Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОРОДСКИЕ ГАЗЕТЫ: исторический, классификационно-типологический и содержательный аспекты (на примере городских газет г. Ростова-на-Дону и городов Ростовской области)

Работа №2539

Тип работы

Диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы203стр.
Год сдачи2015
Стоимость999 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1931
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………….……………………….…………………......3

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ГОРОДСКИХ ГАЗЕТ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ТИПА ИЗДАНИЙ

1.1. Социально-исторические предпосылки возникновения городских газет в России и их формирование на начальном этапе развития ………………….…..16
1.2. Городские газеты в системе советской периодической печати (1917-1991 гг.)………………………………………………………………..…………………..42
1.3. Особенности и проблемы функционирования городских газет в постсоветской России (1991-2008 гг.) (на примере городских газет г. Ростова-на-Дону и Ростовской области) …..………………………………………….……63

ГЛАВА 2. СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОДЕРЖАНИЕ ГОРОДСКИХ ГАЗЕТ

2.1. Классификационные особенности городских газет…………………………86
2.2. Проблемы типологии современных российских городских газет………...105
2.3. Предметно-тематическая направленность городских газет (на примере газеты «Вечерний Ростов» ...…………….……………………………………….125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...................………………………………………..........…148

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…….157

ПРИЛОЖЕНИЕ…...……………………………………………………….…….165



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Городские газеты представляют собой наиболее многочисленный типологический класс местной прессы, основным признаком идентификации которого выступает локальность. Формирование городских газет как самостоятельного типа изданий обусловлено развитием городского сообщества, экономики, культуры, производства, торговых отношений. Тесная связь с читателем, содержание, связанное с городской тематикой и проблематикой, заинтересованность в расширении инфраструктуры города, в решении общих и частных задач позволяет городским газетам уверенно занимать объемную нишу в системе современной прессы. «Вся история журналистики – от первых рукописных известий и печатных изданий до газет и журналов сегодняшнего дня – представляет собой путь беспрестанных типологических эволюций и исканий. Развитие системы журналистики непосредственно связано с осмыслением типологических характеристик каждого периодического издания, поиски собственной читательской аудитории, моделировании назначения, содержания, структуры, внешней и внутренней формы, стилистического единства и оформления» .
Городские газеты стимулируют широкое участие населения в общественных делах города, освещают деятельность властей, служат форумом для обмена мнениями и информацией, способствуют разрешению различного рода социальных конфликтов, вплоть до бытовых. Под «городской газетой» следует понимать качественное, массовое, или специализированное издание, распространяющееся на территории города или нескольких городов, объединенных единым социально-экономическим устройством, основной задачей которого является полное и всестороннее освещение событий городской жизни.
Городская пресса постоянно находится в процессе трансформации типологической структуры, появляются новые модели изданий, расширяется или сужается круг функций, меняются предметно-тематические акценты. Так, в конце XIX в. развитие промышленности и торговых отношений способствовало возникновению деловой периодики, в 20-е гг. XX в. вышла «Вечерняя Москва», дав начало новому большому отряду городских газет, которые в советскую эпоху играли значимую роль, являясь массовым средством пропаганды и агитации, орудием социалистического строительства. Серьезную агитационную работу городские газеты проделали в послевоенное время, когда перед государством стояла нелегкая задача восстановления городов, поднятия промышленной мощи предприятий, укрепления и поддержания «духа» строителей коммунизма. В период гласности и перестройки городские газеты, активно включившись в политическую и социальную жизнь страны, оказались столь востребованными в городском сообществе, что их тиражи возросли в несколько раз. Рекламная городская газета вошла в систему отечественной городской прессы в начале 90-х гг. XX в., в связи с возникшей необходимостью оперативного распространения информации рекламного характера, что способствовало развитию местных рынков товаров и услуг. Общественно-политические городские газеты также постоянно модернизировались, адаптируясь к непрерывно меняющимся условиям жизни городского социума.
Современные городские газеты – это многокомпонентная система печатных изданий: примерно треть по наименованиям и около 40% по разовым тиражам, целью которых является всестороннее удовлетворение информационных запросов городской читательской аудитории. Городские газеты являются феноменом, представляющим собой своеобразную летопись событий, они «разнообразны, как сами города» .
Исследование городских газет с точки зрения исторических и типологических аспектов, их систематизация, анализ функционирования в современных условиях является весьма актуальным. Однако в отечественной научной литературе среди большого количества монографий, учебных пособий, статей, посвященных различным типам периодических изданий, городской газете незаслуженно уделено мало внимания.
Актуальность диссертационного исследования определяется ролью и местом городской газеты в системе региональной прессы, ее массовостью и недостаточной изученностью.
Степень изученности темы. Истории и теории печатных СМИ посвящено большое количество научной литературы. Рассматривая городские газеты в исторической ретроспективе, мы обращались к основополагающим работам таких исследователей, как Е.В. Ахмадулин, С.М. Гуревич, А.Г. Дементьев, Б.И. Есин, Е.А. Корнилов, Р.П. Овсепян, А.И. Станько . Огромный вклад в изучение истории российской журналистики различных периодов внесли следующие ученые: Н.А. Горохов, А.В. Западов, Б.П. Козьмин, С.Я. Махонина, Н.П. Попов . Специфика функционирования городской прессы в советский период описана в работах Б.А. Грушина, А. Гребнева, С.Д. Индурского, Л.А. Ониковой , а так же в сборнике «Городская газета» , на страницах которого выступали редакторы, затрагивая актуальные проблемы работы редакций.
Значимыми для исследования городских газет явились работы по типологии и классификации периодической печати А.И. Акопова, А.Н. Алексеева, Е.А. Корнилова, Л.Л. Реснянской, В.В. Тулупова, М.В. Шкондина . Типологические особенности и динамика развития региональной печати в 1990-е гг. XХ в. рассмотрена в трудах О.А. Вороновой, М. Герули . Также этой проблеме уделено внимание в сборниках, посвященных анализу современной ситуации на рынке российских СМИ: «Журналист и журналистика российской провинции», «Роль прессы в формировании в России гражданского общества», «Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики», «Средства массовой информации России» .
При изучении проблем информационной деятельности современных городских газет мы обратились к монографии Е.А. Корнилова и В.С. Дядюшенко «Газета на бульваре», в которой представлен анализ функционирования коммерческой прессы в период изменения политического и экономического строя российского государства в период с 1985 по 1996 гг.
Особенности современного рынка периодических изданий г. Ростова-на-Дону и Ростовской области рассмотрены в научных публикациях Н.И. Бусленко, В.М. Виниченко, Л. Никитиной, В.В. Смирнова . Кроме того, в настоящей работе были использованы результаты социологического анализа прессы г. Ростова-на-Дону, проводимого местным Бюро рейтинговых исследований «Проспект» .
Дополнили изучение системы городских изданий различные статистические сборники и печатные и электронные справочники . Так, например, в «Атласе муниципальной прессы» указаны все общественно-политические городские газеты России, кроме того, там содержатся дополнительные сведения, касающиеся учредительского состава, тиража, места распространения, периодичности издания .
Кроме того, различные аспекты функционирования печатных СМИ рассмотрены в диссертациях и авторефератах диссертационных работ А.В. Абовян, А.С. Александрова, А.В. Еременко, А.В. Лодышкина, Г.Ю. Перегудова , к материалам российских научных и международных конференций, проводимых на факультетах журналистики МГУ, СПбГУ, КубГУ и ЮФУ, к ряду публикаций в научных периодических изданиях и в сети Интернет.
В целом, вопросы истории и типологии городских газет слабо разработаны. Нет работ, затрагивающих изменения городских газет в постсоветский период. Городская газета не являлась предметом комплексного научного анализа. Актуальность проблемы, а также недостаточная степень ее научной разработанности и практическая значимость определили цель и задачи диссертационного исследования, его внутреннюю структуру и логику.
Цель исследования – осуществление комплексного исследования российских городских газет в историческом и теоретическом аспектах с целью определения их типологической структуры, динамики развития и современного состояния.
Задачи исследования состоят в следующем:
- изучить предпосылки возникновения городской газеты во второй половине XIX века и определить этапы ее развития в России;
- выявить социально-экономические факторы, оказавшие влияние на формирование и становление системы дореволюционных газет городского типа;
- определить особенности функционирования и место городских газет в системе советской периодической печати;
- изучить роль городских газет в условиях политизации и коммерциализации прессы начала 90-х гг. XX в., на примере динамики развития городских газет г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, выявить проблемы городской прессы в структуре медиарынка современной России.
– систематизировать принципы классификации, рассмотреть проблемы типологии и определить специфику типологических признаков современных городских газет, выявить их функциональную составляющую;
– исследовать содержательные особенности и предметно-тематическое своеобразие городских газет посредством социологического анализа их публикаций (на примере городской газеты «Вечерний Ростов»);
– проанализировать информационные предпочтения читателей ростовских городских газет.
Объектом исследования являются российские городские газеты.
Предмет исследования составляют история, типология, функции, динамика развития, роль и место городских газет в современной системе печатных изданий России.
Эмпирическим материалом для исследования, наблюдения и анализа послужили более 200 наименований столичных и провинциальных городских газет. В этот перечень вошли издания (дореволюционного и советского). Автор обращался в фонды московских, санкт-петербургских и ростовских библиотек. В основу анализа газетных текстов положены материалы таких газет, как «Казанские известия» (1811 г.), «Ведомость о состоянии города Москвы» (1830 г.), «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» (1839-1917 гг.), «Петербургский листок» (1864-1917 гг.), «Московский листок» (1881-1918 гг.), «Оберточный листок» (1860 г.), «Ведомости РД градоначальства», «Ростовская копейка», «Харьковская копейка» (1910 г.), «Бюллютень Ростовской-на-Дону биржи», «Харьковский рабочий» (1918 г.), «Вечерняя Москва» (1923 г.), «Вечерний Ростов» (1958 г.) и др.
Однако основную часть эмпирического материала составили современные городские газеты г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, так как репрезентативно отразили существующую классификационную и типологическую систему изданий исследуемого типа. Кроме того, с помощью контент-анализа, посвященного тематической особенности городских газет проанализировано 1631 текстовых публикаций газеты «Вечерний Ростов» (с 1.09.2008 – 30.10.2008).
Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили концептуальные положения, выводы и рекомендации, представленные и обоснованные в фундаментальных и прикладных научных исследованиях отечественных ученых по проблемам истории, теории, типологии изданий, методам исследования журналистики, организации и функционирования системы СМИ – А.И. Акопова, Е.В. Ахмадулина, В.М. Горохова, И.М. Дзялошинского, Б.И. Есина, Г.В. Жиркова, А.В. Западова, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, Е.А. Корнилова, Е.Е. Корниловой, Р.П. Овсепяна, Е.П. Прохорова, Л.Л. Реснянской, А.И. Станько, Л.Н.Федотовой, И.Д. Фомичевой, М.В. Шкондина, М.И. Шостак и др.
Методологическую основу составили научные труды, включающие проблемы научного познания в области печатной журналистики. В монографиях Б.И. Есина, С.Г. Корконосенко и Е.П. Прохорова исследование информационного пространства общества ведется в аспекте социально-политической и идеологической деятельности СМИ .
На основе фундаментальных работ Е.А. Корнилова в исследовании широко используется принцип историзма, который позволяет выявить константы развития объекта изучения на протяжении всего периода его существования, сопоставить факторы, влияющие на эволюционные процессы данного типа издания . «Историзм предполагает, прежде всего, объективное и всестороннее рассмотрение изучаемого объекта, познание его сущности, частных и общих закономерностей, исследование всех его связей и опосредований» . Исторический метод познания в работе дополнен описательным, для конкретизации общих или различных тенденций.
Использование системного подхода при анализе городских газет в структуре местной периодики дает возможность составить целостное представление о взаимосвязях с родственными элементами системы локальных изданий, раскрыть значимость городских газет как части общественных отношений. Комплексная структуризация объекта исследования была бы невозможной без классификационно-типологического метода анализа, который глубоко проработан в ростовской школе журналистики такими учеными, как А.И. Акопов, Е.Е. Корнилова, В.В. Смирнов, А.И. Станько . «Типологическое мышление в журналистике неразрывно связано с системным подходом: о типе изданий или программ можно судить лишь тогда, когда анализ идет на фоне всего разнообразия существующий органов журналистики» .
Для выявления проблемных сторон функционирования изучаемого феномена с другими социальными институтами применен проблемный подход, учитывающий ключевые противоречия и качественные изменения, наблюдаемые в современном состоянии городских газет.
Весомый вклад в анализ городских газет внес метод прикладной статистики, с помощью которого прослежена численная динамика развития городской прессы. При характеристике читательской аудитории, детальном рассмотрении ее информационных предпочтений, используются различные социологические исследования, в частности, контент-анализ, анкетирование и опрос. Применяется так же экономический анализ функционирования городских газет на современном этапе, необходимый для определения положения городской газеты на местном информационном рынке.
Научная новизна настоящей работы заключается, прежде всего, в том что, несмотря на наличие большого количества работ, посвященных печатным СМИ, серьезного систематического исследования изданий городского типа не предпринималось. В данной работе впервые проводится комплексное и синтезированное исследование городских газет в исторической, классификационной и типологической ретроспективе. Городские газеты впервые дифференцированы на группы, для более четкого понимания структурной специфики их системы и типологии. Впервые детально рассмотрены городские газеты Ростовской области и г. Ростова-на-Дону, выявлены основные тенденции формирования системы российских газет этого типа в период политических изменений и условиях рыночной экономики. Выделены основные проблемы функционирования современных городских газет в контексте динамики их развития.
Теоретическая значимость. Диссертация вносит определенный вклад в историко-теоретическое изучение региональной системы СМИ, в частности – городских газет как неотъемлемой и масштабной части местной прессы. В работе представлены значимые теоретические положения относительно специфики городских изданий, раскрыта классификационная и типологическая структура современных городских газет, выявлены их типологические, содержательные и структурные особенности. Результаты исследования могут быть использованы при теоретическом осмыслении проблем городских газет, понимании их роли в процессе формирования информационного пространства.
Практическая значимость исследования определяется наличием в работе сформулированных автором принципов анализа городского издания, характеристики его особенностей, проблем и информационных предпочтений читательской аудитории городских газет, что окажет помощь редакторам и журналистам-практикам при выборе правильной концепции создания или стратегии развития изданий данного типа. Кроме того, работа может быть использована в учебном процессе – курсах и спецкурсах по истории и теории печати.
Положения, выносимые на защиту.
1. Предпосылками появления городских газет в России в первой трети XIX в. являются развитие столичных городов, рост числа провинциальных городов и численности городского населения, развитие материально-технической базы, возросшая потребность государственной и местной власти доводить информацию до читателя, проживающего в городе. Основными факторами формирования системы городских газет в конце XIX – начале XX вв. послужили повышение значимости городов в развитии государственной экономики, промышленности и товарно-денежных отношений, рост числа частных предприятий, становление рекламного дела в России, новые политические направления, потребность грамотного городского населения в разнообразной информации местного характера.
2. Интенсивное развитие городской прессы в советский период было обусловлено повышением ее значимости и концептуальными корректировками. Основными чертами советской городской газеты являются массовость, партийность и идейность, целью – пропаганда советского образа жизни в условиях стремительной урбанизации общества, пятилетних планов восстановления и развития народного хозяйства, идейное воспитание личности горожанина как труженика.
3. Современные городские газеты занимают прочные позиции в городском информационном пространстве и представляют собой особую систему изданий, объединенных главным категориальным признаком - локальностью (территорией распространения). Однако на функционирование данного типа изданий огромное влияние оказывает учредительский состав и сложившиеся отношения с местной властью, что делает городскую прессу менее плюралистичной по идейным и политическим параметрам.
4. Городские газеты Ростовской области представлены широким спектром существующих типов периодики: ежедневники, еженедельники, общественно-политические и массовые, рекламные и развлекательные, официальные и частные, бесплатные, подписные и распространяемые в розницу издания. Самыми многотиражными являются рекламные городские газеты. Однако не занятыми остаются ниши деловых, детских, молодежных, женских и мужских городских газет.
5. Особую значимость для эффективной деятельности городских газет в современных условиях приобретает понимание и учет информационных потребностей своей читательской аудитории. Городские газеты постоянно находятся в состоянии борьбы за аудиторию. Чем больше читателей завоюет газета, тем больше средств она получит от рекламной деятельности. В условиях жесткой конкуренции любое издание стремиться к финансовой независимости.
Апробация работы. Материалы и основные результаты работы апробированы в ходе международных, всероссийских и региональных и научно-практических конференций «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2005), «Коммуникация в современном мире» (Воронеж, ВГУ, 2006), «Медийные стратегии современного мира» (Сочи, КГУ, 2007), «Журналистика: взаимодействие науки и практики» (Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2007) «Медийные стратегии современного мира» (Сочи, КГУ, 2008), основные идеи изложены в семи публикациях автора (общим объемом 1,5 п.л.), одна из которых – в издании «Известия вузов», рекомендованном ВАК.
Диссертация выполнена в соответствии с планом научно-исследовательской работы факультета филологии и журналистики ЮФУ на кафедре средств массовых коммуникаций.
Структура исследования соответствует поставленным цели и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении обоснована актуальность избранной темы, определена степень разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, выявлена его новизна, обозначены теоретико-методологические основы диссертации, представлены объект и предмет исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость работы, ее апробация.
Первая глава – «Общественно-исторические условия формирования и этапы развития российских городских газет как самостоятельного типа изданий» – состоит из трех параграфов. В ней раскрываются вопросы зарождения и становления системы городски газет в России в XIX в., рассматривается развитие городских газет в начале XX в., в советский период, а также на примере городских газет г. Ростова-на-Дону и Ростовской области определяются особенности и проблемы функционирования городских газет в постсоветской России (1991-2008 гг.). Вторая глава – «Структурно-типологические характеристики и содержание городских газет» посвящена классификационной и типологической специфике современных российских городских газет. С помощью контент-анализа публикаций газеты «Вечерний Ростов» выявлена предметно-тематическая направленность городских газет.
В заключении подведены итоги работы, сформулированы основные выводы диссертационного исследования.
Список использованной литературы состоит из 129 источников, которые включают в себя монографии, учебные пособия, авторефераты диссертаций, диссертации, статьи в научных и научно-популярных журналах, словари, законодательные акты, справочные и периодические издания, источники сети Интернет.
Приложение включает таблицы, отражающие статистические данные, полученные в результате контент-анализа содержания городских газет и материалы социологического исследования аудитории городских газет г. Ростова-на-Дону).



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Городские газеты в России прошли большой путь развития, становления и трансформации, который можно подразделить на три этапа:
- конец XVII–начало XX вв. (до 1917 г.) – становление типа городской газеты в России;
- 1917 – 1991 гг. – советский период развития городских газет;
- 1991– 2008 гг. – трансформация типа современных городских газет.
Предпосылками появления городских газет в первой половине XIX вв. послужили: социально-экономические государственные реформы, становление и развитие российских городов, формирование их как торгово-промышленных центров; увеличение численности городского населения; возросшая потребность государственной, а в последствии, и местной власти в доведении официальной информации до местного населения; формирование образовательной системы – рост уровня грамотности; научно-технический прогресс, становление печатного дела, развитие журналистики в г. Санкт-Петербург и г. Москва; появление первых провинциальных газет: «Казанские извести» (1811, г. Казань), «Харьковский Ежедневник» (1817, г. Харьков), «Восточные известия» (1813, г. Астрахань), «Одесский Вестник» (1827, г. Одесса), «Тифлисские ведомости» (1828, г. Тифлис); издание «Губернских и областных «ведомостей» (1838 г.).
В период с 1831 по 1849 гг. вышли первые столичные городские газеты: «Ведомости о состоянии города Москвы» (1831 г.), «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» (1839 г.), «Московский городской листок» (1847 г.), «Ведомости московской городской полиции» (1849 г.); данные газеты являлись официальными, печатались на листах, формат которых менялся постоянно, их внутренняя структура делилась на официальную, где размещались распоряжения, приказы, и неофициальную – заметки о городских происшествиях, объявления, литературные произведения, справочная информация.
Для второй половина ХIХ в. характерен рост числа городских газет в провинциальных городах, это связано с развитием промышленности и торговли в России; в 1862 г. сняты ограничения на публикацию частных объявлений и рекламы, в 1865 г. введены Временные правила печати, поощряющие издание частных газет и журналов, позволяющие распространять их на улице, что вызвало появление информационно-рекламных городских газет; газеты состояли из отделов: правительственные распоряжения, внутренние известия, политические обозрения, беллетристика и городская хроника.
К концу XIX в. сформировалась система городских газет; издавались следующие газеты исследуемого типа: 1) столичные, провинциальные; 2) литературные, общественно-политические, специальные, посвященные промышленности, торговле, землевладению, медицине, домоводству, различным видам искусств, справочно-рекламные; 3) ежедневные, еженедельные, выходящие два раза в месяц; 4) частные, государственные.
В начале XX в. возросло число частных массовых периодических изданий, входящих в промышленно-финансовые группы; популярность приобрели ежедневные городские «газеты копейки», характеризующиеся большим количеством рекламных объявлений, а также наличием острых сатирических публикаций, критикующих местную власть. После вооруженного восстания 1905 г. начали легально существовать социал-демократические городские газеты. Октябрьская Революция 1917 г. изменила ход истории, все российские не большевистские городские газеты закрылись в 1918 г.
После победы советской власти в революции 1917 г. в городах создаются большевистские газеты – органы местных организаций РСДРП. Главная функция городской газеты – информировать население о событиях, происходящих в городе – у большевистских изданий данного типа отошла на второй план. Тематика большевистских городских газет - ленинская программа, цели революционного движения, борьба с контрреволюционными партиями и их органам. Оппозиционные городские газеты просуществовали до 1918 г. Советское правительство утвердило сеть периодических изданий на территории РСФСР в январе 1922 г., предприняв шаги по совершенствованию и унифицированию системы местной прессы. На XII съезде Коммунистической партии 1923 г. советская власть решила дифференцировать газеты на центральные и областные руководящие, центральные массовые, областные, губернские, уездные массовые и т.д. Уездные массовые газеты впоследствии были подразделены на городские, районные газеты и низовую печать. В 1923 г. вышел первый номер ежедневной городской газеты «Вечерняя Москва», дав начало советским вечерним газетам, издаваемым в последствии по всему Советскому Союзу.
В конце 20-х - начале 30-x гг. вышли рабочие городские газеты, роль которых заключалась в мобилизации рабочего класса на восстановление городских заводов, фабрик и других предприятий после гражданской войны. Определился курс экономики – производственные пятилетки, городские газеты играли пропагандистско-организационную роль в реализации политико-экономических задач советского правительства.
Великая отечественная война (1941 – 1945 гг.) временно изменила всю систему печати. Газеты изучаемого типа делились на издания, выходящие 1) в оккупированных городах, 2) в тыловых городах; соответственно, их задачи различались – газеты, распространяющиеся в оккупированных городах, агитировали местное население бороться с врагом; в тылу – городские газеты мобилизовывали население работать и производить все для фронта.
Послевоенное десятилетие (1946 – 1956 гг.) ознаменовано индустриализацией государства, в целом, городов, в частности. Продолжались «пятилетки», городская газета активно освещала вопросы соцсоревнований и повышения производительности труда.
Во второй половине 50-х – середине 80-х гг. городская газета продолжала информационно-пропагандистскую воспитательную работу, однако, к середине 70-х гг. XX в. редакции городских газет начали затрагивать актуальные бытовые проблемы советского горожанина, формируя тесные связи с аудиторией. Читатели городских газет сотрудничали в этот период с городскими газетами в качестве «рабкоров», широко в изданиях использовался жанр письма.
Главными темами советской городской газеты середины 70-х - начала 80-х гг. XX в. являлись:
1. результаты производственных соревнований, способы повышения эффективности труда горожан, портреты передовиков производства;
2. развитие научно-технического прогресса, освещение достопримечательностей научно-исследовательских учреждений города;
3. городское капитальное строительство;
4. качество и производство товаров народного потребления;
5. оказание шефской помощи селу;
6. экономическое образование кадров;
7. воспитание коммунистической убежденности читателей.
С середины 80-х гг. и до 1991 г. городские газеты, наряду со всей российской печатью, вступили в период реформ и «перестройки», их основная функция – разъяснение городскому населению специфики политических и экономических преобразований. Городские газеты провинциальных городов оставались «калькой» центральных газет, и по содержанию и по оформлению.
С начала 1991 г. по 1992 г. городские газеты активизировались политически, поддерживая демократические реформы, увеличились их тиражи, так как в тот период центральная пресса потеряла доверие читателей. Различные политические партии, движения инициируют огромное количество политических городских газет, часть из могла выйти только одним, двумя выпусками, то есть городские газеты развиваются хаотично, кроме того, уже в 1993 г. они столкнулись с рядом финансовых проблем: переход на самоокупаемость; значительное понижение платежеспособности населения; удорожание сырьевой базы (преимущественно бумаги) издательского производства и др.; так же городским газетам пришлось столкнуться с разнообразием общественных настроений, вызванное социально-политической и экономической нестабильностью в обществе, сориентироваться в многополярности мнений, определить свою аудиторию, так как теперь читатель стал залогом выживания всех периодических изданий.
Некоторые городские газеты стали зарабатывать за счет продажи рекламных площадей, другие же снова прибегли к помощи государства, которое с 1992 г. ввело систему поддержки местной прессы, то есть городские газеты разделились на финансово независимые, дотационные, инвестиционные (спонсорство коммерческими структурами). До 2000 г городские газеты продолжали функционировать в нестабильных политических, экономических и социальных условиях, формируя собственную систему, заполняя возможные информационные «ниши».
2000 г по 2008 г. – можно охарактеризовать как период регистрации огромного количества городских газет, с четко выраженной функциональной и тематической направленностью – общественно-политические, информационно-аналитические, деловые, рекламные, развлекательные, специализированные; городские администрации, мэрии регистрируют собственные городские газеты; в этот период образуются различные административные департаменты по печати и коммуникациям, которые также становятся учредителями газет городского типа, все это приводит к тому, что часть городских газет становится зависимой от местной власти. Другие остаются зависимыми от стабильности экономики, развития торговых отношений в городе, от формирования ниши рекламодателя, который использует городские газеты, как канал распространения рекламной информации.
Основные виды классификаций современных российских городских газет подразделяются по следующим признакам:
1) по аудиторной и тематической направленности – качественные; массовые; специализированные;
2) по территориальному охвату, распространяющиеся в пределах одного города; в нескольких городах; на территории города и района, в районе (районах) города, на городских предприятиях и учреждениях, и выходящие за их пределы;
3) по форме собственности - на учрежденные муниципальным органом; редакционным коллективом; общественной организацией; коммерческой организацией; частным лицом; смешанным составом учредителей;
4) по целевому назначению – коммерческие и общественные;
5) по способу распространения и оплаты - подписные, платные (продаваемые в розницу) и бесплатные (через стойки и другие точки сбыта; адресная рассылка; доставка по офисам; доставка по квартирам, подъездам домов);
6) по периодичности городские газеты подразделяются на ежедневные, еженедельные, ежемесячные, квартальные;
7) по языку – на русскоязычные, двуязычные и т.д.
Среди группы первичных типологических признаков, которые являются составляющей частью теоретико-типологического анализа прессы, особо следует выделять такой, как «локальность или территория распространения», который оказывает огромное влияние на выделение типа городской газеты среди других периодических изданий.
Анализ рынка современных городских газет г. Ростова-на-Дону и Ростовской области доказал, что процесс формирования системы городских газет Ростовской области и г. Ростова-на-Дону был подвержен общим тенденциям развития всех СМИ в постсоветской России.
1986 - 1991 гг. - городские газеты области, будучи еще советскими, активно поддерживают принципы «перестройки» и «гласности». Однако учредительными органами еще оставались местные Советы Депутатов, и такая позиция была не самостоятельной, а продиктованной «сверху», кроме того, ростовские городские газеты, оставались «калькой центральной прессы», например «Вечерний Ростов», как и другие вечерние газеты, был практически копией «Вечерней Москвы». С конца 80-х гг. и до середины 1990 г., в городах Ростовской области появляются городские газеты Самиздата, это либо политические, либо газеты, посвященные современным запрещенным литературным и музыкальным тенденциям. Закона СССР «О печати и других СМИ» в июне 1990 г. разрешил учреждать и издавать газеты и журналы в частном порядке, с этого времени начинается «бурное», развитие местной прессы, в том числе и городских газет Ростовской области.
1991 – 1994 гг. в области вышло большое количество городских газет, вступивших в два общественных процесса – политизацию и коммерциализацию, начал формироваться рынок местной прессы, составляющей частью которого стала реклама, вновь возникли рекламные городские газеты. Экономические сложности вынудили городские газеты общественно-политического характера прибегнуть к финансовой помощи, выделяемой государством.
1995 – 1996 гг. – для городских газет г. Ростова-на-Дону и области этот период ознаменован обогащением за счет политической рекламы, в связи с выборами президента России в 1996 г., и а также местным избирательными процессами. Отмечен рост числа партийных городских газет.
1998 – 1999 гг. – ростовские городские газеты подверглись общим кризисным тенденциям, сокращением тиражей и исчезновением с рынка слабых изданий. Созданный в конце 1997 г. Департамент по печати и телерадиовещанию Администрации Ростовской области занимается распределением дотаций для прессы из местного бюджета. Городские газеты по всей Ростовской области учреждаются местными администрациями и становятся информационными инструментами власти.
2000 – 2008 гг. – положительные экономические изменения привели к возникновению 132 городских газет, выходящих в Ростовской Области и районе за 2000 – 2004 гг. Местные администрации и муниципальные органы ориентировали городскую газетную прессу на информационную поддержку государственных и муниципальных социально-значимых программ: реформа ЖКХ, поддержка молодежи и спорта, семьи, культуры, образовательного процесса и т.д. В 2005 г. на рынок г. Ростова-на-Дону пришла сетевая информационно-аналитическая бесплатная городская газета «Мой Ростов», распространяющаяся в районах города, впоследствии данный тип городских газет имел успех, в связи с чем, возникло два аналогичных издания «Наш район» и «Мой район». До конца 2008 гг. наблюдался процесс стабильного развития системы городских газетных изданий.
В Ростовской области сегодня насчитывается более 100 городских газет (с совокупным разовым тиражом – 2300 тыс. экземпляров); половина из них – это рекламная и информационная пресса, остальную часть составляют, преимущественно, общественно-политические городские газеты и небольшая доля специализированной газетной периодики. Неполные или пустующие ниши городских газет также существуют, в исследуемом регионе отсутствуют деловые, детские, молодежные, женские, мужские городские газеты.
По результатам социологического исследования самыми рейтинговыми городскими газетами в г. Ростове-на-Дону являются «Вечерний Ростов», «Южная столица», «Мой Ростов», «Наш Район», а самыми популярными рекламными городскими газетами - «Ва-Банкъ по-ростовски», «Реклама Юг», «Минутка», «Ростовская скидка», «Работа для Вас», «Ростовский рынок труда».
«Вечерней Ростов» - самое популярное ежедневное массовое издание в г. Ростове-на-Дону (тираж 30 000). В течение всей истории существования (1958 г. – настоящее время) издание претерпевало содержательные изменения, между тем сохраняя типичные черты городской газеты: четкую ориентированность на читательскую аудиторию, освещение разных сторон жизни города и городского сообщества.
В течение исторического развития, множество политических, экономических и социальных факторов влияло на состояние российских городских газет, меняя содержание, задачи и характеристики, однако, неизменным осталась одно – они всегда были и остаются востребованы городским обществом.
Конец 2008 г. – начало экономического кризиса в стране, тенденции и результаты которого остается только прогнозировать. Вероятно, какая-то часть из городских газет, по выявленной закономерности, приспособятся к новым условиям, остальные покинут рынок местной прессы.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абовян А.В. Рекламные издания: исторический и типологический аспекты. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Ростов-н/Д., 2004.
2. Абросимов А.Г., Кузьмин В.Ю. Газеты 19 века// Электронная библиотека www.elbib.ru
3. Акопов А.И. Аналитические жанры. Письмо. Корреспонденция. Статья. Учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д., 1996.
4. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. На примере специальных журналов. – Иркутск. 1985.
5. Акопов А.И. Периодические издания. Учебно-методическое пособие для студентов журналистов. – Ростов-н/Д., 1999.
6. Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика. – Ростов-н/Д., 2002.
7. Александров А.С. Александр Алексеевич Измайлов – критик, прозаик, журналист. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности. – СПб. 2008.
8. Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии//Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1998. № 3.
9. Астраханский регион – южный форпост России// www.astrakhan-region.ru
10. Атлас муниципальной прессы. – М., 2006.
11. Ахмадулин Е.В.Правительственная печать России (к. XIX – н. XX в.). – Ростов-н/Д., 2000.
12. Белгородские СМИ получили губернаторские гранты// www.belregion.ru
13. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. – Ростов-н/Д., 2000.
14. Бесплатная пресса в России//www.arpp.ru 09.07.2008.
15. Боевой отряд советской печати //Городская газета. – М., 1975.
16. Бугаева С.Я. Она писала в духе горных инженеров... (газета «Екатеринбургская неделя»)//Известия Уральского государственного университета. 1998. № 09.
17. Бусленко Н.И. Журналистика в изменяющемся мире. Интервью с Е.А. Корниловым в газете «Утро». 1991, 21 сентября//Моих глаголов атакующая рать – Ростов-н/Д., 2005.
18. Ведомости Ростовского (н/Д) градоначальства. 1915. № 3-139.
19. Ведомости. Словарная статья//www.workmach.ru
20. Ветров К.В. Социальный анализ средств массовой информации России. – М., 2005.
21. Вечерний Ростов. № 233. 1988. 29 сентября.
22. Вечерняя Москва. 1979. № 114. от 25 октября.
23. Виниченко В.М. Право СМИ: взгляд из Ростова. Центр права и средств массовой информации. Выпуск 1, 1998. март// www.medialaw.ru
24. Война в тылу врага. О некоторых проблемах истории советского партизанского движения в годы Великой отечественной войны. – М., 1974. Вып. 1.
25. Волков А. Современные варианты классификации периодической печатной продукции не отвечают актуальным тенденциям рынка// Неделя. Информационный портал www.nedelya.ru
26. Воронова О.А. Динамика типологической структуры региональной прессы// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2000. №5.
27. Воронова О.А. Местная газета. Модели и типажи//Типология периодической печати: Учебное пособие для студентов вузов. Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М. 2007.
28. Время трезвых оценок// Вечерний Ростов. № 232. 1988. 10 октября.
29. Герои Страны. Омельянюк Владимир Степанович // www.warheroes.ru
30. Геруля М. Местная периодическая печать Польши 1990-х гг.: типология, современное состояние и перспективы развития. - Ростов-н/Д., 2001.
31. Гиляровский В. Москва газетная. – М., 1967. Т. 3.
32. Гордеева Н.М., Станько А.И. Чичикина Н.Д. Корнилов Е.А. Из истории журналистики Дона. – Ростов-н/Д., 1977.
33. Город и деревня в XVI-XVII вв.// www.files.school-collection.edu.ru
34. Городская газета. Сборник статей редакторов городских газет. – М., 1975.
35. Горохов В.М. Вечерние газеты. Большая советская энциклопедия// www.slovari.yandex.ru
36. Горявин В. Пропал без вести в бою под Сталинградом, найден под могильным камнем в Голландии//Вечерний Ростов. 2003. 18 декабря.
37. Гребнев А. Газета. Организация работы редакции. М., 1971. – С.13.
38. Грушин Б.А., Оникова Л.А. Массовая коммуникация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования. – М., 1980.
39. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. – М., 2004.
40. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. – М., 1999.
41. Деловой еженедельник «Город N» на рынке ростовской прессы. История возникновения. Тип издания. Аудиторная и целевая направленность //Ростовская электронная газета www.relga.rsu.ru 1999. № 14, [20] 21 июля.
42. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. Пособие для студентов. – СПб., 1903.
43. Дзялошинская М. Статистические штрихи к портрету российской печати//Журналист. №1. 1995. –С. 53.
44. Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. – М., 1989.
45. Есин Б.И. Проблемы методологии и методики изучения местной дореволюционной печати//Местная и национальная печать. Вопросы истории, методологии. – Ростов-н/Д., 1983.
46. Жирков Г.В. Типология журналистики и социальная структура общества//Типология местной прессы. Советский союз – Польша. Под. ред. Корнилова Е.А. – Ростов-н/Д., 1991.
47. Журналист и журналистика российской провинции. Фонд защиты гласности. М., 1995.
48. Загоскин Н.П. Казань – Родина нестоличной российской печати//www. gazeta.ksu.ru
49. Закон РФ «О средствах массовой информации». 1991.
50. Законодательство о СМИ. – М., 1999.
51. Западов А. Предисловие//Русская периодическая печать 1702-1894 гг. – М. 1973.
52. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации. Основные тенденции формирования и функционирования современных средств массовой информации//Библиотека центра экстремальной журналистики. www.library.cjes.ru
53. Иванова Л.В. Типологические признаки городского издания (Ставрополь-на-Волге 1917-1919 годов)//Средства массовой информации в современном мире. – СПб., 2004.
54. Именной Указ, данный Сенату, «О позволении во всех городах и столицах заводить типографии и печатать книги на российском и иностранных языках с освидетельствованием оных от Управы благочиния//Полное собрание законов Российской империи, изданных с 1649 – 1825. Т.21. – С. 792.
55. История русской журналистики XVIII-XIX веков. Под редакцией Западова А.В. - М., 1973.
56. История русской журналистики 18-19 веков. Под ред. Громовой Л.П. – СПб. 2003.
57. Итоги//Ростовская копейка. 1911. №156.
58. Карл Фукс - выдающийся деятель отечественной медицины первой половины XIX века //Виртуальный Музей//www.ndrt.ru
59. Касютин В. Третье ребро. Впервые за последние 15 лет проведена перепись местной прессы России. Источник: журнал «Журналистика и медиарынок». 2007. №2 //Библиотека Центра экстремальной журналистики. www.library.cjes.ru
60. Кириллова Н. Медиасреда российской модернизации//Журнал «ТелеЦентр» № 5. 2005.
61. Классификатор печатных СМИ. Сайт Гильдии издателей периодической печати// www.gipp.ru
62. Козьмин Б.П. Русская журналистика 70-х и 80-х годов XIX века. – М., 1948.
63. Коновченко С.В. Власть, общество и печать в России. Ростов-на-Дону, 2000.
64. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. - Ростов-н/Д.,1999.
65. Корнилов Е.А. Историзм как принцип познания журналистики//Местная и национальная печать. Вопросы истории, методологии. – Ростов-на-Дону, 1983.
66. Корнилов Е.А. Советская местная пресса//Типология местной прессы. – Ростов-н/Д., 1991.
67. Корнилов Е.А. Советская печать Дона и северного Кавказа. 1917-1925 гг. – Ростов-н/Д.,1984.
68. Корнилов Е.А. Типология периодической печати: основные понятия и категории//Типология периодических изданий. – Ростов-н/Д.,1984Корнилова Е.Е. Телевизионная реклама. – СПб., 2002. -С.9.
69. Корнилов Е.А., Дядюшенко В.С., Газета на бульваре. – Ростов-на-Дону. 1997.
70. Кудий Г.Н. Печатные издания в современной России// Сайт Гильдии издателей периодической печати. www.gipp.ru 2007. 10 ноября.
71. Кузьменко И. Любовь к родному городу, забота о его трудовой славе//Городская газета. Сборник статей редакторов городских газет. – М., 1975.
72. Кучерова Г.Э. Большевистская печатная пропаганда в войсках и тылу противника в годы гражданской войны на Дону (1918 – 1920 гг.)// Местная и национальная печать. Вопросы истории, методологии. – Р/Д, 1983.
73. Лодышкин А.В. Специфика депрессивности малых городов Ивановской области и стратегии их возрождения//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иваново, 2006.
74. Малугина В.Ю. Журналистика как источник исторического познания//300 лет российской журналистики. Материалы научно-практической конференции. СПбГУ. – СПб, 2002.
75. Махонина С.В. История русской журналистики начала XX века. – М., 2004.
76. Махонина С.Я. история русской журналистики начала ХХ века. – М., 2002.
77. Мурзин Д. Феномен корпоративной прессы. М. 2005. – С. 123.
78. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город»// www.mojgorod.ru
79. Никитина Л. В борьбе за рекламодателя ростовские СМИ сегментируют аудиторию (Источник: «Деловой квартал», 2006, № 23 (35) от 18 декабря)// www.biz.webrostov.ru
80. Обывательские дрязги//Ростовская копейка. 1911. №143
81. Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. – М., 2001.
82. Открытое письмо главных редакторов газет Свердловской области// www.bmconsult.ru
83. Панкин А. Пресса: проблемы выживания и ангажированности// Роль прессы в формировании в России гражданского общества. –М., 1999.
84. Петербургская газета. – СПб. 1893. № 3.
85. Петербургская газета. СПб. 1893. № 6.
86. Печатные СМИ. Электронная справочная система СМИ России// Сайт Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям www.fapmc.ru
87. Печать СССР в 1988 году. Статистический сборник. – М., 1989.
88. Печать СССР в 1990 г. Статистический сборник. М. 1991.
89. Печать Российской Федерации в 1991 году. Статистический сборник. – М., 1992.
90. Печать Российской Федерации в 1994 году. Статистический сборник. – М., 1995.
91. Печать СССР за 50 лет. Статистические очерки. – М., 1967.
92. Попов Н.П, Горохов Н.А. Советская военная печать в годы Великой Отечественной войны. 1941 – 1945. – М., 1981.
93. Постановление Администрации РО от 11.06.2008 №285 «Об утверждении областного реестра средств массовой информации на 2009 год// www.donland.ru
94. Протест журналистов России//Вечерний Ростов. 1991. №161. 20 августа.
95. Протоколы заседаний ВЦИК II созыва. М. 1918. стр. 6-7 //Очерки истории русской советской журналистики. 1917-1932. Отв. редактор: Дементьев А.Г. – М. 1966.
96. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2000. – С. 9.
97. Псковские СМИ получили федеральные гранты// www.businesspskov.ru
98. Региональная пресса: проблемы менеджмента. Сборник статей. – М., 2001.
99. Ременник П. Производительность труда – передний край соревнования// Городская газета.Сборник статей редакторов городских газет. – М., 1975.
100. Речь генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева на пленуме ЦК КПСС 11 марта 1985// Вечерний Ростов. №58. 1985. 12 марта.
101. Российский рынок периодической печати 2008. Состояние, тенденции и перспективы развития. Доклад// www.gipp.ru
102. Ростовчане о «Вечерке»// Вечерний Ростов. № 181-182. 1991. 26 сентября.
103. Русская периодическая печать (1702 – 1894): Справочник. Под ред. Дементьева А.Г. – М., 1959.
104. Сайт Администрации Ростовской области www.donland.ru
105. Сайт Бюро рейтинговых исследований «Проспект»// www.pro-spekt.ru
106. Сайт газеты «Метро»// www.gazetametro.ru
107. Сайт Федеральной службы государственной статистики// www.fsgs.ru
108. Cатанова С. Пресса на Южной почве//www.exp-edition.ru 17.12.2008
109. СМИ Северного Кавказа: на пути к вершинам. Сборник статей. – М., 2003.
110. Смирнов В.В. Городские газеты в условиях рынка информации // Актуальные проблемы журналистики. Сборник статей. Ростов-на-Дону, 2000.
111. Смирнов В.В. Политическая палитра независимых средств массовой информации //Актуальные проблемы журналистики. – Ростов-н/Д., 2000.
112. Смирнов В.В. Прямой эфир в контексте современного радио- и телевещания/Актуальные проблемы журналистики. – Ростов-н/Д., 2000. –
113. Смирнов В.В. Радиожурналистика. –М., 2002.
114. Соколова Т.Н. Влияние периодических изданий на общественно-политическую жизнь Европейского севера России в 1985 – 1993 гг. (на материалах Архангельской и Волгоградской областей) /Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Иваново. 2009.
115. Соломонов Ю.Ю. Региональная печать Франции. История и секреты успеха ежедневных газет // www.evartist.narod.ru
116. Сосимович А. Слово и дело //Городская газета. М., 1975. - С. 53.
117. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Засурского Я.Н., Шкондина М.В., Реснянской Л.Л. – М., 2001.
118. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Засурского Я. Н., Алексеева М. И., Болотовой Л. Д. и др. – М., 2003.
119. Станько А.И. Дон XIX века в зеркале газетной рекламы// www.relga.ru / №11 [89] 25.01.2003
120. Стрыгин А., Киселев П. Гласность, сравнимость, результативность // Городская газета. Сборник статей редакторов городских газет. – М., 1975.
121. Тулупов В.В. Теоретический и практический аспекты типологии печатных периодических изданий// www.relga.ru / №8 [153] 05.06.2007.
122. Федеральный закон РФ «Об экономической поддержке районных (городских) газет». От 24 ноября 1995 г.
123. Хазагеров Т.Г. Информационный процесс как основа функционально-типологической классификации.//Типология журналистики. Вопросы методологии и истории. – Ростов-н/Д., 1987.
124. Цели и средства // Газета рязанского руководителя www.sovetdirectorov.ru 28 08.06
125. Четырина Н.А. Сергиевский посад в конце XVIII – начале XIX веков. – СПб. 2006.
126. Шамко Е.Н. Пламя под Крымом. Герои подполья. – Киев., 1958. Вып.2.
127. Шкондин М.В. Трансформация типологической структуры СМИ: системные аспекты// Вестник Московского Университета. Журналистика. №1. – М., 2000.
128. Юбилей газеты «Московский университет»// www.massmedia.msu.ru
129. Сайт всероссийской переписи населения 2002 www.perepis2002.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ