История участия населения Красноярского края в формировании региональных исполнительных органов власти (на примере выборов губернатора Красноярского края) в постсоветский период
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика выборов с 1993 по 2014 гг. 9
1.1 Борьба внутри местной политической элиты 9
1.2 Представитель федерального центра против главы администрации
Красноярского края 12
1.3 Борьба между разными финансово-промышленными группировками 16
1.4 Институт губернаторства между выборами 20
1.5 Пассивная борьба оппозиции 23
2 Анализ распределения явки по административно-территориальным единицам 27
2.1 Явка в муниципальных районах и городских округах на выборах 1998 г. 27
2.2 Смещение электоральной активности в городские округа на выборах 2002 г. 33
2.3 Смещение электоральной активности в муниципальные районы на выборах 2014 г 38
3 Отношения жителей Красноярского края к выборам губернатора 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
1 Общая характеристика выборов с 1993 по 2014 гг. 9
1.1 Борьба внутри местной политической элиты 9
1.2 Представитель федерального центра против главы администрации
Красноярского края 12
1.3 Борьба между разными финансово-промышленными группировками 16
1.4 Институт губернаторства между выборами 20
1.5 Пассивная борьба оппозиции 23
2 Анализ распределения явки по административно-территориальным единицам 27
2.1 Явка в муниципальных районах и городских округах на выборах 1998 г. 27
2.2 Смещение электоральной активности в городские округа на выборах 2002 г. 33
2.3 Смещение электоральной активности в муниципальные районы на выборах 2014 г 38
3 Отношения жителей Красноярского края к выборам губернатора 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность темы. Региональная исполнительная власть в Красноярском крае с 1991 г., осуществляется главами администрации и губернаторами, которые стали важнейшим центром принятия решений в регионе. Этот молодой институт имеет выборную природу, т.е. население Красноярского края реализовывает свои политические права через выборы главы администрации и губернатора Красноярского края. Что говорит о демократизации российского общества.
Впервые выборы главы администрации Красноярского края состоялись в 1993 г. и в первом туре голосования электоральная активность была ниже 50%. Последние выборы губернатора Красноярского края прошли в 2014 г. и запомнились беспрецедентно низкой явкой населения за постсоветскую историю выборов высшего должностного лица Красноярского края. Возникает вопрос, почему население не придает большого значения выборам главы региона, который на прямую должен решать их проблемы?
Тема политической активности граждан на выборах в рамках исторической науки практически не исследована. Данную тему в основном изучают юристы и политологи. Еще нет исторической работы, в которой бы были рассмотрены все выборы губернаторов Красноярского края за постсоветский период. Актуальность темы исследования обусловлена и тем, что недостаточен научный анализ новой эмпирической информации о роли и месте института политических выборов в реформируемой политической системе российского общества.
Степень изученности темы. Историография данной темы еще только начинает складываться. Стоит отметить, что конкретных исторических работ по выборам губернатора Красноярского края, охватывающих данный период недостаточно. Мы рассмотрим отдельные работы, где есть анализ выборов с 1993 по 2014 гг.
Интерес вызывает работа Б.В. Черотайкина «История выборов главы и губернатора Красноярского края в 1993-1998 гг.» , в работе комплексно анализируются выборы 1993-1998 гг., от назначения даты до итогов голосования. Также стоит отметить работу И.В. Олейника «Александр Лебедь и власть» . Автор, дает описание избирательного процесса выборов 1998 года. Работа интересна еще и тем, что автор участник разработки экономического блока предвыборной программы.
Выборы 2002 года, анализируются в работе В.Я. Гельмана «Выборы глав исполнительной власти регионов» . В данной работе анализируется ситуация, связанная с непризнанием выборов Краевой избирательной комиссией. Также отметим работу В.В. Никуленкова и М.Д. Северьянова «Политические технологии на выборах губернатора Красноярского края А.Г. Хлопонина в 2002 г. как показатель роста активности борьбы за электорат (по материалам СМИ Красноярского края)» . В работе освещаются особенности избирательной кампании 2002 года.
В статье Е.В. Реутова «Назначение губернаторов в России: итоги эксперимента» анализируется практика наделения полномочиями глав исполнительной власти Российской Федерации Президентом РФ в период 2005-2012 гг. Автор, приходит к выводу, что система «назначений» позволила существенно изменить структуру региональных элит и их ресурсную базу в пользу федерального центра, а затем вернуть выборы за счет сужения политической самостоятельности Высших должностных лиц СФ.
Также необходимо, упомянуть работы, которые косвенно помогают раскрыть тему исследования: в статье Ю.И. Бушеневой «Социально-политические основания российского электорального абсентеизма» описываются социально-политические основания такого феномена электоральной практики нашей страны, как неявка на выборы. Автором предпринята попытка объяснения электорального абсентеизма в зависимости от доверия населения к выборным институтам власти, характера властных полномочий избираемых институтов и уровня выборов в России.
Вопросы избирательного процесса в постсоветской России изучались в основном юристами и политологами, без анализа исторических событий. На сегодняшний день исторических трудов по данной теме недостаточно и в большинстве своем они анализируют общероссийские выборы, что также говорит об актуальности темы.
Цель данного исследования заключается в анализе активности электората в формировании исполнительных органов региональной власти в постсоветский период, на примере губернатора Красноярского края. Для выполнения поставленной цели, необходимо выделить ряд задач:
- провести анализ региональных избирательных циклов с 1993 по 2014 года;
- определить включенность граждан в формирование региональных исполнительных органов власти по административно-территориальным единицам;
- полученные данные наложить на административно-территориальную карту Красноярского края;
- выявить исторические закономерности в электоральном поведении населения Красноярского края;
- определить отношение граждан, проживающих на территории Красноярского края к выборам главы администрации и губернатора Красноярского края;
- проследить эволюцию законодательства по данной теме.
Объектом исследования является население Красноярского края.
Предметом исследования является уровень активности электората на выборах губернатора Красноярского края.
Методология исследования. В ходе решения данных задач применялись следующие общенаучные методы исследования: анализ и синтез, метод аналогии. Среди специально исторических методов для выявления общих факторов влияния на институт политического участия применялся метод сравнительно-исторического анализа.
Теоретико-методологическое основания исследования, также составляет институциональный подход, использование которого позволило исследовать политическое участие как институт политической системы современного общества.
Институт политических выборов комплексно анализируется в рамках функционального подхода: с точки зрения порядка формирования выборных органов и самого избирательного процесса, дающего избирателям возможность реализовать политические права.
Институт политических выборов является важнейшим фактором демократизации российского общества, обеспечивающим реализацию интересов личности и социальных групп, позволяющим активизировать политическое участие граждан.
Источниковедческую базу работы составляют: первая группа источников, неопубликованные документы избирательной комиссии Красноярского края, данные сводных таблиц избирательной комиссии Красноярского края и протоколы территориальных избирательных комиссий, взятые в Краевом государственном бюджетном учреждение «Государственный архив Красноярского края» (КГБУ «ГАКК»). Вторую группу составляют опубликованные источники, нормативно-правовые акты. Третью группу источников составляют данные социологических опросов,
материалы опросов фонда общественного мнения, электронные ресурсы официальных сайтов государственных ведомств и информационных агентств.
Хронологические рамки: чтобы проследить степень активности электората Красноярского края, мы выделим политику государства на формирование (выборов) высших должностных лиц субъектов Российской Федерации на несколько этапов.
Первый этап - с 1993 по 2004 гг., в этот период проходили прямые выборы губернаторов.
Второй этап - с 2004 по 2012 гг., данный этап характеризуется отменой выборов губернаторов.
Третий этап - с 2012 по настоящее время, в данный период произошло возвращение к прямым выборам губернаторов, через муниципальный фильтр.
Данное деление связано с изменением политического курса центральных органов власти на формирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Территориальные рамки исследования ограничены территорией Красноярского края и входящих в его состав территорий Таймырского муниципального района и Эвенкийского муниципального района, ранее входившими в статусе Автономных Округов.
Новизна исследования состоит в том, что впервые комплексно анализируется история электоральной активности за весь постсоветский период. Вводятся в научный оборот неопубликованные источники.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть использована при изучении следующих дисциплин: "Историография", "История государственных учреждений", "История Сибири", при написании работ по выборам главы администрации и губернатора Красноярского края.
Впервые выборы главы администрации Красноярского края состоялись в 1993 г. и в первом туре голосования электоральная активность была ниже 50%. Последние выборы губернатора Красноярского края прошли в 2014 г. и запомнились беспрецедентно низкой явкой населения за постсоветскую историю выборов высшего должностного лица Красноярского края. Возникает вопрос, почему население не придает большого значения выборам главы региона, который на прямую должен решать их проблемы?
Тема политической активности граждан на выборах в рамках исторической науки практически не исследована. Данную тему в основном изучают юристы и политологи. Еще нет исторической работы, в которой бы были рассмотрены все выборы губернаторов Красноярского края за постсоветский период. Актуальность темы исследования обусловлена и тем, что недостаточен научный анализ новой эмпирической информации о роли и месте института политических выборов в реформируемой политической системе российского общества.
Степень изученности темы. Историография данной темы еще только начинает складываться. Стоит отметить, что конкретных исторических работ по выборам губернатора Красноярского края, охватывающих данный период недостаточно. Мы рассмотрим отдельные работы, где есть анализ выборов с 1993 по 2014 гг.
Интерес вызывает работа Б.В. Черотайкина «История выборов главы и губернатора Красноярского края в 1993-1998 гг.» , в работе комплексно анализируются выборы 1993-1998 гг., от назначения даты до итогов голосования. Также стоит отметить работу И.В. Олейника «Александр Лебедь и власть» . Автор, дает описание избирательного процесса выборов 1998 года. Работа интересна еще и тем, что автор участник разработки экономического блока предвыборной программы.
Выборы 2002 года, анализируются в работе В.Я. Гельмана «Выборы глав исполнительной власти регионов» . В данной работе анализируется ситуация, связанная с непризнанием выборов Краевой избирательной комиссией. Также отметим работу В.В. Никуленкова и М.Д. Северьянова «Политические технологии на выборах губернатора Красноярского края А.Г. Хлопонина в 2002 г. как показатель роста активности борьбы за электорат (по материалам СМИ Красноярского края)» . В работе освещаются особенности избирательной кампании 2002 года.
В статье Е.В. Реутова «Назначение губернаторов в России: итоги эксперимента» анализируется практика наделения полномочиями глав исполнительной власти Российской Федерации Президентом РФ в период 2005-2012 гг. Автор, приходит к выводу, что система «назначений» позволила существенно изменить структуру региональных элит и их ресурсную базу в пользу федерального центра, а затем вернуть выборы за счет сужения политической самостоятельности Высших должностных лиц СФ.
Также необходимо, упомянуть работы, которые косвенно помогают раскрыть тему исследования: в статье Ю.И. Бушеневой «Социально-политические основания российского электорального абсентеизма» описываются социально-политические основания такого феномена электоральной практики нашей страны, как неявка на выборы. Автором предпринята попытка объяснения электорального абсентеизма в зависимости от доверия населения к выборным институтам власти, характера властных полномочий избираемых институтов и уровня выборов в России.
Вопросы избирательного процесса в постсоветской России изучались в основном юристами и политологами, без анализа исторических событий. На сегодняшний день исторических трудов по данной теме недостаточно и в большинстве своем они анализируют общероссийские выборы, что также говорит об актуальности темы.
Цель данного исследования заключается в анализе активности электората в формировании исполнительных органов региональной власти в постсоветский период, на примере губернатора Красноярского края. Для выполнения поставленной цели, необходимо выделить ряд задач:
- провести анализ региональных избирательных циклов с 1993 по 2014 года;
- определить включенность граждан в формирование региональных исполнительных органов власти по административно-территориальным единицам;
- полученные данные наложить на административно-территориальную карту Красноярского края;
- выявить исторические закономерности в электоральном поведении населения Красноярского края;
- определить отношение граждан, проживающих на территории Красноярского края к выборам главы администрации и губернатора Красноярского края;
- проследить эволюцию законодательства по данной теме.
Объектом исследования является население Красноярского края.
Предметом исследования является уровень активности электората на выборах губернатора Красноярского края.
Методология исследования. В ходе решения данных задач применялись следующие общенаучные методы исследования: анализ и синтез, метод аналогии. Среди специально исторических методов для выявления общих факторов влияния на институт политического участия применялся метод сравнительно-исторического анализа.
Теоретико-методологическое основания исследования, также составляет институциональный подход, использование которого позволило исследовать политическое участие как институт политической системы современного общества.
Институт политических выборов комплексно анализируется в рамках функционального подхода: с точки зрения порядка формирования выборных органов и самого избирательного процесса, дающего избирателям возможность реализовать политические права.
Институт политических выборов является важнейшим фактором демократизации российского общества, обеспечивающим реализацию интересов личности и социальных групп, позволяющим активизировать политическое участие граждан.
Источниковедческую базу работы составляют: первая группа источников, неопубликованные документы избирательной комиссии Красноярского края, данные сводных таблиц избирательной комиссии Красноярского края и протоколы территориальных избирательных комиссий, взятые в Краевом государственном бюджетном учреждение «Государственный архив Красноярского края» (КГБУ «ГАКК»). Вторую группу составляют опубликованные источники, нормативно-правовые акты. Третью группу источников составляют данные социологических опросов,
материалы опросов фонда общественного мнения, электронные ресурсы официальных сайтов государственных ведомств и информационных агентств.
Хронологические рамки: чтобы проследить степень активности электората Красноярского края, мы выделим политику государства на формирование (выборов) высших должностных лиц субъектов Российской Федерации на несколько этапов.
Первый этап - с 1993 по 2004 гг., в этот период проходили прямые выборы губернаторов.
Второй этап - с 2004 по 2012 гг., данный этап характеризуется отменой выборов губернаторов.
Третий этап - с 2012 по настоящее время, в данный период произошло возвращение к прямым выборам губернаторов, через муниципальный фильтр.
Данное деление связано с изменением политического курса центральных органов власти на формирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Территориальные рамки исследования ограничены территорией Красноярского края и входящих в его состав территорий Таймырского муниципального района и Эвенкийского муниципального района, ранее входившими в статусе Автономных Округов.
Новизна исследования состоит в том, что впервые комплексно анализируется история электоральной активности за весь постсоветский период. Вводятся в научный оборот неопубликованные источники.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть использована при изучении следующих дисциплин: "Историография", "История государственных учреждений", "История Сибири", при написании работ по выборам главы администрации и губернатора Красноярского края.
Проанализировав данные по избирательным циклам с 1993 по 2014 гг., мы приходим к выводу, что половина населения края игнорирует выборы главы администрации и губернатора Красноярского края. Пытаясь объяснить данный факт, мы пытались найти причину электорального абсентеизма. И пришли к выводу, что для каждого избирательного цикла существовали отдельные причины, при чем для каждого тура разные.
Мы выяснили, что существует два противоположных мнения на причину низкой электоральной активности на выборах 1993 года: согласно одному из них, население Красноярского края на тот период еще только формировалось, как самостоятельный политический игрок, так как альтернативные выборы были относительно новым явлением в политической жизни страны, как и сам выборный институт главы администрации. Согласно другому мнению, население больно реагировало на изменение политической системы и социально-экономические перемены, и в итоге было дезорганизовано на выборах. Последнею позицию подтверждают социологические опросы, по которым видно, что подавляющая часть избирателей, принявших участие в выборах, никак не реагировала на политический имидж и программы кандидатов.
Также стоит отметить внутриполитические проблемы в регионе, т.е. проблемы взаимоотношения администрации Таймырского АО и администрации Красноярского края, что привело к тому что администрация Таймырского АО отказалась проводить выборы на своей территории. Отсюда проблема оценки важности выборов, для южного и северного населения Красноярского края.
Возросший интерес ко второму туру объясняется одновременным проведением выборов федеральной значимости. Нельзя не обратить внимание на совмещение федеральных и региональных выборов. Отчетливо видно, что данное совмещение значительно увеличивает электоральную активность на выборах.
Активность электората на выборах губернатора Красноярского края 1998 года, сопоставима со средней явкой на президентские выборы в регионе. Не последнюю роль в этом сыграли частные и государственные телекомпании и огромные финансовые вливания в избирательную гонку, нельзя ни упомянуть, о развивавшихся тогда черных технологиях. Но основной причиной возросшего интереса населения к выборам, можно назвать участие в них представителя федерального центра, которого поддерживали как в центе (Б.А. Березовский), так и в регионе (А. П. Быков). И тот факт, что при агитации акцент был сделан на телевидение, а не на печатные СМИ.
Явка населения на выборы 2002 г. была ниже 50%. Это объясняется тем, что выборы были чисто региональными, никаких объединений с общероссийскими, как на втором туре выборов 1993 года. Не было ни одного кандидата общероссийской значимости, как на выборах 1998 года. В целом явка на выборы соответствовала региональным средним показателям на выборы губернатора в субъектах РФ. Снижение электоральной активности можно связать и с тем фактом, что агитационная борьба кандидатов осуществлялась при возросшей роли печатных СМИ и снижении роли телекомпаний по сравнению с предвыборной борьбой в 1998 г.
Нельзя ни обратить внимание на беспрецедентно низкую явку избирателей на выборах 2014 г. Мы выяснили ряд причин, по которым это произошло. Во-первых, высокий уровень абсентеизма, связанный с отсутствием у населения веры в честные выборы. Это хорошо видно из данных социологических опросов о непризнании выборов Краевой избирательной комиссии. Не менее важной причиной, отстранившей от участия в выборах от 3% до 10% населения региона, отмена графы «Против всех кандидатов». Также можно обратить внимание на тот факт, что роль СМИ была сведена к минимуму, это объясняется тем, что Единая Россия к этому периоду уже не нуждалось в том, чтобы СМИ выполняли политические функции. Их роль свелась к информационному освещению предвыборной ситуации. И наконец главная причина отсутствия у кандидатов от оппозиции стремления победить. То есть, это можно связать еще с одной причиной электорального абсентеизма, отсутствия подходящего кандидата.
Можно сказать, что за весь постсоветский период региональных выборов, население Красноярского края не смогло сформироваться, как сильный политический игрок. Именно по этой причине, а не по причине фальсификаций и пресловутого «административного ресурса» итоги выборов стали предсказуемыми, а сами выборы восприниматься негативно. Важно отметить, что второй тур выборов 1993 г. и оба тура 1998 г., проводились с поддержкой федерального центра. Это позволило увеличить явку на выборы до 60%, но даже в данном случае мы не можем говорить о высокой электоральной активности. Неверие населения в выборы, сильно бьет по интересам региона, в котором с 1998 г. местная политическая элита отстранена от власти, а сама власть осуществляется «вахтовым методом».
Анализируя включенность граждан в формировании региональных исполнительных органов власти по административно-территориальным единицам, мы выбирали 10 территориальных единиц с наивысшей активностью электората, 10 с наименьшей активностью электората. А также сравнивали уровень активности в муниципальных районах и городских округах.
Из-за отсутствия данных по выборам 1993 г.а, мы исключили этот этап из исследования, отметив наиболее важные моменты, которые нам сообщает пресса.
Проанализировав распределение явки населения по административно-территориальным единицам на выборах 1998 г., мы пришли к следующим выводам: во-первых, мы обратили внимание на то, что явка на юге Красноярского края выше чем на севере, несмотря на то, что во втором туре разница сократилась в пользу севера. Нельзя не заметить увеличение южных административных единиц в числе районов с низкой избирательной активностью во втором туре, расположенных на периферии. Это можно объяснить тем что общая численность избирателей во многих районах севера увеличилась, а в некоторых южных административных единицах, наоборот уменьшилась, как, на пример, Минусинский район (первый тур 59,37% - второй тур 57,61%), Минусинский городской округ (56,87% - 56,37%), Бородинский городской округ (56,12% - 54,21%). Можно обратить внимание на увеличение электоральной активности на севере региона, но это увеличение, произошло из-за снижения явки на выборы в южных административных единицах. Преимущественно высокая явка, все равно, была на юге региона. Во-вторых, мы выяснили, что явка в муниципальных районах выше чем в городских округах. Что говорит о высокой доле сельского населения в формировании высшего должностного лица Красноярского края.
По данным выборов 2002 г. очевидно, что наибольшая активность населения была на юге края, причем в городах (Красноярск, Сосновоборск, Железногорск), расположенных в центре южной части региона. Обратим внимание, что низкая активность была в периферийных городах и муниципальных районах, расположенных на окраинах востока и запада южной части региона. Также в муниципальных районах и городских округах северной части региона, где низкая активность уже укоренилась. Активность в городских округах и муниципальных районах примерно одинакова, за исключением городов Канска и Боготола, где отмечена низкая электоральная активность.
Выборы 2014 г. продемонстрировали низкую электоральную заинтересованность, населения городов. В отличие от предыдущих выборов, явка была низкой в административно-территориальных единицах, где низкая явка не была характерна. В подавляющем большинстве северных районах явка выше среднего уровня по краю в целом. Что говорит о смещении административно-территориальных единиц от северных муниципальных районов к южным городским округам.
Все это говорит о том, что население Красноярского края, неоднородно территориально, т.е. не выступает как единое целое, для выражение своих интересов на выборах губернатора. Потенциальный электорат, невозможно определить географически, так как происходит его постоянное территориальное смещение. Также нельзя не заметить, что смещение происходит из муниципальных районов в городские округа до 2002 г. и из городских округов в муниципальные районы на выборах 2014 г.
Эти данные говорят о том, что невозможно выявить закономерности электорального поведения населения Красноярского края, что в свою очередь осложняет возможность прогноза последующего избирательного цикла.
По данным итогов голосования и распределении явки по административно-территориальным единицам были составлены два вида карт электоральной активности. Карты, отражающие выбор населения, в них отображено за какого кандидата проголосовали в каждой административно-территориальной единице Красноярского края. И карты, где зафиксирована низкая и высокая явка населения в административно-территориальных единицах Красноярского края.
Отношение граждан, проживающих на территории Красноярского края, мы определяли по итогам социологических опросов, проводившимся перед выборами. Они дали общее представления граждан Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, о прогнозах и мнениях по поводу предстоящих выборов, что отражало их готовность к голосованию. Также мы увидели предпочтения граждан о кандидатах и сравним их с итогами выборов.
По данным социологических опросов за 1993 г., мы можем увидеть, что подавляющая часть избирателей, делает уклон в сторону демократии, это видно по рейтингам кандидатов, составленным из мнений респондентов. Стоит отметить, что в опросах 1993 г., отсутствует вопрос, как часто респонденты ходят на выборы и ходят ли вообще. Поэтому, социологические опросы 1993 года, дают половинчатую информацию о готовности населения голосовать.
Социологические опросы, проводимые перед выборами 1998 г., дают очень подробную информацию о готовности населения к выборам. Подавляющие число респондентов, ответило о своей личной готовности к выборам 76% респондентов. На вопрос о победе конкретного кандидата, 44% респондентов отдали свой голос за А.И. Лебедя, столько же респондентов отказало в доверии действующей администрации. Сопоставляя данные опроса и явку населения на выборы, 76% - 62,68%, а также прогноз о победе конкретного кандидата, можно сделать вывод, что население верило в выборы и относилось к ним серьезно. Это говорит о положительном отношении населения к выборам.
Проведенные социологические опросы перед выборами 2002 г., достаточно разнообразны и их было проведено значительно больше, чем в 1998 году. Во-первых, мы в них увидели, что население края предпочитает выборы в место назначения губернаторов, 70% против 18% респондентов. Интересно то, что респонденты, выступающие за выборность губернаторов, считают, что назначенный губернатор чужой региону и не знает его проблем, от сюда зарождения принципа «свой-чужой», который будет характерен для выборов 2014 г. Что касается не признания выборов Краевой избирательной комиссией, то мы здесь увидим следующие данные. Если публичные политики практически единодушно осудили решение Красноярского избиркома, то мнения рядовых россиян, так или иначе оценивших его, разделились почти поровну: 19% опрошенных одобряли это решение, 23% считали его неправильным. Наибольшее удовлетворение отмена результатов красноярских выборов вызвала у сторонников коммунистов.
Делая вывод можно отметить, что жители края все еще положительно относились к выборам и верили в них. Но инцидент, связанный с не признанием выборов, какова бы ни была в нем правда, нанес существенный отпечаток на доверия населения к выборам.
Данные социологических опросов 2014 г., отражают принцип, о котором мы упомянули выше. Мы выяснили на сколько важно для респондентов, чтобы губернатор был «местным». Только 24% опрошенных безразлично проживает ли кандидат в губернаторы в их регионе или нет, против 68% респондентов, которым важно, чтобы он был «местным». Респонденты, для которых имеет большое значение, где раньше жил глава их региона, чаще выступают за его выборность, а те, кому это безразлично, чаще ничего не имеют против назначения губернатора «сверху». По этим данным ясно что, для жителей Красноярского края на сегодняшний день действует принцип «свой - чужой».
Можно обратить внимание на то, что мнения респондентов о итогах голосования, за исключением выборов 2002 г., со стопроцентной вероятностью соответствует итогам голосования. Остается один не понятный момент, если для респондентов опрошенных перед выборами 2002 и 2014 гг., так важно, чтобы кандидат был «местным», тогда почему, на выборах электорат делает противоположный выбор? В этом мы видим правильно построенную рекламную компанию главными кандидатами и их поддержку федеральным центром, характерную для выборов 1998, 2002 и 2014 гг.. Не менее интересен факт, что респонденты в опросах 1993 г. не реагировали на программы кандидатов. Это характерно и для всех последующих выборов, в этом мы видим, то что на выборах население выбирает личность, а не его программу. Что снова нам говорит о слабости населения, как политического игрока.
Мы рассмотрели эволюцию законодательства по данной теме и увидели, что происходило постоянное смещение полномочий от высшего должностного лица к федеральному центру. При этом политическая система становилась, более понятной, т.е. выстраивалась четкая вертикаль власти. Но смещение полномочий, било по престижу губернаторской власти в регионе. То есть данный факт, снижает степень значимости выборов губернатора для населения Красноярского края. Что в свою очередь негативно влияет на избирательную активность.
Таким образом, в результате данного исследования была составлена общая картина электоральной активности на выборах региональной исполнительной власти: на примере губернатора Красноярского края. Что касается практической значимости исследования, то результаты данной работы могут быть использованы штабами кандидатов в губернаторы на последующих выборах, для оценки потенциального электората по административно-территориальным единицам.
Мы выяснили, что существует два противоположных мнения на причину низкой электоральной активности на выборах 1993 года: согласно одному из них, население Красноярского края на тот период еще только формировалось, как самостоятельный политический игрок, так как альтернативные выборы были относительно новым явлением в политической жизни страны, как и сам выборный институт главы администрации. Согласно другому мнению, население больно реагировало на изменение политической системы и социально-экономические перемены, и в итоге было дезорганизовано на выборах. Последнею позицию подтверждают социологические опросы, по которым видно, что подавляющая часть избирателей, принявших участие в выборах, никак не реагировала на политический имидж и программы кандидатов.
Также стоит отметить внутриполитические проблемы в регионе, т.е. проблемы взаимоотношения администрации Таймырского АО и администрации Красноярского края, что привело к тому что администрация Таймырского АО отказалась проводить выборы на своей территории. Отсюда проблема оценки важности выборов, для южного и северного населения Красноярского края.
Возросший интерес ко второму туру объясняется одновременным проведением выборов федеральной значимости. Нельзя не обратить внимание на совмещение федеральных и региональных выборов. Отчетливо видно, что данное совмещение значительно увеличивает электоральную активность на выборах.
Активность электората на выборах губернатора Красноярского края 1998 года, сопоставима со средней явкой на президентские выборы в регионе. Не последнюю роль в этом сыграли частные и государственные телекомпании и огромные финансовые вливания в избирательную гонку, нельзя ни упомянуть, о развивавшихся тогда черных технологиях. Но основной причиной возросшего интереса населения к выборам, можно назвать участие в них представителя федерального центра, которого поддерживали как в центе (Б.А. Березовский), так и в регионе (А. П. Быков). И тот факт, что при агитации акцент был сделан на телевидение, а не на печатные СМИ.
Явка населения на выборы 2002 г. была ниже 50%. Это объясняется тем, что выборы были чисто региональными, никаких объединений с общероссийскими, как на втором туре выборов 1993 года. Не было ни одного кандидата общероссийской значимости, как на выборах 1998 года. В целом явка на выборы соответствовала региональным средним показателям на выборы губернатора в субъектах РФ. Снижение электоральной активности можно связать и с тем фактом, что агитационная борьба кандидатов осуществлялась при возросшей роли печатных СМИ и снижении роли телекомпаний по сравнению с предвыборной борьбой в 1998 г.
Нельзя ни обратить внимание на беспрецедентно низкую явку избирателей на выборах 2014 г. Мы выяснили ряд причин, по которым это произошло. Во-первых, высокий уровень абсентеизма, связанный с отсутствием у населения веры в честные выборы. Это хорошо видно из данных социологических опросов о непризнании выборов Краевой избирательной комиссии. Не менее важной причиной, отстранившей от участия в выборах от 3% до 10% населения региона, отмена графы «Против всех кандидатов». Также можно обратить внимание на тот факт, что роль СМИ была сведена к минимуму, это объясняется тем, что Единая Россия к этому периоду уже не нуждалось в том, чтобы СМИ выполняли политические функции. Их роль свелась к информационному освещению предвыборной ситуации. И наконец главная причина отсутствия у кандидатов от оппозиции стремления победить. То есть, это можно связать еще с одной причиной электорального абсентеизма, отсутствия подходящего кандидата.
Можно сказать, что за весь постсоветский период региональных выборов, население Красноярского края не смогло сформироваться, как сильный политический игрок. Именно по этой причине, а не по причине фальсификаций и пресловутого «административного ресурса» итоги выборов стали предсказуемыми, а сами выборы восприниматься негативно. Важно отметить, что второй тур выборов 1993 г. и оба тура 1998 г., проводились с поддержкой федерального центра. Это позволило увеличить явку на выборы до 60%, но даже в данном случае мы не можем говорить о высокой электоральной активности. Неверие населения в выборы, сильно бьет по интересам региона, в котором с 1998 г. местная политическая элита отстранена от власти, а сама власть осуществляется «вахтовым методом».
Анализируя включенность граждан в формировании региональных исполнительных органов власти по административно-территориальным единицам, мы выбирали 10 территориальных единиц с наивысшей активностью электората, 10 с наименьшей активностью электората. А также сравнивали уровень активности в муниципальных районах и городских округах.
Из-за отсутствия данных по выборам 1993 г.а, мы исключили этот этап из исследования, отметив наиболее важные моменты, которые нам сообщает пресса.
Проанализировав распределение явки населения по административно-территориальным единицам на выборах 1998 г., мы пришли к следующим выводам: во-первых, мы обратили внимание на то, что явка на юге Красноярского края выше чем на севере, несмотря на то, что во втором туре разница сократилась в пользу севера. Нельзя не заметить увеличение южных административных единиц в числе районов с низкой избирательной активностью во втором туре, расположенных на периферии. Это можно объяснить тем что общая численность избирателей во многих районах севера увеличилась, а в некоторых южных административных единицах, наоборот уменьшилась, как, на пример, Минусинский район (первый тур 59,37% - второй тур 57,61%), Минусинский городской округ (56,87% - 56,37%), Бородинский городской округ (56,12% - 54,21%). Можно обратить внимание на увеличение электоральной активности на севере региона, но это увеличение, произошло из-за снижения явки на выборы в южных административных единицах. Преимущественно высокая явка, все равно, была на юге региона. Во-вторых, мы выяснили, что явка в муниципальных районах выше чем в городских округах. Что говорит о высокой доле сельского населения в формировании высшего должностного лица Красноярского края.
По данным выборов 2002 г. очевидно, что наибольшая активность населения была на юге края, причем в городах (Красноярск, Сосновоборск, Железногорск), расположенных в центре южной части региона. Обратим внимание, что низкая активность была в периферийных городах и муниципальных районах, расположенных на окраинах востока и запада южной части региона. Также в муниципальных районах и городских округах северной части региона, где низкая активность уже укоренилась. Активность в городских округах и муниципальных районах примерно одинакова, за исключением городов Канска и Боготола, где отмечена низкая электоральная активность.
Выборы 2014 г. продемонстрировали низкую электоральную заинтересованность, населения городов. В отличие от предыдущих выборов, явка была низкой в административно-территориальных единицах, где низкая явка не была характерна. В подавляющем большинстве северных районах явка выше среднего уровня по краю в целом. Что говорит о смещении административно-территориальных единиц от северных муниципальных районов к южным городским округам.
Все это говорит о том, что население Красноярского края, неоднородно территориально, т.е. не выступает как единое целое, для выражение своих интересов на выборах губернатора. Потенциальный электорат, невозможно определить географически, так как происходит его постоянное территориальное смещение. Также нельзя не заметить, что смещение происходит из муниципальных районов в городские округа до 2002 г. и из городских округов в муниципальные районы на выборах 2014 г.
Эти данные говорят о том, что невозможно выявить закономерности электорального поведения населения Красноярского края, что в свою очередь осложняет возможность прогноза последующего избирательного цикла.
По данным итогов голосования и распределении явки по административно-территориальным единицам были составлены два вида карт электоральной активности. Карты, отражающие выбор населения, в них отображено за какого кандидата проголосовали в каждой административно-территориальной единице Красноярского края. И карты, где зафиксирована низкая и высокая явка населения в административно-территориальных единицах Красноярского края.
Отношение граждан, проживающих на территории Красноярского края, мы определяли по итогам социологических опросов, проводившимся перед выборами. Они дали общее представления граждан Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, о прогнозах и мнениях по поводу предстоящих выборов, что отражало их готовность к голосованию. Также мы увидели предпочтения граждан о кандидатах и сравним их с итогами выборов.
По данным социологических опросов за 1993 г., мы можем увидеть, что подавляющая часть избирателей, делает уклон в сторону демократии, это видно по рейтингам кандидатов, составленным из мнений респондентов. Стоит отметить, что в опросах 1993 г., отсутствует вопрос, как часто респонденты ходят на выборы и ходят ли вообще. Поэтому, социологические опросы 1993 года, дают половинчатую информацию о готовности населения голосовать.
Социологические опросы, проводимые перед выборами 1998 г., дают очень подробную информацию о готовности населения к выборам. Подавляющие число респондентов, ответило о своей личной готовности к выборам 76% респондентов. На вопрос о победе конкретного кандидата, 44% респондентов отдали свой голос за А.И. Лебедя, столько же респондентов отказало в доверии действующей администрации. Сопоставляя данные опроса и явку населения на выборы, 76% - 62,68%, а также прогноз о победе конкретного кандидата, можно сделать вывод, что население верило в выборы и относилось к ним серьезно. Это говорит о положительном отношении населения к выборам.
Проведенные социологические опросы перед выборами 2002 г., достаточно разнообразны и их было проведено значительно больше, чем в 1998 году. Во-первых, мы в них увидели, что население края предпочитает выборы в место назначения губернаторов, 70% против 18% респондентов. Интересно то, что респонденты, выступающие за выборность губернаторов, считают, что назначенный губернатор чужой региону и не знает его проблем, от сюда зарождения принципа «свой-чужой», который будет характерен для выборов 2014 г. Что касается не признания выборов Краевой избирательной комиссией, то мы здесь увидим следующие данные. Если публичные политики практически единодушно осудили решение Красноярского избиркома, то мнения рядовых россиян, так или иначе оценивших его, разделились почти поровну: 19% опрошенных одобряли это решение, 23% считали его неправильным. Наибольшее удовлетворение отмена результатов красноярских выборов вызвала у сторонников коммунистов.
Делая вывод можно отметить, что жители края все еще положительно относились к выборам и верили в них. Но инцидент, связанный с не признанием выборов, какова бы ни была в нем правда, нанес существенный отпечаток на доверия населения к выборам.
Данные социологических опросов 2014 г., отражают принцип, о котором мы упомянули выше. Мы выяснили на сколько важно для респондентов, чтобы губернатор был «местным». Только 24% опрошенных безразлично проживает ли кандидат в губернаторы в их регионе или нет, против 68% респондентов, которым важно, чтобы он был «местным». Респонденты, для которых имеет большое значение, где раньше жил глава их региона, чаще выступают за его выборность, а те, кому это безразлично, чаще ничего не имеют против назначения губернатора «сверху». По этим данным ясно что, для жителей Красноярского края на сегодняшний день действует принцип «свой - чужой».
Можно обратить внимание на то, что мнения респондентов о итогах голосования, за исключением выборов 2002 г., со стопроцентной вероятностью соответствует итогам голосования. Остается один не понятный момент, если для респондентов опрошенных перед выборами 2002 и 2014 гг., так важно, чтобы кандидат был «местным», тогда почему, на выборах электорат делает противоположный выбор? В этом мы видим правильно построенную рекламную компанию главными кандидатами и их поддержку федеральным центром, характерную для выборов 1998, 2002 и 2014 гг.. Не менее интересен факт, что респонденты в опросах 1993 г. не реагировали на программы кандидатов. Это характерно и для всех последующих выборов, в этом мы видим, то что на выборах население выбирает личность, а не его программу. Что снова нам говорит о слабости населения, как политического игрока.
Мы рассмотрели эволюцию законодательства по данной теме и увидели, что происходило постоянное смещение полномочий от высшего должностного лица к федеральному центру. При этом политическая система становилась, более понятной, т.е. выстраивалась четкая вертикаль власти. Но смещение полномочий, било по престижу губернаторской власти в регионе. То есть данный факт, снижает степень значимости выборов губернатора для населения Красноярского края. Что в свою очередь негативно влияет на избирательную активность.
Таким образом, в результате данного исследования была составлена общая картина электоральной активности на выборах региональной исполнительной власти: на примере губернатора Красноярского края. Что касается практической значимости исследования, то результаты данной работы могут быть использованы штабами кандидатов в губернаторы на последующих выборах, для оценки потенциального электората по административно-территориальным единицам.
Подобные работы
- РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В РОССИИ.
НА МАТЕРИАЛАХ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. 1996-2004 гг.(07.00.02)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В РОССИИ. НА МАТЕРИАЛАХ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. 1996-2004 гг.
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ДИНАМИКА ДЕМОКРАТИЧНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
РЕЖИМА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ В 1990-е-2010 гг. (НА ОСНОВЕ
ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ИНДЕКСА ДЕМОКРАТИИ)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - КПРФ НА ВЫБОРАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ СИБИРИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2025 - РОЛЬ СЕНАТОРОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНТЕРЕСОВ РЕГИОНОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2024



