ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 7.17 КоАП РФ 8
1.1 Основания административной ответственности, предусмотренной статьей 7.17 КоАП РФ 8
1.2 Состав правонарушения, предусмотренный ст. 7.17 КоАП РФ 18
Глава 2. Процессуальные и организационные основы применения статьи 7.17 КоАП РФ 27
2.1 Административно правовое регулирование организации применения статьи 7.17 КоАП РФ 27
2.2 Процессуальный порядок применения статьи 7.17 КоАП РФ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Актуальность темы исследования. Правоохранительные органы прилагают немалые усилия в борьбе с административными деликтами, но несмотря на это социальные опросы населения свидетельствуют о том, что результаты деятельности правоохранительных органов не вызывают общественного одобрения. Так, по данным ВЦИОМу доля граждан, отрицательно оценивших работу полиции в своем регионе, составила 27%. Для устранения напряжённости в обществе система административно¬правовых мер по борьбе с правонарушениями, посягающими на право собственности, должна быть скорректирована на функционирование в рамках жестких ограничений, связанных с необходимостью соблюдения прав человека и гражданина.
К числу наиболее распространенных административных деликтов, посягающих на право собственности, относится умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ). Данные о работе судов общей юрисдикции по делам об административных правонарушениях свидетельствуют, что за 2015 год судами было рассмотрено 22 063 дел, за 2016 год 26 412 дел, за 2017 год—26 437 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.17 КоАП РФ.
Правонарушения, предусмотренные ст. 7.17 КоАП РФ, наносят серьезный вред отношениям собственности. Граждане и юридические лица лишаются материальных ценностей или возможности пользоваться принадлежащим им имуществом либо извлекать из него пользу.
Среди правонарушений против собственности по количеству рассмотренных дел умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества уступает только мелкому хищению. Удельный вес рассмотренных дел по ст. 7.17 КоАП РФ среди правонарушений против собственности за 2017 год составляет 4,96%.
Степень изученности темы. В юридической литературе вопросам административной ответственности уделяли внимание многие исследователи.
Понятия, признаки и иные выводы данной категории, составляющие основу современного понимания административной ответственности, начинают формулироваться в советский период в трудах Д. Н. Бахраха, И. А. Галагана, Л. Л. Панова, В. Д. Сорокина, Н. Г. Салищевой, С. С. Студеникина, А. П. Шергина и других авторов.
Современный период знаменателен трудами по административной ответственности А. Б. Агапова, И. И. Веремеенко, Т. В. Ворошиловой, А. С. Дугенца, А. П. Коренева, М. Я. Масленникова, Ю. Н. Старилова, Ю. А. Тихомировой, А. П. Шергина и ряда других ученых.
Вместе с тем проблемы административной ответственности за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества до настоящего времени не подвергались системному и фундаментальному исследованию.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию административно-правового механизма борьбы с умышленным уничтожением или повреждением чужого имущества. Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:
дать административно-правовую характеристику состава умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества;
- изучить ведомственную и судебную практику применения ст. 7.17 КоАП РФ;
- выявить проблемы развития материально-правовых и процессуальных отношений в связи с административной ответственностью в целях обеспечения прав и законных интересов субъектов административной ответственности;
- выявить особенности производства по делам об административных правонарушениях, связанных с уничтожением или повреждением чужого имущества;
в целях защиты прав и законных интересов субъектов административной ответственности предложить меры совершенствования процессуальных норм, определяющих порядок реализации административной ответственности;
- разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.17 КоАП РФ.
Объектом исследования являются урегулированные правом общественные отношения, возникающие в связи с применением норм административного права, предусматривающих административную ответственность за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие эти отношения, а также деятельность по применению указанных административно-правовых норм.
Методологию исследования составляет диалектический метод научного познания правовых явлений. Вместе с тем, в процессе исследования применялись: формально-логический, системно-структурный,статистический, сравнительно-правовой методы исследования. Также использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, метод аналогии, контент анализ.
Теоретическую основу исследования образуют положения общей теории права с учетом современных достижений наук административного, уголовного, гражданского, трудового и иных отраслей права.
Эмпирическую базу исследования составляют результаты изучения автором 270 решений судов общей юрисдикции за период с 2011 по 2018 гг.
Статистическая информация судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Новизна исследования заключается в том, что это первая научная работа, посвященная комплексному анализу уничтожения или повреждения имущества в административном праве, выполненная на базе административного, уголовного, гражданского и трудового законодательства, регулирующее сходные вопросы.
Положения, выносимые на защиту:
- буквальное толкование умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества исключает возможность квалификации по ст. 7.17 КоАП РФ ряда действий, таких как уничтожение или повреждение имущества, являющегося совместной собственностью. Предлагается уставить ответственность за указанные выше противоправные деяния на уровне законов субъектов Российской Федерации об ' административных правонарушениях.
- сложившаяся правоприменительная практика по привлечению лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.17 КоАП РФ, и возмещению материального ущерба потерпевшему является усложненной. Вопросы привлечения лица к административной ответственности решаются в рамках административного процесса, а вопросы возмещения материального ущерба - в рамках гражданского процесса, несмотря на норму ст. 4.7 КоАП РФ, которая дает право судьям общей юрисдикции решать вопрос возмещения материального ущерба в рамках административного процесса.
- материальные сроки давности за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества не учитывают всю сумму процессуальных действий, составляющих процессуальные сроки давности. Этот вывод подтверждает тот факт, что в случае направления протокола должностному лицу для устранения существенных недостатков на повторное рассмотрение возвращается только каждый седьмой протокол. Также суммарное количество решений, прекращающих производства на основании п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, составляет свыше 10% от всех поступивших на рассмотрение дел об умышленном уничтожении или повреждении чужого имущества
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные выводы могут быть использованы как в законодательной, так и нормотворческой деятельности в целях совершенствования организации соответствующей деятельности органов внутренних дел и судов общей юрисдикции. Также материалы исследования могут быть применены в учебном процессе высших учебных заведений по специальности «Административное право», а также при подготовке учебных пособий, учебников и другой учебно-методической литературы по данной проблематике.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения, выводы и рекомендации исследования нашли отражение в двух научных публикациях автора:
- «Основания административной ответственности, предусмотренной статьей 7.17 КоАП РФ»;
- «Определение размера ущерба и его значительности при уничтожении или повреждении чужого имущества (статья 7.17 КоАП РФ)».
Указанные работы были опубликованы в электронном периодическом издании «Аллея науки».
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Для адекватного реагирования и предупреждения правонарушений, предусмотренных ст. 7.17 КоАП РФ, мы предлагаем внести поправку в указанную статью. А именно заменить абзац второй указанной статьи «влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей» изложив его в следующей редакции: «влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или общественных работ сроком до пятидесяти часов».
Установив охрану имущества от уничтожения или повреждения, законодатель избрал формулировку «чужое имущество», что в определенной степени усложняет производство по делу об административном правонарушении, так как правоприменителю необходимо устанавливать принадлежность имущества. Но главное из-за данной формулировки из-под защиты статьи 7.17 КоАП РФ выпадает имущество, являющееся совместной собственностью.
Для устранения выше указанного недостатка мы предлагаем на уровне субъектов Российской Федерации установить ответственность за уничтожение или повреждения предметов имущества, которые не охраняются статьей 7.17 КоАП РФ.
Например, в следующей редакции: «Порча внешнего вида стен нежилых зданий, лестничных площадок, лифтов, подъездов, дворовых сооружений, оборудования общественных мест, в том числе изображение на них рисунков, непристойных и иных надписей, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа от пятисот до одной тысячи рублей».
Для правильной организации юрисдикционной деятельности мы предлагаем внести изменения в КоАП РФ в части отнесения деликта, предусмотренного ст. 7.17 КоАП РФ, к альтернативной подведомственности и внести поправку в ст. 23.3 КоАП РФ следующего содержания: 1) в ч. 1 после слов «совершенных в общественных местах» дополнить предложением «статьей 7.17 (в части административных правонарушений в области охраны собственности)»; 2) в ч. 2 после слов «совершенных в общественных местах» дополнить предложением «статьей 7.17 (в части административных правонарушений в области охраны собственности)»; 3) в ч. 3 после слов «совершенных в общественных местах» дополнить предложением «статьей 7.17 (в части административных правонарушений в области охраны собственности)»; 4) в ч. 4 после слов «совершенных в общественных местах» дополнить предложением «статьей 7.17 (в части административных правонарушений в области охраны собственности)»; 5) в ч. 9 после слов «совершенных в общественных местах» дополнить предложением «статьей 7.17 (в части административных правонарушений в области охраны собственности)».
Таким образом, закрепить за сотрудниками органов внутренних дел право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.17 КоАП РФ, в случаях, когда сумма ущерба не превышает объективный (количественный) показатель. Если ущерб превышает количественный показатель, то должностное лицо органов внутренних дел, уполномоченное рассматривать административное дело за данное правонарушение, передает дело на рассмотрение в судебный орган, так как выяснению будет подлежать материальное положение сторон.
Рассмотрев процессуальные основы применения статьи 7.17 КоАП РФ, мы приходим к следующим выводам:
1. Для производства по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 7.17 КоАП РФ, необходим особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на события административного правонарушения, но из-за отсутствия сведений о правонарушителе являющихся недостаточными для составления протокола об административном правонарушении. В связи с чем мы предлагаем предоставить право должностному лицу, уполномоченному составлять протокол по ст. 7.17 КоАП РФ, проводить административное расследование путем внесения поправки в ст. 28.7 КоАП РФ следующего содержания: в ч. 1 после слов «в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.5» дополнить словами «7.17 настоящего Кодекса».
2. Увеличить материальный срок давности по рассматриваемому административному деликту, путем внесения поправки в ст. 4.5 КоАП РФ следующего содержания: в ч. 1 после слов «в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5» дополнить словами «7.17 настоящего Кодекса».
3. Обязать суды выяснять вопрос наличия спора о возмещении имущественного ущерба, при отсутствии такового с назначением административного наказания решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, в связи с чем необходимо внести поправку в ст. 4.7 КоАП РФ следующего содержания: в ч. 1 слово «вправе» заменить словом «обязан».
1. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14.09.1963 // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV.- Москва: Международные отношения, 1990. - С. 218 - 225.
Правовые позиции ЕСПЧ:
2. Постановление ЕСПЧ по делу Ван Марле против Нидерландов от 26.06.1986 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
Нормативно-правовые акты РФ:
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
5. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 23.-Ст. 2291.
6. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (в ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №7.- Ст. 900.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (вред. от 18.04.2018) И Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - №40.-Ст. 3822.
8. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3813.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст. 3.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2594.
11. О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных нарушениях и оплате их труда: Постановление Правительства РФ от 04.03.2003 № 140 (ред. от 07.03.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 10.-Ст. 905.
12. О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание: Приказ МВД РФ от 30.08.2017 № 685 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
13. Кодекс Омской области об административных правонарушениях:
Закон Омской области от 24.07.2006 № 770-03 (в ред. от 29.06.2017)
[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ:
14. Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 323-0 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
Правовые позиции Верховного Суда РФ:
15. О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09,02.2012 № 3 (ред. от 19.12.2017) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. - № 4. - C.4.
16. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (в ред. от 19.12.2013) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2005. - № 6. - С. 2.
17. О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 № 14 (в ред. от 18.10.2012 И Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2002. - № 8. - С. 3.
Специальная литература:
18. Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации: Учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. - Москва : ИКД «Зерцало-М», 2003. - 608 с.
19. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. - Москва: Норма, 2005. - 800 с.
20. Безверхов, А.Г. Согласование административного и уголовного законодательства об уничтожении, повреждении и хищении чужого имущества /А.Г. Безверхов И Российская юстиция. - 2008. - № 1. - С. 29-31.
21. Безверхов, А.Г. Уничтожение и повреждения имущества: вопросы истории, теории, практики / А.Г. Безверхов, И.Г. Шевченко. - Москва: Юрлитинформ, 2010.- 192 с.
22. Безверхов, А.Г. Проблемы правовой охраны собственности в условиях межотраслевого взаимодействия / А.Г. Безверхов, И.Г. Шевченко И Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2011. - №1. - С. 114-121
23. Бельский, К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура / К.С. Бельский // Государство и право. - 1999. -№ 12.- С. 20-25
24. Борисов, А.Н. Административные правонарушения: Монография / А.Н. Борисов. - Москва: Новая правовая культура, 2005. - 396 с.
25. Годунин, Р.С. Роль органов местного самоуправления в обеспечении правопорядка: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Годунин Роман Сергеевич. - Москва, 2005. — 161 с.
26. Головко, В.В. Правонарушение как фактическое основание административной ответственности / В.В. Головко // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2009. - № 1 (25). - С. 24-29.
27. Горелек, А.В. Экспертиза в практике производства по делам об административных правонарушениях / А.В. Горелек И Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 4(55). - С. 86-90
28. Деменкова, Н.Г. Теоретические предпосылки выделения административной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности / Н.Г. Деменкова // Вестник уральского института экономики, управления и права. - 2013. - № 2. - С. 11-19
29. Дрозд, А.О. Возбуждение дел об административных правонарушениях, осуществляемых участковыми уполномоченными полиции / О.А. Дрозд, В.А. Кудин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 2 (50). - С. 67-73.
30. Жидков, Э.В. Критерии значительности ущерба в уголовном праве Российской Федерации / Э.В. Жидков И Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. Юридические науки. - 2015.- № 1. - С. 17-19
31. Зарубин, А.В. Некоторые проблемы квалификации уничтожения и повреждения чужого имущества / А.В. Зарубин И Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2010. - № 4. - С. 124-128.
32. Зуев, Б.Р. Возбуждение дела об административном правонарушении: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Зуев Борис Рудольфович. - Москва, 2004.- 187 с.
3 3. Керимов, М.К. Рассмотрение дел об административных правонарушениях: автореферат дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.14/ Керимов Мурад Керимович. - Москва, 2009. - 172 с.
34. Князева, И.Н. Надзорное производство по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: вопросы теории и практики: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00,14 / Князева Ирина Николаевна. - Челябинск, 2011. - 186 с,
35. Козлов, Ю.М. Административное право: Учебник / Ю.М. Козлов. - Москва: Юристь, 1999. - 320с.
36. Леженин, А.В. Материально-правовые и процессуальные проблемы стадии возбуждения дела об административном правонарушении / А.В. Леженин // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина. - Санкт-Петербург: Санкт- Петербургский институт МВД России, 2014. - С. 233-238
37. Лиховенков, С.И. К вопросу о сроках составления протокола об административном правонарушении / С.И. Лиховенков, А.А. Шельпяков // Актуальные проблемы административного и административно¬процессуального права. Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции: в 3-х томах / под ред. Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт МВД России, 2016. -Т.П. - С. 197-208.
38. Майорова, Е.Н. Порядок вынесения судом решения по делу об административном правонарушении / Е.Н. Майорова И Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № И. - С. 32-35.
39. Мурзаибраимов, Н.Б. Нормативное основание
административной ответственности / Н.Б. Мурзаибраимов, Н.А. Шерипов // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 3. - С. 151-155
40. Назарова, Н.Л. Совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) как основание привлечения к юридической ответственности: трудо-правовой, уголовно-правовой и административно-правовой аспекты / Н.Л. Назарова, С.В. Соловьева // Российский криминологический взгляд. - 2009. - № 4. - С. 372-376.
41. Нактанов, К.С. Административное правонарушение как основание административной ответственности: теоретические основы и их воплощение на практике / К.С. Нактанов И Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2013. - № 2. - С. 112-118.
42. Новиков, А.В. Место и функции протокола об административном правонарушении в административно-деликатном механизме / А.В. Новиков //Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции: в 3-х томах / под ред. Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт МВД России,2016. - Т.П. - С. 192-197.
43. Овсянко, Д.М. Административное право: Учебное пособие / Д.М. Овсянко. - Москва: Юристь, 2000. - 468 с.
44. Огарь, Т.А. Проблемы разграничения административно наказуемого и уголовно наказуемого умышленного уничтожения и повреждения чужого имущества / Т.А. Огарь //Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции: в 3- х томах / под ред. Ю. Е. Аврутина, А.И. Каплунова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт МВД России, 2016. - Т. II. - С. 104-109.
45. Панова, Л.Г. Наречия группы «сразу... немедленно... сию секунду» в нарративом и диалогическом режимах / Л.Г. Панова; под ред. А.С. Нариньяни. - Протвино: Диалог, 2000. - 315 с.
46. Переверзев, Е.А. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.02 / Переверзев Евгений Анатольевич. - Москва, 2001. - 200 с.
47. Пивченко, Ю.В. Возбуждение дела об административном правонарушении: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Пивченко Юлия Викторовна. - Москва, 2005. - 203 с.
48. Попов, Л.Л. Административное право России: учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. - Москва: Проспект, 2010. - 367 с.
49. Прокопенко, А.Н. Информационные ресурсы МВД России на современном этапе / А.Н. Прокопенко // Пробелы в российском законодательстве. - 2010. - № 1. - С. 72-80.
50. Степанов, М.В. Вопросы квалификации умышленного уничтожения или повреждения имущества / М.В. Степанов И Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2013. - №6.-С. 163-167.
51. Степанюк, В.В. Административная ответственность: генезис, признаки и структура /В.В. Степанюк // Наука и практика. - 2014. - №3 (60). - С. 100-104.
52. Фарафонова, М.В. О понятии общественной опасности или общественной вредности административного правонарушения / М.В. Фарафонова // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции: в 3-х томах / под редакцией Ю. Е. Аврутина, А.И. Каплунова. - Санкт-Петербург; Санкт- Петербургский институт МВД России, 2016. - Т. II. - С. 75-80.
53. Федышина, П.В. Проблемные вопросы объективной стороны умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества / П.В. Федышина // Криминалист. - 2011. - № 1 (8). - С. 37-40.
54. Цуканов, Н. Н. Обеспечение уведомления в производстве по делам об административных правонарушениях / Н.Н. Цуканов // Административное право и процесс. - 2010. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
55. Цуканов, Н.Н. Основания административной ответственности за административные правонарушения, дела о которых вправе возбуждать сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: учебное пособие / Н.Н. Цуканов. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. - 139 с.
56. Цуканов, Н.Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел. Монография / Н. Н. Цуканов; науч. ред. Ю.П. Соловей.- Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. - 294 с.
57. Цуканов, Н.Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел: автореф. дис. докт. юрид. наук: 12.00.14/ Цуканов Николай Николаевич. - Омск, 2011. - 380 с.
58. Цыкунов, М.В. Возбуждение дел об административных правонарушениях как самостоятельная стадия административно-юрисдикционного процесса / М.В. Цыкунов //Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - № 10. - С. 134-139
59. Шишкин, Н.А. Проблемы толкования термина «значительный ущерб» в составе умышленных уничтожения или повреждения имущества (ст. 167 УК РФ) / Н.А. Шишкин //Вестник Московского университета МВД России.-2009.-№ 11.- С. 158-160.
Электронные ресурсы:
60. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях 1-АП/Ведомственное статистическое наблюдение [Электронный ресурс]. URL:
http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4476.