Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Юридические лица публичного права: сравнительно-правовой анализ

Работа №25537

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
631
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. Юридические лица публичного права как субъекты 5 административного права
1. Понятие юридического лица публичного права 5
2. Допустимость существования конструкции 5 юридического лица публичного права
3. Критерии разграничения юридических лиц частного и 8 публичного права
4. Организации, осуществляющие публично-правовые 11 функции по праву ФРГ
II. Виды юридических лиц публичного права 13
1. Классификация юридических лиц публичного права по 13 праву России
2. Классификация юридических лиц публичного права по 14 праву ФРГ
III. Административно-правовой статус публично-правовых 18 компаний
1. Правовое регулирование публично-правовой компании 18
2. Понятие публично-правовой компании 20
3. Функции и полномочия публично-правового характера 27
4. Формы и методы государственного воздействия на 35 функционирование публично-правовых компаний
5. Публично-правовые компании как юридические лица 40 публичного права
IV. Административно-правовой статус государственных 44 корпораций
1. Место и роль государственных корпораций в системе 44 юридических лиц
2. Формы и методы государственного воздействия на 50 функционирование публично-правовых компаний
Заключение 53
Список использованной литературы 55


Недавняя реформа гражданского законодательства, коренным образом изменившая классификацию юридических лиц, не поставила точку в определении статуса публичных субъектов, участвующих в гражданских правоотношениях, это говорит о том, что вопрос о статусе юридических лиц публичного права остается проблемным и актуальным по сей день.
Государственные корпорации, созданные в 2007 году в форме некоммерческих организаций не оправдали своих надежд, некоторые из них были реорганизованы в акционерные общества, некоторые ликвидированы, а оставшиеся порождают новые идеи о возможности преобразования их в субъектов, находящихся на стыке публичного и частного права путем придания им статуса юридических лиц публичного права.
В 2016 году был принят закон о публично-правовых компаниях, по замыслу разработчиков, он был нацелен на обобщение регулирования деятельности государственных корпораций и государственных компаний в том числе. Однако правовое положение публично-правовых компаний так и осталось неопределенным, так как законодатель наделил их таким же юридическим статусом, каким обладали государственные корпорации, закрепив за ними форму некоммерческой унитарной организации. Попытки наделить публично-правовые компании публично-правовыми функциями и делегировать им соответствующие государственные полномочия не согласуются с формой некоммерческой организации и порождают неопределенность законодательного регулирования. Думается, что все эти проблемы можно было решить путем придания публично-правовым компаниям статуса юридического лица публичного права, концепция которого давно существует в западном правопорядке и хорошо разработана теоретиками.
Целями работы является определение места и роли публично-правовых компаний в системе юридических лиц, а также оценка возможности называть их юридическими лицами публичного права. Задачами исследования являются:
- изучение конструкции юридического лица публичного права, а также определение степени ее разработанности в российской научной среде;
- исследования опыта ФРГ по применению этой конструкции, оценка возможности его заимствования в российское законодательство;
- изучение новой конструкции публично-правовых компаний через призму юридических лиц публичного права;
- оценка возможности применения конструкции юридического лица публичного права к публично-правовым компаниям.
В работе использованы такие методы как: анализ; синтез; правовой, формально-логический метод; сравнительно-правовой метод.
Объектом исследования является понятие юридического лица публичного права, а также такие виды некоммерческих организаций как публично-правовая компания и государственная корпорация. Предметом исследования является российская и зарубежная литература по обозначенной теме, законодательство и судебная практика. Были проанализированы и изучены работы таких исследователей как: А.В. Венедиктов, А.В. Винницкий, В.П. Мозолин, Е.А. Суханов, В.Е. Чиркин, Г.Ф. Шершеневич, О.А. Ястребов, и другие.
Исходя из целей и задач, структура работы представляет четыре главы.
Актуальность вопроса выражена в неопределенности правового статуса публично-правовых компаний и государственных корпораций, не ясности порядка их создания, реорганизации и ликвидации, противоречие их публичной правоспособности модели юридического лица, задаваемой гражданским законодательством. Новизна определяется в недостаточной разработке проблемы, и отсутствии практики применения конструкции публично¬правовых компаний.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Можно сделать вывод о появлении необходимости законодательного закрепления за публично-правовыми компаниями статуса юридических лиц публичного права.
Следует отметить, что создание государственных корпораций, компаний, а теперь и публично-правовых компаний не может не оказывать позитивного влияния на экономику государства. Их создание служит благим целям по предоставлению возможности осуществлять деятельность по управлению некоторым государственным имуществом, осуществлению публично-правовых функций, организациям, которые смогут заниматься этой деятельностью на профессиональной основе, что обеспечит лучшие результаты и в целом ограничит влияние государства в экономической сфере.
Однако не следует приуменьшать ответственность государства за распределение таких публично-правовых функций, управление государственной собственностью, так как недостаток контроля может привести к ошибкам, которые повлияют впоследствии и на конституционно-правовой статус государства. Деятельность таких организаций должна служить исключительно общественно-полезным целям, не должно допускаться злоупотребление интересами руководства, государство обязано обеспечить должный контроль над расходованием переданных им средств, с целью полного исключения коррупционной составляющей в деятельности публичных юридических лиц.
Существующие противоречия в правовом регулировании связаны с множеством рисков, в частности, с рисками по нецелевому расходованию государственного имущества, появлению коррупционных моментов, уменьшению прозрачности в функционировании публично-правовых компаний, а значит, невозможность осуществления эффективного контроля и так далее.
По этой причине законодательное регулирование юридических лиц, созданных при участии государства должно быть максимально проработанным и эффективным.
Федеральный закон о публично-правовых компаниях не достиг поставленных целей по унификации регулирования деятельности государственных корпораций, и, на данный момент, по сути, задекларировал лишь переименование государственных корпораций в публично-правовые компании. Закон содержит лишь общие положения о публично-правовых компаниях, а значит, закрепляет только специальный статус каждой конкретной публично-правовой компании, деятельность которой, по аналогии с государственными корпорациями будет регламентироваться специальным законом или указом Правительства. Это обстоятельство подтверждает неэффективность предложенного законодательного регулирования.
По этой причине, представляется возможным придание публично-правовым компаниям статуса юридических лиц публичного права, деятельность которых будет регулироваться нормами административного права.
Нормы ФЗ о публично-правовых компаниях не позволяют назвать эти организации юридическими лицами публичного права, по этой причине в него следует внести некоторые поправки, которые помогут избавить публично¬правовые компании от признаков частных юридических лиц, что позволит исключить расхождения во мнениях при определении правового статуса этих субъектов.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в последней редакции) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
2. «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 04.07.2016. № 27 (Часть I). Ст. 4169.
3. «О некоммерческих организациях»: федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. № 3. Ст. 145.
4. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»: указ Президента РФ от 9.03.2004 № 314 // Собрание законодательства РФ от 15.03.2004. № 11. Ст. 945.
5. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // Собрание законодательства РФ от 29.12.2008. № 52 (часть I). Ст. 6249.
6. «Об акционерных обществах»: федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ от 01.01.1996. № 1. ст. 1.
7. «О банке развития»: федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ от 28.05.2007. № 22. Ст. 2562.
8. «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»: федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // «Собрание законодательства РФ» от 26.11.2007. № 48 (часть II). Ст. 5814.
9. «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»: федеральный закон от 01.12.2007
10. № 317-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ от 03.12.2007. № 49. Ст. 6078.
11. «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»: федеральный закон от 13.07.2015 г. № 215-ФЗ (в посл. редакции) // Собрание законодательства РФ от 20.07.2015 г. № 29 (часть I). Ст. 4341.
12. «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»: федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // Собрание законодательства РФ от 29.12.2003. № 52 (часть I). Ст. 5029.
13. «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»: федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // Собрание законодательства РФ от 29.12.2003. № 52 (часть I). Ст. 5029.
14. «О ликвидации государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации»: федеральный закон от 21.07.2014 №210-ФЗ // «Собрание законодательства РФ» от 28.07.2014. № 30 (Часть I). Ст. 4211.
15. Постановление Европейского Суда по правам человека от 9 октября 2014 г. (Дело «Лисейцева и Маслов против России») Жалобы №№ 39483/05 и 40527/10. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.genproc.gov.ru/documents/espch/document-828661/.
16. Постановление Правительства РФ от 26.11.2008 № 888 «Об утверждении регламента государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // Собрание законодательства. 2008. № 49. Ст. 5833.
17. Постановление Правительства РФ от 27.07.2007 № 488 «Об утверждении Положения о наблюдательном совете государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» // Собрание законодательства. 2007. № 32. Ст. 4147.
18. Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2005 № 297-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Центральная телекоммуникационная компания» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации». СПС Консультант Плюс.
19. Basistexte Offentliches Recht. 20. Auflage. C.H. Beck. Munchen. 2015. S. 36-38.
20. Zivilrecht. Wirtschaftsrecht. 22. Auflage. Nomos Verlagsgesellschaft. Baden- Baden. 2014.
Научная литература:
1. Адарченко Е.О. Юридические лица публичного права: их место в административном праве. Административное и муниципальное право. 2012. № 12. 5 - с.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Юрид. лит. 1997. 400 - с.
3. Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Норма. 2005. 458 - с.
4. Андреев Ю.Н. Ответственность государства за причинение вреда. Юридический центр, 2013. 384 - с.
5. Бачило И.Л. Функции органов управления: правовые проблемы управления и реализации. М.: Юрид. лит., 1976. 200 - с.
6. Белых В.С. Основные направления совершенствования части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Предпринимательское право. 2010. № 1. 12 - с.
7. Белоусова. Е.В. Частноправовые аспекты при реализации публичных функций органами публичной власти. Административное и муниципальное право. 2014. № 12.
8. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве (понятия, виды, государственные юридические лица). М.: Юридическое издательство Минюста СССР, 1947. 364 - с.
9. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. Избранные труды по гражданскому праву. Т. II. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sud09.ru/bibliot/Elib/1631.html.
10. Винницкий. А.В. Публичная собственность. М.: Статут, 2013. 732 - с.
11. Габов А.В., Егорова М.А. и др. Координация экономической деятельности в российском правовом поле. Монография. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. М.: Юстицинформ, 2015. 653 - с.
12. Диденко А.А. Публичная компания как организационно-правовая форма юридического лица. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 06. С. 580 - 589.
13. Ершова И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций. Государство и право. 2001. № 6.
14. Жилина С.Б. Правовое обеспечение исполнения коммерческими банками публичных функций в Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pravovoe-obespechenie- ispolneniya-kommercheskimi-bankami-publichnykh-funktsii-v-rossiiskoi-f
15. Кавелин К.Д. Права и обязанности по имуществам и обязательствам. М.: Юринформцентр, 2003. 722 - с.
16. Козлов Ю.М. Административное право. М.: Юристъ, 1999. 320 - с.
17. Курбатов А.Я. Правовое регулирование деятельности государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц. СПС Консультант-Плюс.
18. Курбатов А.Я. О юридических лицах публичного права. Хозяйство и право. 2009. № 10.
19. Кудашкин В.В. Особенности правового статуса работников госкорпораций. Журнал российского права. 2011. № 8. 9 - с.
20. Лауэ К. Немецкое законодательство о юридических лицах публичного права в области надзора за финансовым рынком. Законодательство и экономика. 2011. № 6. 9 - с.
21. Мицкевич Л.А., Васильева А.Ф. Если к вам пришел государственный инспектор... : Практическое пособие для предпринимателей. Красноярск, 2014. 48 - с.
22. Мозолин В.П. Правовой статус государственной корпорации и юридическая природа права собственности на принадлежащее ей имущество. Журнал российского права. 2009. № 1.
23. Мозолин В.П. Юридические прятки. Право и экономика. 2010. № 12.
24. Семенихин В.В. Все о некоммерческих юридических лицах. М.: ГроссМедиа, 2014.
25. Суханов Е.А. О юридических лицах публичного права. Вестник гражданского права. 2011. № 2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ