Введение 5
1 Теоретические основания исследования особенностей мотивирования младших
школьников во внеурочной деятельности 8
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста 8
1.2 Сущность понятия мотива и мотивации учебной деятельности 16
1.3 Особенности мотивации учебной деятельности и ее развитие в младшем
школьном возрасте 26
Выводы по 1 главе 30
2 Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр во
внеурочной деятельности 31
2.1 Сущность дидактической игры и ее место в обучении школьников 31
2.2 Роль дидактических игр в развитии учебной мотивации 37
Выводы по 2 главе 40
3 Опытно-экспериментальное исследование развития учебной мотивации у детей
младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 41
3.1 Организация и методы исследования 41
3.2 Анализ и интерпретация опытно-экспериментальной работы 58
3.3 Методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр
во внеурочной деятельности, направленных на развитие учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 65
Выводы по 3 главе 71
Заключение 72
Список использованных источников 74
Актуальность исследования: в настоящее время по-прежнему остро стоит задача повышения эффективности обучения школьников. Трудности, возникающие у ученика в процессе обучения, могут быть вызваны несформированностью внутренней позиции школьника. Известно, что учебная деятельность протекает успешно, если она побуждается как мотивами, вызываемыми позицией школьника, так и мотивами, идущими от самой учебной и внеурочной деятельности.
Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, ученых на протяжении многих лет. Но для современной школы эта проблема по-прежнему актуальна. С каждым годом все более остро встает вопрос о низком уровне сформированное™ мотивации детей к учебной деятельности, отсутствии желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. В отечественной и зарубежной психологии проблеме мотивации отводиться большое место. При этом рассматриваются различные аспекты: мотивация учения, в частности мотивация учебной деятельности (Божович Л.И., Морозова Н.Г, Савина Л.С., Амонашвили Ш.А), развитие потребности?) - мотивационной сферы (Прохоров А.О., Генинг Г.Н.), особенности мотивации в младшем школьном возрасте (Локалова Н.П., Волочков А.А., Вяткин Б.А.). Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме мотивации учения у детей, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса обучения, которое обусловлено во многом чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, возрастными особенностями учащегося и всей системой его отношений с окружающим миром.
Сказанное и определяет актуальность изучения возможностей развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
Многие ученые, такие как К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, в своих работах отмечали, что такое педагогическое средство, как дидактическая игра активизирует мыслительные операции учащихся, возбуждает у них
познавательный интерес к приобретению новых знаний, что, на наш взгляд, способно сформировать устойчивую учебную мотивацию у младших школьников. Умственное развитие детей заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребенка тогда, когда предоставляет возможность открывать, творить, рассуждать, спорить [2:163].
Деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Все вышеизложенное определило выбор темы нашего исследования: «Возможности развития учебной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования: развитие учебной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования: развитие устойчивой учебной мотивации младших школьников в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр во внеурочной деятельности будет способствовать развитию устойчивой учебной мотивации младших школьников, если:
- дидактические игры будут базироваться на знакомых детям играх, при этом каждая игра будет содержать элемент новизны;
- в процессе игры будет создаваться ситуация успеха.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Разработать и провести эксперимент по формированию устойчивой учебной мотивации младших школьников при помощи дидактических игр.
3. Предложить методические рекомендации по развитию учебной мотивации средствами игры у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:
Теоретические методы исследования
Эмпирические методы исследования: «Методика изучения уровня учебной мотивации учащихся» Н.Г. Лускановой; методика Т. А. Нежновой: «Беседа об отношении к школе и учению»; «Методика исследования мотивации учения», предложенная М.Р. Гинзбургом.
В основу исследования положены работы: Ш.А. Амонашвили, А.С.Макаренко, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович; М.Р.Гинзбурга, Е.П. Ильина, В.С. Мухиной, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой и др.
Эмпирическая база исследования: исследования проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Красноярска, с учащимися 1 «А» и 1 «Б» классов в возрасте 7 лет. В каждом классе было по 20 учеников. Сроки проведения исследования: с 0Е02.2015 по 0Е04.2015 года.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов исследования, нацеленного на развитие мотивации в педагогической практике школ в работе с детьми и родителями.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная
квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В своей работе мы рассматриваем младший школьный возраст, поскольку именно в этот период, в связи с изменением социальной ситуации развития ребенка, появляются новые мотивы и происходят перестановка в иерархически организованной мотивационной системе. Мотивы, побуждающие учебную деятельность, должны становиться наиболее значимы, т.к. они оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение младшего школьника к учению. Если ребенок учиться, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.
В результате констатирующего эксперимента установлено: для младшего школьного возраста характерны указания на игровой, отметки и учебные мотивы (указаны по степени значимости).
Одновременно определены уровни устойчивости мотивации учения. У 20 % учащихся 1 «Б» и 10 % учащихся 1 «А» классов выявлен высокий уровень устойчивости учебной мотивации. У 30 % учащихся 1 «Б» и 30 % учащихся 1 «А» классов выявлен средний уровень устойчивости, и у 50 % учащихся 1 «Б» и 60 % учащихся 1 «А» классов уровень устойчивости учебной мотивации находится на низком уровне.
Нами разработана и реализована программа дидактических игр, направленная на повышение уровня устойчивости учебной мотивации у младших школьников. Занятия проводились во внеурочное время на протяжении 2 месяцев по 1 занятию в неделю.
По окончании формирующего эксперимента был проведен второй контрольный срез.
В результате проведенного формирующего эксперимента уровень устойчивости мотивации учения в экспериментальном (1 «А») классе повысился и составил 55%. Достоверность изменения уровня устойчивости подтверждена результатами статистической обработки. Произошли некоторые изменения в иерархии отдельных мотивов: игровой мотив снизился на 10%, снизился мотив отметки на 5%, можно отметить, что произошло повышение учебного мотива на 5%.
Таким образом, нами доказано, что если во внеурочной деятельности использовать дидактические игры, которые базируются на знакомых детям играх, при этом каждая игра содержит элемент новизны и в процессе игры создается ситуация успеха, то это будет способствовать развитию устойчивой учебной мотивации у младших школьников.
1. Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. и др. Игра школьника; Под ред. Новоселовой СЛ. М.: Просвещение, 2О12.-157с.
2. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Москва-Воронеж, 1998. Гл. Ш, 3, стр. 160-169; гл. IV, 1, стр. 183-193,2, стр. 193-205.
3. Аристотель. / Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Под ред. Н.Е.Елфимовой. - М.: Изд-во Московского университета, 1991. - 109 с.
4. Бабаева Е.С. Особенности мотивации учения современных школьников // Материалы межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых «Личность в природе и обществе», 21 апреля 2012 г. - М.: РУДН, 2012. - с. 53-58.
5. Байер И. Воспитание и обучение детей в играх// Начальная школа.2013. - №12.
6. Баранцева О.И. Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности / О.И. Баранцева // Начальная школа .2013. №6. с. 81- 83.
7. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдпггейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.-209 с.
8. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. -М., 1979.
9. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2012.- №6.- с.53-55
10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973. с. 66-97.
11. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 320 с.
12. ВыготскийЛ.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психол. наука и образование. 1996. - №4.
13. Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования, содержание гуманистического образования. М.:Инноватор, 1995. - 103с.
14. Галанжина Е.С. Дидактические игры в начальной школе. М.: Просвещение, 2008, - 342с.
15. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования знаний и умений у школьников. - М. Изд-во МГУ, 1965. с. 68.
16. Гордеева, Т.О. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - № 3. - С. 33-
45.
17. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. // Вопросы психологии. 2013. №4 с. 14-19.
18. Дидактические игры при изучении нового материала //Начальная школа, 2014. - № 3.
19. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М.: Изд-во Московского университета, 1991.-109
20.3анько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнников С.М. Игра и учение (ч. 1,2).-М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2014.
21. Игры для интенсивного обучения. Под ред. Петрусинского В.В. М.: Прометей, 2013.-235с.
22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Изд-во Питер, 2000. - 512 с.
23. Исламов О. А. Дидактические игры как средство формирования познавательной активности учащихся в процессе обучения, М., 2000.
24. Кагггерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения// Под. ред. А.М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
25. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2003.
26. Колосова, М.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / М.В. Колосова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2015. № 2. - с. 69 - 75
27. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. - М.: Педагогика, 1982.
28. Котелевская, В.В. Дошкольная педагогика: развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. - Ростов н/Дону, 2012. - 256 с.
29. Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 102-109.
30. Левин К.Л. Динамическая психология: Избранные труды. - М. Смысл, 2001,- с.572
31. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной
деятельности: Учебное пособие.-Новосибирск:НГПИ, 1987.-89с.
32.. Лесгафт П.Ф. Собрание пед. сочинений: В 5 т. М.: ФиС, 1956. - 3 т. -439с.
33. Ляпина Г.А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса. Алма-Ата: Мектеп, 2009
34. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М.: Педагогика, 1984. -4 т. -400 с.
35. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.
36. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. СПБ., 2003. 352 с.
37. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 1976. -208 с.
38. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984.-144 с.
39. Методические рекомендации: Мотивация как основа учебной деятельности. Норильск, 2012.105 с.
40. Моргун, В.Ф. Педагогическая типология игр на основе многомерной теории личности./ В.Ф. Моргун//Школьные технологии-2013. -№ 4. -С. 78-80.
41. Мухина В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. [Текст]: Хрестоматия. Учебное пособие для пед. вузов./ В.С.Мухина, А.А. Хвостов - М.:Академия,2011.-624 с.
42. Немов Р.С.Психология: Учеб, для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн. 1:Общие основы психологии. — 688 с.
43. Осипова Н.А. Формирование учебной мотивации школьников: психологу - учителю. // Воспитание школьников. 2013. № 8. С. 33-36.
44. Осмоловская, И.М., Петрова,Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов/И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова//Начальная школа. -2O12.-№ 10.-С.13 -17.
45.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 3-х ч. Ч.1/М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.; Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - М.: Просвещение, 2013. -215 с.
46. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М., 2012.
47. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: Российское педагогическое агентство, 2013.
48. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет. Особенности психического развития детей 6-7- летнего возраста. // Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгер. М., 1988.136 с.
49. Рахимжанова М.К., Мукашева А.Д. Игра в педагогическом процессе // 12- летнее образование. - 2008,- №2.
50. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов. - Томск: «Пеленг», 2013.-61с.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие / Сост. А.В. Брушлинский. - СПб.: Питер ком., 1999. - 713 с.
52. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011.- №3.-С.4-22
53. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений : Учебное пособие / К.Д. Ушинский - М. : Просвещение 1982. 500с.
54. Цыганкова Н.И. Свойства личности и мотивы учебной деятельности у младших школьников./ТИзвестия Р Г ПУ им. А.И.Герцена. 2011. №132.
55.Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Проблемы и перспективы развития образования: Пермь: Меркурий, 2012. 92 с.