Разработка методики отбора абитуриентов в магистратуру по результатам вступительных испытаний и прогнозирования результатов обучения
|
Введение 8
1 Аналитическая часть 10
1.1 Проблема отбора абитуриентов и прогнозирования успешности обучения в
магистратуре 10
1.2 Методики процесса отбора абитуриентов 11
1.3 Методы анализа данных и выявления закономерностей 20
1.3.1 Корреляционный анализ 20
1.3.2 Искусственные нейронные сети 21
1.3.3 Классификация данных 23
1.3.4 OLAP технология 25
1.3.5 Экспертные системы 27
1.4 Постановка задачи 29
1.5 Выводы по разделу 30
2 Разработка методики оценивания наблюдаемых результатов обучения магистратуры 31
2.1 Разработка параметрической модели абитуриента 31
2.1.1 Выявление параметров, влияющих на эффективность отбора абитуриентов 31
2.1.2 Параметризация анкеты 33
2.1.3 Параметризация вступительного теста 33
2.2 Выявление закономерностей 36
2.2.1 Оценка значимости показателей абитуриента на приёмных испытаниях 36
2.2.2 Корреляционный анализ 39
2.2.3 Анализ классов 42
2.2.4 Многомерный анализ 44
2.3 Разработка методики вступительных испытаний на основании прогнозирования 46
2.4 Выводы по разделу 48
3 Эксперимент 49
3.1 Параметризация модели абитуриента по направлению «информатика и
вычислительная техника» 49
3.2 Эксперимент 51
3.3 Выводы по разделу 54
Заключение 55
Список использованных источников 57
1 Аналитическая часть 10
1.1 Проблема отбора абитуриентов и прогнозирования успешности обучения в
магистратуре 10
1.2 Методики процесса отбора абитуриентов 11
1.3 Методы анализа данных и выявления закономерностей 20
1.3.1 Корреляционный анализ 20
1.3.2 Искусственные нейронные сети 21
1.3.3 Классификация данных 23
1.3.4 OLAP технология 25
1.3.5 Экспертные системы 27
1.4 Постановка задачи 29
1.5 Выводы по разделу 30
2 Разработка методики оценивания наблюдаемых результатов обучения магистратуры 31
2.1 Разработка параметрической модели абитуриента 31
2.1.1 Выявление параметров, влияющих на эффективность отбора абитуриентов 31
2.1.2 Параметризация анкеты 33
2.1.3 Параметризация вступительного теста 33
2.2 Выявление закономерностей 36
2.2.1 Оценка значимости показателей абитуриента на приёмных испытаниях 36
2.2.2 Корреляционный анализ 39
2.2.3 Анализ классов 42
2.2.4 Многомерный анализ 44
2.3 Разработка методики вступительных испытаний на основании прогнозирования 46
2.4 Выводы по разделу 48
3 Эксперимент 49
3.1 Параметризация модели абитуриента по направлению «информатика и
вычислительная техника» 49
3.2 Эксперимент 51
3.3 Выводы по разделу 54
Заключение 55
Список использованных источников 57
Россия входит в состав государств с огромным образовательным резервом. Для того, чтобы образование в ВУЗах соответствовало международному, было принято решение перейти на двухуровневую систему: базового и последипломного образования. В соответствии с Болонским процессом на замену специалитета пришли два уровня - бакалавриат и магистратура. Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, магистратура — способствовать формированию профессиональной элиты. После данного перехода возрос спрос на магистерские программы. Важным этапом является эффективное управление процессом отбора абитуриентов при переходе с одного уровня на другой. При решении задачи отбора абитуриентов в магистратуру МБК ПФКТ Железногорска следует учитывать не только степень подготовки на предыдущем уровне обучения, но и направленность кафедры на базовое пред¬приятие АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнёва. Целью МБК ПФКТ является подготовка высококвалифицированных специалистов для предприятия в области информационных технологий.
Целью магистерской работы является повышение качества работы приёмной комиссии за счет применения методики отбора абитуриентов в магистратуру по результатам вступительных испытаний и прогнозирования результатов обучения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ существующих методик отбора претендентов и выявить их недостатки;
- разработка параметрической модели абитуриента;
- выявления закономерностей обучения;
- разработка методики прогнозирования результатов обучения;
- проведение эксперимента на базе приёмной комиссии магистратуры и обработка полученных данных;
- разработка рекомендации для приёмной комиссии.
В исследовании были применены общенаучные и экспериментальные методы: исторический анализ, теоретический анализ проблемы и объекта исследования; анкетирование, тестирование, сравнение, моделирование, статистическая обработка.
Научная новизна исследования состоит в разработке автоматизированной комплексной методики отбора абитуриентов и прогнозирования успешности обучения в магистратуре.
Практическая значимость работы заключается в повышении качества работы приёмной комиссии путём разработки экспертной системы на прецедентах и предложение системы рекомендаций для приёмной комиссии МБК ПФКТ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе рассмотрены проблемы отбора абитуриентов, существующие методики, а также методы анализа данных и выявления закономерностей обучения. Определены задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Во второй главе разработана параметрическая модель абитуриента, выявлены закономерности обучения и описана методика прогнозирования успешности обучения.
В третьей главе описан эксперимент отбора и прогнозирования успешности обучения абитуриентов поступающих в магистратуру МБК ПФКТ.
Работа основана на базе применения экспертных систем на прецедентах.
Целью магистерской работы является повышение качества работы приёмной комиссии за счет применения методики отбора абитуриентов в магистратуру по результатам вступительных испытаний и прогнозирования результатов обучения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ существующих методик отбора претендентов и выявить их недостатки;
- разработка параметрической модели абитуриента;
- выявления закономерностей обучения;
- разработка методики прогнозирования результатов обучения;
- проведение эксперимента на базе приёмной комиссии магистратуры и обработка полученных данных;
- разработка рекомендации для приёмной комиссии.
В исследовании были применены общенаучные и экспериментальные методы: исторический анализ, теоретический анализ проблемы и объекта исследования; анкетирование, тестирование, сравнение, моделирование, статистическая обработка.
Научная новизна исследования состоит в разработке автоматизированной комплексной методики отбора абитуриентов и прогнозирования успешности обучения в магистратуре.
Практическая значимость работы заключается в повышении качества работы приёмной комиссии путём разработки экспертной системы на прецедентах и предложение системы рекомендаций для приёмной комиссии МБК ПФКТ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе рассмотрены проблемы отбора абитуриентов, существующие методики, а также методы анализа данных и выявления закономерностей обучения. Определены задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Во второй главе разработана параметрическая модель абитуриента, выявлены закономерности обучения и описана методика прогнозирования успешности обучения.
В третьей главе описан эксперимент отбора и прогнозирования успешности обучения абитуриентов поступающих в магистратуру МБК ПФКТ.
Работа основана на базе применения экспертных систем на прецедентах.
В современном обществе повышение интереса к получению высшего образования и повышения квалификации различными способами, привело к появлению проблемы не достаточно эффективного отбора абитуриентов. Однако существующие на сегодняшний момент методики имеют ряд недостатков, в числе которых можно назвать недостаточную проработку прогнозирования успешности обучения принятого магистранта.
В данной работе было проведено исследование показателей абитуриентов на вступительных испытаниях, влияющих на эффективность отбора в магистратуру. Полученные результаты позволили достичь цели исследования, а именно - повышение качества работы приёмной комиссии за счет применения методики отбора абитуриентов в магистратуру по результатам вступительных испытаний и прогнозирования результатов обучения. Для достижения данной цели были решены следующие задачи.
Разработана параметрическая модель абитуриента с 63 показателями. Бы¬ли выявлены параметры, влияющие на эффективность отбора в магистратуру. Параметризованы анкета и вступительный тест.
Выявлены закономерности обучения магистрантов. Для поиска закономерностей применялся метод: корреляционного анализа, классификация данных, многомерный анализ. Также использовалась ИНС для оценки значимости показателей абитуриента.
Предложена методика вступительных испытаний на основании прогнозирования успешности обучения, с использованием экспертных систем на прецедентах, включающая в себя 6 этапов: сбор анкетных данных абитуриента, тестирование знаний и компетенций, собеседование, сбор экспертных мнений членов приёмной комиссии, прогнозирование результатов обучения и обсуждение рекомендаций системы и принятие решений членами приёмной комиссии.
Апробирована методика отбора абитуриентов в магистратуру по результатам вступительных испытаний и прогнозирования результатов обучения на базе приёмной комиссии кафедры МБК ПФКТ. Эксперимент показал, что прогноз системы для абитуриентов 2015 года на 91% совпал с фактическим списком магистрантов, выходящих на защиту выпускной квалификационной работы студентов. Результаты прогноза успешности обучения принятых в 2016 году абитуриентов уже на 20% подтвердился и будет полностью проверен к окончанию их обучения в 2018 году.
Таким образом, можно говорить о перспективе использования методики отбора абитуриентов в магистратуру по результатам вступительных испытаний и прогнозирования результатов обучения. Это позволит повысить качества работы приёмной комиссии в магистратуре.
По теме работы была опубликована 1 статья в сборниках трудов научных конференций [25].
В данной работе было проведено исследование показателей абитуриентов на вступительных испытаниях, влияющих на эффективность отбора в магистратуру. Полученные результаты позволили достичь цели исследования, а именно - повышение качества работы приёмной комиссии за счет применения методики отбора абитуриентов в магистратуру по результатам вступительных испытаний и прогнозирования результатов обучения. Для достижения данной цели были решены следующие задачи.
Разработана параметрическая модель абитуриента с 63 показателями. Бы¬ли выявлены параметры, влияющие на эффективность отбора в магистратуру. Параметризованы анкета и вступительный тест.
Выявлены закономерности обучения магистрантов. Для поиска закономерностей применялся метод: корреляционного анализа, классификация данных, многомерный анализ. Также использовалась ИНС для оценки значимости показателей абитуриента.
Предложена методика вступительных испытаний на основании прогнозирования успешности обучения, с использованием экспертных систем на прецедентах, включающая в себя 6 этапов: сбор анкетных данных абитуриента, тестирование знаний и компетенций, собеседование, сбор экспертных мнений членов приёмной комиссии, прогнозирование результатов обучения и обсуждение рекомендаций системы и принятие решений членами приёмной комиссии.
Апробирована методика отбора абитуриентов в магистратуру по результатам вступительных испытаний и прогнозирования результатов обучения на базе приёмной комиссии кафедры МБК ПФКТ. Эксперимент показал, что прогноз системы для абитуриентов 2015 года на 91% совпал с фактическим списком магистрантов, выходящих на защиту выпускной квалификационной работы студентов. Результаты прогноза успешности обучения принятых в 2016 году абитуриентов уже на 20% подтвердился и будет полностью проверен к окончанию их обучения в 2018 году.
Таким образом, можно говорить о перспективе использования методики отбора абитуриентов в магистратуру по результатам вступительных испытаний и прогнозирования результатов обучения. Это позволит повысить качества работы приёмной комиссии в магистратуре.
По теме работы была опубликована 1 статья в сборниках трудов научных конференций [25].



