ВВЕДЕНИЕ 3
1 Конъюнктурный анализ и особенности развития фармацевтического рынка в России и Красноярском крае 5
1.1 Выявление особенностей развития и структуры фармацевтического рынка 5
1.2 Исследование факторов, влияющих на развитие фармацевтического рынка в России и Красноярском крае 18
1.3 Оценка уровня конкуренции на рынке Красноярского края 28
2 Выявление конкурентных преимуществ ГПКК «Губернские аптеки»
на фармацевтическом рынке
2.1 Позиционирование ГПКК «Губернские аптеки» в сегментах рынка Красноярского края 38
2.2 Оценка ключевых компетенций и конкурентных преимуществ ГПКК «Губернские аптеки» 48
2.3 Обоснование и выбор типа конкурентной стратегии в целевых сегментах рынка 66
3 Формирование конкурентной стратегии ГПКК «Губернские аптеки»... 72
3.1 Формирование системы целей и показателей их достижения для конкурентной стратегии компании 72
3.2 Разработка мероприятий и оценка эффективности по формированию конкурентной стратегии в целевых сегментах рынка 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного развития, с учетом рыночных изменений. В современных условиях, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся окружаю¬щей среде.
Актуальность выбора темы бакалаврской работы обусловлена необходимостью выбора приоритетов и выработки стратегии развития конкурентных преимуществ, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей ее сильные стороны.
В связи с этим, целью работы является разработка конкурентной стратегии предприятия аптечной сети (на примере ГПКК «Губернские аптеки»).
Для достижения цели работы, необходимо решить следующие задачи:
- провести конъюнктурный анализ и выявить особенности развития фармацевтического рынка в России и Красноярском крае;
- оценить уровень конкуренции и выявить позицию ГПКК «Губернские аптеки» в сознании потребителей;
- оценить ключевые компетенции, конкурентные преимущества и обосновать выбор типа конкурентной стратегии ГПКК «Губернские аптеки» в целевых сегментах рынка;
- разработать стратегические мероприятия конкурентной стратегии предприятия и оценить эффективность конкурентной стратегии ГПКК «Гу-бернские аптеки».
Объектом бакалаврской работы является аптечная сеть ГПКК «Губернские аптеки».
Предмет работы - конкурентная стратегия предприятия.
Исходными данными для выполнения бакалаврской работы являются публикации научных изданий, статистические сборники, данные информационной системы «СПАРК», внутренние данные ГПКК «Губернские аптеки», а также данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.
Конкурентоспособность - это способность выдержать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях рынка, определяющаяся степенью привлекательности для реального потребителя и степенью соответствия конкретной общественной потребности. Основные составляющие конкурентоспособности: качество, экономические и нормативные параметры, имидж/престиж товара, маркетинговая и коммерческая привлекательность.
Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широко¬го социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).
Таким образом, конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.
В качестве базовой конкурентной стратегии для ГПКК «Губернские аптеки» целесообразно выбрать стратегию дифференциации.
Среди мероприятий, предложенных ГПКК «Губернские аптеки», можно выделить следующие:
1 Внедрение коалиционной программы лояльности «Копилка» - как повышение ценового фактора конкурентоспособности компании;
2 Внедрение инфоматов;
3 Внедрение роботизированных систем.
Дополнительные мероприятия, направленные на развития конкурент¬ной стратегии ГПКК «Губернские аптеки»:
- Открытие новых отделов;
- Внедрение новых услуг;
- Совершенствование интернет-магазина, работа в социальных сетях;
- Мотивация и образование персонала;
- Работа с отзывами покупателей;
- Изготовление специальных лекарств.
Предложенные нами мероприятия должны способствовать поддержанию конкурентных преимуществ и увеличению экономической эффективно¬сти деятельности предприятия.
На конкретном примере ГПКК «Губернские аптеки» были описаны маркетинговые коммуникации. Это пример аптечного бизнеса, который в последнее время вышел на новый уровень своего развития. Маркетинговая стратегия ГПКК «Губернские аптеки» является эффективной, хорошо проработанной и продуманной, что и позволяет ей занимать значимое место на фармацевтическом рынке г. Красноярска