Введение
1 Государственное регулирование туристической деятельности 5
1.1 Развитие туризма как вида экономической деятельности 5
1.2 Нормативно-правовая база регулирования туристической деятельности
в России 10
1.3 Мировой опыт управления и развития туристической деятельности .... 20
2 Развитие туристической деятельности в Республике Хакасия 27
2.1 Оценка потенциала рекреационных ресурсов для развития туризма .... 27
2.2 Анализ развития туризма и оценка потенциала туристической
инфраструктуры Республики Хакасия 33
2.3 Анализ состояния и развития отдельных видов туризма в республике
Хакасия 46
3 Разработка направлений развития туристической деятельности в
Республике Хакасия 56
3.1 Программные направления развития туристической деятельности в
Республике Хакасия 56
3.2 Рекомендации по совершенствованию туристической деятельности в
Республике Хакасия 60
Заключение 67
Список использованных источников 69
Приложение А
Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса.
Нередко туризм в разных странах оказывается тем рычагом, использование которого позволяет оздоровить всю национальную экономику. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире.
В последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных тур продуктов.
Территория Хакасии обладает уникальными природными ресурсами и культурно-историческими памятниками, позволяющими региону занять достойное место на российском и международном туристских рынках. В последние годы развитию туризма в регионе уделяется большое внимание. Руководство республики отмечает, что туризм должен стать заметной составляющей экономики Хакасии, выступая своеобразным катализатором социально-экономического развития территории, положительно влияющим на рост занятости населения, стимулирующим развитие смежных отраслей экономики, развивающим инфраструктуру и коммуникации в регионах.
Но эффективному развитию туризма в России и в Хакасии во многом мешает неразвитость инфраструктуры, а также отсутствие системного подхода и научной методологии государственного регулирования туризма.
Отсутствие методологической базы и недостаточность методических разработок проблемы государственного регулирования развития туризма и возможность практического применения результатов исследования в принятии законов о туризме на федеральном и на региональном уровнях послужило основанием при выборе темы исследования: «Государственное управление развитием туристической деятельности в субъекте федерации».
Объектом исследования является - состояние туристической индустрии в Республики Хакасия.
Предметом исследования является - система управления туристской инфраструктурой.
Целью данной работы является - разработка рекомендаций развития туризма в Республике Хакасия.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические источники государственного регулирования туристической деятельности.
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу туристической деятельности.
3. Проанализировать состояние туризма в Республике Хакасия.
4. Проанализировать основные виды туризма в Республике Хакасия.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию туристической деятельности в Республике Хакасия.
Рассмотрев проблему государственного управления развитием туристической деятельности в Республики Хакасия, можно сделать следующие выводы.
По сути, в Хакасии есть все условия для успешного развития туризма: древняя история, уникальное историко-культурное наследие, природные ресурсы и т.д. Однако серьезным препятствием является неразвитость инфраструктуры: высокие цены на авиаперелеты, на проживание в гостиницах, отсутствие энерго и теплоснабжения, канализации в удаленных местах отдыха, средств коммуникации в труднодоступной местности и т.д., а также отсутствие системного подхода и научной методологии государственного регулирования туризма. Решение этих проблем должно осуществляться путем взаимодействия не только коммерческих структур и органов власти, но путем активного привлечения инвесторов в развитие туристской сферы деятельности.
Отсутствие методологической базы и недостаточность методических разработок проблемы государственного регулирования развития туризма и возможность практического применения результатов исследования в принятии законов о туризме на федеральном и на региональном уровнях.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется следующим образом: созданием нормативных и правовых актов, направленных на упорядочение и совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействием в продвижении турпродукта на внутреннем и мировом туристских рынках; лицензированием, стандартизацией в туристской индустрии, сертификацией туристского продукта; установлением правил въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации; прямыми бюджетными ассигнованиями на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма; защитой прав и интересов туристов, обеспечением их безопасности; созданием благоприятных условий для инвестиций, налогового и таможенного регулирования; содействием кадровому обеспечению туристской деятельности и развитием научных исследований в сфере туристской индустрии.
Одним из стратегических направлений развития Республики Хакасия, согласно Стратегическим приоритетам социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, является туризм. Значимость развития туризма для Республики Хакасия определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами и географическим положением. Наличие в республике разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки. В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией республики, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Республики Хакасия, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии.
Экономическими и административными механизмами поддержки развития туризма в Республике Хакасия должны стать: налоговые льготы, субсидии, дотации; национальные законодательные и нормативные акты, способствующие развитию туризма и защите прав потребителя туристских услуг; уменьшение паспортных и визовых ограничений при въезде в страну и выезде из нее; стимулирование внесезонного туризма путем различного рода скидок и льгот; развитие и поддержка социального туризма; усиление требований к безопасности туристов; усиление мер, принимаемых государством по сохранению окружающей среды, культурного и исторического наследия, а также ряд других.
1. Аналитический вестник № 32 (585) Зарубежный опыт в сфере регулирования туристской деятельности [Электронный ресурс] // http://www.council.gov.ru/media/files/41d5a042de670efa9482.pdf .
2. Волошин Н.И. Правовое регулирование в туризме / Н.И. Волошин.- М.: Финансы и статистика, 2014.- 214с.
3. Горовой Н. К. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации / Н.К. Горовой, К.Э. Горовой // Юридический мир. -2013.- № 4 .- С. 72-74.
4. Государственный комитет по туризму Республики Хакасия [Электронный ресурс] //http://ri
5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/16_12_2013_1.pdf.
6. Государственная программа Республики Хакасия "Развитие туризма в Республике Хакасия (2011 - 2016 годы)" [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/459603605.
7. Государственная программа Республики Хакасия "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия (2015 - 2020 годы)"
8. Главный туристический портал Хакасии [Электронный ресурс] // http://khakassia.travel/ru/index.html.
9. Жмулина Д. А. Государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг / Д. А. Жмулина // Современное право .- 2015 .¬№ 1 .- С. 55-59.
10. Забаева М. Н. Модель эффективного использования туристского потенциала России на основе государственного регулирования организационно-экономических отношений в туристском секторе регионов / М. Н. Забаева // Менеджмент в России и за рубежом .- 2015 .- № 7- С. 92-102 .
11. Каурова О.В «Факторы, сдерживающие развитие сферы туризма».
12. Концепция развития туризма в Республике Хакасия на 2010-2016 годы.
13. Непомнящий В.В. «Геоэкологические условия рекреационного природопользования в степных ландшафтах Республики Хакасия»
14. О туристской деятельности на территории Республики Хакасия: закон от 29.11.1999 № 69-РХ (с последующими изменениями) [Электронный ресурс] //www.consultant.ru.
15. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ (с последующими изменениями) [Электронный ресурс] //www.consultant.ru.
16. Огнева С.В. Стандартизация государственного управления туризмом / С.В. Огнева // Стандарты и качество .- 2013 .- № 3 .- С. 34-38 ;
17. Отчет о деятельности Государственного комитета по туризму Республики Хакасия за 2016 год;
18. Отчет об исполнении бюджетных средств в 2016 году;
19. Отчет о реализации Государственной программы РХ в 2016 году;
20. Официальный портал Республики Хакасия [Электронный ресурс] //http://r-19.ru;
21. Официальный сайт государственного комитета по туризму Республики Хакасия[Электронный ресурс]// http:// gkt.r-19.ru;
22. Писаревский Е.Л. Качество и безопасность услуг в сфере туризма: вопросы стандартизации и классификации / Е.Л. Писаревский // Юрист.- 2014.- № 6.- С. 39-46.
23. Писаревский Е.Л. Стратегия развития туризма как ключевое направление государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации / Е.Л. Писаревский // Юридический мир. 2015.-№ 5.-
С. 27-31.
24. Рауткина Л. В. Построение эффективной структуры государственной власти по управлению развитием туристской отрасли / Л. В. Рауткина // Региональная экономика: теория и практика .- 2014 .- № 39 .- С. 44-53 .
25. Сенин В.С. Организация международного туризма [Электронный ресурс] / В.С. Сенин //http://tourlib.net/books_tourism/senin08.htm.
26. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия [Электронный ресурс] // http://hakasstat.gks.ru.
27. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] //http: //www.gks.ru.
28. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] //
https://www.nalog.ru/rn 19/ifns/imns 19_01 /.
29. Федеральные целевые программы в сфере туризма / [по материалам Федер. агентства по туризму Рос. Федерации] // Туризм: право и экономика .- 2014 .- № 2 .- С. 30-32.
30. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный ресурс]http://docs.cntd.ru/document/902295121.
31. Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность"
32. Цукерман А. Б. Туризм в Республике Хакасия: практика, проблемы, перспективы / А.Б. Цукерман // Сервис и туризм: инновации, теория, практика: материалы III Международной научно-практической конференции, 12-16 мая 2011 г., г. Абакан. - Абакан: Изд-во ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2011. - С. 195-198.