Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОДГОТОВКА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ КАК ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ «ШКОЛЫ МОЛОДЕЖНОГО ЛИДЕРА»

Работа №25288

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
632
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Детское общественное движение как среда социального развития 7
1.1 Возрастные особенности и ведущая деятельность старшего подросткового возраста 7
1.2 История развития детского общественного и молодежного движения в мире и России 13
1.3 Педагогические условия подготовки активистов детских общественных движений 25
2 Реализация модели подготовки старших подростков как организаторов детского общественного движения 34
2.1 Модель подготовки лидера и организатора в рамках «Школы Молодежного Лидера» 34
2.2 Описание программы работы «Школы Молодежного Лидера» 39
2.3 Анализ полученных результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 61
ПРИЛОЖЕНИЕ В 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 65


В современном мире темп возникновения изменений во всех сферах деятельности достаточно велик. Перестраивается не только то, что является классическим изменением для индустриального общества - человеческий труд заменяют машины. В противовес этому человеческие качества очень сильно возросли как ресурс - новая веха века информационного. Сейчас очень значимо то, как человек может себя преподнести, подать, как он говорит и держится, насколько он креативно мыслит. Обществу необходимы лидеры, деятели, организаторы и просто талантливые люди, которые смогут вести за собой, реализовывать цели, развивать других и конечно самосовершенствоваться. Даже мир, в котором все компьютеризировано не смог бы стать таким без гениальности человеческого разума и мышления.
Начало любому умению, как все мы знаем, закладывается в детстве. Все качества мы воспитываем в себе в течение всей жизни, но базу для этого формируем, будучи детьми. Основной точкой отсчета серьезной деятельности по формированию своих умений, на мой взгляд, является школа. Данный этап жизни занимает у большинства людей 11 лет, поэтому на его основе выстраивается образ жизни и профессиональные начала.
Требования времени накладывают отпечаток и на то, какой становится школа и ее подход к обучению и воспитанию. Но школа это лишь часть большой системы различных учреждений, которые поддерживают и дают почву для развития. Большое внимание данной сфере уделяет президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Совсем недавно им был издан указ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (от 29 октября 2015 года № 536)», который становится важным воспитательным элементом для подрастающего поколения [27].
Тем не менее, в современном обществе не перестает исчезать запрос на необходимость подготовки детей как лидеров-организаторов и развития у них одноименных способностей. Для того чтобы восполнить существующие потребности современных школьников и общества в будущем открываются и ведутся выездные школы, конкурсы и гранты. Сейчас это очень востребовано и ребята с радостью находят и используют любую такую возможность.
Подготовка социально перспективных подростков, которые при наличии соответствующих качеств, умений, навыков способны быть лидерами детского общественного объединения, а также в перспективе могли бы взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является достаточно актуальной темой нашего времени.
Аспекты интересующей нас проблемы, посвященные теории и практике выявления лидеров и реализации ими организаторских и лидерских функций, определены в трудах отечественных ученых, каких как А.Н. Лутошкин, В.В. Петровский, Л.И. Уманский. Другие как отечественные, так зарубежные авторы анализировали лидерские качества личности: В.П. Шейнов, Е.В. Горохова, Т.В. Махина, Р. Хейфетц., М. Вебер, Ф. Карделл, Дж. Масквелл. Вопрос процесса развития лидерских качеств подростков чаще всего встречается в контексте школьного коллектива (Т.Е. Вежевич) или в условиях временного детского коллектива (И.П. Волков, А.В. Уманский, О.А.Павлова).
Особую значимость представляют работы, посвященные вопросам истории и организации деятельности детских общественных объединений, проблем развития общественной активности детей, авторов Н.К. Крупской, А.С.Макаренко, А.В. Волохова, Д.А. Астафьева, А. Шободоевой, И.И. Фришман, Д.Н. Лебедева, Т.В. Трухачевой, М.И. Рожкова и других.
В ходе анализа теоретических и научно-практических источников выявлено, что определение и обоснование педагогических условий развития организаторских и лидерских качеств подростков в детском общественном объединении цельно не рассматривается как отдельная проблема. Возникает ряд противоречий:
- между потребностью общества в развития лидерских качеств подростков и недостаточной разработанностью педагогических условий этого развития;
- между наличием научных знаний в сфере деятельности детских общественных объединений и недостаточным исследованием проблемы развития организаторских качеств подростков в них;
- между потребностями реализации педагогических условий для развития лидерских качеств подростков и недостаточным методическим обеспечением данной деятельности.
Таким образом, актуальность, существующие противоречия, недостаточная разработанность и практическая значимость определили постановку темы нашего исследования.
Цель выпускной квалификационной работы: проанализировать и выделить педагогические условия, способствующие развитию организаторских компетентностей подростков.
Объект работы: развитие организаторских компетентностей подростков.
Предмет работы: педагогические условия, способствующие развитию организаторских компетентностей подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что для развития организаторских компетентностей подростков необходимо соблюдение следующих педагогических условий:
- Предоставление возможности совершения проб ответственного авторского и совместного действия;
- Помощь в осмыслении собственных действий и формировании рефлексии;
- Педагогическое сопровождение деятельности.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Теоретически изучить условия, необходимые для развития организаторских компетентностей подростков.
2. Выделить и сравнить педагогические условия действующих программ подготовки организаторов детского движения.
3. Создать собственную программу «Школа молодежного лидера». Провести формирующий эксперимент.
4. Обобщить результаты экспериментального исследования, сделать выводы.
Цель, задачи и гипотеза определили выбор комплекса методов исследования: теоретические методы: изучение и анализ литературы; эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ собственной деятельности.
Базой исследования является детское общественное объединение Октябрьского района «РОСтОк», также в работе принимают участие красноярское общественное движение школьников «Поколение+» и ученический совет «Российского движения школьников» («РДШ») МБОУ СОШ №84. В исследовании приняло участие 75 человек, из которых 64 подростка и 11 педагогов.
Некоторые аспекты исследования были изложены на Международных научно-практических конференциях: «Студенческий научный форум 2016», «Новая наука: Проблемы и перспективы» (г. Пермь, 2017), «Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика» (г. Чебоксары, 2017). По теме исследования опубликовано 3 работы.
Практическая значимость выполненной работы заключается в том, что созданная программа подготовки может быть использована на практике в работе общеобразовательных учреждениях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведения исследования были теоретически изучены условия, необходимые для развития организаторских компетентностей подростков. Анализ действующих программ подготовки организаторов детского движения позволил выделить и сравнить педагогические условия. В результате исследования изученного материала было предположено, что процесс развития организаторских компетентностей у старших подростков как организаторов в детском общественном объединении будет результативным, если соблюдать следующие педагогические условия:
1. Предоставление возможности совершения проб ответственного авторского и совместного действия;
2. Помощь в осмыслении собственных действий и формировании рефлексии;
3. Осуществление педагогического сопровождения деятельности.
Был подобран список оптимальных компетенций лидера, каждая из компетенций которого соотносится с поставленным условием: 1 - готовность взять на себя ответственность, обучаемость, стремление развиваться; умение коммуницировать; 2- умение организовать себя и команду; 3- целеполагание, планирование действия.
В конце первой главы была определена модель, которая включает в себя такие компоненты как деятельность в рамках ДОО, особенности подросткового возраста, список оптимальных компетенций лидера, а также перечень педагогических условий. Таким образом, на основе полученных данных и экспериментального исследования была создана собственная авторская программа «Школа молодежного лидера».
В ходе разработки и создания собственной авторской программы удалось понять, насколько глубоко необходимо ориентироваться в сущности вопроса, а также сопоставлять теорию с действительной на сегодняшний день реальной картиной развития жизни человека, старшего подростка в частности.
По итогам результатов экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что гипотеза нашла свое подтверждение, а именно произошло развитие организаторских компетентностей подростков в рамках реализации программы «Школы молодежного лидера» при соблюдении ряда педагогических условий, формирующий эксперимент успешно реализован.
Одним из важнейших показателей выполненной работы считаю то, что участники школы осуществляли деятельность в работе «Городской школы актива», обеспечивали ее функционирование и выступали уже в качестве тьюторов, помощников вожатых. Это опыт, благодаря которому многие из них смогли реализовать себя в новом образе, раскрыть свои внутренние ресурсы, а также занять свое собственное положение в обществе сверстников.
Вопрос развития личности человека был, и будет оставаться темой для глобальных дискуссий и исследований. В век высоких технологий и развития социального мышления процесс развития личностных качеств человека как никогда актуален, интересен и необходим для общества.



1. Алиева, Л. В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 /Алиева Людмила Владимировна. - Москва, 2002. - 322 c.
2. Астафьев, Д.А. Молодежные движения России: история и современность: учебное пособие / Д.А. Астафьев. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2012. - 176 с.
3. Ахтамьянова, И. Формирование мышления подростка: психолого-педагогический аспект / И. Ахтамьянова, О. Беляева. - Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 144 c.
4. Баженова, О. В. Детская и подростковая релаксационная терапия. Практикум. / О. В. Баженова - Москва: Генезис, 2016. - 288 с.
5. Безлатный, Д.В. Под прицелом: молодежь в современной России / Д.В. Безлатный - Москва: Издательство ООО «Ваш полиграфический партнер»,2011. - 284с.
6. Берн, Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Эрик Берн ; пер. с англ. А. Грузберга. — Москва : Издательство «Э», 2016. — 400 с.
7. Всероссийский детский центр «Океан» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://okean.org/
8. Головаха, Е.И. Психологическое время личности. / Е.И Головаха, А.А. Кроник.- Издание 2-е. - НФП «СМЫСЛ», Киев, 2016. - №3. -380 с.
9. Горохова, Е.В. Хочу быть лидером! / Е.В.Горохова // Детское общественное движение и ученическое самоуправление. - Нижний Новгород, 2012. - №1. - 96 с.
10. Гришина, Е. Психологические характеристики образовательной среды и переживания подростков / Е. Гришина // Воспитательная работа вшколе. - 2016. - №6.
11. Данилков, А. А. Детский лагерь как психолого-педагогический инструмент / А. А. Данилков, Н. С. Данилкова // Управление образованием. - 2016. - №3.
12. Дейч, Б.А. Педагогическая поддержка как условие организации воспитательной деятельности / Б.А. Дейч // Контексты и подтексты образования. - Москва : Объед. ред. пед. журн. "Демократ. шк." и науч. темат. сб. "Новые ценности образования", 2006. - C191-195.
13. Детское движение. Словарь-справочник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. / ред.-сост. Т. В. Трухачёва. - Москва: Ассоциация исследователей детского движения, 2005. - 543 с.
14. Емельянова, М. Н. Способности и возможности, или от чего зависит успешность современного ребёнка / Емельянова М. Н // Воспитание в школе. - 2016. - №4. - С. 71-75.
15. Живоглядова А.Ю. Российское движение школьников: «новое» или «хорошо забытое старое»» / А.Ю. Живоглядова // Новая наука: проблемы и перспективы. - Стерлитамак: АМИ, 2017. - №3 - 2. -С 61-64.
16. Кабуш, В. Т. Моральные ценности детского объединения. / В.Т. Кабуш // Проблемы выживания. - 2003. - №6.- С.73-83.
17. Кабуш, В.Т. Высшая ценность ребенок / В.Т. Кабуш // Теория, история, методика детского движения. - 2005. - Спец. вып. - С 20.
18. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
19. Кордонский, М.Б. Технология группы / М.Б.Кордонский, В.И. Ланцберг.- Издание 4-е, исправленное и дополненное. - Одесса: Туапсе 1996. - 129 с.
20. Красноярское общественное движение школьников «Поколение +». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/public101312298
21. Кудрявцев, М.М. Место молодежных политических движений в системе военно-патриотического воспитания / М.М. Кудрявцев // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». - 2011. - №2. - С 230-234.
22. Лебедев, Д.Н. Подготовка юных организаторов / Д.Н.Лебедев. - Москва, 1993.- 64 с
23. Леонтьев, А. Д. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Д.Леонтьев. - Изд. 2-е. - Москва: Наука, 1977. - 304 с.
24. Лукина, А.К. Современное детство: социокультурная среда взросления / А.К. Лукина // Materialy 9 miedzynarodowej naukowi-praktysznej konferecji “Wschodie partnerstvo-2013” Vol.14.Pedagogiczne nauki: Przemysl. Nauka I studia- Прага, 2013. - С 58-63.
25. Макаренко, А.С. О воспитании молодежи: сборник избр. пед. произведений / А.С. Макаренко. Москва: Просвещение.- 1968. - 396 с.
26. Максвелл, Д. Прокачай свое лидерство/ Д. Максвелл.- Минск : ООО «Попурри», 2016. - 60 с.
27. О создании Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников»: указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/10/31/deti-dok.html
28. Омельченко, Е.Л. Стили жизни Российской молодежи: из XX в XXI век. / Е.Л. Омельченко //Народное образование. - 2006 . - № 5. - 175 с.
29. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года от 29 ноября 2014 года N 2403 -р [Электронный ресурс] - Электронный фонд правовой и нормативно¬технической документации. Режим доступа:http://docs.cntd.ru/
30. Петерсон, В. А. Организация саморазвития педагога при освоении им системно-деятельностного подхода / В.А. Петерсон, М. Кубышева // Вестник образования. - 2016, №19.- С66 -74.
31. Райс, Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - Москва: Питер, 2014. - 816 c.
32. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт; пер. с нем. Г.И. Лойдиной; под ред. Т.А. Гудковой. - Москва: Мир, 1994. - 319 с.
33. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс; пер. с анг. М.М. Исениной; под ред. д.п.н. Е.И. Исениной / Москва: «Прогресс», 1994. - 185 с.
34. Рожков, М.И. Детские организации: возможности выбора: Методическое пособие для организаторов детского движения / Рожков М.И., Волохов А.В. - Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996. - 109 с.
35. Российское движение школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://xn--d1axz.xn--p1ai/
36. Сабитова, Г.В. Психолого-педагогические аспекты деятельности детских общественных организаций в современных условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Сабитова Галина Валентиновна.-Москва, 1992.-20 с.
37. Сбитнева, В.Б. Педагогические условия развития лидерских качеств в детском общественном объединении : дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. / Сбитнева Вероника Борисовна. -.Пермь, 2006 . - 243 с.
38. Соколов, А.В. Молодежные общественные организации в политическом пространстве современной России: стратегии государственной и гражданской молодежной политики: автореф. дис. . канд. полит. наук: 23.00.02. / Соколов Александр Валентинович. - Ростов-на-дону, 2011. - 17с.
39. Сорочинская, Е.Н. Подготовка социальных педагогов для детско- юношеских объединений /Н.Е. Сорочинская. - Ростов на Дону, 1996. -155 с.
40. Социальное партнёрство: педагогическая поддержка субъектов образования: материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Москва, 21-23 апреля 2016 г.) / ред. колл.: Н.Н.Михайлова [и др.]. - Москва: Пробел, 2016. -372 с.
41. Социально-педагогическое сопровождение деятельности детских организаций и объединений: сб. научных статей участников Международной научно-практической конференции по реализации Национальной стратегии действий детей на 2012-2017 годы «Партнерство во имя ребенка» / Рожков М.И., Сапожникова Т.Н. - Москва, 2012. - С.91-117
42. Территория инициативной молодежи «Юниор». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--80aaflxd6agklk.xn--p1ai/unior/about
43. Титова, Е.В. Они и мы: О концептуальных основах взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций / Е.В. Титова, Т.В. Трухачева; Министерство образования РФ, Ассоциация исследователей детского движения. Москва.: Б.и., 1993. - 63 с.
44. Трапер, А. Е. Есть ли необходимость в единой детской организации? / А. Е. Трапер, М.М. Эпштейн // Воспитательная работа в школе. - 2016. - №7.
45. Трухачева, Т.В. Периодизация детского движения в России/ Т.В. Трухачева // Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2 ч. / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г.Кирпичник. - Москва, 2000. -Ч. 1.- С. 86¬109.
46. Уманский, А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: дис. доктора пед. наук : 13.00.01 / Александр Львович Уманский. - Кострома, 2004.- 321 с.
47. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности / Л.И. Уманский. - Москва: Просвещение, 1980. - 160 с.
48. Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства / Д.И. Фельдштейн. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Изд-во Флинта, 1997. - 160 с.
49. Фомина, А.Б. Воспитательная работа в детских общественных объединениях в современных условиях. Учебно-методическое пособие / Фомина А.Б., Фомин Н.С. - Москва: Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007. - 100 с.
50. Хилько, М. Возрастная психология. Конспект лекций: Высшее образование / Хилько М., Ткачева М. - Москва: Юрайт, 2010. - 123 с.
51. Хозяинов, Р. Р. Социальный портрет эффективного лидера в представлениях городской молодежи / Р.Р. Хозяинов // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2015. - № 2. - с 158-166.
52. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / С.Т. Шацкий, Э.В. Шагова; под ред. Н.П.Кузина, М.Н. Скаткина, В.А. Шацкой.- Москва: Педагогика, 1980. - 345 с.
53. Шейнов, В.П. Психология лидерства / В.П. Шейнов. - Минск: Харвест, 2008. - 992 с.
54. Шободоева, А. Российский скаутинг: история, теория, практика / А. Шободоева.- Омск: Изд-во госпедуниверситета, 1995. - 144 с.
55. Штерн, Э. «Серьезная игра» в юношеском возрасте. По E. Stern, «Ernstspielim» Jugendalter. «Ztsch.t.Pad.Ps” Педология юности / под ред. И.Арямова // Журнал практического психолога. - 1999. - №2.
56. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Д.Б. Эльконин - Изд. 2-е, стер. - Москва: Академия, 2007. -383 с.
57. Яхонтова, Е.С. О роли лидерства в системе управления персоналом/ Е.С. Яхонтова // Бизнес образование. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ldst.ru/leadership/o-roli-liderstva-v-sisteme-upravleniya-personalom/
58. Baden-Powell, R.S.S. Scouting for Boys. / R.S.S. Baden-Powell. - England, London, 1908.
59. Baden-Powell, А. How Girls Can Help to Build Up the Empire издатель: Thomas Nelson and Sons / А. Baden-Powell. - 1912.
60. Rizzo, T.A. Toward a Better Understanding of Vygotsky's Process of Internalization: Its Role in the Development of the Concept of Friendship / T.A. Rizzo, W.A Corsaro // Developmental Review. 1988. - № 8. - P. 219-237
61. Rogers, C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. / С. Rogers - Boston, 1961.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ