МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО СИМУЛЯТОРА В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКА- ОРИЕНТИРОВЩИКА НА НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ ПОДГОТОВКИ
|
Введение
1 Компьютерный симулятор в процессе подготовки лыжников-
ориентировщиков 8
1.1. Технико-тактическая подготовка лыжников-ориентировщиков 8
1.2 Развитие технических навыков лыжников-ориентировщиков с
использованием компьютерного симулятора 10
1.3 Развитие тактических навыков лыжников-ориентировщиков с
использованием компьютерного симулятора 14
1.4 Развитие психологической устойчивости в соревновательных
условиях лыжников-ориентировщиков с использованием компьютерного симулятора 19
2 Организация и методы исследования 24
2.1 Организация исследования 24
2.2 Методы исследования 25
2.3 Методы математической статистики 30
3 Результаты исследования 32
3.1 Усовершенствованная методика технико-тактической подготовки в спортивном ориентировании с применением компьютерного симулятора .. 32
3.2 Результаты эксперимента 35
Заключение 40
Практические рекомендации 41
Список использованных источников 43
1 Компьютерный симулятор в процессе подготовки лыжников-
ориентировщиков 8
1.1. Технико-тактическая подготовка лыжников-ориентировщиков 8
1.2 Развитие технических навыков лыжников-ориентировщиков с
использованием компьютерного симулятора 10
1.3 Развитие тактических навыков лыжников-ориентировщиков с
использованием компьютерного симулятора 14
1.4 Развитие психологической устойчивости в соревновательных
условиях лыжников-ориентировщиков с использованием компьютерного симулятора 19
2 Организация и методы исследования 24
2.1 Организация исследования 24
2.2 Методы исследования 25
2.3 Методы математической статистики 30
3 Результаты исследования 32
3.1 Усовершенствованная методика технико-тактической подготовки в спортивном ориентировании с применением компьютерного симулятора .. 32
3.2 Результаты эксперимента 35
Заключение 40
Практические рекомендации 41
Список использованных источников 43
Спортивное ориентирование - молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота окружающей природы - все это способствует популярности спортивного ориентирования.
Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач. Во время тяжелой физической работы следует все время вести наблюдения из окружающей местности и карты, а также приспосабливаться часто к неожиданным ситуациям и условиям. Для достижения хорошего окончательного результата спортсмену-ориентировщику надо уметь сосредотачиваться, расслабляться, создавать мысленные образы из окружающей его местности [2].
Ориентирование - один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей. Для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, самообладания. Систематическая работа над освоением технических и тактических навыков способствует развитию познавательных психических процессов и росту спортивного мастерства.
Виды спорта признанные Международной федерацией спортивного ориентирования: ориентирование бегом, велоориентирование, ориентирование на лыжах, о-трейл (точное ориентирование).
Спортивное ориентирование бегом - участники осуществляют навигацию по компасу и карте, чтобы найти контрольные пункты и как можно быстрее прийти к финишу. Их основная задача - пробежать по незнакомой местности и принять свое собственное решение, какой вариант движения будет выигрышней.
Ориентирование на велосипедах проводится в дисциплинах заданное направление, на маркированной трассе, по выбору или в комбинации этих видов. Спортивная карта показывает виды дорог в отношении скорости проезда на велосипеде.
Ориентирование на лыжах. Смысл соревнования, как и в летнем виде, взять ряд контрольных пунктов и первым закончить дистанцию. Спортсмены передвигаются преимущественно по лыжням.
О-трейл (точное ориентирование) —это вид ориентирования, в котором на каждом пункте может быть расположено от 2 до 5 призм. На карте дистанция ничем не отличается от беговой. Каждый пункт имеет свою легенду. Необходимо, двигаясь только по разрешенным дорожкам и тропинкам, определить, какая из призм установлена правильно или же ни одна призма не соответствует центру кружка и легенде. Выигрывает тот, у кого будет большее количество правильных ответов. Основное отличие точного ориентирования, что он доступен для всех, где участвовать в соревнованиях на равных со всеми могут спортсмены с ограниченными возможностями.
Все виды спортивного ориентирования объединяет одна главная и важная особенность - наличие подробной крупномасштабной спортивной карты местности, на которой проводятся соревнования, а также использование компаса.
Наиболее распространенным видом соревнований по спортивному ориентированию, как в нашей стране, так и за рубежом, является ориентирование в заданном направлении.
Актуальность: В настоящее время литература, которая раскрывает структуру подготовки начинающих спортсменов заметно устарела. Она относится ко времени, когда ориентирование было составляющей туризма, в данное же время спортивное ориентирование представляет собой отдельный, быстро развивающийся вид спорта. Как и во многих вида, ориентирование претерпело свои изменения, результат стал более важен, чем просто прогулка по лесу из пункта «А» в пункт «Б», как было раньше. Следовательно, система подготовки спортсменов тоже должна меняться. Изменения в системе технической подготовки юных ориентировщиков, на этапе начальной спортивной подготовки намного ускоряют процесс первоначального освоения основных технических элементов и приёмов. Важно также, что это в свою очередь приведёт к более «мягкому» переходу из юношеского спорта в юниорский, а потом в дальнейшем и взрослый, элитный спорт.
В ориентировании существуют базовые понятия и принципы, на которых строится техническое мастерство ориентировщика, это выполнение определенного алгоритма действия при взятии контрольного пункта: выбор варианта пути, анализ маршрута, выделение крупных объектов, выбор последней «привязки», заход на контрольный пункт [47].
Виртуальная реальность — идеальная обучающая среда. Восприятие виртуальной модели с высокой степенью достоверности позволяет качественно и быстро готовить специалистов в различных областях: авиация, управление технологическими процессами, медицина, дистанционное управление техническими средствами и т.д. [41].
Компьютерный симулятор позволяет воспроизвести достаточно большое количество событий, негативных сценариев и ситуаций, тем самым, подготовить спортсмена к трудностям, с которыми может столкнуться спортсмен по ходу дистанции.
В целом, возможности технологий виртуальной реальности для обучения и исследований имеют чрезвычайно высокий потенциал применения.
С развитием научно-технического прогресса начали применяться инновационные методы в процессе технической подготовки. Молодому поколению интересно работать с различными техническими устройствами, благодаря этому у детей повышается интерес к техническим тренировкам, поэтому стоит разрабатывать больше методик включающих упражнения с использованием современных технологий для совершенствования технической перспективным в технической подготовке.
Цель исследования: разработать методику с компьютерного симулятора в тренировочном процессе ориентировщиков начального уровня подготовки.
Объект исследования: техническая подготовка ориентировании.
Предмет исследования: методика использования компьютерного симулятора в технической подготовке спортсмена-ориентировщика.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по технической подготовке спортсменов-ориентировщиков.
2. Разработать методику технической подготовки с использованием компьютерного симулятора.
3. Выявить эффективность применения методики с использованием компьютерного симулятора на техническую подготовленность спортсмена- ориентировщика.
Гипотеза: предполагается, что использование компьютерного симулятора в процессе подготовки спортсменов-ориентировщиков положительно влияет на техническую подготовленность.
Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач. Во время тяжелой физической работы следует все время вести наблюдения из окружающей местности и карты, а также приспосабливаться часто к неожиданным ситуациям и условиям. Для достижения хорошего окончательного результата спортсмену-ориентировщику надо уметь сосредотачиваться, расслабляться, создавать мысленные образы из окружающей его местности [2].
Ориентирование - один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей. Для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, самообладания. Систематическая работа над освоением технических и тактических навыков способствует развитию познавательных психических процессов и росту спортивного мастерства.
Виды спорта признанные Международной федерацией спортивного ориентирования: ориентирование бегом, велоориентирование, ориентирование на лыжах, о-трейл (точное ориентирование).
Спортивное ориентирование бегом - участники осуществляют навигацию по компасу и карте, чтобы найти контрольные пункты и как можно быстрее прийти к финишу. Их основная задача - пробежать по незнакомой местности и принять свое собственное решение, какой вариант движения будет выигрышней.
Ориентирование на велосипедах проводится в дисциплинах заданное направление, на маркированной трассе, по выбору или в комбинации этих видов. Спортивная карта показывает виды дорог в отношении скорости проезда на велосипеде.
Ориентирование на лыжах. Смысл соревнования, как и в летнем виде, взять ряд контрольных пунктов и первым закончить дистанцию. Спортсмены передвигаются преимущественно по лыжням.
О-трейл (точное ориентирование) —это вид ориентирования, в котором на каждом пункте может быть расположено от 2 до 5 призм. На карте дистанция ничем не отличается от беговой. Каждый пункт имеет свою легенду. Необходимо, двигаясь только по разрешенным дорожкам и тропинкам, определить, какая из призм установлена правильно или же ни одна призма не соответствует центру кружка и легенде. Выигрывает тот, у кого будет большее количество правильных ответов. Основное отличие точного ориентирования, что он доступен для всех, где участвовать в соревнованиях на равных со всеми могут спортсмены с ограниченными возможностями.
Все виды спортивного ориентирования объединяет одна главная и важная особенность - наличие подробной крупномасштабной спортивной карты местности, на которой проводятся соревнования, а также использование компаса.
Наиболее распространенным видом соревнований по спортивному ориентированию, как в нашей стране, так и за рубежом, является ориентирование в заданном направлении.
Актуальность: В настоящее время литература, которая раскрывает структуру подготовки начинающих спортсменов заметно устарела. Она относится ко времени, когда ориентирование было составляющей туризма, в данное же время спортивное ориентирование представляет собой отдельный, быстро развивающийся вид спорта. Как и во многих вида, ориентирование претерпело свои изменения, результат стал более важен, чем просто прогулка по лесу из пункта «А» в пункт «Б», как было раньше. Следовательно, система подготовки спортсменов тоже должна меняться. Изменения в системе технической подготовки юных ориентировщиков, на этапе начальной спортивной подготовки намного ускоряют процесс первоначального освоения основных технических элементов и приёмов. Важно также, что это в свою очередь приведёт к более «мягкому» переходу из юношеского спорта в юниорский, а потом в дальнейшем и взрослый, элитный спорт.
В ориентировании существуют базовые понятия и принципы, на которых строится техническое мастерство ориентировщика, это выполнение определенного алгоритма действия при взятии контрольного пункта: выбор варианта пути, анализ маршрута, выделение крупных объектов, выбор последней «привязки», заход на контрольный пункт [47].
Виртуальная реальность — идеальная обучающая среда. Восприятие виртуальной модели с высокой степенью достоверности позволяет качественно и быстро готовить специалистов в различных областях: авиация, управление технологическими процессами, медицина, дистанционное управление техническими средствами и т.д. [41].
Компьютерный симулятор позволяет воспроизвести достаточно большое количество событий, негативных сценариев и ситуаций, тем самым, подготовить спортсмена к трудностям, с которыми может столкнуться спортсмен по ходу дистанции.
В целом, возможности технологий виртуальной реальности для обучения и исследований имеют чрезвычайно высокий потенциал применения.
С развитием научно-технического прогресса начали применяться инновационные методы в процессе технической подготовки. Молодому поколению интересно работать с различными техническими устройствами, благодаря этому у детей повышается интерес к техническим тренировкам, поэтому стоит разрабатывать больше методик включающих упражнения с использованием современных технологий для совершенствования технической перспективным в технической подготовке.
Цель исследования: разработать методику с компьютерного симулятора в тренировочном процессе ориентировщиков начального уровня подготовки.
Объект исследования: техническая подготовка ориентировании.
Предмет исследования: методика использования компьютерного симулятора в технической подготовке спортсмена-ориентировщика.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по технической подготовке спортсменов-ориентировщиков.
2. Разработать методику технической подготовки с использованием компьютерного симулятора.
3. Выявить эффективность применения методики с использованием компьютерного симулятора на техническую подготовленность спортсмена- ориентировщика.
Гипотеза: предполагается, что использование компьютерного симулятора в процессе подготовки спортсменов-ориентировщиков положительно влияет на техническую подготовленность.
1. Проведенный нами анализ научно-методической литературы позволил рассмотреть техническую подготовку спортсменов-ориентировщиков и выявить наиболее значимые технические навыки, которые необходимы для успешного прохождения дистанции. Это такие навыки как: чтение карты, выбор варианта, память карты, сопоставление карты с местностью, измерение расстояния.
2. Нами была разработана методика повышения технической подготовленности лыжников-ориентировщиков с использованием компьютерного симулятора. Используемые в методике задания на компьютерном симуляторе, поэтапно решают задачу повышения технико-тактической подготовленности и входят в состав четырех основных типов тренировок: адаптационные - направленные на изучение управления компьютерного симулятора; технические - отработка чтения карты и развитие памяти; тактические - выбор варианта, взаимодействие с соперником и обращение к карте в удобных для чтения местах; соревновательные - направленные на отработку цельного ориентирования.
3. В ходе проведения эксперимента было выявлено, что спортсмены экспериментальной группы, по сравнению со спортсменами из контрольной группы, улучшили свои показатели в тестах предложенных нами в начале эксперимента. Для повышения уровня технической подготовленности спортсменов-ориентировщиков целесообразно использовать разработанный комплекс упражнений на компьютерном симуляторе. Планомерное и систематическое использование в подготовительном периоде комплекса упражнений на виртуальном тренажере, поэтапно решающих задачи технико- тактической подготовки спортсменов-ориентировщиков, способствует формированию технических умений и навыков, необходимых для развития спортивного мастерства и достижения высоких спортивных результатов.
2. Нами была разработана методика повышения технической подготовленности лыжников-ориентировщиков с использованием компьютерного симулятора. Используемые в методике задания на компьютерном симуляторе, поэтапно решают задачу повышения технико-тактической подготовленности и входят в состав четырех основных типов тренировок: адаптационные - направленные на изучение управления компьютерного симулятора; технические - отработка чтения карты и развитие памяти; тактические - выбор варианта, взаимодействие с соперником и обращение к карте в удобных для чтения местах; соревновательные - направленные на отработку цельного ориентирования.
3. В ходе проведения эксперимента было выявлено, что спортсмены экспериментальной группы, по сравнению со спортсменами из контрольной группы, улучшили свои показатели в тестах предложенных нами в начале эксперимента. Для повышения уровня технической подготовленности спортсменов-ориентировщиков целесообразно использовать разработанный комплекс упражнений на компьютерном симуляторе. Планомерное и систематическое использование в подготовительном периоде комплекса упражнений на виртуальном тренажере, поэтапно решающих задачи технико- тактической подготовки спортсменов-ориентировщиков, способствует формированию технических умений и навыков, необходимых для развития спортивного мастерства и достижения высоких спортивных результатов.



