Введение 4
1. Современное состояние изучаемой проблемы 6
1.1 Специфика спортивного скалолазания 6
1.2 Анатомо-физиологические особенности спортсменов 15 - 17 лет 8
1.3 Сила и ее место в тренировочном процессе скалолазов 11
1.4 Развитие силовых способностей скалолазов 13
2. Методы и организация исследования 29
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 34
3. Результаты исследования и их обсуждение 37
3.1 Содержание педагогического эксперимента 37
3.2 Оценка эффективности применяемых средств, для развития силовых
способностей 42
Заключение 47
Список использованных источников 48
Приложение А-Б 54-55
Актуальность. Скалолазание - относительно молодой вид спорта, отделившийся от альпинизма в середине 50-х годов. За 50-60 лет своего существования оно завоевало огромную популярность по всему миру.
Скалолазание, как и плавание, считается спортом, который наиболее гармонично развивает все основные группы мышц. Кроме того, регулярные занятия данным видом спорта развивают гибкость и пластику движений; улучшают координацию движений; значительно усиливают силу и цепкость пальцев; повышают скорость принятия решений; развивают зрительную память и логическое мышление; способствуют развитию морально-волевых качеств и повышению самооценки.
Как и многие другие виды спорта, скалолазание вырабатывает в человеке устойчивость к стрессам, положительно сказывается на его здоровье и психологическом состоянии. Скалолазание полезно и взрослым, и детям. Ребенку эти занятия позволяют укрепить здоровье и физическую форму, а кроме того служат источником для расхода неисчерпаемой детской энергии. Для взрослых скалолазание является прекрасной альтернативой занятиям в спортзале, а также прекрасным способом борьбы с перенапряжением организма.
В современном скалолазании сила является ведущим физическим качеством. Развитие силы должно быть тесно связано с развитием и совершенствованием техники лазания. Наша работа направлена на изучение особенностей развития силы в данном виде спорта с целью повысить результативность спортсменов до максимально возможного уровня [18].
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Экспериментальное обоснование методики совершенствования силовых способностей скалолазов
15 - 17 лет, специализирующихся на многоборье».
Цель: Повысить силовые способности скалолазов 15-17 лет, специализирующихся на многоборье.
Объект исследования: Тренировочный процесс скалолазов 15-17 лет, специализирующихся на многоборье.
Предмет исследования: Силовые способности скалолазов 15-17 лет, специализирующихся на многоборье.
Задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу, охарактеризовать специфику спортивного скалолазания.
2) Составить комплекс упражнений, направленный на развитие силовых способностей.
3) В педагогическом эксперименте проверить эффективность предложенного комплекса.
Методы исследования:
1) Анализ научно-методической литературы;
2) Педагогическое тестирование;
3) Педагогический эксперимент;
4) Методы математической статистики.
1) На основе изученной научно-методической литературы, Скалолазание является одним из видов спорта, решающих задачи всестороннего физического воспитания и прививающим ряд ценных качеств, имеющих большое прикладное значение.
2) На основе анализа литературных источников, составлен комплекс упражнений на совершенствование силовых способностей. Основным специфическим средством развития силы являются силовые упражнения. Все они в зависимости от вида отягощения делятся на три группы:
- упражнения с внешними отягощениями
- упражнения, отягощенные весом собственного тела;
- упражнения в самосопротивлении
3) Результаты проведенного исследования показали что главным средством совершенствования силовых качеств необходимых скалолазу являются физические упражнения с применением отягощения. Использование предложенного комплекса упражнений на кампусборде обеспечивает эффективное развитие силовых способностей, что подтверждается результатами исследований.
1. Анохова, А.А. Применение комплексной программы обучения психической саморегуляции в скалолазании / А.А. Анохова. // Современные проблемы психологии физической культуры и спорта. - 2016. - С. 232-243.
2. Антропов, Е.С. Сравнительная характеристика состояния костно-мышечной и вегетативной нервной систем скалолазов детского и подросткового возраста в зависимости от уровня спортивного мастерства / Е.С. Антропов. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - С. 195-202.
3. Арансон, М. В. Плюсы и минусы силовой подготовки / М. В. Арансон // Спортивная жизнь России. - 2001.
4. Аюпов, Р.А. Особенности силы жима пальцами в спортивном скалолазании / Р.А. Аюпов. // Проблемы подготовки научных кадров. Сборник научных трудов молодых ученых, посвященный Дню российской науки. - 2018. - С. 6-10.
5. Байковский, Ю. В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта: учебно-методическое пособие / Ю.В. Байковский. - М.: Вертикаль, Анита-пресс, 2007. - 200 с.
6. Байковский, Ю. В. Теория и методика альпинизма: программа повышения квалификации (72 часа) / Ю.В. Байковский. - М.: РИО РГУФК,2006.- 43 с.
7. Байковский, Ю. В. Теория и методика горных видов спорта (альпинизм, скалолазание, ледолазание, альпинизм) 490 часов / Ю.В. Байковский. - М.: РИО РГУФК, 2006. - 38 с.
8. Бухарина, М.П. Современные подходы к повышению эффективности тренировочного процесса в скалолазании / М.П. Бухарина. // Современное образование, физическая культура и спорт. - 2015. - С. 31-34.0
9. Васильев, О.В. Развитие силы и гибкости с методическим обоснованием / О.В. Васильев. // Физическая культура и спорт. - 2014. - С. 330.
10. Вдовин, Е.Н. Методические рекомендации к самостоятельным занятиям по развитию силы / Е.Н. Вдовин. // Современные проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - С. 18-20.
11. Верхошанский, Ю.Р. Основы специальной физической подготовки спортсменов: учебник / Ю.Р. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 330 с.
12. Власенко, П.С. Контроль нагрузки при тренировке специальной выносливости в скалолазании / П.С. Власенко. // Сборник трудов студентов и молодых ученых РГУФКСМИТ. - 2016. - С. 16-19.
13. Гант, Е.Е. Особенности продуктивности когнитивных функций у детей среднего школьного возраста в условиях соревновательной и постсоревновательной деятельности / Е.Е. Гант. // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2011. - С. 17-21.
14. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок: учебник / М. А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 268 с.
15. Грачев, О.К. Физическая культура: учебное пособие / О.К. Грачев. - М.: ИКЦ МарТ, 2005. - 464 с.
16. Губа, В.П. Теория и практика ранней ориентации в видах спорта: монография / В.П. Губа. - М.: Сов.спорт, 2009. - 304 с.
17. Захарова, П.П. Начальная подготовка альпинистов. Часть 1. Введение: методическое пособие / П.П. Захарова. - М.: СпортАкадемПресс,2007. - 296 с.
18. Двоеносов, В.Г. Особенности адаптивных реакций кардиореспираторной системы, газообмена и регуляции сердечного ритма у спортсменов-скалолазов в условиях соревнований / В.Г. Двоеносов // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 7. - С. 87-91.
19. Дрянных, Н.М. Альпинизм и скалолазание / Н.М. Дрянных. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2009. - 103 с.
20. Железняк Ю.Д. Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 264 с.
21. Зазулин, Е.А. Профилактика травматизма пальцев в спортивном скалолазании / Е.А. Зазулин. // Туристско-рекреационный потенциал и особенности развития туризма и сервиса. - 2016. - С. 108-113.
22. Захарова, П.П. Начальная подготовка альпинистов. Часть 2. Методика обучения: методическое пособие / П.П. Захарова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: СпортАкадемПресс, 2007. - 292 с.
23. Зациорский, В. М. Физические качества спортсменов: учебное пособие / В. М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 200 с.
24. Карпман, В.Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов: науч. изд. / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 95 с.
25. Кожуркин, А.Н. Теория и методика подтягиваний на
перекладине: науч. изд. / А.Н. Кожуркин. - М.: Строим тело, 2009. - 189 с.
26. Коваль, Т.Е. Спортивное скалолазание: от соревнований по элементарному лазанью по скалам до олимпийских игр / Т.Е. Коваль. // Теория и практика физической культуры. - 2016. - С. 40.
27. Козина, Ж.Л. Особенности структуры психофизиологических возможностей и физической подготовленности студентов разных спортивных специализаций / Ж.Л. Козина, Л.Н. Барыбина, Л.В. Гринь // Физическое воспитание студентов: научный журнал под ред. С.С. Ермакова. - 2010. - №5. - С. 30-35.
28. Котченко, Ю. В. Развитие скоростных качеств в скалолазании / Ю. В. Котченко // Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе: сб. науч. статей. - Севастополь: Олимпийский и профессиональный спорт. - 2008. - С. 240-243.
29. Котченко, Ю.В. Критерий уровня соревновательного мастерства скалолаза / Ю.В. Котченко. // Известия Тульского государственного университета. - 2017. - С. 149-153.
30. Кравчук, Т.А. Морфофункциональная модель скалолазов / Т.А. Кравчук, Т.Н. Жмакина // Физкультурное образование Сибири. - 2005. - №1. - С. 50-54.
31. Кравчук, Т.А. Разработка морфофункциональной модели скалолазов / Т.А. Кравчук // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2008. - №2. - С. 21-23.
32. Лебедихин, А.В. Основы альпинизма и скалолазания: учебное пособие/ А.В. Лебедихин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. - 130 с.
33. Ломовцев, ДЮ. Модельные характеристики специальной физической подготовленности скалолазов / ДЮ. Ломовцев. // Омский научный вестник. - 2015. - С. 166-169.
34. Лопатина, Т.А. Развитие силы, быстроты, выносливости в процессе самостоятельных занятий: учеб. пособие / Т.А. Лопатина, Ю.Е. Лопатин. - Красноярск: КрасГАСА, 2006. - 67 с.
35. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основа знаний / В.П. Лукьяненко. - Москва, 2005. - 224 с.
36. Лызарь, О.Г. Скалолазание как эффективное средство развития силовых способностей мужчин / О.Г. Лызарь. // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2017. - С. 28-32.
37. Мавлютова, С.З. Тренажерные технологии подготовки альпинистов в условиях города/ С.З. Мавлюта // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2010. - №2. - С. 53-55.
38. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 543 с.
39. Мелихова Т.М. Скалолазание как одно из направлений массового спорта / Т.М. Мелихова. // Гимнастика и современный фитнес. - 2017. - С. 140-142.
40. Мельников, В. С. Физическая культура: учебное пособие / В. С. Мельников. - Оренбург: ОГУ, 2002. - 114 с.
41. Мохан, Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки: учебное пособие / Р. Мохан, М. Гессон. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 296 с.
42. Неймышев, А.В. Организационные и методические аспекты спортивной тренировки (скалолазание): Учебное пособие / А.В. Неймышев. - 2016. - 124 с.
43. Пиратинский, А.Е. Подготовка скалолаза / А.Е. Пиратинский. - Научно-популярная литература, 2010. - 256 с.
44. Полькин, Я.Д. Предупреждение травматизма на тренировках по развитию силы / Я.Д. Полькин // Вестник спортивной науки. - С. 249-259.
45. Правдина, Л.Р. Специфика психологического сопровождения тренировочного процесса в скалолазании / Л.Р. Правдина. // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов. - 2016. - С. 190-194.
46. Прусик, КЯ. Психофизиологические возможности альпинистов и скалолазов, специализирующихся в скоростном лазании и лазании на сложность / К.Я. Прусик. // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - С. 41-46.
47. Репко, Е.А. Теоретико-методологическое обоснование развития скоростно-силовых качеств / Е.А. Репко. // Физическое воспитание студентов. - 2014. - С. 27-33.
48. Седляр, Ю.В. Характеристика научных исследований в спортивном скалолазании (обзор монографий) / Ю.В. Седляр. // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2011. - С. 112-115.
49. Стрельченко, В.Ф. Методические рекомендации для развития силовых способностей: Учебное пособие, 2015. - 119 с.
50. Ткаченко, О.Ю. Формирование мотивации к занятиям скалолазанием у спортсменов различной квалификации / О.Ю Ткаченко. // Сборник трудов конференции современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии. - 2016. - С. 86.
51. Хаттинг, Г. Скалолазание: Монография. - 2006. - 96 с.
52. Развитие силовых способностей [Электронный ресурс] Режим доступа:http://img3.vitaportal.ru/fitnes-i-sport/razvitie-silovyh-sposobnostej.html