РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОГИМНАСТИКИ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального интеллекта в
психологической науке 8
1.1 Понятие и составляющие эмоционального интеллекта 8
1.2 Развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте. 16
1.3 Психогимнастика как средство развития эмоционального интеллекта
младших школьников 21
2 Экспериментальное исследование и развитие эмоционального интеллекта
у детей младшего школьного возраста посредством психогимнастики 26
2.1 Организация и методы экспериментального исследования. Анализ
результатов первичной диагностики 26
2.2 Программа развития эмоционального интеллекта у детей младшего
школьного возраста с использованием психогимнастики 33
2.3 Анализ результатов повторной диагностики 43
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А. Программа тренинга, направленная на развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста посредством психогимнастики 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального интеллекта в
психологической науке 8
1.1 Понятие и составляющие эмоционального интеллекта 8
1.2 Развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте. 16
1.3 Психогимнастика как средство развития эмоционального интеллекта
младших школьников 21
2 Экспериментальное исследование и развитие эмоционального интеллекта
у детей младшего школьного возраста посредством психогимнастики 26
2.1 Организация и методы экспериментального исследования. Анализ
результатов первичной диагностики 26
2.2 Программа развития эмоционального интеллекта у детей младшего
школьного возраста с использованием психогимнастики 33
2.3 Анализ результатов повторной диагностики 43
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А. Программа тренинга, направленная на развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста посредством психогимнастики 5
С самого раннего периода жизни у детей появляется масса эмоций. Они показывают различные чувства, такие как, гнев, страх, радость, гордость, стыд и т.д. Вся эта система чувств образует эмоциональную сферу человеческой жизни. Эмоции дают детям информацию об их состоянии и состоянии другого человека. Положительные эмоции дают детям ощущение безопасности и надежности. Отрицательные же эмоции наоборот, сигнализируют об опасности и неудовольствии.
Для того чтобы ребенок смог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно научится уметь контролировать свои чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать и признавать чувства других людей, т.е. обладать развитым эмоциональным интеллектом.
В связи с актуальностью проблемы, цель нашего исследования - теоретико-экспериментальное изучение и развитие посредством психогимнастики эмоционального интеллекта у младших школьников.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект детей младшего школьного возраста и возможности его развития посредством психогимнастики.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что реализация программы по развитию эмоционального интеллекта посредством психогимнастики способствует развитию эмоционального интеллекта у младших школьников.
Для достижения нами поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования; рассмотреть понятие и составляющие эмоционального интеллекта; охарактеризовать развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте; охарактеризовать психогимнастику как средство развития эмоционального интеллекта младших школьников.
2. Провести экспериментальное исследование эмоционального интеллекта у младших школьников; осуществить количественный и качественный анализ диагностических данных.
3. Составить и реализовать «Программу развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики».
4. Провести повторное диагностическое обследование младших школьников, участвовавших в экспериментальной работе; проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование (методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, методика «Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовой).
3. Формирующий эксперимент.
4. Методы качественной и количественной обработки результатов.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются исследования ученых в области эмоционального интеллекта (Гоулман Д., Люсин Д.В., Майер Дж., Сэловей П. и др.).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Лесосибирска в п. Стрелка Красноярского края. Выборка исследования представлена младшими школьниками в возрасте 7-8 лет в количестве 25 человек.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь - декабрь 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (январь - февраль 2017 г.) - подбор диагностического инструментария для исследования эмоционального интеллекта у младших школьников; проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (март - июнь 2017 г.) - разработка и реализация «Программы развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики»; повторное диагностическое обследование участников формирующего эксперимента; анализ результатов повторной диагностики; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме эмоционального интеллекта младшего школьного возраста. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам и родителям. А так же, представленный нами материал, могут использовать студенты при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Составлена и апробирована «Программа развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики».
Основные положения и результаты исследования представлены на IX Международной научно-практической конференции «Совершенствование методологии познания в целях развития науки» (г. Пермь, 25 марта 2017 г.) и опубликованы в сборнике материалов конференции.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименования) и приложений. В работе содержится 3 таблицы и 3 рисунка. Объем работы составляет 52 страницы.
Для того чтобы ребенок смог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно научится уметь контролировать свои чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать и признавать чувства других людей, т.е. обладать развитым эмоциональным интеллектом.
В связи с актуальностью проблемы, цель нашего исследования - теоретико-экспериментальное изучение и развитие посредством психогимнастики эмоционального интеллекта у младших школьников.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект детей младшего школьного возраста и возможности его развития посредством психогимнастики.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что реализация программы по развитию эмоционального интеллекта посредством психогимнастики способствует развитию эмоционального интеллекта у младших школьников.
Для достижения нами поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования; рассмотреть понятие и составляющие эмоционального интеллекта; охарактеризовать развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте; охарактеризовать психогимнастику как средство развития эмоционального интеллекта младших школьников.
2. Провести экспериментальное исследование эмоционального интеллекта у младших школьников; осуществить количественный и качественный анализ диагностических данных.
3. Составить и реализовать «Программу развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики».
4. Провести повторное диагностическое обследование младших школьников, участвовавших в экспериментальной работе; проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование (методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, методика «Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовой).
3. Формирующий эксперимент.
4. Методы качественной и количественной обработки результатов.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются исследования ученых в области эмоционального интеллекта (Гоулман Д., Люсин Д.В., Майер Дж., Сэловей П. и др.).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Лесосибирска в п. Стрелка Красноярского края. Выборка исследования представлена младшими школьниками в возрасте 7-8 лет в количестве 25 человек.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь - декабрь 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (январь - февраль 2017 г.) - подбор диагностического инструментария для исследования эмоционального интеллекта у младших школьников; проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (март - июнь 2017 г.) - разработка и реализация «Программы развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики»; повторное диагностическое обследование участников формирующего эксперимента; анализ результатов повторной диагностики; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме эмоционального интеллекта младшего школьного возраста. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам и родителям. А так же, представленный нами материал, могут использовать студенты при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Составлена и апробирована «Программа развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики».
Основные положения и результаты исследования представлены на IX Международной научно-практической конференции «Совершенствование методологии познания в целях развития науки» (г. Пермь, 25 марта 2017 г.) и опубликованы в сборнике материалов конференции.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименования) и приложений. В работе содержится 3 таблицы и 3 рисунка. Объем работы составляет 52 страницы.
Эмоциональный интеллект рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями.
В структуре эмоционального интеллекта выделяют четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями.
Факторами, оказывающими влияние на формирование эмоционального интеллекта, являются жизненные обстоятельства, которые вызывают различные чувства и эмоциональные состояния.
Для развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте можно использовать такой метод как психогимнастика. Это курс специальных занятий, обращенных на развитие и коррекцию многообразных сторон психики ребенка как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Основной целью психогимнастики является преодоление барьеров в общении, формирование наилучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, тревожности, организация возможностей для самовыражения.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста, обучающихся в МБОУ «СОШ № 8 г. Лесосибирска».
В ходе констатирующего эксперимента, мы выявили, что 64 % детей имеют низкий уровень развития эмоциональной интеллекта, для 24 % испытуемых характерен средний уровень, и только 12 % детей характеризуются высоким уровнем развития эмоционального интеллекта.
Исходя из полученных данных первичной диагностики, нами была составлена и апробирована «Программа развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики». С детьми было проведено 9 развивающих занятий. После осуществления развивающей работы мы провели повторное диагностическое обследование младших школьников.
Проанализировав результаты повторной диагностики, мы выявили положительную динамику в развитии эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Так, у 48 % детей диагностирован высокий уровень эмоционального интеллекта, для остальных 52 % ребят характерен средний уровень эмоционального интеллекта. Испытуемых с низким уровнем эмоционального интеллекта не выявлено. Дети научились хорошо распознавать эмоции, сознательно влиять на свои эмоции, контролировать их; стали распознавать и признавать чувства других, научились сочувствовать им.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены в полном объеме, гипотеза получила подтверждение. Занятия психогимнастикой способствую развитию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
В структуре эмоционального интеллекта выделяют четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями.
Факторами, оказывающими влияние на формирование эмоционального интеллекта, являются жизненные обстоятельства, которые вызывают различные чувства и эмоциональные состояния.
Для развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте можно использовать такой метод как психогимнастика. Это курс специальных занятий, обращенных на развитие и коррекцию многообразных сторон психики ребенка как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Основной целью психогимнастики является преодоление барьеров в общении, формирование наилучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, тревожности, организация возможностей для самовыражения.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста, обучающихся в МБОУ «СОШ № 8 г. Лесосибирска».
В ходе констатирующего эксперимента, мы выявили, что 64 % детей имеют низкий уровень развития эмоциональной интеллекта, для 24 % испытуемых характерен средний уровень, и только 12 % детей характеризуются высоким уровнем развития эмоционального интеллекта.
Исходя из полученных данных первичной диагностики, нами была составлена и апробирована «Программа развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики». С детьми было проведено 9 развивающих занятий. После осуществления развивающей работы мы провели повторное диагностическое обследование младших школьников.
Проанализировав результаты повторной диагностики, мы выявили положительную динамику в развитии эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Так, у 48 % детей диагностирован высокий уровень эмоционального интеллекта, для остальных 52 % ребят характерен средний уровень эмоционального интеллекта. Испытуемых с низким уровнем эмоционального интеллекта не выявлено. Дети научились хорошо распознавать эмоции, сознательно влиять на свои эмоции, контролировать их; стали распознавать и признавать чувства других, научились сочувствовать им.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены в полном объеме, гипотеза получила подтверждение. Занятия психогимнастикой способствую развитию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
Подобные работы
- Особенности эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СВЕРСТНИКАМИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022



