сторонних частных акционеров, к участию в акционерном капитале организации и допустить новых акционеров в совет директоров. Это повысит эффективность управления компанией и ее капиталом, благодаря тому, что частный бизнес более заинтересован в отдаче от своих инвестиций нежели государство. Это позволить до капитализировать компанию на 19,8% и как следствие направить полученные средства на увеличение стоимости активов организации.
4) Продажа неликвидных активов по минимальной цене.
Если продать неликвидные активы (токсичные кредиты) по минимальной цене, то агентство заработает 112 миллионов рублей и это приведет к увеличению оборотных активов, которые впредь можно будет использовать для получения прибыли от вложения в более надежные активы. В будущем агентству необходимо более тщательно отбирать заемщиков, для этого следует внедрить составленную мной программу, которая представлена в приложении.
5) Вклад части денег в облигации крупных компаний
Необходимо часть денег вкладывать в облигации крупные компании с инвестиционным рейтингом не ниже АА (Moody's, Standard &Poor's и Fitch Ratings).
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ;
2 Федеральный закон от 14.12.2015 №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»;
3 Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
4 Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
5 Федеральный закон от 05.04.2013 №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;
6 Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридических лиц»;
7 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»;
8 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
9 Бухгалтерская и финансовая отчетность АО «Красноярское агентство поддержки малого и среднего бизнеса» за 2014-2016 года;
10 Белозеров С.А. и др. Финансы. М.: Проспект, 2013. 928 с.;
11 Бровкина Н.Д. Основы финансового контроля. М.: Магистр, 2011. 384 с.;
12 Величко Л.А. и др. Корпоративные финансы. СПб: Питер, 2013. 592 с.;
13 Гришин И., Фелдман И. Управление финансами от «А» до «Я» // Финансовый директор. 2009. № 3. С. 14.;
14 Грязнова А.Г. Финансы: Учебник, М.: Финансы и статистика, 2012 г. С.496;
15 Друкер Питер Ф.. Менеджмент.: Пер. с англ. — М.: ООО “И.Д. Вильямс". — 704 с.. 2010;
16 Жуков В.Н. Вопросы организации системного финансового контроля в транспортных корпорациях с государственным участием // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. №25 (259) С.45-54.;
17 Зайцев В.Ю., Федчишин Ю.И. Финансы корпораций: теоретический и методологический аспект // Статистика и экономика. 2015. №5 С.39-45.;
18 Зайцев В.Ю., Федчишин Ю.И. Основные аспекты теории финансов корпораций / Проблемы и перспективы развития экономической науки в XXI веке: Материалы VIII Международной научно-практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Москва, 23-24 ноября 2012 г. М.: «Аналитический центр «Экономика и финансы», 2012. - С. 40-43);
19 Ильин В.В., Жуков В.Н. Интеграционная концепция внутреннего системного контроля за корпоративными финансами // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 8. С. 2-12.;
20 Каплан Р. С., Нортон Д. П. «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию». - М, 2012;
21 Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.В. Борисова, Н.И. Малых [и др.]. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 651 с. - Бакалавр. Академический курс;
22 Корпоративные финансы : учебник для бакалавров / Т.В. Теплова. - М.: Издательство ЮРАЙТ, 2013. - 655 с. - Серия : Бакалавр. Углубленный курс;
23 Ронова Г.Н., Боронин М.С. «Методы оценки эффективности финансового управления на предприятии в рамках критерия стоимости» // Экономика, Статистика и Информатика №3, 2013
24 Рыкова И.Н., Кораблев Д.В., Губанов Р.С. «Оценка влияния факторов на финансовые результаты деятельности промышленных компаний России с учетом государственной поддержки отраслевой экономики», // Корпоративные финансы, выпуск №1 (38), 2017;
25 Попадюк Н.К., Семкина О.С. Новации во внутренней организации государственных органов как индикатор начала смены парадигмы государственного управления. Вестник университета (Государственный университет управления), 2014, №12, с.205-208;
26 Рассказова А.Н., Рассказов С.В. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании. - М.: Ютас, 2007. - 132 с.;
27 Система национальных счетов 2008, Нью-Йорк, 2012 год, ISBN 978-92-1-461028-1;
28 Суетин С.Н., Аношин В.Н., Котлячков О.В., Кещян В.Г. Управление финансовыми ресурсами корпорации в условиях повышенной волатильности финансовых рынков // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 1. - С. 212-216;
29 Финансовый менеджмент / под ред. В.В. Ильина. М.: Омега-Л, 2013. 560 с.;
30 Фридман А.М. Финансы организации (предприятия). М.: Дашков и К, 2013. 488 с.;
31 Шаринова Г. А., Емельяненко М. П. Финансовый механизм в системе управления финансами // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 410¬411.;
32 Щедров В.И. К вопросу о сущности и функциях финансов /Финансы. - 2012. - №3. - С. 60-62.