Возможности развития учебной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности
|
Введение 5
1 Теоретические основания исследования особенностей мотивирования младших
школьников во внеурочной деятельности 8
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста 8
1.2 Сущность понятия мотива и мотивации учебной деятельности 16
1.3 Особенности мотивации учебной деятельности и ее развитие в младшем
школьном возрасте 26
Выводы по 1 главе 30
2 Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр во
внеурочной деятельности 31
2.1 Сущность дидактической игры и ее место в обучении школьников 31
2.2 Роль дидактических игр в развитии учебной мотивации 37
Выводы по 2 главе 40
3 Опытно-экспериментальное исследование развития учебной мотивации у детей
младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 41
3.1 Организация и методы исследования 41
3.2 Анализ и интерпретация опытно-экспериментальной работы 58
3.3 Методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр
во внеурочной деятельности, направленных на развитие учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 65
Выводы по 3 главе 71
Заключение 72
Список использованных источников 74
1 Теоретические основания исследования особенностей мотивирования младших
школьников во внеурочной деятельности 8
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста 8
1.2 Сущность понятия мотива и мотивации учебной деятельности 16
1.3 Особенности мотивации учебной деятельности и ее развитие в младшем
школьном возрасте 26
Выводы по 1 главе 30
2 Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр во
внеурочной деятельности 31
2.1 Сущность дидактической игры и ее место в обучении школьников 31
2.2 Роль дидактических игр в развитии учебной мотивации 37
Выводы по 2 главе 40
3 Опытно-экспериментальное исследование развития учебной мотивации у детей
младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 41
3.1 Организация и методы исследования 41
3.2 Анализ и интерпретация опытно-экспериментальной работы 58
3.3 Методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр
во внеурочной деятельности, направленных на развитие учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 65
Выводы по 3 главе 71
Заключение 72
Список использованных источников 74
Актуальность исследования: в настоящее время по-прежнему остро стоит задача повышения эффективности обучения школьников. Трудности, возникающие у ученика в процессе обучения, могут быть вызваны несформированностью внутренней позиции школьника. Известно, что учебная деятельность протекает успешно, если она побуждается как мотивами, вызываемыми позицией школьника, так и мотивами, идущими от самой учебной и внеурочной деятельности.
Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, ученых на протяжении многих лет. Но для современной школы эта проблема по-прежнему актуальна. С каждым годом все более остро встает вопрос о низком уровне сформированное™ мотивации детей к учебной деятельности, отсутствии желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. В отечественной и зарубежной психологии проблеме мотивации отводиться большое место. При этом рассматриваются различные аспекты: мотивация учения, в частности мотивация учебной деятельности (Божович Л.И., Морозова Н.Г, Савина Л.С., Амонашвили Ш.А), развитие потребности?) - мотивационной сферы (Прохоров А.О., Генинг Г.Н.), особенности мотивации в младшем школьном возрасте (Локалова Н.П., Волочков А.А., Вяткин Б.А.). Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме мотивации учения у детей, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса обучения, которое обусловлено во многом чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, возрастными особенностями учащегося и всей системой его отношений с окружающим миром.
Сказанное и определяет актуальность изучения возможностей развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
Многие ученые, такие как К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, в своих работах отмечали, что такое педагогическое средство, как дидактическая игра активизирует мыслительные операции учащихся, возбуждает у них
познавательный интерес к приобретению новых знаний, что, на наш взгляд, способно сформировать устойчивую учебную мотивацию у младших школьников. Умственное развитие детей заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребенка тогда, когда предоставляет возможность открывать, творить, рассуждать, спорить [2:163].
Деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Все вышеизложенное определило выбор темы нашего исследования: «Возможности развития учебной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования: развитие учебной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования: развитие устойчивой учебной мотивации младших школьников в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр во внеурочной деятельности будет способствовать развитию устойчивой учебной мотивации младших школьников, если:
- дидактические игры будут базироваться на знакомых детям играх, при этом каждая игра будет содержать элемент новизны;
- в процессе игры будет создаваться ситуация успеха.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Разработать и провести эксперимент по формированию устойчивой учебной мотивации младших школьников при помощи дидактических игр.
3. Предложить методические рекомендации по развитию учебной мотивации средствами игры у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:
Теоретические методы исследования
Эмпирические методы исследования: «Методика изучения уровня учебной мотивации учащихся» Н.Г. Лускановой; методика Т. А. Нежновой: «Беседа об отношении к школе и учению»; «Методика исследования мотивации учения», предложенная М.Р. Гинзбургом.
В основу исследования положены работы: Ш.А. Амонашвили, А.С.Макаренко, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович; М.Р.Гинзбурга, Е.П. Ильина, В.С. Мухиной, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой и др.
Эмпирическая база исследования: исследования проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Красноярска, с учащимися 1 «А» и 1 «Б» классов в возрасте 7 лет. В каждом классе было по 20 учеников. Сроки проведения исследования: с 0Е02.2015 по 0Е04.2015 года.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов исследования, нацеленного на развитие мотивации в педагогической практике школ в работе с детьми и родителями.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная
квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, ученых на протяжении многих лет. Но для современной школы эта проблема по-прежнему актуальна. С каждым годом все более остро встает вопрос о низком уровне сформированное™ мотивации детей к учебной деятельности, отсутствии желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. В отечественной и зарубежной психологии проблеме мотивации отводиться большое место. При этом рассматриваются различные аспекты: мотивация учения, в частности мотивация учебной деятельности (Божович Л.И., Морозова Н.Г, Савина Л.С., Амонашвили Ш.А), развитие потребности?) - мотивационной сферы (Прохоров А.О., Генинг Г.Н.), особенности мотивации в младшем школьном возрасте (Локалова Н.П., Волочков А.А., Вяткин Б.А.). Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме мотивации учения у детей, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса обучения, которое обусловлено во многом чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, возрастными особенностями учащегося и всей системой его отношений с окружающим миром.
Сказанное и определяет актуальность изучения возможностей развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
Многие ученые, такие как К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, в своих работах отмечали, что такое педагогическое средство, как дидактическая игра активизирует мыслительные операции учащихся, возбуждает у них
познавательный интерес к приобретению новых знаний, что, на наш взгляд, способно сформировать устойчивую учебную мотивацию у младших школьников. Умственное развитие детей заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребенка тогда, когда предоставляет возможность открывать, творить, рассуждать, спорить [2:163].
Деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Все вышеизложенное определило выбор темы нашего исследования: «Возможности развития учебной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования: развитие учебной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования: развитие устойчивой учебной мотивации младших школьников в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр во внеурочной деятельности будет способствовать развитию устойчивой учебной мотивации младших школьников, если:
- дидактические игры будут базироваться на знакомых детям играх, при этом каждая игра будет содержать элемент новизны;
- в процессе игры будет создаваться ситуация успеха.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Разработать и провести эксперимент по формированию устойчивой учебной мотивации младших школьников при помощи дидактических игр.
3. Предложить методические рекомендации по развитию учебной мотивации средствами игры у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:
Теоретические методы исследования
Эмпирические методы исследования: «Методика изучения уровня учебной мотивации учащихся» Н.Г. Лускановой; методика Т. А. Нежновой: «Беседа об отношении к школе и учению»; «Методика исследования мотивации учения», предложенная М.Р. Гинзбургом.
В основу исследования положены работы: Ш.А. Амонашвили, А.С.Макаренко, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович; М.Р.Гинзбурга, Е.П. Ильина, В.С. Мухиной, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой и др.
Эмпирическая база исследования: исследования проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Красноярска, с учащимися 1 «А» и 1 «Б» классов в возрасте 7 лет. В каждом классе было по 20 учеников. Сроки проведения исследования: с 0Е02.2015 по 0Е04.2015 года.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов исследования, нацеленного на развитие мотивации в педагогической практике школ в работе с детьми и родителями.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная
квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В своей работе мы рассматриваем младший школьный возраст, поскольку именно в этот период, в связи с изменением социальной ситуации развития ребенка, появляются новые мотивы и происходят перестановка в иерархически организованной мотивационной системе. Мотивы, побуждающие учебную деятельность, должны становиться наиболее значимы, т.к. они оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение младшего школьника к учению. Если ребенок учиться, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.
В результате констатирующего эксперимента установлено: для младшего школьного возраста характерны указания на игровой, отметки и учебные мотивы (указаны по степени значимости).
Одновременно определены уровни устойчивости мотивации учения. У 20 % учащихся 1 «Б» и 10 % учащихся 1 «А» классов выявлен высокий уровень устойчивости учебной мотивации. У 30 % учащихся 1 «Б» и 30 % учащихся 1 «А» классов выявлен средний уровень устойчивости, и у 50 % учащихся 1 «Б» и 60 % учащихся 1 «А» классов уровень устойчивости учебной мотивации находится на низком уровне.
Нами разработана и реализована программа дидактических игр, направленная на повышение уровня устойчивости учебной мотивации у младших школьников. Занятия проводились во внеурочное время на протяжении 2 месяцев по 1 занятию в неделю.
По окончании формирующего эксперимента был проведен второй контрольный срез.
В результате проведенного формирующего эксперимента уровень устойчивости мотивации учения в экспериментальном (1 «А») классе повысился и составил 55%. Достоверность изменения уровня устойчивости подтверждена результатами статистической обработки. Произошли некоторые изменения в иерархии отдельных мотивов: игровой мотив снизился на 10%, снизился мотив отметки на 5%, можно отметить, что произошло повышение учебного мотива на 5%.
Таким образом, нами доказано, что если во внеурочной деятельности использовать дидактические игры, которые базируются на знакомых детям играх, при этом каждая игра содержит элемент новизны и в процессе игры создается ситуация успеха, то это будет способствовать развитию устойчивой учебной мотивации у младших школьников.
В результате констатирующего эксперимента установлено: для младшего школьного возраста характерны указания на игровой, отметки и учебные мотивы (указаны по степени значимости).
Одновременно определены уровни устойчивости мотивации учения. У 20 % учащихся 1 «Б» и 10 % учащихся 1 «А» классов выявлен высокий уровень устойчивости учебной мотивации. У 30 % учащихся 1 «Б» и 30 % учащихся 1 «А» классов выявлен средний уровень устойчивости, и у 50 % учащихся 1 «Б» и 60 % учащихся 1 «А» классов уровень устойчивости учебной мотивации находится на низком уровне.
Нами разработана и реализована программа дидактических игр, направленная на повышение уровня устойчивости учебной мотивации у младших школьников. Занятия проводились во внеурочное время на протяжении 2 месяцев по 1 занятию в неделю.
По окончании формирующего эксперимента был проведен второй контрольный срез.
В результате проведенного формирующего эксперимента уровень устойчивости мотивации учения в экспериментальном (1 «А») классе повысился и составил 55%. Достоверность изменения уровня устойчивости подтверждена результатами статистической обработки. Произошли некоторые изменения в иерархии отдельных мотивов: игровой мотив снизился на 10%, снизился мотив отметки на 5%, можно отметить, что произошло повышение учебного мотива на 5%.
Таким образом, нами доказано, что если во внеурочной деятельности использовать дидактические игры, которые базируются на знакомых детям играх, при этом каждая игра содержит элемент новизны и в процессе игры создается ситуация успеха, то это будет способствовать развитию устойчивой учебной мотивации у младших школьников.



