КАТЕГОРИЯ ЛОКАТИВНОСТИ В ЯЗЫКАХ БАНТУ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛОКАТИВНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ 6
1.1. Теории локативности 6
1.2. Локативность в языках мира 9
1.3. Локативность в языках банту 14
1.3.1. Ареально-типологический обзор группы 14
1.3.2. Лингвистическая характеристика языков банту 20
1.3.3. Система именных классов языков банту 24
1.3.4. Локативные классы в языке суахили 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАТИВНЫХ
КОНСТРУКЦИЙ В ЯЗЫКАХ БАНТУ 40
2.1. Методология исследования 40
2.2. Сопоставление локативных конструкций в языках банту 42
2.2.1. Вариативность локативной маркировки в языках банту 42
2.2.2. Согласование в именной группе 54
2.2.3. Глагольное согласование 57
2.2.4. Локативная инверсия 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛОКАТИВНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ 6
1.1. Теории локативности 6
1.2. Локативность в языках мира 9
1.3. Локативность в языках банту 14
1.3.1. Ареально-типологический обзор группы 14
1.3.2. Лингвистическая характеристика языков банту 20
1.3.3. Система именных классов языков банту 24
1.3.4. Локативные классы в языке суахили 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАТИВНЫХ
КОНСТРУКЦИЙ В ЯЗЫКАХ БАНТУ 40
2.1. Методология исследования 40
2.2. Сопоставление локативных конструкций в языках банту 42
2.2.1. Вариативность локативной маркировки в языках банту 42
2.2.2. Согласование в именной группе 54
2.2.3. Глагольное согласование 57
2.2.4. Локативная инверсия 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ
Данное исследование представляет собой попытку комплексного
сопоставительного анализа формальных показателей и семантики
локативных конструкций в языках банту. Актуальность данной работы
определяется малой степенью систематизации информации о локативности
в языках банту в сопоставительном аспекте.
Объектом исследования выступает категория локативности в языках
банту.
Предметом исследования являются показатели локативных классов
языков банту и их семантика.
Целью работы является сопоставление локативных показателей
языков банту и выявление их семантики.
Поставленная цель требует выполнения ряда задач:
1. изучить лингвистические работы, посвященные локативности;
2. дать характеристику языкам банту как языкам с категорией
локативности;
3. провести поиск и анализ грамматик и описаний языков банту для
формирования эмпирической базы исследования;
4. исследовать локативные показатели и их семантику на основе
эмпирического материала.
Теоретической базой исследования послужили труды зарубежных и
отечественных ученых в области локативности (И.А. Мельчук,
В.А. Плунгян, А.Е. Кибрик, С. Левинсон, М. Боверман, Ю.В. Мазурова,
С. Свороу,), африканского языкознания (А.Ю. Желтов, В.Ф. Выдрин,
А.А. Жуков, Н.В. Громова, Н.В. Охотина, Дж. Гринберг, Г. Сежерер,
Д. Нерс, Б. Хайне, Д.А. Ольдерогге, Н.М. Гиренко, М. Гасри, Э. Эштон,
Дж. Махо, С. Майнхоф, Х. Батибо и др.), и именной классификации
(В.А. Виноградов, А.А. Жуков, И.А. Мельчук, Дж. Гринберг,
К.И. Поздняков и др.). Их труды позволили сформулировать теоретические
Y3основания для настоящей работы, а также сформировать методологический
подход к исследованию категории локативности в языках банту.
Материалом исследования послужили следующие языки банту: лефо
(А15), мокпе (А22), дуала (А24), басаа (А43), бафия (А50), этон (А71),
галва (В11с), лумбу (В44), лингала (С30), монго (С60), кикуйю (Е51),
камба (Е55), чага (E62), гого (G11), кагулу (G12), часу (G22), самбаа (G23),
бондей (G24), луганда (JE15), макве (G402), мвиини (G412), суахили (G42),
маоре (G44b). кеуче (G35), бена (G63), киньяруанда (JD61), хайа (JE22),
нгангела (K12), лози (K41), луба-касаи (L31a), санга (L35), бемба (M42),
чичева (N31), кувабо (Р34), чувабу (Р30), макува (Р31), ломве (Р32), ндонга
(К22), гереро (R30), йейи (R41), тсвана (S31), сесото (S33), нгуни (S40),
зулу (S42), свати (S44), тонга (S64), теке (T70). Кроме того, нами были
составлены корпусы статей из онлайн-энциклопедии «Википедия» для
языков суахили (G42), лингала (С30), кикуйю (Е51), луганда (JE15), сесото
(S33), киньяруанда (JD61), кикуйю (Е51), тсвана (S31), сесото (S33).
В работе использовались сопоставительный анализ, а также
семантический и корпусный анализы.
Результаты настоящей магистерской диссертации были представлены
на Международной научной конференции «Проблемы языка: взгляд
молодых ученых» (ИЯ РАН, Москва, 16 февраля 2017 г.), Международной
научной конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном
пространстве человека» (СФУ, Красноярск, 25 мая 2017 г.), конференции
"Русский язык и русская литература как фактор культурной интеграции
Русского мира» (Красноярск, 15 сентября 2016 г.), Международной
конференции «Молодежь и наука» (Красноярск, 16 апреля 2016 г.).
Некоторые результаты исследования опубликованы в двух статьях: статья в
электронном сборнике материалов международной конференции
студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный-2016»
Сибирского федерального университета «Swahili and Mwiini: Comparison of
Y4Noun Classes»; статья «Семантика локативных классов языка суахили» - в
печати.
Структура работы соответствует теме, цели и задачам исследования.
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения. В первой главе «Локативность как категория современного
языкознания» рассматривается понятие локативности, способы выражения
локативных отношений в языках мира и дается краткая характеристика
языков банту, а также приводятся данные о языке суахили и
представленных в нем локативных классах. Во второй главе
«Сопоставительный анализ локативных конструкций в языках банту»
описывается методология исследования и проводится сопоставительный
анализ локативных конструкций и их семантики в языках банту, в
частности, освещаются вариативность локативной маркировки,
согласование в именной группе, глагольное согласование и локативная
инверсия.
сопоставительного анализа формальных показателей и семантики
локативных конструкций в языках банту. Актуальность данной работы
определяется малой степенью систематизации информации о локативности
в языках банту в сопоставительном аспекте.
Объектом исследования выступает категория локативности в языках
банту.
Предметом исследования являются показатели локативных классов
языков банту и их семантика.
Целью работы является сопоставление локативных показателей
языков банту и выявление их семантики.
Поставленная цель требует выполнения ряда задач:
1. изучить лингвистические работы, посвященные локативности;
2. дать характеристику языкам банту как языкам с категорией
локативности;
3. провести поиск и анализ грамматик и описаний языков банту для
формирования эмпирической базы исследования;
4. исследовать локативные показатели и их семантику на основе
эмпирического материала.
Теоретической базой исследования послужили труды зарубежных и
отечественных ученых в области локативности (И.А. Мельчук,
В.А. Плунгян, А.Е. Кибрик, С. Левинсон, М. Боверман, Ю.В. Мазурова,
С. Свороу,), африканского языкознания (А.Ю. Желтов, В.Ф. Выдрин,
А.А. Жуков, Н.В. Громова, Н.В. Охотина, Дж. Гринберг, Г. Сежерер,
Д. Нерс, Б. Хайне, Д.А. Ольдерогге, Н.М. Гиренко, М. Гасри, Э. Эштон,
Дж. Махо, С. Майнхоф, Х. Батибо и др.), и именной классификации
(В.А. Виноградов, А.А. Жуков, И.А. Мельчук, Дж. Гринберг,
К.И. Поздняков и др.). Их труды позволили сформулировать теоретические
Y3основания для настоящей работы, а также сформировать методологический
подход к исследованию категории локативности в языках банту.
Материалом исследования послужили следующие языки банту: лефо
(А15), мокпе (А22), дуала (А24), басаа (А43), бафия (А50), этон (А71),
галва (В11с), лумбу (В44), лингала (С30), монго (С60), кикуйю (Е51),
камба (Е55), чага (E62), гого (G11), кагулу (G12), часу (G22), самбаа (G23),
бондей (G24), луганда (JE15), макве (G402), мвиини (G412), суахили (G42),
маоре (G44b). кеуче (G35), бена (G63), киньяруанда (JD61), хайа (JE22),
нгангела (K12), лози (K41), луба-касаи (L31a), санга (L35), бемба (M42),
чичева (N31), кувабо (Р34), чувабу (Р30), макува (Р31), ломве (Р32), ндонга
(К22), гереро (R30), йейи (R41), тсвана (S31), сесото (S33), нгуни (S40),
зулу (S42), свати (S44), тонга (S64), теке (T70). Кроме того, нами были
составлены корпусы статей из онлайн-энциклопедии «Википедия» для
языков суахили (G42), лингала (С30), кикуйю (Е51), луганда (JE15), сесото
(S33), киньяруанда (JD61), кикуйю (Е51), тсвана (S31), сесото (S33).
В работе использовались сопоставительный анализ, а также
семантический и корпусный анализы.
Результаты настоящей магистерской диссертации были представлены
на Международной научной конференции «Проблемы языка: взгляд
молодых ученых» (ИЯ РАН, Москва, 16 февраля 2017 г.), Международной
научной конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном
пространстве человека» (СФУ, Красноярск, 25 мая 2017 г.), конференции
"Русский язык и русская литература как фактор культурной интеграции
Русского мира» (Красноярск, 15 сентября 2016 г.), Международной
конференции «Молодежь и наука» (Красноярск, 16 апреля 2016 г.).
Некоторые результаты исследования опубликованы в двух статьях: статья в
электронном сборнике материалов международной конференции
студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный-2016»
Сибирского федерального университета «Swahili and Mwiini: Comparison of
Y4Noun Classes»; статья «Семантика локативных классов языка суахили» - в
печати.
Структура работы соответствует теме, цели и задачам исследования.
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения. В первой главе «Локативность как категория современного
языкознания» рассматривается понятие локативности, способы выражения
локативных отношений в языках мира и дается краткая характеристика
языков банту, а также приводятся данные о языке суахили и
представленных в нем локативных классах. Во второй главе
«Сопоставительный анализ локативных конструкций в языках банту»
описывается методология исследования и проводится сопоставительный
анализ локативных конструкций и их семантики в языках банту, в
частности, освещаются вариативность локативной маркировки,
согласование в именной группе, глагольное согласование и локативная
инверсия.
Целью данной работы являлось сопоставление показателей
локативных классов языков банту и выявление их семантики.
Были выполнены основные задачи, поставленные в начале
исследования:
1) Была изучении объемная база лингвистических работ, посвященных
проблеме локативности;
2) Была дана характеристика языкам банту как языкам с категорией
локативности;
3) Был проведен поиск и анализ грамматик и описаний различный
языков банту и сформирована эмпирическая база исследования (47 языков
банту);
4) Была предпринята попытка проведения сопоставительного анализа
показателей локативных классов и их семантики на основе имеющегося
эмпирического материала.
Основные результаты могут быть сформулированы следующим
образом:
1) Категория локативности является одной из базовых категорий в
языках мира. Языки мира демонстрируют широкое разнообразие средств
кодирования пространства (семантические, лексические и
грамматические), фокусируясь на разных аспектах пространственных
отношений и используя принципиально разные системы пространственных
координат;
2) В языках банту пространственные отношения выражаются
посредством использования локативных классов, предлогов и суффиксов.
В зависимости от языковой зоны, вариативны как формальные показатели,
так и семантика локативных показателей;
3) Наиболее распространенными являются языки с локативными
классам (16, 17 и 18 классы). Семантика локативных классов определяется
следующим образом: 16 класс (показатель pa) используется для
Y69обозначения в пространстве близких либо находящихся на поверхности
объектов, 17 класс (показатель ku) используется для объектов
неопределенного местоположения, 18 класс (показатель mu) используется
для указания на местонахождение внутри;
4) В именной морфологии согласование может быть как по
локативному классу, так и по классу первоначального существительного.
Ряд языков демонстрирует допустимость выбора согласовательной модели;
5) В глагольной морфологии языки банту отличаются способами
маркировки объектного и / или субъектного согласования с локативными
существительными. Субъектное согласование в языках банту более
частотно;
6) На примере языка суахили показано, что на синхронном уровне
развития языка наблюдается размытие четкой семантической
дифференциации между локативными классами.
Следует отметить, что в свете ограниченности доступа к информантам
и отсутствия релевантной исследованию информации у других
исследователей сохраняются значительные пробелы в представленном в
работе материале. Данные лакуны представляют собой пространство для
дальнейшей работы и исследований в рамках данной тематики.
локативных классов языков банту и выявление их семантики.
Были выполнены основные задачи, поставленные в начале
исследования:
1) Была изучении объемная база лингвистических работ, посвященных
проблеме локативности;
2) Была дана характеристика языкам банту как языкам с категорией
локативности;
3) Был проведен поиск и анализ грамматик и описаний различный
языков банту и сформирована эмпирическая база исследования (47 языков
банту);
4) Была предпринята попытка проведения сопоставительного анализа
показателей локативных классов и их семантики на основе имеющегося
эмпирического материала.
Основные результаты могут быть сформулированы следующим
образом:
1) Категория локативности является одной из базовых категорий в
языках мира. Языки мира демонстрируют широкое разнообразие средств
кодирования пространства (семантические, лексические и
грамматические), фокусируясь на разных аспектах пространственных
отношений и используя принципиально разные системы пространственных
координат;
2) В языках банту пространственные отношения выражаются
посредством использования локативных классов, предлогов и суффиксов.
В зависимости от языковой зоны, вариативны как формальные показатели,
так и семантика локативных показателей;
3) Наиболее распространенными являются языки с локативными
классам (16, 17 и 18 классы). Семантика локативных классов определяется
следующим образом: 16 класс (показатель pa) используется для
Y69обозначения в пространстве близких либо находящихся на поверхности
объектов, 17 класс (показатель ku) используется для объектов
неопределенного местоположения, 18 класс (показатель mu) используется
для указания на местонахождение внутри;
4) В именной морфологии согласование может быть как по
локативному классу, так и по классу первоначального существительного.
Ряд языков демонстрирует допустимость выбора согласовательной модели;
5) В глагольной морфологии языки банту отличаются способами
маркировки объектного и / или субъектного согласования с локативными
существительными. Субъектное согласование в языках банту более
частотно;
6) На примере языка суахили показано, что на синхронном уровне
развития языка наблюдается размытие четкой семантической
дифференциации между локативными классами.
Следует отметить, что в свете ограниченности доступа к информантам
и отсутствия релевантной исследованию информации у других
исследователей сохраняются значительные пробелы в представленном в
работе материале. Данные лакуны представляют собой пространство для
дальнейшей работы и исследований в рамках данной тематики.
Подобные работы
- Глагольная валентность и деривативные суффиксы в языке киньяруанда: комбинаторика и функционирование
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Глагольная валентность и деривативные суффиксы в языке киньяруанда: комбинаторика и функционирование
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016



