ПОДГОТОВКА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ КАК ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ «ШКОЛЫ МОЛОДЕЖНОГО ЛИДЕРА»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Детское общественное движение как среда социального развития 7
1.1 Возрастные особенности и ведущая деятельность старшего подросткового возраста 7
1.2 История развития детского общественного и молодежного движения в мире и России 13
1.3 Педагогические условия подготовки активистов детских общественных движений 25
2 Реализация модели подготовки старших подростков как организаторов детского общественного движения 34
2.1 Модель подготовки лидера и организатора в рамках «Школы Молодежного Лидера» 34
2.2 Описание программы работы «Школы Молодежного Лидера» 39
2.3 Анализ полученных результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 61
ПРИЛОЖЕНИЕ В 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 65
1 Детское общественное движение как среда социального развития 7
1.1 Возрастные особенности и ведущая деятельность старшего подросткового возраста 7
1.2 История развития детского общественного и молодежного движения в мире и России 13
1.3 Педагогические условия подготовки активистов детских общественных движений 25
2 Реализация модели подготовки старших подростков как организаторов детского общественного движения 34
2.1 Модель подготовки лидера и организатора в рамках «Школы Молодежного Лидера» 34
2.2 Описание программы работы «Школы Молодежного Лидера» 39
2.3 Анализ полученных результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 61
ПРИЛОЖЕНИЕ В 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 65
В современном мире темп возникновения изменений во всех сферах деятельности достаточно велик. Перестраивается не только то, что является классическим изменением для индустриального общества - человеческий труд заменяют машины. В противовес этому человеческие качества очень сильно возросли как ресурс - новая веха века информационного. Сейчас очень значимо то, как человек может себя преподнести, подать, как он говорит и держится, насколько он креативно мыслит. Обществу необходимы лидеры, деятели, организаторы и просто талантливые люди, которые смогут вести за собой, реализовывать цели, развивать других и конечно самосовершенствоваться. Даже мир, в котором все компьютеризировано не смог бы стать таким без гениальности человеческого разума и мышления.
Начало любому умению, как все мы знаем, закладывается в детстве. Все качества мы воспитываем в себе в течение всей жизни, но базу для этого формируем, будучи детьми. Основной точкой отсчета серьезной деятельности по формированию своих умений, на мой взгляд, является школа. Данный этап жизни занимает у большинства людей 11 лет, поэтому на его основе выстраивается образ жизни и профессиональные начала.
Требования времени накладывают отпечаток и на то, какой становится школа и ее подход к обучению и воспитанию. Но школа это лишь часть большой системы различных учреждений, которые поддерживают и дают почву для развития. Большое внимание данной сфере уделяет президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Совсем недавно им был издан указ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (от 29 октября 2015 года № 536)», который становится важным воспитательным элементом для подрастающего поколения [27].
Тем не менее, в современном обществе не перестает исчезать запрос на необходимость подготовки детей как лидеров-организаторов и развития у них одноименных способностей. Для того чтобы восполнить существующие потребности современных школьников и общества в будущем открываются и ведутся выездные школы, конкурсы и гранты. Сейчас это очень востребовано и ребята с радостью находят и используют любую такую возможность.
Подготовка социально перспективных подростков, которые при наличии соответствующих качеств, умений, навыков способны быть лидерами детского общественного объединения, а также в перспективе могли бы взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является достаточно актуальной темой нашего времени.
Аспекты интересующей нас проблемы, посвященные теории и практике выявления лидеров и реализации ими организаторских и лидерских функций, определены в трудах отечественных ученых, каких как А.Н. Лутошкин, В.В. Петровский, Л.И. Уманский. Другие как отечественные, так зарубежные авторы анализировали лидерские качества личности: В.П. Шейнов, Е.В. Горохова, Т.В. Махина, Р. Хейфетц., М. Вебер, Ф. Карделл, Дж. Масквелл. Вопрос процесса развития лидерских качеств подростков чаще всего встречается в контексте школьного коллектива (Т.Е. Вежевич) или в условиях временного детского коллектива (И.П. Волков, А.В. Уманский, О.А.Павлова).
Особую значимость представляют работы, посвященные вопросам истории и организации деятельности детских общественных объединений, проблем развития общественной активности детей, авторов Н.К. Крупской, А.С.Макаренко, А.В. Волохова, Д.А. Астафьева, А. Шободоевой, И.И. Фришман, Д.Н. Лебедева, Т.В. Трухачевой, М.И. Рожкова и других.
В ходе анализа теоретических и научно-практических источников выявлено, что определение и обоснование педагогических условий развития организаторских и лидерских качеств подростков в детском общественном объединении цельно не рассматривается как отдельная проблема. Возникает ряд противоречий:
- между потребностью общества в развития лидерских качеств подростков и недостаточной разработанностью педагогических условий этого развития;
- между наличием научных знаний в сфере деятельности детских общественных объединений и недостаточным исследованием проблемы развития организаторских качеств подростков в них;
- между потребностями реализации педагогических условий для развития лидерских качеств подростков и недостаточным методическим обеспечением данной деятельности.
Таким образом, актуальность, существующие противоречия, недостаточная разработанность и практическая значимость определили постановку темы нашего исследования.
Цель выпускной квалификационной работы: проанализировать и выделить педагогические условия, способствующие развитию организаторских компетентностей подростков.
Объект работы: развитие организаторских компетентностей подростков.
Предмет работы: педагогические условия, способствующие развитию организаторских компетентностей подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что для развития организаторских компетентностей подростков необходимо соблюдение следующих педагогических условий:
- Предоставление возможности совершения проб ответственного авторского и совместного действия;
- Помощь в осмыслении собственных действий и формировании рефлексии;
- Педагогическое сопровождение деятельности.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Теоретически изучить условия, необходимые для развития организаторских компетентностей подростков.
2. Выделить и сравнить педагогические условия действующих программ подготовки организаторов детского движения.
3. Создать собственную программу «Школа молодежного лидера». Провести формирующий эксперимент.
4. Обобщить результаты экспериментального исследования, сделать выводы.
Цель, задачи и гипотеза определили выбор комплекса методов исследования: теоретические методы: изучение и анализ литературы; эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ собственной деятельности.
Базой исследования является детское общественное объединение Октябрьского района «РОСтОк», также в работе принимают участие красноярское общественное движение школьников «Поколение+» и ученический совет «Российского движения школьников» («РДШ») МБОУ СОШ №84. В исследовании приняло участие 75 человек, из которых 64 подростка и 11 педагогов.
Некоторые аспекты исследования были изложены на Международных научно-практических конференциях: «Студенческий научный форум 2016», «Новая наука: Проблемы и перспективы» (г. Пермь, 2017), «Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика» (г. Чебоксары, 2017). По теме исследования опубликовано 3 работы.
Практическая значимость выполненной работы заключается в том, что созданная программа подготовки может быть использована на практике в работе общеобразовательных учреждениях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Начало любому умению, как все мы знаем, закладывается в детстве. Все качества мы воспитываем в себе в течение всей жизни, но базу для этого формируем, будучи детьми. Основной точкой отсчета серьезной деятельности по формированию своих умений, на мой взгляд, является школа. Данный этап жизни занимает у большинства людей 11 лет, поэтому на его основе выстраивается образ жизни и профессиональные начала.
Требования времени накладывают отпечаток и на то, какой становится школа и ее подход к обучению и воспитанию. Но школа это лишь часть большой системы различных учреждений, которые поддерживают и дают почву для развития. Большое внимание данной сфере уделяет президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Совсем недавно им был издан указ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (от 29 октября 2015 года № 536)», который становится важным воспитательным элементом для подрастающего поколения [27].
Тем не менее, в современном обществе не перестает исчезать запрос на необходимость подготовки детей как лидеров-организаторов и развития у них одноименных способностей. Для того чтобы восполнить существующие потребности современных школьников и общества в будущем открываются и ведутся выездные школы, конкурсы и гранты. Сейчас это очень востребовано и ребята с радостью находят и используют любую такую возможность.
Подготовка социально перспективных подростков, которые при наличии соответствующих качеств, умений, навыков способны быть лидерами детского общественного объединения, а также в перспективе могли бы взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является достаточно актуальной темой нашего времени.
Аспекты интересующей нас проблемы, посвященные теории и практике выявления лидеров и реализации ими организаторских и лидерских функций, определены в трудах отечественных ученых, каких как А.Н. Лутошкин, В.В. Петровский, Л.И. Уманский. Другие как отечественные, так зарубежные авторы анализировали лидерские качества личности: В.П. Шейнов, Е.В. Горохова, Т.В. Махина, Р. Хейфетц., М. Вебер, Ф. Карделл, Дж. Масквелл. Вопрос процесса развития лидерских качеств подростков чаще всего встречается в контексте школьного коллектива (Т.Е. Вежевич) или в условиях временного детского коллектива (И.П. Волков, А.В. Уманский, О.А.Павлова).
Особую значимость представляют работы, посвященные вопросам истории и организации деятельности детских общественных объединений, проблем развития общественной активности детей, авторов Н.К. Крупской, А.С.Макаренко, А.В. Волохова, Д.А. Астафьева, А. Шободоевой, И.И. Фришман, Д.Н. Лебедева, Т.В. Трухачевой, М.И. Рожкова и других.
В ходе анализа теоретических и научно-практических источников выявлено, что определение и обоснование педагогических условий развития организаторских и лидерских качеств подростков в детском общественном объединении цельно не рассматривается как отдельная проблема. Возникает ряд противоречий:
- между потребностью общества в развития лидерских качеств подростков и недостаточной разработанностью педагогических условий этого развития;
- между наличием научных знаний в сфере деятельности детских общественных объединений и недостаточным исследованием проблемы развития организаторских качеств подростков в них;
- между потребностями реализации педагогических условий для развития лидерских качеств подростков и недостаточным методическим обеспечением данной деятельности.
Таким образом, актуальность, существующие противоречия, недостаточная разработанность и практическая значимость определили постановку темы нашего исследования.
Цель выпускной квалификационной работы: проанализировать и выделить педагогические условия, способствующие развитию организаторских компетентностей подростков.
Объект работы: развитие организаторских компетентностей подростков.
Предмет работы: педагогические условия, способствующие развитию организаторских компетентностей подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что для развития организаторских компетентностей подростков необходимо соблюдение следующих педагогических условий:
- Предоставление возможности совершения проб ответственного авторского и совместного действия;
- Помощь в осмыслении собственных действий и формировании рефлексии;
- Педагогическое сопровождение деятельности.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Теоретически изучить условия, необходимые для развития организаторских компетентностей подростков.
2. Выделить и сравнить педагогические условия действующих программ подготовки организаторов детского движения.
3. Создать собственную программу «Школа молодежного лидера». Провести формирующий эксперимент.
4. Обобщить результаты экспериментального исследования, сделать выводы.
Цель, задачи и гипотеза определили выбор комплекса методов исследования: теоретические методы: изучение и анализ литературы; эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ собственной деятельности.
Базой исследования является детское общественное объединение Октябрьского района «РОСтОк», также в работе принимают участие красноярское общественное движение школьников «Поколение+» и ученический совет «Российского движения школьников» («РДШ») МБОУ СОШ №84. В исследовании приняло участие 75 человек, из которых 64 подростка и 11 педагогов.
Некоторые аспекты исследования были изложены на Международных научно-практических конференциях: «Студенческий научный форум 2016», «Новая наука: Проблемы и перспективы» (г. Пермь, 2017), «Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика» (г. Чебоксары, 2017). По теме исследования опубликовано 3 работы.
Практическая значимость выполненной работы заключается в том, что созданная программа подготовки может быть использована на практике в работе общеобразовательных учреждениях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В ходе проведения исследования были теоретически изучены условия, необходимые для развития организаторских компетентностей подростков. Анализ действующих программ подготовки организаторов детского движения позволил выделить и сравнить педагогические условия. В результате исследования изученного материала было предположено, что процесс развития организаторских компетентностей у старших подростков как организаторов в детском общественном объединении будет результативным, если соблюдать следующие педагогические условия:
1. Предоставление возможности совершения проб ответственного авторского и совместного действия;
2. Помощь в осмыслении собственных действий и формировании рефлексии;
3. Осуществление педагогического сопровождения деятельности.
Был подобран список оптимальных компетенций лидера, каждая из компетенций которого соотносится с поставленным условием: 1 - готовность взять на себя ответственность, обучаемость, стремление развиваться; умение коммуницировать; 2- умение организовать себя и команду; 3- целеполагание, планирование действия.
В конце первой главы была определена модель, которая включает в себя такие компоненты как деятельность в рамках ДОО, особенности подросткового возраста, список оптимальных компетенций лидера, а также перечень педагогических условий. Таким образом, на основе полученных данных и экспериментального исследования была создана собственная авторская программа «Школа молодежного лидера».
В ходе разработки и создания собственной авторской программы удалось понять, насколько глубоко необходимо ориентироваться в сущности вопроса, а также сопоставлять теорию с действительной на сегодняшний день реальной картиной развития жизни человека, старшего подростка в частности.
По итогам результатов экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что гипотеза нашла свое подтверждение, а именно произошло развитие организаторских компетентностей подростков в рамках реализации программы «Школы молодежного лидера» при соблюдении ряда педагогических условий, формирующий эксперимент успешно реализован.
Одним из важнейших показателей выполненной работы считаю то, что участники школы осуществляли деятельность в работе «Городской школы актива», обеспечивали ее функционирование и выступали уже в качестве тьюторов, помощников вожатых. Это опыт, благодаря которому многие из них смогли реализовать себя в новом образе, раскрыть свои внутренние ресурсы, а также занять свое собственное положение в обществе сверстников.
Вопрос развития личности человека был, и будет оставаться темой для глобальных дискуссий и исследований. В век высоких технологий и развития социального мышления процесс развития личностных качеств человека как никогда актуален, интересен и необходим для общества.
1. Предоставление возможности совершения проб ответственного авторского и совместного действия;
2. Помощь в осмыслении собственных действий и формировании рефлексии;
3. Осуществление педагогического сопровождения деятельности.
Был подобран список оптимальных компетенций лидера, каждая из компетенций которого соотносится с поставленным условием: 1 - готовность взять на себя ответственность, обучаемость, стремление развиваться; умение коммуницировать; 2- умение организовать себя и команду; 3- целеполагание, планирование действия.
В конце первой главы была определена модель, которая включает в себя такие компоненты как деятельность в рамках ДОО, особенности подросткового возраста, список оптимальных компетенций лидера, а также перечень педагогических условий. Таким образом, на основе полученных данных и экспериментального исследования была создана собственная авторская программа «Школа молодежного лидера».
В ходе разработки и создания собственной авторской программы удалось понять, насколько глубоко необходимо ориентироваться в сущности вопроса, а также сопоставлять теорию с действительной на сегодняшний день реальной картиной развития жизни человека, старшего подростка в частности.
По итогам результатов экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что гипотеза нашла свое подтверждение, а именно произошло развитие организаторских компетентностей подростков в рамках реализации программы «Школы молодежного лидера» при соблюдении ряда педагогических условий, формирующий эксперимент успешно реализован.
Одним из важнейших показателей выполненной работы считаю то, что участники школы осуществляли деятельность в работе «Городской школы актива», обеспечивали ее функционирование и выступали уже в качестве тьюторов, помощников вожатых. Это опыт, благодаря которому многие из них смогли реализовать себя в новом образе, раскрыть свои внутренние ресурсы, а также занять свое собственное положение в обществе сверстников.
Вопрос развития личности человека был, и будет оставаться темой для глобальных дискуссий и исследований. В век высоких технологий и развития социального мышления процесс развития личностных качеств человека как никогда актуален, интересен и необходим для общества.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Организация взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений для развития лидерского потенциала старших подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Формирование социальных ориентаций подростков в детских и юношеских объединениях
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - Развитие детской самодеятельности в процессе совместной деятельности детей и взрослых в общественном объединении
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Движение русских скаутов в Китае (1920-1940-е гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020



