ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АФАЗИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИКИ. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПАЦИЕНТАМИ С СЕМАНТИЧЕСКОЙ АФАЗИЕЙ 9
1.1. Афазия. История изучения заболевания 9
1.1.1. Понятие афазии 11
1.1.2. Классификации форм афазий 13
1.1.3. Восстановительное обучение пациентов с разными формами афазии 19
1.2. Предлоги как средство вербализации пространственных отношений.. 23
1.2.1. Различные подходы к определению роли предлога в системе языка 23
1.2.2. Вопрос полисемии предлогов в когнитивной лингвистике 27
1.2.3. Языковая репрезентация пространственных отношений в
когнитивной семантике 30
1.2.4. Специфика функционирования и свойств предлога как единицы
выражения пространственных отношений 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ КОНТЕКСТНЫХ УСЛОВИЙ И СИСТЕМНО-ЯЗЫКОВЫХ ФАКТОРОВ НА УСПЕШНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ ПАЦИЕНТАМИ- АФАТИКАМИ 37
2.1. Особенности восприятия пространственных отношений пациентами с
афатическими нарушения речи тяжелой, средней и легкой степени 38
2.2. Роль факторов частотности и полисемичности предлогов в
вербализации пространственных отношений пациентами с афазией 43
2.3. Роль факторов конкретности/абстрактности/метафоричности значений
предлогов 47
2.4. Влияние контекстных условий на успешность вербализации
пространственных предлогов 52
2.4.1. Влияние вербального контекста 52
2.4.2. Влияние визуальных образов как части невербального контекста . 56
2.5. Речевая реабилитация пациентов-афатиков с нейродинамическими
нарушениями по семантическому типу 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одним из наиболее значимых и интересных с точки зрения семантики средств выражения пространственных отношений в языке являются предлоги. В современной науке о языке изучению семантики лексических единиц уделяется огромное внимание.
Однако существуют заболевания, «остаточным эффектом» которых являются нарушения вербализации пространственных отношений. В данном исследовании в фокусе внимания находится специфика таких нарушений у пациентов-афатиков. Под термином «афазия» понимается «нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющее собой системные расстройства различных форм речевой деятельности и проявляющееся в виде разноплановых нарушений фонематических, морфологических, лексико¬семантических и синтаксических языковых уровней при сохранности движений речевого аппарата, элементарных форм слуха и зрения» [Хомская, 2005: 117]. Детальное изучение значения предлогов с использованием когнитивного подхода дало бы возможность установить содержание пространственных концептов, актуализируемых предлогами, а также оказать лингвистическую помощь в реабилитации пациентов.
Актуальность исследования определяется его включенностью в антропоцентрическую парадигму, в рамках которой объектами исследования становятся как речь человека, так и сам человек как языковая личность. Кроме того, актуальность работы обусловлена практическим решением проблемы понимания афатиками пространственных отношений и их выражения с помощью соответствующих лексических средств при синтезе речи. Применение лингвистического анализа речи больных позволит расширить уже имеющиеся логопедические методики речевой реабилитации для достижения наибольшей эффективности.
Предпосылкой научного исследования семантики пространственных отношений в восприятии пациентами-афатиками является необходимость создания упражнений и методики лингвистической реабилитации пациентов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что успешность или затрудненность вербализации пространственных отношений пациентами с моторной афазией с нейродинамическими нарушениями по семантическому типу зависит от контекстных условий употребления и системно-языковых характеристик пространственных предлогов.
Цель исследования заключается в выявлении и описании контекстных условий и системно-языковых факторов, определяющих успешность или трудность вербализации пространственных отношений пациентами с моторной афазией с нейродинамическими нарушениями по семантическому типу.
Цель обусловливает постановку и решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие афазии и ее типы;
2) рассмотреть способы языковой репрезентации пространственных отношений;
3) рассмотреть понятие предлога как средства вербализации пространственных отношений;
4) собрать авторский исследовательский корпус, включающий записи речи пациентов;
5) выявить особенности употребления пациентами с семантической афазией пространственных предлогов при синтезе речи и соотнести их с факторами лексической комбинаторики, частотности и полисемичности;
6) создать ряд упражнений и методику лингвистической реабилитации пациентов.
Цель и задачи исследования определили выбор ряда методов. Отбор материала происходил при помощи аудио- и видеозаписи речи пациентов. Методом сплошной выборки из записанного материала отбирались фрагменты, подразумевающие предлоги; составлялись скрипты для этих фрагментов. В работе использованы элементы качественно-количественного анализа; анализ семантики русских предлогов; метод беседы с больными, изучение медицинской документации; метод классификации; метод контекстного анализа; метод коммуникативного анализа.
Материалом для исследования послужили записи речи пациентов с моторной афазией с нейродинамическими нарушениями по семантическому типу во время реабилитационных занятий с врачами-логопедами в Отделении восстановления высших нервных функций Сибирского отделения ФМБА РФ (зав. отделением О.Н. Никольская), краткие анамнезы болезни пациентов, а также записи врачей с упражнениями и результатами их выполнения пациентами. Общее количество пациентов составило 64 - 18 и 46 женщин и мужчин соответственно. Общее количество аудиозаписей составило 25 (средней длительностью 3,5 минуты каждая), записей врачей с примерами упражнений и отметками об их выполнении - 41.
Объектом настоящего исследования являются лексические средства выражения пространственных отношений в речи, а именно предлоги.
Предметом исследования являются контекстные условия и системно-языковые факторы, определяющие успешность или, напротив, трудность вербализации пространственных отношений пациентами с моторной афазией с нейродинамическими нарушениями по семантическому типу.
База исследования. Исследование проводилось в 2017-2018 году на базе отделения высших нервных функций Федерального Сибирского научно¬клинического центра. Изучались больные с постинсультными формами афазии.
Степень разработанности выбранной темы в отечественной лингвистике достаточно высока. Исследованием семантики
пространственных отношений занимались такие ученые, как О.Н. Селиверстова, Н.Н. Болдырев, Е.С. Кубрякова, А.М. Анохин, Т.В. Черниговская, И.С. Бороздина, Н.Н. Морозова и другие. Проблема афазии достаточно полно освещена классиками неврологии (П. Брока, К. Вернике и др.), затем выдающимся нейропсихологом современности А.Р. Лурия и его последователями (Т.В. Ахутина, Т.Г. Визель Ж.М. Глозман, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский и др.). К настоящему времени определены адекватная методология, инструментарий изучения и преодоления названного вида патологии речи. Однако, в синтезе афазия и семантика пространственных отношений изучались недостаточно.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка доказать корреляцию между затрудненностью или успешностью использования пространственных предлогов в речи пациентами-афатиками и системно-языковым статусом предлогов, а также особенностями их речевой комбинаторики, а также в попытке разработать методическое лингвистическое пособие для медицинских работников, занимающихся реабилитацией пациентов- афатиков. Кроме того, исследование проведено в тесной связи когнитивной лингвистики и медицины.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использования его результатов для создания методического пособия, направленного на восстановление у пациентов с афазией возможности правильного употребления лексических средств выражения пространственных отношений; в применении его результатов в рамках учебных курсов по различным гуманитарным наукам (психология, когнитивная лингвистика и т.д.), а также для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация работы
Основные положения и выводы исследования отражены в докладах и выступлениях на следующих научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция «Язык, дискурс, (интер) культура в коммуникативном пространстве человека» (25 апреля 2017/25 апреля 2018), по результатам которой была опубликована статья в журнале Siberia Lingua: Шаповал Е.Ю. Семантика пространственных отношений в восприятии пациентов-афатиков // Siberia Lingua. Красноярск. 2017. Вып. 3. С. 198-208., а также была отправлена на публикацию статья: Шаповал Е.Ю. Влияние частотности и полисемичности предлога на успешность его воспроизведения пациентами-афатиками: опыт эмпирического исследования // Siberia Lingua. Красноярск. 2018.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, аннотации, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
С опорой на труды отечественных и зарубежных ученых в сфере лингвистики и в области медицины, рассмотрено понятие афазии и виды данного заболевания. Афазия - «нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющее собой системные расстройства различных форм речевой деятельности и проявляющееся в виде разноплановых нарушений фонематических, морфологических, лексико-семантических и
синтаксических языковых уровней при сохранности движений речевого аппарата, элементарных форм слуха и зрения» [Хомская, 2005: 117].
В результате анализа материала был собран авторский исследовательский корпус, включающий 25 аудиофрагментов, содержащих монологи и диалоги пациентов, пересказы историй. Кроме того, были изучены краткие анамнезы болезни пациентов и записи врачей с упражнениями и результатами их выполнения пациентами в объеме 41 записи.
С помощью лингвистического инструментария исследования (отбор материала методом сплошной выборки; составление скриптов для этих фрагментов; элементы качественно-количественного анализа; анализ семантики русских предлогов; изучение медицинской документации; метод классификации; метод контекстного анализа; метод коммуникативного анализа) были описаны контекстные условия и системно-языковые факторы, определяющие успешность или трудность вербализации пространственных отношений пациентами-афатиками.
В результате анализа имеющегося материала мы выявили, что успешность употребления предлога зависит от условий речевой продукции, которые мы относим к контекстным факторам. Предлоги «выпадают» при спонтанном синтезе речи (монологе о себе), в то время как при поддержке визуального образа (задания описать изображения, указать на предметы в
кабинете) эти же предлоги употребляются (в ряде случаев - с ошибками в согласовании).
Проанализировав записи врачей с упражнениями и результатами их выполнения пациентами, мы выяснили, что между полисемией предлога и успешностью его употребления в речи пациента существует обратная зависимость: вероятность нарушения употребления многозначного предлога гораздо выше, нежели однозначного.
Изучив факторы частотности и полисемичности пространственных предлогов и специфики их употребления пациентами-афатиками, мы пришли к выводу, что успешность заполнения вакантной позиции при порождении речи зависит от двух этих факторв в совокупности. Наиболее частотные предлоги являются также наиболее полисемичными. Это вызывает трудности в согласовании предиката и обстоятельства - частотность предлога позволяет пациенту понять, какой предлог нужно поставить на предполагаемую позицию, в то время как полисемичность этого же предлога вызывает затруднения в согласовании. Таким образом, фактор полисемии «перекрывает» фактор частотности предлога. Оба этих фактора мы относим к системно-языковым.
Изучив результаты выполнения упражнений с предлогом около, мы выявили, что степень конкретности пространственного значения предлога оказывает существенное влияние на успешность употребления предлога. Вербализация конкретных пространственных отношений между объектами вызывает меньшие трудности, нежели метафорических. Степень конкретности предлога мы рассматриваем как системно-языковой фактор успешности/затрудненности употребления предлога. Кроме того, высока роль работы с лингвистическим контекстом и бытовыми концептами в качестве стимулов для вызова ассоциаций, которые помогают пациенту быстрее устанавливать пространственные связи между объектами, подбирать необходимые лексические единицы для вербализации этих связей, а также быстрее ориентироваться в алгоритмах согласования.
Таким образом, мы выявили, что в фокусе реабилитации должны находиться более частотные полисемичные предлоги. Кроме того, при восстановительном обучении представляется важным уделять внимание не только заполнению пропущенных в предложении лексических единиц, но также и синтаксическому компоненту, а именно падежному согласованию, согласованию по времени и числу. С помощью заданий на пересказ текста необходимо формировать у пациента связь предлога с контекстом и понимание концептов, актуализируемых предлогами. Важна поддержка визуальных образов.
На основании проведенного анализа были предложены модификации имеющейся методики речевой реабилитации и даные рекомендации для дальнейшего улучшения комплекса упражнений.
В заключение следует отметить, что результаты данного исследования в дальнейшем могут быть использованы в рамках учебных курсов по различным гуманитарным наукам, а также для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. О механизмах построения высказывания. Москва: «Теревинф», 2012. 144 с.
2. Ахутина Т.В. Подход к афазии А.Р. Лурии и казанская лингвистическая школа // И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика. Международная конференция (V Бодуэновские чтения): Труды и материалы. Казань, 2015. С. 11-13.
3. Бейн Э.С., Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. София: Медицина и физкультура, 1970. 211 с.
4. Болдырев Н.Н. Когнитивная лингвистика. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2016. 251 с.
5. Бороздина Н.С. Семантика пространственных предлогов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Курск, 2003, 25 с.
6. Бороздина Н.С. Изучение содержания языкового выражения пространственных отношений в рамках когнитивной лингвистики // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Санкт- Петербург, 2010 (А). Вып. 2. С.231-250.
7. Бороздина Н.С. Предлоги как специфическое средство
вербализации пространственных отношений // Ученые записки. Электронный научный журнал курского государственного университета [Электронный ресурс]. 2010 (Б). Вып. 2(14). С.134-138. URL:
https://cyberleninka.ru/journal/n/uchenye-zapiski-elektronnyy-nauchnyy-zhurnal- kurskogo-gosudarstvennogo-universiteta#/842079 (дата обращения: 05.06.2017).
8. Бороздина И.С. Русский предлог с/со и основные пространственные характеристики описываемых денотативных ситуаций // Вестник челябинского государственного университета. Челябинск, 2013. Вып. 3. С. 19-24.
9. Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. Москва, 1989. 190 с.
10. Визель Т.Г. Нейролингвистический анализ атипичных форм афазии: системный интегративный подход: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.04. Москва, 2002, 26 с.
11. Визель Т.Г. Вопросы прогноза коррекции речевого развития и восстановления речи при афазии // Вестник угроведения. Ханты-Мансийск, 2015. Выл. 4 (23). С.124-130.
12. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. Москва: «Медицина», 1971. 216 с.
13. Влавацкая М. В. Синтагматика vs. комбинаторика: основы комбинаторной лингвистики // Научный диалог. 2017. Вып. 1. С. 35-45.
14. Кобозева Н.М. Лингвистическая семантика. Москва: Эдиториал УРСС, 2000. 352 с.
15. Конева Н.Ю. Метафоризация и метонимизация значений предлогов и наречий // Вестник Вятского государственного университета. Киров, 2010. Вып. 2, том 4. С. 69-72.
16. Крейдлин Г.Е. Метафора семантических пространств и значение предлога // Вопросы языкознания. Москва, 1994. Вып. 5. С. 19-28.
17. Критчли М. Афазиология. Москва: Медицина, 1974. 231 с.
18. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
19. Кузнецова Г.А., Васильева В.С. Коррекционно-педагогическая работа по восстановлению речи больных с афазией // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. Екатеринбург, 2011. С.148-150.
20. Купцова С.В., Власова Р.М. Особенности реорганизации речевых зон мозга у больных с разными формами афазии // Вестник Воронежского
государственного университета: Лингвистика и межкультурная
коммуникация. Воронеж, 2015. Вып. 4. С. 74-81.
21. Лапина Н.М. Особенности восстановления речи у больных с атипичными формами афазии (в острой стадии заболевания): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. Москва, 2004, 26 с.
22. Лешева М.М., Александрова Е.А., Шувалова Р.Р., Якупов Э.З. Арт-терапия в реабилитации афазий у пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу // Вестник современной клинической медицины. 2015. Т.8. Прил.1. С. 68-71.
23. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста // Москва, 1997. С. 280-287.
24. Лурия А.Р. Травматическая афазия. Москва: Издательство академии медицинских наук СССР, 1947. 367 с.
25. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Москва: Издательство Московского университета, 1962. 433 с.
26. Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Новый частотный словарь
современного русского языка. Москва: Азбуковник, 2009. 1112 с.
27. Майорова Л.А. Реорганизация процессов начального этапа восприятия речи у пациентов с постинсультной сенсорной афазией: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 03.03.01. Москва, 2013, 31 с.
28. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. Москва: ИТДГК «Гнозис», 2003. 280 с.
29. Мальцева О.Л. Предлог как средство концептуализации пространственных отношений: дис. ...канд. филол. наук. Курск, 2004, 222 с.
30. Малый академический словарь / Ред.: А. П. Евгеньева. Москва,
1999. 4-е изд. 702 с.
31. Маляр Т.Н. Концептуализация пространства и семантика английских пространственных предлогов и наречий: автореф. дис. д-ра филол. наук. 10.02.04. Москва, 2002, 26 с.
32. Михайленко А.А., Литвиненко И.В. Перекрестная афазия // Вестник российской военно-медицинской академии. Санкт-Петербург, 2015. Вып. 4. С. 228-235.
33. Морозова Н.Н. Выражение пространственных отношений в когнитивной семантике // Преподаватель XXI век. Москва, 2015. Вып. 4, том 2. С. 353-363.
34. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. Москва: Языки славянской культуры, 2001. 510 с.
35. Полонская, Н.Н. Методика восстановления устной речи при комплексной афазии средней степени выраженности // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1987. Вып. 1. С. 40-47.
36. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Воронеж: Истоки, 2006. 226 с.
37. Пурцхванидзе О.П. Реабилитация больных с афазией в ранней постинсультной стадии с использованием аудиовизуальной стимуляции: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 13.00.03. Москва, 2011, 25 с.
38. Рахилина Е.В. Когнитивная семантика: История. Персоналии.
Идеи. Результаты [Электронный ресурс] / Е.В. Рахилина. URL:
http://lpcs.math.msu.su/~uspensky/ joumals/siio/36/36RAKHILIN [pdf[ (дата обращения 10.06.2017).
39. Селиверстова О.Н. Труды по семантике. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 960 с.
40. Солоницкий А.В. Проблемы семантики русских первообразных предлогов. Владивосток: Издательство ДВГУ, 2003. 126 с.
41. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. Москва: Языки славянских культур, 2007. 248 с.
42. Степанова З.М. Системные отношения пространственных предлогов: синонимия (на материале французского и русского языков) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2009. Вып. 11 (15). С. 51-54.
43. Томас Е.В. Пространственная семантика конструкций «сквозь/ через + вин. падеж» (на основе данных национального корпуса русского языка) // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2009. Вып. 4. С. 112¬117.
44. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. СПб: Питер, 2005. 496 с.
45. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. Москва: Просвещение, 1988. 207 с.
46. Цветкова Л.С. Афазиология - современные проблемы и пути их решения. Москва: Издательство МПСИ, 2002. 640 с.
47. Черникова Л.А. Пластичность мозга и современные реабилитационные технологии // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. Москва. 2007. Том 1. Вып. 2. С. 40-47.
48. Чернышев А.Б. Когнитивное моделирование семантики пространственных и временных непроизводных предлогов с общим значением «Движение к конечному объекту» (на материале английского и русского языков): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. Москва, 2010, 194 с.
49. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Москва: «Ассоциация дефектологов»,
2000. 96 с.
50. Шматова Н.В. Особенности схематизации пространства в контекстах со значением опоры в норвежском, исландском и русском языках (на примере пространственных предлогов в и на и их скандинавских эквивалентов) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. Новосибирск, 2009. Вып. 2, том 7. С. 52-58.
51. Шохор-Троцкая М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. Москва: «Институт общегуманитарных исследований», 2002. 182 с.
52. Щербакова М.М. Семантическая афазия. Обследование и реабилитация больных // Русский медицинский журнал. Москва, 2014. Вып. 10. С. 792-794.
53. Щербакова М.М. Восстановление речи у больных с афазией при доминировании импрессивных речевых нарушений // Преподаватель XXI век. 2016. Вып. 3. С. 198-203.
54. Щербакова М.М., Котов С.В. Реабилитация больных с афазией по модифицированным методикам восстановления // Альманах клинической медицины. 2014. Вып. 31. С. 56-60.
55. Щербакова М.М., Котов С.В. Реабилитация больных с афазией по модифицированным методикам восстановления // Альманах клинической медицины. Москва, 2014. Вып. 31. С. 56-60.
56. Berthier M.L., Garc a-Casares N., Walsh S.F. et al. Recovery from post-stroke aphasia: lessons from brain imaging and implications for rehabilitation and biological treatments // Discov. Med. 2011. Vol. 12 (65). P. 275-289.
57. Cahana-Amitay D., Martin A. Redefining Recovery from Aphasia, 2015. Oxford University Press, 2015. Oxford: Oxford University Press. 305 p.
58. Cienki Alan J. Spatial Cognition and the Semantics of Prepositions in English, Polish and Russian. Munchen: Verlag Otto Sagner, 1989.
59. Crosson B., McGregor K., Gopinath K., Conway T. W., Benjamin M., Chang Y. L., Bacon Moore A., Raymer A., Briggs R. W., Sherod M., Wierenga C. E., Keith D. Functional MRI of language in aphasia: a review of the literature and the methodological challenges. Neuro- psychology review, 2007. 17 (2). P. 157¬177.
60. Grillo A. Generalized minimality. Syntactic underspecification in Broca's aphasia. Utrecht: LOT, 2008. 215 p.
61. Heiss W. D., Kessler J., Thiel A., Ghaemi M., Karbe H. Differential capacity of left and right hemispheric areas for compensation of poststroke aphasia, 1999. 45 (4). P. 430-438.
62. Reinvang I. Aphasia and brain organization. New York: Springer Science+Business Media, 1985. 204 p.
63. Whitworth A., Webster J., Howard D. A Cognitive Neuropsychological Approach to Assessment and Intervention in Aphasia. New York: Psychology Press, 2014. 392 p.