Введение
1 Особенности организации и тенденции развития современного дошкольного
образования в РФ 5
1.1 Система дошкольного образования и содержания детей в Российской
Федерации 5
1.2 Нормативно-правовые основы предоставления услуг в сфере
дошкольного образования 14
1.3 Основные направления государственной политики в сфере дошкольного
образования 21
2 Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и
содержания детей 25
2.1 Развитие альтернативных форм дошкольного образования 25
2.2 Механизмы, содействующие повышению доступности услуг
дошкольного образования 34
2.3 Стимулирование муниципально-частного партнерства в сфере
дошкольного образования 42
3 Оценка эффективности муниципально-частного партнерства в сфере
дошкольного образования города Красноярска 48
3.1 Прогноз потребности в предоставлении услуги дошкольного образования
в городе Красноярске 48
3.2 Анализ сценариев развития сети и доступности услуг дошкольного
образования на основе использования механизмов муниципально-частного партнерства 62
3.3 Рекомендации по реализации механизмов муниципально-частного
партнерства в сфере дошкольного образования города Красноярска 79
Заключение 84
Список использованных источников 86
Тема дошкольного образования в муниципальных образованиях России является актуальной вот уже который год. Глубокие социальные и экономические изменения диктуют необходимость ускоренной модернизации отраслей сферы услуг. Бремя осуществления преобразований ложится на органы местного самоуправления. Для Российской Федерации перспективы крупномасштабных государственных, региональных и муниципальных инвестиций в инфраструктуру дошкольного образования в изменившихся геополитических и экономических условиях вызывают серьезные опасения. Указанное обстоятельство усиливается тенденцией к сокращению доходной части муниципальных и региональных бюджетов, вынуждающей органы власти искать источники внебюджетного финансирования в области социально¬значимых проектов.
Особенности организации и тенденции развития современного дошкольного образования обуславливают основные проблемы данной сферы. Система дошкольного образования и содержания детей в России является динамичной и требует постоянного соответствия современных условий потребностям общества. Однако ключевые аспекты, определяющие форму и содержание дошкольного образования, зачастую мало учитывают постоянно меняющиеся потребности данной сферы. Тем самым наличие проблемы доступности услуг дошкольного образования и невозможность органов государственного и муниципального управления полноценно обеспечить ее решение создают потребность в дополнительных ресурсах.
В таких условиях государственно-частное партнерство, а на местном уровне - муниципально-частное партнерство становится одним из приоритетных механизмов для привлечения инвестиций и решения задач социального характера.
В настоящее время развитие институтов и практики реализации проектов муниципально-частного партнерства в России проходит стадию активного формирования и поиска оптимальных форм с учетом имеющихся задач инфраструктурного, социального и рыночного развития. Соответственно, проблема исследования определена необходимостью поиска подходов к эффективному применению механизма муниципально-частного партнерства.
Объектом исследования данной работы является сфера дошкольного образования.
Предмет исследования - обеспечение доступности услуг дошкольного образования при помощи механизмов муниципально-частного партнерства.
Цель данной работы - выявление возможностей и разработка рекомендаций по эффективному использованию механизмов муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1) анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации;
2) обзор федерального законодательства, регулирующего
предоставление услуг в сфере дошкольного образования;
3) анализ механизмов повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей;
4) определение состояния сферы дошкольного образования в городе Красноярске;
5) оценка эффективности муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования города Красноярска;
6) разработка рекомендаций по применению механизмов муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования.
Учитывая динамичность сферы дошкольного образования и изменившиеся экономические условия, муниципально-частное партнерство может стать одним из перспективных направлений. Ведь доступность такого важного социального блага, как дошкольное образование, должна быть обеспечена для всех детей страны.
Таким образом, в данной работе проведено исследование возможностей развития муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования на примере города Красноярска.
В рамках работы были выявлены основные ограничения развития дошкольного образования. К ним можно отнести:
- Ограниченные возможности бюджетного финансирования указанной сферы;
- Динамичность демографических тенденций;
- Высокий уровень требований к организации дошкольного образования;
- Несоответствие форм и содержания образовательного процесса современным потребностям общества.
Указанные ограничения не позволяют решать проблемы дошкольного образования силами органов муниципального управления. Появляется необходимость в дополнительных инвестициях и инновационном подходе к деятельности, которые может обеспечить бизнес. Таким образом, муниципально-частное партнерство позволяет взаимовыгодно сотрудничать частным и публичным партнерам.
Посредством составления демографического прогноза и анализа состояния сферы дошкольного образования в городе Красноярске, была обозначена актуальность проблемы. Кроме того, проводилась многокритериальная оптимизация вариантов практического применения механизмов муниципально-частного партнерства. По результатам работы были разработаны рекомендации по реализации механизмов муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования города Красноярска.
В практике должны использоваться разнообразные формы муниципально-частного партнерства, максимально отвечающие интересам всех его участников. Кроме того необходимо обеспечение прозрачности и максимальной доступности информации, связанной с данной сферой деятельности, создание благоприятного информационного образа. Развитие муниципально-частного партнерства должно поддерживаться созданием институциональной среды, обеспечивающей эффективное применение данных механизмов на практике.
Результаты данной работы показали актуальность заявленной проблемы и эффективность предлагаемого способа ее решения. Однако в теме использования муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования присутствуют направления, требующие дополнительного внимания и разработки. К ним относятся: исследования в области оценки бизнесом и населением механизмов муниципально-частного партнерства, мотивации и эффектов его применения.
1. М.М.Кириченко «Общедоступность дошкольного образования: современное состояние и антикризисные практики регионов и муниципалитетов», http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/349/document4759.shtml
2. Селиверстова И.В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора. // Социологические исследования, 2015, №5
3. «Социальное положение и уровень жизни населения России», Росстат, Москва, 2015 г.
4. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 год
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1З.06.2016) : ст. 65.
7. На 20 % увеличена плата за детские сады в Красноярске [Электронный ресурс] : Независимый городской сайт Красноярска [сайт] - Красноярск, 2015- Режим доступа:http://ngs24.ru/news/more/2275153/
8. Открытое министерство [Электронный ресурс] : Министерство образования и науки РФ [сайт] - Москва, 2015 - Режим доступа : минобрнауки.рф /проекты/ открытое- министерство
9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
10. Правительство РФ о состоянии исполнения поручений Правительству,содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года№596-606. — 16.05.2016.
11. Ведомственная целевая программа "Развитие общего и профессионального образования Красноярского края [Электронный ресурс] : Министерство образования Красноярского края [сайт] -Красноярск, 2014- Режим доступа:http://www.krao.ru/rb-topic_t_156.htm
12. «Мама на должности» [Электронный ресурс] : Российская газета [сайт] - Москва, 2009 - Режим доступа: https://rg.ru/2009/07/02/detsad.html
13. «Передовое введение мест в детских садах» [Электронный ресурс] : Информационное агентство «Regnum» [сайт] - Москва, 2010- Режим доступа: http: //www.regnum.ru/news/922020. html
14. «Новый стары детский сад» [Электронный ресурс] : [сайт] - Архангельск, 2011- Режим доступа:http://www.detsada.net/node/3735
15. Рекомендации участников «Круглого стола» «Совершенствование законодательства в области обеспечения прав детей на доступное и качественное дошкольное образование», утвержденные решением Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей от 23.12. 2008 г . № 3.6 - 12/33
16. Альтернативные формы дошкольного образования [Электронный ресурс] : [сайт] - Москва, 2011- Режим доступа: http://www.business- class.su/article.php?id=17648
17. Детские сады [Электронный ресурс] Информационный портал о государственных и частных детских садах : [сайт] -Кемерово, 2012- Режим доступа: http: //www.deti-club .ru/teka
18. Домашнее воспитание [Электронный ресурс] : [сайт] - Москва, 2011- Режим доступа: http://www.rzs.ru/uslugi/educ/news/?nid=38576
19. Е.В.Савицкая «Некоторые итоги исследования системы детского дошкольного образования», Вопросы образования, №4, 2015
20. Закон Красноярского края от 26.12.2006 «О краевой целевой программе «Дети» на 2007-2009 годы»
21. Мониторинг экономики образования [Электронный ресурс] : НИУ «Высшая школа экономики» [сайт] - Москва, 2014- Режим доступа: https: //memo .hse.ru/
22. Постановление Мэра г. Арзамаса от 22 мая № З2
23. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 1З.07.2015) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
24. Анализ современных моделей повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей - Фонд «Институт экономики города» - Москва 2009 год - Режим доступа : http://www.urbaneconomics.ru/download.php?dl_id=3060#2
25. Информационные материалы о состоянии и перспективах развития системы дошкольного образования в Российской Федерации (для участников Всероссийского форума работников системы дошкольного образования)
26. Выступление Президента РФ Владимира Путина на расширенном заседании Правительства РФ 2015 год - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/31721
27. Решат ли частные детсады социальную проблему? [Электронный ресурс] : Деловая пресса [сайт] - Москва, 2014 - Режим доступа : http://businesspress.ru/newspaper/article_mId_44_aId_458551.html
28. Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную
образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет [Электронный ресурс] : Федеральная служба государственной статистики [сайт] - Красноярск - Режим доступа:
http: //www.gks .ru/dbscripts/munst/munst04/DBInet.cgi# 1
29. В администрации Красноярска подтвердили формальную ликвидацию очереди в детсады [Электронный ресурс] : Интернет-газета «Newslab» : Режим доступа :http://newslab.ru/news/693970.З0 декабря 2015
30. Демографический прогноз до 20З0 года Численность населения по разным возрастным группам [Электронный ресурс] : Федеральная служба государственной статистики [сайт] - Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/de mography/#
31. Проект стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 г. и план мероприятий по ее реализации, Красноярск, 2016 г.
32. Главное управление образования администрации города Красноярска [Электронный ресурс] : Администрация города Красноярска [сайт] - Красноярск, 2015 - Режим доступа :http://krasobr.admkrsk.ru/?page_id=975
33. Решение Красноярского городского Совета депутатов от 22.12.2014 №
11-140 «О бюджете города на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов»
34. Волчек К.Е. «Качество услуг, предоставляемых частными детскими садами Красноярского края», исследовательская работа, Красноярск, 2016 г.