Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения профилактики девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной 9 ситуации...
1.1 Девиантное поведение как психологический феномен 9
1.2 Психология подростков, находящихся в трудной
жизненной ситуации
1.3 Содержание профилактической работы с подростками,
склонными к девиантному поведению 19
2 Экспериментальное изучение профилактики девиантного поведения у 32 подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 32
2.2 Программа, направленная на профилактику девиантного
поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации 42
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 48
Заключение 53
Список использованных источников 56
Современная ситуация развития нашего общества создает условия для увеличения числа отклонений социального, физического и психического развития подрастающего поколения.
Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования - социальных, экологических, политических, нравственных. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп. Оценка любого поведения подразделяет его сравнения с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение называют девиантным.
Девиантное поведение человека, обозначается как система поступков или ряд отдельных поступков, противоречащих принятым в социуме нормам и проявляющиеся в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Подростковый период - важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей, общественные ценности. Поиск своего места в обществе связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни. Психологические и социальные особенности поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, обусловлены в основном особенностями их воспитания в семье, отношением к ведущей деятельности и системой взаимоотношений с окружающими, прежде всего со сверстниками и взрослыми.
Факты, касающиеся роста девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, дают стимул к активизации психолого-педагогической деятельности, связанной с детальным исследованием феномена девиантного поведения на современном этапе, в плане выяснения его генезиса, состояния, и профилактики. Это и объясняет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: изучение девиантного поведения и возможности его профилактики у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: профилактика девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза: мы предполагаем, что профилактика девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, будет осуществляется успешно, если: проводится своевременная диагностика склонности к девиантному поведению; реализуется специальная профилактическая программа, направленная на предотвращение подростками использования модели девиантного поведения.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты изучения профилактики девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) осуществить формирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты;
3) разработать и апробировать программу, направленную на профилактику девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования;
2) эмпирические методы: тестирование: опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), «Аддиктивная склонность» (Г. В. Лозовая), «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич).
3) количественный и качественный анализ результатов.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых -В.Д. Менделевича,Ю.А. Клейберга, Е. Змановской изучающих вопросы девиантного поведения.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Краевого государственного бюджетного учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Енисейский»г. Енисейск Красноярского края.
Выборка представлена подростками в возрасте 13-15 лет в количестве 30 человек.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь - декабрь 2016 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы профилактики девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (январь - март 2017 г.) - проведение первичной диагностики склонности к девиантному поведению у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; анализ полученных результатов исследования;
3 этап (апрель - июнь 2017 г.) - разработка и апробирование программы, направленной на профилактику девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; анализ повторной диагностики; формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме профилактики девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; отмечены особенности девиантного поведения, свойственные подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации; разработана программа, направленная на профилактику девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (52 наименования). Результаты исследования представлены в 5 таблицах. Объем работы составляет 61 страниц
Проанализировав литературу по теме исследования, можем отметить, что девиантное поведение - актуальная проблема, проявления и последствия которой мы, к сожалению, можем наблюдать изо дня в день. Среди возрастных групп наиболее склонны к девиантному поведению подростки, находящиесяв трудной жизненной ситуации. Девиантное поведение подростков находящихся в трудной жизненной ситуации- сложная форма социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов - условий и психологических причин, таких, как духовные проблемы, деформации в ценностно-мотивационной системе личности; эмоциональные проблемы; проблемы саморегуляции; неадекватная самооценка; когнитивные искажения; негативный жизненный опыт.
Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Девиантное поведение подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, может проявляться в нескольких плоскостях: как позитивные отклонения, включающие в себя детскую одаренность, так и негативные отклонения, выражающиеся в поведенческих нарушениях и девиантных формах поведения.
Профилактическая работа - любая работа, направленная на ослабление существующей или предотвращение возможной проблемы. Она должна осуществляться совместно с педагогическим процессом и быть долгосрочной. Всю профилактическую работу можно разделить на два этапа. На первом устанавливается информационное посредничество, на втором происходит формирование личности. Любая профилактическая работа должна касаться всех сфер жизни человека, в этом случае она будет наиболее эффективна.
Проанализировав теоретические аспекты организации профилактической работы, мы выяснили, что профилактика девиантного поведения может быть первичной и вторичной. Особое внимание следует уделять первичной профилактике, которая с одной стороны способствует формированию культуры безопасного поведения у подростка посредством комплексного обогащения поведенческими навыками и умениями решения разнообразных ситуаций на основе принципов безопасности, так как именно индивидуально-личностные качества подростков лежат в основе их девиантного поведения.
Социально - психологический тренинг может являться эффективным методом групповой работы с подростками в формировании навыков безопасного поведения в контексте профилактики девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы нами было проведено экспериментальное исследование вКГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Енисейский»» г. Енисейска Красноярского края.
Выборку исследования составили подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и проживающие в стационарном отделении Центра в период с февраля по март, общей численностью 30 человек в возрасте 13-15 лет.
При проведении констатирующего эксперимента нами был выбран комплекс методик:опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), «Аддиктивная склонность» (Г. В. Лозовая), «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич).
Для обработки полученных результатов нами была использована качественная и количественная обработка полученных результатов первичного обследования.
Проанализировав результаты, мы установили, что большинство респондентов склонны к такому виду девиантного поведения как аддиктивное. Которое проявляется в виде склонностей к следующим зависимостям: никотиновая зависимость, алкогольная зависимость, наркологическая зависимость.
Нами была составлена и реализована программа профилактики девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. После чего мы проводили повторную диагностику по тем же методикам. Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностик, мы можем констатировать, что снизился уровень склонности к девиантному поведению с70% (21) по 67% испытуемых (20 человек)). Так же наблюдается снижение показателей по таким аддикциям, как: «Телевизионная зависимость» (с 14% до 0%), «Пищевая зависимость» (с 18 % по 11%). «Компьютерная зависимость» (с 12 % по 4 %), «Алкогольная зависимость» (с 75% по 100%), «Наркозависимость» положительная динамика показателей в сторону увеличения низкого показателя с (70% по 90%), а«никотиновая зависимость» увеличения низкого показателя (с 80% по 90%).
Снижение показателей по шкалам обеих методик мы можем констатировать как эффективность разработанной и проведенной нами программы.
1. Асмолов, А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов. - Режим доступа: www.ulspu.ru/
2. Базарова,С. B. Основы профессиональной деятельности педагога психолога образования. -Курск :Учитель, 2014. - 100 с.
3. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии. - Москва : Редакционно-издательский центр Консорциума Социальное здоровье России,2009.- 224 с.
4. Белова, В. А. Формы и методы социализации несовершеннолетних / В. А. Белова, А. В. Тарасова. - Москва: МИРОС, 2011. - 145 с.
5. Битянова, М. Р. Управление деятельностью психолога в образовательном учреждении / М. Р. Битянова // Директоршколы.- 2010. -№ 8. - С.175 - 177.
6. Битянова, М. Р. Психология в школе: содержание и организация работы [Электронный ресурс] / М. Р. Битянова. - Режим доступа: psychlib.ru /mgppu/bit/bit-001-.htm
7. Гаджиева, У. Б. Помощь специализированных учреждений в коррекции поведения подростков / У. Б. Гаджиева // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. 2012 г. - Москва: Буки-Веди, 2012. - С. 100-102.
8. Григорова, Ю. А. Социальное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями развития / Ю. А. Григорова, Е. Ф. Щукина // Системная интеграция в здравоохранении. - 2010. - № 1. - С. 73-82.
9. Девиантное поведение у детей и подростков / И. Г. Гагаркина, Т. М. Гончарова, С. В. Шик, 3. В. Хохрина. - Красноярск : Филиал МПСУ, 2015.-242 с.
10. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой - Санкт-Петербург: Питер, 2013. -237 с.
11. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска: Краткий курс лекций для вузов / Н. Ф. Дивицына. - Москва :Владос, 2015. -351с.
12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие для вузов: / В.Н. Дружинин -Санкт-Петербург: Питер, 2014 - 480 с
13. Егорова, М. О. Организация психолого-педагогического сопровождения детей из семей группы риска по социальному сиротству / М. О. Егорова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - 2011. - № 1.- С. 195-202.
14. Зволейко, Е. В. Сопровождение как основная стратегия деятельности специального психолога и педагога / Е. В. Зволейко // Гуманитарный вектор. -2010. - № 2 (22). - С. 60-65.
15. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Развивающая сказкотерапия / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург: Речь, 2011. - 168 с.
16. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 352 с.
17. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. - Москва:Владос, 2010. - 288 с.
18. Кодермятов, Р. Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса / Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова, А. Э. Сенцов, Е. В. Павловская // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 738-740.
19. Козловская, Г. Ю. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра на разных возрастных этапах. Материалы международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» /Г. Ю. Козловская. - Москва: ООО «Перспектива», 2011. - 713 с.
20. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). - Москва: ООО «Перспектива», 2010. - 22 с.
21. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. - Москва : Сфера, 2001. - 160 с
22. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике [Электронный ресурс] / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. - Режим доступа: lektsii.com/2-96329.html
23. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Электронный ресурс] / М. В. Киселева. - Режим доступа: www.koob.ru/ kiseleva_m/art_therapy
24. Кондрашкин, А. В. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе [Электронный ресурс] / А. В. Кондрашкин, Т. О. Кириллова. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/ 57076.shtml
25. Крылова, Т. А. Социально - педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска / Т. А. Крылова, М. Л. Струкова. - Москва: НИИ школьных технологий, 2009. - 184 с.
26. Осипова, И. И. Профессиональное сопровождение семьи / И. И. Осипова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2011. - № 1. - С. 86-98.
27. Миньковский, Г.М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы. Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних / Г.М. Миньковский. - Москва: Просвещение, 2013. - 38 с.
28. Менделевич, В.Д. Аддиктивное поведение, креативность и самоактуализация. Проблемы девиантного поведения молодежи в современном обществе. Сборник тезисов / В. Д. Менделевич Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). - Москва, 2003. - 328 с.
29. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения. - Санкт- Петербург: Речь, 2005. - 445 с.
30. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. - Санкт-Петребург: МВД-СпбГУ,2010.-128с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - Москва: Академия, 2014. - 456с
32. Перешеина, Н.В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. - Москва: ТЦ Сфера, 2012.-192с.
33. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. - Москва: Академия, 2001.
34. Психодиагностика: Справочник практического психолога / под ред. Петрова Л.Г. - Санкт-Петербург:Питер, 2013 - 256 с.
35. Панченко, О. Л. Социальная адаптация несовершеннолетнего правонарушителя: факторы успешности / О. Л. Панченко // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2012. - № 2. - С. 55-68.
36. Психолого - педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / под ред. В. В. Рубцова и др. - Москва: МГППУ, 2010. - 78 с.
37. Психолого - педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. С. В. Тарасова. - Санкт - Петербург: ЛОИРО.- 2012. - 122с.
38. Психолого - педагогические аспекты изучения причин нарушения поведения у подростков [Электронный ресурс] / О. Н. Афанасьев. - Режим доступа: mggu-sh.ru/sites/default/files/deviatio2010.pdf
39. Свинарева, О. В. Интерпретация понятия «педагогическое сопровождение» в современной науке / О. В. Свинарева // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XL междунар. науч.- практ. конф. № 12(37). - Новосибирск: СибАК, 2014.
40. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 N 124-ФЗ. - Москва: ООО «ИМИРА», 2010. -15 с.
41. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ с изм. от 02.04.2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru
42. Фопель, К. Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе. - Москва: Генезис, 2016 - 230 с.
43. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Москва: Генезис, 2017 - 245 с.
44. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Электронный ресурс] / Д. И. Фельдштейн. - Режим доступа: cyberleninka.ru40.
45. Фалькович Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. - Москва: ВАКО, 2010.-254с.
46. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва: Издательство Института Психотерапии, 2012. - 178с.
47. Фрейд, 3. Основные психологические теории в психоанализе.— Москва: ACT, 2013.- 400 с.
48. Хомич, А. В. Психология девиантного поведения / А. В. Хомич. -Ростов- на-Дону : ЮРГИ, 2006. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://khomich.narod.ru
49. Чекунова, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы / Е. А. Чекунова // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 6. - С. 64 - 66.
50. Шипицына, Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Электронный ресурс] / Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова, М. А. Жданова. - Режим доступа: https://www. herzen.spb.ru/uploads/
51. Эйдемиллер, Э. Г. Саморазрушающее поведение у подростков: пути исследования, проблемы и разработка методов психотерапии /Э. Г. Эйдемиллер, С. А. Кулаков, О. В. Черемисин // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. № 6. - С. 56-59.