Введение
1 Теоретические основы управления проектами 7
1.1 Сущность, виды и формы проектов 7
1.2 Методология управления проектами 16
1.3 Методы оценки экономической эффективности проекта 23
2 Анализ рынка и компании ООО «Колибри Ко» 36
2.1 Анализ рынка фотоуслуг 36
2.2 Организационно-экономическая характеристика организации 47
3 Разработка проекта развития бизнеса компании ООО «КолибриКо» 69
3.1 Разработка проекта 69
3.2 Экономическая оценка проекта 79
3.3 Оценка рисков проекта 88
Заключение 95
Список сокращений 98
Список использованных источников 99
Приложение А Бухгалтерский баланс 105
Приложение Б Отчет о финансовых результатах 107
Приложение В Устав проекта 108
Приложение Г Таблица рисков 110
Фотоуслуги имеют богатую историю. С момента появления фотографии, она быстро нашла себе коммерческое применение. В последние годы к фотографии проявляется повышенный интерес, и как к хобби, и как к заработку. Заметен рост продаж фототехники, проводятся профильные выставки и мероприятия. Фотография стала неотъемлемой частью нашей жизни. Усовершенствование фототехники, а так же распространение компьютерных и цифровых технологий делает вопрос изучения повседневной фотографии особенно актуальным. На современном этапе развитие цифровой фотографии происходит, в основном, благодаря электронным и информационным технологиям.
Фотоуслуги - результат непосредственного взаимодействия исполнителей и потребителя, а также деятельность исполнителей, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей потребителей (заказчиков) в фотосъемке, химико-фотографической обработке фотопленок, изготовлении фотоотпечатков (фотоснимков) на фотобумаге и на различных изделиях [1].
Современный этап развития фотоуслуг связан с инновациями в области цифровой фотографии и появлением фотоаппаратуры нового поколения.
Наряду с этим, статистические показатели двух последних лет свидетельствуют об ухудшении результатов хозяйственной деятельности оказывающих фотоуслуги населению.
Положительная динамика продаж цифровой сопровождается снижением объемов предоставляемых уменьшением количества приемных пунктов и фотолабораторий. B связи с этим возникает необходимость в исследовании особенностей современного рынка фотоуслуг и причин трансформации условий хозяйствования в этой сфере.
Современные телекоммуникационные технологии и средства цифровой обработки изображений позволили сделать доступными для широкого круга фотолюбителей принципиально новые виды фотоуслуг.
Предприятия, оказывающие фотоуслуги, для обеспечения своего развития вынуждены изменять приоритеты своей деятельности, в том числе подходы в борьбе за потребителя, разрабатывать новые виды услуг и внедрять новые формы обслуживания.
Поэтому крупным игрокам на рынке фотоуслуг целесообразно активно инвестировать в новые проекты, связанные с применением цифровых технологий и развитием технического прогресса.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Принятие решения о реализации бизнес-проекта является серьезным шагом в развитии любого предприятия.
Руководитель любого предприятия в первую очередь оценивает целесообразность реализации проекта. При этом следует опираться на общепризнанные экономические показатели, и обратить внимание на производственный потенциал предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы выступает разработка и оценка проекта развития компании на примере ООО «Колибри Ко».
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретические и методические подходы к решению исследуемой проблемы и выбрать инструментарий
2) Выполнить анализ рынка и деятельности компании ООО «КолибриКо»
3) Разработать проект по развитию бизнеса компании ООО «Колибри Ко»
4) Выполнить расчет экономической эффективности проекта
5) Выполнить оценку рисков проекта
Практическая значимость работы заключается в разработке проекта развития предприятия по внедрению новых видов услуг и новых форм обслуживания, с учетом маркетингового окружения и возможных рисков, обеспечивающего получение значительного эффекта в кратчайшие сроки, что важно для выживания, развития бизнеса, имиджа и повышения прибыли ООО «Колибри Ко» в условиях кризиса.
Объектом настоящего исследования выступает проект развития бизнеса компании ООО «Колибри Ко» по услугам фотокабин.
Предметом исследования выступает совокупность принципов, методов и мероприятий реализации проекта по новым услугам компании ООО «Колибри Ко», а именно, установка фотокабин в торгово-развлекательных центрах города Красноярска.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, программные документы и постановления правительства РФ, другие законодательные акты по вопросам организационно-правового обеспечения и экономического регулирования торговой деятельности. В выпускной квалификационной работе использованы абстрактно-логический, расчётно-конструктивный, монографический методы научных исследований.
Источниками информации для исследования выступили: данные финансовой и управленческой отчетности ООО «Колибри Ко» за 2013-2015гг.; маркетинговые исследования, представленные в открытых источниках; монографическая литература, учебники и публикации в периодической печати по проблеме исследования.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Компания ООО «Колибри Ко» - лидер на Красноярском рынке фототоваров и услуг. Сейчас компания представлена в виде розничной сети из 3 торговых точек, из которых 3 оснащены цифровыми минифотолабораториями Noritsu, позволяющие печатать до 20 000 снимков и проявлять до 800 пленок в смену. Компания «Колибри Ко» предлагает широкий ассортимент цифровых фотоаппаратов и видеокамер, студийного оборудования, оптических приборов и аксессуаров. Также компания осуществляет услуги фотопечати, изготовления сувенирной продукции, широкоформатной печати.
Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Колибри Ко» позволяет сделать следующие выводы. Объемы деятельности предприятия в динамике сокращаются. Для стабилизации положения предприятия необходимо разработать бизнес-проект дальнейшего развития, который позволит вернуть спрос со стороны клиентов, привлечь новых, увеличить объемы выручки, повысить эффективность деятельности и имидж предприятия в целом.
Анализ рынка показал, что в настоящее время на рынке фотоуслуг в городе Красноярске работают 54 фирмы, которые предоставляют фотоуслуги различных категорий. Условно можно выделить следующие виды участников рынка фотоуслуг: крупные и средние предприятия, имеющие разветвленную торговую сеть и свои лаборатории; небольшие предприятия, имеющие 1-2 приемных пункта и лабораторию; предприниматели, часто не имеющие своего оборудования и выступающие перепродавцами услуги.
Основные конкуренты «Колибри Ко»: «Олимпус», «Fuji», « Kodak».Так же, анализ рынка показывает целесообразность внедрения фотокабин в ТРЦ Красноярска, так как рынок ещё не насыщен данной услугой.
Предприятие « Колибри Ко» имеет значительные резервы расширения деятельности. Так, в настоящий момент ООО «Колибри Ко» реализует ограниченное число направлений деятельности. Мониторинг рынка и запросы клиентов компании показал, что существует потребность в услугах фотокабин.
Устройство работает довольно просто - в кабине установлена зеркальная камера, фотопринтер, свет - все так, как в маленькой фотостудии. Происходит съемка нескольких кадров, они формируются в заранее выбранный шаблон и через несколько секунд пользователь получает готовое фото. Стационарная модель предназначена для установки внутри помещений с большим скоплением людей. Каркас фотобудки состоит из разбираемой профильной системы и панелей ПВХ, которые легко брендируются. В фотокабине возможно делать развлекательные фотографии, а также распечатывать снимки из приложения Instagram. На сегодняшний день данная социальная сеть набирает все большее число подписчиков, которые с огромным удовольствием пользуются услугами данного терминала, и одни и те же люди зачастую возвращаются к нему несколько раз. Одним из способов повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия является расширение направлений деятельности. Без выявления резервов роста прибыли и их использования, невозможно увеличить размер прибыли предприятия. Основными источниками резервов роста прибыли являются увеличение объемов реализации услуг, снижение себестоимости, повышение качества услуг, реализация на более выгодных рынках сбыта.
Прибыль ООО «Колибри Ко» может возрасти в результате дальнейшего увеличения объемов выручки, повышения удельного веса товаров и услуг с более высокой рентабельностью, снижения себестоимости продаж, роста цен на товары. Ассортимент товаров и услуг оказывает непосредственное влияние на прибыль. При изменении структуры ассортимента в направлении повышения удельного веса товаров и услуг с более высокой рентабельностью обеспечивается дополнительный прирост прибыли.
В качестве проекта развития компании ООО «Колибри Ко» предлагается расширение услуг компании за счет установки фотокабин в торгово-развлекательных центрах с возможностью аренды на торжественные мероприятия. В настоящий момент услуги фотокабин набирают популярность, данный рынок находится на стадии активного развития.
Для реализации данного проекта будет необходимо приобретение фотокабин. Первоначально предлагается покупка одной стационарной и одной передвижной фотокабины для реализации возможности сдачи ее в аренду на торжественные мероприятия: свадьбы, дни рождения, корпоративные мероприятия, вечеринки и т.д.
Расчет экономической эффективности инвестиционного проекта показала, что финансирование проекта за счет использования собственных и заемных средств более эффективно. Предприятию целесообразнее воспользоваться смешанной схемой финансирования: банковский кредит - 400 тыс. руб. и собственные средства - 63 тыс. руб.
В результате реализации проекта прибыль от продаж составит 3668,76 тыс. руб., что выше показателя 2015 года на 35%. Т.к. фотокабины являются весьма рентабельными - 64,4% общая рентабельность продаж предприятия повысится с 7,8% до 10,2%.
NPV составляет 2342,8 тыс.руб., индекс доходности 7,92 ед., IRR - 788%. Срок окупаемости составит 5 месяцев.
В качестве факторов для анализа чувствительности были выбраны:
1) капитальные вложения (инвестиции);
2) цена на услуги;
3) стоимость расходных материалов;
4) условно-постоянные затраты;
5) норма дисконта;
6) процент по кредиту.
Анализ чувствительности показал, что наибольшее влияние на NPV оказывает цена на услуги печати, т.е. для реализации проекта важное значение имеет стабильность стоимости печати и отсутствие демпинга цен со стороны конкурентов.
1. ГОСТ Р 52112-2003 Услуги бытовые. Фотоуслуги. Общие технические условия. — Введ. 01.01.2004. —Москва : Госстандарт, 2004. -15 с.
2. Коссов, В. В. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов : учеб. пособие / В. В. Коссов, В. Н. Лившиц, А. Г. Шахназаров.- Москва: Экономика, 2014. - 421 с.
3. Заренков, В. А. Управление проектами: Учеб. пособие. - 2-е изд. / В. А.Заренков.- Москва: АСВ, 2010. - 312 с.
4. PMBOK Руководство к своду знаний по управлению проектами. Стандарт управления проектами. - Введ. 01.01.2013 - США: Project Management Institute, 2013.- 614 с.
5. Управление проектами: учебник для бакалавров / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко. - Москва : Юрай, 2013. — 383 с.
6. Управление проектом. Основы проектного управления : учебник / М.Л. Разу[и др.]. — Москва : КНОРУС, 2010. — 760 c.
7. Боронина, Л. Н. Основы управления проектами : учеб. пособие /Л. Н . Боронина, З. В. Сенук. —Урал : Урал.ун-та, 2015. — 112 с.
8. Ивасенко, А.Г. Управление проектами : учеб. пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, А.О. Сизова. - Новосибирск: СГГА, 2010. - 202 с.
9. Масловский, В. П. М31 Управление проектами. [Электронный ресурс] : конспект лекций / В. П. Масловский. - Красноярск : ИПК СФУ, 2008.- Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru.
10. Войку, И. П. Управление проектами: Конспект лекций / И. П. Войку. — Псков: Псковский государственный университет, 2012. — 204 с.
11. Маренков, Н. Л. Инноватика: учебное пособие / Н. Л. Маренков.— Москва: Либроком, 2013. — 304 с.
12. Беляева, С. А. Роль планирования в процессе управления инновационными проектами / С. А.Беляева // Организатор производства. —2015. — № 4. — С. 84-87.
13. Блохина, Т. Рынок институционных инвестиций: состояние и перспективы / Т. Блохина //Вопросы экономики. - 2016. -№ 1. - С. 12-15.
14. Управление проектами. Фундаментальный курс : учебник / А. В. Алешин, В. М. Аньшин, К. А. Багратиони. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — 620.
15. Новиков, Д. А. Управление проектами: организационные механизмы: учеб. пособие / Д. А. Новиков. - Москва: ПМСОФТ, 2010. - 140 с.
16. Сооляттэ, А. Ю. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика : учебник / А. Ю. Сооляттэ. — Москва: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. — 816 с.
17. Услуги фотографии: практич. пособие / А.С. Иволгина, О.Н. Вапнярская, Н.В. Давыдова. — Москва: Бионформсервис, 2016. —32.
18. Емельянов, Л. В. В 2015г. продано 350 млн. цифровых фотокамер / Л. .В Емельянов // Фотодело. —2016. — №7. — С. 24—33.
19. Баринов, В. А. Организационное проектирование: учебник / В. А. Баринов. — Москва: ИНФРА-М, 2013. —384 с.
20. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 5-е изд./ Р. А Фатхутдинов. — Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 448 с.
21. Морозов, Ю. П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. перераб. и доп./ Ю. П. Морозов, А. И. Гаврилов, А. Г. Городнов. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 471 с.
22. Горфинкель, В. Я. Инновационный менеджмент: Учебник / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Б. Н. Чернышева. 2—е изд., перераб. и доп. Москва : Вузовский учебник, 2012. — 464 с.
23. Туккель, И. Л. Управление инновационными проектами: Учебник / И. Л. Туккель, А. В. Сурина. Н. Б. Культин / Под. ред. И. Л. Туккеля. — Санкт- Петербург: БХВ-Петербург, 2012. — 416 с.
24. Туккель, И. Л. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: Учеб. пособие / И. Л. Туккель, С. Н. Яшин, Е. В. Кошелев, С. А. Марков. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2013. — 240 с.
25. Управление проектами : Учебное пособие / В. Д. Шапиро [и др.]. Санкт-Петербург.: «ДваТри», 2012. - 610 с.
26. Прудский , В. Г. Стратегическое и проектное управление / В. Г. Прудский // Перм. гос. нац. исслед. ун-т. -2015. - № 7. - 22 с.
27. Румянцев, А. А. Менеджмент инновации. Как научную разработку довести до инновации: учебное пособие / А. А. Румянцев. Санкт-Петербург.: «Бизнес-пресса», 2013. - 200 с.
28. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации : федеральный закон Рссийской Федерации от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015).[сайт]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru
29. Катасонов, В. Ю. Проектное финансирование: организация, управление риском, страхование: учеб. Пособие/ В. Ю. Катасонов, Д. С.Морозов. - Москва: «Анкил», 2014. - 272 с.
30. Лапыгин, Ю. Н. Оценка эффективности проектного управления/ Ю. Н. Лапыгин // Экономический анализ: теория и практика. -2016. -№ 1.-С.50-53.
31. Цветков, А. Н. Менеджмент: учеб. Пособие/ А. Н. Цветков. - Санкт- Петербург: Питер, 2014. - 256 с.
32. Гончаренко С. Управление проектами / С. Гончаренко // Управление качеством. - 2015. - № 8. - С. 44-46.
33. Андреев, В.И. Саморазвитие менеджера: учеб. пособие/ В.И. Андреев. - Москва: Дело, 2014. -275 с.
34. Бовин, А. А. Управление инновациями в организации: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. 2-е изд., стер. -Москва: Омега-Л, 2013. - 415 с.
35. Попов, Ю. И. Управление проектами: Учеб. пособие/ Ю. И. Попов, О. В. Яковенко. -Москва: ИНФРА-М, 2014. - 208 с.
36. Сурин, А. В. Инновационный менеджмент: учебник/ А. В. Сурин О. П. Молчанова. -Москва: ИНФРА-М, 2013. - 368 с.
37. Мазур, И. И. Управление проектами: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И. И. Мазур. - Москва: Омега-Л, 2013. - 960 с.
38. Управление проектами в машиностроении: Учеб. пособие / Ю. С. Перевощиков [и др.]. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 233.
39. Хотяшева , О. М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. 2-е изд./ О. М. Хотяшева. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 384 с.
40. Зуб, А. Т. Управление проектами : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб. — Москва : Юрайт, 2014. - 422 с.
41. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. - Москва: Проспект, 2013 - С.320.
42. Грабовой, П.Г. Организация, планирование и управление строительством: учебник / Под общ. ред. П. Г. Грабового и А. И. Солунского. - Москва: Проспект, 2012. - 528 с.
43. Баранчеев, В. П. Управление инновациями: учебник / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2014.- 711 с.
44. Основы управления проектами в компании : учебное пособие по дисциплине, специализации, специальности "Менеджмент организации"/ В. Н. Фунтов [и др.].- Санкт-Петербург: Питер , 2011. - 394 с.
45. Дульзон, A. A. Управление проектами: учебное пособие/ А.А. Дульзон; Национальный исследовательский Томский политехнический университет.-3-е изд., перераб. и доп. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012.-334с.
46. Сироткин, С.А. Экономическая оценка инвестиционных проектов: учеб. пособие/ Сироткин С.А. , Н.Р. Кельчевская. — Москва: Юнити-Дана, 2011. - 312 с.
47. Афонин, А.М. Управление проектами: учебное пособие / А.М.
Афонин, Ю.Н. Царегородцев, С.А. Петрова. — Москва: Форум, 2010. — 184 c.
48. Гонтарева, И.В. Управление проектами: Учебное пособие / И.В. Гонтарева, Р.М. Нижегородцев, Д.А. Новиков. — Москва: ЛИБРОКОМ, 2013. — 384 c.
49. Коваленко, С.П. Управление проектами: Пректическое пособие / Санкт-Петербург. Коваленко. — Минск: Тетралит, 2013. — 192 c.
50. Ларсон, Э.У. Управление проектами: Учебник / Э.У. Ларсон, К.Ф. Грей; Пер. с англ. В.В. Дедюхин. — Москва: ДиС, 2013. — 784 c.
51. Лич, Л. Вовремя и в рамках бюджета: Управление проектами по методу критической цепи / Л. Лич; Перевод с английского У.В. Саламатова. — Москва: Альпина Пабл., 2010. — 354 c.
52. Ньютон, Р. Управление проектами от А до Я / Р. Ньютон; Перевод с английского А. Кириченко. — Москва: Альпина Пабл., 2013. — 180 c.
53. Перевощиков, Ю.С. Управление проектами в машиностроении: Учебное пособие / Ю.С. Перевощиков. — Москва: ИНФРА-М, 2014. — 233 c.
54. Полковников, А.В. Управление проектами. Полный курс МВА / А.В. Полковников, М.Ф. Дубовик. — Москва: Олимп-Бизнес, 2013. — 552 c.
55. Романова, М.В. Управление проектами: Учебное пособие / М.В. Романова. — Москва: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА—М, 2013. — 256 c.
56. Бухалков, М.И. Организация производства и управление предприятием: Учебник / М.И. Бухалков. — Москва: ИНФРА-М, 2013. — 506 c.
57. Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие / Н.Л. Зайцев. — Москва: ИНФРА-М, 2012. — 455 c.
58. Гукова, А.В. Управление предприятием: финансовые и инвестиционные решения: Курс лекций для бакалавров. Учебное пособие / А.В. Гукова, И.Д. Аникина, Р.С. Беков. — Москва: ФиС, ИНФРА-М, 2012. — 184 c.
59. Козловская, Э. Экономика и управление инновациями: учебник / Э. Козловская. — Москва.: Экономика, 2012. — 359 c.
60. Лукьянова, Т.В. Управление персоналом: Теория и практика.
Управление инновациями в кадровой работе: Учебно-практическое пособие / Т.В. Лукьянова. — Москва: Проспект, 2012. — 72 c.
61. Травин, В.В. Управление инновациями: Учебно-практическое пособие / В.В. Травин. — Москва: ИД Дело РАНХиГС, 2013. — 104 c.
62. Беляев, А.М. Производственный менеджмент: Учебник для бакалавров / А.М. Беляев, И.Н. Иванов, В.В. Лобачев; Под ред. И.Н. Иванов— Москва: Юрайт, 2013. — 574 c.
63. Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. — Москва: ИНФРА-М, 2013.— 416 c.
64. Вишняков, Я.Д. Инновационный менеджмент. Практикум: Учебное пособие / Я.Д. Вишняков, К.А. Кирсанов, С.П. Киселева. — Москва: КноРус, 2013. — 326 c.
65. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент: Практикум / В.М. Кожухар. — Москва: Дашков и К, 2013. — 200 c.
66. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. — Москва: Форум, 2013. — 256 c.
67. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. — Москва: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 248 c.
68. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. — Москва: Дашков и К, 2013. — 432 c.
69. Стрекалова, Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 352 c.
70. Лосев, В. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей / В. Лосев. — Москва: Вильямс, 2013. — 208 c.