Введение 5
1 Теоретические основы формирования орфографической
зоркости у младших школьников 8
1.1 Педагогические основы формирования орфографического
навыка и орфографической зоркости у младших школьников.. 8
1.2 Лингвистические основы орфографической работы в
начальной школе 14
2 Методика формирования орфографической зоркости у
учащихся начальных классах 19
2.1 Содержание обучения орфографии в начальной школе
(анализ программы) 19
2.2 Методы и приемы, направленные на формирование
орфографической зоркости у учащихся начальной школы 25
2.3 Система упражнений, направленная на формирование
орфографической зоркости 34
Заключение 43
Список использованных источников 45
Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике.
Особое внимание педагога должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение родного языка. В свою очередь, формирование орфографической грамотности - главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении. Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Ее основы закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку. Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зрелости.
Орфографическая зоркость - это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы.
Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок.
Поэтому достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность в выражении мыслей и взаимопонимания в письменном общении.
Цель исследования: определить наиболее эффективные методы и приёмы работы при формировании орфографической зоркости на основе психологической и методической литературы.
Объект исследования: методика обучения орфографии в начальной школе.
Предмет исследования: методы и приемы формирования орфографической зоркости у учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть педагогические основы формирования орфографического навыка и орфографической зоркости у младших школьников.
2. Проанализировать лингвистические основы орфографической работы в начальной школе.
3. Проанализировать программу по русскому языку на предмет изучения орфографии в начальных классах.
4. Изучить методические основы формирования орфографической зоркости у учащихся начальной школы.
5. Разработать систему упражнений, направленную на формирование орфографической зоркости.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.
2. Обобщение.
Теоретической базой нашего исследования явились работы Н.М. Бетеньковой, Воителевой Т.М., Голохвастовой Е.Ю,
Соловейчик М.С., Фроловой, Л.А. и др.
Практическая значимость исследования: разработанная система занятий, направленная на формирование орфографической зоркости может быть использована педагогами начальной школы, теоретический материал может быть использован студентами при написании научных работ в рамках НИРС и УИРС.
Структура исследования включает в себя введение; теоретическую часть, в которой рассмотрены педагогические основы формирования орфографического навыка и орфографической зоркости у младших школьников; проанализированы лингвистические основы орфографической работы в начальной школе; разработана система упражнений направленных на формирование орфографической зоркости; заключение; список использованных источников (51 наименования).
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Под орфографической зоркостью понимается способность быстро находить в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки; находить такие места в словах, где письменный знак не совпадает с произношением. Таким образом, орфографическая зоркость - это умение распознавать те случаи письма, где существует различный выбор написания при одном возможном варианте произношения.
Методика обучения орфографии в начальной школе включает такие понятия, как орфограмма, орфографическое правило, орфографическая задача, орфографический навык, орфографическое действие.
Условиями, необходимыми для формирования орфографических навыков являются: высокий научный уровень преподавания орфографии; связь между формированием орфографических навыков и развитием речи; знание орфографических правил; знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил; упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило.
Решая проблему формирования орфографического навыка, педагог должен прежде всего учитывать психологическую природу младших школьников и соблюдать определённые условия.
Система обучения орфографии в младших классах основывается на реально существующей в языке внутренней взаимосвязи всех его сторон: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической); строится с учетом сущности связи между фонетикой, лексикологией, словообразованием и грамматикой.
Основными методами и приемами обучения орфографии в начальной школе являются: анализ текста: находить в нем слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, выписывать слова с данными буквосочетаниями; объяснять случаи употребления заглавной буквы; оформлять начало и конец предложения; соблюдать пробелы между словами; применять изученные правила при списывании и записи под диктовку; использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове, орфографический словарь; применять правила правописания.
1. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н.Н. Алгазина. - Москва: Академия, 2011. - 160 с.
2. Аминова, А. А. Теория и практика русского языка : морфология, синтаксис, орфография, пунктуация / А. А. Аминова, Н. Н.Фаттахова. - Казань: Казанский гос. ун-т, 2009 (Казань : Казанский гос. ун-т) [Электронный ресурс]: http://search.rsl.ru
3. Амосова, И.Ю. Как запомнить словарные слова /И.Ю. Амосова //Начальная школа. - 2014. - №5. - 69 - 70.
4. Антипова, Н.Л. Интегрированный урок обучения грамоте /Н.Л. Антипова //Начальная школа плюс До и После. - 2013. - №9. - С. 44 - 48.
5. Антонова, Е.С. Работа над словами с непроверяемым написанием (из опыта работы) /Е.С. Антонова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №8. - С. 1 - 5.
6. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. - М. : Издат.центр «Академия», 2000. - 368 с.
7. Бетенькова, Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках /Н.М. Бетенькова. - Москва: АСТ, 2012. - 117 с.
8. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии /Д.Н. Богоявленский. - Москва: Просвещение, 1966. - 238 с.
9. Бондаренко, А.А. Орфография и орфоэпия - две стороны правильности речи /А.А. Бондаренко //Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 36 - 41.
10. Голохвастова, Е. Ю. Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы /Е.Ю. Голохвастова, Н.В. Гнатюк //Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. Т. 5. - № 3(16). - С. 111 -114.
11. Демидова, Н.И. Теория и практика обучения русскому языку: / Н.И. Демидова, Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; под ред. Р.Б. Сабаткоева. - Москва: Академия, 2005. - 320 с.
12. Жедек, П.С. Методика обучения орфографии (теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах) /П.С. Жедек. - Москва: Просвещение, 1992.
13. Капранова, И.А. Словарно-орфографическая работа как средство интеллектуального развития учащихся /И.А. Капранова //Начальная школа. - 2009. - №12. - С. 18 - 23.
14. Кашина, О. Безударные гласные в корне слов /О. Кашина // Начальная школа. - 2011. - № 10 - С. 21 - 24.
15. Кирилина, Г.В. Развитие познавательных и творческих способностей при запоминании словарных слов /Г.В. Кирилина //Начальная школа. - 2015. - №5. - С. 41 - 45.
16. Кисарова, Т.Ю. Система работы над словами с непроверяемым написанием //Начальная школа. - 2013. - №10. - С. 24 - 25.
17. Кицына, М. Словарно-орфографическая работа /М. Кицына // Начальная школа. - 2010. - № 13 - С. 12 - 16.
18. Кленникова, Е. Д. Орфографические минутки / Е. Д. Кленникова // Начальная школа. - 2010. - №9 - С. 14 - 15.
19. Климанова, Л.Ф. Обучение на коммуникативной основе /Л.Ф. Климанова //Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 39 - 44.
20. Комиссарова, Л.Ю. Содержание и организация словарно-орфографической работы в непрерывном курсе русского языка /Л.Ю. Комиссарова //Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №6. - С. 84 - 87.
21. Корниенко, Т. Непроверяемые написания /Т. Корниенко //Начальная школа. - 2010. - № 13 - С. 17 - 20.
22. Кушнир, Н. М. Пропуск, замена, искажение - основные ошибки в начальной школе. / Н. М. Кушнир// Начальная школа плюс До и После. - 2011. -№8 - С. 88 - 50.
23. Ларионова, Л.Г. Основные направления в работе с орфографическим правилом на уроках русского языка в средней школе /Л.Г. Ларионова //Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку. - Сборник материалов Межрегиональной конференции. Ответственный редактор: О.А. Скрябина. 2015. - С. 3 - 6.
24. Ларских, З.П. Организация обобщающего повторения материала по орфографии с компьютерной поддержкой /З.П. Ларских //Начальная школа. - 2014. - №7. - С. 49 - 52.
25. Лебедева, Л.А. Правописание безударных гласных в приставке и корне слова /Л.А. Лебедева //Начальная школа. - 2013. - №12. - С. 64 - 66.
26. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - Москва: Просвещение, 2009. - 415 с.
27. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - Москва: Академия, 2004. - 464 с.
28. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студ. пед. инст. / М.Р. Львов. - М. : Просвещение, 1988. - 240 с.
29. Миронова, Е.К. Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах [Электронный вариант]:
http://madou11reutov.ru/d/842122/d/femp.pdf
30. Мияилович, Т.В., Лингвистические основы орфографической работы в начальной школе /Т.В. Мияилович, Н.Н. Божко //Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2015 г. Том 1. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 184с. DOI: 10.17117/2015.08.01 http://ucom.ru/doc/conf/2015.08.01.pdf
31. Никулина А. В. Основные проблемы формирования орфографической зоркости младших школьников в условиях системно- деятельностного подхода // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 788 - 790.
32. Овчинникова, О. Как работают буквы Ж и Ш /О. Овчинникова //Начальная школа. - 2011. - № 11 - С. 15 - 18.
33. Огирь, Г.А. Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе обучения списыванию / Г. А. Огирь // Начальная школа. - 2010. - №4 - С. 14 - 16.
34. Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы УМК «Школа России» [Электронный ресурс]:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/08/21/rabochaya-programma-po-russkomu-yazyku-1 -4-kl-umk-shkola
35. Рязанова, Н.Г. Изучение словарных слов блоками /Н.Г. Рязанова //Начальная школа. - 2013. - №10. - С. 18 - 23.
36. Селезнёва, Е.В. Виды работ со словарными словами /Е.В. Селезнёва //Начальная школа. - 2009. - №10. - С. 5 - 6.
37. Селезнева, Л.Б. Современное русское письмо: Системный анализ /Л.Б. Селезнёва [Электронный вариант]: http://lib.volsu.ru
38. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик и др. - Москва: Академия, 1997. - 383 с.
39. Талапова, И.Н. Формирование орфографического навыка у младших школьников посредством исследовательских заданий /Т.А. Талапова, И.Н. Серёгина //Начальная школа плюс До и После. - 2013. - №5. - С. 43 - 47.
40. Трубайчук, Л.В. Применение информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как одно из средств формирования орфографической зоркости младших школьников /Л.В. Трубайчук, И.А. Кулиш // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №6. - С. 80 - 84.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.12.2009 № 373); в ред. Приказов от 26.11.10 № 1241, от 22.09.11 № 2357 [Электронный ресурс] http: //www/ug/ru/new_dtadarts/3
42. Формирование орфографических навыков у младших школьников [Электронный ресурс]:
http://mirznanii.com/a/206244/formirovanie-orfograficheskikh-navykov-u- mladshikh-shkolnikov
43. Фролова, Л.А. Организация орфографической деятельности младших школьников /Л.А. Фролова //Начальная школа. - 2013. - №8. - С. 44- 48.
44. Фролова, Л.А. Использование дидактической игры при обучении орфографии /Л.А. Фролова, Е.А. Котельникова //Начальная школа. - 2009. - №10. - С. 18 - 23.
45. Фролова, Л.А. Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников /Л.А. Фролова //Начальная школа. - 2014. - №3. - С. 28 - 34.
46. Фролова, Л.А. Организация орфографической деятельности младших школьников /Л.А. Фролова //Начальная школа. - 2013. - №8. - С. 44- 48.
47. Фролова, Т.Я. Интенсивное освоение норм правописания /Т.Я. Фролова // РЯШ. - 2002. - № 4. - С. 3 - 8.
48. Шавалина, В.М. Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова /В.М. Шавалина //Начальная школа. - 2010. - №3. - С. 7- 5.
49. Шаповалова, Н.С. Организация самостоятельной работы /Н.С. Шаповалова //Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №1. - С. 1 - 3.
50. Шкуро, М.В. Педагогический проект «Орфограммы на фантиках» /М.В. Шакуро //Начальная школа. - 2014. - №10. - С. 17 - 19.
51. Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников [Электронный вариант]:http://www.6yket.ru