Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 - 9 КЛАССАХ

Работа №25314

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы112
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
963
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические основы использования междисциплинарных связей на уроках физики 9
1.1 Понятие междисциплинарных связей их классификация
и виды в школьном курсе физики 9
1.2 Проблема междисциплинарных связей во взглядах отечественных и
зарубежных педагогов 14
1.3 Роль учителя в организации междисциплинарных связей
на уроках физики 19
1.4 Междисциплинарные связи при изучении физики в 7-9 классах с
другими школьными предметами 26
Глава 2. Методика реализации междисциплинарных связей на уроках физики в 7-9 классах 31
2.1 Анализ школьных учебников по физике для 7-9 классов и
учебников по другим дисциплинам 31
2.2 Разработка конспекта уроков по физике для 7-9 классов
и внедрение их в школьный процесс обучения 33
2.3 Методические рекомендации по организации и проведению уроков
физики с опорой на междисциплинарные связи 42
Заключение 81
Список использованных источников 83
Приложение А. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы 90
Приложение Б. Анкета по изучению междисциплинарных связей в учебном процессе 93
Приложение В. Конспект урока по теме: Испарение и конденсация. Роль испарения в природе, в жизни животных и человека 95
Приложение Г. Конспект урока по теме: Что такое работа? 103


Современная физика с элементами междисциплинарных связей в средней школе... Что скрывается за этими словами.
«Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представления о научной картине мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформулирован интерес к знаниям, так, как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения учащихся» [5].
«Наличие познавательных интересов у учащихся способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей - субъектом деятельности.
В этом случае познавательный интерес ученика будет выступать в учебном процессе как цель обучения, как средство в руках учителя и мотив деятельности ученика, как результат обучения.
Необходимо отметить, что наличие у учащихся интереса к учению относится к тому ряду педагогических явлений, которые в большой степени определяются деятельностью учителя, его педагогическим мастерством.
Сочетание яркости, максимальная активизация, умелое использование самостоятельной работы учащихся, доходчивость и логичность изложения учебного материала с помощью междисциплинарных связей, нахождение наиболее действенных средств влияния на личность ученика, высокая требовательность и доброжелательность издавна характеризовались как педагогический талант» [26].
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать какую роль занимаю междисциплинарные связи в процессе преподавания курса физики. «Междисциплинарные связи - это связи между отдельными дисциплинами, которые устанавливает учитель или ученик в процессе познавательной деятельности с целью наиболее глубокого осознания той или иной проблемы, а также с целью наиболее эффективного применения знаний на практике» [12].
Также они способствуют эффективному формированию отдельных понятий внутри отдельных дисциплин.
Междисциплинарные связи в школьном курсе обучения физики «являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в общественной жизни. Эти связи играют очень важную роль в повышении практической и научно - теоретической подготовки учащихся в средней школе» [46]. Этим и определяется актуальность данного исследования.
Использование междисциплинарных связей есть основополагающий принцип дидактики, который позволяет объединять знания в целостную систему, формировать метапредметные универсальные учебные действия, усиливать практическую направленность предметов в соответствие с требованиями ФГОС.
Цель исследования: изучить понятие «междисциплинарные связи» на уроках физики в средней школе.
Объект исследования: процесс обучения физике в школе.
Предмет исследования: «междисциплинарные связи» на уроках физики в 7-9 классах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятия «междисциплинарные связи»
представленные в современной научно - методической литературе;
2. Проанализировать опубликованную информацию в различных печатных источниках, в том числе сетевые ресурсы, опыт учителей, освещающий вопросы междисциплинарных связей на уроках физики в средней школе;
3. Проанализировать учебники и учебные программы по физики с целью установления междисциплинарных связей;
4. Разработать методические рекомендации по организации и проведения уроков физики с опорой на междисциплинарные связи.
Направление работы определило следующие методы исследования:
1. Методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме;
2. Методы изучения, обобщения и анализа существующего опыта учителей, освещающих вопросы междисциплинарных связей на уроках физики;
3. Количественные и качественные методы сбора эмпирической информации.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2016 года - декабрь 2016 года) - анализ научных публикаций, обработка понятийного аппарата исследования, выдвижение гипотезы, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования, проведение констатирующего эксперимента.
2 этап (январь 2017 года - март 2017 года) - разработка анкетирования, и проведения междисциплинарных уроков в 7 - 9 классов в обучении физики в средней школе.
3 этап (март 2017 года - май 2017 года) - анализ результатов исследования, подведение итогов исследования.
Экспериментальная база исследования: Красноярский край, Енисейский район, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подгорновская средняя общеобразовательная школа №17», село Подгорное, количество участников эксперимента - 26 человек.
В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован учителями, руководителями в своей педагогической деятельности, а также же студентами при подготовке к курсовым и дипломным работам. Разработанные методические рекомендации по организации и проведения уроков физики с опорой на междисциплинарные связи, можно использовать в школьной практике и вузовском курсе «Методика обучения физике».
Апробация работы. Материалы дипломного проекта были опубликованы в сборнике II Международной научно - практической конференции «Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации» в городе Пенза, 2016 г. (заочная форма участия, диплом II степени); в сборнике II Международной научно - практической конференции «Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации» в городе Пенза, 2016 г.(заочная форма участия, диплом II степени); в сборнике Международной научно - практической конференции «Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации» в городе Пенза, 2017 г. (заочная форма участия, диплом II степени); в сборнике II Международной научно - практической конференции «Инновационные технологии в науке и образовании» в городе Пенза, 2017 г. (заочная форма участия, диплом II степени).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 71 наименований.
В работе представлены 1 рисунок, 1 таблица и 4 приложения. Общий объем работы - 112 страниц текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе нами была рассмотрена важная проблема - «междисциплинарные связи» на уроках физики в средней школе.
Проанализировав учебную, научно - методическую литературу и научные издания, связанные с междисциплинарными связями, можно сделать вывод, что интенсивное изучение данного понятия началось в конце XX века, хотя теоретические основы междисциплинарных связей были заложены еще в исследованиях таких известных «ученых - педагогов, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская и другие» [37].
В процессе исследования мы выяснили, что понятие междисциплинарные связи в обучении очень многогранное и требует уточнения с позиции современных подходов.
Несмотря на многогранные трактовки понятий «междисциплинарные связи» все они рассматриваются в объективно существующем многофункциональном характере.
1) «Междисциплинарные связи - это дидактическое условие, сопутствующее отражению в учебном процессе форсированности целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также овладение учащимися навыками познавательной, учебно - исследовательской и проектной деятельности».
2) «Междисциплинарные связи - это выражение фактических связей, которые устанавливаются в процессе обучения или в сознании ученика, между различными учебными дисциплинами».
3) Междисциплинарные связи - это связи между отдельными дисциплинами, которые устанавливает учитель или ученик в процессе познавательной деятельности с целью наиболее глубокого осознания той или иной проблемы, а также с целью наиболее эффективного применения знаний на практике.
Главную роль в реализации междисциплинарных связей играет учитель, т.е. учитель должен обеспечить дифференцированный подход к овладению учебным предметом, поскольку процессы понимания у разных учеников происходят по - разному.
Реализация междисциплинарных связей в практике обучения предусматривает сотрудничество учителя физики с учителями химии, биологии, математики, географии и т.д.
С помощью междисциплинарных связей учащиеся 7-9 классов эффективнее усваивают учебный материал по физике. Так как многие процессы и явления они уже изучали в других школьных дисциплинах.
Анализ проведенного эксперимента показал, что понятие «междисциплинарные связи» используется каждым школьным учителем. Учитель - предметник может разработать и провести такие уроки в процессе преподавания своего предмета.
Исходя из результатов эксперимента, мы разработали методические рекомендации по организации и проведению уроков физики с опорой на междисциплинарные связи. Были проведены интегрированные междисциплинарные уроки в МБОУ СОШ №17, и выявлено что большинство школьников с помощью междисциплинарных связей с большим пониманием усваивают материал по физике.



1. Александрова, Т. К. Формирование междисциплинарных умений учащихся в учебной деятельности: Методические рекомендации / Т. К. Александрова. - Липецк: ЛГПИ, 1988. - 41 с.
2. Бабанский, Ю. А. Педагогика: учебник / Ю. А. Бабанский. - Москва: Просвещение, 1983. - 232с.
3. Блинова, Т. Л., Кирилова А. С. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО // Педагогическое мастерство: материалы III Международная научная конференция (г. Москва, июнь 2013 г.). - Москва: Буки-Веди, 2013. - С. 65¬67.
4. Бойко, Е. Ф. Содержательный и деятельностные аспекты межпредметных связей в условиях стандартизации образования: Е. Ф. Бойко. - Челябинск: ЧГПУ, 1996. - 77 с.
5. Браверман, Э. М. Урок физики в современной школе Творческий поиск учителей: Книга для учителя / Э. М. Браверман. - Москва: Просвещение, 1993. - 288 с.
6. Бурцева, Н. М. Межпредметные связи как средство формирования ценностного формирования отношения учащихся к физическим знаниям: дис. ... канд. Пед. Наук / Н. М. Бурцева. Санкт - Петербург, 2001. - 18 с.
7. Бузько, В. А. Реализация межпредметных связей в процессе обучения физике / В. А. Бузько // Научные записки: Серия: Педагогические науки. -2008. -№1. - С. 139-144.
8. Валович, Е. С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественно - научными дисциплинами (6-7 классы): дис. . канд. пед. наук. / Валович Е. С. - Челябинск, 1984. - 227 с.
9. Володарский, В. Е. Задачи и вопросы по физике с межпредметным содержанием / В. Е. Володарский // Физика в школе - 1984. - № 2. - С.80-82.
10. Галкин, Д. В. Знание или мышление: об актуальности междисциплинарного обучения в современном образовании / Д. В. Галкин // Стратегии междисциплинарного обучения: Материалы I областной научно - практической конференции. - Томск: Томский ЦНТИ, 2005. - С.5 - 8.
11. Газиева, В. К. Совместный урок физики и литературы. Путешествие в страну «Мир световых явлений» / В. К. Газиева, Е. В. Шестакова // Физика в школе. 2000. - № 1. -С. 30-34.
12. Гильметдинова, Р. Г. Роль межпредметных связей в повышении научного уровня знаний учащихся по физике // Межвуз. сб. науч. тр. «Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе». - Челябинск, 1982. - С. 99 - 102.
13. Горький, М. Ю. Полное собрание сочинений. Художественные произведения в двадцати пяти томах / М. Ю. Горький. - Москва: Наука, 1968- 1976. - 465 с.
14. Гольтфельд, М. Г. Химическая картина природы и межпредметные связи в курсе химии / М. Г. Гольтфельд // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. - 1983. - №5. - С. 17.
15. Голобородько, М. Я. Влияние межпредметных связей на формирование физических и химических понятий: учеб. пособие для учителей / М. Я. Голобородько, Ф. П. Соколова; под ред. В. Н. Федоровой. - Москва: Просвещение, 1980. - 119-128 с.
16. Гранатов, Г. Г. Идейно-понятийное содержание современного естествознания: учебно - методическое пособие / Г. Г. Гранатов. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. -183 с.
17. Груздева, Н. В. Межпредметные задачи как средство формирования
познавательных умений системного обобщения знаний старшеклассников: дис канд. пед. наук / Н. В. Груздева. - Липецк, 1987. - 235 с.
18. Громов, С. В. Физика 7 класс: учебник / С. В. Громов, Н. А. Родина.
- Москва: Просвещение -3-е изд., 2015. -158 с.
19. Громов, С. В. Физика 8 класс: учебник / С. В. Громов, Н. А. Родина.
- Москва: Просвещение -3-е изд., 2014. -158 с.
20. Громов, С. В. Физика 9 класс: учебник / С. В. Громов, Н. А. Родина.
- Москва: Просвещение -3-е изд., - 2015. - 160 с.
21. Гуревич, А. Е. Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы: книга для учителя / А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев и др. - Москва: Просвещение, 1995. - 64 с.
22. Гурьев, А. И. Учителю о межпредметных связях: учебное пособие / А. И. Гурьев. - Горно - Алтайск: Академия, 2000. - 96 с.
23. Гурьев, А. И. Актуальные проблемы межпредметных связей в системе современного образования / А. И. Гурьев, А. В. Петров // Горно - Алтайск. Выпуск 1. -2001. -№7. - С. 64.
24. Гуревич, А. Е. Физика и химия: Пробный учебник для 5-6 классов общеобразовательных учреждений: науч. изд. / А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак. - Москва: Просвещение, 1994. -176 с.
25. Дика, Ю. И. Межпредметные связи курса физики в средней школе / Ю. И. Дика, И. К. Турышева. - Москва: Просвещение, 1987. - 191 с.
26. Дика, Ю. И. Физика: Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Базовый уровень. / под ред. Ю. И. Дика. - Москва: Институт общеобразовательной школы РАО, 1993. - 38 с.
27. Дубенский, Ю. П. Дидактика физики: Исследовательско- конструкторский подход / Ю. П. Дубенский. - Омск, Академия, 1995. - 96 с.
28. Дубинчук, Е. С. Вопросы межпредметных связей курса математики и трудового обучения / Е. С. Дубинчук, Г. Н. Цибульская // Математика в школе. - 1981. - № 6. - С. 10.
29. Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе /И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. - Москва: Педагогика, 1981. - 160 с.
30. Злобина, С. П. Межпредметные связи физики с биологией в 7 - 8 классах основной школы: дис... канд. пед. наук. / С. П. Злобина. - Челябинск, 1999. - 203 с.
31. Ильченко, В. Р. Перекрестки физики, химии, биологии: учебное пособие / В. Р. Ильченко. - Москва: Просвещение, 1986. -173 с.
32. Ильченко, В. Р. Формирование естественно - научного миропонимания школьников: учебное пособие / В. Р. Ильченко. - Москва: Просвещение, 1993. - 192 с.
33. Ильченко, В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии: учебник для учащихся / В. Р. Ильченко. - Москва: Просвещение,1986. - 174 с.
34. Кац, Ц. Б. Биофизика на уроках физики: учебное пособие для учителя / Ц. Б. Кац. - Москва: Просвещение, 1988. - 159 с.
35. Качалова, Г. С. Изучение курса химии общекультурного уровня в 8 классе / Г. С. Качалова //Химия в школе. - 1996. - № 3. - С. 25-29.
36. Каменский, Я. Л. Избранные педагогические сочинения: учебное пособие / Я. Л. Каменский. - Москва: «Учпедиз», 1955. - 287с.
37. Казымова, Г. С. Направления развития идей междисциплинарных связей в педагогике / Г. С. Казымова // Научный форум: Педагогика и психология: Материалы IV международной. Научно - практической конференции. - Москва: «МЦНО», 2017. - С. 33-36.
38. Королева, К. П. Межпредметные связи и их влияние на формирование знаний и способов деятельности учащихся (на материале истории и литературы 8 класса): дис... канд. пед. наук. / К. П. Королева. - Москва, 1968. - 127 с.
39. Крестников, С. А. Интегративные уроки как одно из средств реализации межпредметных связей физики с математикой (на примере курса физики 9 класса): дис... канд. пед. наук. / С. А. Крестников. - Челябинск, 1992. - 217 с.
40. Кравченко Н. Ю. Физика: учебник и практикум для СПО / Н.Ю. Кравченко. - Москва: Издательство Юрайт, 2016. - 300 с.
41. Кулагин, П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения: учебное пособие / П. Г. Кулагин. - Москва: Просвещение, 1982. - 96 с.
42. Кулев, А. В. Общая биология. 7-9 класс: Методическое пособие / А. В. Кулев. - Санкт - Петербург: «Паритет», 2001. - 224 с.
43. Левина, М. М. Межпредметные связи как дидактическое условие формирования у учащихся научных понятий и знаний о методах / М. М. Левина
//Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. - Москва, 1973. - С.51-60.
44. Лошкарева, Н. А. Место межпредметных связей в системе дидактических принципов советской педагогики / Н. А. Лошкарева // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. - Москва, 1973. - Ч. 1. - С. 35 - 39.
45. Максимова В. Н. Межпредметные связи в обучении биологии: учебное пособие / В. Н. Максимова, Н. В. Груздева - Москва: Просвещение, 1987. - 192 с.
46. Максимова, В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: учебное пособие / В. Н. Максимова, - Москва: Просвещение, 1984. - 143 с.
47. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: учеб. пособие / А. В. Усова, В. П. Орехов, С. Е. Каменецкий [и др.]. - Москва: Просвещение, 1990. - 319 с.
48. Нечаев, А. П. Чудеса без чудес / А. П. Нечаев //Простейшие электрические явления. Физика: приложение к газете "Первое сентября». - 1994. - № 17. - С. 4-5.
49. Основы методики преподавания физики: Общие вопросы: /Под ред. Л. И. Резникова, А. В. Перышкина, П. А. Знаменского. - Москва: Просвещение, 1965. - 372 с.
50. Перышкин, А. В. Физика: учебник для 7 класса / А. В. Перышкин, Н. А. Родина. - Москва: Просвещение, 2016. - 175 с.
51. Перышкин, А. В. Физика: учебник для 8 класса / А. В. Перышкин, Н. А. Родина. - Москва: Просвещение, 2016. - 191 с.
52. Перышкин, А. В. Физика 9 класс: учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. - Москва: Дрофа 7-е изд., 2004. -256 с.
53. Пурышева, Н. С. Физика 7 класс: учебник / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская -Москва: Дрофа. 7-е изд., 2011. - 224 с.
54. Пурышева, Н. С. Физика 8 класс: учебник / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская - Москва: Дрофа. 7-е изд., 2011. - 256 с.
55. Пурышева, Н. С. Физика 9 класс: учебник / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская - Москва: Дрофа. 7-е изд., 2011. - 285 с.
56. Рудакова, И. А. Междисциплинарные исследования и проблема формирования интегративной педагогики / И. А. Рудакова // Культурная жизнь Юга России. - 2014. - № 3. - С. 57-61.
57. Синяков, А. П. Дидактические подходы к определению понятия «межпредметные связи» учителей [Электронный ресурс] / А. П. Синяков - Режим доступа : http: //cyberleninka.ru/
58. Старцева, Е. А. Реализация межпредметных связей физики и математики в средней школе: дис. ... канд. пед. наук / Старцева Е. А. - Москва, 2000. - 170 с.
59. Стрельников, П. А. Интеграционные образовательные процессы / П. А. Стрельникова //Профессиональное образование: теоретические и прикладные аспекты лингводидактики. - 2016. - № 1. -С. 8-26
60. Тоболкина, И. Н. Управление внедрением междисциплинарного обучения / И. Н. Тоболкина //Стратегия междисциплинарного обучения: Материалы I Областной научно - практической конференции. - Томск: Томский ЦНТИ, 2005. - С.14 - 25.
61. Усова, А. В. Психолого - дидактические основы формирования физических понятий: учебное пособие / А. В. Усова. - Челябинск: Челябинский рабочий, 1988. - 86 с.
62. Ушинский, К. Д. Сочинения: в 5 т. / К. Д. Ушинский. - Москва: Просвещение, 2005. - Т.5. - 355 с.
63. Ушинский, К. Д. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / А. Н. Алексеева; под ред. - Москва: Просвещение, 1972. - 407 с.
64. Федоровой, В. Н. Межпредметные связи естественно¬математических дисциплин: учебное пособие для учителей /В. Н. Федоровой. - Москва: Просвещение, 1980. - 208 с.
65. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1 %8B/543
66. Филонович, Н. В. Физика 7 класс: Методическое пособие / Н. В. Филонович. - Москва: Дрофа,2014. -189 с.
67. Философский словарь / под ред. И. И. Фролова - Москва.: Политиздат, 1987. - 590 с.
68. Чехов, А. П. Свадьба: Полное собрание сочинений и писем / А. П. Чехов. - Москва: Наука, 1974-1982. -232 с.
69. Шахмаев, Н. М. Физика: учебник для 10 класса сред. школы /Н. М. Шахмаев, С. Н. Шахмаев, Д. Ш. Шодиев. - Москва: Просвещение, 1991. - 240 с.
70. Якубель, Г. И. Междисциплинарные связи педагогики как фактор повышения качества подготовки учителей начальных классов / Г. И. Якубель // Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы. - Минск: БГПУ, 2013. - С. 98-100.
71. Kaplan S.N. A Transition Curriculum//Exceptionality Education Canada: Vol.-№1. -1991. - p.5-26.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ