Введение
1. Особенности конкурентоспособности 12
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности 12
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
19
1.2.1 Факторы внешней среды 20
1.2.2 Факторы внутренней среды 22
1.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности
предприятия 24
1.3.1 Модель пяти сил конкуренции М.Портера 24
1.3.3 Методика сравнительного анализа конкурентов 27
1.4 Способы повышения конкурентоспособности 32
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Металлинвест» 35
2.1 Общая характеристика ООО «Металлинвест» 35
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 44
2.2.1 Анализ внешней среды ООО «Металлинвест» 44
2.2.2 Анализ внутренней среды ООО «Металлинвест» . . . . . .
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
ООО «Металлинвест» 64
3.1 Сравнительный анализ конкурентов 64
3.2 Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности
малого производственного предприятия 69
3.3 Оценка эффективности разработанных мероприятий повышения
конкурентоспособности малого производственного предприятия 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ
Функционирование предприятий невозможно само по себе без учёта
деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи –
экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор,
определяющий само право на существование той или иной организации.
Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций
непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные
и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут
востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов
и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения
конкурентоспособности отдельно взятой организации.
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные
стороны:
– она способствует развитию научно-технического прогресса,
постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии,
рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически
неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
– она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению
издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;
– в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень
заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можно отнести:
– придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для
безработицы, инфляции и банкротства;
– ведет к дифференциации доходов и создает условия для их
несправедливого распределения;
– ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка
мощностей в периоды производственных спадов.10
Контроль за конкурентами, при грамотном подходе и быстрых и
правильных действиях со стороны менеджмента организации, позволит
удовлетворить специфические запросы потребителя раньше и лучше других.
Лишь выявив слабые и сильные стороны конкурентов, можно
правильно оценить их потенциал, цели и стратегии, что позволит в будущем
стратегически точно сконцентрировать внимание на том направлении, где
конкурент слабее. И это будет верным путём к расширению своих
собственных преимуществ в конкурентной борьбе.
Конкурентоспособность – сложное и разностороннее понятие,
включающее в себя такие составляющие деятельности предприятия, как
товар (услуга) и его основные характеристики: качество, актуальность,
технология производства, доступность для конечных потребителей.
Многоаспектность этого понятия обуславливается соответствием
производимых организацией товаров и услуг требованиям рынка и конкретно
потребителей не только по таким факторам, как качество, технические,
экономические и эстетические характеристики, но и ввиду важности
коммерческих характеристик и условий реализации, таких, как цена, сроки
поставки, каналы сбыта, реклама, сервис.
Успешность компании обуславливается способностью предложить
товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка и потребителей.
Поэтому так важно пристальное внимание уделять такому многозначимому
аспекту предприятия, как конкурентоспособность.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все
предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с
такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях,
а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на
рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по
повышению конкурентоспособности.11
В качестве объекта исследования выбрано предприятие – ООО
«Металлинвест», занимающееся производством малых архитектурных форм,
таких как детское игровое и спортивное оборудование.
Предметом исследования является конкурентоспособность
предприятия.
Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по
повышению конкурентоспособности на примере ООО «Металлинвест» и
обоснование их экономической эффективности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
– изучить теоретические и методологические аспекты по повышению
конкурентоспособности организации;
– дать общую характеристику ООО «Металлинвест»;
– сделать анализ внутренней и внешней среды предприятия;
– сделать анализ конкурентоспособности ООО «Металлинвест»;
– разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности
ООО «Металлинвест»;
– дать обоснование экономической целесообразности внедрения
предлагаемых мероприятий.
Методы, при помощи которых будет осуществляться оценка
конкурентоспособности ООО «Металлинвест» – коэффициентный метод
(коэффициенты финансовой устойчивости, платежеспособности,
ликвидности, рентабельности), методики факторного, сравнительного
анализа (методы вертикального и горизонтального анализа), табличный
метод, метод экспертных оценок.
Основой для проведения финансового анализа является, главным
образом, бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский
баланс (форма № 1) и приложение к балансу: отчет о прибылях и убытках
(форма № 2). Кроме того, будут использованы учебно-методическая
литература и Интернет-ресурсы.
В условиях динамично развивающейся конкурентной среды
необходимо проводить анализ конкурентоспособности своего предприятия
на фоне других представителей данного сектора рынка. Это позволит
получить информацию, о том, что привлекает потребителя в продукции или
услугах данного предприятия, и какие преимуществами обладают его
конкуренты. Анализ необходим, чтобы на его основе можно было
усовершенствовать те моменты, которые способствуют снижению
конкурентоспособности. Исходя из этого, проведение данного анализа
является жизненно необходимой составляющей каждого предприятия,
поскольку, не зная того, что нужно потребителю и какими конкурентными
преимуществами обладают соперники, не стремясь исправить сложившееся
не завидное положение можно прийти к банкротству.
Целью данной работы являлась разработка мероприятий по
повышению конкурентоспособности на примере ООО «Металлинвест» и
обоснование их экономической эффективности. Данная цель была
достигнута за счет решения ряда задач:
– были изучены теоретические и методологические аспекты по
повышению конкурентоспособности организации;
– была представлена общая характеристика ООО «Металлинвест»;
– был проведен анализ внутренней и внешней среды предприятия;
– был проведен анализ конкурентоспособности ООО «Металлинвест»;
– были разработаны мероприятия по повышению
конкурентоспособности ООО «Металлинвест»;
– были даны обоснования экономической целесообразности внедрения
предлагаемых мероприятий.
По итогам исследования с целью улучшения финансового состояния
организации и повышения конкурентоспособности были предложены
следующие мероприятия:82
– повышение качества производимой продукции;
– разработка и создание системы бонусов и скидок.
По данным проведенного анализа был сделан вывод о том, что для
ООО «Металлинвест» разработка и создание системы бонусов и скидок
является актуальным, так как у основного конкурента ООО «ЮМАГС»
хорошо развита система скидок. С целью улучшения конкурентных позиций
была предложена разработка системы не только скидок, но и бонусов. Тем
самым данные действия позволят ООО «Металлинвест» превосходить не
только ценой и качеством, но и выгодными предложениями, которые могут
устроить не только постоянных клиентов ООО «Металлинвест», но и
непосредственно клиентов наших конкурентов.
Азоев, Г.П. Конкуренция: анализ, стратегия и практика: учебное
пособие/Г.П. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга.-2013.- 31с.
2. Багиев, Г.Л., Тарасевич В.М., АннХ. Маркетинг: Учебник для
вузов./ Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, М.Х. Анн. – СПб.: Питер.- 2014.
3. Бедненко, Т.Е. Управление затратами как фактор повышения
конкурентоспособности предприятия – учебное пособие / Т.Е. Бедненко.
Режим доступа: [http://marketing.perm.ru/articles/?id=4138 от 24.01.08]
4. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация,
анализ, прогноз: учебное пособие./ И.К. Беляевский. – М.: Финансы и
статистика.- 2001. – 320 с.
5. Богомолова, И.П. Анализ формирования категории
конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства
экономических объектов: учебник для вузов / И.П. Богомолова. Режим
доступа: [http://www.mavriz.ru/articles/2005/1/3551.html от 13.02.08].
6. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: Учебник. / Е.П. Голубков. –
М.: Издательство «Финпресс».-2012. – 656 с.
7. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник. / Л.Г. Зайцев,
М.И. Соколова. – М: экономичность, 2012. – 416 с.
8. Когденко, В.Г. Практикум по экономическому анализу: учебное
пособие/ В.Г. Когденко. – М.: Перспектива.-2014. – 240 с.
9. Магомедов, Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное
пособие / Ш.Ш. Магомедов.– М. Издательско-торговая корпорация «Дашков
и К».-2005. – 294 с.
10. Матанцев, А.Н. Эффективность рекламы//Финпресс. — М.:
Финпресс.- 2012.-№3.-23с.
11. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: учебное пособие. / М.Х.
Мескон, М.А. Альберт.- М.: «Дело».- 2014.84
12. Мотышина, М. С. Исследование систем управления: учебное
пособие/М.С. Мотышина. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А..- 2016. – 224 с.
13. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: Учебник, практикум и учебнометодический комплекс по маркетингу/ Р.Б. Ноздрева, В.Ю. Гречков, М.И.
Соколова, Т.Д. Крылова. — М.: Экономисту. - 2013.
14. Оганесян, А.С. Анализ и управление эффективностью рекламы:
учебник/ А.С. Оганесян, И.А. Оганесян. Режим доступа
[http://www.mavriz.ru/articles/2003/3/63.html от 18.03.08]
15. О’ Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический
подход / Дж. О’ Шонесси; пер. Д. О. Ямпольской. – СПб: Питер. -2012. – 864
с
16. Панов, А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие для
ВУЗов/ А.И. Панов.-М.:Юнити-Дана.-2012.
17. Уткин, Э.А. Управление компанией: учебник./Э.А. Уткин.-
М.:Демас. – 2015.
18. Фасхиев, Х.А. Как измерить конкурентоспособность
предприятия/ Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова. Режим доступа:
[http://www.dis.ru/market/arhiv/2003/4/8.html от 25.04.07]
19. Федосеев, В.В. Экономико-математические методы и модели в
маркетинге: учебное пособие для вузов/ В.В. Федосеев, Н.Д. Эриашвили. -
М.: Юнити-Дана.-2011.
20. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа: учебник. / А.Д.
Шеремет, Е.В. Негашев. – М.: ИНФРА – 2013. - 208 с.
21. Абрамов, А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и
инвестиционной деятельности предприятия: учебное пособие/ А.Е. Абрамов.
– М.: Экономика и финансы АКДИ. – 2013 – 96 с.
22. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ: Учебное пособие/ В.Г.
Артеменко, М.В. Беллендир. – М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ. – 2015. –
128 с.85
23. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебное пособие/
М.И. Баканов. – М.: Финансы и статистика. – 2013 г. – 428 с.
25. Балабанов, И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего
субъекта: учебник/ И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика. – 2016. – 329
с.
26. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник/ О.С. Виханский, А.Н.
Наумов. – М.: «Высшая школа». – 2012. – 425 с.
27. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности: учебник
для ВУЗов/ В.М. Власова. – М.: «Финансы и статистика». – 2011. – 278 с.
28. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для
вузов / Под ред. Л. Е. Стровского. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ. – 2013. – 337 с.
30. Гаджинский, А.И. Логистика: Учебник для высших и средних
специальных учебных заведений/ А.И. Гаджинский. – М: Информационновнедренческий центр «Маркетинг». – 2014. – 381 с.
31. Герчикова, И.Н. Менеджмент: укчебник/И.Н. Герчикова. – М.:
ЮНИТИ. – 2015. – 582 с.
32. Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции: учебное
пособие/ А.В. Гличев. – М.: АМИ. – 2013. – 231 с.
33. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: учебник для ВУЗов/ О.В
Ефимова. – М.: Бух. учет. – 2016. – 360 с.
34. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор
инвестиций. Анализ отчетности/ В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика. –
2013. – 676 с.
36. Портер, М.У. Конкуренция: учебник/ М.У. Портер. – М: Изд. Дом
«Вильямс». – 2012. – 183 с.
37. Латкин, А.П. Конкурентоспособность регионального производства:
сборник трудов аспирантов и молодых ученых/ А.П. Латкин. – Владивосток:
Изд-во Дальневосточного университета. – 2015. – 127 с.