СОДЕРЖАНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Аналитическая часть 7
1.1 Реинжиниринг бизнес-процессов торговых предприятий 7
2 Научно-исследовательская часть 23
2.1 Анализ текущего состояния предметной области 23
2.2 Применение информационных технологий при разработке моделей и
регламентов организации деятельности предприятий 28
2.3 Основные аспекты регламентации бизнес-процессов 33
3 Практическая часть 36
3.1 Анализ деятельности предприятия 36
3.1.1 Общая информация о предприятии 36
3.1.2 Стандарты управления 36
3.1.3 Анализ системы документации 37
3.1.4 Анализ используемых на предприятии информационных систем .. 41
3.1.5 Организационная структура 42
3.1.6 Функциональная модель 44
3.2 Анализ основных бизнес-процессов предприятия 45
3.2.1 SWOT-анализ 45
3.2.2 Моделирование бизнес-процессов 47
3.3 Осуществление регламентации бизнес-процессов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Существует большое количество торговых предприятий в России, бизнес-процессы которых четко не регламентированы, а это означает, что их деятельность ведется на основе каких-либо устоявшихся правил внутри компании. Все сотрудники таких организаций четко знают эти правила и успешно осуществляют свою работу. Однако, при подобной организации возможны потери финансовых, материальных или человеческих ресурсов, чего нельзя допускать. Это же относится к взаимодействию подразделений торговых предприятий. Ведь без четкой регламентации бизнес-процессов, возможны повторения одних и тех же ошибок в различных подразделениях.
Актуальность. Нужно внедрять все глубже и глубже регламентацию бизнес-процессов в торговые предприятия и, таким образом, не повторять одни и те же ошибки несколько раз.
Таким образом, тема данной диссертационной работы представляется актуальной.
Научная новизна. В работе предлагается методологический подход к разработке регламентов бизнес-процессов торговых предприятий малого и среднего бизнеса.
Цель исследования состоит в повышении эффективности взаимодействия подразделений на торговых предприятиях малого и среднего бизнеса путем внедрения методологического подхода к разработке регламентов бизнес-процессов.
Задачи исследования. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- анализ проблем возникающих на торговых предприятиях малого и среднего бизнеса;
- выявление особенностей взаимодействия подразделений на торговых предприятиях малого и среднего бизнеса;
- анализ действующей системы регламентации;
- разработка методики написания регламентов бизнес-процессов;
- проведение опытной проверки и внедрение результатов диссертационного исследования.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные теории и концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Практическая значимость результатов диссертации заключается в апробации на предприятии «Консультант Плюс Илан» предложенной методики по написанию регламентов бизнес-процессов.
Результаты диссертации были представлены на IX Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» Российской академии естествознания (г. Москва, 2017).
Одной из проблем торговых предприятий малого и среднего бизнеса, является отсутствие регламентов на осуществление типовых бизнес- процессов. Из-за этого новые сотрудники организаций могут столкнуться с трудностями и непониманием поставленных перед ними задач.
В результате диссертационного исследования были проанализированы проблемы функционирования торговых предприятиях малого и среднего бизнеса и выявлены особенности внедрения системы написания регламентов на таких предприятиях.
Разработанная методика написания регламентов включает девять основных этапов. Результатом первых шести этапов становится последовательность действий при осуществлении каких-либо бизнес- процессов. Затем возможен сбор показателей и обработка исключительных ситуаций.
Предложенная методика была апробирована на предприятии «Консультант Плюс Илан», занимающимся продажей и сопровождением справочно-правовой системы Консультант Плюс.
Все проведенные работы позволяют считать разработку методики написания регламентов эффективным мероприятием и надеяться на повышение эффективности взаимодействия подразделений торговых предприятий.
1. Авдеев П.Л. «Совершенствование организационно¬функционального комплекса стандартов, регламентов и процедур реализации бизнес-процессов корпорации», Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Южный федеральный университет, 2011.
2. Адрианова Т.Р. «Регламентация как эффективный инструмент
развития деятельности службы закупок и обеспечения производства предприятий», ООО «Эс-Си-Эм Консалтинг», 2015.
3. Александрова Е.Н, Потапенко И.А. «Концепция, структура и функции системы продаж», ООО «ХОРС», 2013.
4. Алябьева Е.М. «Реинжиниринг бизнес-процессов: Регламентация работ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Поволжский государственный университет сервиса, 2014.
5. Валеева Ю.С. «Анализ и оценка эффективности бизнес-процессов торгового предприятия», Автономная некоммерческая образовательная организация "Институт эффективных технологий", 2013.
6. Варфоломеев В.П, Кондратова С.В, Захарова М.В. «Управление компанией по ключевым показателям эффективности», 2016.
7. Волкова М.В, Полищук М.И, Мамедова В.А, «Реинжиниринг бизнес-процессов», Издательство «Научное образование», 2016.
8. Головкова А.С. «Управление организацией на основе процессного подхода», Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Белгородский университет кооперации, экономики и права", 2013.
9. Доренская И.Н. «К вопросу об оптимизации бизнес-процессов в торговых организациях», Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Белгородский университет кооперации, экономики и права", 2009.
10. Евдокимова А.Б, Ильин И.В. «Реинжиниринг бизнес-процессов в организации как инструмент антикризисного управления», 2016.
11. Елиферов Е.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление, Издательство «Инфра-М», 2009. - 319 с.
12. Кузнецов Н.В. «Управление эффективностью работы персонала в условиях высокой динамики бизнес-среды», Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кисловодский институт экономики и права, 2014.
13. Курочкина А.А., Семенова Ю.В., Десфонтейнес Л.Г. «Система оценки ценностных ориентаций и работоспособности персонала торгового предприятия», 2015.
14. Марченко И.С. «Процессный подход как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий розничной торговли», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова", 2009.
15. Морозова Л.Б. «Создание и внедрение корпоративных стандартов», ООО «Гребенников», 2014.
16. Нодельман М.О. «Оценка и повышение эффективности работы производственных подразделений предприятия», ООО «Научно-техническое издательство Машиностроение», 2009.
17. Репин В.В. «Бизнес-процессы компании. Построение, анализ, регламентация», Издательство «Стандарты и компания», 2007. - 240 с.
18. Рындина С.В., Лазунко А.Г., Люлякина Д.Н. «Описание и регламентация бизнес-процессов на примере компании по производству дверей и комплектующих», ООО «Центр анализа и развития кластерных систем», 2015.
63
19. Ситникова О. «Нотация IDEF0»: научная статья / О. Ситникова // ECM-Journal. - 2013. - №1 - С. 16-21.
20. Скрудзин Е.А., Лещенко Н.П. «Регламентация бизнес-процессов в корпоративных структурах», Негосударственное (частное) образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирская академия финансов и банковского дела", 2010.
21. Соколова И.А., Прохорова Н.А. «Организация бизнес-процессов на предприятиях, предоставляющих услуги», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Поволжский государственный университет сервиса, 2010.
22. Соломатина А.Н. «Экономика и организация деятельности торгового предприятия»: учеб. пособие / А.Н. Соломатина. - Москва: Инфра- М, 2000. - 295 с.
23. Тельнов Ю.Ф. «Реинжиниринг бизнес-процессов: Компонентная методология», Издательство «Финансы и статистика», 2005. - 319 с.
24. Теплов В.И. «Реинжиниринг бизнес-процессов как методологическая основа реструктуризации торгового бизнеса», Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Белгородский университет кооперации, экономики и права", 2012.
25. Харитонова Г.Г., Поляничко В.С. «Регламентация бизнес-
процессов компании», ООО «Редакция газеты Морские вести России», 2010.
26. Шарипоф Т.Ф. «Оптимизация организационной структуры в условиях модернизации планирования деятельности предприятия на современном этапе», Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Оренбургский государственный университет", 2010.
27. Ясовский В. Б. Основы построения организационной структуры: учеб. пособие / В. Б. Ясовский // ИНТУИТ. - 2006. - № 2. - С. 34-76.
28. Ануфриева Е. П. Функциональная модель. [Электронный ресурс]: каталог изданий / Е. П. Ануфриева // Электрон. статья. - Режим доступа: http: //www.itstan.ru/
29. «Консультант Плюс Илан». [Электронный ресурс] - режим доступа: http://http://ilan-ric.ru
30. Правовая регламентация торговой деятельности. [Электронный ресурс]: электронная статья. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=28083787
31. «Современная тенденции развития торговли РФ». [Электронный ресурс] - режим доступа: http://science-
bsea.narod.ru/2006/ekonom_2006_2/kramarev_sovrem.htm
32. Регламентация как средство повышения эффективности функционирования торговых предприятий (статья) // Зиганшин Д.С., Пивоваров М.И.; IX Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс] - Москва: Российская академия естествознания, 2017.