ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования у младших школьников осознанного
подхода к решению текстовых задач на движение 10
1.1 Сущность осознанного подхода к решению текстовых задач на
движение и необходимость его формирования у младших школьников 10
1.2 Виды задач на движение в курсе начальной школы 13
1.3 Анализ методических приемов обучения решению задач на
движение 18
2 Описание опытно-экспериментальной работы по формированию у
младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение 26
2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы 26
2.2 Система заданий, способствующая формированию у младших
школьников осознанного подхода при решении задач на движение 32
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 37
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение А. Контрольная работа №2. Вопросы к контрольной работе 47
1 Теоретические основы формирования у младших школьников осознанного
подхода к решению текстовых задач на движение 10
1.1 Сущность осознанного подхода к решению текстовых задач на
движение и необходимость его формирования у младших школьников 10
1.2 Виды задач на движение в курсе начальной школы 13
1.3 Анализ методических приемов обучения решению задач на
движение 18
2 Описание опытно-экспериментальной работы по формированию у
младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение 26
2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы 26
2.2 Система заданий, способствующая формированию у младших
школьников осознанного подхода при решении задач на движение 32
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 37
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение А. Контрольная работа №2. Вопросы к контрольной работе 47
В современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что, безусловно, говорит об уникальности этой области знаний.
Сегодня математика представляет собой одну из жизненно важных областей знаний современного человечества, и расценивается как необходимость для существования человека в цивилизационном обществе [4].
«А.Н. Колмогоров считает, что математика не просто один из языков. Математика - это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика - орудие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей.
При помощи математики можно связать одно рассуждение с другим. Очевидные сложности природы с ее странными законами и правилами, каждое из которых допускает отдельное очень подробное объяснение, на самом деле тесно связаны.
Однако, если вы не желаете пользоваться математикой, то в этом огромном многообразии фактов вы не увидите, что логика позволяет переходить от одного к другому» [18,с.26].
«Отсюда следует, что для большинства детей решение задач является наиболее проблемной частью изучения математики.»[5,с.5].
В требованиях к математической подготовке младших школьников, определенных государственными стандартами по начальному образованию, отмечается, что младшие школьники должны приобрести опыт в решении текстовых задач, из чего следует, что текстовым задачам необходимо уделять серьезное внимание[30].
Решение задач на начальной ступени обучения имеет главное значение для развития мышления учащихся, для овладения ими теоретических знаний, формирования у детей полноценных математических представлений, определяемых программой[35].
Учащиеся через решение задач знакомятся с различными сторонами жизни, с зависимостями между изменяющимися величинами; решение задач связано с рассуждениями, с построением цели, определенных задач[11].
Процесс обучения должен способствовать развитию и формированию осознанных и крепких знаний младших школьников, которые являются главным звеном развития возможности человека, а так же необходимым условием предметной компетентности так же более новым результатом школьного образования.
Актуальность исследования обусловлена ростом интереса в научной и методической литературе, вопросам посвященным формированию у младших школьников осознанного подхода при решении задач на движение. Поскольку именно осознанный подход способствует развитию умений проводить доказательные рассуждения, определять путь решения, применять различные приемы и определенные способы решения задач на движение.
Многие учителя, особенно начинающие, сталкиваются с трудностями, связанными с использованием на уроке определенного подхода при решении задач на движение. Ведь существует, как правило, различное множество таких задач и каждая задача решается по-своему.Ведь в то время, когда большая часть учащихся класса только приступает к осмыслению содержания задач вместе с учителем, другая пусть меньшая часть, уже знает, как их решать.
Не у всех детей в младшем школьном возрасте сформирован осознанный подход, многие дети затрудняются в выполнении задания прочитав, но не приступив к задаче.Одни дети способны с легкостью видеть различные пути решения задачи, другим требуется значительное содействие для того, чтобы просто её решить [19].
Поэтому на уроках математики необходимо научить детей обосновывать свое решение, это будет способствовать осознанному подходу обучающихся к решению задач на движение.
Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель данной выпускной работы, заключающаяся в изучении и апробации процесса формирования у младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение
Объектом исследования является процесс работы учащихся начальных классов с задачами на движение.
Предметом исследования выступают приемы и способы работы с текстовыми задачами, направленные на формирование у младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение.
Основные задачи исследования для достижения поставленной цели:
1. Рассмотреть сущность и значение осознанного подхода к решению задач на движение и необходимость его формирования у младших школьников.
2. Изучить виды и особенности задач на движение применяемые на уроках математики в начальных классах.
3. Проанализировать методические подходы к обучению решению задач на движение в начальной школе.
4. Разработать и апробировать серию заданий, способствующих формированию у младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение.
В соответствие с поставленными целями и задачами исследования, нами была сформулирована гипотеза, которая заключается в том, что если на уроках математики ввести систему заданий направленную на последовательное и систематичное освоение материала, включающую в себя различные приемы работы с текстовой задачей,то это окажет положительное воздействие на процесс формирования у младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение.
Методологической основой исследования работы являются работы методистов и докторов педагогических наук Н.Б. Истоминой[12], М.А. Бантовой[3], А.В. Белошистой [4] по вопросу сущности формирования осознанного подхода при решении задач на движение.
Направление выбранной нами темы, цели и задач выпускной квалификационной работы определило использование следующих методов исследования:
-метод анализа психолого-педагогической и методической литературы;
-метод наблюдения;
- метод интерпретации результатов наблюдения;
- метод моделирования;
-эмпирический метод;
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2016 - декабрь 2016) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования.
2 этап (январь 2017 - март 2017) -анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью выявления различных подходов к решению задач на движение.
3 этап (март 2017 - май 2017) - моделирование учебно¬исследовательской деятельности школьников по теме исследования, анализ результатов исследования, подведение итогов исследования.
Практическая значимость заключается в разработке и проверке возможности использования серии заданий, направленных на формирование у младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение на уроках математики начальных классов.
Апробация работы:
Материалы данного исследования были опубликованы в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы перспективы» в г. Лесосибирск 27 апреля 2017 года (очная форма участия).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения,5 таблиц, 1 диаграмма,приложения, списка использованных источников, включающего 40 наименований. Общий объем работы - 49 печатных страниц.
Сегодня математика представляет собой одну из жизненно важных областей знаний современного человечества, и расценивается как необходимость для существования человека в цивилизационном обществе [4].
«А.Н. Колмогоров считает, что математика не просто один из языков. Математика - это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика - орудие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей.
При помощи математики можно связать одно рассуждение с другим. Очевидные сложности природы с ее странными законами и правилами, каждое из которых допускает отдельное очень подробное объяснение, на самом деле тесно связаны.
Однако, если вы не желаете пользоваться математикой, то в этом огромном многообразии фактов вы не увидите, что логика позволяет переходить от одного к другому» [18,с.26].
«Отсюда следует, что для большинства детей решение задач является наиболее проблемной частью изучения математики.»[5,с.5].
В требованиях к математической подготовке младших школьников, определенных государственными стандартами по начальному образованию, отмечается, что младшие школьники должны приобрести опыт в решении текстовых задач, из чего следует, что текстовым задачам необходимо уделять серьезное внимание[30].
Решение задач на начальной ступени обучения имеет главное значение для развития мышления учащихся, для овладения ими теоретических знаний, формирования у детей полноценных математических представлений, определяемых программой[35].
Учащиеся через решение задач знакомятся с различными сторонами жизни, с зависимостями между изменяющимися величинами; решение задач связано с рассуждениями, с построением цели, определенных задач[11].
Процесс обучения должен способствовать развитию и формированию осознанных и крепких знаний младших школьников, которые являются главным звеном развития возможности человека, а так же необходимым условием предметной компетентности так же более новым результатом школьного образования.
Актуальность исследования обусловлена ростом интереса в научной и методической литературе, вопросам посвященным формированию у младших школьников осознанного подхода при решении задач на движение. Поскольку именно осознанный подход способствует развитию умений проводить доказательные рассуждения, определять путь решения, применять различные приемы и определенные способы решения задач на движение.
Многие учителя, особенно начинающие, сталкиваются с трудностями, связанными с использованием на уроке определенного подхода при решении задач на движение. Ведь существует, как правило, различное множество таких задач и каждая задача решается по-своему.Ведь в то время, когда большая часть учащихся класса только приступает к осмыслению содержания задач вместе с учителем, другая пусть меньшая часть, уже знает, как их решать.
Не у всех детей в младшем школьном возрасте сформирован осознанный подход, многие дети затрудняются в выполнении задания прочитав, но не приступив к задаче.Одни дети способны с легкостью видеть различные пути решения задачи, другим требуется значительное содействие для того, чтобы просто её решить [19].
Поэтому на уроках математики необходимо научить детей обосновывать свое решение, это будет способствовать осознанному подходу обучающихся к решению задач на движение.
Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель данной выпускной работы, заключающаяся в изучении и апробации процесса формирования у младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение
Объектом исследования является процесс работы учащихся начальных классов с задачами на движение.
Предметом исследования выступают приемы и способы работы с текстовыми задачами, направленные на формирование у младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение.
Основные задачи исследования для достижения поставленной цели:
1. Рассмотреть сущность и значение осознанного подхода к решению задач на движение и необходимость его формирования у младших школьников.
2. Изучить виды и особенности задач на движение применяемые на уроках математики в начальных классах.
3. Проанализировать методические подходы к обучению решению задач на движение в начальной школе.
4. Разработать и апробировать серию заданий, способствующих формированию у младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение.
В соответствие с поставленными целями и задачами исследования, нами была сформулирована гипотеза, которая заключается в том, что если на уроках математики ввести систему заданий направленную на последовательное и систематичное освоение материала, включающую в себя различные приемы работы с текстовой задачей,то это окажет положительное воздействие на процесс формирования у младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение.
Методологической основой исследования работы являются работы методистов и докторов педагогических наук Н.Б. Истоминой[12], М.А. Бантовой[3], А.В. Белошистой [4] по вопросу сущности формирования осознанного подхода при решении задач на движение.
Направление выбранной нами темы, цели и задач выпускной квалификационной работы определило использование следующих методов исследования:
-метод анализа психолого-педагогической и методической литературы;
-метод наблюдения;
- метод интерпретации результатов наблюдения;
- метод моделирования;
-эмпирический метод;
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2016 - декабрь 2016) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования.
2 этап (январь 2017 - март 2017) -анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью выявления различных подходов к решению задач на движение.
3 этап (март 2017 - май 2017) - моделирование учебно¬исследовательской деятельности школьников по теме исследования, анализ результатов исследования, подведение итогов исследования.
Практическая значимость заключается в разработке и проверке возможности использования серии заданий, направленных на формирование у младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение на уроках математики начальных классов.
Апробация работы:
Материалы данного исследования были опубликованы в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы перспективы» в г. Лесосибирск 27 апреля 2017 года (очная форма участия).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения,5 таблиц, 1 диаграмма,приложения, списка использованных источников, включающего 40 наименований. Общий объем работы - 49 печатных страниц.
Изучение теоретических источников по проблеме исследования позволило установить, что в младшем школьном возрасте необходимо формировать у учащихся осознанный подход к решению ЗТДТЧ. ПО мнению специалистов, осознанный подход нацелен на формирование у учащихся умения решать задачи определенных типов; научить детей выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических и символических моделей.
Проанализировав различную методическую литературу, нами было выявлено, что в практике работы общеобразовательной школы существует множество приемов и рекомендаций для развития осознанного подхода у младших школьников.Ключевое место при этом занимают приемы математического моделирования, которые используются как на стадии знакомства с содержанием текстовой задачи, так и в процессе дальнейшей работы с ней.
Среди методических рекомендаций также было отмечено, что педагогу в своей деятельности необходимо применять различные приемы и способы формирования у детей осознанного подхода к выполняемому заданию. При этом особое внимание следует уделять разработке и подбору различных задания и упражнений, предполагающих различные способы решения. Именно с помощью различных приемов и заданий наиболее глубоко развивается осознанный подход к решению задач на движение.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа, позволила сделать выводы:
Во-первых, формирование осознанного подхода напрямую зависит от развития мышления у ребенка, так же способствует развитию умений проводить доказательные рассуждения, определять путь решения, применять различные приемы и определенные способы решения задач но движение.
Во-вторых, при решении задач разными способами, а также использовании приемов математического моделирования, выполнение заданий приобретает большую осмысленность и самостоятельность, что способствует формированию более высокого уровня понимания материала и его практического применения.
В-третьих, разработанная нами система заданий направленная на формирование осознанного подхода у учащихся дает положительные результаты, доказательством чему является сокращение показателей низкого и среднего уровня сформированности осознанного подхода, повышение показателей высокого уровня, а, следовательно, такая система заданий может быть рекомендовано к применению в СОШ.
Подводя итог проведенному исследованию можно утверждать, что правильное использование различных подходов, приемов по решению задач на движение даст положительный результат, а применение специальных заданий приведет к формированию осознанного подхода к решению задач на движение, что, несомненно, поспособствует более грамотному и осознанному изучению учебного материала на уроках математики.
Проанализировав различную методическую литературу, нами было выявлено, что в практике работы общеобразовательной школы существует множество приемов и рекомендаций для развития осознанного подхода у младших школьников.Ключевое место при этом занимают приемы математического моделирования, которые используются как на стадии знакомства с содержанием текстовой задачи, так и в процессе дальнейшей работы с ней.
Среди методических рекомендаций также было отмечено, что педагогу в своей деятельности необходимо применять различные приемы и способы формирования у детей осознанного подхода к выполняемому заданию. При этом особое внимание следует уделять разработке и подбору различных задания и упражнений, предполагающих различные способы решения. Именно с помощью различных приемов и заданий наиболее глубоко развивается осознанный подход к решению задач на движение.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа, позволила сделать выводы:
Во-первых, формирование осознанного подхода напрямую зависит от развития мышления у ребенка, так же способствует развитию умений проводить доказательные рассуждения, определять путь решения, применять различные приемы и определенные способы решения задач но движение.
Во-вторых, при решении задач разными способами, а также использовании приемов математического моделирования, выполнение заданий приобретает большую осмысленность и самостоятельность, что способствует формированию более высокого уровня понимания материала и его практического применения.
В-третьих, разработанная нами система заданий направленная на формирование осознанного подхода у учащихся дает положительные результаты, доказательством чему является сокращение показателей низкого и среднего уровня сформированности осознанного подхода, повышение показателей высокого уровня, а, следовательно, такая система заданий может быть рекомендовано к применению в СОШ.
Подводя итог проведенному исследованию можно утверждать, что правильное использование различных подходов, приемов по решению задач на движение даст положительный результат, а применение специальных заданий приведет к формированию осознанного подхода к решению задач на движение, что, несомненно, поспособствует более грамотному и осознанному изучению учебного материала на уроках математики.
Подобные работы
- Формирование у младших школьников представлений о мире профессий в деятельности детско-юношеской организации
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В СОЦИУМЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших школьников здорового образа жизни
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Формирование у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018 - Формирование представлений о здоровье по окружающему миру при изучении раздела «Здоровье» у младших школьников (Окружающий мир)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении окружающего мира (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДИКАТИВНОЙ ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



