Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Апокалиптические сценарии в мировом художественном кинематографе начала XXI века (на примере творчества режиссёров Дэнни Бойла, Роланда Эммериха, Маноджа Нелльятту Шьямалана)

Работа №25526

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
446
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Апокалипсис как феномен религии и мирового художественного
кинематографа 8
1.1 Теоретический анализ темы "Апокалипсиса" как феномена религии .. 8
1.2 Историографический обзор темы апокалипсиса в области мирового
кинематографа 10
1.3. Обзор кинотемы Апокалипсиса в российских научных источниках
нач. XXI вв 14
2. Содержание темы апокалипсиса в мировом художественном кинематографе
нач. XXI века (на примере кинопроизведений) 18
2.1 Методологический путь исследования темы Апокалипсиса в
произведениях киноискусства 18
2.2 Философско-культурологический анализ киносюжетов темы
Апокалипсиса 21
2.2.1 Анализ апокалиптического сценария художественного фильма
«Пекло» Денни Бойла 21
2.2.2 Анализ апокалиптического сценария художественного фильма
«2012» Роланда Эммериха 26
2.2.3. Анализ апокалиптического сценария художественного фильма
«Явление» Маноджа Нелльятту Шьямалана 30
Заключение 40
Список использованных источников 44
Приложение А 49
Приложение Б 51
Приложение В 52


Актуальность темы исследования заключается в ее востребованности в мире искусства и науки. В кинематографе впервые тема апокалипсиса была освещена в датском фантастическом фильме под названием «Конец света», выпущенном в прокат в 1916 году. С этого времени, апокалиптические сценарии изменялись, в контексте события строились новые сюжетные линии. В современности данная тема не перестает быть насущной. В качестве одного из ярких представителей последних лент можно указать фантастический боевик «Люди Икс: Апокалипсис» 2016 года.
Степень изученности:
Теме апокалипсиса посвящено множество философских и религиоведческих научных статей, диссертаций и монографий. Теме исследования эсхатологии посвятили множество трудов такие исследователи, как С.С. Аверинцев, А.К. Дживилегов, Н.И. Коробка, С.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, К. Манхейма, П. де Лобье.
Философско-социологический и социально-психологический подходы М. Элиаде, Э. Дюркгейма и К. Манхейма оказали значительное влияние на всё исследование в целом.
Изучению апокалиптики в массовой культуре посвящены блок статей зарубежных и отечественных авторов, но существующие публикации, в большинстве своем охватывают современный период и носят в первую очередь обзорный и справочный характер. Например, статьи К. Ньюмана, О. Замолодской , Ф. Марвина, Бендла, А.И. Пигалева, Е.Г. Якимова, О.Н. Гусева, И.А. Порядина, Г. Уэллса .
В ряде работ такие исследователи, как М.Н. Могилевич, А. Б. Санданова, В.Н. Нечипуренко, О.В. Кузнецова, DanielWojcik, Ostwalt CE , М Баркун, Уивер Р., J. Hellmann, Г. Новелл-Смит, E. Swyngedouw, Н. Востром, А. В. Турчин, Э. Юдковский и др. рассматривают связь массовой культуры и апокалиптических сюжетов.
Проблема исследования
На сегодняшний день существует множество исследований, посвящённых теме «апокалипсиса» в культуре и различных религиозных конфессиях. Практически отсутствуют работы, дающие обширный анализ этой темы, рассмотренный в контексте и связи с массовой культурой, в частности, с кинематографом.
Объект исследования - апокалиптические сценарии в мировом художественном кинематографе нач. XXI века
Предмет исследования - апокалиптические сценарии на примере режиссёров Дэнни Бойла, Роланда Эммериха и М. НайтаШьямлана и их кинофильмов «Пекло»(2007 год), «2012»(2009 год) и «Явление»(2008 год) соответственно.
Цель исследования - изучить апокалиптические сценарии в мировом художественном кинематографе нач. XXI века и провести анализ на примере работ «Пекло»(2007 год) Дэнни Бойла, «2012»(2009 год) Роланда Эммериха, «Явление» (2008 год) М. Найта Шьямалана.
Задачи исследования:
1) Провести историографический обзор темы апокалипсиса в области мирового кинематографа;
2) Провести обзор кинотемы Апокалипсиса в зарубежных и российских научных источниках нач. XXI вв.;
3) Определить методологический путь исследования темы Апокалипсиса в произведениях киноискусства ;
4) Проанализировать апокалиптические сценарии художественных фильмов «Пекло» Денни Бойла, «2012» Роланда Эммериха, «Явление» Маноджа Нелльятту Шьямалана;
5) Провести философско-культурологический анализ киносюжетов темы Апокалипсиса
Теоретическая значимость работы представляет интерес для студентов культурологических и киноведческих факультетов, а так же для исследователей кинематографа XXI века.
Структура работы состоит из введения, двух глав, восьми параграфов подчиненных цели и задачам, заключения и 50 использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования явился анализ апокалиптических сценариев в мировом художественном кинематографе нач. XXI века.
Для достижения цели выполнены пять задач, к каждой из которой получены следующие выводы:
Первой задачей стал историографический обзор темы апокалипсиса в области мирового кинематографа.
Выявлено что историография кинематографа демонстрирует устойчивый интерес к теме Апокалипсиса со второй половины XX столетия, ярко проявившийся в период холодной войны. В началу XXI века жанр Апокалипсиса включается в себя множество поджанров, каждый из которых имеет какую-то одну сюжетную линию (вирусы, катастрофы, роботы, инопланетяне и т.д.). Пик появления кинолент об Апокалипсисе приходится на 2010-е гг., возможно связанный с переживанием глобальных трансформаций всем человечеством, когда начинают решаться общие для стран и континентов проблемы: вопросы о климате, трансформации экономики, политики, социальных и гуманитарных наук. В связи с этим, исследовательский интерес должен быть перемещен в область экспертного (научного) мнения с целью понять основные точки зрения об Апокалипсисе на современном этапе.
Вторая задача посвящена обзору кинотемы Апокалипсиса в зарубежных и российских научных источниках нач. XXI вв..
Таким образом, проводя обзор кинотемы апокалипсиса в российских источниках начала XXI века, можно сделать вывод, что тема апокалиптических сценариев в мировом художественном кинематографе является актуальной и затрагивает исследователей разных областей: художественно-культурной, феноменологической, философской,
исторической, литературной, социологической, политологической,психологической, киноведческой. Ученые указывают на специфику Апокалипсиса в том, что эта тема востребована самим человечеством на глубинном уровне переживания состояния страха. При этом, Апокалипсис как один из немногих жанров «работает» с массовым сознанием, тем самым охватывая огромное количество людей. Можно говорить о том, что в кинематографе зрителям дается возможностью испытать свои душевные и духовные силы, попробовать «принять решение в лице человечества», стоять на границе этого переживания. Понятие Апокалипсиса близко с понятием «инициация» - осознание тайны и переход к новому качеству, своеобразное посвящение посредством визуального искусства современного кинематографа.
В третьей задаче ставилось определение методологического пути исследования темы Апокалипсиса в произведениях киноискусства.
Проанализировав различные методы можно выделить следующие подходящие для анализа произведений кинематографа: структурно-семиотический метод, феноменологический метод, герменевтический метод, метод философско-искусствоведческого анализа. В качестве основных методов для практической части работы используются анализ и синтез, позволяющий проанализировать знаки киноленты и синтезировать в обобщающие понятия.
Четвертая задача посвящена анализу апокалиптических сценариев трёх художественных фильмов:
1) В сценарии фильма «Пекло» Денни Бойла.
Раскрыты актуальные социальные и моральные проблемы для современного общества: рост агрессии и насилия в современном социуме, наблюдается процесс разрушения классических нравственных императивов: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям».
2) В художественном фильме «2012» Роланда Эммериха.
Поднимаются актуальные темы для современного общества: коррупция, эгоизм, нравственное падение общества, упадок морали.
3) В апокалиптическом сценарии художественного фильма «Явление» Маноджа Нелльятту Шьямалана.
Впервые звучит новая для темы Апокалипсиса экологической проблемы как следствия влияния научно-технического прогресса на природу.
Пятая обобщающая задача посвящена философско- культурологическому анализу киносюжетов темы Апокалипсиса.
Анализируя апокалиптический кинематограф, выявлена, возможная классификация по мировоззренческому принципу на четыре блока: научный, псевдонаучный, религиозный и философский. Из них американское массовое кино обращается именно к научному и псевдонаучному типу. Ленты имеют единую структуру, но контент, заложенный в них, позволяет им оставаться исключительными.
На материальном уровне восприятия апокалиптическое кино дает зрителю зрелищность и чувство переживания; на более высоком уровне, зритель испытывает чувство единения с миром и человечеством в целом;
Проанализировав фильмы-репрезентанты, представляющие массовый кинематограф, были выявлено, что киноленты на тему «Апокалипсиса» стараются поднимать актуальные нравственно-моральные темы, проблемы современного общества, экологии, природы, глобальных катастроф и мира в целом. А так же различные сценарии гибели человечества: Жёсткие формы известных или сохранившихся в истории катастроф (войны, всемирная пандемия, голод, связанный с перенаселенностью Земли), Коллапсы окружающей среды и планетарные изменения, долгосрочные угрозы среде обитания, катастрофы, связанные с развитием науки, Сценарии катастрофы внеземного происхождения, религиозно-философские сценарии.
Подводя итог исследованию, касающемуся темы Апокалиптических сценариев в мировом художественном кинематографе начала XXI века, следует сказать, что данные произведения искусства находят отклик и заставляют рефлексировать человека над темами, актуальными для современного общества.
Результаты данного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении феномена «Апокалипсиса» в мировом кинематографе, а также, стать отправной точкой в исследованиях философской, искусствоведческой и культурологической направленности.



1. Антее Р. Мифология в древнем Египте//Мифологии древнего мира;
2. Аверинцев С.С. София-Логос/ С.С. Аверинцев. - Киев: Дух и литера, 2001. - 461 с.
3. Аверинцев C.C. От слова к смыслу. Проблема топогенеза/ С.С. Аверинцев, И.Г. Франк-Каменский, О.М. Фрейденберг. - Москва : УРСС, 2001.- 121 с.
4. Баркун М. Культура заговора: апокалиптические видения в современной Америке. - Унив Калифорнии Press, 2013. - Т. 15.
5. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм/ Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т.2. М.,1993
6. Бакыргани С. Мухаммеданское учение о кончине мира = Ахырзаманкитаби / Пер. Е. А. Малова. — Казань: Типо-Лит. Имп. Ун-та, 1897. — 96, IV с.
7. Востром Н. Угрозы существованию. Анализ сценариев человеческого вымирания и связанных опасностей. Архивировано из первоисточника 3 декабря 2012.
8. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс - 1988.
9. Григоренко А.Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки : научное издание/ А.Ю. Григоренко. - СПб.: Европейский Дом, 2004. - 392 с.
10. Гуревич П.С. Страх молитва души. Современный апокалипсис/ П.С. Гуревич// Философские науки. - 1992. - № 2. - C. 89-108.
11. Гусева О.Н. Философский анализ современных эсхатологических настроения/ О.Н. Гусева //Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса : научный журнал. - 2008. - № 3. - С. 36-38.
12. Грей Г. Кино: Визуальная антропология/ Г. Грей; пер. с англ. М.С. Неклюдовой. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 208 с.: ил.
13. Дживилегов А.К. Хилиазм. Христианство. Энциклопедический
словарь. Т.З./ А.К. Дживилегов. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 1995. - С.157-159.
14. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд./Э. Дюркгейм. - Москва : Мысль, 1994. - 399 с.
15. Жуковский В.И. Искусство Возрождения: учебное пособие / В. И. Жуковский// Красноярский гос. ун-т. - Красноярск, 2006. - 299 с.
16. Коробка Н.И. Апокалипсис//Христианство. Энциклопедический словарь./Н.И. Коробка// Т.1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 96 с.
17. Кузнецов О.В. Истоки и смысл «катастрофического» сознания в западной культуре: автореф. дис. доктор философ.наук : 09.00.13 / Кузнецов Олег Валентинович. - Екатеринбург, 2000. - 234 с.
18. Куренной В. А. Целлулоидный апокалипсис/ В.А. Куренной // Философско-литературный журнал Логос. - Москва, 2008. № 8. - С. 67-83.
19. Лобье П. Эсхатология./П. де Лобье, пер. с фр. Н. Зубкова. - Москва : «Астрель», 2004. - 158 с.
20. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики./Ю.Лотман. - Таллин :ЭэстиРамаат, 1973. - 92 с.
21. Могилевич М.Н. Апокалипсические представления в европейской культуре XX века: автореф. дис. кандидат философ.наук : 24.00.01 / Могилевич Мария Николаевна. - СПБ, 2009. - 21 с.
22. Мильдон В.И. Миллениумы русский и западный: Образы эсхатологии./ В.И. Мильдон, пер А.И. Вахрушева // Вопросы философии. 1990. № 7. С.3-12.
23. Нечипуренко В.Н. Эсхатологические мифы и учения как социальный феномен: опыт социально-философского анализа : автореф. дис. кандидат философ.наук : 09.00.11 / Нечипуренко Виктор Николаевич. - Ростов-на-Дону, 1997. - 20.
24. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 томах/ Ин-т философии. - Москва : Культурная революция, 2005. - Т.6: Сумерки идолов. Антихрист. Eccehomo. Дионисовы дифирамбы. Ницше contra Вагнер/ Пер. снем. Ю.М. Антоновского, Я.Э. Голосовкера и др.; науч. ред. П.А. Эбаноидзе - 2009. - 408 с.
25. Пигалев А.И. Эсхатология в «сценариях будущего Фундаментальные проблемы культурологии: сб. ст. по материалам конгресса /А. И. Пигалев //Отв. ред. Д.Л. Спивак. - Москва : Новый хронограф: Эйдос. Т.6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. - 2009, С. 237-248.
26. Порядин П.А. Конец света как мечта, или синдром Апокалипсиса / П.А. Порядин // Вестник СамГУ. - Самара : 2009. - № 1 (67). - С. 93-100.
27. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени./ В.В. Розанов. - СПб.: Азбука, 2001. - 404 с.
28. Санданов А.Б. Постапокалиптический сюжет в американском кино: история развития и место в современном кинематографе : автореф. дис. кандидат искусствовед.наук : 17.00.03 / СандановАюрБарасович. - Москва, 2013. - 28.
29. Светлов Р. Книга о Конце Мира / сост.: Р. Светлов, А. Рахманин. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. - 335 с.
30. Трубецкой С.Н. Эсхатология. //Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз и П.А. Эфрон. СПБ, 1904. - с.127-130.
31. Турчин А. В. Структура глобальной катастрофы. Архивировано
из первоисточника 3 декабря 2012., 2009. (Серия: Александрийская библиотека). 336 с.
32. Новелл-Смит Г. Оксфордская история мирового кино. -
OxfordUniversityPress, 1997.
33. Ханютин Ю.М. Реальность фантастического мира. Москва : «Искусство», 1977. - 304 с. с ил.
34. Элиаде М. Аспекты мифа/ М. Элиаде. - Москва : Академический проект, 2001. - 239 с.
35. Элиаде М. Миф о вечном возвращении/ М. Элиаде. - Москва.: 2000. - 224 с. 31. Фрейденберг О.М. Что такое эсхатология? //Труды по знаковым систе-мам.У1.Тарту,1973. - с. 512-514.
36. Якимова Е.Г. К вопросу об эволюции метафизики эсхатологии [Электронный ресурс]/ Е.Г. Якимова // Научные Ведомости - Серия философия. Социология. Право. - 2011, №8. - (103) Выпуск 16. С. 272-282.
37. Братерская-дронь М.Т. Тема апокалипсиса в киноискусстве //BicHHKMapiynoabCbKoro державного ушверситету. Сер.: Фiлocoфiя, культуролоПя, сощолоПя-2012, №3.
38. Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства / В.И. Жуковский. - СПб.: Алетейя, 2011.
39. Тарасова М.В. Коммуникативные основы художественной культуры / М.В. Тарасова, В.И. Жуковский. Красноярск: СФУ, 2012.
40. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. - М.: Либроком, 2013
41. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.М. Лотман - Таллин: Ээстираамат, 1973
42. Улановский А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии //Методология и история психологии. 2007. Том 2. Вып. 1.
43. Уивер Р. Апокалипсис в австралийской художественной литературе и кино: критическое исследование. - Макфарлэнд, 2011. - Т. 28.
44. Фролов И.Т. (ред.). Философский словарь. М.: Республика, 2001
45. Юдковский Э. Систематические ошибки в рассуждениях,потенциально влияющие на оценку глобальных рисков.
46. Юдковский Э. Искусственный интеллект как позитивный инегативный фактор глобального риска.
47. Ostwalt C. E. Visions of the end: Secular apocalypse in recent Hollywood film //Journal of Religion & Film. - 2016. - T. 2. - №. 1. - C. 4.
48. Hellmann J. Vietnam and the hollywood genre film: Inversions of American mythology in the deer hunter and apocalypse now //American Quarterly. - 1982. - T. 34. - №. 4. - C. 418-439.
49. Wojcik D. The end of the world as we know it: Faith, fatalism, and apocalypse in America. - NYU Press, 1997.
50. Swyngedouw E. Apocalypse forever? //Theory, Culture & Society. - 2010. - T. 27. - №. 2-3. - C. 213-232.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ