Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТАБАКОКУРЕНИЯ СО СТУДЕНТАМИ 1 КУРСА.

Работа №2541

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы66 стр.
Год сдачи2012
Стоимость970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1272
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования профилактики табакокурения и наркомании…………………………………………………….8
1.1. Общие представления о наркомании и табакокурении…………………....8
1.2. Динамика табакокурения и наркомании в историческом аспекте……....11
1.3. Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста……...16
Глава 2. Экспериментальное исследование профилактики табакокурения и наркомании…………………………………………………………………….....21
2.1. Организация и проведение психопрофилактики со студентами первого курса …………………………………………………......................... …………21
2.2. Первоначальная диагностика аддиктивного поведения студентов первого курса …………………………………………………………………..48
2.3. Диагностика изменений аддиктивного поведения студентов первого курса …………………………………………………………………………………….49
2.4.Анализ и интерпретация результатов …………………………………… . 51
Заключение…………………………………………………………………….....54
Список используемой литературы……………………………………………...56
Приложения 1........................................................................................................61
Приложение 2 ……………………………………….………………………… 61
Приложение 3…………………………………………………………………...64


К сожалению, все предпринимаемые попытки остановить рост детской наркомании, алкоголизма и табакокурения до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого - крайне упрощенное представление о содержании и направлениях профилактики. В большинстве зарубежных стран, столкнувшихся с эпидемией молодежной наркомании гораздо раньше нас, педагогическая профилактика стала приоритетным и наиболее перспективным направлением, а педагог - одним из главных участников превентивной политики.
Основная задача психолого-педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию - желания попробовать дурман.
Но для того чтобы такого желания не возникло, молодой человек должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания.
Но психолого-педагогическая профилактика не должна сводиться только к предупреждению знакомства с наркотиками. Практически все подростки-наркоманы до знакомства с наркотиками имели опыт курения, употребления алкоголя. Причем прослеживается весьма четкая зависимость: чем раньше ребенок приобрел такой опыт, тем больше у него шансов в дальнейшем познакомиться и с наркотиками. Объяснение этому простое. Во-первых, эффект воздействия всех этих веществ оказывается схожим, во-вторых, подросток быстро привыкает к тому, чтобы не решать свои проблемы, а скрываться от них при помощи дурмана.
На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость
научного решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение подростков.
Статистика фиксирует небывалый рост числа курящих, наркоманов и алкоголизирующих подростков. Прогрессирующее ухудшение этой ситуации в России сопровождается следующими негативными тенденциями. Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Во-вторых, с распространением вредных привычек происходит лавинообразное развитие симптомов болезни - многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом. В-третьих, последствия алкоголизации и табакокурения подростков имеют во многом скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний. Важно отметить, что курение и алкоголизация являются «психологическими воротами», способствующими началу употребления других психоактивных веществ и формированию ранней криминализации. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед педагогической наукой исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с подростками.
Проникая в различные сферы нашей жизни, данные вредные привычки оказывают всё более пагубное воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества. Всё это приводит к резкому сокращению рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшению здоровья людей, подрыву трудовых ресурсов страны, ослаблению фундаментальной основы общества - семьи.
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Ранняя алкоголизация и табакокурение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения подростка: в семье, школе.
Исходя из вышесказанного, проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков представляется нам чрезвычайно актуальной.
Как нарушение процесса социализации, табакокурение и наркомания рассматривается такими известными российскими учеными, как А.А. Александров, Г.М. Андреева, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, А.Д. Гонеев, И.С. Кон, В.Т. Кондрашенко, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский, А.Б. Серых, Е.С. Скворцова.
Психолого-педагогические исследования профилактики раннего табакокурения и наркомании подростков проведены психологами: С.А. Бадмаевым, С.А. Беличевой, А.П. Горбачевой, И.И. Кауненко; педагогами - Т.К.Зуевой, И.В.Иванниковой, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейбергом, A.C., Меликсетяном, И.А. Невским, В.А. Поповым, З.Д. Раевской, О.Л.Романовой. Расширяют и углубляют изучение данной проблемы труды социальных педагогов - В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Т.П.Гуриной, Д.В.Колесова, A.B. Мудрика, Л.П.Федоренко. Свой вклад в решение этого вопроса вносят исследователи-криминологи - Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, В.Р. Кудрявцев, Г.М. Миньковский. Медицинский аспект проблемы отражен в работах Б.С. Братуся, A.A. Вдовиченко, В.В. Ковалева, А.Е. Личко.
Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию вредных привычек личности, проблема ранней подростковой алкоголизации табакокурения и наркомании, а также разработка системы их педагогической профилактики, направленной на нравственное и физическое оздоровление подрастающего поколения и утверждения здорового образа жизни требует дальнейшего изучения.
Объект исследования – аддиктивное поведение студентов 1 курса
Предмет исследования – профилактика табакокурения и наркомании у студентов 1 курса.
Гипотеза 1 комплексная программа психопрофилактики оказывает существенное влияние на отношение студентов к наркомании и табакокурению.
Гипотеза 2 комплексная программа психопрофилактики оказывает незначительное влияние на отношение студентов 1 курса к наркомании и табакокурению .
Практическая значимость данной работы состоит в том, результаты исследования могут быть полезны для дальнейшей профилактики наркомании и табакокурения со студентами. Также наша работа может быть значима для преподавателей ВУЗа в работе со студентами.

В соответствии с указанной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы алкоголизма, табакокурения и наркомании в теории и практике образования
2. Подобрать психолого-педагогические тесты или методики эмпирического исследования по выявлению уровня зависимости от , табакокурения и наркомании у подростков
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
- аналитические (теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы);
- диагностические ( тестирование)
- статистические (анализ и обработка данных эксперимента).
- программа психопрофилактических мероприятий.
В исследовании принимали участие студенты 1 курса специальности «Психология» института педагогики психологии и социальной работы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение
Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение навыкам здорового образа жизни. Наиболее важным направлением в деле формирования здорового образа и отказа от вредных привычек среди подрастающего поколения является психопрофилактика.
Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических и токсикоманических средств. Особое значение в наши дни приобретает профилактика наркомании и курения, так как эти пороки наиболее распространены среди молодежной среды.
Нами была проведена диагностика по выявлению отношения к табакокурению и наркомании со студентами 1 курса, специальности «Психология», в ходе которой было выявлено, что в группе испытуемых достаточно высок уровень предрасположенности к употреблению наркотических веществ и высокая степень зависимость от никотина
С учетом выявленных особенностей мы разработали программу по снижению уровня предрасположенности к употреблению наркотических веществ и зависимости от никотина. Основными направлениями в данной программе явилось: выявление степени предрасположенности к употреблению наркотиков и степени зависимости от никотина, проведение психопрофилактики, знакомство студентов с информацией по данной теме, обсуждение вреда наркомании и табакокурения.
Проведенное нами ретестирование выявило, незначительное изменение отношения студентов к наркотикам и табаку в сторону отказа от вредных привычек. При проведении более длительной и обширной психопрофилактики, по нашему мнению, возможно, значительно повлиять на отношение студентов к исследуемой проблеме.
Наркомания и табакокурение - это серьёзная болезнь зависимость. Мы считаем, что наша программа эффективно осуществлена, но для большего воздействия на взгляды студентов нужна более длительная психопрофилактика, чтобы у них сформировалась твердая жизненная позиция, в которой не было бы места наркотикам и табакокурению. Для лечения и предотвращения зависимости от наркотиков и табака большое количество времени, поэтому одной профилактической программы будет не достаточно. Должна быть профилактическая, комплексная государственная программа.
Основные усилия необходимо сосредоточить на формировании положительных привычек: не только избавиться от вредных привычек ( скажем бросить курить , но и выработать в себе положительную привычку. Именно на этом пути человека ждёт успех
Каждый человек должен помнить, что здоровье, радость жизни и счастье в его - руках.










Список используемой литературы

1. Бадмаева С.В. Общая педагогика: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного образования по специальности « Психология и педагогика». - М.: ИПКгосслужбы, 2008.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
3. Беленчук Л.Н. Истории отечественной педагогики: учеб. Пособие. - М.: Издательство ПСТГУ, 2005.
4. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005.
6. Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
8. Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003.
9. Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005.
10. Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. - Самара: Бахрах, 2004.
11. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. СПб.: Омега, 2006.
12. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. - М.: Юристъ, 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ