Апокалиптические сценарии в мировом художественном кинематографе начала XXI века (на примере творчества режиссёров Дэнни Бойла, Роланда Эммериха, Маноджа Нелльятту Шьямалана)
|
Введение 5
1. Апокалипсис как феномен религии и мирового художественного
кинематографа 8
1.1 Теоретический анализ темы "Апокалипсиса" как феномена религии .. 8
1.2 Историографический обзор темы апокалипсиса в области мирового
кинематографа 10
1.3. Обзор кинотемы Апокалипсиса в российских научных источниках
нач. XXI вв 14
2. Содержание темы апокалипсиса в мировом художественном кинематографе
нач. XXI века (на примере кинопроизведений) 18
2.1 Методологический путь исследования темы Апокалипсиса в
произведениях киноискусства 18
2.2 Философско-культурологический анализ киносюжетов темы
Апокалипсиса 21
2.2.1 Анализ апокалиптического сценария художественного фильма
«Пекло» Денни Бойла 21
2.2.2 Анализ апокалиптического сценария художественного фильма
«2012» Роланда Эммериха 26
2.2.3. Анализ апокалиптического сценария художественного фильма
«Явление» Маноджа Нелльятту Шьямалана 30
Заключение 40
Список использованных источников 44
Приложение А 49
Приложение Б 51
Приложение В 52
1. Апокалипсис как феномен религии и мирового художественного
кинематографа 8
1.1 Теоретический анализ темы "Апокалипсиса" как феномена религии .. 8
1.2 Историографический обзор темы апокалипсиса в области мирового
кинематографа 10
1.3. Обзор кинотемы Апокалипсиса в российских научных источниках
нач. XXI вв 14
2. Содержание темы апокалипсиса в мировом художественном кинематографе
нач. XXI века (на примере кинопроизведений) 18
2.1 Методологический путь исследования темы Апокалипсиса в
произведениях киноискусства 18
2.2 Философско-культурологический анализ киносюжетов темы
Апокалипсиса 21
2.2.1 Анализ апокалиптического сценария художественного фильма
«Пекло» Денни Бойла 21
2.2.2 Анализ апокалиптического сценария художественного фильма
«2012» Роланда Эммериха 26
2.2.3. Анализ апокалиптического сценария художественного фильма
«Явление» Маноджа Нелльятту Шьямалана 30
Заключение 40
Список использованных источников 44
Приложение А 49
Приложение Б 51
Приложение В 52
Актуальность темы исследования заключается в ее востребованности в мире искусства и науки. В кинематографе впервые тема апокалипсиса была освещена в датском фантастическом фильме под названием «Конец света», выпущенном в прокат в 1916 году. С этого времени, апокалиптические сценарии изменялись, в контексте события строились новые сюжетные линии. В современности данная тема не перестает быть насущной. В качестве одного из ярких представителей последних лент можно указать фантастический боевик «Люди Икс: Апокалипсис» 2016 года.
Степень изученности:
Теме апокалипсиса посвящено множество философских и религиоведческих научных статей, диссертаций и монографий. Теме исследования эсхатологии посвятили множество трудов такие исследователи, как С.С. Аверинцев, А.К. Дживилегов, Н.И. Коробка, С.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, К. Манхейма, П. де Лобье.
Философско-социологический и социально-психологический подходы М. Элиаде, Э. Дюркгейма и К. Манхейма оказали значительное влияние на всё исследование в целом.
Изучению апокалиптики в массовой культуре посвящены блок статей зарубежных и отечественных авторов, но существующие публикации, в большинстве своем охватывают современный период и носят в первую очередь обзорный и справочный характер. Например, статьи К. Ньюмана, О. Замолодской , Ф. Марвина, Бендла, А.И. Пигалева, Е.Г. Якимова, О.Н. Гусева, И.А. Порядина, Г. Уэллса .
В ряде работ такие исследователи, как М.Н. Могилевич, А. Б. Санданова, В.Н. Нечипуренко, О.В. Кузнецова, DanielWojcik, Ostwalt CE , М Баркун, Уивер Р., J. Hellmann, Г. Новелл-Смит, E. Swyngedouw, Н. Востром, А. В. Турчин, Э. Юдковский и др. рассматривают связь массовой культуры и апокалиптических сюжетов.
Проблема исследования
На сегодняшний день существует множество исследований, посвящённых теме «апокалипсиса» в культуре и различных религиозных конфессиях. Практически отсутствуют работы, дающие обширный анализ этой темы, рассмотренный в контексте и связи с массовой культурой, в частности, с кинематографом.
Объект исследования - апокалиптические сценарии в мировом художественном кинематографе нач. XXI века
Предмет исследования - апокалиптические сценарии на примере режиссёров Дэнни Бойла, Роланда Эммериха и М. НайтаШьямлана и их кинофильмов «Пекло»(2007 год), «2012»(2009 год) и «Явление»(2008 год) соответственно.
Цель исследования - изучить апокалиптические сценарии в мировом художественном кинематографе нач. XXI века и провести анализ на примере работ «Пекло»(2007 год) Дэнни Бойла, «2012»(2009 год) Роланда Эммериха, «Явление» (2008 год) М. Найта Шьямалана.
Задачи исследования:
1) Провести историографический обзор темы апокалипсиса в области мирового кинематографа;
2) Провести обзор кинотемы Апокалипсиса в зарубежных и российских научных источниках нач. XXI вв.;
3) Определить методологический путь исследования темы Апокалипсиса в произведениях киноискусства ;
4) Проанализировать апокалиптические сценарии художественных фильмов «Пекло» Денни Бойла, «2012» Роланда Эммериха, «Явление» Маноджа Нелльятту Шьямалана;
5) Провести философско-культурологический анализ киносюжетов темы Апокалипсиса
Теоретическая значимость работы представляет интерес для студентов культурологических и киноведческих факультетов, а так же для исследователей кинематографа XXI века.
Структура работы состоит из введения, двух глав, восьми параграфов подчиненных цели и задачам, заключения и 50 использованных источников.
Степень изученности:
Теме апокалипсиса посвящено множество философских и религиоведческих научных статей, диссертаций и монографий. Теме исследования эсхатологии посвятили множество трудов такие исследователи, как С.С. Аверинцев, А.К. Дживилегов, Н.И. Коробка, С.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, К. Манхейма, П. де Лобье.
Философско-социологический и социально-психологический подходы М. Элиаде, Э. Дюркгейма и К. Манхейма оказали значительное влияние на всё исследование в целом.
Изучению апокалиптики в массовой культуре посвящены блок статей зарубежных и отечественных авторов, но существующие публикации, в большинстве своем охватывают современный период и носят в первую очередь обзорный и справочный характер. Например, статьи К. Ньюмана, О. Замолодской , Ф. Марвина, Бендла, А.И. Пигалева, Е.Г. Якимова, О.Н. Гусева, И.А. Порядина, Г. Уэллса .
В ряде работ такие исследователи, как М.Н. Могилевич, А. Б. Санданова, В.Н. Нечипуренко, О.В. Кузнецова, DanielWojcik, Ostwalt CE , М Баркун, Уивер Р., J. Hellmann, Г. Новелл-Смит, E. Swyngedouw, Н. Востром, А. В. Турчин, Э. Юдковский и др. рассматривают связь массовой культуры и апокалиптических сюжетов.
Проблема исследования
На сегодняшний день существует множество исследований, посвящённых теме «апокалипсиса» в культуре и различных религиозных конфессиях. Практически отсутствуют работы, дающие обширный анализ этой темы, рассмотренный в контексте и связи с массовой культурой, в частности, с кинематографом.
Объект исследования - апокалиптические сценарии в мировом художественном кинематографе нач. XXI века
Предмет исследования - апокалиптические сценарии на примере режиссёров Дэнни Бойла, Роланда Эммериха и М. НайтаШьямлана и их кинофильмов «Пекло»(2007 год), «2012»(2009 год) и «Явление»(2008 год) соответственно.
Цель исследования - изучить апокалиптические сценарии в мировом художественном кинематографе нач. XXI века и провести анализ на примере работ «Пекло»(2007 год) Дэнни Бойла, «2012»(2009 год) Роланда Эммериха, «Явление» (2008 год) М. Найта Шьямалана.
Задачи исследования:
1) Провести историографический обзор темы апокалипсиса в области мирового кинематографа;
2) Провести обзор кинотемы Апокалипсиса в зарубежных и российских научных источниках нач. XXI вв.;
3) Определить методологический путь исследования темы Апокалипсиса в произведениях киноискусства ;
4) Проанализировать апокалиптические сценарии художественных фильмов «Пекло» Денни Бойла, «2012» Роланда Эммериха, «Явление» Маноджа Нелльятту Шьямалана;
5) Провести философско-культурологический анализ киносюжетов темы Апокалипсиса
Теоретическая значимость работы представляет интерес для студентов культурологических и киноведческих факультетов, а так же для исследователей кинематографа XXI века.
Структура работы состоит из введения, двух глав, восьми параграфов подчиненных цели и задачам, заключения и 50 использованных источников.
Целью исследования явился анализ апокалиптических сценариев в мировом художественном кинематографе нач. XXI века.
Для достижения цели выполнены пять задач, к каждой из которой получены следующие выводы:
Первой задачей стал историографический обзор темы апокалипсиса в области мирового кинематографа.
Выявлено что историография кинематографа демонстрирует устойчивый интерес к теме Апокалипсиса со второй половины XX столетия, ярко проявившийся в период холодной войны. В началу XXI века жанр Апокалипсиса включается в себя множество поджанров, каждый из которых имеет какую-то одну сюжетную линию (вирусы, катастрофы, роботы, инопланетяне и т.д.). Пик появления кинолент об Апокалипсисе приходится на 2010-е гг., возможно связанный с переживанием глобальных трансформаций всем человечеством, когда начинают решаться общие для стран и континентов проблемы: вопросы о климате, трансформации экономики, политики, социальных и гуманитарных наук. В связи с этим, исследовательский интерес должен быть перемещен в область экспертного (научного) мнения с целью понять основные точки зрения об Апокалипсисе на современном этапе.
Вторая задача посвящена обзору кинотемы Апокалипсиса в зарубежных и российских научных источниках нач. XXI вв..
Таким образом, проводя обзор кинотемы апокалипсиса в российских источниках начала XXI века, можно сделать вывод, что тема апокалиптических сценариев в мировом художественном кинематографе является актуальной и затрагивает исследователей разных областей: художественно-культурной, феноменологической, философской,
исторической, литературной, социологической, политологической,психологической, киноведческой. Ученые указывают на специфику Апокалипсиса в том, что эта тема востребована самим человечеством на глубинном уровне переживания состояния страха. При этом, Апокалипсис как один из немногих жанров «работает» с массовым сознанием, тем самым охватывая огромное количество людей. Можно говорить о том, что в кинематографе зрителям дается возможностью испытать свои душевные и духовные силы, попробовать «принять решение в лице человечества», стоять на границе этого переживания. Понятие Апокалипсиса близко с понятием «инициация» - осознание тайны и переход к новому качеству, своеобразное посвящение посредством визуального искусства современного кинематографа.
В третьей задаче ставилось определение методологического пути исследования темы Апокалипсиса в произведениях киноискусства.
Проанализировав различные методы можно выделить следующие подходящие для анализа произведений кинематографа: структурно-семиотический метод, феноменологический метод, герменевтический метод, метод философско-искусствоведческого анализа. В качестве основных методов для практической части работы используются анализ и синтез, позволяющий проанализировать знаки киноленты и синтезировать в обобщающие понятия.
Четвертая задача посвящена анализу апокалиптических сценариев трёх художественных фильмов:
1) В сценарии фильма «Пекло» Денни Бойла.
Раскрыты актуальные социальные и моральные проблемы для современного общества: рост агрессии и насилия в современном социуме, наблюдается процесс разрушения классических нравственных императивов: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям».
2) В художественном фильме «2012» Роланда Эммериха.
Поднимаются актуальные темы для современного общества: коррупция, эгоизм, нравственное падение общества, упадок морали.
3) В апокалиптическом сценарии художественного фильма «Явление» Маноджа Нелльятту Шьямалана.
Впервые звучит новая для темы Апокалипсиса экологической проблемы как следствия влияния научно-технического прогресса на природу.
Пятая обобщающая задача посвящена философско- культурологическому анализу киносюжетов темы Апокалипсиса.
Анализируя апокалиптический кинематограф, выявлена, возможная классификация по мировоззренческому принципу на четыре блока: научный, псевдонаучный, религиозный и философский. Из них американское массовое кино обращается именно к научному и псевдонаучному типу. Ленты имеют единую структуру, но контент, заложенный в них, позволяет им оставаться исключительными.
На материальном уровне восприятия апокалиптическое кино дает зрителю зрелищность и чувство переживания; на более высоком уровне, зритель испытывает чувство единения с миром и человечеством в целом;
Проанализировав фильмы-репрезентанты, представляющие массовый кинематограф, были выявлено, что киноленты на тему «Апокалипсиса» стараются поднимать актуальные нравственно-моральные темы, проблемы современного общества, экологии, природы, глобальных катастроф и мира в целом. А так же различные сценарии гибели человечества: Жёсткие формы известных или сохранившихся в истории катастроф (войны, всемирная пандемия, голод, связанный с перенаселенностью Земли), Коллапсы окружающей среды и планетарные изменения, долгосрочные угрозы среде обитания, катастрофы, связанные с развитием науки, Сценарии катастрофы внеземного происхождения, религиозно-философские сценарии.
Подводя итог исследованию, касающемуся темы Апокалиптических сценариев в мировом художественном кинематографе начала XXI века, следует сказать, что данные произведения искусства находят отклик и заставляют рефлексировать человека над темами, актуальными для современного общества.
Результаты данного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении феномена «Апокалипсиса» в мировом кинематографе, а также, стать отправной точкой в исследованиях философской, искусствоведческой и культурологической направленности.
Для достижения цели выполнены пять задач, к каждой из которой получены следующие выводы:
Первой задачей стал историографический обзор темы апокалипсиса в области мирового кинематографа.
Выявлено что историография кинематографа демонстрирует устойчивый интерес к теме Апокалипсиса со второй половины XX столетия, ярко проявившийся в период холодной войны. В началу XXI века жанр Апокалипсиса включается в себя множество поджанров, каждый из которых имеет какую-то одну сюжетную линию (вирусы, катастрофы, роботы, инопланетяне и т.д.). Пик появления кинолент об Апокалипсисе приходится на 2010-е гг., возможно связанный с переживанием глобальных трансформаций всем человечеством, когда начинают решаться общие для стран и континентов проблемы: вопросы о климате, трансформации экономики, политики, социальных и гуманитарных наук. В связи с этим, исследовательский интерес должен быть перемещен в область экспертного (научного) мнения с целью понять основные точки зрения об Апокалипсисе на современном этапе.
Вторая задача посвящена обзору кинотемы Апокалипсиса в зарубежных и российских научных источниках нач. XXI вв..
Таким образом, проводя обзор кинотемы апокалипсиса в российских источниках начала XXI века, можно сделать вывод, что тема апокалиптических сценариев в мировом художественном кинематографе является актуальной и затрагивает исследователей разных областей: художественно-культурной, феноменологической, философской,
исторической, литературной, социологической, политологической,психологической, киноведческой. Ученые указывают на специфику Апокалипсиса в том, что эта тема востребована самим человечеством на глубинном уровне переживания состояния страха. При этом, Апокалипсис как один из немногих жанров «работает» с массовым сознанием, тем самым охватывая огромное количество людей. Можно говорить о том, что в кинематографе зрителям дается возможностью испытать свои душевные и духовные силы, попробовать «принять решение в лице человечества», стоять на границе этого переживания. Понятие Апокалипсиса близко с понятием «инициация» - осознание тайны и переход к новому качеству, своеобразное посвящение посредством визуального искусства современного кинематографа.
В третьей задаче ставилось определение методологического пути исследования темы Апокалипсиса в произведениях киноискусства.
Проанализировав различные методы можно выделить следующие подходящие для анализа произведений кинематографа: структурно-семиотический метод, феноменологический метод, герменевтический метод, метод философско-искусствоведческого анализа. В качестве основных методов для практической части работы используются анализ и синтез, позволяющий проанализировать знаки киноленты и синтезировать в обобщающие понятия.
Четвертая задача посвящена анализу апокалиптических сценариев трёх художественных фильмов:
1) В сценарии фильма «Пекло» Денни Бойла.
Раскрыты актуальные социальные и моральные проблемы для современного общества: рост агрессии и насилия в современном социуме, наблюдается процесс разрушения классических нравственных императивов: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям».
2) В художественном фильме «2012» Роланда Эммериха.
Поднимаются актуальные темы для современного общества: коррупция, эгоизм, нравственное падение общества, упадок морали.
3) В апокалиптическом сценарии художественного фильма «Явление» Маноджа Нелльятту Шьямалана.
Впервые звучит новая для темы Апокалипсиса экологической проблемы как следствия влияния научно-технического прогресса на природу.
Пятая обобщающая задача посвящена философско- культурологическому анализу киносюжетов темы Апокалипсиса.
Анализируя апокалиптический кинематограф, выявлена, возможная классификация по мировоззренческому принципу на четыре блока: научный, псевдонаучный, религиозный и философский. Из них американское массовое кино обращается именно к научному и псевдонаучному типу. Ленты имеют единую структуру, но контент, заложенный в них, позволяет им оставаться исключительными.
На материальном уровне восприятия апокалиптическое кино дает зрителю зрелищность и чувство переживания; на более высоком уровне, зритель испытывает чувство единения с миром и человечеством в целом;
Проанализировав фильмы-репрезентанты, представляющие массовый кинематограф, были выявлено, что киноленты на тему «Апокалипсиса» стараются поднимать актуальные нравственно-моральные темы, проблемы современного общества, экологии, природы, глобальных катастроф и мира в целом. А так же различные сценарии гибели человечества: Жёсткие формы известных или сохранившихся в истории катастроф (войны, всемирная пандемия, голод, связанный с перенаселенностью Земли), Коллапсы окружающей среды и планетарные изменения, долгосрочные угрозы среде обитания, катастрофы, связанные с развитием науки, Сценарии катастрофы внеземного происхождения, религиозно-философские сценарии.
Подводя итог исследованию, касающемуся темы Апокалиптических сценариев в мировом художественном кинематографе начала XXI века, следует сказать, что данные произведения искусства находят отклик и заставляют рефлексировать человека над темами, актуальными для современного общества.
Результаты данного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении феномена «Апокалипсиса» в мировом кинематографе, а также, стать отправной точкой в исследованиях философской, искусствоведческой и культурологической направленности.



