Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального интеллекта в
психологической науке 8
1.1 Понятие и составляющие эмоционального интеллекта 8
1.2 Развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте. 16
1.3 Психогимнастика как средство развития эмоционального интеллекта
младших школьников 21
2 Экспериментальное исследование и развитие эмоционального интеллекта
у детей младшего школьного возраста посредством психогимнастики 26
2.1 Организация и методы экспериментального исследования. Анализ
результатов первичной диагностики 26
2.2 Программа развития эмоционального интеллекта у детей младшего
школьного возраста с использованием психогимнастики 33
2.3 Анализ результатов повторной диагностики 43
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А. Программа тренинга, направленная на развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста посредством психогимнастики 5
С самого раннего периода жизни у детей появляется масса эмоций. Они показывают различные чувства, такие как, гнев, страх, радость, гордость, стыд и т.д. Вся эта система чувств образует эмоциональную сферу человеческой жизни. Эмоции дают детям информацию об их состоянии и состоянии другого человека. Положительные эмоции дают детям ощущение безопасности и надежности. Отрицательные же эмоции наоборот, сигнализируют об опасности и неудовольствии.
Для того чтобы ребенок смог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно научится уметь контролировать свои чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать и признавать чувства других людей, т.е. обладать развитым эмоциональным интеллектом.
В связи с актуальностью проблемы, цель нашего исследования - теоретико-экспериментальное изучение и развитие посредством психогимнастики эмоционального интеллекта у младших школьников.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект детей младшего школьного возраста и возможности его развития посредством психогимнастики.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что реализация программы по развитию эмоционального интеллекта посредством психогимнастики способствует развитию эмоционального интеллекта у младших школьников.
Для достижения нами поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования; рассмотреть понятие и составляющие эмоционального интеллекта; охарактеризовать развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте; охарактеризовать психогимнастику как средство развития эмоционального интеллекта младших школьников.
2. Провести экспериментальное исследование эмоционального интеллекта у младших школьников; осуществить количественный и качественный анализ диагностических данных.
3. Составить и реализовать «Программу развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики».
4. Провести повторное диагностическое обследование младших школьников, участвовавших в экспериментальной работе; проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование (методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, методика «Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовой).
3. Формирующий эксперимент.
4. Методы качественной и количественной обработки результатов.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются исследования ученых в области эмоционального интеллекта (Гоулман Д., Люсин Д.В., Майер Дж., Сэловей П. и др.).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Лесосибирска в п. Стрелка Красноярского края. Выборка исследования представлена младшими школьниками в возрасте 7-8 лет в количестве 25 человек.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь - декабрь 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (январь - февраль 2017 г.) - подбор диагностического инструментария для исследования эмоционального интеллекта у младших школьников; проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (март - июнь 2017 г.) - разработка и реализация «Программы развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики»; повторное диагностическое обследование участников формирующего эксперимента; анализ результатов повторной диагностики; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме эмоционального интеллекта младшего школьного возраста. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам и родителям. А так же, представленный нами материал, могут использовать студенты при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Составлена и апробирована «Программа развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики».
Основные положения и результаты исследования представлены на IX Международной научно-практической конференции «Совершенствование методологии познания в целях развития науки» (г. Пермь, 25 марта 2017 г.) и опубликованы в сборнике материалов конференции.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименования) и приложений. В работе содержится 3 таблицы и 3 рисунка. Объем работы составляет 52 страницы.
Эмоциональный интеллект рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями.
В структуре эмоционального интеллекта выделяют четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями.
Факторами, оказывающими влияние на формирование эмоционального интеллекта, являются жизненные обстоятельства, которые вызывают различные чувства и эмоциональные состояния.
Для развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте можно использовать такой метод как психогимнастика. Это курс специальных занятий, обращенных на развитие и коррекцию многообразных сторон психики ребенка как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Основной целью психогимнастики является преодоление барьеров в общении, формирование наилучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, тревожности, организация возможностей для самовыражения.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста, обучающихся в МБОУ «СОШ № 8 г. Лесосибирска».
В ходе констатирующего эксперимента, мы выявили, что 64 % детей имеют низкий уровень развития эмоциональной интеллекта, для 24 % испытуемых характерен средний уровень, и только 12 % детей характеризуются высоким уровнем развития эмоционального интеллекта.
Исходя из полученных данных первичной диагностики, нами была составлена и апробирована «Программа развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики». С детьми было проведено 9 развивающих занятий. После осуществления развивающей работы мы провели повторное диагностическое обследование младших школьников.
Проанализировав результаты повторной диагностики, мы выявили положительную динамику в развитии эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Так, у 48 % детей диагностирован высокий уровень эмоционального интеллекта, для остальных 52 % ребят характерен средний уровень эмоционального интеллекта. Испытуемых с низким уровнем эмоционального интеллекта не выявлено. Дети научились хорошо распознавать эмоции, сознательно влиять на свои эмоции, контролировать их; стали распознавать и признавать чувства других, научились сочувствовать им.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены в полном объеме, гипотеза получила подтверждение. Занятия психогимнастикой способствую развитию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
1. Алешина, А. В. Эмоциональный интеллект для достижения успеха / А. В. Алешина, С.Т. Шабанов. - Санкт-Петербург : Речь, 2012. - 336 с.
2. Алешина, А. В. Эмоциональный интеллект. Российская практика / А. В. Алешина, С.Т. Шабанов. - Москва : «Манн, Иванов и Фербер». - 2014. - 429 с.
3. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. - Москва : Академия, 2013. - 208 с.
4. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. - Москва : Сфера, 2014. - 88 с.
5. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта /И. Н. Андреева. - Санкт-Петербург : Речь, 2013. - 288 с.
6. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н.Андреева // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. - С. 57-65.
7. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2014. - 388 с.
8. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей школьника: методическое пособие / А. Г. Арушанова. - Москва: Сфера,2013.- 80 с.
9. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 1056 с.
10. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - Москва : «АСТ МОСКВА», 2013. - 478 с.
11. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. - Москва: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - 560 c.
12. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность. - Москва : Сфера, 2010. - 272 с.
13. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - Москва : Айрис-пресс, 2014. - 160 с.
14. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 464 с.
15. Изотова, Е. И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения / Е. И. Изотова // Психолог в детском саду. - 2007. - № 1. - С. 57-74.
16. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 752 с.
17. Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 448 с.
18. Кабаченко, Т. С. Психология управления / Т. С. Кабаченко. - Москва : Педагогическое общество Росии, 2012. - 384 с.
19. Карвасарский, Б. Д. Психотерапия / Б. Д. карвасарский. - Санкт- Петербург : Питер, 2016. - 672 с.
20. Коробицына, Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Диагностика, тренинг, занятия / Е. В. Коробицина. - Волгоград : Издательство «Учитель», 2012. - 133 с.
21. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. - Ярославль : «Академия развития» , 2016. - 208 с.
22. Куницына, Н. В. Эмоциональный интеллект и межличностное общение / Н. В. Куницына, Н. В. Казаринова, В. Н. Поголына. - Санкт- Петербург: Речь, 2013. - 544 с.
23. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Люсин Д. В. // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2014. - 329 с.
24. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - Санкт-Петербург : Речь, 2012. - 176 с.
25. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феменология развития / В. С. Мухина. - Москва: Академия, 2008. - 608 с.
26. Нгуен, М. А. Развитие эмоционального интеллекта / М. А. Нгуен // Начальная школа. - 2013. - № 5. - С. 80-87.
27. Нгуен, М. А. Эмоциональный интеллект или новый взгляд на проблему толерантности / М. А. Нгуен // Психология образования сегодня: теория и практика / под ред. С. И. Коптевой, А. П. Лобанова, Н. В. Дроздовой. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 273 с.
28. Никитина, Н. Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Б. Никитина // Гуманитарный вектор. - 2015. - № 1. - С. 134-140.
29. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. - Москва : Юрайт, 2016. - 448 с.
30. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. - Москва : Сфера, 2012. - 510 с.
31. Парыгин, Б. Д. Проблема эмоционального интеллекта в социальной психологии / Б. Д. Парыгин // Динамика социально-психологический явлений в изменяющемся обществе / под ред. А. Л. Журавлева. - Москва : Сфера, 2013. - 532 с.
32. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - Санкт- Петербург : Питер, 2004. - 192 с.
33. Робертс, Р. Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин // Психология. Журнал высшей школы экономики. -2014. - № 4. - С. 3-26.
34. Рыжов, Д. В. Младший школьный возраст как сенситивный период развития эмоционального интеллекта / Д. В. Рыжов // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 2. - С. 29-37.
35. Семенака, С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. - Москва : Издательство АРКТИ, 2013. - 80 с.
36. Сергиенко, Е. А. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект»: руководство / Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. - Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - 176 с.
37. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О. В. Хухлаева. - Москва : 2013. - 214 с.
38. Цукерман, Г. В. Психологическое обследование младших школьников / Г. В. Цукерман, М. И. Венгер. - Москва : Владос-Пресс, 2013. - 160 с.
39. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. - Москва : ВЛАДОС, 2015. - 314 с.
40. Щетинина, А. М. Восприятие и понимание младшими школьниками эмоционального состояния человека / А. М. Щетинина // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. - С. 60- 66.