Введение 5
1 Теоретические основы формирования у младших школьников осознанного
подхода к решению текстовых задач на движение 10
1.1 Сущность осознанного подхода к решению текстовых задач на
движение и необходимость его формирования у младших школьников 10
1.2 Виды задач на движение в курсе начальной школы 13
1.3 Анализ методических приемов обучения решению задач на
движение 18
2 Описание опытно-экспериментальной работы по формированию у
младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение 26
2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы 26
2.2 Система заданий, способствующая формированию у младших
школьников осознанного подхода при решении задач на движение 32
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 37
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение А. Контрольная работа №2. Вопросы к контрольной работе 47
В современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что, безусловно, говорит об уникальности этой области знаний.
Сегодня математика представляет собой одну из жизненно важных областей знаний современного человечества, и расценивается как необходимость для существования человека в цивилизационном обществе [4].
«А.Н. Колмогоров считает, что математика не просто один из языков. Математика - это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика - орудие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей.
При помощи математики можно связать одно рассуждение с другим. Очевидные сложности природы с ее странными законами и правилами, каждое из которых допускает отдельное очень подробное объяснение, на самом деле тесно связаны.
Однако, если вы не желаете пользоваться математикой, то в этом огромном многообразии фактов вы не увидите, что логика позволяет переходить от одного к другому» [18,с.26].
«Отсюда следует, что для большинства детей решение задач является наиболее проблемной частью изучения математики.»[5,с.5].
В требованиях к математической подготовке младших школьников, определенных государственными стандартами по начальному образованию, отмечается, что младшие школьники должны приобрести опыт в решении текстовых задач, из чего следует, что текстовым задачам необходимо уделять серьезное внимание[30].
Решение задач на начальной ступени обучения имеет главное значение для развития мышления учащихся, для овладения ими теоретических знаний, формирования у детей полноценных математических представлений, определяемых программой[35].
Учащиеся через решение задач знакомятся с различными сторонами жизни, с зависимостями между изменяющимися величинами; решение задач связано с рассуждениями, с построением цели, определенных задач[11].
Процесс обучения должен способствовать развитию и формированию осознанных и крепких знаний младших школьников, которые являются главным звеном развития возможности человека, а так же необходимым условием предметной компетентности так же более новым результатом школьного образования.
Актуальность исследования обусловлена ростом интереса в научной и методической литературе, вопросам посвященным формированию у младших школьников осознанного подхода при решении задач на движение. Поскольку именно осознанный подход способствует развитию умений проводить доказательные рассуждения, определять путь решения, применять различные приемы и определенные способы решения задач на движение.
Многие учителя, особенно начинающие, сталкиваются с трудностями, связанными с использованием на уроке определенного подхода при решении задач на движение. Ведь существует, как правило, различное множество таких задач и каждая задача решается по-своему.Ведь в то время, когда большая часть учащихся класса только приступает к осмыслению содержания задач вместе с учителем, другая пусть меньшая часть, уже знает, как их решать.
Не у всех детей в младшем школьном возрасте сформирован осознанный подход, многие дети затрудняются в выполнении задания прочитав, но не приступив к задаче.Одни дети способны с легкостью видеть различные пути решения задачи, другим требуется значительное содействие для того, чтобы просто её решить [19].
Поэтому на уроках математики необходимо научить детей обосновывать свое решение, это будет способствовать осознанному подходу обучающихся к решению задач на движение.
Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель данной выпускной работы, заключающаяся в изучении и апробации процесса формирования у младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение
Объектом исследования является процесс работы учащихся начальных классов с задачами на движение.
Предметом исследования выступают приемы и способы работы с текстовыми задачами, направленные на формирование у младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение.
Основные задачи исследования для достижения поставленной цели:
1. Рассмотреть сущность и значение осознанного подхода к решению задач на движение и необходимость его формирования у младших школьников.
2. Изучить виды и особенности задач на движение применяемые на уроках математики в начальных классах.
3. Проанализировать методические подходы к обучению решению задач на движение в начальной школе.
4. Разработать и апробировать серию заданий, способствующих формированию у младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение.
В соответствие с поставленными целями и задачами исследования, нами была сформулирована гипотеза, которая заключается в том, что если на уроках математики ввести систему заданий направленную на последовательное и систематичное освоение материала, включающую в себя различные приемы работы с текстовой задачей,то это окажет положительное воздействие на процесс формирования у младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение.
Методологической основой исследования работы являются работы методистов и докторов педагогических наук Н.Б. Истоминой[12], М.А. Бантовой[3], А.В. Белошистой [4] по вопросу сущности формирования осознанного подхода при решении задач на движение.
Направление выбранной нами темы, цели и задач выпускной квалификационной работы определило использование следующих методов исследования:
-метод анализа психолого-педагогической и методической литературы;
-метод наблюдения;
- метод интерпретации результатов наблюдения;
- метод моделирования;
-эмпирический метод;
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2016 - декабрь 2016) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования.
2 этап (январь 2017 - март 2017) -анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью выявления различных подходов к решению задач на движение.
3 этап (март 2017 - май 2017) - моделирование учебно¬исследовательской деятельности школьников по теме исследования, анализ результатов исследования, подведение итогов исследования.
Практическая значимость заключается в разработке и проверке возможности использования серии заданий, направленных на формирование у младших школьников осознанного подхода к решению задач на движение на уроках математики начальных классов.
Апробация работы:
Материалы данного исследования были опубликованы в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы перспективы» в г. Лесосибирск 27 апреля 2017 года (очная форма участия).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения,5 таблиц, 1 диаграмма,приложения, списка использованных источников, включающего 40 наименований. Общий объем работы - 49 печатных страниц.
Изучение теоретических источников по проблеме исследования позволило установить, что в младшем школьном возрасте необходимо формировать у учащихся осознанный подход к решению ЗТДТЧ. ПО мнению специалистов, осознанный подход нацелен на формирование у учащихся умения решать задачи определенных типов; научить детей выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических и символических моделей.
Проанализировав различную методическую литературу, нами было выявлено, что в практике работы общеобразовательной школы существует множество приемов и рекомендаций для развития осознанного подхода у младших школьников.Ключевое место при этом занимают приемы математического моделирования, которые используются как на стадии знакомства с содержанием текстовой задачи, так и в процессе дальнейшей работы с ней.
Среди методических рекомендаций также было отмечено, что педагогу в своей деятельности необходимо применять различные приемы и способы формирования у детей осознанного подхода к выполняемому заданию. При этом особое внимание следует уделять разработке и подбору различных задания и упражнений, предполагающих различные способы решения. Именно с помощью различных приемов и заданий наиболее глубоко развивается осознанный подход к решению задач на движение.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа, позволила сделать выводы:
Во-первых, формирование осознанного подхода напрямую зависит от развития мышления у ребенка, так же способствует развитию умений проводить доказательные рассуждения, определять путь решения, применять различные приемы и определенные способы решения задач но движение.
Во-вторых, при решении задач разными способами, а также использовании приемов математического моделирования, выполнение заданий приобретает большую осмысленность и самостоятельность, что способствует формированию более высокого уровня понимания материала и его практического применения.
В-третьих, разработанная нами система заданий направленная на формирование осознанного подхода у учащихся дает положительные результаты, доказательством чему является сокращение показателей низкого и среднего уровня сформированности осознанного подхода, повышение показателей высокого уровня, а, следовательно, такая система заданий может быть рекомендовано к применению в СОШ.
Подводя итог проведенному исследованию можно утверждать, что правильное использование различных подходов, приемов по решению задач на движение даст положительный результат, а применение специальных заданий приведет к формированию осознанного подхода к решению задач на движение, что, несомненно, поспособствует более грамотному и осознанному изучению учебного материала на уроках математики.
1. Архипово, О.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 1-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипово, Т.В. Белых. - Москва: "Глобус", 2008г. 176 с.
2. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П. У. Байрамукова, А. У. Уртенова. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2009. - 299 с.
3. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бонтово,Г. В. Бельтюкова. - Москва: Просвещение, 1984. - 335 с.
4. Белошистая, А.В. Методика обучения математики в начальной школе / А.В. Белошистоя. - Москва: ВЛАДОС, 2005. - 455 с.
5. Белошистая А.В. Обучение решению задач в начальной школе / А.В. Белошистая. - 2-е изд., испр. - Москва: ИНФРА-М, 2016. 281 с.
6. Белошистая, А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования / А.В. Белошистая. - Москва: МГПУ, 2004. -43 с.
7. Викулов, И.Г.Об одном подходе к диалогизации обучения школьников поиску решения задоч но движение /И.Г. Викулов, М.И. Зайкин // Мир. Ноуки. Культуры. Образование. 2011. - №6. - С. 143-145.
8. Воловичево, Л.А. Развивающие возможности задач но движение / Л.А. Воловичево // Ночальная школа. - 2000. №5. - С. 106.
9. Довыдов, В.В. Концепция учебной деятельности /В.В. Довыдов, А.К. Морково // Вопросы психологии - 1981 - №6. - С.19.
10. Далингер, В.А. Методика обучения математики в начальной школе / В. А. Далингер, Л.П.Борисова. Москва: Юройт, 2016. - 207 с.
11. Денищева, Л. О., Теория и методика обучения математике в школе: учеб, пособие /Л. О. Денищева, А. Е. Захарова, М. Н. Кочагина - Москва: бином. Лаборатория знаний, 2014 - 247 с.
12. Истомина, Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах / Н.Б. Истомина - Москва: Академия, 2001. 288 с.
13. Истомина, Н.Б. Практикум по методике обучения математике в начальной школе: Развивающее обучения /Н. Б. Истомина, Ю.С. Заяц. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. - 144 с.
14. Артёмов,А. К. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах / А. К. Артёмов;под ред. Н.Б. Истоминой. - Москва: Воронеж, 1996. - 222с.
15. Каирова, Л.А. Методика преподавания математики в начальных классах: учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения. В 2 ч. Ч. 1 / Л.А. Каирова, Ю. С. Заяц. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - 82 с.
16. Каменков^НУ. Изучение умения младших школьников решать задачи на движение /Н.ГКаменкова //Младший школьник в образовательном пространстве: сб. / Санкт - Петербург, 2009. - С. 302 - 308.
17. Конных, М.А. Приёмы и способы обучения младших школьников решению задач на движение/М.А. Конных // Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: сб. / Красноярск, 2017. - С. 195¬197.
18. Кузнецов, В. И. К вопросу о решении математических задач / В. И. Кузнецов // Начальная школа - 1999. - №3,- С.25.
19. Матюшкина, Г.С.Причины, определяющие недостаточный уровень умений решать задачи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //mgalinast.narod. ru/stranicv/prichini. htm
20. Мишин, В. И. Методика преподавания математики в школе: Частная методика / под ред. В. И. Мишина // Москва: Просвещение, 2005. - 167 с.
21. Моро, М. И. Методика обучения математике 1-3 класса / М. И. Моро А. М. Пышкало. - Москва: Просвещение, 1978. - 336 с.
22. Овчинниково, М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): Учебно-методическое пособие для студентов специальностей "Начальной обучение. Дошкольное воспитание" / М.В. Овчинникова.. - Москва: Пед. пресса, 2001. - 128 с.
23. Пойо, Д. Кок решать задачу / Д. Пойо; под ред. Ю. М Гойдука.. - Москва: Львов, 1991. - 207 с.
24. Темербекова, А. А., Методика обучения математике: учеб, пособие / А. А. Темербеково, И. В Чугуново, Г. А. Бойгонакова. - СПб: «Лонь», 2015 - 512 с.
25. Терентьево, И.Г. Современная энциклопедия начальной школы. Математика / И.Г. Терентьева. - Москва: СЛОВО; Эксмо, 2006. 128 с.
26. Тихоненко А. В. Нравственное воспитание учащихся в процессе решения зодоч.//Начальная школа - 2001, №8.
27. Тихоненко, А.В. Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе. // Под ред. А.В. Тихоненко.- Ростов - но - Дону: Феникс, 2008. -394 с.
28. Тоом, А. Л. Кок я учусь решать текстовые задачи. Математика. / А. Л. Тоом// 2004. - № 46. - С. 46.
29. Узорово, О. В. 2500 задач по математике: 1 - 4 кл. / О. В. Узарова, Е.А. Нефедова. - Москва: ООО «АСТ», 2003. - 254 с.
30. Учебные стандарты школ России: Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 1 / под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. - Москво, 1998. -11 с.
31. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л. М. Фридман. - Москва: Знание, 1984. - 80 с.
32. Царева, С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе / С. Е. Царева - Москва: Академия , 2014. - 495 с.
33. Царева, С.Е. Обучение решению текстовых задач, ориентированное на формирование учебной деятельности младших школьников. - Новосибирск: НГПУ, 1998. - 136 с.
34. Царева, С.Е. Непростые простые задачи // Начальная школа - 2005, №1 - 49 с.
35. Царева, С.Е.Учебная деятельность и умение учиться// Начальная школа - 2007, №9 - 42 с.
36. Цукарь, А.Я. Схематизация и моделирование при решении текстовых задач // Математика в школе. 1998. № 5 - 36 с.
37. Шикова, Р.Н. Использование моделирования в процессе обучения решению текстовых задач // Начальная школа - 2004, №12 - 32 с.
38. Шикова, Р.Н. Методика обучения решению задач, связанных с движением тел // Начальная школа - 2000, №5 - 30 с.
39. Шикова, Р.Н. Решение задач на движение в одном направлении // Начальная школа - 2000, №12 - 48 с.
40. Эрдниев, П.М, Обучение математике в школе/ Укрупнение дидактических единиц. Книга для учителя. П. М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев - Москва: «Столетие», 1996 -320с.