ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОТБОРУ В СЕКЦИЮ ВОЛЕЙБОЛА
1.1 Волейбол как вид спорта
1.2 Возрастные особенности развития подростков 10-12 лет занимающихся волейболом
1.3 Психологические аспекты при отборе детей для занятий волейболом
1.4 Роль психофизического развития в подготовке юных волейболистов
1.5 Проблема отбора в спортивную секцию по волейболу
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОТБОРУ И ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
Актуальность. Если рассматривать спортивную статистику, то мастерство волейбольных команд в последнее время не радует болельщиков влюбленных в этот вид спорта, хотя волейбол как вид спорта является увлекательным, зрелищным, любимым видом спорта не только взрослых, но а также и детей, начиная со школы. Он входит в образовательную программу не только урочной, но и внеурочной работе, как учителей так и тренеров . И здесь стоит вопрос о правильном отборе юных спортсменов в волейбол, для того чтобы сделать из ребят мастеров высокого класса. Так уж получается что сейчас современный спорт предъявляет высокие требования к подготовке спортсменов и соответственно идет жесткий спортивный отбор.
Сейчас современное обучение предъявляет строгие условия, как в тренировочном процессе так и в индивидуальности спортсмена.
Также можно сказать и о спортивном отборе в секции и школы волейбола. Теоретики спорта утверждают что благоприятный возраст для отбора в секции и СДЮШОР по волейболу это возраст 10-12 лет. Юный спортсмен должен быть оценен как сложное существо с его желаниями и потребностями, которые иногда сочетаются, а иногда весьма отличаются, поэтому работа по спортивной ориентации школьников имеет более широкое значение. Простым увеличением количества выполненных технических приемов и продолжительностью игры, сейчас больших результатов достигнуть нельзя. Залог успешной подготовки волейболистов - умелый и правильный отбор детей для занятия волейболом в ДЮСШ, а также учет их возрастных психических особенностей в этом процессе. Совершенное овладение навыками игры в волейбол во многом зависит от уровня развития способностей (как общих, так и специальных).
Предмет исследования: методика отбора девочек в секцию волейбола на начальном этапе тренировочного процесса.
Цель: совершенствование методики отбора детей, занимающихся волейболом.
Рабочая гипотеза: в основе данного исследования лежит предположение о том, что разработанная нами методика отбора детей в секцию волейбола является предпосылкой успешной подготовки волейболистов высокого класса.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы и определить, какие показатели должны использоваться на начальном этапе отбора.
2. Разработать методику эффективного отбора детей занимающихся волейболом.
3. Экспериментально доказать эффективность разработанной нами методики.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, изучение медицинской документации на детей, наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование и методы качественного и количественного анализа полученных данных.
1. В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что одной из главных проблем с которыми сталкиваются тренеры, являются вопросы качественного отбора юных волейболистов в спортивные секции. Решение этой проблемы возможно лишь при творческом применении научных и профессиональных принципов. Тренер, не обладающий достаточным профессионализмом и творческим мышлением, ни в силах разрешить поставленную перед ним такого рода задачу.
Успешность занятий волейболом и достижение высоких спортивных результатов зависит от устойчивого интереса к занятиям, волевых качеств, трудолюбия, упорства, способностей к спортивной деятельности с учетом специфичности волейбола, уровня специальных качеств, навыков, умений и знаний в волейболе. Также большое значение при отборе имеют и психологические особенности спортсменов. Именно поэтому при разработке методики эффективного отбора детей в секцию волейбола мы учитывали как их физические способности, так и личностные особенности.
2. Разработка эффективной методики отбора детей в секцию волейбола явилась одной из задач нашего исследования. Для ее решения была разработана система контрольных испытаний, а также использован опросник В.М. Руслова. В результате проведенного эксперимента, в котором приняли участие 20 детей, мы скомплектовали две группы детей, в одну из которых (группа А) вошли девочки, показавшие наиболее высокие результаты по предложенным заданиям. После применения нами методики произошли следующие изменения в уровне физической подготовки юных волейболистов.
По результатам исходных данных в прыжках в длину с места, можно заключить, что к концу эксперимента результат в (группе А) улучшился на 2,9% по с равнению с начальным результатом. В (группе Б) улучшение произошло на 1,2%. В (группе А) показатель по сравнению (группой Б) увеличился в целом на 4%.(табл.2). Прыжок вверх по Абалакову- в (группе А) результат улучшился по сравнению с первоначальным на 20,8%.В (группе Б) результат увеличился по сравнению с первоначальным на 6,4%. В (группеА) показатель по сравнению с (группой Б) улучшился на 16,7%.( табл.2) Челночный бег 3*10 результат к концу эксперимента у (группы А) прирост составил 3,78%, в (группе Б) 2,57%. В (группе А) показатель по сравнению (группой Б) увеличился в целом на 6,21 %. (табл.2) По опроснику В.М Русалова девочки (группы А) так же, доказали свое преимущество, их показатели по шкалам были выше чем у девочек (группы Б). Проведение систематической учебно¬тренировочной работы показало, что дети группы А, имевшие более высокие показатели в начале эксперимента, сохранили их за собой. Эти выводы мы сделали, опираясь на результаты повторного исследования, которые мы провели в целях доказательства эффективности разработанной нами методики.
3. Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что задача отбора особенно актуальна, потому как первоначальный отбор детей и правильное комплектование групп для занятий волейболом в ДЮСШ является одним из решающих условий, гарантирующих успешность подготовки юных волейболисток и пополнение резерва команд более высокого класса.
1. Абрамова, Т.Ф. Пальцевая дерматоглифика и физические способности. - Автореф. дисс... докт биол наук. - М., 2003. - 51 с.
2. Аврамова,,,Н.В. Разработка модели основных направлений совершенствования технической подготовки волейболисток 15-17 лет/ Н.В. Аврамова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2012. -№ 4. -С. 6-11.
3. Акчурин, Н.А., Шанкин А.А., Малышев В.Г., Кошелева О.А.
Оценка морфофункциональных свойств организма при проведении профессионального отбора школьников для занятия волейболом /Н.А. Акчурин, А.А. Шанкин, В.Г. Кошелева //Фундаментальные исследования. - 2012. -№ 9. - С. 265-267.
4. Андреев,,,,,, В.И., Зюбанова И.А., Иценко Л.М., Капилевич Л.В.
Совершенствование техники атакующих действий волейболистов / И.А. Зюбанова, Л.М. Иценко, В.И. Андреев, Л.В. Капилевич.В- Томск: Изд- во Томского политехнического университета, 2010. - 100 с.
5. Арушанова, А.П., Энциклопедия спорта / А. П. Арушанова. - Москва : Просвещение, 2005. - 512 с.
6. Асмолов, А.Г., Детство как социокультурный феномен // Образоват. политика. 2010. № 5-6. -144 с.
7. Барчуков, И.Б., Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. - Москва: Кронус, 2011. - 247с.
8. Безруких,ВМ.М., Здоровье, формирующее физическое развитие/ М.М. Безруких. - Москва: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
9. Беляев, А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: Теория и методика тренировки (школа тренера). - Москва: Физкультура и спорт, 2007. - 184 с.
10. Беляев, А.В., Савин М.В. Волейбол. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 360 с.
11. Бисеров, В.В. Физическая культура: учебное пособие/ В. В. Бисеров, И.
В. Рукина, Т.Л. Мухтарова, М.С. Бородулина, Л.Л. Брёхова. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. - 275 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.
13. Бутин, И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. - Москва: Владоспресс, 2002. - 105 с.
14. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания./ А.А. Васильков. - Ростов н/д : Феникс, 2008. - 381 с.
15. Власов, А. А. Физическая культура и спорт. Краткий терминологический словарь. — Москва.: Советский спорт, 2005.
16. Гаврилов, М.А. «Волейбол»/ М.А.Гаврило - М.: «Физкультура, образование, и наука» 2000. - 294с.
17. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. Учебное пособие - Москва: 2000. - 168с.
18. Дорохов, Р.Н. Спортивная морфология : учеб. пособие для высших и средних специальных учреждений физической культуры / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа. - Москва: СпортАкадемПресс, 2002. - 236 с.
19. Дубровский, В.И. Биомеханика / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова.- Москва: «Издательство Владос-пресс», 2002. - 666с.
20. Железняк, Ю.Д. Подготовка юных волейболистов / Ю.Д.Железняк.- Москва: Физкультура и спорт , 2003. - 294с.
21. Журомскас, Д.С. Психолого-педагогические проблемы формирования спортивной мотивации юных волейболистов/ Д.С. Журомскас // «Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, перспективы и условия развития» материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием (19 апреля 2012 г.). I том - Иркутск: ООО «Издательство «Аспринт», 2012. - 332 с.
22. Ивойлов, А.В., Железняк Ю.Д. Волейбол: Учебник для институтов физ. культуры. - М, 2000. - 230 с
23. Клещев, Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов / Ю.Н. Клещев.- Москва: Физкультура и спорт, 2003. - 294с.
24. Коваленко, Т.Г., Моисеева О.А., Рыжкина М.Г. Основы спортивной тренировки: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. - 88 с.
25. Козырева, Л.В. Волейбол (Азбука спорта) / Л.В. Козырева. - Москва: Физкультура испорт, 2003. - 168 с.
26. Королев, М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе. -2009.-№4. - С.33-37
27. Костолл, Д. Л. Физиология спорта / Д.Л. Костолл. - Москва: Олимпийский спорт, 2008. - 421с.
28. Коц, Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц.- Минск.: Общая и спортивная физиология, 2003. - 308 с.
29. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- Москва: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
30. Кузьмин, В.Г., Калюжный Е.А., Крылова Е.В., Полетаева О.Н. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: Учебное пособие
- Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2004. - 207с.
31. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин . - Москва : Советский спорт, 2010. - 464 с.
32. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда.- Москва: Советский спорт,2008. -244с.
33. Лепешкин, В. Волейбол / Лепешкин, В. // Спорт в школе. - 2007 (№20)
34. Лях, В.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов / В.И. Лях. - Москва: Пособие для учителя, 2001. - 230 с.
35. Матвеев, Е.М. Волейбол. Школа движенийВ/ Е.М. Матвеев.- Физическая культура в школе, 2001. - 33 с.
36. Минкевич, М.А. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе / М.А. Минкевич.- Москва: Медгиз, 2001. - 183 с.
37. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов Методическое пособие / В.Г. Никитушкин. - Москва: Москомспорт,2009.— 112 с.
38. Николаев, А.Н. Психологическое прогнозирование успешности выступлений спортсменов / А.Н. Николаев // Психологические основы педагогической деятельности. -СПб.: НГУ, 2008. Вып. 12, ч. 3.
39. Пуни, А.Ц. Очерки психологии спорта. Ф и С / А.Ц. Пуни.- Москва: Психология спорта 2000. - 96 с.
40. Ращупкин Г.В. Физическая культура. - Киев : Олимпийская литература , 2002. - 208 с
41. Сентябрев, Н.Н., Шамардин А.А., Камчатников А.Г., Зуйков Д.С. Определение функционального состояния ЦНС спортсменов: Учебно-методической пособие. - Волгоград, ВГАФК, 2000. - 15 с.
42. Сологуб, Е.Б.Физиология человека / Е.Б. Сологуб, А.С. Солодков.- Москва: Советский спорт, 2008. - 620 с.
43. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - Москва: «Академия», 2004. - 520 с.
44. Физическая культура и спорт (лекционный курс для студентов I - III курсов) / сост. В. Н. Буянов, И. В. Переверзева. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 310 с.
45. Филонов, А.В. Физическая культура в школе / А.В. Филонов.- Москва: Школьная книга, 2002. - 233 с.
46. Фомин, Е.В. Структура специальной физической подготовленности волейболистов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. -С.33-34.
47. Фурманов, А.Г. Волейбол, юный волейболист/ А.Г. Фурманов.- Минск: Современный школьник, 2009. - 240 с.
48. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- Москва: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
49. Ценности и ценностные ориентации в физическом воспитании: Учеб.- метод. разработка. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2003. -30 с.
50.Чехов, О.С. Подготовка юных волейболистов / О.С.Чехов.- Москва: Физкультура и спорт Москва, 2003. - 294 с.