Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Работа №25389

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
552
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Методологические основания социокультурной адаптации 11
1.1 Понятие социокультурной адаптации 11
1.2 Понятие социокультурной адаптации детей-сирот 21
2 Музыкально-театральная деятельность в системе социокультурной
адаптации 34
2.1 Особенности музыкальной-театральной деятельности у детей-сирот 34
2.2 Локальный проект «Волшебные шаги в мир театра и музыки» 44
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложение

Исследование адаптационных процессов на сегодняшний день актуально, в силу того, что человек с первых дней жизни как существо социальное, включён в разного рода социальные взаимодействия. Все члены общества должны занимать свое место в иерархии и играть определенную роль для эффективного поддержания его ценностей и институтов в сложной механике функционирования.
Проблемы, а именно борьба и дисбаланс, существующие в социальных отношениях между определенными социально неустойчивыми группами и обществом, будут возникать постоянно в силу развития общественных условий и определенных задач, которые стоят перед обществом.
Адаптация групп происходит на фоне постоянной борьбы локальных интересов ценностей и норм. Принятие определённых правил поведения, которые способствуют развитию и активизации деятельности, т.е. социальные группы, принявшие на себя эти нормы, отодвигают назад другие социальные группы, которым не удалось интегрировать правила и ценности общества в силу каких-либо проблем и обстоятельств.
Дети-сироты представляют собой уязвимую по своим возможностям социальную группу. Следовательно, необходимо адаптировать детей-сирот к дальнейшей жизни за стенами интернатного учреждения, привить базовые компетенции для решения определенных личностных задач, что на данный момент считается важной проблемой социокультурной адаптации.
Исследования ресурсов социокультурной адаптации актуализируются в связи с решением проблемы необходимости поддержания социальной целостности и социальной солидарности, включение в общественный процесс как полноценных членов общества.
Задачей социокультурной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, является включение их в социальную жизнь общества, как
полноправных членов. Воспитательный процесс в интератных учреждениях должен изменять сложившиеся представления о жизни у детей-сирот, у которых адаптация происходила к «ненормативным» формам, которые противоречат общественным устоям. В процессе адаптации у детей-сирот должны выработаться базовые компетенции, обеспечивающие полную «сопротивляемость» к неблагоприятным ситуациям, с которыми они могут вновь столкнуться. Адаптивный процесс в воспитании детей-сирот будет эффективным в том случае, когда дети смогут самостоятельно менять ситуации в благоприятном направлении.
Участие детей-сирот в музыкально-театральной деятельности может быть рассмотрено как эффективное средство решения проблемы социокультурной адаптации детей-сирот в общество.
Музыкально-театральная деятельность способствует участникам процесса «примерить» различные социальные роли, тем самым воссоздавая, модель взаимодействия друг с другом в различных социальных условиях. Дети начинают осознавать свое истинное «Я», что становится хорошей средой для развития определенных творческих способностей, соединяя ведущую учебную деятельность, а также игровую.
Игра в музыкальной-театральной деятельности позволяет приспосабливаться детям-сиротам к реальным условиям жизни, следовательно, способствует приобретению жизненно важных компетенций не только для успешного функционирования в обществе, но и для профессионального развития.
Музыкально-театральная деятельность является совместной творческой деятельностью, где необходимы согласованные усилия всех участников процесса, прежде всего артистов, режиссера, художника по костюмам. Освоение навыков музыкально драматического искусства позволит детям заложить основы для развития компетенций восприятия, понимания особенностей поведения людей и их мотивов, компетенций общения, включающих способность передавать вербальную, изобразительную, телесно¬двигательную, а также эмоциональную информацию.
Поскольку проблема социокультурной адаптации детей-сирот актуальна, то научно исследуется.
Степень изученности
Существенный вклад в проблематику адаптации детей-сирот, разрабатывая различные аспекты образования и социально-культурной деятельности, внесли М. А. Ариарский, Г. М. Бирженюк, А. Д. Жарков,
A. С. Запесоцкий, Т. Г. Киселева, Ю. Н. Кротова, А. П. Марков, В. Н. Орлов,
B. Е. Новаторов, Н. Н. Ярошенко и другие отечественные ученые.
В научных трудах и исследованиях Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, А. В. Нестеренко, Ю. А. Стрельцова, Н. Н. Ярошенко получили научное осмысление развитие проблемы социально-культурной деятельности, формирование личности на принципах народной художественной культуры
В отечественной психологии изучением особенностей развития воспитывающихся в детских интернатах детей занимались психологи и педагоги: Н. Н. Денисевич, И. В. Дубровиной, М. О. Дубровской, В. К. Зарецкого, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, В. Н. Ослон, А. М. Прихожан.
В русле изучения каждой отдельной проблемы рассматриваются критерии адаптированности, выделяются комплексы адаптивных свойств личности, характеризуется сам процесс адаптации. Индивидуально-психологические особенности, определяющие развитие личности и подростков, рассматриваются в работах Л. И. Божович, Л. C. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, Л. Ф. Обуховой, К. Н. Поливановой и др.
Разработка проблемы социокультурной адаптации в психологии связана с именами Ж. Пиаже, А. А. Налчаджаня, А. Н Леонтьева, особенностью психологической трактовки процесса социокультурной адаптации является рассмотрение ее в контексте индивидуальных проблем личности, ее взаимоотношений в группе.
Изучению конкретных видов адаптации и решению конкретных практических задач посвящены работы И. К. Кряжевой, И. А. Георгиевой, Т. Г. Дичева, В. И. Кавериной, Т. Л. Кончанина.
Наиболее значительная часть работ, посвященных воспитанию детей- сирот, написана советскими и зарубежными педагогами-практиками, работавшими в этой области (Макаренко А. С., Корчак Я.).
Выдающиеся отечественные исследователи — Н. А. Ветлугина, А. П. Ершова, Б. Е. Захава, А. Н. Леонтьев, В. В. Медушевский,
A. А. Пиличаускас, А. И. Савостьянов, О. Н. Соколова-Набойченко, Д. Б. Эльконин утверждают, что наиболее эффективным фактором навыков компетенций социокультурной адаптации становится музыкально-театральная деятельность, которая осуществляется — в театральных студиях, и способствует освоению детьми различных социальных ролей, методов управления собственным поведением.
В исследованиях выдающихся педагогов, культурологов М. М Бахтина, М. С. Кагана, Д. С. Лихачева находят отражение вопросы влияния искусства, творчества и культуры на способность вхождения в социум, посредством творческого воздействия.
Волынская Л. В. исследовала социокультурную и личностную адаптацию человека на различных стадиях жизненного цикла.
Особенности социализации детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, их социального становления отражены в работах А. С. Белкина,
B. И. Кавериной.
Детская театральная деятельность и ее аспекты отражены в работах ряда ученых. Среди них: В. М. Букатов, Т. Н. Доронова, А. П. Ершова, О. А. Лапина, Л. В. Макаренко, Т. Г. Пеня и др., которые исследовали вопросы методики обучения детей театральной деятельности. Вопросы развития детей средствами театральной деятельности исследовались и в области музыкального образования:
- интегрированный подход в освоении музыки детьми (Т. В. Надолинская);
- музыкально-театральная деятельность в дополнительном образовании (О. Н. Соколова-Набойченко);
- формирование социокультурных ориентаций (И. Б. Нестерова);
- развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы (Е. В. Александрова);
Проблемная ситуация
В силу того, что музыкально-театральная деятельность многогранна, активно развивается, использование возрастает на практике. Эти возможности в большей степени используются у социальных групп, которые более адаптированы к современным реалиям, чем у детей, оставшихся без попечения родителей.
В музыкально-театральной деятельности существует недостаточная осмысленность адаптивных механизмов у детей-сирот. Необходимо, чтобы адаптивные механизмы в музыкальной театральной деятельности использовались более эффективно на практике.
Недостаточно осмысленно как адаптивные механизмы музыкально-театральной деятельности можно применить на практике. Следует отметить, что теоретическое, методологическое обеспечение социокультурного процесса так же недостаточно изучено.
Объект исследования — социокультурная адаптация детей-сирот.
Предмет исследования — музыкально-театральная деятельность как ресурс социокультурной адаптации
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать,
экспериментально проверить, оптимальные условия, при которых музыкально¬театральная деятельность превращается в активный ресурс социокультурной адаптации детей-сирот.
Гипотеза исследования: музыкально-театральная деятельность детей- сирот превращается в значимый ресурс социокультурной адаптации при наличии следующих условий:
- музыкально-театральная деятельность детей-сирот должна проводиться осмысленно, целенаправленно, систематично и иметь четкое представление, к какому результату приведет;
- объединение в комплекс всех видов музыкально-театральной деятельности, для организации процесса, направленного на приобретение базовых компетенций у детей-сирот.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теоретико-методологические основания
социокультурной адаптации;
- сформулировать понятие социокультурной адаптации детей-сирот;
- проанализировать музыкально-театральную деятельность в системе социокультурной адаптации детей-сирот.
Методологической основой являются следующие теории и концепции Современны педагогические парадигмы и подходы развития личности в условиях социально-культурной деятельности, а именно:
- системный подход, основой которого лежит рассмотрение объектов как систем (С. И. Гессен, П. К. Анохин, В. П. Кузьмин);
- личностно-деятельностный подход, суть которого в реализации определенных возможностей при достижении цели через деятельность (П. К. Анохин, Л. В. Выготский, А. Н. Леонтьев);
- теория деятельности, где в процессе деятельности личность показывает определенные возможности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
С. Л. Рубинштейн);
- исследования потенциала музыкальной деятельности в развитии ребенка (Н. А. Ветлугина, Л. А. Баренбойм, Н. Г. Куприна, Т. Э. Тютюнникова, М. И. Чистякова).
В исследовании методологии основными подходами к изучению является педагогические подходы, а именно, системный подход, который представляет собой органичное целое. Системный подход позволяет проанализировать внутренние и внешние связи и отношение объекта, рассмотреть все его элементы. Основными принципами реализации являются: принцип целостности, который отражает специфику системы, принцип историзма. Личностный подход утверждает представления о творческой, деятельной и социальной сущности человека как личности. Данный подход позволяет создание соответствующих условий для естественного саморазвития и творческого потенциала личности. Деятельностный подход. Деятельность — основа, фактор и средство развития личности.
Применение структурно-функционального подхода позволяет рассмотреть структуру адаптации и выявить ее функции.
Также методологической основой исследования являются гуманистические концепции, которые развивают личностный подход в освоении окружающего мира детьми и процесса социокультурной адаптации, той части, которая формирует «ответственное действие», т.е. самопознание. Методологической основной изучения адаптации личности стали принципы и концепции отечественной психологии: единства сознания и деятельности, принцип детерминизма, общения, отражения.
В ходе исследования использовались следующие методы.
Эмпирические методы, социологические методы, которые позволят выявить особенности социокультурной адаптации детей-сирот посредством музыкально-театральной деятельности. Это наблюдение, анкетирование, эксперимент, интервью.
Теоретические методы — изучение и анализа научных работ по данной проблематике.
Теоретическая значимость проекта заключается в том, чтобы выявить особенности социокультурной адаптации детей-сирот, проанализировать музыкально-театральную деятельность как ресурс социокультурной адаптации.
Практическая значимость
- проведено социологическое исследование для выявления духовных потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- предложен проект, который направлен на социокультурную адаптацию детей-сирот;
- возможность использование данного исследования для дальнейшего изучения темы;
Структура работы
Введение, первая глава, вторая глава, заключение, список используемых источников, приложения А-Г.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное общество предоставляет определенные требованиям ко всем членам для успешного функционирования, не все социальные группы способны их принять, и тем самым адаптироваться в обществе. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, представляют собой особую, уязвимую социальную группу, у которой существует проблема адаптации в социальную жизнь общества.
Социокультурная адаптация детей-сирот рассматривается как специально организованный процесс воспитания и обучения, который направлен на приобретение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, своей целостности путем интеграции социальной, личностной и культурной сфер в процесс жизнедеятельности. Одним из ресурсов социокультурной адаптации является музыкально-театральная деятельность.
Возможности музыкально-театральной деятельности как ресурса социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключаются в приобретении умений межличностного взаимодействия, с помощью которых совершенствуются вербальные и невербальные коммуникативные средства. В процессе музыкально-театральной деятельности развиваются механизмы межличностного восприятия — такие, эмпатия и идентификация, чувство ответственности, толерантность.
Музыкально-театральная деятельность предусматривает развитие социально-значимой мотивации, а также такую организацию музыкально-театральной деятельности, при которой каждому участнику предоставляются равные возможности.
Основную и по большей части важную роль в развитии воспитанников в процессе музыкально-театральной деятельности играет возможность проживание социальных ролей. Показ музыкального спектакля и работа над постановкой предполагают создание педагогической среды и использование методов и технологий театральной, музыкальной педагогики, способствующие
развитию личности в условиях детского дома, и тем самым является основным условием для эффективного процесса социокультурной адаптации воспитанников.
Проведенное социологическое исследование позволило выяснить духовные потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, опираясь на полученные данные, предложен проект «Волшебные шаги в мир театра и музыки» для решения определенных запросов воспитанников. Основной потребностью детей-сирот является общение с взрослыми, так как в процессе происходит усвоение определенного опыта и ценностей. Коммуникация на равных с взрослыми позволит детям чувствовать себя нужными, тем самым активизировать мотивационную составляющую для дальнейшего обучения. Проект направлен на объедение взрослых и детей для создания совместного творческого продукта, условием которого является целенаправленный педагогический процесс.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о предположении, что музыкально¬театральная деятельность является активным ресурсом социокультурной адаптации при условиях: целенаправленного педагогического процесса для достижения желаемого результата, а также объедение всех видов искусства в комплекс, позволит детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, приобрести определенные навыки и тем самым лучше адаптироваться в обществе, в ходе исследования подтверждена.



1 Аверьянов, А. И. Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков /
A. И. Аверьянов. - Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Москва, 1994. - 27 с.
2 Александрова, Е. В. Технология театральной педагогики как средство формирования и развития психологических и личностных качеств ребёнка [Электронный ресурс] / Е. В. Александрова. - Режим доступа: http://aulena.ucoz.ru/.
3 Алиев, Ю. Б. Музыка и её воспитательная функция / Ю. Б. Алиев // Домашнее воспитание - 1998. - № 4. - С. 57-61.
4 Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности /
B. Г. Асеев. - Москва: Мысль, 1976. - 158 с.
5 Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. - Москва: «Музыка», 1965. - 150 с.
6 Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. - Москва: Музыка, 1973. - 142 с.
7 Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /
B. Н. Белкина, Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с
8 Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П. П. Блонский / под ред. А. В. Петровского. - Москва: Педагогика, 1979. - 400 с.
9 Борухзон, Л. М. О детском музыкальном театре / Л. М. Борухзон / Музыкальное воспитание в СССР. - Вып.2. - Москва: Просвещение, 1985. -
C. 237-252.
10 Василевская, Г. С. Из опыта работы спецкурса «Детский музыкальный театр» / Г. С. Василевская // Искусство и образование - 2005. - №(33). - С. 70¬74.
11 Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю. В. Василькова. - Москва: Академия, 2001. - 160 с.
12 Венгер, Л. А. А. В. Запорожец и его вклад в советскую психологию / Л. А. Венгер // Вопросы психологии -1985. - № 4. - C. 121.
13 Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка. / Н. А. Ветлугина. - Москва, 1968. - 416 с.
14 Возрастная и педагогическая психология: Учебник для пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского - Москва : Просвещение, 1979. - 288 с.
15 Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1991. - 93 с.
16 Выготский, Л. С. Психология искусства /Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1991. - 479
17 Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. - СПб: СОЮЗ, 1997. -144 с.
18 Выготский, JI. C. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.4. Детская психология / Л. C. Выготский / под ред. Д. Б. Эльконина. — Москва: Педагогика, 1984. - 432 с.
19 Выготский, Л. С. Игра и её значение в психической жизни ребёнка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии - 1966. - № 6. - С. 6276.
20 Выготский, Л. С. Психология искусства /Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1991. - 479 с.
21 Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. - Москва: Смысл: Эксмо, 2003. - 512 с.
22 Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций / Москва.
А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконов. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - С. 381 - 416.
23 Генералова, И. А. Формирование профессиональной направленности в условиях профессиональной подготовки / И. А. Генералова // Вестник ВФ МУПК - 2003. - Вып.7. - С. 140-145.
24 Горюнова, Л. В. Музыка - язык общения / Л. В. Горюнова // Искусство в школе -2004. -№ 4. - С. 55-58. - № 5. - С. 3-11.
25 Гребенкин, А. В. Парадокс театральной правды / А. В. Грекин // Искусство и образование - 2005. - № 1 (33). - С.116-127.
26 Григорьева, М. В. Развитие коммуникативных умений у детей в сценической деятельности / М. В. Григорьева // Начальная школа- 2003. - № 10. - С. 103-106.
27 Дьяченко, О. М. Ещё не поздно: Развитие творческих способностей детей / О. М. Дьяченко. - Москва : Знание, 1992. - 127 с.
28 Ершова, А. П. Программа театральных занятий для учащихся I-IV классов /А. П. Ершова // Театр и образование - 1992. - С. 115-125.
29 Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. - Москва: Педагогика, 1975. - 112 с.
30 Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие для спец. учеб. заведений культуры и искусства / Б. Е. Захава. - Москва : Просвещение.
31 Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. - Москва : Школа-Пресс, 1996. - 336 с.
32 Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса. / Я. Л. Коломинский. - Минск : «РУ Аинформ», 2003. - 312 с.
33 Колосова, М. В. Игра [Текст] / М. В. Колосова // Воспитательная система: проблемы управления. - Москва : 1997. - С. 102 - 110.
34 Колчеев, Ю. В. Театрализованные игры в школе / Ю.В. Колчеев, Н. М. Колчеева // Воспитание школьников. Библиотека журнала. - Москва: Школьная пресса, 2003. - Вып. 30. - 96 с.
35 Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - Москва: Академия 2003. - 336 с.
36 Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. - Москва : Политиздат,1967. - 383 с.
37 Колосова, М. В. К анализу творческой функции игры / М. В. Колосова // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. - Москва, 1996. - С. 59 -65.
38 Коротаева, Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений - Москва : Профит Стайл, 2007. - 149 с.
39 Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников; под общ. ред. Т. Г. Киселевой. Москва: МГУКИ, 2004. — 97 с.
40 Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /А. Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат,1977. - 304 с.
41 Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций
A. Н. Леонтьев. - Москва : Изд-во МГУ, 1974. - 40 с.
42 Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - Москва : Педагогика, 1986. -144 с.
43 Лэнгред, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэнгред. - Москва: Ин-т практ. психологии, 1998. - 368 с.
44 Мудрик, А. В. Социальная педагогика /А. В. Мудрик / под ред.
B. А. Сластенина. - Москва: Издательский центр Академия, 2003. - С. 57 -200 с.
45 Милославова, И. А. Понятие и структура социальной адаптации: автореферат дисс. канд. филос. наук. - Ленинград, 1974. - 24 с.
46 Морева, Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории / Н. Морева //. - 1998.- № 2. - С. 14-116.
47 Мудрик, А. В. Социальная педагогика /А. В. Мудрик / под ред. В. А. Сластенина. - Москва: Издательский центр Академия, 2003. - С.57 -200 с.
48 Мясищев, В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений. / В. Н. Мясищев / Психологическая наука в СССР. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - т. II. - с. 110-125.
49 Наумова, Н. И. Развитие творческих способностей школьников средствами театрального искусства / Н. И. Наумова. - Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Курган, 1997. - 26 с.
50 Нащекин, Б. Н. Идейно-нравственное воспитание учащихся в самодеятельном театральном коллективе / Б. Н. Нащекин. - Москва : Просвещение, 1971. - 130 с.
51 Нестерова, И. Б. Педагогические условия формирования социокультурных ориентации детей средствами музыкального театра - студии (на примере республики Мари Эл) - Автореф. дисс. канд. пед. наук / И. Б. Нестерова. - Москва, 2000. - 26 с.
52 Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Янрушека. - Москва: Изд-во МГУ, 1987. - 302 с.
53 Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
54 Петровский, В. А. Личностно-развивающее взаимодействие / В. А. Петровский, В. П. Калиненко, И. Б. Котова. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского Университета, 1993. - 153 с.
55 Пеня, Т. Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников / Т. Г. Пеня. - Автореф. дис. канд. пед.наук. - Москва, 1983. - 26 с.
56 Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. - Москва : ИХО РАО, 1994. - 304 с.
57 Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. Москва : МПА, 1994. - 680 с.
58 Пименова, О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте / О. Пименова // Воспитание школьников. — 2003. — № 4. — С. 29-32.
59 Психология процессов художественного творчества / под ред. В. С. Мейлаха, Н. А. Хренова. - Липецк: Наука, 1980. - 286 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ