Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО СИМУЛЯТОРА В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКА- ОРИЕНТИРОВЩИКА НА НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ ПОДГОТОВКИ

Работа №25401

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
551
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Компьютерный симулятор в процессе подготовки лыжников-
ориентировщиков 8
1.1. Технико-тактическая подготовка лыжников-ориентировщиков 8
1.2 Развитие технических навыков лыжников-ориентировщиков с
использованием компьютерного симулятора 10
1.3 Развитие тактических навыков лыжников-ориентировщиков с
использованием компьютерного симулятора 14
1.4 Развитие психологической устойчивости в соревновательных
условиях лыжников-ориентировщиков с использованием компьютерного симулятора 19
2 Организация и методы исследования 24
2.1 Организация исследования 24
2.2 Методы исследования 25
2.3 Методы математической статистики 30
3 Результаты исследования 32
3.1 Усовершенствованная методика технико-тактической подготовки в спортивном ориентировании с применением компьютерного симулятора .. 32
3.2 Результаты эксперимента 35
Заключение 40
Практические рекомендации 41
Список использованных источников 43

Спортивное ориентирование - молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота окружающей природы - все это способствует популярности спортивного ориентирования.
Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач. Во время тяжелой физической работы следует все время вести наблюдения из окружающей местности и карты, а также приспосабливаться часто к неожиданным ситуациям и условиям. Для достижения хорошего окончательного результата спортсмену-ориентировщику надо уметь сосредотачиваться, расслабляться, создавать мысленные образы из окружающей его местности [2].
Ориентирование - один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей. Для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, самообладания. Систематическая работа над освоением технических и тактических навыков способствует развитию познавательных психических процессов и росту спортивного мастерства.
Виды спорта признанные Международной федерацией спортивного ориентирования: ориентирование бегом, велоориентирование, ориентирование на лыжах, о-трейл (точное ориентирование).
Спортивное ориентирование бегом - участники осуществляют навигацию по компасу и карте, чтобы найти контрольные пункты и как можно быстрее прийти к финишу. Их основная задача - пробежать по незнакомой местности и принять свое собственное решение, какой вариант движения будет выигрышней.
Ориентирование на велосипедах проводится в дисциплинах заданное направление, на маркированной трассе, по выбору или в комбинации этих видов. Спортивная карта показывает виды дорог в отношении скорости проезда на велосипеде.
Ориентирование на лыжах. Смысл соревнования, как и в летнем виде, взять ряд контрольных пунктов и первым закончить дистанцию. Спортсмены передвигаются преимущественно по лыжням.
О-трейл (точное ориентирование) —это вид ориентирования, в котором на каждом пункте может быть расположено от 2 до 5 призм. На карте дистанция ничем не отличается от беговой. Каждый пункт имеет свою легенду. Необходимо, двигаясь только по разрешенным дорожкам и тропинкам, определить, какая из призм установлена правильно или же ни одна призма не соответствует центру кружка и легенде. Выигрывает тот, у кого будет большее количество правильных ответов. Основное отличие точного ориентирования, что он доступен для всех, где участвовать в соревнованиях на равных со всеми могут спортсмены с ограниченными возможностями.
Все виды спортивного ориентирования объединяет одна главная и важная особенность - наличие подробной крупномасштабной спортивной карты местности, на которой проводятся соревнования, а также использование компаса.
Наиболее распространенным видом соревнований по спортивному ориентированию, как в нашей стране, так и за рубежом, является ориентирование в заданном направлении.
Актуальность: В настоящее время литература, которая раскрывает структуру подготовки начинающих спортсменов заметно устарела. Она относится ко времени, когда ориентирование было составляющей туризма, в данное же время спортивное ориентирование представляет собой отдельный, быстро развивающийся вид спорта. Как и во многих вида, ориентирование претерпело свои изменения, результат стал более важен, чем просто прогулка по лесу из пункта «А» в пункт «Б», как было раньше. Следовательно, система подготовки спортсменов тоже должна меняться. Изменения в системе технической подготовки юных ориентировщиков, на этапе начальной спортивной подготовки намного ускоряют процесс первоначального освоения основных технических элементов и приёмов. Важно также, что это в свою очередь приведёт к более «мягкому» переходу из юношеского спорта в юниорский, а потом в дальнейшем и взрослый, элитный спорт.
В ориентировании существуют базовые понятия и принципы, на которых строится техническое мастерство ориентировщика, это выполнение определенного алгоритма действия при взятии контрольного пункта: выбор варианта пути, анализ маршрута, выделение крупных объектов, выбор последней «привязки», заход на контрольный пункт [47].
Виртуальная реальность — идеальная обучающая среда. Восприятие виртуальной модели с высокой степенью достоверности позволяет качественно и быстро готовить специалистов в различных областях: авиация, управление технологическими процессами, медицина, дистанционное управление техническими средствами и т.д. [41].
Компьютерный симулятор позволяет воспроизвести достаточно большое количество событий, негативных сценариев и ситуаций, тем самым, подготовить спортсмена к трудностям, с которыми может столкнуться спортсмен по ходу дистанции.
В целом, возможности технологий виртуальной реальности для обучения и исследований имеют чрезвычайно высокий потенциал применения.
С развитием научно-технического прогресса начали применяться инновационные методы в процессе технической подготовки. Молодому поколению интересно работать с различными техническими устройствами, благодаря этому у детей повышается интерес к техническим тренировкам, поэтому стоит разрабатывать больше методик включающих упражнения с использованием современных технологий для совершенствования технической перспективным в технической подготовке.
Цель исследования: разработать методику с компьютерного симулятора в тренировочном процессе ориентировщиков начального уровня подготовки.
Объект исследования: техническая подготовка ориентировании.
Предмет исследования: методика использования компьютерного симулятора в технической подготовке спортсмена-ориентировщика.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по технической подготовке спортсменов-ориентировщиков.
2. Разработать методику технической подготовки с использованием компьютерного симулятора.
3. Выявить эффективность применения методики с использованием компьютерного симулятора на техническую подготовленность спортсмена- ориентировщика.
Гипотеза: предполагается, что использование компьютерного симулятора в процессе подготовки спортсменов-ориентировщиков положительно влияет на техническую подготовленность.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Проведенный нами анализ научно-методической литературы позволил рассмотреть техническую подготовку спортсменов-ориентировщиков и выявить наиболее значимые технические навыки, которые необходимы для успешного прохождения дистанции. Это такие навыки как: чтение карты, выбор варианта, память карты, сопоставление карты с местностью, измерение расстояния.
2. Нами была разработана методика повышения технической подготовленности лыжников-ориентировщиков с использованием компьютерного симулятора. Используемые в методике задания на компьютерном симуляторе, поэтапно решают задачу повышения технико-тактической подготовленности и входят в состав четырех основных типов тренировок: адаптационные - направленные на изучение управления компьютерного симулятора; технические - отработка чтения карты и развитие памяти; тактические - выбор варианта, взаимодействие с соперником и обращение к карте в удобных для чтения местах; соревновательные - направленные на отработку цельного ориентирования.
3. В ходе проведения эксперимента было выявлено, что спортсмены экспериментальной группы, по сравнению со спортсменами из контрольной группы, улучшили свои показатели в тестах предложенных нами в начале эксперимента. Для повышения уровня технической подготовленности спортсменов-ориентировщиков целесообразно использовать разработанный комплекс упражнений на компьютерном симуляторе. Планомерное и систематическое использование в подготовительном периоде комплекса упражнений на виртуальном тренажере, поэтапно решающих задачи технико- тактической подготовки спортсменов-ориентировщиков, способствует формированию технических умений и навыков, необходимых для развития спортивного мастерства и достижения высоких спортивных результатов.



1. Агальцов, В.Н. Комплекс технических устройств для оценки развития ведущих психических качеств спортсменов-ориентировщиков / В.Н. Агальцов, Г.Г. Нугманов, А.К. Дроздовский // Тезисы докладов VIII науч. конф. молодых учёных. - Омск: ОГИФК, 2002. - С. 3-5.
2. Акимов, В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика / В. Г. Акимов. - М.: ФиС,2005.- 176с.
3. Алёшин, В.М. Спортивная картография / В.М. Алёшин, В.А. Пызгарев. - Воронеж: ВГУ, 2007. - 126 с.
4. Алтунина, О.Е. Оптимизация тренировочного процесса спортсменов-ориентировщиков на основе реализации физиологических принципов нормирования нагрузок / О.Е. Алтунина, А.Ю. Алтунин // Актуальные вопросы физической культуры и спорта студентов: материалы II междунар. науч.-практ. семинара. - Орёл: ОГТУ, 2004. - С.11-17.
5. Альмейда, К. Принятие решений в ориентировании: Пер. с англ. / К. Альмейда // Сборник учебно-методических материалов - 2002. - №6. - С.42¬45.
6. Антонов, М.И. Влияние спортивного ориентирования на уровень физического развития студентов СГАФКСТ / М.И. Антонов // 57 научно - практическая конференция студентов СГАФКСТ: тез.докл. - Смоленск: СГАФКСТ, 2008. - С. 9.
7. Белов, С. Спортивное ориентирование / С. Белов // Спорт для всех. - 2009. - №1. - С. 7.
8. Близневский, А.Ю. Моделирование технической подготовки лыжников-ориентировщиков в летний период / А.Ю. Близневский, В.С. Близневская // Информационный вестник спортивного ориентирования. - 1996.
- №1. - С. 29-30.
9. Близневская, В. С. Психологическая и тактическая подготовка в лыжном ориентировании / В. С. Блиневская, А. Ю. Близневский, С. В. Худик, Е. В. Винникова // ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - СПб, 2015. - № 8. - С. 211-216.
10. Близневский, А.Ю. Спортивное ориентирование: учебное пособие / А.Ю. Близневский, В.С. Близневская, В.Н. Юдаков. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. - 36 с.
11. Близневская, В.С. Спортивное ориентирование летом и зимой: учебное пособие / В.С. Близневская, А.Ю. Близневский, В.Н. Юдаков. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2001. - 94 с.
12. Близневская, В.С. Тактика работы с картой на дистанциях лыжного ориентирования / В.С. Близневская, А.Ю. Близневский // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. - С. 73-76.
13. Близневская, В.С. Техническая сложность современных дистанций спортивного ориентирования / В.С. Близневская // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №2. - С. 35-36.
14. Близневская, В.С. Технические навыки спортивного ориентирования, необходимые в соревновательной обстановке / В.С. Близневская // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №11. - С. 28¬30.
15. Богатов, С.Ф. Спортивное ориентирование на местности / С.Ф. Богатов, О.Г. Крюков. - М.: Воениздат, 2004. - 171 с.
16. Богащенко, Ю.А. Азимутный бег в ориентировании на местности / Ю.А. Богащенко // Материалы науч.-метод. конференции по вопросам организационно-методического и медико-биологического обоснований физического воспитания. - Красноярск, 2000. - С. 9-14.
17. Бойко, О. Специфика ориентирования по тропам. Рекомендации по планированию и постановке дистанций по ТРЕЙЛ-О / О. Бойко // Азимут. - 2002. - №3. - С. 44-45.
18. Болотов, С.Б. Спортивное ориентирование: Программа для объединений дополнительного образования детей / С.Б. Болотов, Е.А. Прохорова. - М.: ЦДЮТиК, 2002. - 54 с.
19. Бурцев, В.П. Современные средства и методы измерений в приложении к спортивной картографии / В.П. Бурцев, С.В. Бурцев. - М.: Академпринт, 2009. - 104 с.
20. Бурцев, В.П. Теоретические и практические пути решения некоторых задач спортивного ориентирования / В.П. Бурцев. - М.: Академпринт, 2012. - 172 с.
21. Вандышев, А.К. Методика обучения начинающих ориентировщиков измерению расстояний на местности методом счёта четверных шагов / А.К. Вандышев // Информационный вестник спортивного ориентирования. - 2004. - № 4. - С. 31.
22. Васильев, Н.Д. Взаимосвязь физической и технической подготовки в спортивном ориентировании / Н.Д. Васильев, И.И. Столов // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №11. - С. 9-12.
23. Воронов, Ю.С. Методика обучения юных ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам: учебное пособие / Ю.С. Воронов, М.В. Николин, Г.Ю. Малахова. - Смоленск: СГИФК, 2008. - 23 с.
24. Воронов, Ю.С. Оптимизация учебно-тренировочного процесса юных ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации / Ю.С. Воронов // Национальная идея - здоровье народа: тез.докл. науч.-практ. конф. - Орёл, 2007. - С. 212-213.
25. Воронов, Ю.С. Повышение эффективности обучения юных спортсменов-ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам на основе учёта возрастной структуры соревновательной деятельности / Ю.С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №3. - С. 53-58.
26. Воронов, Ю.С. Система комплексного педагогического контроля в управлении подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков / Ю.С. Воронов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - №3. - С. 42.
27. Воронов, Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: учебное пособие / Ю.С. Воронов. - М.: ФСО РФ, 2008. - 70 с.
28. Воронов, Ю.С. Факторы, определяющие эффективность техники чтения спортивной карты спортсменами 14-15 лет, специализирующимися в беговых видах ориентирования / Ю.С. Воронов // Проблемы спортивной техники: сб. науч. тр. - Смоленск: СГАФКСТ, 2012. - С. 29-34.
29. Воронов, Ю.Ю. Проблемы повышения эффективности технико-тактических действий в стандартных ситуациях спортсменов, специализирующихся в беговых видах ориентирования / Ю.Ю. Воронов // Актуальные проблемы физической культуры: сб. науч. тр. молодых учёных. - Смоленск: СГАФКСТ, 2011. - С. 22-24.
30. Вихляев Ю.Н. Обучение спортивному ориентированию как компонент интеллектуального развития и оздоровления подростков / Ю.Н. Вихляев, Е.В. Доценко // Здоровье для всех. - 2013. - С. 34-38.
31. Вяткин, Л. А. Тренировка зрительной памяти в процессе подготовки спортсменов-ориентировщиков: методическая разработка / Л.А. Вяткин. - Ульяновск, 2003. - 10 с.
32. Гаврилов, В.Д. Возрастные особенности развития физических и психических качеств, определяющих эффективность спортивной деятельности ориентировщиков на начальных этапах подготовки / В.Д. Гаврилов // Научные основы совершенствования учебного процесса на факультете физического воспитания: сб. науч. тр. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2009. - С. 16-19.
33. Галов, М. Контроль за точностью движения по азимуту и измерение расстояний в спортивном ориентировании / М. Галов, К. Бойчев // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №12. - С. 65-69.
34. Гатаулина, А.Р. К вопросу о применении соревновательного метода в развитии волевых качеств спортсменов-ориентировщиков на этапе начальной подготовки / А.Р. Гатаулина, А.И. Кровчук // Проблемы современной физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Омск: СибГУФК, 2010. - С. 56-60.
35. Глаголева, О. Повышение уровня психологической и интеллектуальной подготовленности / Ольга Глаголева // Азимут. - 2008. - №2.- С. 34-37.
36. Гурченкова, Н.Н. Информативность тестов этапного контроля специальной психической работоспособности ориентировщиков 10-12 лет / Н.Н. Гурченкова // Сборник научных трудов молодых учёных. - Смоленск: СГИФК, 2003. - С. 28-31.
37. Данильченкова, О.Е. Динамика показателей интенсивности и устойчивости внимания в ориентировании на местности у подростков 12-14 лет / О.Е. Данильченкова // Актуальные проблемы физиологии, физического воспитания и спорта: сб. материалов науч.-практ. конф. - Ульяновск: УлГПУ, 2009. - С. 56-58.
38. Данильченкова, О.Е. Оптимизация спортивной подготовки ориентировщиков 12-14 лет: монография / О.Е. Данильченкова, Л.Д. Назаренко.- М., 2009. - 144 с.
39. Данильченкова, О.Е. Оптимизация учебно-тренировочного процесса по спортивному ориентированию спортсменов 12-14 лет: 456 автореф. дисс. канд. пед. наук. - Малаховка: МГАФК, 2010. - 25 с.
40. Дроздовский, А.К. Планирование и контроль ситуаций при ориентировке на местности / А.К. Дроздовский // Информационный вестник спортивного ориентирования. - 2001. - №1. - С. 54-59.
41. Елаховский, С. Б. Спортивное ориентирование / С. Б. Елаховский. - М.: ФиС, 2003. - 120 с.
42. Елизаров, В.Л. Обоснование методики подготовки юных спортсменов-ориентировщиков: методическое пособие / В.Л. Елизаров. - М., 2000. - 24 с.
43. Елхова, О.И. Виртуальная реальность коммуникации/ О.И. Елхова.
- Воронеж : Известия, РГПУ им. А. И Герцена 2010. - 68 с.
44. Жигун, Е.Е. Формирование технико-тактической подготовленности спортсменов, специализирующихся в беговых видах ориентирования, на основе моделирования различных соревновательных дистанций / Е.Е. Жигун // Проблемы физической культуры и спорта в современных условиях: межвуз. сб. науч. тр. - Смоленск: СГАФКСТ, 2010. - Вып. 2. - С. 55-58.
45. Жигун, Е.Е. Изучение возрастной динамики показателей соревновательной деятельности и структурных элементов дистанций для спортсменов-ориентировщиков 9-16 лет на различных типах 458 рельефа / Е.Е. Жигун // Физическая культура и спорт Северо-Запада России. - 2011. - №7. - С. 29-31.
46. Зенина, Т.М. Причины ошибок спортсменов в соревнованиях по спортивному ориентированию / Т.М. Зенина // Сб. науч. тр. молодых учёных. - Смоленск: СГИФК, 2002. - С. 48-50.
47. Зорин, А.Д. Влияние технической подготовки на результат у ориентировщиков старших разрядов юниорского возраста / А.Д. Зорин // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: материалы XVIII региональной науч.- метод. конф. - Челябинск: УГУФК, 2008. - С. 72-74.
48. Зубков, С.А. Особенности тактического мышления
ориентировщика на дистанции при выборе путей движения / С.А. Зубков // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №7. - С. 32-35.
49. Ибрагимов, Д. Ш. Управление процессом тренировки в спортивном ориентировании на основе оперативных данных / Д. Ш. Ибрагимов // Физическая культура, здравоохранение и образование. - Томск: Томский государственный университет, 2012. - 251 с.
50. Казанцев, С.А. Интегральная подготовка спортсменов- ориентировщиков :дис. : 13.00.04 / Казанцев Сергей Александрович. - Санкт- Петербург, 2005. - 145 с.
51. Казанцев, С.А. Спортивное ориентирование. Физкультурно-спортивное совершенствование. : учебно-методическое пособие / С.А. Казанцев - СПб, 2010. - 60 с.
52. Константинов Ю. С. Глаголева О. Л. Уроки ориентирования / Ю. С. Константинов, Глаголева О. Л. - М.: ЦДЮТиК, 2005. - 328 с.
53. Лосев, А.С. Тренировка ориентировщиков разрядников / А.С. Лосев. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 132 с.
54. Никифоров Д.М. 100 уроков ориентирования / Д.М. Никифоров // Вестник ориентирования. - М., 1991. - №2 - с. 34-40.
55. Сираковская, Я.В. Взаимосвязь технико-тактической и психической подготовки юных ориентировщиков / Я.В. Сираковская // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - №8. - С. 158-161.
56. Сираковская, Я.В. Влияние игрового метода на формирование сенсомоторной асимметрии и стратегии мышления юных спортсменов- ориентировщиков 9-12 лет / Я.В. Сираковская, О.В. Ильичёва // Культура физическая и здоровье. - 2011. - №2 (32). - С. 48-51.
57. Сираковская, Я.В. Технико-тактическая подготовка спортсменов- ориентировщиков на начальном этапе обучения / Я.В. Сираковская // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - №6 (76). - С. 150-152.
58. Соловых, Т.К. Научное обеспечение подготовки туристов в технике и тактике спортивного ориентирования / Т. К. Соловых // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. -№ 6. - С. 273-276.
59. Уховский, Ф.С. Уроки ориентирования : учебно-методическое пособие / Ф.С. Уховский. - Москва, 2010. - 160 с.
60. Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика / Б.А. Фесенко. - М.: ЦДЮТ, 1997. - 74 с.
61. Ширинян, А.А. Современная подготовка спортсмена- ориентировщика: учебно-методическое пособие. - 2-е изд., испр. / А.А. Ширинян, А.В. Иванов. - М.: Советский спорт, 2010. - 112 с.
62. Правила вида спорта «спортивное ориентирование» [Электронный ресурс] : Режим доступа:http://pandia.ru
63. Точное (Трейл) - ориентирование [Электронный ресурс]:
http://orient.at.ua

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ