МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования орфографической
зоркости у младших школьников 8
1.1 Педагогические основы формирования орфографического
навыка и орфографической зоркости у младших школьников.. 8
1.2 Лингвистические основы орфографической работы в
начальной школе 14
2 Методика формирования орфографической зоркости у
учащихся начальных классах 19
2.1 Содержание обучения орфографии в начальной школе
(анализ программы) 19
2.2 Методы и приемы, направленные на формирование
орфографической зоркости у учащихся начальной школы 25
2.3 Система упражнений, направленная на формирование
орфографической зоркости 34
Заключение 43
Список использованных источников 45
1 Теоретические основы формирования орфографической
зоркости у младших школьников 8
1.1 Педагогические основы формирования орфографического
навыка и орфографической зоркости у младших школьников.. 8
1.2 Лингвистические основы орфографической работы в
начальной школе 14
2 Методика формирования орфографической зоркости у
учащихся начальных классах 19
2.1 Содержание обучения орфографии в начальной школе
(анализ программы) 19
2.2 Методы и приемы, направленные на формирование
орфографической зоркости у учащихся начальной школы 25
2.3 Система упражнений, направленная на формирование
орфографической зоркости 34
Заключение 43
Список использованных источников 45
Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике.
Особое внимание педагога должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение родного языка. В свою очередь, формирование орфографической грамотности - главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении. Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Ее основы закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку. Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зрелости.
Орфографическая зоркость - это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы.
Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок.
Поэтому достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность в выражении мыслей и взаимопонимания в письменном общении.
Цель исследования: определить наиболее эффективные методы и приёмы работы при формировании орфографической зоркости на основе психологической и методической литературы.
Объект исследования: методика обучения орфографии в начальной школе.
Предмет исследования: методы и приемы формирования орфографической зоркости у учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть педагогические основы формирования орфографического навыка и орфографической зоркости у младших школьников.
2. Проанализировать лингвистические основы орфографической работы в начальной школе.
3. Проанализировать программу по русскому языку на предмет изучения орфографии в начальных классах.
4. Изучить методические основы формирования орфографической зоркости у учащихся начальной школы.
5. Разработать систему упражнений, направленную на формирование орфографической зоркости.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.
2. Обобщение.
Теоретической базой нашего исследования явились работы Н.М. Бетеньковой, Воителевой Т.М., Голохвастовой Е.Ю,
Соловейчик М.С., Фроловой, Л.А. и др.
Практическая значимость исследования: разработанная система занятий, направленная на формирование орфографической зоркости может быть использована педагогами начальной школы, теоретический материал может быть использован студентами при написании научных работ в рамках НИРС и УИРС.
Структура исследования включает в себя введение; теоретическую часть, в которой рассмотрены педагогические основы формирования орфографического навыка и орфографической зоркости у младших школьников; проанализированы лингвистические основы орфографической работы в начальной школе; разработана система упражнений направленных на формирование орфографической зоркости; заключение; список использованных источников (51 наименования).
Особое внимание педагога должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение родного языка. В свою очередь, формирование орфографической грамотности - главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении. Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Ее основы закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку. Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зрелости.
Орфографическая зоркость - это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы.
Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок.
Поэтому достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность в выражении мыслей и взаимопонимания в письменном общении.
Цель исследования: определить наиболее эффективные методы и приёмы работы при формировании орфографической зоркости на основе психологической и методической литературы.
Объект исследования: методика обучения орфографии в начальной школе.
Предмет исследования: методы и приемы формирования орфографической зоркости у учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть педагогические основы формирования орфографического навыка и орфографической зоркости у младших школьников.
2. Проанализировать лингвистические основы орфографической работы в начальной школе.
3. Проанализировать программу по русскому языку на предмет изучения орфографии в начальных классах.
4. Изучить методические основы формирования орфографической зоркости у учащихся начальной школы.
5. Разработать систему упражнений, направленную на формирование орфографической зоркости.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.
2. Обобщение.
Теоретической базой нашего исследования явились работы Н.М. Бетеньковой, Воителевой Т.М., Голохвастовой Е.Ю,
Соловейчик М.С., Фроловой, Л.А. и др.
Практическая значимость исследования: разработанная система занятий, направленная на формирование орфографической зоркости может быть использована педагогами начальной школы, теоретический материал может быть использован студентами при написании научных работ в рамках НИРС и УИРС.
Структура исследования включает в себя введение; теоретическую часть, в которой рассмотрены педагогические основы формирования орфографического навыка и орфографической зоркости у младших школьников; проанализированы лингвистические основы орфографической работы в начальной школе; разработана система упражнений направленных на формирование орфографической зоркости; заключение; список использованных источников (51 наименования).
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Под орфографической зоркостью понимается способность быстро находить в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки; находить такие места в словах, где письменный знак не совпадает с произношением. Таким образом, орфографическая зоркость - это умение распознавать те случаи письма, где существует различный выбор написания при одном возможном варианте произношения.
Методика обучения орфографии в начальной школе включает такие понятия, как орфограмма, орфографическое правило, орфографическая задача, орфографический навык, орфографическое действие.
Условиями, необходимыми для формирования орфографических навыков являются: высокий научный уровень преподавания орфографии; связь между формированием орфографических навыков и развитием речи; знание орфографических правил; знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил; упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило.
Решая проблему формирования орфографического навыка, педагог должен прежде всего учитывать психологическую природу младших школьников и соблюдать определённые условия.
Система обучения орфографии в младших классах основывается на реально существующей в языке внутренней взаимосвязи всех его сторон: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической); строится с учетом сущности связи между фонетикой, лексикологией, словообразованием и грамматикой.
Основными методами и приемами обучения орфографии в начальной школе являются: анализ текста: находить в нем слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, выписывать слова с данными буквосочетаниями; объяснять случаи употребления заглавной буквы; оформлять начало и конец предложения; соблюдать пробелы между словами; применять изученные правила при списывании и записи под диктовку; использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове, орфографический словарь; применять правила правописания.
Под орфографической зоркостью понимается способность быстро находить в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки; находить такие места в словах, где письменный знак не совпадает с произношением. Таким образом, орфографическая зоркость - это умение распознавать те случаи письма, где существует различный выбор написания при одном возможном варианте произношения.
Методика обучения орфографии в начальной школе включает такие понятия, как орфограмма, орфографическое правило, орфографическая задача, орфографический навык, орфографическое действие.
Условиями, необходимыми для формирования орфографических навыков являются: высокий научный уровень преподавания орфографии; связь между формированием орфографических навыков и развитием речи; знание орфографических правил; знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил; упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило.
Решая проблему формирования орфографического навыка, педагог должен прежде всего учитывать психологическую природу младших школьников и соблюдать определённые условия.
Система обучения орфографии в младших классах основывается на реально существующей в языке внутренней взаимосвязи всех его сторон: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической); строится с учетом сущности связи между фонетикой, лексикологией, словообразованием и грамматикой.
Основными методами и приемами обучения орфографии в начальной школе являются: анализ текста: находить в нем слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, выписывать слова с данными буквосочетаниями; объяснять случаи употребления заглавной буквы; оформлять начало и конец предложения; соблюдать пробелы между словами; применять изученные правила при списывании и записи под диктовку; использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове, орфографический словарь; применять правила правописания.
Подобные работы
- Формирование орфографической зоркости учащихся начальных классов на уроках русского языка (Херсонский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Особенности работы над орфографическими ошибками в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формы и способы использования аудиодиктантов при формировании
орфографической зоркости младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка (Московский Городской Открытый Колледж)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРФОГ РАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018



