ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ О ДОБРЕ
|
Введение 5
1 Теоретические основы развития речи младших школьников на
основе работы с пословицами и поговорками о добре 9
1.1 Понятие «добро» в нравственно-этическом аспекте 9
1.2 Пословицы и поговорки как средство развития речи младших
школьников 12
2 Методическая работа над пословицами и поговорками в аспекте
развития речи младших школьников 20
2.1 Анализ учебников образовательных систем «Школа России» и
«Начальная школа XXI века» на предмет выявления содержания работы над пословицами и поговорками 20
2.2 Приемы работы над пословицами и поговорками в начальной
школе как средством развития речи младших школьников 24
2.3 Опытно-экспериментальная работа и ее результаты 32
Заключение 44
Список использованных источников 47
1 Теоретические основы развития речи младших школьников на
основе работы с пословицами и поговорками о добре 9
1.1 Понятие «добро» в нравственно-этическом аспекте 9
1.2 Пословицы и поговорки как средство развития речи младших
школьников 12
2 Методическая работа над пословицами и поговорками в аспекте
развития речи младших школьников 20
2.1 Анализ учебников образовательных систем «Школа России» и
«Начальная школа XXI века» на предмет выявления содержания работы над пословицами и поговорками 20
2.2 Приемы работы над пословицами и поговорками в начальной
школе как средством развития речи младших школьников 24
2.3 Опытно-экспериментальная работа и ее результаты 32
Заключение 44
Список использованных источников 47
Развитие речи - важная задача обучению языку, поскольку речь является основой всякой умственной деятельности и средством коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения речью, также проявляются и в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Успехи учащихся в развитии связной речи обеспечивают и определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности (см. указание на это: [12, 17, 25 и др.]).
Пословицы и поговорки являются неотъемлемой частью жизни народа, представляют собой богатый дидактический материал для обучения нормам произношения, совершенствования орфоэпической культуры детей. Работа с паремиями развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и обогащает народной мудростью. Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью изучения пословиц и поговорок о добре в аспекте развития речи, интеллектуального и нравственного воспитания младших школьников, культуры поведения и вежливости.
Проблема исследования состоит в том, что работа по развитию речи младших школьников сопряжена с рядом трудностей. Сложность объясняется тем, что развитие речи ребёнка соотносится не с одним каким-либо разделом русского языка, а со всем курсом русского языка и литературным чтением.
Цель исследования - изучить и апробировать приёмы работы с паремиологическим дидактическим материалом как средством развития речи младших школьников.
Объект исследования - процесс развития речи младших школьников.
Предмет исследования - приемы работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе в аспекте развития речи младших школьников.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать пословицы и поговорки как средство развития речи младших школьников;
2) изучить сущность понятия «добро» в нравственно-этическом аспекте;
3) проанализировать учебники образовательных систем на предмет выявления содержания работы над пословицами и поговорками;
4) выявить основные приемы работы над пословицами и поговорками в начальной школе как средством развития речи младших школьников;
5) провести опытно-экспериментальное обучение во 2 классе в соответствии с гипотезой исследования.
Гипотеза исследования: если в работе над пословицами и поговорками тематической группы «добро» систематически и целенаправленно использовать такие приёмы, как: подбор пословиц, отражающих основную мысль какого- либо произведения; пересказ произведения или фрагмента, который раскрывал бы основную мысль какой-либо пословицы; придумывание ситуации, иллюстрирующей смысл пословицы; сочинение по пословице; объединение пословиц в группы на основании синонимичных отношений между ними; объединение одноструктурных пословиц с разными смыслами и объяснение смысловых различий; сочинение сказки, финал которой можно сформулировать словами пословицы; придумывание своих названий, основанных на интертекстах-пословицах, к прочитанным произведениям, то речь младших школьников значительно ими обогатится.
Методологической основой исследования явились научные труды выдающихся отечественных ученых: М.Р. Львова, О.М. Казарцевой, Т.Г. Рамзаевой, М.А. Рыбниковой, К. Берсеньевой, А.М. Новиковой.
Методы исследования: классификация, сопоставление, описательный метод, анализ письменных работ учащихся, сравнение и обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации материала по использованию пословиц и поговорок о добре в качестве средства развития речи младших школьников. Материал может быть использован учителями начальных классов при работе над основными разделами русского языка: орфографией, лексикой, морфологией, морфемикой, орфоэпией, синтаксисом, а также студентами в период прохождения педагогической практики в начальной школе.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска во 2 классе.
Апробация работы состоялась в форме очного и заочного участия в конференциях различного уровня и в виде публикации:
1) очное участие во внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, ЛПИ - филиал СФУ, 2017г.).
2) заочное участие в международной научно-практической конференции «Проблемы формирования единого научного пространства» (г. Волгоград, 5 мая 2017г.).
3) публикация статьи «Развитие речи у младших школьников на основе работы пословиц и поговорок» // Проблемы формирования единого научного пространства» (г. Волгоград, 5 мая 2017 г.).
Структура работы. Выпускное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который включает 40 источников, и двух приложений.
Во введении мы определили актуальность исследования, проблему, цель, объект, предмет, задачи работы, сформулировали гипотезу, указали методологическую основу и методы исследования, структуру работы, ее практическую значимость и апробацию.
Во второй главе «Методическая работа над пословицей и поговоркой в аспекте развития речи младших школьников» мы проанализировали школьные учебники по русскому языку образовательной системы «Начальная школа XXI века», «Школа России»; описали приёмы работы над пословицами и поговорками, изложили ход и анализ опытно-экспериментального обучения.
В заключении содержатся основные выводы проделанной работы.
Список использованной литературы включает 40 источников.
В приложении включены работы учащихся констатирующего и контрольного этапов.
Общий объём работы составляет 50 страниц.
Пословицы и поговорки являются неотъемлемой частью жизни народа, представляют собой богатый дидактический материал для обучения нормам произношения, совершенствования орфоэпической культуры детей. Работа с паремиями развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и обогащает народной мудростью. Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью изучения пословиц и поговорок о добре в аспекте развития речи, интеллектуального и нравственного воспитания младших школьников, культуры поведения и вежливости.
Проблема исследования состоит в том, что работа по развитию речи младших школьников сопряжена с рядом трудностей. Сложность объясняется тем, что развитие речи ребёнка соотносится не с одним каким-либо разделом русского языка, а со всем курсом русского языка и литературным чтением.
Цель исследования - изучить и апробировать приёмы работы с паремиологическим дидактическим материалом как средством развития речи младших школьников.
Объект исследования - процесс развития речи младших школьников.
Предмет исследования - приемы работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе в аспекте развития речи младших школьников.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать пословицы и поговорки как средство развития речи младших школьников;
2) изучить сущность понятия «добро» в нравственно-этическом аспекте;
3) проанализировать учебники образовательных систем на предмет выявления содержания работы над пословицами и поговорками;
4) выявить основные приемы работы над пословицами и поговорками в начальной школе как средством развития речи младших школьников;
5) провести опытно-экспериментальное обучение во 2 классе в соответствии с гипотезой исследования.
Гипотеза исследования: если в работе над пословицами и поговорками тематической группы «добро» систематически и целенаправленно использовать такие приёмы, как: подбор пословиц, отражающих основную мысль какого- либо произведения; пересказ произведения или фрагмента, который раскрывал бы основную мысль какой-либо пословицы; придумывание ситуации, иллюстрирующей смысл пословицы; сочинение по пословице; объединение пословиц в группы на основании синонимичных отношений между ними; объединение одноструктурных пословиц с разными смыслами и объяснение смысловых различий; сочинение сказки, финал которой можно сформулировать словами пословицы; придумывание своих названий, основанных на интертекстах-пословицах, к прочитанным произведениям, то речь младших школьников значительно ими обогатится.
Методологической основой исследования явились научные труды выдающихся отечественных ученых: М.Р. Львова, О.М. Казарцевой, Т.Г. Рамзаевой, М.А. Рыбниковой, К. Берсеньевой, А.М. Новиковой.
Методы исследования: классификация, сопоставление, описательный метод, анализ письменных работ учащихся, сравнение и обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации материала по использованию пословиц и поговорок о добре в качестве средства развития речи младших школьников. Материал может быть использован учителями начальных классов при работе над основными разделами русского языка: орфографией, лексикой, морфологией, морфемикой, орфоэпией, синтаксисом, а также студентами в период прохождения педагогической практики в начальной школе.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска во 2 классе.
Апробация работы состоялась в форме очного и заочного участия в конференциях различного уровня и в виде публикации:
1) очное участие во внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, ЛПИ - филиал СФУ, 2017г.).
2) заочное участие в международной научно-практической конференции «Проблемы формирования единого научного пространства» (г. Волгоград, 5 мая 2017г.).
3) публикация статьи «Развитие речи у младших школьников на основе работы пословиц и поговорок» // Проблемы формирования единого научного пространства» (г. Волгоград, 5 мая 2017 г.).
Структура работы. Выпускное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который включает 40 источников, и двух приложений.
Во введении мы определили актуальность исследования, проблему, цель, объект, предмет, задачи работы, сформулировали гипотезу, указали методологическую основу и методы исследования, структуру работы, ее практическую значимость и апробацию.
Во второй главе «Методическая работа над пословицей и поговоркой в аспекте развития речи младших школьников» мы проанализировали школьные учебники по русскому языку образовательной системы «Начальная школа XXI века», «Школа России»; описали приёмы работы над пословицами и поговорками, изложили ход и анализ опытно-экспериментального обучения.
В заключении содержатся основные выводы проделанной работы.
Список использованной литературы включает 40 источников.
В приложении включены работы учащихся констатирующего и контрольного этапов.
Общий объём работы составляет 50 страниц.
1. Изучив теоретические основы, под пословицами мы будем понимать краткое изречение, поучение, под поговорками - народную мудрость. Данные малые жанры являются дидактическим материалом на уроках развития речи.
2. При разграничении пословиц и поговорок, необходимо учитывать общие признаки и признаки дифференцирующие их.
К общим признакам пословиц и поговорок можно отнести: краткость (лаконичность), устойчивость (способность к воспроизведению), связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи) и принадлежность к искусству слова.
К различительным отличия по формальным признакам: склад и лад, точная рифма, пословица - изречение нередко в стихотворной форме, иногда состоит из двух частей - образного выражения явления и заключительного поучения, но может состоять из трёх и более частей, а иногда и из одной части, в пословицах используются различные средства выразительности, является законченным суждением.
Поговорка же, в отличие от пословицы, незаконченное выражение, не составляет цельного предложения, может быть частью пословицы, имеет незавершённость умозаключения, по своей сущности поговорка является поэтической формой слова: метафора, сравнение, эпитет, определение.
Различия по содержательному аспекту: пословица - изречение с назидательным смыслом, по поводу различных жизненных явлений, имеет обобщающий характер, заключает поучение.
Поговорка - общеизвестное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление, не содержит прямого поучительного смысла, иносказательное определение явления, имеет эмоционально-экспрессивную окраску.
Различия по сфере применения: у пословицы сфера применения более широкая, нежели у поговорки, так как первая имеет более обобщенный характер.
3. В качестве дидактического материала для развития речи младших школьников нами использовались пословицы и поговорки о добре, поскольку они устанавливают отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д.
Добру присуши: искренность, бескорыстность, сострадание, искоренение скупости, справедливость, бережливость, решимость.
Такой дидактический материал позволяет не только развивать речь школьников, но и способствует социализации личности ребенка.
4. На уроках развития речи необходима работа над смыслом пословиц и поговорок, ведь они являются хорошим материалом для обогащения речи. Дети учатся высказывать своё мнение, дискутировать. Большая работа ведётся над образностью паремий, над пониманием их прямого и переносного смысла.
5. Проанализировали учебно-методические комплексы образовательных систем Т.Г. Рамзаевой (Школа России) и С.В. Иванова (Школа XXI века). Выявили, каким образом паремиологический материал используется на уроках развития речи в начальных классах.
Рассмотренные материалы используются в качестве орфографического, морфологического и синтаксического дидактического материала. Также можно отметить и тот факт, что в рассмотренных программах нет специально отведённых уроков на тему «Пословицы и поговорки». Не во всех упражнениях, дидактическим материалом которых выступают пословицы, предлагается рассмотреть их смысл.
6. Анализ результатов констатирующего и контрольного срезов показал, что данные контрольного среза значительно выше.
2. При разграничении пословиц и поговорок, необходимо учитывать общие признаки и признаки дифференцирующие их.
К общим признакам пословиц и поговорок можно отнести: краткость (лаконичность), устойчивость (способность к воспроизведению), связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи) и принадлежность к искусству слова.
К различительным отличия по формальным признакам: склад и лад, точная рифма, пословица - изречение нередко в стихотворной форме, иногда состоит из двух частей - образного выражения явления и заключительного поучения, но может состоять из трёх и более частей, а иногда и из одной части, в пословицах используются различные средства выразительности, является законченным суждением.
Поговорка же, в отличие от пословицы, незаконченное выражение, не составляет цельного предложения, может быть частью пословицы, имеет незавершённость умозаключения, по своей сущности поговорка является поэтической формой слова: метафора, сравнение, эпитет, определение.
Различия по содержательному аспекту: пословица - изречение с назидательным смыслом, по поводу различных жизненных явлений, имеет обобщающий характер, заключает поучение.
Поговорка - общеизвестное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление, не содержит прямого поучительного смысла, иносказательное определение явления, имеет эмоционально-экспрессивную окраску.
Различия по сфере применения: у пословицы сфера применения более широкая, нежели у поговорки, так как первая имеет более обобщенный характер.
3. В качестве дидактического материала для развития речи младших школьников нами использовались пословицы и поговорки о добре, поскольку они устанавливают отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д.
Добру присуши: искренность, бескорыстность, сострадание, искоренение скупости, справедливость, бережливость, решимость.
Такой дидактический материал позволяет не только развивать речь школьников, но и способствует социализации личности ребенка.
4. На уроках развития речи необходима работа над смыслом пословиц и поговорок, ведь они являются хорошим материалом для обогащения речи. Дети учатся высказывать своё мнение, дискутировать. Большая работа ведётся над образностью паремий, над пониманием их прямого и переносного смысла.
5. Проанализировали учебно-методические комплексы образовательных систем Т.Г. Рамзаевой (Школа России) и С.В. Иванова (Школа XXI века). Выявили, каким образом паремиологический материал используется на уроках развития речи в начальных классах.
Рассмотренные материалы используются в качестве орфографического, морфологического и синтаксического дидактического материала. Также можно отметить и тот факт, что в рассмотренных программах нет специально отведённых уроков на тему «Пословицы и поговорки». Не во всех упражнениях, дидактическим материалом которых выступают пословицы, предлагается рассмотреть их смысл.
6. Анализ результатов констатирующего и контрольного срезов показал, что данные контрольного среза значительно выше.
Подобные работы
- Преемственность использования пословиц и поговорок в формировании
словарного запаса младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016



