Совершенствование охраны лесного фонда Красноярского края
|
Введение
1 Теоретические и правовые основы охраны лесного фонда 7
1.1 Понятие земель лесного фонда 7
1.2 Государственное управление в области охраны лесного фонда 25
1.3 Правовое регулирование в области охраны лесного фонда в Красноярском крае 57
2 Анализ развития лесного фонда Красноярского края 92
2.1 Общая характеристика лесного фонда Красноярского края 92
2.2 Проблемы освоения, из использования и из сохранности лесного он фонда Красноярского края 117
2.3 Анализ факторов, причиняющих ущерб лесному фонду Красноярского края 120
3 Мероприятия по совершенствованию охраны лесного фонда Красноярского края 159
3.1 Направления развития лесного комплекса 159
3.2 Повышение эффективности лесного и пожарного надзора 165
3.3 Учет лесов как системы мероприятий по получению достоверной информации о лесном
фонде, лесная рента 176
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 196
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 200
ПРИЛОЖЕНИЕ А 208
1 Теоретические и правовые основы охраны лесного фонда 7
1.1 Понятие земель лесного фонда 7
1.2 Государственное управление в области охраны лесного фонда 25
1.3 Правовое регулирование в области охраны лесного фонда в Красноярском крае 57
2 Анализ развития лесного фонда Красноярского края 92
2.1 Общая характеристика лесного фонда Красноярского края 92
2.2 Проблемы освоения, из использования и из сохранности лесного он фонда Красноярского края 117
2.3 Анализ факторов, причиняющих ущерб лесному фонду Красноярского края 120
3 Мероприятия по совершенствованию охраны лесного фонда Красноярского края 159
3.1 Направления развития лесного комплекса 159
3.2 Повышение эффективности лесного и пожарного надзора 165
3.3 Учет лесов как системы мероприятий по получению достоверной информации о лесном
фонде, лесная рента 176
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 196
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 200
ПРИЛОЖЕНИЕ А 208
В настоящее время система управления в области охраны лесного фонда не очень активно развивается в нашей стране: леса продолжают незаконно вырубать. пожары с каждым годом становятся все сильнее и сильнее. а вредителей не устраняют. Отечественные ученые уделяют достаточно внимания понятию многоцелевого лесопользования. они указывают на необходимость сохранения продуктивности леса. его экологической и рекреационной ценности. опираясь на парадигму «постиндустриального леса».Однако. недостаточное внимание уделяется аспекту управления комплексным лесопользованием в условиях перехода к постиндустриальной экономике. разработке инструментов мотивации субъектов хозяйствования к комплексному использованию лесных ресурсов и разработке технологии функционирования данного механизма в практике управления лесопользованием. этим и обусловлена актуальность исследования.
Целью работы является разработка предложений по совершенствованию организации управления лесами на региональном уровне, обеспечивающих повышение эффективности ведения лесного хозяйства, сохранение средообразующих и экологических функций лесов, их биологического разнообразия.
Существует три основные проблемы: охрана лесов от пожаров, борьба с незаконными рубками лесных насаждений и защита от вредителей леса.
Благодаря системе государственного управления лесами за прошедшие два столетия удалось сохранить и лесистость страны, одну из самых высоких в мире, и профессиональные кадры работников лесного хозяйства. В то же время лесной фонд в Красноярском крае используется недостаточно эффективно. Интенсивная вырубка ценных хвойных насаждений, крупные лесные пожары и очаги вредителей и болезней леса продолжают оказывать негативное влияние на состояние лесного фонда в крае.
Управление лесами (лесоуправление) предполагает формирование и реализацию системы мероприятий, регулирующих воздействия на леса и направленных на организацию многоцелевого, непрерывного, неистощительного лесопользования, воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, их охрану и защиту, сохранение средообразующих и экологических функций лесов, их биологического разнообразия. Управление лесами включает управление лесным хозяйством и лесопользованием, а также управление любым иным
Следует отметить, что на сегодняшний день не так много работ, посвященных вопросам управления и использования лесного фонда. Следует отметить работы таких ученых, как Распопин К. И., который анализировал организацию управления лесами на региональном уровне (на примере Красноярского края), И.П. Бардина, А.А. Варламова, О.Б. Мезениной, А.А., В.И. Резниченко, в работах которых рассмотрены вопросы комплексного подхода управления природными ресурсами при рассмотрении конкретной территории.
Методики использования лесных ресурсов, проведение воспроизводства лесов представлены в работах специалистов Н.Я. Буеракова, М.Д. Гиряева, М.Ю. Клинова, В.П. Рощупкина.
Однако специальных работ, посвященных совершенствованию охраны лесного фонда достаточно немного.
Однако вклад лесного сектора в экономику страны не соответствует огромному ресурсному потенциалу лесов. Серьезную проблему для страны составляет незаконная вырубка лесов, ведущая к существенным экономическим и экологическим потерям.
Система управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности требует совершенствования, прежде всего, в сфере координации действий органов государственной власти
края и органов местного самоуправления; восстановления государственной и общественной экологической экспертизы для проектов экологически опасных объектов и усиление ее роли на региональном (краевом) уровне.
Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной лесного фонда и использования природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.
Объектом данной работы является лесной фонд.
Предметом данной работы является государственное управление в области использования, защиты и охраны лесного фонда в Красноярском крае.
Цель исследования заключается в разработке путей совершенствования организации охраны лесного фонда в Красноярском крае. В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и правовые основы охраны лесного фонда;
2. Охарактеризовать понятие земель лесного фонда;
3. Изучить государственное управление в области охраны лесного фонда;
4. Охарактеризовать правовое регулирование в области охраны лесного фонда в Красноярском крае.
5. Рассмотреть развитие лесного фонда Красноярского края;
6. Дать общую характеристику лесного фонда Красноярского края;
7. Выявить проблемы освоения, использования и сохранности лесного фонда Красноярского края;
8. Предложить пути совершенствования организации охраны лесного фонда в Красноярском крае.
Методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов в области охраны лесного фонда.
Методология исследования базируется на системном подходе, использовании методологического, структурного, функционального, сравнительного анализа, а также статистических методов.
Информационную основу исследования составили: правовые акты федеральных и региональных органов законодательной власти, материалы всероссийских и региональных докладов о лесном фонде, материалы Федеральной службы государственной статистики Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республики Хакасия и Республике Тыва.
Цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Целью работы является разработка предложений по совершенствованию организации управления лесами на региональном уровне, обеспечивающих повышение эффективности ведения лесного хозяйства, сохранение средообразующих и экологических функций лесов, их биологического разнообразия.
Существует три основные проблемы: охрана лесов от пожаров, борьба с незаконными рубками лесных насаждений и защита от вредителей леса.
Благодаря системе государственного управления лесами за прошедшие два столетия удалось сохранить и лесистость страны, одну из самых высоких в мире, и профессиональные кадры работников лесного хозяйства. В то же время лесной фонд в Красноярском крае используется недостаточно эффективно. Интенсивная вырубка ценных хвойных насаждений, крупные лесные пожары и очаги вредителей и болезней леса продолжают оказывать негативное влияние на состояние лесного фонда в крае.
Управление лесами (лесоуправление) предполагает формирование и реализацию системы мероприятий, регулирующих воздействия на леса и направленных на организацию многоцелевого, непрерывного, неистощительного лесопользования, воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, их охрану и защиту, сохранение средообразующих и экологических функций лесов, их биологического разнообразия. Управление лесами включает управление лесным хозяйством и лесопользованием, а также управление любым иным
Следует отметить, что на сегодняшний день не так много работ, посвященных вопросам управления и использования лесного фонда. Следует отметить работы таких ученых, как Распопин К. И., который анализировал организацию управления лесами на региональном уровне (на примере Красноярского края), И.П. Бардина, А.А. Варламова, О.Б. Мезениной, А.А., В.И. Резниченко, в работах которых рассмотрены вопросы комплексного подхода управления природными ресурсами при рассмотрении конкретной территории.
Методики использования лесных ресурсов, проведение воспроизводства лесов представлены в работах специалистов Н.Я. Буеракова, М.Д. Гиряева, М.Ю. Клинова, В.П. Рощупкина.
Однако специальных работ, посвященных совершенствованию охраны лесного фонда достаточно немного.
Однако вклад лесного сектора в экономику страны не соответствует огромному ресурсному потенциалу лесов. Серьезную проблему для страны составляет незаконная вырубка лесов, ведущая к существенным экономическим и экологическим потерям.
Система управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности требует совершенствования, прежде всего, в сфере координации действий органов государственной власти
края и органов местного самоуправления; восстановления государственной и общественной экологической экспертизы для проектов экологически опасных объектов и усиление ее роли на региональном (краевом) уровне.
Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной лесного фонда и использования природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.
Объектом данной работы является лесной фонд.
Предметом данной работы является государственное управление в области использования, защиты и охраны лесного фонда в Красноярском крае.
Цель исследования заключается в разработке путей совершенствования организации охраны лесного фонда в Красноярском крае. В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и правовые основы охраны лесного фонда;
2. Охарактеризовать понятие земель лесного фонда;
3. Изучить государственное управление в области охраны лесного фонда;
4. Охарактеризовать правовое регулирование в области охраны лесного фонда в Красноярском крае.
5. Рассмотреть развитие лесного фонда Красноярского края;
6. Дать общую характеристику лесного фонда Красноярского края;
7. Выявить проблемы освоения, использования и сохранности лесного фонда Красноярского края;
8. Предложить пути совершенствования организации охраны лесного фонда в Красноярском крае.
Методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов в области охраны лесного фонда.
Методология исследования базируется на системном подходе, использовании методологического, структурного, функционального, сравнительного анализа, а также статистических методов.
Информационную основу исследования составили: правовые акты федеральных и региональных органов законодательной власти, материалы всероссийских и региональных докладов о лесном фонде, материалы Федеральной службы государственной статистики Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республики Хакасия и Республике Тыва.
Цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка используемой литературы.
В результате проведенного исследования представляется возможным сделать ряд важных выводов.
Необходимость государственного надзора за состоянием лесного фонда объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием. В настоящее время несмотря на то, что Красноярский край обладает крупнейшими в стране лесосырьевыми ресурсами, процент освоения расчетной лесосеки крайне низок - всего 16%. В лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции, развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться.
Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике региона.
Для совершенствования организации охраны лесного фонда в Красноярском крае необходимо развитие правовой базы, которое должно заключаться в формировании отдельных нормативно-правовых актов, регулирующих создание и функционирование лесных реестров, развитие форм права пользования лесными участками, разработку и внедрение в Красноярском крае системы государственного учета заготовленной древесины.
При осуществлении лесоуправления федеральные органы исполнительной власти реализуют полномочия по нормативному правовому регулированию в области лесных отношений, в том числе многоцелевому использованию лесов.
Для этого представляется обоснованным внесение следующих изменений в Лесной кодекс РФ:
1) в части установления возможности использования одного лесного участка несколькими лесопользователями, в том числе заключения нескольких договоров аренды на один лесной участок, за исключением случаев, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним лесным участком невозможно или ограничивает права других пользователей леса;
2) закрепление перечня случаев, когда многоцелевое лесопользование запрещено (перечня видов лесопользования, осуществление которых одновременно на одном лесном участке невозможно);
3) определение основных требований к лесопользователям, осуществляющим деятельность одновременно на одном лесном участке, к оформлению прав на лесные участки, получению разрешительных документов, совместному пользованию лесным участком в соответствии с намечаемыми видами лесопользования.
На уровне Красноярского края предлагается установление правил лесовосстановления для каждого лесного района, определение порядка формирования и использования страховых фондов семян лесных растений, установление порядка реализации и транспортировки партий семян лесных растений, установление порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, установление новых порядков пребывания в лесах лиц со специальными механизмами, автотранспортными средствами и другими видами техники, предназначенными для рубки насаждений.
Важно также внедрение модели интенсивного воспроизводства лесов на замену экстенсивному, создание постоянной лесосеменной базы и формирование фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, а также обеспечение регулярного ухода за лесными культурами.
Для решения проблем в сфере пожарного надзора и для борьбы с незаконной вырубкой леса целесообразно предложить разработку и внедрение новых средств мониторинга и обнаружения.
Включение в лесное планирование принятых на международном уровне критериев и индикаторов обеспечит возможность оценки лесохозяйственной деятельности с учетом стандартов качества ведения лесного хозяйства, принятых в мировой практике. До сих пор остаются неурегулированными проблемы совместимости и сопоставимости данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости. Здесь имеется необходимость совершенствования законодательного регулирования лесоустройства, кадастровой деятельности и кадастрового учета применительно к лесным участкам. Итогом такой планомерной работы должна стать разработка региональных документов стратегического планирования освоения лесов (в том числе путем трансформации лесных планов субъектов РФ в региональные стратегии развития лесного комплекса), содержащих количественные индикаторы эффективности лесохозяйственной деятельности.
В целях информационного обеспечения лесного планирования и управления лесами также необходимо создание единой информационной системы, объединяющей данные периодической статистической и бюджетной отчетности, государственного лесного реестра, государственной инвентаризации лесов, лесоустройства, лесопожарного и лесопатологического мониторинга, мониторинга лесопользования.
При осуществлении государственного управления в области лесных отношений в целях обеспечения устойчивого лесопользования должны быть уточнены параметры рубок леса с учетом зонирования территорий по их экологической значимости и биологического разнообразия лесов. Особое внимание должно быть обращено на пригородные природоохранные и рекреационные леса. Основными задачами лесопользования являются как вовлечение в использование всех имеющихся лесных ресурсов с учетом перехода на планирование возможного изъятия древесины (расчетной лесосеки) по сплошным и выборочным рубкам, так и лесовосстановление. Лесными планами субъектов РФ должно быть предусмотрено полное использование лесных ресурсов в зоне деятельности действующих перерабатывающих предприятий, а при планировании новых перерабатывающих мощностей должны учитываться имеющиеся лесные ресурсы, способы их освоения и воспроизводства.
Важной функцией лесоуправления является лесная сертификация. Главной задачей в данной области является развитие национальной системы добровольной лесной сертификации, ее гармонизация с другими системами, признание и аккредитация на международном уровне. Необходимо, чтобы «сертификат» был повсеместно признан как документ, подтверждающий легальность происхождения, распространялся на всю древесину и изделия из нее, поступающие на экспорт, и древесину, закупаемую для удовлетворения государственных нужд.
Приоритетными направлениями развития добровольной лесной сертификации в России должны быть: сертификация лесоуправления и соответствие законности происхождения готовой продукции. Это могут быть и должны быть электронные базы данных, картография на основе космической съемки, мониторинг лесопользования; подготовка отечественных экспертов и аудиторов в области лесной сертификации; международная сертификация в рамках реализации крупных инвестиционных проектов в области освоения лесов; внедрение практики закупок сертифицированной лесной продукции для государственных и частных нужд.
Вышеизложенные теоретические выводы и практические предложения будут способствовать повышению эффективности государственного управления в области развития лесного комплекса, лесных отношений, включая рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, повышение их инвестиционной привлекательности, сохранение эколого-ресурсного потенциала.
Необходимость государственного надзора за состоянием лесного фонда объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием. В настоящее время несмотря на то, что Красноярский край обладает крупнейшими в стране лесосырьевыми ресурсами, процент освоения расчетной лесосеки крайне низок - всего 16%. В лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции, развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться.
Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике региона.
Для совершенствования организации охраны лесного фонда в Красноярском крае необходимо развитие правовой базы, которое должно заключаться в формировании отдельных нормативно-правовых актов, регулирующих создание и функционирование лесных реестров, развитие форм права пользования лесными участками, разработку и внедрение в Красноярском крае системы государственного учета заготовленной древесины.
При осуществлении лесоуправления федеральные органы исполнительной власти реализуют полномочия по нормативному правовому регулированию в области лесных отношений, в том числе многоцелевому использованию лесов.
Для этого представляется обоснованным внесение следующих изменений в Лесной кодекс РФ:
1) в части установления возможности использования одного лесного участка несколькими лесопользователями, в том числе заключения нескольких договоров аренды на один лесной участок, за исключением случаев, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним лесным участком невозможно или ограничивает права других пользователей леса;
2) закрепление перечня случаев, когда многоцелевое лесопользование запрещено (перечня видов лесопользования, осуществление которых одновременно на одном лесном участке невозможно);
3) определение основных требований к лесопользователям, осуществляющим деятельность одновременно на одном лесном участке, к оформлению прав на лесные участки, получению разрешительных документов, совместному пользованию лесным участком в соответствии с намечаемыми видами лесопользования.
На уровне Красноярского края предлагается установление правил лесовосстановления для каждого лесного района, определение порядка формирования и использования страховых фондов семян лесных растений, установление порядка реализации и транспортировки партий семян лесных растений, установление порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, установление новых порядков пребывания в лесах лиц со специальными механизмами, автотранспортными средствами и другими видами техники, предназначенными для рубки насаждений.
Важно также внедрение модели интенсивного воспроизводства лесов на замену экстенсивному, создание постоянной лесосеменной базы и формирование фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, а также обеспечение регулярного ухода за лесными культурами.
Для решения проблем в сфере пожарного надзора и для борьбы с незаконной вырубкой леса целесообразно предложить разработку и внедрение новых средств мониторинга и обнаружения.
Включение в лесное планирование принятых на международном уровне критериев и индикаторов обеспечит возможность оценки лесохозяйственной деятельности с учетом стандартов качества ведения лесного хозяйства, принятых в мировой практике. До сих пор остаются неурегулированными проблемы совместимости и сопоставимости данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости. Здесь имеется необходимость совершенствования законодательного регулирования лесоустройства, кадастровой деятельности и кадастрового учета применительно к лесным участкам. Итогом такой планомерной работы должна стать разработка региональных документов стратегического планирования освоения лесов (в том числе путем трансформации лесных планов субъектов РФ в региональные стратегии развития лесного комплекса), содержащих количественные индикаторы эффективности лесохозяйственной деятельности.
В целях информационного обеспечения лесного планирования и управления лесами также необходимо создание единой информационной системы, объединяющей данные периодической статистической и бюджетной отчетности, государственного лесного реестра, государственной инвентаризации лесов, лесоустройства, лесопожарного и лесопатологического мониторинга, мониторинга лесопользования.
При осуществлении государственного управления в области лесных отношений в целях обеспечения устойчивого лесопользования должны быть уточнены параметры рубок леса с учетом зонирования территорий по их экологической значимости и биологического разнообразия лесов. Особое внимание должно быть обращено на пригородные природоохранные и рекреационные леса. Основными задачами лесопользования являются как вовлечение в использование всех имеющихся лесных ресурсов с учетом перехода на планирование возможного изъятия древесины (расчетной лесосеки) по сплошным и выборочным рубкам, так и лесовосстановление. Лесными планами субъектов РФ должно быть предусмотрено полное использование лесных ресурсов в зоне деятельности действующих перерабатывающих предприятий, а при планировании новых перерабатывающих мощностей должны учитываться имеющиеся лесные ресурсы, способы их освоения и воспроизводства.
Важной функцией лесоуправления является лесная сертификация. Главной задачей в данной области является развитие национальной системы добровольной лесной сертификации, ее гармонизация с другими системами, признание и аккредитация на международном уровне. Необходимо, чтобы «сертификат» был повсеместно признан как документ, подтверждающий легальность происхождения, распространялся на всю древесину и изделия из нее, поступающие на экспорт, и древесину, закупаемую для удовлетворения государственных нужд.
Приоритетными направлениями развития добровольной лесной сертификации в России должны быть: сертификация лесоуправления и соответствие законности происхождения готовой продукции. Это могут быть и должны быть электронные базы данных, картография на основе космической съемки, мониторинг лесопользования; подготовка отечественных экспертов и аудиторов в области лесной сертификации; международная сертификация в рамках реализации крупных инвестиционных проектов в области освоения лесов; внедрение практики закупок сертифицированной лесной продукции для государственных и частных нужд.
Вышеизложенные теоретические выводы и практические предложения будут способствовать повышению эффективности государственного управления в области развития лесного комплекса, лесных отношений, включая рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, повышение их инвестиционной привлекательности, сохранение эколого-ресурсного потенциала.
Подобные работы
- Совершенствование механизмов государственного регулирования лесопромышленного комплекса Красноярского края
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Направления государственного регулирования лесного хозяйства Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование системы платежей за пользование природными ресурсами»
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННУЮ РУБКУ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021 - Перспективные направления совершенствования использования земель сельскохозяйственного назначения хозяйствами Алтайского края (на примере Бийского района)
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА ПРИРОДНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТИПА НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Состояние лесов южно-таежной зоны на примере территории
Красноярского лесничества
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ НА
ТЕРРИТОРИИ СИБИРИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ В ТУРИСТСКИХ ЦЕЛЯХ
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2017 - Оценка эколого-экономической эффективности инвестиционных проектов в гидроэнергетической отрасли России
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



