Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Репродуктивные установки студентов СФУ

Работа №25328

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
526
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1.1 Репродуктивные установки: понятие и сущность
1.2 Основные научно - методологические подходы к изучению репродуктивной установки и репродуктивного поведения 18
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ
СФУ К РЕПРОДУКТИВНЫМ УСТАНОВКАМ 25
2.1 Разработка методического обоснования исследования «Отношение
студентов СФУ к репродуктивным установкам» 25
2.2 Анализ репродуктивных установок студентов СФУ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что для нас важным и интересным является изучение репродуктивных установок современной молодежи, так как от них во многом зависят демографические перспективы России. Молодежь - это та потенциальная группа, которая как раз сейчас реализует, и будет реализовывать свои репродуктивные установки. Эти данные позволят оценить и составить прогнозы демографического развития в нашем городе.
Глубокие качественные изменения в брачном и репродуктивном поведении, формирующие основу резко суженного воспроизводства населения, в регионах России наблюдаются последние два десятилетия. Подобные изменения, соответствующие представлениям о втором демографическом переходе, в российских условиях были ускорены радикальными преобразованиями общественной жизни, а экономический кризис придал этим процессам больше негативного содержания. Изучение процессов становления новых моделей жизнедеятельности требует взаимодействия разных наук.
Кризисные явления во всех сферах российского общества в течение 90 -х не могли не затронуть современную семью, и тем самым сказались на демографической ситуации. Любое исследование демографических проблем, в частности проблем снижения рождаемости, должны рассматриваться в общем социокультурном контексте тех изменений, которые происходят в обществе. Снижение репродуктивной функции семьи как ответ на социально-экономическую нестабильность коснулось, прежде всего, семей с высоким культурным уровнем и высоким уровнем ответственности, родительского долга по отношению к детям. По данным, приводимым И.В. Лаврентьевой и А.В. Илышевым, в последние десятилетие естественная убыль населения России составляет в среднем ежегодно более 750 тыс. человек. По прогнозам после 2050 г. Россия переместится с нынешнего 7-го места в мире по численности населения на 14-е. Наиболее разбалансированным является процесс рождаемости. Именно этот дисбаланс и является самой важной непосредственной причиной демографического кризиса [2].
Проблема выпускной квалификационной работы, заключается в малоизученности особенностей репродуктивных установок у студентов.
Цель: изучить отношение студентов СФУ к репродуктивным установкам.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
— определить и рассмотреть основные социологические теории репродуктивных установок и репродуктивного поведения;
— проанализовать основные научные методические подходы к изучению репродуктивных установок и репродуктивного поведения;
— подготовить методическое обоснование исследования;
— исследовать особенности репродуктивных установок студентов СФУ.
Выдвинутая гипотеза исследования заключается в том, что студенты СФУ относятся положительно к созданию семьи и обладают выраженными репродуктивными установками
Объектом данного исследования являются студенты СФУ.
Предметом исследования являются отношение студентов СФУ к репродуктивным установкам.
Степень научной разработанности проблемы.
Общетеоретические подходы к решению проблем семьи, взаимодействия и взаимозависимости семьи и общества разрабатывали зарубежные и отечественные классики социологической мысли: М. Вебер, Э.
Современные концепции и теории семьи, репродуктивных решений, рождаемости расширили социологическое знание. В работах отечественных социологов широко рассматриваются роль и функции института семьи в социальной структуре общества; выявляются причины кризисного состояния российской семьи; анализируются факторы, влияющие на сокращение рождаемости и изменение репродуктивных установок молодежи; исследуются проблемы устойчивости современной семьи и причины, ведущие к распаду семейных структур.
Влияние различных факторов на репродуктивное поведение молодых супругов исследуется в работах В.В. Бодровой, Л.Г. Григорян, A.M. Гольдберг, Л.М. Давтян, Л.Е. Дарского, П.П. Звиндриньш, Г.П. Киселевой,
A. И. Кузьмина, Ф.Б. Латыповой, и др.
На сегодняшний день, учёные констатируют слабое развитие репродуктивных установок и недостаточную подготовку к созданию семьи, этой проблемой занимались такие авторы, как Т.И. Дымнова, Е.И. Зритнева,
B. Т. Лисовский, Е.М. Черняк, Л.Б. Шнейдер [16].
Так же хочется отметить, что в научных кругах написано незначительное количество научных разработок по проблеме формирования у подрастающего поколения репродуктивных установок в современных социально-культурных условиях. В современной России проблема социальной готовности к браку наибольшую остроту приобрела в течение последних двух десятилетий, для которых характерны изменения социального института семьи, автономизация матримониального (брачного), сексуального и репродуктивного поведения (С.И. Голод). Все это ставит современных социологов перед необходимостью тщательного анализа не
Методы исследования: традиционный анализ документов, опрос методом анкетирования, описание, интерпретация, факторный анализ, методы математической статистики.
Инструментарий основных понятий
Фактический брак - фактические незарегистрированные брачные отношения, синоним понятия сожительство. В современном российском обществе под этим термином понимается семейная пара, принявшая на себя роли супругов с соответствующими обязанностями, но не регистрировавшая в соответствующих государственных органах свои отношения [10].
Официальный брак - регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу[64].
Установка - это предрасположенность к определённому поведению в повторяющихся ситуациях [32].
Репродуктивная установка - готовность студентов к брачному поведению (заключение брака, рождение детей) [21].
Готовность к браку - психологическое состояние человека, при котором он готов принять статус мужа/жены и приписанные этому статусу роли. Вырабатывается и является неотъемлемой составной частью общей системы воспитания подрастающего поколения [8].
Репродуктивное поведение - это действия людей и отношения между ними, возникающие в связи с рождением ребенка или отказом от рождения [33].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Перед нашим исследованием ставилась цель: изучить отношение студентов СФУ к репродуктивным установкам.
Для изучения данной темы был проведён сбор информации на эмпирическом объекте, которым являлись студенты СФУ.
Собранный эмпирический материал обрабатывался с помощью пакета прикладных программ Statistica10 с использованием корреляционного и факторного анализа. В ходе исследования получили следующие результаты:
-большая часть опрошенных студентов не состоит в официальном браке;
-большинство студентов не готовы для создания семьи;
-большинство студентов не знают, почему они не оформляют свои отношения официально;
-у большинства опрошенных студентов нет детей;
-для большей части опрошенных студентов СФУ материальное положение существенно влияет на рождение детей;
-для значительной части опрошенных студентов СФУ на данный момент может помешать рождению детей материальные и жилищные трудности;
-большая часть опрошенных студентов СФУ считает, что увеличение заработной платы может способствовать сейчас увеличению числа детей в семьях;
-основная часть опрошенных студентов СФУ не допускает прерывание не запланированной беременности;
- жизненными приоритетами большинство студентов подразумевают свободное время;
-значительная часть опрошенных считают политику государства, направленную на поддержку материнства не эффективной;
Так, основная гипотеза, которая звучит следующим образом: студенты СФУ относятся положительно к созданию семьи и обладают выраженными репродуктивными установками - частично подтвердилась. Данный вывод сделан на основе описательного анализа и факторного анализа.
На основе вышесказанного делаем выводы по гипотезам исследования.
Первая рабочая гипотеза о том, что большая часть студентов СФУ считают оптимальный возраст для вступления в брак от 21 до 23 лет - не подтвердилась. Большинство опрошенных студентов СФУ считают оптимальный возраст для вступления в брак от 24 до 27 лет (53%); больше четверти опрошенных выбрали вариант ответа от 21 до 23 лет (22%); 11% ответили, что нужно вступать в брак до 20 лет; 10% считают, что от 28 до 30 лет это оптимальный возраст для брака.
Вторая рабочая гипотеза о том, что большинство студентов СФУ живет фактическим браком - не подтвердилась. Большая часть опрошенных студентов не живут в формальном браке 85%, остальная часть, а это 15% ответили, что живут в формальном браке.
Третья рабочая гипотеза о том, что большинство студентов СФУ хотят иметь три ребенка - не подтвердилась. По результатам исследования видно, что 51% опрошенных студентов СФУ хотят иметь два ребенка; 26 % хотят три ребенка в семье, если бы у них были все необходимые условия; 9% хотят иметь одного ребенка; 8% планируют четыре и более детей; 4% не хотят ни одного ребенка; затрудняются ответить 2% опрошенных респондентов.
Четвертая рабочая гипотеза состоит в том, что большая часть студентов СФУ относится отрицательно к аборту - подтвердилась частично. В результате были получены следующие данные. 33% опрошенных студентов СФУ относятся к аборту скорее отрицательно; 31% ответили, что категорически отрицательно относятся к аборту; 27% относятся к аборту нейтрально; абсолютно положительно к аборту относятся 6% опрошенных; а 3% выбрали вариант ответа скорее положительно.
Пятая рабочая гипотеза состоит в том, что большинство студентов СФУ планируют заводить детей в возрасте от 24 до 27 лет -подтвердилась. По результатам исследования видно, что значительная часть опрошенных 52% планируют заводить детей в возрасте от 24 до 27 лет; 19% студентов СФУ считают, оптимальный возраст для рождения детей от 28 до 30 лет; вариант ответа от 21 до 23 лет выбрали 8% респондентов.
Проведя данное исследование и опираясь на полученные данные можно сделать вывод о том, что студенты СФУ имеют свои, достаточно чёткие, представления о репродуктивных установках, которых придерживается большинство из них.
Подведем некоторые итоги. На наш взгляд, можно говорить об изменении ментальности молодежи в брачно-семейной сфере и в репродуктивных установках. Молодые люди стараются вначале подняться по профессионально-карьерной лестнице, приобрести собственное жилье, обустроиться, а уже потом создавать семью, заводить детей. В связи с этим абсолютно нормальными среди молодежи становятся добрачные и внебрачные отношения. В целом же, такие формы, как добрачные сексуальные связи, фактические семьи, сожительства, просматриваются среди студенческой молодежи нашей страны все четче.



1) Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 2006. 304 с. с. 209.
2) Архангельский В.Н. Факторы рождаемости. Центр по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ. М.: ТЕИС, 2006. с. 112.
3) Безрукова, О.Н. Репродуктивные мотивации женщин / О.Н. Безрукова // Социол. исслед. - 2000. - № 12. с. 45.
4) Бодрова В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России / В.В. Бодрова // Социол. исслед. - 2002. - № 6. с. 67.
5) Бодрова В.В. Репродуктивное поведение населения России в 1991—1996 гг. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 1997. - № 4. с. 132.
6) Борисов В.А. Перспективы рождаемости. М.: Статистика, 2006. 248 с. с. 176.
7) Борисов В.А. Желаемое число детей в российских семьях по данным микропереписи населения России 1994 года // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 1997. - № 2. - с. 32.
8) Вагизов Р.Г. Проблемы гендерного равенства в современном российском обществе. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:: http://www.femin.ru/ig/ig010.php(дата обращения 10.04.2016).
9) Вишневский А. Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика, 2002. 287 с. с. 151.
10) Владыкина Т.А. Уничтожит ли гражданский брак традиционную семью? [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2011/01/12/proba.html(дата обращения 01.05.2016).
11) Галкина А. Различные аспекты исследования семейных образов в СМИ и рекламных сообщениях / А. Галкина // Вестник Московского университета. - Серия 18. Социология и политология. - 2000. - № 4. с. 11.
12) Голод, С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России / С.И. Голод. СПб. «Алетейя», 1996. с. 118.
13) Горелик В.П. Некоторые соображения об исследовании генеративного поведения семьи // Демографические тетради. Вып. 4-5. Киев, 2002. с. 75-77.
14) Долбик-Воробей Т.А. Репродуктивные установки студенческой молодежи / Российская молодежь: проблемы и решения. - М.: Центр социального прогнозирования. 2005. с. 414- 423.
15) Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: Педагогика-пресс, 2004. с. 17.
16) Дымнова, Т.И. Психология семейного образа жизни: Учебно-практическое пособие / Т.И. Дымнова. М.: Педагогическое общество России, 2005. с.144.
17) Елизаров В.В. Перспективы исследования семьи : анализ, моделирование, управление. М. : Мысль, 2007. с. 67-83.
18) Зинурова Р.И. Особенности репродуктивного поведения в российских регионах / Р.И. Зинурова // Социол. исслед. - 2005. - № 3. с. 59.
19) Иванов А.Г. Особенности формирования семьи и репродуктивных установок молодежи / А.Г. Иванов // Здравоохранение Российской Федерации. - 2004. - № 4. с.79-80.
20) Копыл О.А., Баз Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. М., 2003. с. 112-113.
21) Кузьменко Т.В. Глобализация и семейно - демографическое поведение населения России: Монография. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. с.144.
22) Литовка В.А. Теоретические основы анализа репродуктивного поведения. // Общество и право. 2012. № 5 (42). С. 286-290.
23) Медков В. М. Репродуктивная мотивация и цели демографической политики (по материалам социолого-демографического исследования «Россия-2000») / В.М. Медков // Политика народонаселения: настоящее и будущее. - М., 2005. с. 78.
24) Михель Д. В. Социальная антропология здоровья и репродукции: медицинская антропология, Саратов: Новый проект, 2010. 100 с. с. 64-72
25) Потапова О.Н. Социально-демографические особенности репродуктивного поведения современной молодёжи в ракурсе народосбережения России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2010. Т. 10. № 2. С. 23-26.
26) Пискунов В.П., Стешенко В.С. К теоретическому обоснованию демографической политики развитого социалистического общества // Демографические тетради. Вып. 6-7. Киев, 2002. С. 52-53.
27) Ровина Е. В. Репродуктивные установки современной молодежи
// Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. Ст. По мат. XIII междунар. Студ. Науч.-практ. Конф. № 13. URL:
sibac.info/archive/social/13.pdf (дата обращения: 05.05.2016)
28) Сунгатуллина Г. А. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально значимой деятельности // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2002. - № 3. с.158-163.
29) Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. - 2003. - №1. с. 115-123.
30) Уразаев А.М., Попова Ю.Н., Мамышева Н.Л., Мануйлова О.А. Формирование социального и психологического портрета современных молодых женщин в период репродуктивной активности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2002. Вып. 3. с. 37.
31) Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки /А.Г. Харчев / М., 2003 и др. с.21-23.
32) Ценность детей и межпоколенные отношения: Сб. научных статей / Под ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2008. с.179.
33) Шахматова Н.В. Социология поколений // Поколенческая организация современного российского общества / Под ред. А.Д. Крахмалевой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. с. 45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ