Введение 4
1 Современные рекламные технологии: традиции и тенденции 8
1.1 Методология и особенности практической реализации современной рекламы 8
1.2 Особенности рекламных технологий на этапе вхождения предприятий на рынок 18
2 Малобюджетные рекламные формы: виды и уровень эффективности 27
2.1 Проблематика выбора средств массовых коммуникаций в условиях массовых предложений рекламного рынка 27
2.2 Эффективность малобюджетных рекламных форм для частных специализированных предприятий входящих на рынок 33
3 Частные языковые школы: уровень востребованности и тенденции 46
3.1 Частные языковые школы: ситуационный анализ в рамках экономического кризиса 46
3.2 Малобюджетные рекламные формы для продвижения языковой
школы Wilson: разработка медиаплана 56
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложения А-Л 80
Актуальность исследования: современное развитие сектора малого бизнеса в России происходит в неблагоприятных условиях кризиса и нестабильной политической ситуации. В связи с этим малые предприятия, входящие на рынок, вынуждены сокращать маркетинговые затраты и искать стратегии и методы продвижения, которые не требуют больших финансовых вложений, что подтверждает актуальность исследования малобюджетных рекламных форм.
Более того, с развитием Интернета происходит ускоренный рост информационной инфляции, которая ведет к снижению роли традиционных средств массовых коммуникаций, таких как: пресса, радио и телевидение, которые требуют крупных финансовых вложений. Их место постепенно начинают занимать инструменты альтернативного характера, например, SMM- технологии (Facebook, Vkontakte, Skype, Instagram, Periscope, Flamp, Kupikupon и др.), позволяющие без финансовых вложений или, используя минимальные, предоставлять аудио, видео или печатную информацию для всего населения планеты одновременно. Увеличение количества инструментов продвижения оказывает как благоприятное воздействие на малый бизнес - возникает понимание того, что финансовые показатели напрямую зависят от эффективности коммуникации, так и неблагоприятное: обилие инструментов оказывает негативное влияние на потребителя, который становится наиболее притязательным в выборе каналов информации, а также усложняет принцип отбора форм продвижения.
Вышеперечисленные обстоятельства определяют актуальность данного исследования.
Предмет исследования: малобюджетные рекламные формы как оптимальная технология для продвижения частных образовательных школ.
Объект исследования: потенциальные потребители услуг частных образовательных школ.
Цель исследования: определить современные малобюджетные рекламные формы, являющиеся оптимальными для продвижения предприятий сектора малого бизнеса, входящих в рынок частных образовательных услуг.
Задачи исследования:
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующий ряд задач:
- изучить теоретико-методологические особенности современной рекламы; - рассмотреть особенности рекламных технологий в процессе вхождения предприятий на рынок; - исследовать проблематику выбора средств массовых коммуникаций в
условиях массовых предложений рекламного рынка; - исследовать востребованность малобюджетных рекламных форм для
частных специализированных предприятий входящих на рынок; - провести ситуационный анализ частных языковых школ в рамках
экономического кризиса;
- разработать медиаплан продвижения частной языковой школы Wilson.
Гипотеза исследования: исследование малобюджетных рекламных форм выявит, что малобюджетные рекламные формы, используемые в сети Интернет, являются самыми эффективными для продвижения частных образовательных учреждений.
Степень изученности: на формирование концепции данного дипломного проекта оказали влияние, как зарубежные ученые, которые являются основоположниками теории рекламы, так и российские, труды которых освещают современные тенденции российского рынка рекламных услуг.
Изучением теоретических основ и практических особенностей рекламы и средств коммуникации занимались такие зарубежные авторы, как: Ф. Котлер, Д. Огилви, Р. Батра, Ф. Джефкинс, Дж. Ф. Джоунс, Ч. Сэндидж, У. Уэллс, Б. Бернбах, а также российские: Г. А. Васильев, Е. Л. Головлева, А. Н. Мудров, Н.А. Гольман, А. В. Катернюк, И. В. Крылов, А. П. Марков, Е. Песоцкий, Е. В. Попов, Ф. И. Шарков, К. Л. Бове, В. Л. Полукаров, О. Л. Гнатюк.
Особенности рекламных технологий для предприятий сектора малого и среднего бизнеса рассматривали такие авторы как: Д. Витале, А. Ф. Джинджолия, Д. Фокс, А. Эллвуд, М. Мак-Дональд. Особенности таких технологий с учетом российских реалий представлены в трудах Е. С. Акоповой,B. Зазыкина, Ю. С. Бернадская, А. П. Маркова, Ю. Н. Пирогова, Р. Р. Сидорчук, Р. С. Давлетшин, В. Н. Хапенков, П. П. Лутовинов. Большое количество практических примеров также рассмотрено в трудах Д. Майстер, К. Герольд, М. Шульц, М. Фербер, М. Иванов, И. Манна, Э. Глитерник.
Общей спецификой развития современных рекламных форм и проблематикой их отбора занимались У. Аренс, М. Вейголд, К. Бове, Дж. Янч, а также В. Бузин, А. В. Катернюк, А. Н. Назайкин, П. А. Кузнецов, А. В. Костина, А. П. Марков, Л. Н. Федотова, О. А. Феофанов, Г. Г. Щепилова, А. В. Ульяновский, А. Черных.
Подробное изучение современных малобюджетных рекламных инструментов, как отдельных форм рекламы, представлено такими современными зарубежными исследователями, как: М. Кастельс,Дж. К. Левинсон, П. Хенли, Д. Филлипс, Ф. Котлер, Д. Керпен, К. Сигал, а также отечественными авторами: С. Веселов, М. Б. Горкина, Н. В. Карасев, С. Б. Пашутина, А. М. Пономарева, Н. Ф. Пермичева, В. Иванов, Е. Павловская, А. Шефина. Малобюджетные рекламные формы в сети Интернет рассмотрены в пособиях Э. Серновиц, М. Ритсон, Д. Филлипс, Д. Кокрум, Д. Киркпатрик, Д. Зарэлла, И. В. Эйдмана, М. Мейерсон, а также в работах следующих отечественных авторов: Д. Халилова, Д. Губанова, Д. Новикова, А. Албитова,C. А. Щербакова, А. Сенатарова, А. А. Яковлева, Д. Демина, Н. Ермоловой.
Методы оценки эффективности рекламных форм и инструментов рассмотрены в трудах А. В. Ядова, В. П. Ильина, А. Кутлалиева, О. О. Савельева, Л. Н. Федотовой, И. А. Бутенко, В. И. Добренькова,А. И. Кравченко.
Методология: в исследовании использованы такие общенаучные методы, как: описание, обобщение, сравнение, измерение и анализ.
Положения теории рекламы Д. Огилви, Ф. Котлера, У. Уэлса, Ф. Джефкинса, Э. А. Уткина, А. Н. Мудрова, К. В. Бове использованы в первой главе для описания теоретических аспектов современной рекламы и ее особенностей для предприятий малого бизнеса. Также в первой главе использованы аспекты теории развития предпринимательства Ф. Фишера, Д. Траута, Б. Шефера, В. М. Васильева.
Аспекты теории коммуникации Г. Г. Почепцова, А. Дэйяна, В.Б. Кашина, А. Афанасьева, В. Н. Иванова и аспекты теории массовой коммуникации У. Аренса, Ф. И. Шаркова, Е. Л. Головлевой, Л. Н. Федотовой использованы во второй главе для изучения проблематики современных средств коммуникации.
Теории малобюджетной рекламы Д. К. Левинсона, И. Манна, А. Левитаса, Г. Р. Суздалевой, Т. В. Дейнекина, Д. Халилова использованы при изучении малобюджетных рекламных форм. Походы к медиапланированию В. Н. Бузина, А. Н. Назайкина, А. В. Кочетковой использованы в третьей главе для реализации практической части. Более того, в третьей главе использованы аспекты теории социологический исследований А. П. Белановского и В. А. Ядова. Методом эмпирического исследования является анкетирование.
Научная новизна: в силу того, что тема использования малобюджетных рекламных форм в области частных образовательных услуг практически не исследована, научная новизна данного дипломного проекта заключается в сборе, как теоретического, так и практического материала по данной теме. Более того, данный дипломный проект может быть использован, как практическое пособие для продвижения частных образовательных учреждений
Развитие малого бизнеса в России претерпевает значительные позитивные изменения, которые способствуют преодолению большинства барьеров, возникающих у предприятий, входящих на рынок. Однако, начинающие предприниматели достаточно часто необъективно оценивают важность рекламных технологий, которые являются самым эффективных способом передачи информации потребителю. Данная необъективная оценка, с одной стороны, действительно, подкрепляется различными аргументами:
Во-первых, рекламные услуги, оказываемые рекламными агентствами, обладают высокой стоимостью. Во-вторых, сами средства массовой информации, которые традиционно используются для передачи рекламных сообщений, претерпевают определенные трудности. К этим трудностям относится «рекламный шум», глобализация, которая порождает уменьшение конкуренции на медиарынке и увеличение стоимости за рекламное пространство, и время, а также формирование общего негативного отношения к традиционной рекламе.
Однако, все вышеперечисленные проблемы заставляют компании адаптироваться под новые условия и создавать новые формы рекламы — малобюджетные. Данные формы могут быть использованы в различных каналах, однако, чаще всего нацелены на максимально прямой контакт с потребителем легко и быстро измеряемы, а самое важное — требуют минимального количества денежных затрат. Таких форм существует довольно большое количество, и они находятся в постоянном развитии. Самыми популярными малобюджетными рекламными формами являются формы, которые могут быть использованы в сети Интернет. Это обусловлено тем, что они дают возможность массового охвата и наиболее структурированные возможности измерения эффективности. Однако, эффективность данных форм подвергается сомнению экспертами, как подходящих для различных предприятий сектора малого бизнеса, так как различные предприятия обладают своей спецификой, которая требует оценки и разработки индивидуальных рекламных форм, что актуализирует проведения исследований для каждой сферы предприятий в отдельности.
Так как практической частью данной работы является составление медиаплана для языковой студии Wilson, соответственно, существовала необходимость изучения оптимальных рекламных форм именно для этой сферы. В связи с этим был проведен ситуационный анализ рынка языковых школ города Красноярска в рамках экономического кризиса, в результате которого было выявлено, что, несмотря на то, что на рынке представлено порядка 180 организаций, уровень конкуренции является достаточно невысоким, так как у большинства данных организаций не существует структурированного подхода к своей деятельности, а также осознания количества потенциальных потребителей и понимания значимости ведения рекламной деятельности и уровня влияния и востребованности ее различных форм. В связи с этим возникла необходимость проведения исследования, целью которого стало определение уровня востребованности различных рекламных форм для частных образовательных предприятий входящих на рынок.
В результате исследования было выявлено, что для потенциальных потребителей частных языковых школ самым часто используемым и удобным каналом является Интернет и такие рекламные формы, как поисковые сайты и социальные сети, что позволяет утверждать, что гипотеза о том, что исследование малобюджетных рекламных форм выявит, что именно малобюджетные рекламные формы в сети Интернет являются наиболее эффективными для продвижения частных образовательных учреждений, подтвердилась. Но необходимо отметить, что исследование также показало, что традиционные средства массовой коммуникации, такие как телевидение и наружная реклама также оказывают влияние на потенциальных потребителей, что определяет необходимость поиска малобюджетных форм, которые могут быть реализуемы и через эти каналы. По результатам проведения анализа теоретических аспектов, ситуационного анализа и исследования был составлен медиаплан для рекламной кампании языковой школы Wilson, который будет реализован в августе-октябре 2016 года, что актуализирует практическую значимость данной работы.
Полученные данные в результате проведенной исследовательской работы также дают возможность расширить и углубить научные знания о развития современной рекламы, специфики ее проблем и вариантах их разрешения, а также являются показателем того, что предприятия, входящие на рынок,
1. 2GIS [Электронный ресурс] : бесплатный электронный справочник организаций. — Режим доступа :https://2gis.ru/krasnoyarsk.
2. 55% компаний из малого бизнеса в России увеличили рекламные бюджеты [Электронный ресурс] // Adindex. Навигатор рекламного рынка России. — Режим доступа :http://adindex.ru.
3. 82% россиян раздражает ТВ реклама [Электронный ресурс] // Sostav.ru. Реклама. Маркетинг. PR. — Режим доступа :http://www.sostav.ru.
4. Акопова, Е. С. Мировая экономика и международные экономические отношения / Е. С. Акопова. — Москва : Феникс, 2001. — 416 с.
5. Албитов, А. Facebook. Как найти 100 000 друзей для вашего бизнеса бесплатно / А. Албитов. — Москва : Манн, Иванов и Фебер, 2011. — 184 с.
6. Аренс, У. Современная реклама / У. Аренс, М. Ф. Вейголд, К. Аренс. — Москва: Эксмо, 2010. — 880 с.
7. Афанасьева, А. Ролики заездили эфир [Электронный ресурс] / А.
Афанасьев // Коммерсант. — Режим доступа:http://www.kommersant.ru.
8. Багиев, Г. Л. Маркетинг : учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М.
Тарасевич. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 576 с.
9. Балабанов, А. В. Занимательное медиапланирование / А. В.
Балабанов. - Москва : РИП-холдинг, 2001. - 104 с.
10. Батра, Р. Рекламный менеджмент / Р. Батра, Дж. Майерс, Д. Аакер. — Москва : Вильямс, 2004. — 784 с.
11. Бернадская, Ю. С. Основы рекламы / Ю. С. Бернадская, С. С.
Марочкина, Л. Ф. Смотрова. — Москва : Наука, 2005 — 281 с.
12. Бернбах, Б. Библия Билла Бернбаха. История рекламы, которая изменила рекламный бизнес / Б. Бернбах, Б. Левенсон. — Москва : Эксмо, 2011. — 288 с.
13. Бове, К. Л. Современная реклама / К. Л. Бове, У. Ф. Аренс. — Толятти : Довгань, 1995. 704 с.
14. Брустин, Д. Дж. Американцы: Колониальный опыт / Д. Дж. Брустин. — Москва : Прогресс, 1993. — 480 с.
15. Бузин, В. Н. Медиапланирование. Теория и практика / В. Н. Бузин, Т. С. Бузина. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 495 с.
16. Бутенко, И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами / И. А. Бутенко. — Москва : Высшая школа, 1989. — 176 с.
17. Васильев, В. М. Реклама: творческая идея [Электронный ресурс] / В.М. Васильев // Маркетинг за рубежом. - 2005. - №3. — Режим доступа:http://dis.ru.
18. Васильев, Г. А. Основы рекламной деятельности : учеб. пособие для вузов / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. — Москва : Юнити-Дана, 2004. — 416 с.
19. Васильев, Г. А. Основы рекламы / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. —Москва : Юнити-Дана, 2006. - 720 с.
20. Веселов, С. В. Маркетинг в рекламе / С. В. Веселов. — Москва : МИР, 2002. - 316 с.
21. Виды рекламы [Электронный ресурс] // Информационно-справочный портал «Индустрия рекламы». — Режим доступа :http://adindustry.ru.
22. Витале, Д. Малый бизнес: реклама / Д. Витале. — Москва : Феникс, 1998. - 224 с.
23. Галашова, Н. Б. Нестандартные формы рекламного воздействия [Электронный ресурс] / Н. Б. Галашова, Н. А. Камарова, Е. И. Черных // Вестник ТГПУ. - 2015. - №5. — Режим доступа :http://vestnik.tspu.edu.ru.
24. Гамаюнов, Б. П. Маркетинг и продажа услуг / Б. П. Гамаюнов. —Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 414 с.
25. Герольд, К. Построение эффективной компании / К. Герольд. —Москва : Манн, Иванов и Фебер, 2013 — 272 с.
26. Глитерник, Э. Реклама в России XVIII - первой половины XX века / Э. Глитерник. — Москва : Аврора, 2007. —360 с.
27. Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О. Л.
Гнатюк. — Москва : КНОРУС, 2010. — 256 с.
28. Головлева, Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование : учебное пособие / Е. Л. Головлева. — Москва : Академический Проект, 2009. —352 с.
29. Головлева, Е. Л. Основы рекламы: учебное пособие / Е. Л. Головлева. — Москва : ЗАО «Издательский дом «Главбух», 2003. — 272 с.
30. Гольман, И. А. Рекламная деятельность. Планирование. Технологии. Организация / И. А. Гольман. — Изд. 3-е, перераб. — Москва : Гелла-Принт, 2004. — 352 с.
31. Горкина, М. PR с нулевым бюджетом / М. Горкина. — Москва : Эксмо, 2010 .— 272 с.
32. Губанов, Д. А. Социальные сети. Модели информационного влияния, управления и противоборства / Д. А. Губанов, Д. А. Новиков. — Москва : МЦНМО, 2010. — 228 с.
33. Давлетшин, Р. С. Моделирование рекламной деятельности предприятий / Р. С. Давлетшин. — Уфа : РИЦ БашГУ, 2011. — 123 с.
34. Дейян, А. Реклама / А. Дейян. — Москва : Сирин, 2002. — 144 с.
35. Демин, Д. Email-маркетинг. Как привлечь и удержать клиентов / Д. Демин. -
Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 208 с.
36. Джефкинс, Ф. Реклама / Ф. Джефкинс. — Москва : Юнити-Дана, 2008. — 524 с.
37. Джинджолия, А. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / А. Ф.
Джинджолия, А. Г. Грязнова. — Москва : Экономика, 2008. — 427 с.
38. Джоунс, Дж. Ф. Мифы, небылицы и факты о рекламе / Дж. Ф.
Джоунс. — Москва : Омега-Л, 2006. — 336 с.
39. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования / В. И.
Добреньков. — Москва: Инфра-М, 2004. — 768 с.
40. Евстафьев, В. А. Введение в медиапланирование: учебное пособие для начинающих медиапланеров / В. А. Евстафьев, В. Н. Ясонов. — Москва : РИП- холдинг, 2001. — 81 с.
41. Егина, Е. Ambient Media [Электронный ресурс] / Е. Егина // Школа рекламиста. — Режим доступа :http://www.advertiser-school.ru.
42. Ермолова, Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+ / Н. Ермолова. — Москва : Альпина Паблишер, 2016. — 358 с.
43. Ефремова, А. А. Расходы на рекламу и маркетинг / А.А. Ефремова. — Москва : Налоговый вестник, 2012 — 287 с.
44.Зазыкина, В. Г. Психология в рекламе / В. Г. Зазыкина. — Москва : «ДатаСтром», 1992. — 325 с.
45.Зарэлла, Д. Интернет-маркетинг по науке / Д. Зарэлла. — Москва : Манн, Иванов и Фебер, 2014. — 220 с.
46. Иванов, А. Бесплатная реклама. Результат без бюджета / А. Иванов. — Москва : Альпина Паблишер, 2015. — 248 с.
47. Из всех видов рекламы меньше раздражает интернет-реклама [Электронный ресурс] // Рекламно-информационный портал Adme. — Режим доступа : http: //www.adme.ru.
48. Ильина, В. Н. Конкуренция [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Ильина В. Н. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2008. — 50 с.
49. Имишнецкая, И. Инструкция по продвижению услуг, или как продать невидимку / И. Имишнецкая. — Ростов н/Д : ФЕНИКС, 2011. — 208 с.
50. Имшинецкая, И. А. Продвижение без бюджета. Возможно ли это? / И. А.
Имшинецкая. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 208 с.
51. Исковских, Л. Малобюджетная реклама не значит малоэффективная [Электронный ресурс] / Л. Исковских // Рекламно-информационный портал Adme. — Режим доступа :http://www.adme.ru.
52. Карасев, Н. В. Как участвовать в выставках, чтобы получить прибыль. 207 советов экспонентам / Н. В. Карасев. — Москва : ЭкспоЭффект, 2007. — 261 с.
53. Карякина, К. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию новых медиа [Электронный ресурс] / К. Корякина // Медиаскоп. - 2010. - № 1. — Режим доступа :http://mediascope.ru.
54. Кастельс, М. Власть коммуникации / М. Кастельс. — Москва : ГУ ВШЭ, 2016.
— 564 с.
55. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. — Москва : ГУ ВШЭ, 2000. — 376 с.
56. Катернюк, А. В. Рекламные технологии. Коммерческая реклама / А. В.
Катернюк. — Ростов н/Д : Феникс, 2001. — 320 с.
57. Керпен, Д. Маркетинг эпохи Like / Д. Керпен. — Москва : Университетская книга, 2013. — 240 с.
58. Кокрум, Д. Интернет-маркетинг. Лучшие бесплатные инструменты / Д. Кокрум.
— Москва : Манн, Иванов и Фебер, 2013. — 384 с.
59. Колесов, Д. Г. Медиапланирование на телевидение: учебное пособие / Д. Г. Колесов. — Москва : TSN, 2010. — 132 с.
60. Корченский, А. П. Источники кризиса доверия. Главные причины недоверия к СМИ [Электронный ресурс] / А. П. Корченский // Журналистика и медиарынок.
— 2006. - №12. — Режим доступа :http :// old.kpfu.ru.
61. Костина, А. В. Интернет-сообщества. Что обсуждается в Интернете? От думеров - до фурри. От игнора - до троллинга / А. В. Костина. — Москва : «Либроком», 2011. — 302 с.
62. Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А. В. Костина. — Москва : «Едиториал УРСС», 2006. — 261 с.
63. Костина, А. В. Основы рекламы / А. В. Костина. — Москва : «КноРус», 2006. — 352 с.
64. Котлер, Ф. Латеральный маркетинг: технология поиска революционных идей / Ф. Котлер, Фернандо де Триас ; отв. ред. М. Суханова. — Москва : Альпина Паблишер, 2015. — 206 с.
65. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер. — Москва : Альпина Паблишер, 2003. — 211 с.
66. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. — Москва : Вильямс, 2015. — 496 с.
67. Котлер, Ф. Привлечение инвесторов. Маркетинговый подход к поиску источников финансирования / Ф. Котлер. — Москва : Альпина Бизнес Букс, 2004. — 193 с.
68. Кочеткова, А. В. Медиапланирование / А. В. Кочеткова. — Москва : РИП-холдинг, 2003. — 174 с.
69. Кравченко, А. И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. — Москва : Академический проспект, 2001. — 508 с.
70. Крупнейшие медиахолдинги создадут альянс по продаже телевизионной рекламы [Электронный ресурс] // Коммерсант. — Режим доступа : http://www.kommersant.ru.
71. Крылов, И. В. Маркетинг (социология маркетинговых коммуникаций): учебное пособие / И. В. Крылов. — Москва : изд-во «Центр», 1998 — 224 с.
72. Куталиев, А. Эффективность рекламы. 2-е издание / А. Куталиев. —- Москва : Эксмо, 2006. — 416 с.
73. Левин, М. Методы поиска информации в Интернет / М. Левин. Москва : Солоп-Пресс, 2003. 340 с.
74. Левинсон, Д. К. Партизанский маркетинг / Д. К. Левинсон, П. Хенли. —¬Москва : ЭКСМО, 2009. —- 396 с.
75. Левитас, А. Экспресс-маркетинг. Быстро, конкретно, прибыльно / А. Левитас. —- Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2016. —- 224 с.
76. Лутовинов, П. П. Рынок труда: учебное пособие / П. П. Лутовинов, В. И. Колесников, А. И. Рофе. —- Челябинск : [б.и.], 2005. —- 243 с.
77. Майстер, Д. Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги / Д. Майстер. —- Москва : Манн, Иванов и Фебер, 2012 —- 368 с.
78. Мак-Дональд М. Сфера услуг / М. Мак-Дональд. —- Москва : ЭКСМО, 2009 — - 445 с.
79. Макеенко, М. И. Ежедневная печать: американский опыт конца XX столетия / М. И. Макеенко. —- Москва : Изд-во МГУ, 2003. —- 192 с.
80. Макконнелл, С. Совершенный код / C. Макконелл. —- Санкт-Петербург : Питер, 2007. —- 896 с.
81. Марков, А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. Рекламные технологии. Связи с общественностью Спонсорская деятельность / А. П. Марков. —- Ростов н/Д : Феникс, 2007. —- 544 с.
82. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. —- Москва : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 —- 312 с.
83. Мартино, П. Мотивация в рекламе / П. Мартино. —- Москва: Эксмо, 1997. —¬210 с.
84. Мейерсон, М. Основы интернет-маркетинга / М. Мейерсон. —- Москва : Манн, Иванов и Фебер, 2013. —- 320 с.
85. Мудров, А. Н. Основы рекламы / А. Н. Мудров. —- Москва : Магистр, 2008. —- 400 с.
86. Музыкант, В. Л. Теория и практика современной рекламы / В. Л.
Музыкант: монография. —- Москва : Евразийский регион, 1998. —- 400 с.
87. Набокова, Л. С. СМИ в структуре общественного сознания / Л. С.
Набокова // Проблемы обществоведения: Материалы V межрегиональной научной конференции аспирантов и соискателей. 23 марта 2004 года / под общ. ред. В. Х. Беленького; ГОУ ВПО «ГАЦМиЗ». Красноярск, 2004. C. 41¬48.
88. Назайкин, А. Н. Медиапланирование на 100% / А. Н. Назайкин. —- Москва : Альпина Паблишер, 2007. —- 460 с.
89. Назайкин, А. Н. Медиапланирование / А.Н. Назайкин. —- Москва : Эксмо, 2009. —- 400 с.
90. Назаров, М. М. Зарубежные рынки телевизионной рекламы / М. М.
Назаров. —- Москва : [б.и.], 2011 - 361 с.
91. Нарцызов, А. С. «Нетрадиционные» формы маркетинговых коммуникаций [Электронный ресурс] / А. С. Нарцызов // Секреты маркетинга. —- Режим доступа :http://smmrostov.ru.
92.О рекламе [Электронный ресурс]: федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Справочная система «КонсультантПлюс». —-Режим доступа :http://www.consultant.ru/.
93.Объем рынка рекламы в средствах ее распространения в 2014 году [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Режим доступа :http: //www.akarussia.ru.
94. Обязательный ЕГЭ по иностранным языкам появится не раньше 2020 года
[Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ. Режим доступа :http://ria.ru.
95. Огилви, Д. Огилви о рекламе / Д. Огилви. —- Москва : Эксмо, 2011. —- 232 с.
96.Олет, Б. Путеводитель предпринимателя. 24 конкретных шага от запуска до стабильного бизнеса / Олет Б. —- Москва : Манн, Иванов и Фебер, 2014 —¬336 с.
97. Павловская, Е. Дизайн рекламы: поколение Next / Е. Павловская. —- Санкт- Петербург: Питер, 2003. —- 320с.
98. Пашутин, С. Б. Как создать национальный бренд / C. Б. Пашутин. —- Москва : Кнорус, 2007. —- 320 с.
99. Пермичев, Н. Ф. Маркетинг инноваций: учебное пособие / Н. Ф. Пермичев. —-Нижний Новгород: Нижегород. гос. архит-строит. Ун-т, 2007. —¬88 с.
100. Песоцкий, Е. А. Реклама и мотивация потребителей / Е. А.
Песоцкий. —- Москва : Дашков и Ко, 2008. —- 223 с.
101. Песоцкий, Е. А. Современная реклама: теория и практика / Е. А.
Песоцкий. —- Ростов н/Д : Феникс, 2001. —- 305 с.
102. Пирогова, Ю. К. Коммерциализация массовых коммуникаций в эпоху брендинга // В кн.: 125 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: в 4х томах: том 4 / Отв. ред.: Д. Богоявленская,
Ю. П. Зинченко. Т. 4. —- Москва : МАКС Пресс, 2011. —- С. 179-182.
103. Пирогова, Ю. К. Основы рекламы: Учебно-методическое пособие / Ю. К. Пирогова. —- Москва : Изд-во Международного института рекламы, 2004. —¬36 с.
104. Поддержка малого и среднего бизнеса в Красноярском крае [Электронный
ресурс] // Региональный центр поддержки предпринимательства Красноярского края. Режим доступа :http :// www.smb24.ru.
105. Полукаров, В. Л. Основы рекламы: учебное пособие / В. Л.
Полукаров. —- Москва : Дашков и Ко, 2004. —- 240 с.
106. Полуэхтова, И. А. Российская аудитория телевидения: социологический
дискурс / И. А. Полуэхтова. —- Москва : Наука, 2008. —- 330 с.
107. Поляков, В. А. Анализ становления мирового рекламного рынка и рекламы в
России [Электронный ресурс] / В.А. Поляков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - №3. Режим доступа :http://dis.ru.
108. Пономарева, А. М. Основы рекламной деятельности. Организация, планирование, оценка эффективности / А. М. Пономарева. —- Москва : Инфра- М, 2010. —- 192 с.
109. Попов, Е. В. Продвижение товаров и услуг / Е. В. Попов. —- Москва : Финансы и статистика, 1999. —- 320 с.
110. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. —- Москва: «Рефл- бук», 2001. —- 656 с.
111. Рыбина, М. Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России [Электронный ресурс] / М. Н. Рыбина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №2. —-Режим доступа: http://www.cfin.ru.
112. Рязанов, Ю. Г. Медиапланирование / Ю. Г. Рязанов, Г. Шматов. —- Екатеринбург : Эксом Медиа, 2002.310 с.
113. Савельева, О. О. Социология рекламного воздействия / О. О. Савельева. —-Москва : РИП-холдинг, 2006. —- 284 с.
114. Сенаторов, А. А. Битва за подписчиков «Вконтакте». SMM-руководство / А. А. Сенаторов. —- Москва : Альпина Паблишер, 2016. —- 168 с.
115. Серновиц, Э. Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить / Э. Серновиц. —- Москва : Манн, Иванов и Фебер, 2016. —- 240 с. 116.
Сидорчук, Р. Р. Маркетинговой управление деловой активностью предприятий малого и среднего бизнеса / Р. Р. Сидорчук. —- Москва : Спутник+, 2012. —¬236 с.
117. Система общего образования края [Электронный ресурс] // Министерство
образования Красноярского края [сайт]. Режим доступа :http :// www.krao.m.
118. Сколько времени россияне проводят в социальных сетях [Электронный
ресурс] : исследование исследовательского холдинга «Ромир» от 04.2015 // Исследовательский холдинг «Ромир». Режим доступа :http://romir.ru.
119. Суздалева, Г. Р. Инструменты продвижения товаров и услуг: учебное пособие / Г. Р. Суздалева, Е. А. Дробышева. —- Пермь : ПНИПУ, 2012. —- 216 с.
120. Сэндидж, Ч. Реклама. Теория и практика / Ч. Сэндидж. —- Москва : Прогресс, 1989. —- 630 с.
121. Тангейт, М. Всемирная история рекламы / М. Тангейт. —- Москва : Альпина Паблишер, 2008. —- 269 с.
122. Ульяновский, А. В. Маркетинговые коммуникации. 28 инструментов миллениума с учетом новейших тенденций, диктуемых современным рынком / А. В. Ульяновский. —- Москва : Эксмо, 2008. —- 425 с.
123. Уткин, Э. А. Рекламное дело / Э. А. Уткин. —- Москва : Эксмо, 2000. —- 272 с.
124. Ученова, В. В. История рекламы / В. В. Ученова, Н. В. Старых. —- Санкт- Петербург : Питер, 2002. —- 304 с.
125. Уэллс, У. Реклама. Принципы и практика / У. Уэллс, С. Мориарти, Дж. Бернет. —- Санкт-Петербург : Питер, 2008. —- 738 с.
126. Федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства
[Электронный ресурс] // Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Режим доступа :http://smb.gov.ru.
127. Федотова, Л. Н. Социология массовых коммуникаций / Л. Н.
Федотова. —- Санкт-Петербург : Питер, 2003. —- 400 с.
128. Федотова, Л. Н. Социология рекламной деятельности / Л. Н.
Федотова. —- Москва : Гардарики, 2002. —- 272 с.
129. Федотова, Л. Н. Реклама в коммуникационном процессе / Л.Н.
Федотова. —- Санкт-Петербург : Камерон, 2005. —- 464 с.
130. Феофанов, О. А. Реклама. Новые технологии в России / О. А.
Феофанов. —- Санкт-Петербург : Питер, 2001. —- 384 с.
131. Филлипс, Д. PR в Интернете / Д. Филлипс. —- Москва : Фаир-пресс, 2004. — 320 с.
132. Фокс, Д. Как делать большие деньги в малом бизнесе. Неочевидные правила, которые должен знать любой владелец / Д. Фокс. —- Москва : Альпина Паблишер, 2014. —- 158 с.
133. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Халилов. —- Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. —- 240 с.
134. Хапенков, В. Н. Организация рекламной деятельности / В. Н. Хапенков. —-Москва : Academia, 2012. —- 240 c.
135. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. —- Москва : Олма-Пресс, 2002. —- 236 с.
136. Хитров, А. Всем английский [Электронный ресурс] / Хитров А. // Интернет-
газета Newslab.ru. Режим доступа :http://newslab.ru.
137. Черных, А. Мир современных медиа / А. Черных. —- Москва : Территорий будущего, 2007. —- 312 с.
138. Шаповалов, Д. Портрет современного потребителя [Электронный ресурс] / Д. Шаповалов. // Управление компанией. - 2005. - №8. —- Режим доступа :http ://www.marketing.spb.ru.
139. Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации : учебное пособие / Ф.И. Шарков. —- Москва : Перспектива, 2005. —- 248 с.
140. Шефина, А. Н. Четыре шага к увеличению продаж с помощью рекламы / А. Н. Шефина // Маркетинг в России и зарубежом. - 2011. - №4. —- с. 18-23.
141. Шульц, М. Маркетинг профессиональных услуг / М. Шульц. —- Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2012. —- 247 с.
142. Щепилова, Г. Г. Реклама в СМИ: история, технолгии, классификация / Г. Г. Щепилова. —- Москва : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. —- 456 с.
143. Щербаков, С. А. Партизанский маркетинг в социальных сетях. Инструкция по
эксплуатации SMM-менеджера / C. А. Щербаков Санкт-Петербург : Питер,2015. —- 256 с.
144. Эйдман, И. В. Прорыв в будущее: социология интернет-революции / И. В. Эйдман. —- Москва : ОГИ, 2007. —- 384 с.
145. Эллвуд, А. Основы брэндинга / А. Эллвуд. —- Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2003. —- 336 с.
146. Эффективность он-лайн рекламы и присутствие в социальных медиа [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга. —- Режим доступа :http ://www.marketing.spb.ru.
147. Ядов, В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы / В. А. Ядов. —- Москва : Наука, 1997. —- 282 с.
148. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. —¬Москва : Академкнига, 2003. —- 596 с.
149. Яковлева, А. А. Контекстная реклама / А. А. Яковлева. —- Санкт-Петербург : БХВ- Петербург, 2009. —- 287 с.
150. Янч, Дж. Маркетинг без диплома / Дж. Янч. —- Москва : Манн, Иванов и Фебер, 2015. —- 272 с.
151. Creative Guerilla Marketing Agency [Электронный ресурс] : журнал о партизанском маркетинге. - Электрон. журн. — Режим доступа : http://www. creativeguerrillamarketing.com.
152. Newsweek [Электронный ресурс] : многопредметный международный журнал.
- Электрон. журн. — Режим доступа : http://europe. newsweek.com.
153. SurveyMonkey [Электронный ресурс] : он-лайн служба проведения социологических исследования. — Режим доступа : https://www. surveymonkey.ru.
154. TNS Gallup Media [Электронный ресурс] : база данных компании маркетинговых исследований TNS Gallup Media. — Режим доступа : http:// www.tns-global.ru.