Введение 8
1 Современное состояние вопроса и методы повышения безопасности
работающего оборудования с грузом на тросовой подвеске 10
1.1 Классификация и характеристики грузоподъемных механизмов 10
1.1.1 Краны 11
1.1.2 Лифты 13
1.1.3 Подъемники - вышки 13
1.1.4 Тали 13
1.1.5 Лебедки 14
1.1.6 Домкраты 15
1.1.7 Грузозахватные приспособления 15
1.2 Опасности, связанные с эксплуатацией грузоподъемных
механизмов 17
1.3 Анализ способов гашения колебаний подвешенного груза 21
2 Объекты и методы исследования 27
2.1 Выводы и постановка задач исследования 27
2.2 Исследование вертикальных колебаний груза 27
2.2.1 Экспериментальная установка для проведения исследований.... 27
2.2.2 Проведение экспериментальных исследований и порядок
сохранения полученных результатов 37
2.3 Обработка результатов экспериментальных исследований 44
2.3.1 Колебания, вызванные началом движения груза 58
2.3.2 Выводы по результатам исследования вертикальных колебаний груза 60
3 Расчёт риска 61
Заключение 67
Список использованных источников 68
Грузоподъемные краны широко используются во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства. Несмотря на большую номенклатуру грузоподъемных кранов и разнообразие условий их эксплуатации они имеют общие основные показатели, по которым может быть произведена оценка их качества.
Основными качествами грузоподъемных кранов являются надежность и промышленная безопасность.
Надежность и промышленная безопасность в зависимости от назначения грузоподъемных кранов и условий их эксплуатации определяются такими показателями, как безотказность, долговечность, срок службы, ремонтопригодность и др.
Снижение показателей надежности и промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов приводит к снижению эффективности их работы, преждевременным отказам, повреждениям, несчастным случаям и авариям.
Число несчастных случаев и аварий, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, носит достаточно устойчивый характер, а в ряде случаев и возрастает. Средняя продолжительность временной нетрудоспособности из-за несчастных случаев, происшедших при эксплуатации грузоподъемных кранов превышают временную нетрудоспособность в целом по стране на 34 %.
Основными причинами повышенного уровня аварийности и травматизма при эксплуатации грузоподъемных кранов являются:
- неудовлетворительный уровень организации и функционирования системы управления промышленной безопасностью;
- низкий уровень исполнительской дисциплины руководителей, ответственных за безопасность труда;
- недостаточная профессиональная квалификация обслуживающего, инженерно-технического и рабочего персонала;
- несовершенство технологий и средств противоаварийной защиты;
- низкий уровень автоматизации погрузочно-разгрузочных,транспортных и складских работ;
- низкий уровень технической готовности объектов к безопасной эксплуатации в связи с их значительным физическим и моральным старением.
Основные фонды объектов экономики, в том числе и грузоподъемных кранов, не обновлялись последние 12-15 лет и к настоящему времени более 80 % грузоподъемных кранов из почти 280 тыс. единиц, находящихся в эксплуатации в Российской Федерации, исчерпали нормативные сроки эксплуатации, требуют замены или модернизации. Однако обновление производится крайне медленно: при норме 8-10 % темпы ежегодного обновления кранового парка не превышают 1 % в год, что приводит к дальнейшему увеличению доли грузоподъемных кранов с истекшими сроками службы.
Такое положение ведет к дальнейшему снижению общего технического уровня эксплуатируемых грузоподъемных кранов, снижению промышленной безопасности и приводит к авариям и несчастным случаям.
Для обеспечения безопасной работы грузоподъемные краны оснащаются эффективными средствами противоаварийной защиты - многофункциональными приборами и устройствами безопасности. Однако, анализ производственного травматизма и аварийности показывает, что более четверти аварий и несчастных случаев связаны с неисправностью приборов и устройств безопасности.
Одним из основных технических устройств, обеспечивающих надежность и промышленную безопасность грузоподъемных кранов, являются технические устройства гашения вертикальный колебаний груза.
Как известно, при резком включении тормоза подъемно-транспортной машины с тросовой подвеской груза при подъеме или опускании последнего возникают ударные нагрузки, которые вызывают вертикальные колебания. Указанные колебания снижают точность позиционирования груза и влекут за собой усталостные разрушения металлоконструкций машины. В связи с этим, актуальной задачей подъемно-транспортного машиностроения уже много лет является задача создания устройств, устраняющих колебания и оказывающих существенное влияние на динамику торможения.
Обеспечение надежности, долговечности и эффективности использования путем конструктивного усовершенствования механической части и технических устройств, устраняющие вертикальные колебания груза, повысит промышленную безопасность при эксплуатации грузоподъемных машин.
На защиту выносятся следующие положения, изложенные в диссертационной работе:
- математическая зависимость периода вертикальных колебаний груза от массы груза и длины каната;
- технические устройства двухступенчатого торможения, устраняющие вертикальные колебания груза.
1) В работе проведен анализ состояния безопасности работающего оборудования с грузом на тросовой подвеске и сравнение основных методов её обеспечения. Изучены основные виды применяемого в промышленности грузоподъемного оборудования, их краткие характеристики и особенности. Рассмотрены типичные виды неисправностей, связанные с работой подъемного оборудования.
2) На основе данных технической литературы, информации о современных применяемых технологиях и запатентованных изобретений осуществлен анализ способов и технических устройств гашения вертикальных колебаний грузов.
3) На основе проведенного литературного обзора выдвинуто предположение о необходимости установления математической зависимости периода колебаний от высоты подвеса и массы груза, как при подъеме, так и при опускании груза, требуемой для внедрения в основу разработки автоматических систем торможения для устранения вертикальных колебаний груза.
4) В ходе экспериментальных исследований на базе программного обеспечения ADC8_TU, виброаппаратуры ВИ6-6ТН и электрической тали грузоподъемностью 0,5 т была подтверждена зависимость периода колебаний от высоты подвеса и массы груза. Изложены результаты проведенного математического моделирования, описаны способ и ход проведения эксперимента, доказана целесообразность применения результатов в качестве основы для дальнейшей модернизации средств обеспечения безопасности и снижения уровня колебаний грузов.
5) Изучена возможность внедрения результатов экспериментальных исследований в предлагаемые современным рынком комплексные технические системы, обеспечивающие безопасность грузоподъемных механизмов.
6) С учетом экспериментальных статистических данных, экспертных оценок и средних рыночных цен на детали грузоподъемных механизмов выполнена ориентировочная оценка величины технического риска в случае отказа от применения рассматриваемых технологий, обеспечивающих безопасность грузоподъемных механизмов.
Использование предлагаемого метода обеспечения безопасности работающего оборудования с грузом на тросовой подвеске позволяет значительно снизить риски, связанные с вертикальным раскачиванием груза, внедрение данного метода технически возможно, и в то же время экономически целесообразно.
1) Гринаш, О.А. Грузоподъёмные механизмы и транспортные средства: учебное пособие / О. А. Гринаш. - Волгоград : Ин-Фолио, 2009. - 223 с.
2) Невзоров, Л.А. Краны башенные и автомобильные : учебное пособие / Л. А. Невзоров, М. Д. Полосин. - Москва : Academia, 2005. - 415 с.
3) Вайник, В.А. Расчет и проектирование металлоконструкций мостового двухбалочного крана: учебное пособие / В.А. Вайник, Л.Ф. Москвичева. - Красноярск. - СФУ, 2012. - 129 с.
4) Лалаянец, Р.А. Расчеты крановых механизмов и их деталей / Р.А. Лалаянец. - М.: ВНИИПТМАШ, 1993. - 163 с.
5) Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» [Электронный ресурс] : приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 ред. от 12.04.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6) Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной
безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах» [Электронный ресурс] : приказ Ростехнадзора от 21.11.2016 N 490// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
7) ОСТ 35-09-86 Машины и оборудование грузоподъемные. Общие технические условия. - Введ. 01.08.1986. - Москва : Министерство транспортного строительства СССР, 1986. - 52 с.
8) ОСТ 34 001-73 Оборудование грузоподъемное. Требования к материалам. - Введ. 01.07.1978. - Москва : Министерство энергетики и электрификации СССР, 1978. - 86 с.
9) ГОСТ 33166.1.-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 1. Общие положения. - Введ. 01.01.2016. - Москва: Стандартинформ, 2015. - 37 с.
10) ГОСТ 27555-87 Краны грузоподъемные. Термины и определения. -Введ. 01.01.1989. - Москва : ИПК Издательство стандартов, 1988. - 26 с.
11) ГОСТ 33714.1-2015 Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 1. Общие положения. - Введ. 01.04.2017. - Москва : Стандартинформ, 2016. - 16 с.
12) ГОСТ 25835-83 Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режимам работы. - Введ. 01.01.1985. - Москва : Стандартинформ, 2010. - 8 с.
13) ГОСТ 25032-81 Средства грузозахватные. Классификация и общие технические требования. - Введ. 01.01.1983. - Москва : ИПК Издательство стандартов, 2002. - 6 с.
14) ГОСТ 24599-87 Грейферы канатные для навалочных грузов. Общие технические условия. - Введ. 01.01.1989. - Москва : Издательство стандартов, 1987. - 20 с.
15) Устройство для гашения колебаний груза, повешенного на канате строительного крана [Электронный ресурс] : пат. 2280607 РФ / Л.А.Голдобина, А.П.Орлов, П.С.Орлов. №2004115124/11; заявл. 19.05.2004; опубл.27.07.2006.
- Режим доступа: http://new.fips.ru/.
16) Способ предотвращения раскачивания при подъеме груза грузоподъемным краном и устройство для его реализации [Электронный ресурс] : пат. 2312814 С1 РФ. / М.И.Затравкин, Л.С.Каминский, Д.М.Маш и др. №2006106627/11; заявл. 03.03.2006; опубл.20.12.2007. - Режим доступа: http://new.fips.ru/.
17) Способ уменьшения раскачивания груза при подъеме стреловым
краном и система его осуществления [Электронный ресурс] : пат. 2422354 РФ / А.В.Ерзутов, М.И.Затравкин, Л.С.Каминский и др. №2010109394/11; заявл. 15.03.2010; опубл. 27.06.2011. - Режим доступа: http://new.fips.ru/.
18) Щербаков, В. С. Система гашения пространственных колебаний груза, перемещаемого мостовым краном / В. С. Щербаков, М. С. Корытов, Е. О. Вольф // Вестник СибАДИ. Научный рецензируемый журнал.
- Омск: СибАДИ. - 2014. - № 6 (40).- С. 43-46.
19) Щербаков, В. С. Экспериментальные исследования рабочего процесса кран-балки / В. С. Щербаков, М. С. Корытов, Е. О. Вольф // Вестник СибАДИ: Научный рецензируемый журнал. - Омск: СибАДИ. - 2014.
- № 2 (36).- С. 87-93.
20) Корытов, М. С. Способ повышения точности траектории перемещения объекта грузоподъемным краном путем компенсации его неуправляемых пространственных колебаний / М.С. Корытов, В.С. Щербаков, Е.О. Вольф // Механизация строительства. - 2014. - № 2. - С. 21-25.
21) Корытов, М. С. Автоматизация синтеза оптимальных траекторий перемещения грузов мобильными грузоподъемными кранами в неоднородном организованном трехмерном пространстве: монография / М. С. Корытов.
- Омск: СибАДИ, 2012. - 380 с.
22) Щербаков, В. С. Результаты сравнительного анализа алгоритмов планирования траектории движения объекта с учетом его угловых координат в трехмерном пространстве с препятствиями / В.С. Щербаков, М. С. Корытов // Вестник СибАДИ: Научный рецензируемый журнал. - Омск: СибАДИ. - 2011.- № 1 (19).- С. 68-74.
23) Безопасность жизнедеятельности в техносфере: учебное пособие / под ред. О.Н. Русака, В.Я. Кондрасенко. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2001.- 431 с.
24) Россия в цифрах 2017: крат. стат. сб. / Росстат-М., 2017 -543с
25) Система гашения пространственных колебаний груза, перемещаемого мостовым краном [Электронный ресурс] : пат. №137281 РФ, МИК В66С17/00. Мостовой кран / Галдин Н.С., Ерёмина С.В., Курбацкая О.В.; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильнодорожная академия (СибАДИ)». - N 2013135354/11; заявл. 26.07.2013; опубл 10.02.2014. - Режим доступа: http://new.fips.ru/.
26) Александров, М.П. Подъемно-транспортные машины: учебное пособие / М.П. Александров - М.: Высш. Шк., 1985. - 520 с.
27) Способ управления грузоподъемным краном и устройство для его
реализации [Электронный ресурс] : пат. 2309112 РФ / М.И.Затравкин, Л.С.Каминский, Д.М.Маш и др. №2006106630/11; заявл.03.03.2006;
опубл.27.10.2007. - Режим доступа: http://new.fips.ш/.
28) Способ предотвращения раскачивания при подеме груза грузоподъемным краном и устройство для его реализации [Электронный ресурс] : пат. 2312814 С1 РФ. / М.И.Затравкин, Л.С.Каминский, Д.М.Маш и др. №2006106627/11; заявл. 03.03.2006; опубл.20.12.2007. - Режим доступа: http://new.fips.ru/.
29) Способ предотвращения раскачивания груза на гибком подвесе
[Электронный ресурс]: патент №2406679 РФ. / В.А.Коровин, К.В.Коровин. №2009106112/11; заявл.20.02.2009; опубл.20.12.2010. - Режим доступа:
http://new.fips.ru/.
30) Способ уменьшения раскачивания груза при подъеме стреловым
краном и система его осуществления [Электронный ресурс]: пат. 2422354 РФ / А.В.Ерзутов, М.И.Затравкин, Л.С.Каминский и др. №2010109394/11;
заявл.15.03.2010; опубл. 27.06.2011- Режим доступа: http://new.fips.ru/.
31) Голдобина Л. А., Орлов П.С. Пути обеспечения надежности, безопасности и эффективности строительно-монтажных работ при возведении зданий и сооружений путем стабилизации процесса раскачивания грузового подвеса// Записки горного института. -2016. - С. 322-330.
32) Кабаков А. М., Пабат А. И.,Орлов А. Н. Защита машиниста крана от вибраций // Безопасность труда в промышленности, 1997, № 5, с. 25-27
33) Корытов, М. С. Способ повышения точности траектории перемещения объекта грузоподъемным краном путем компенсации его неуправляемых пространственных колебаний / М.С. Корытов, В.С. Щербаков, Е.О. Вольф // Механизация строительства. - 2014. - № 2. - С. 21-25.
34) Орлов А.И. Способы и пути безопасного использования техники в сельском строительстве // Сборник научных трудов по материалам между-народных научно - практических конференций «Инновационно - эффективный вектор развития АПК региона» и «Потенциал молодых в практику сельскохозяйственного производства». - Ярославль, 2010. - С. 118 - 126.
35) Специальные электрические машины / А.И. Бертинов [и др.]. - М.: Энергоиздат, 1982, - 440 с.
36) Гернет М.М., Ратобыльский В.Ф. Определение моментов инерции // М.: Машиностроение, - 1969. - с.246
37) Методология повышения надежности грузоподъемного оборудования при обеспечении требуемых критериев риска : диссертация доктора технических наук : 05.02.02 / Емельянова Галина Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т путей сообщ. (МИИТ) МПС РФ]. - Москва, 2016.- 280 с.
38) Казаков, А. В. Планирование эксперимента и измерение физических величин: учеб. пособие/ А. В. Казаков. -Пермь: изд-во Перм. нац. послед. политехи. ун-та, 2014. -89 с.
39) ГОСТ 24026-80. Исследовательские испытания. Планирование эксперимента. Термины и определения. - Введ. 01.01.1981. - Москва: Издательство стандартов, 1979. - 18 с.
40) Вознесенский, В. А. Статистические методы планирования эксперимента в технико-экономических исследованиях / В. А. Вознесенский -2-е изд., перераб и доп. -Москва: Финансы и статистика, 1981. -263 с.
41) Бутковский, О. Я. Погрешность измерений: учебное пособие / О. Я. Бутковский, О. Д. Бухарова, А. А. Кузнецов, под. ред. А. А. Кузнецова - Владим. гос. ун-т -Владимир, 1998 -68 с.
42) Адлер, Ю. Л. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий / Ю. Л. Адлер. -Москва: изд-во Наука, 1976. -277 с
43) Голицына О.Л. Программное обеспечение / О. Л. Голицына, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Форум, 2010 .- 447 с.
44) Брауде, В. Д. Справочник по кранам: В 2 т. Т. 1. Характеристики материалов и нагрузок. Основы расчетов кранов, их приводов и металлических конструкций /, М. М. Гохберг, И. Е. Звягин и др.; под общ. ред. М. М. Гохберга.
- Л.: Машиностроение, 1988. - 536 с.
45) Носов, В.В. Диагностика машин и оборудования : учебное пособие / В.В. Носов - СПб: «Лань», 2016. - 384 с.
46) Котельников, В.С. Диагностика и риск-анализ металлических конструкций грузоподъемных кранов / В.С. Котельников, А.А. Короткий. - Новочеркасск: УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ), 2006. - 315 с.
47) Олейников, А. В. Методы принятия решений: метод указания к практическим работам / сост. А. В. Олейников, В. А. Васильев. - Абакан: Сиб. Фед. ун-т; ХТИ -филиал СФУ, 208. -36 с.
48) Анцев, В.Ю. Классификация дефектов и отказов грузоподъемных
машин / В.Ю. Ан-цев, П.В. Витчук, К.Ю. Крылов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. - 2015. - № 10.- С. 121-128.
49) Литвак, Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений / Б.Г. Литвак.-М.: Патент, 1996. - 270 с.
50) Вишняков, Я.Д. Общая теория рисков / Я.Д. Вишняков, Н.Н. Радаев.- М.: Академия, 2008. - 368 с.
51) СТО 4.2-07-2014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. - Введ. 30.12.2013. - Красноярск: ИПК СФУ, 2014. - 60 с.