Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В ПЕРИОД ГРУЗИНО-ЮГООСЕТИНСКОГО КОНФЛИКТА: ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ РОССИИ.

Работа №2529

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы135стр.
Год сдачи2009
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1309
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теория информационной войны……………………………………..15
1.1 Понятие «информационной войны»………………………………..15
1.2 Виды информационного противоборства………………………….19
1.3 Методы влияния на массовое сознание…………………………….20
1.4 Подходы к теории информационных войн в развитых
странах мира……………………………………………………………...25
Глава 2. Информационная война в период грузино-югоосетинского конфликта………………………………………………………………………..31
2.1 Методология проведения информационной войны вокруг
конфликта в Южной Осетии в августе 2008……………………………32
2.2 Информационно-психологическое противоборство в СМИ………36
2.3 Освещение грузино-югоосетинского конфликта
в мировых СМИ…………………………………………………………..45
2.4 Причины поражения в информационной войне……………………69
Заключение………………………………………………………………………73
Список использованных источников…………………………………………..78
Приложение……………………………………………………………………...85


ВВЕДЕНИЕ
Большинство ведущих стран мира в настоящее время рассматривают информационную войну в качестве эффективного средства достижения целей на международной арене. На сегодняшний день нельзя назвать ни одного важного политического события, которое не сопровождалось бы серьезной информационной поддержкой. К наиболее масштабным акциям информационно-психологического воздействия на общественное сознание можно отнести холодную войну США-СССР, пропагандистскую кампанию вокруг войны в Ираке, цветные революции в странах СНГ, а в новейшей истории - противостояние российских и западных СМИ в период грузино-югоосетинского конфликта.
Человечество вступило в период информационных войн в начале ХХ века, когда пропагандистские структуры были созданы в США, Великобритании, Франции и Италии. На заре своего появления идеологические ведомства использовали две элементарные операции: отбор новостей под определенным углом зрения для передачи целевой аудитории, а также изменение масштаба значимости события в соответствии с политической целью.
Технические достижения в области средств массовой информации второй половины ХХ - начала XXI века привели к глобализации информационного пространства. Благодаря быстрому развитию систем связи и телекоммуникаций информационное пространство связало все государства, фактически стерев границы между ними. Через систему глобального телерадиовещания, все важные события в мире, как с соответствующими комментариями, так и специально подобранными фактами моментально доставляются по всему миру. Телевидение и Интернет превратились в мощнейший фактор влияния на картину мира как отдельного человека, так и политическую и экономическую элиту целых государств.
Психоаналитик и философ Э. Фромм считал, что манипуляция общественным мнением представляет собой одну из серьезнейших проблем политической жизни. «Гипнотические методы, используемые в рекламе и политической пропаганде, представляют собой серьезную угрозу психическому здоровью, особенно ясному и критическому мышлению и эмоциональной независимости. Я нисколько не сомневаюсь в том, что тщательные исследования покажут, что употребление наркотиков наносит здоровью человека гораздо меньший вред, чем различные методы «промывания мозгов» - от подпороговых внушений до таких полугипнотических приемов, как постоянное повторение» . Сегодня человек практически не имеет возможности самостоятельно полноценно проанализировать ситуацию. Чтобы сформировать объективную картину события и принять правильное решение необходимо найти и обработать колоссальный объем информации, причем в условиях резкого дефицита времени.
Эффективность манипулятивного влияния через средства массовой информации обусловлена тем, что современное общество превращается из индустриального в информационное . Трансформация в свою очередь привела к появлению новых форм конфликтов. В современных условиях информационное противоборство принимает формы информационно-психологическаой агрессии, информационно-психологической экспансии, и информационно-психологической войны.
Управление информационными потоками превратилось в решающий фактор мирового доминирования. Пожалуй, первыми это осознали американцы. В 1996 году Министерство обороны США приняло «Доктрину борьбы с системами контроля и управления». Документ определяет информационную войну как: «объединенное использование приемов и методов безопасности, военного обмана, психологических операций, радиоэлектронной борьбы и физического разрушения объектов системы управления, поддержанных разведкой, для недопущения сбора информации, оказания влияния или уничтожения способностей противника по контролю и управлению над полем боя, при одновременной защите своих сил и сил союзников, а также препятствование противнику делать тоже самое» . Таким образом, помимо земли, воздуха, моря и космоса, средой ведения боевых действий теперь называется и «инфосфера». Согласно американской военной доктрине, психика противника («human network») и информационная инфраструктура становятся основными объектами поражения в новых войнах.
Ведущие страны мира в настоящее время располагают мощным потенциалом информационного противоборства, который может обеспечить им достижение политических и экономических целей, тем более что отсутствуют международные юридические нормы ведения информационной борьбы. Наиболее развиты в этом отношении США, Китай, Франция, Великобритания, Германия, Израиль, но также ведут подготовку к информационной войне Индия, Куба, Северная Корея, Ливия, Иран и Сирия.
В 2001 году российским правительством была одобрена Федеральная целевая Программа «Электронная Россия на 2002-2010 годы». Таким образом, было положено начало созданию информационного общества в нашей стране. Одновременно стала актуальной проблема информационной безопасности как личности, так и общества в целом.
В концепции национальной безопасности нашей страны информационной сфере уделяется особая роль. «Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере, - отмечается в Концепции. - Серьезную опасность представляют собой стремления ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранность информационных ресурсов, получения несанкционированного доступа к ним».
В 2000 году была разработана Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, как официально принятая система взглядов на проблему обеспечения информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере. Вместе с тем, большинство российских специалистов в области информационного противоборства признают, что реализуется Доктрина пока недостаточно эффективно.
По мнению исследователей , образ России, ее народа в зарубежных СМИ и общественном мнении, даже в период обострения «холодной войны» был менее негативным, чем теперь, когда наша страна признала основополагающие ценности Запада - политический плюрализм и рыночную экономику. Русскому народу приписывают склонность к жестокости, насилию, мазохизму, тягу к разрушению. Современная Россия отражена как авторитарное, варварское и криминальное государство. Отход от безоговорочного равнения на США, элементарная защита своих национальных интересов, особенно в ближнем зарубежье, истолковывается Западом на уровне и высшего руководства, и пропаганды, как возврат России в имперское прошлое.
Настоящая дипломная работа посвящена изучению информационного противоборства в период «пятидневной войны» на Южном Кавказе в августе 2008 года. Стремление защитить жителей Южной Осетии и российский миротворческий контингент, находящийся в сепаратистском регионе по мандату ООН, с подачи грузино-американских пропагандистов было истолковано в СМИ США и Западной Европы как агрессия России против демократического государства - Грузии. Дезинформация, слухи, пропаганда, агитация, политические провокации, манипуляция общественным мнением, кибератаки - в информационной войне был применен широкий спектр методов воздействия на инфосферу противника. Информационная война, проводившаяся против России в скрытой форме, стала более значимой в кризисный период августа 2008, что связано с резким повышением роли информации в это время. Властные структуры противоборствующих сторон предпринимали максимальные усилия для контроля над информацией.
И, несмотря на победу в вооруженном столкновении, Россия проиграла войну информационную - таков неутешительный вывод большинства специалистов в области политического пиара по всему миру. Это поражение привело к серьезным репутационным потерям для нашей страны.
Актуальность выбора темы определяется необходимостью тщательного изучения информационной и психологической составляющих противоборства вокруг конфликта в Южной Осетии. События последнего времени подтверждают актуальность использования информационных ресурсов в сфере внешней политики как одной из ключевых национальных задач. Россия продолжает рассматриваться западными странами как потенциальный военный противник, поэтому следует учитывать, что методы ведения информационных войн отрабатываются иностранными военными и иными ведомствами в локальных вооруженных конфликтах.
Российское общество заинтересовано в создании государством эффективных структур, которые занимались бы формированием за границей объективного взгляда на российскую действительность без ретуши и преувеличений. Поэтому проанализировать ошибки в информационном освещении конфликта в Южной Осетии должны все участники государственной информационной политики, в том числе работники PR-структур, политологи, политтехнологи и журналисты.
Руководство нашей страны принимает некоторые меры. В составе Совета Безопасности Российской Федерации создана Межведомственная Комиссия по информационной безопасности, координирующая работы в этой области. Однако существующая система информационно-психологического обеспечения внешнеполитической деятельности российских властей при столкновении с реальной действительностью, особенные впервые часы конфликта в Южной Осетии, оказалась малоэффективной. Разработка и принятие комплекса мер, направленных на эффективное ведение информационного противоборства, становится приоритетным направлением укрепления безопасности России.
Объектом нашего исследования стала теория и практика ведения информационной войны, используемая для формирования общественного мнения при вооруженных конфликтах (в частности конфликте в Южной Осетии), на основе которого следует выработать практические пути обеспечения психологической безопасности политической элиты и населения России.
Предметом настоящей дипломной работы выступили приемы ведения информационной войны (внешнеполитическая пропаганда, публичная дипломатия, дезинформация, слухи, провокации, карикатуры, кибератаки и др.), отраженные в материалах традиционных СМИ и Интернет-пространстве России, Грузии, Южной Осетии, США и Западной Европы в период с 8 по 16 августа 2008 года.
Целью дипломной работы является анализ информационной кампании вокруг грузино-югоосетинского конфликта с выявлением ошибок и просчетов в информационном сопровождении внешнеполитических решений российского руководства в период военной «операции по принуждению к миру» Грузии с 8 по 16 августа 2008 года. Информационное освещение военных действий играло значительную роль, так как влияло на общественное мнение относительно действий той или иной стороны.
К задачам дипломной работы относятся:
- Изучение теории информационных войн, разработанной военными ведомствами ведущих стран мира;
- Исследование приемов и методов ведения информационного противоборства, использованных обеими сторонами грузино-югоосетинского конфликта;
- Осмысление причин поражения России в информационной войне в период грузино-югоосетинского конфликта (с 8 по 16 августа 2008 года);
- Определение направлений деятельности для оптимизации работы российских внешнеполитических ведомств при проведении операций информационного противоборства как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов.
Степень изученности проблемы. Информационная война как область научных исследований и практической деятельности имеет давнюю историю. Несмотря на то, что такие термины, как «информационное противоборство», «информационная борьба», «информационная война, «информационное оружие» вошли в научную теорию и практику относительно недавно (в частности, понятие «информационные операции» появилось в 1997 году), но, как явление объективного мира информационное противоборство зародилось достаточно давно .
На протяжении последних пятнадцати лет внимание российской науки к изучению феномена «информационных войн» непрерывно возрастает. Большинство исследователей приходят к выводу, что в начале XXI века информационная война есть доминирующий способ достижения политической, духовной, финансовой и экономической власти.
Большой вклад в изучение манипулятивных технологий как социального явления внесли В.Г. Красько , Г.В. Грачев, И.К. Мельник .
Сущность информационного пространства изучали исследователи В.С. Пирумов , В.Д. Попов , Г.Г. Почепцов , С.А. Модестов , В.А. Копылов , С. Паринов , С.Э. Зуев , В.Б. Вепринцев , И.Н. Панарин .
Доктор технических наук, профессор С.П. Расторгуев в книге «Информационная война» рас¬смотрел явление информационной войны с различных позиций, определив стратегию и тактику, цели, задачи и алгоритмы информационного противоборства. Основу взгляда ученого составляет разработанная им теория самозарождающихся и разрушающихся структур, которую он обосновывает математически. Российский исследователь сформулировал ключевые задачи, решение которых неизбежно для разработки кон¬кретной тактики и стратегии информационного воздействия.
Другим специалистом в области информационных войн является доктор филологических наук Г.Г. Почепцов. В своих работах ученый обратил внимание на возрастающую роль информационных войн в условиях современной цивилизации, подробно рассмотрел инструментарий воздействия и методы защиты.
Существенный вклад в изучение приемов информационно-психологической войны внес также А.В. Манойло, профессор кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД РФ. Ученый представил собственную концепцию информационной борьбы и государственной политики в условиях угрозы применения методов информационно-психологической войны против РФ. Концепция А.В. Манойло определяет структуры психологических операций как комбинацию нескольких элементов, включающих дезинформирование, лоббирование, манипулирование, шантаж и управление кризисами . Большое внимание А.В. Манойло уделил роли средств информации и коммуникации в операциях информационного противоборства.
По проблеме участия России в информационной войне во время грузино-югоосетинского конфликта свою точку зрения в прессе и на страницах научной литературы высказали ряд ученых. Наиболее полноценный анализ, на наш взгляд, провели эксперт Фонда стратегической культуры Анатолий Цыганок, профессор Дипломатической академии МИД России Игорь Панарин, доктор технических наук Сергей Гриняев и президент Фонда национальной и международной безопасности Леонид Шершнев.
Методология. В качестве основного метода нашего исследования был применен контент-анализ материалов российских и англоязычных СМИ в период грузино-югоосетинского конфликта. С помощью этого приема можно перевести вербальную информацию в более объективную невербальную форму. Методика позволяет выявить частоту появления в тексте определенных характеристик, с помощью которых можно сделать выводы о намерениях создателя текста и возможной реакции адресата.
Источниками для работы послужили материалы периода с 8 по 12 августа 2008:
- телеканалов «Россия», «Первый канал» (Россия), ВВС (Великобритания), CNN (США).
- газет «Коммерсант», «Комсомольская правда», «Новая газета» (Россия), «The New York Times» (США), «The Washington Post» (США), «The Times» (Великобритания), «The Guardian» (Великобритания).
Еще одним методом исследования стал анализ информационного противоборства вокруг конфликта в Южной Осетии с точки зрения «Стратегии информационных операций» (Information Operation Roadmap) - разработанной военным ведомством США. Документ введен в действие в октябре 2003 с грифом «Секретно», в конце 2007 был рассекречен.
Анализ и оценка стратегии позволяют выделить появление принципиально новой концепции информационных операций - full-time and full-spectrum information operations. Наиболее адекватным толкованием данного термина может быть словосочетание - «тотальная информационная война». Она рассматривается как развитие понятий «стратегическая информационная операция» и «операция на основе эффектов». Анализ материалов СМИ и Интернета в период конфликта на Южном Кавказе позволяет сделать вывод, что информационная война против России была проведена согласно американской стратегии проведения операций на основе эффектов.
Структура и содержание работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи исследования, методология проведения работы, показана степень изученности проблемы, описана структура и содержание работы.
В первой главе раскрывается история развития теории информационных войн в трудах исследователей России, США, Франции, Китая, Германии и Великобритании. Описываются современные приемы и методы информационно-психологического противоборства и виды оружия, применяемы в «инфосфере». В теоретической части дипломного сочинения рассматриваются также методы влияния на массовое сознание, в том числе метод конструирования политических мифов, провокаций, дезинформации, пропаганды, приемы манипуляции общественным мнением по каналам распространения массовой информации.
Вторая глава содержит анализ информационной войны вокруг конфликта в Южной Осетии в период с 8 по 16 августа 2008 года через призму американской теории «операций на основе эффектов». Данная концепция предполагает провоцирование отрицательной реакции аудитории и смещение акцентов с фактов на эмоции в пользу заинтересованной стороны информационного конфликта. В подтверждение того, что вокруг нашей страны создан негативный информационный фон, приводятся многочисленные примеры дезинформации, фальсификации, умалчивания важных данных, открытой антироссийской пропаганды в европейских и американских изданиях.
В практической части работы также представлен контент-анализ материалов российских и англоязычных СМИ, на основе которого можно сделать вывод о том, что западные средства массовой информации поддержали в конфликте Грузию. Публикации и новостные сюжеты, вышедшие в эфир телекомпаний, исследовались по 22 категориям, среди которых очередность комментариев сторон, наличие фотографий и видео из Южной Осетии, интервью с беженцами и пострадавшими, риторика в заявлениях политиков и экспертов, использование в авторском тексте словесных «ярлыков» в адрес стран-участниц конфликта.
Особое внимание уделяется изучению фотографий и карикатур как инструментов информационно-психологической войны. Исследуются также особенности Инернет-противоборства с 8 по 16 августа 2008 года и ход кибер-войны, широко развернувшейся в пространстве всемирной сети. В заключительном параграфе практической части дипломного сочинения была определены основные причины поражения России в информационной войне вокруг конфликта в Южной Осетии.
В заключении подводятся итоги исследования информационной компании в российских и западных СМИ и определяются основные задачи, которые необходимо решить, чтобы в будущем наша страна смогла успешно конкурировать с ведущими государствами мира в информационном противостоянии.
В библиографии перечислены все используемые в дипломной работе источники. Ссылки на использованные в работе материалы даются согласно ГОСТу.
В приложении к дипломной работе представлены кодировочные и итоговые таблицы контент-анализа, а также иллюстрации, которые упоминаются в дипломном сочинении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав материалы западных СМИ, посвященные конфликту в Южной Осетии, мы сделали вывод, что с 8 по 16 августа 2008 года вокруг России был создан негативный информационный фон. В то же время наша страна не смогла полноценно донести свою точку зрения до мировой общественности.
Позиция Тбилиси была подвергнута сомнению в некоторых средствах массовой информации только спустя несколько месяцев после окончания «операции по принуждению к миру». 12 ноября 2008 в британской газете «The Independent» была опубликована статья: «Почему Запад проигнорировал правду о войне в Грузии?», в которой в частности говорилось: «Общая расплывчатость и неясность официальных сообщений США и Великобритании создавала впечатление, что виновна во всем Россия, а Грузия - это маленькая, но храбрая демократия, которую большая и плохая Россия решила подавить. Такая версия практически мгновенно получила всеобщее признание. А Москве оказалось почти невозможно ее опровергнуть, поскольку версия эта подтверждала все существующие негативные стереотипы» .
На наш взгляд, анализ информационной компании вокруг конфликта на Южном Кавказе позволяет определить основные задачи, которые необходимо решить, чтобы в будущем наша страна смогла конкурировать с ведущими государствами мира в информационном противостоянии. Прежде всего, необходимо создать управляемый образ России. Именно то, как воспринимается страна, является точкой отсчета для выстраивания внешнеполитических и экономических связей с мировым сообществом. Необходимы целенаправленные действия в зарубежных странах для формирования позитивного восприятия РФ, дружественного отношения к народу и государству.
Наша страна не имеет структуры для ведения информационного противоборства. В Министерстве иностранных дел, Министерстве обороны, Федеральной службе безопасности есть отделы, осуществляющие работу со СМИ и информацией. Но на межведомственном уровне нет такого подразделения, которое координировало бы информационную деятельность всех структур и несло ответственность за все операции в «инфосфере».
По мнению политолога, профессора Дипломатической академии МИД России Игоря Панарина, «система информационного противоборства должна начинаться с государственной доктрины, которая бы прописывала структуру, ответственную за международный имидж России и ведение информационной войны. Ее полномочия, финансирование, цели и задачи. Должны быть назначены ответственные люди, а то сейчас эта работа персонально ни за кем не закреплена - часть функций возложена на Правительство, часть на Администрацию Президента. Кто ответственный за информационно-пропагандистскую работу внутри страны - всем известно, это Владислав Сурков, а за работу вовне ответственных нет. Радиостанция «Голос России» подчиняется одним людям, «Russia Today» - другим, «Маяк» третьим, а координации в их информационной политике, как и между государственными ведомствами нет» .
Профессор И.Н.Панарин еще в первые дни конфликта убеждал российские власти обращать особое внимание мирового сообщества на факты геноцида осетин. Он писал о том, что как можно скорее следует передать свидетельства военных преступлений, совершенных грузинской армией, в Гаагский трибунал . Однако в итоге иск в Международный суд Организации Объединенных наций подала сторона Тбилиси. Предлагалось также создать Общественный трибунал в Северной Осетии сразу после окончания «операции по принуждению к миру». Но организация «Осетия обвиняет» появилась лишь месяцы спустя, и ее создание не принесло ожидаемых результатов. Таким образом, можно сказать, что работа по информационному обеспечению действий российской армии в зоне конфликта была не скоординирована и зачастую несвоевременна.
Схожую оценку действиям российских ведомств дает и аналитик Фонда стратегической культуры Анатолий Цыганок : «Имеющиеся на сегодня у России информационные структуры недостаточны. Управление Президента РФ по межрегиональным и культурным связям ни по численности персонала, ни по кругу своих полномочий не может осуществлять всю необходимую работу по информационному противодействию и ведению информационной войны. Совет Безопасности РФ оказался к этой войне не готов. К информационной войне не приспособлены ни МИД, ни подотчетный ему Росзарубежцентр. Практически ни одна из этих структур не в состоянии выполнять полный круг задач по информации, дезинформации, нарушению информационных сетей, защите своих сетей, подаче нужных информационных блоков в ведущие информационные агентства и так далее».
Анализ информационной войны в августе 2008 показывает, что по итогам войны на Кавказе должна быть создана специальная общегосударственная структура для противодействия информационной агрессии в отношении РФ, наделенная аналитическими и управленческими функциями. Новое ведомство должно решать три главные задачи – стратегический анализ, информационное противоборство и информационно-психологическое влияние на внешнюю и внутреннюю целевые аудитории. Образцом может послужить американский государственный Совет по публичной дипломатии. В российский аналог Совета должны войти представители всех структур, имеющих отношение к информационной и пропагандистской деятельности: спецслужбы, Министерство иностранных дел, главные государственные СМИ, интернет-издания и неправительственные общественные организации.
Следует задуматься и о создании крупного национального холдинга, который объединил бы государственные СМИ, для работы совместно с аналитическим центром по информационной политике. Особое внимание нужно уделить качеству вещания «Голоса России», «Маяка», ТРК «МИР», «РТР-Планета», спутникового канала «Russia Today». Необходимо также более активно работать с каналом Euronews. По экспертным оценкам, его аудитория на европейском континенте составляет почти 500 миллионов телезрителей. Российская телерадиокомпания ВГТРК сегодня один из пяти крупнейших акционеров Euronews. Тем не менее, в его эфире очень мало позитивной информации о России.
Вопросами популяризации духовного образа, интеллектуального потенциала нации и русского языка сегодня занимается Российский центр международного научного и культурного сотрудничества, который в 2002 был передан в управление МИДу. Но небольшое финансирование делает работу Росзарубежцентра малоэффективной. РФ выделяет на межгосударственные культурные мероприятия 6,2 миллиона долларов в год. В то время как Великобритания, например, финансирует эти программы в размере 862 миллиона долларов. На наш взгляд, необходимо использовать опыт западных стран для защиты российских национальных интересов.
По итогам изучения ошибок информационной войны вокруг грузно-югоосетинского конфликта можно определить следующие направления, в которых необходимо двигаться РФ, чтобы побеждать в информационных сражениях будущего:
1) разработка новых видов информационного оружия наступательного и оборонительного плана; оснащение им структур, ответственных за ведение противоборства в «инфосфере»;
2) усиление безопасности телекоммуникационной инфраструктуры государственных органов исполнительной власти;
3) создание гарантий свободы массовой информации и, в то же время, запрет пропаганды, нацеленной на разжигание социальной, расовой, или религиозной нетерпимости;
4) защита от угроз информационно-психологической безопасности социальных систем, связанных с использованием участниками информационного противоборства приемов и методов влияния на сознание человека и общества в целом;
5) организация деятельности системы быстрого реагирования на внезапные акции информационно-психологической агрессии и иные угрозы информационной безопасности государства;
6) регулирование участия средств массовой информации и коммуникации, а также виртуальных социальных сообществ в информационном противоборстве;
7) ведение контрпропаганды российскими представительствами за границей с целью нейтрализации искажения информации о внешней политике России.
Улучшение репутации России в глобальном информационном пространстве - стратегически важное направление государственного пиара. Требуется предпринять серьезные усилия для того, чтобы изменить стереотипы в сознании массового обывателя, существование которых еще раз подтвердила информационная война вокруг вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. Для этого необходима интеграция профессиональных знаний социологов, экономистов, дипломатов, журналистов, писателей, публицистов, переводчиков, операторов, сотрудников связи, web-дизайнеров, хакеров, политологов, политтехнологов, спичрайтеров и психологов. Деятельность специалистов для разработки концепции положительного имиджа России должна проводиться при активном участии органов государственной власти нашей страны и выделяться в качестве приоритетной задачи, решение которой обеспечивает успешную интеграции России в мировое сообщество.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Документы:
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. // 9 сентября 2000, № Пр-1895.
2. Принципы, касающиеся международной информационной безопасности. Проект. // МИД РФ, 2000.

Книги:
1. Абдурахманов М.И., Баришполец В.А., Манилов В.Л., Пирумов В.С. Геополитика и национальная безопасность. Словарь основных терминов и определений / Под общей ред. В.Л. Манилова. - М.: РАЕН, 1998.
2. Брусницин Н.А. Информационная война и безопасность. - М.: Вита-Пресс, 2001.
3. Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Операции информационно-психологической войны: методы, средства, технологии: Краткий энциклопедический словарь. - М.: Горячая линия - Телеком, 2003.
4. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. - М.: ИФ РАН, 1999.
5. Гриняев С.Н. Информационная война: история, день сегодняшний и перспектива - М.: Исследовательский центр Агентура, 2005.
6. Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Информационная безопасность России. Основные понятия и определения: Уч. пос. / Под общ. ред. проф. А. Прохожева. - М.: РАГС, 1999. Ч.1.
7. Зульцман Р.А. Пропаганда как оружие в войне. Итоги Второй мировой войны. Выводы побежденных. - СПб.: Полигон; М.: АСТ, 1998.
8. Информационное право / Под ред. В.А. Копылова. - М.: Издательская группа «Юрист», 1998.
9. Кашлев Ю.Б. и др. Информация. Дипломатия. Психология - М: Известия, 2002.
10. Красько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) - Минск: Харвест, 1999.
11. Модестов С.А. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции. - М.: Издательский центр учебных и научных программ, 1998.
12. Панарин И.Н. Информационные войны и Россия. // Информация. Дипломатия. Психология - М.: Известия, 2002.
13. Паринов С. Информационное общество: контуры будущего. - М.: ИЭОПП СО РАН, 2001.
14. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. - М.: Изд-во РАГС, 2001.
15. Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М.: Рефл-бук, 2000.
16. Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны. - М.: СИНТЕГ, 1999.
17. Прохожев А.А., Турко Н.И. Основы информационной войны. // Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. - М., 1996.
18. Расторгуев С.П. Информационная война. - М: Радио и связь, 1999.
19. Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы - М.: МЦНМО, 2002.
20. Фролов Д.Б., Воронцова Л.В. История информационного противоборства. - М.: Горячая линия - Телеком, 2003.
21. Фромм Э. Иметь или быть. Перевод Н.Войскунской. - М.: «АСТ», 2000.

Монографии:
1. Манойло А.В., Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003.

Периодические издания:
1. Барбаш А.Г. Война в Интернете. // Дело. - 2008. - №144.
2. Василькевич К.А. Фото из Грузии - оружие в борьбе с Россией? // Держава. - 2008. - №37.
3. Головин И.А. Информационная война // Мир безопасности. 1998. № 8.
4. Крутских А., Федоров А. О международной информационной безопасности. // Международная жизнь. - 2000. - № 2.
5. Комов С.А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории. // Военная мысль. - 1996. - № 3.
6. Манойло А.В., Вепринцев В.Б. Эволюция форм и методов геополитической конкуренции в информационном пространстве. - М.: Россия и Европа: информационное сотрудничество в условиях глобализации, Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - 2004. - №11.
7. Пирумов В.С., Родионов М.А. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах // Военная мысль. - 1997. - № 5.

Интернет-источники:
1. Барановский А.А. Информационная война вокруг конфликта в Южной Осетии: анализ и выводы. // www.osetinfo.ru/main/194/page/5
2. Вейга Ф. Запад проводит по отношению к РФ необъективную политику. // www.rian.ru/politics/20080827/150729741.html
3. Гриняев С.Н. Информационная война: история, день сегодняшний и перспектива. // www.agentura.ru/equipment/psih/info/war/
4. Гриняев C.В. Информационная война на Кавказе или как из черного делали белое. // www.infwar.ru/article.php?num=80
5. Зуев С.Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности). // www.future.museum.ru/part01/010601.html
6. Панарин И.Н. Дипломатия и геополитика. // www.panarin.com/doc/5
7. Панарин И.Н. О Доктрине информационного противоборства // www.panarin.com/comment/991
8. Седова Я.А. Война, ложь и видео: как освещали конфликт в Южной Осетии. // www.lenta.cjes.ru/?m=8&y=2008&lang=rus&nid=14491
9. Таклая Е.К. Освещение войны – умелый пиар. // www.ladno.ru/technology/9841.html
10. Цыганок А.Д. Информационная война - реальность геополитики. // www.tsiganok.ru/publications/esmi/doc/444/
11. Georgia accuses Russia of coordinated cyberattack. // www.news.cnet.com/security/
12. S. Milne. The truth about South Ossetia // www.guardian.co.uk/commentisfree/2008/oct/31/russia-georgia
13. T. Halpin, R. Boyes. Georgia loses the fight with Russia, but manages to win the PR war. // www.timesonline.co.uk/tol/news/world/europe/article4518254.ece
14. Peace bid as Ossetia crisis rages. // www.news.bbc.co.uk/2/hi/europe/7551595.stm
15. While Aide Advised McCain, His Firm Lobbied for Georgia. // www.washingtonpost.com/wpdyn/content/article/2008/08/12/AR2008081202932.html

Первоисточники:
1. www.stopgeorgia.ru
2. www.timesonline.co.uk
3. www.nytimes.com
4. www.washpost.com
5. www.guardian.co.uk
6. www.bbc.co.uk
7. www.cnn.com
8. www.1tv.ru
9. www.rutv.ru
10. www.knup-ru.livejournal.com/315266.html
11. www.cincinna_c.livejournal.com
12. www.wagthedogreality.wordpress.com
13. www.militaryphotos.net/forums/showthread.php?t=1242&page=2
14. www.prezydent.pl
15. www.2000.net.ua/img/paper/5/9/59405/B6-07-01.jpg
16. www.2000.net.ua/img/paper/5/9/59405/B6-04-2.jpg
17. www.2000.net.ua/img/paper/5/9/59405/B6-05.jpg
18. www.edition.cnn.com/2008/WORLD/europe/08/09/georgia.ossetia.html
19. Более 100 иностранных журналистов побывали за три дня в Цхинвали. // www.rian.ru/society/20080816/150421576.html
20. В Тбилиси заблокированы все сайты рунета. // www.newsru.com/world/09aug2008/ru.html
21. В Тбилиси считают, что российские войска занимают в Грузии стратегические позиции. // www.gzt.ru/print.php?p=politics/2008/08/21/223026.html
22. Власти РФ не причастны к кибер-атакам на грузинские сайты – эксперт. // www.rian.ru/science/20080821/150557270.html
23. Война в Осетии перебралась в киберпространство. // www.lenta.ru/articles/2008/08/11/hack/
24. Война или «принуждение к миру». // www.kasparov.ru/material.php?id=48A0537D80049
25. Глобальные СМИ в информационной войне против России. // www.inosmi.ru/text/translation/243918.html
26. Грузия: российские самолеты бомбят Гори. // www.gazeta.ru/news/lenta/2008/08/08/n_1253736.shtml
27. Журналисты Russia Today обвинили CNN в подлоге. // www.gazeta.ru/news/lenta/2008/09/08/n_1267938.shtml
28. Заявление агентства Рейтер по поводу фоторепортажей из Грузии. // www.ru.reuters.com/news/announcement20080818
29. Испанское телевидение пошло на подлог. // www.vz.ru/politics/2008/9/8/205443.html
30. Итальянские СМИ, освещая события в Южной Осетии, вешают на уши итальянцам макароны. // www.skavkaz.rfn.ru/rnews.html?id=146165&tid=3123
31. МИД России назвал «бредом» сообщения о сбитом российском самолете. // www.gazeta.ru/news/lenta/2008/08/08/n_1253771.shtml
32. Минобороны опровергло информацию о сбитых российских самолетах. // www.gazeta.ru/news/lenta/2008/08/08/n_1253816.shtml
33. На сайте МИД Грузии появился коллаж с Гитлером. // www.lenta.ru/news/2008/08/09/defaced/
34. Обращение президента Э.Кокойты. // www.geopolitica.ru/News/852/
35. Официальный сайт МИД Грузии взломан хакерами. // www.interfax.ru/news.asp?id=26009&sec=1484
36. Почему Запад проигнорировал правду о войне в Грузии? // www.inosmi.ru/translation/245289.html
37. Президент Саакашвили не держит интернет-удар. // www.rg.ru/2008/08/13/saakashvili-sait.html
38. При авиаударе в Грузии погибли 20 мирных жителей. // www.gazeta.ru/news/lastnews/2008/08/09/n_1254285.shtml
39. Принуждение к миру в Сети. // www.novosti.ge/geo1/20080818/42307129-print.html
40. Путин возмущен цинизмом западных политиков, защищающих Грузию. // www.news.mail.ru/politics/1938004/print/
41. Пятидневная война, которая изменила лицо Европы. // www.utkin.gzt.ru/politics/2008/08/13/223035.html
42. Рунет вернулся в Грузию. // http://www.interfax.ru/print.asp?sec=1448&id=40620
43. Сайты РИА Новости подвергаются непрерывным DOS-атакам. // www.rian.ru/news_company/20080810/150243787.html
44. Сайт телеканала Russia Today подвергся атаке хакеров. // www.rian.ru/media/20080810/150250603.html
45. Трофейное искусство российского генералитета. // www.gzt.ru/politics/2008/08/20/223002.html
46. Трупный запах в Гори. // www.inosmi.ru/translation/243359.html
47. У здания грузинского посольства в Москве разбит палаточный городок. // www.lenta.ru/news/2008/08/08/tents/
48. Чехия вспоминает советское вторжение. // www.gzt.ru/foto/2008/08/21/190101-3685.html
49. Я расскажу вам об ужасах этнической чистки. // www.inosmi.ru/translation/243408.html
50. Перепалка на Совбезе ООН по вопросу конфликта Грузии и России // www.echo.msk.ru/programs/beseda/533111-echo/
51. DDoS-атака на фоне военных действий: хулиганство или спецоперация? // www.lenta.cjes.ru/?m=8&y=2008&lang=rus&nid=13903
52. How to Georgia's tanks shoots to living buildings of Tskhinvali. // mreporter.ru/ReporterMessages!viewReport.do?reportid=13862
53. In Wake of Georgian War, Russian Media Feel Heat. // www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2008/09/14/AR2008091402249.html








Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ