ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения профилактики девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной 9 ситуации...
1.1 Девиантное поведение как психологический феномен 9
1.2 Психология подростков, находящихся в трудной
жизненной ситуации
1.3 Содержание профилактической работы с подростками,
склонными к девиантному поведению 19
2 Экспериментальное изучение профилактики девиантного поведения у 32 подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 32
2.2 Программа, направленная на профилактику девиантного
поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации 42
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 48
Заключение 53
Список использованных источников 56
1 Теоретические аспекты изучения профилактики девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной 9 ситуации...
1.1 Девиантное поведение как психологический феномен 9
1.2 Психология подростков, находящихся в трудной
жизненной ситуации
1.3 Содержание профилактической работы с подростками,
склонными к девиантному поведению 19
2 Экспериментальное изучение профилактики девиантного поведения у 32 подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 32
2.2 Программа, направленная на профилактику девиантного
поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации 42
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 48
Заключение 53
Список использованных источников 56
Современная ситуация развития нашего общества создает условия для увеличения числа отклонений социального, физического и психического развития подрастающего поколения.
Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования - социальных, экологических, политических, нравственных. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп. Оценка любого поведения подразделяет его сравнения с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение называют девиантным.
Девиантное поведение человека, обозначается как система поступков или ряд отдельных поступков, противоречащих принятым в социуме нормам и проявляющиеся в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Подростковый период - важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей, общественные ценности. Поиск своего места в обществе связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни. Психологические и социальные особенности поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, обусловлены в основном особенностями их воспитания в семье, отношением к ведущей деятельности и системой взаимоотношений с окружающими, прежде всего со сверстниками и взрослыми.
Факты, касающиеся роста девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, дают стимул к активизации психолого-педагогической деятельности, связанной с детальным исследованием феномена девиантного поведения на современном этапе, в плане выяснения его генезиса, состояния, и профилактики. Это и объясняет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: изучение девиантного поведения и возможности его профилактики у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: профилактика девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза: мы предполагаем, что профилактика девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, будет осуществляется успешно, если: проводится своевременная диагностика склонности к девиантному поведению; реализуется специальная профилактическая программа, направленная на предотвращение подростками использования модели девиантного поведения.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты изучения профилактики девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) осуществить формирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты;
3) разработать и апробировать программу, направленную на профилактику девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования;
2) эмпирические методы: тестирование: опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), «Аддиктивная склонность» (Г. В. Лозовая), «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич).
3) количественный и качественный анализ результатов.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых -В.Д. Менделевича,Ю.А. Клейберга, Е. Змановской изучающих вопросы девиантного поведения.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Краевого государственного бюджетного учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Енисейский»г. Енисейск Красноярского края.
Выборка представлена подростками в возрасте 13-15 лет в количестве 30 человек.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь - декабрь 2016 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы профилактики девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (январь - март 2017 г.) - проведение первичной диагностики склонности к девиантному поведению у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; анализ полученных результатов исследования;
3 этап (апрель - июнь 2017 г.) - разработка и апробирование программы, направленной на профилактику девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; анализ повторной диагностики; формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме профилактики девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; отмечены особенности девиантного поведения, свойственные подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации; разработана программа, направленная на профилактику девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (52 наименования). Результаты исследования представлены в 5 таблицах. Объем работы составляет 61 страниц
Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования - социальных, экологических, политических, нравственных. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп. Оценка любого поведения подразделяет его сравнения с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение называют девиантным.
Девиантное поведение человека, обозначается как система поступков или ряд отдельных поступков, противоречащих принятым в социуме нормам и проявляющиеся в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Подростковый период - важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей, общественные ценности. Поиск своего места в обществе связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни. Психологические и социальные особенности поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, обусловлены в основном особенностями их воспитания в семье, отношением к ведущей деятельности и системой взаимоотношений с окружающими, прежде всего со сверстниками и взрослыми.
Факты, касающиеся роста девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, дают стимул к активизации психолого-педагогической деятельности, связанной с детальным исследованием феномена девиантного поведения на современном этапе, в плане выяснения его генезиса, состояния, и профилактики. Это и объясняет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: изучение девиантного поведения и возможности его профилактики у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: профилактика девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза: мы предполагаем, что профилактика девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, будет осуществляется успешно, если: проводится своевременная диагностика склонности к девиантному поведению; реализуется специальная профилактическая программа, направленная на предотвращение подростками использования модели девиантного поведения.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты изучения профилактики девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) осуществить формирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты;
3) разработать и апробировать программу, направленную на профилактику девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования;
2) эмпирические методы: тестирование: опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), «Аддиктивная склонность» (Г. В. Лозовая), «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич).
3) количественный и качественный анализ результатов.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых -В.Д. Менделевича,Ю.А. Клейберга, Е. Змановской изучающих вопросы девиантного поведения.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Краевого государственного бюджетного учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Енисейский»г. Енисейск Красноярского края.
Выборка представлена подростками в возрасте 13-15 лет в количестве 30 человек.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь - декабрь 2016 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы профилактики девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (январь - март 2017 г.) - проведение первичной диагностики склонности к девиантному поведению у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; анализ полученных результатов исследования;
3 этап (апрель - июнь 2017 г.) - разработка и апробирование программы, направленной на профилактику девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; анализ повторной диагностики; формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме профилактики девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; отмечены особенности девиантного поведения, свойственные подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации; разработана программа, направленная на профилактику девиантного поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (52 наименования). Результаты исследования представлены в 5 таблицах. Объем работы составляет 61 страниц
Проанализировав литературу по теме исследования, можем отметить, что девиантное поведение - актуальная проблема, проявления и последствия которой мы, к сожалению, можем наблюдать изо дня в день. Среди возрастных групп наиболее склонны к девиантному поведению подростки, находящиесяв трудной жизненной ситуации. Девиантное поведение подростков находящихся в трудной жизненной ситуации- сложная форма социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов - условий и психологических причин, таких, как духовные проблемы, деформации в ценностно-мотивационной системе личности; эмоциональные проблемы; проблемы саморегуляции; неадекватная самооценка; когнитивные искажения; негативный жизненный опыт.
Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Девиантное поведение подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, может проявляться в нескольких плоскостях: как позитивные отклонения, включающие в себя детскую одаренность, так и негативные отклонения, выражающиеся в поведенческих нарушениях и девиантных формах поведения.
Профилактическая работа - любая работа, направленная на ослабление существующей или предотвращение возможной проблемы. Она должна осуществляться совместно с педагогическим процессом и быть долгосрочной. Всю профилактическую работу можно разделить на два этапа. На первом устанавливается информационное посредничество, на втором происходит формирование личности. Любая профилактическая работа должна касаться всех сфер жизни человека, в этом случае она будет наиболее эффективна.
Проанализировав теоретические аспекты организации профилактической работы, мы выяснили, что профилактика девиантного поведения может быть первичной и вторичной. Особое внимание следует уделять первичной профилактике, которая с одной стороны способствует формированию культуры безопасного поведения у подростка посредством комплексного обогащения поведенческими навыками и умениями решения разнообразных ситуаций на основе принципов безопасности, так как именно индивидуально-личностные качества подростков лежат в основе их девиантного поведения.
Социально - психологический тренинг может являться эффективным методом групповой работы с подростками в формировании навыков безопасного поведения в контексте профилактики девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы нами было проведено экспериментальное исследование вКГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Енисейский»» г. Енисейска Красноярского края.
Выборку исследования составили подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и проживающие в стационарном отделении Центра в период с февраля по март, общей численностью 30 человек в возрасте 13-15 лет.
При проведении констатирующего эксперимента нами был выбран комплекс методик:опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), «Аддиктивная склонность» (Г. В. Лозовая), «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич).
Для обработки полученных результатов нами была использована качественная и количественная обработка полученных результатов первичного обследования.
Проанализировав результаты, мы установили, что большинство респондентов склонны к такому виду девиантного поведения как аддиктивное. Которое проявляется в виде склонностей к следующим зависимостям: никотиновая зависимость, алкогольная зависимость, наркологическая зависимость.
Нами была составлена и реализована программа профилактики девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. После чего мы проводили повторную диагностику по тем же методикам. Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностик, мы можем констатировать, что снизился уровень склонности к девиантному поведению с70% (21) по 67% испытуемых (20 человек)). Так же наблюдается снижение показателей по таким аддикциям, как: «Телевизионная зависимость» (с 14% до 0%), «Пищевая зависимость» (с 18 % по 11%). «Компьютерная зависимость» (с 12 % по 4 %), «Алкогольная зависимость» (с 75% по 100%), «Наркозависимость» положительная динамика показателей в сторону увеличения низкого показателя с (70% по 90%), а«никотиновая зависимость» увеличения низкого показателя (с 80% по 90%).
Снижение показателей по шкалам обеих методик мы можем констатировать как эффективность разработанной и проведенной нами программы.
Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Девиантное поведение подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, может проявляться в нескольких плоскостях: как позитивные отклонения, включающие в себя детскую одаренность, так и негативные отклонения, выражающиеся в поведенческих нарушениях и девиантных формах поведения.
Профилактическая работа - любая работа, направленная на ослабление существующей или предотвращение возможной проблемы. Она должна осуществляться совместно с педагогическим процессом и быть долгосрочной. Всю профилактическую работу можно разделить на два этапа. На первом устанавливается информационное посредничество, на втором происходит формирование личности. Любая профилактическая работа должна касаться всех сфер жизни человека, в этом случае она будет наиболее эффективна.
Проанализировав теоретические аспекты организации профилактической работы, мы выяснили, что профилактика девиантного поведения может быть первичной и вторичной. Особое внимание следует уделять первичной профилактике, которая с одной стороны способствует формированию культуры безопасного поведения у подростка посредством комплексного обогащения поведенческими навыками и умениями решения разнообразных ситуаций на основе принципов безопасности, так как именно индивидуально-личностные качества подростков лежат в основе их девиантного поведения.
Социально - психологический тренинг может являться эффективным методом групповой работы с подростками в формировании навыков безопасного поведения в контексте профилактики девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы нами было проведено экспериментальное исследование вКГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Енисейский»» г. Енисейска Красноярского края.
Выборку исследования составили подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и проживающие в стационарном отделении Центра в период с февраля по март, общей численностью 30 человек в возрасте 13-15 лет.
При проведении констатирующего эксперимента нами был выбран комплекс методик:опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), «Аддиктивная склонность» (Г. В. Лозовая), «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич).
Для обработки полученных результатов нами была использована качественная и количественная обработка полученных результатов первичного обследования.
Проанализировав результаты, мы установили, что большинство респондентов склонны к такому виду девиантного поведения как аддиктивное. Которое проявляется в виде склонностей к следующим зависимостям: никотиновая зависимость, алкогольная зависимость, наркологическая зависимость.
Нами была составлена и реализована программа профилактики девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. После чего мы проводили повторную диагностику по тем же методикам. Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностик, мы можем констатировать, что снизился уровень склонности к девиантному поведению с70% (21) по 67% испытуемых (20 человек)). Так же наблюдается снижение показателей по таким аддикциям, как: «Телевизионная зависимость» (с 14% до 0%), «Пищевая зависимость» (с 18 % по 11%). «Компьютерная зависимость» (с 12 % по 4 %), «Алкогольная зависимость» (с 75% по 100%), «Наркозависимость» положительная динамика показателей в сторону увеличения низкого показателя с (70% по 90%), а«никотиновая зависимость» увеличения низкого показателя (с 80% по 90%).
Снижение показателей по шкалам обеих методик мы можем констатировать как эффективность разработанной и проведенной нами программы.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Системы занятий по теме «Основы правовой грамотности» для подростков с девиантным поведением
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕВУШЕК, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Защита социальных прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Российский Университет Транспорта)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ, ПОПАВШИМ В ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Социальная работа по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте: основные проблемы и пути решения (Волгоградский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Развитие мотивации достижения у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017



