Введение
1 Теоретические и правовые основы охраны лесного фонда 7
1.1 Понятие земель лесного фонда 7
1.2 Государственное управление в области охраны лесного фонда 25
1.3 Правовое регулирование в области охраны лесного фонда в Красноярском крае 57
2 Анализ развития лесного фонда Красноярского края 92
2.1 Общая характеристика лесного фонда Красноярского края 92
2.2 Проблемы освоения, из использования и из сохранности лесного он фонда Красноярского края 117
2.3 Анализ факторов, причиняющих ущерб лесному фонду Красноярского края 120
3 Мероприятия по совершенствованию охраны лесного фонда Красноярского края 159
3.1 Направления развития лесного комплекса 159
3.2 Повышение эффективности лесного и пожарного надзора 165
3.3 Учет лесов как системы мероприятий по получению достоверной информации о лесном
фонде, лесная рента 176
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 196
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 200
ПРИЛОЖЕНИЕ А 208
В настоящее время система управления в области охраны лесного фонда не очень активно развивается в нашей стране: леса продолжают незаконно вырубать. пожары с каждым годом становятся все сильнее и сильнее. а вредителей не устраняют. Отечественные ученые уделяют достаточно внимания понятию многоцелевого лесопользования. они указывают на необходимость сохранения продуктивности леса. его экологической и рекреационной ценности. опираясь на парадигму «постиндустриального леса».Однако. недостаточное внимание уделяется аспекту управления комплексным лесопользованием в условиях перехода к постиндустриальной экономике. разработке инструментов мотивации субъектов хозяйствования к комплексному использованию лесных ресурсов и разработке технологии функционирования данного механизма в практике управления лесопользованием. этим и обусловлена актуальность исследования.
Целью работы является разработка предложений по совершенствованию организации управления лесами на региональном уровне, обеспечивающих повышение эффективности ведения лесного хозяйства, сохранение средообразующих и экологических функций лесов, их биологического разнообразия.
Существует три основные проблемы: охрана лесов от пожаров, борьба с незаконными рубками лесных насаждений и защита от вредителей леса.
Благодаря системе государственного управления лесами за прошедшие два столетия удалось сохранить и лесистость страны, одну из самых высоких в мире, и профессиональные кадры работников лесного хозяйства. В то же время лесной фонд в Красноярском крае используется недостаточно эффективно. Интенсивная вырубка ценных хвойных насаждений, крупные лесные пожары и очаги вредителей и болезней леса продолжают оказывать негативное влияние на состояние лесного фонда в крае.
Управление лесами (лесоуправление) предполагает формирование и реализацию системы мероприятий, регулирующих воздействия на леса и направленных на организацию многоцелевого, непрерывного, неистощительного лесопользования, воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, их охрану и защиту, сохранение средообразующих и экологических функций лесов, их биологического разнообразия. Управление лесами включает управление лесным хозяйством и лесопользованием, а также управление любым иным
Следует отметить, что на сегодняшний день не так много работ, посвященных вопросам управления и использования лесного фонда. Следует отметить работы таких ученых, как Распопин К. И., который анализировал организацию управления лесами на региональном уровне (на примере Красноярского края), И.П. Бардина, А.А. Варламова, О.Б. Мезениной, А.А., В.И. Резниченко, в работах которых рассмотрены вопросы комплексного подхода управления природными ресурсами при рассмотрении конкретной территории.
Методики использования лесных ресурсов, проведение воспроизводства лесов представлены в работах специалистов Н.Я. Буеракова, М.Д. Гиряева, М.Ю. Клинова, В.П. Рощупкина.
Однако специальных работ, посвященных совершенствованию охраны лесного фонда достаточно немного.
Однако вклад лесного сектора в экономику страны не соответствует огромному ресурсному потенциалу лесов. Серьезную проблему для страны составляет незаконная вырубка лесов, ведущая к существенным экономическим и экологическим потерям.
Система управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности требует совершенствования, прежде всего, в сфере координации действий органов государственной власти
края и органов местного самоуправления; восстановления государственной и общественной экологической экспертизы для проектов экологически опасных объектов и усиление ее роли на региональном (краевом) уровне.
Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной лесного фонда и использования природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.
Объектом данной работы является лесной фонд.
Предметом данной работы является государственное управление в области использования, защиты и охраны лесного фонда в Красноярском крае.
Цель исследования заключается в разработке путей совершенствования организации охраны лесного фонда в Красноярском крае. В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и правовые основы охраны лесного фонда;
2. Охарактеризовать понятие земель лесного фонда;
3. Изучить государственное управление в области охраны лесного фонда;
4. Охарактеризовать правовое регулирование в области охраны лесного фонда в Красноярском крае.
5. Рассмотреть развитие лесного фонда Красноярского края;
6. Дать общую характеристику лесного фонда Красноярского края;
7. Выявить проблемы освоения, использования и сохранности лесного фонда Красноярского края;
8. Предложить пути совершенствования организации охраны лесного фонда в Красноярском крае.
Методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов в области охраны лесного фонда.
Методология исследования базируется на системном подходе, использовании методологического, структурного, функционального, сравнительного анализа, а также статистических методов.
Информационную основу исследования составили: правовые акты федеральных и региональных органов законодательной власти, материалы всероссийских и региональных докладов о лесном фонде, материалы Федеральной службы государственной статистики Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республики Хакасия и Республике Тыва.
Цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка используемой литературы.
В результате проведенного исследования представляется возможным сделать ряд важных выводов.
Необходимость государственного надзора за состоянием лесного фонда объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием. В настоящее время несмотря на то, что Красноярский край обладает крупнейшими в стране лесосырьевыми ресурсами, процент освоения расчетной лесосеки крайне низок - всего 16%. В лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции, развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться.
Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике региона.
Для совершенствования организации охраны лесного фонда в Красноярском крае необходимо развитие правовой базы, которое должно заключаться в формировании отдельных нормативно-правовых актов, регулирующих создание и функционирование лесных реестров, развитие форм права пользования лесными участками, разработку и внедрение в Красноярском крае системы государственного учета заготовленной древесины.
При осуществлении лесоуправления федеральные органы исполнительной власти реализуют полномочия по нормативному правовому регулированию в области лесных отношений, в том числе многоцелевому использованию лесов.
Для этого представляется обоснованным внесение следующих изменений в Лесной кодекс РФ:
1) в части установления возможности использования одного лесного участка несколькими лесопользователями, в том числе заключения нескольких договоров аренды на один лесной участок, за исключением случаев, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним лесным участком невозможно или ограничивает права других пользователей леса;
2) закрепление перечня случаев, когда многоцелевое лесопользование запрещено (перечня видов лесопользования, осуществление которых одновременно на одном лесном участке невозможно);
3) определение основных требований к лесопользователям, осуществляющим деятельность одновременно на одном лесном участке, к оформлению прав на лесные участки, получению разрешительных документов, совместному пользованию лесным участком в соответствии с намечаемыми видами лесопользования.
На уровне Красноярского края предлагается установление правил лесовосстановления для каждого лесного района, определение порядка формирования и использования страховых фондов семян лесных растений, установление порядка реализации и транспортировки партий семян лесных растений, установление порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, установление новых порядков пребывания в лесах лиц со специальными механизмами, автотранспортными средствами и другими видами техники, предназначенными для рубки насаждений.
Важно также внедрение модели интенсивного воспроизводства лесов на замену экстенсивному, создание постоянной лесосеменной базы и формирование фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, а также обеспечение регулярного ухода за лесными культурами.
Для решения проблем в сфере пожарного надзора и для борьбы с незаконной вырубкой леса целесообразно предложить разработку и внедрение новых средств мониторинга и обнаружения.
Включение в лесное планирование принятых на международном уровне критериев и индикаторов обеспечит возможность оценки лесохозяйственной деятельности с учетом стандартов качества ведения лесного хозяйства, принятых в мировой практике. До сих пор остаются неурегулированными проблемы совместимости и сопоставимости данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости. Здесь имеется необходимость совершенствования законодательного регулирования лесоустройства, кадастровой деятельности и кадастрового учета применительно к лесным участкам. Итогом такой планомерной работы должна стать разработка региональных документов стратегического планирования освоения лесов (в том числе путем трансформации лесных планов субъектов РФ в региональные стратегии развития лесного комплекса), содержащих количественные индикаторы эффективности лесохозяйственной деятельности.
В целях информационного обеспечения лесного планирования и управления лесами также необходимо создание единой информационной системы, объединяющей данные периодической статистической и бюджетной отчетности, государственного лесного реестра, государственной инвентаризации лесов, лесоустройства, лесопожарного и лесопатологического мониторинга, мониторинга лесопользования.
При осуществлении государственного управления в области лесных отношений в целях обеспечения устойчивого лесопользования должны быть уточнены параметры рубок леса с учетом зонирования территорий по их экологической значимости и биологического разнообразия лесов. Особое внимание должно быть обращено на пригородные природоохранные и рекреационные леса. Основными задачами лесопользования являются как вовлечение в использование всех имеющихся лесных ресурсов с учетом перехода на планирование возможного изъятия древесины (расчетной лесосеки) по сплошным и выборочным рубкам, так и лесовосстановление. Лесными планами субъектов РФ должно быть предусмотрено полное использование лесных ресурсов в зоне деятельности действующих перерабатывающих предприятий, а при планировании новых перерабатывающих мощностей должны учитываться имеющиеся лесные ресурсы, способы их освоения и воспроизводства.
Важной функцией лесоуправления является лесная сертификация. Главной задачей в данной области является развитие национальной системы добровольной лесной сертификации, ее гармонизация с другими системами, признание и аккредитация на международном уровне. Необходимо, чтобы «сертификат» был повсеместно признан как документ, подтверждающий легальность происхождения, распространялся на всю древесину и изделия из нее, поступающие на экспорт, и древесину, закупаемую для удовлетворения государственных нужд.
Приоритетными направлениями развития добровольной лесной сертификации в России должны быть: сертификация лесоуправления и соответствие законности происхождения готовой продукции. Это могут быть и должны быть электронные базы данных, картография на основе космической съемки, мониторинг лесопользования; подготовка отечественных экспертов и аудиторов в области лесной сертификации; международная сертификация в рамках реализации крупных инвестиционных проектов в области освоения лесов; внедрение практики закупок сертифицированной лесной продукции для государственных и частных нужд.
Вышеизложенные теоретические выводы и практические предложения будут способствовать повышению эффективности государственного управления в области развития лесного комплекса, лесных отношений, включая рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, повышение их инвестиционной привлекательности, сохранение эколого-ресурсного потенциала.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ - 2014. - № 31.- ст. 4398.
2. Водный кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 201-ФЗ (ред. от 28.11.2017)// Собрание законодательства РФ - 05.06.2006 -№ 23 - ст. 2381.
3. Земельный кодекс Российской федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2017)/ / Собрание законодательства РФ. - 29.10.2001. -№ 44. - ст. 4147.
4. Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 (в ред. Федеральных законов от 30.12.2017) //Собрание законодательства РФ.-11. 12.2006 - № 50. - ст. 5278.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 04.03.1995 №33-ФЗ (в ред. 13.07.2017) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ - 20.03.1995 -№ 12 - ст. 1024.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 23.02.1995 №26-ФЗ (в ред. 28.12.2017) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» //Собрании законодательства Российской Федерации - 27 февраля 1995 г. - № 9 - ст. 713.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ (в ред. 29.12.2017) «Об охране окружающей среды» //Собрание законодательства РФ.- 14.01.2002. - № 2. - ст. 133.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 24.04.1995 № 52-ФЗ (в ред. 13.07.2017) «О животном мире»//Собрание законодательства РФ.- 24.04.1995.№ 17. - ст. 1462.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395¬1 (в ред. 13.07.2017) «О недрах» // Собрание законодательства РФ.- 06.03.1995. - № 10. ст. 823.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2006 года
№ 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ. 11.12.2006. № 50. ст. 5279.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30. Ст. 4251.
12. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.
13. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г. № 319 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка» (с изм. от 26 июня 2012 г.) // Российская газета. 2011. 25 июля.
14. Арсланалиев М.А. Публичные сервитуты при строительстве, размещении и эксплуатации линейных объектов // Предпринимательское право. 2008. Спец. вып. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15. Боголюбов, С. А. Экологический потенциал Конституции/ С.А. Боголюбов // Журнал российского права. 2013. № 10. С. 7-8.
16. Богоявленская Е.М., Пискунова М.Г. Практические аспекты определения категории земель // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 3. С. 44 - 57.
17. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник // СПС КонсультантПлюс. 2008
18. Бринчук, М. М. Экологическое право (право окружающей среды) : учебник для выс. юрид. учеб. Заведений / М.М. Бринчук. М. :Юристъ, 2004. -715 с.
19. Быковский, В. К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование/ В.К. Быковский. М. :ВолтерсКлувер, 2009. -562 с.
20. Быковский, В. К. Лесные сервитуты в новом Лесном кодексе РФ /
B. К. Быковский // Юрист. 2007. № 2. С. 51-52.
21. Васильева, М. М. Право граждан на доступ к природным ресурсам (общетеоретическое и межотраслевое обоснование) / М. М. Васильева // Журнал российского права. 2012. № 3. С. 7.
22. Воронцова А.А. Некоторые особенности правового регулирования лесов (лесных насаждений), расположенных на землях различных категорий // Экологическое право. 2012. № 5. С. 2 -7.
23. Галиновская Е.А. О направлениях совершенствования установления категорий и разрешенного использования земель // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. № 10. С. 78 - 81.
24. Галиновская Е.А. О правовых последствиях включения земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в границы населенного пункта // Закон. 2013. № 5. С. 97 - 103.
25. Голиченков, А. К. Экологическое право России: словарь юридических терминов/ А.К. Гиличенков. М. : Городец, 2008. -514 с.
26. Горбовой, В. Ф. Лесное право/ В.Ф. Горбовой. Свердловск, 1977. C. 23.
27. Гордеев, В.А., Пыжев А.И. Анализ глобальной конкурентоспособности российского лесопромышленного комплекса / В.А. Гордеев, А.И. Пыжев // ЭКО. - 2015. - № 6. - С. 109-130.
28. Гордеев, В.А., Пыжев А.И., Зандер Е.В.Лесопромышленный комплекс Красноярского края:тенденции и перспективы развития / В.А. Гордеев, А.И. Пыжев, Е.В. Зандер// Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - т. 15, вып. 1. -С. 4-18.
29. Дегтев А.В. Земля - объект земельных и гражданских правоотношений // Право и экономика, 2005, № 8.
30. Ергобек, Ш. Экологические права человека и право иностранных инвестиций // Соотношение права иностранных инвестиций и экологического права : сб. статей / под ред. А. Алиева, С. Крупко, А. Трун-ка. М. : Норма,2012. С. 54.
31. Ерофеев, Б. В. Экологическое право России / Б.В. Ерофеев М. 1996. -712 с.
32. Ерш, А.В. Некоторые особенности содержания договора аренды земельных участков. [Электронный ресурс] / А.В. Ерш. Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm/2613(дата обращения: 01.02.2017).
33. Зайков,Д.Е. Настольная книга гражданина по защите земельных прав / Д.Е. Зайков, М.Г. Звягинцев. М.: Издательский Дом «РА», 2015. - 896 с.
34. Земельное право России: Учебник для вузов / Под ред. Б.В. Ерофеева. - М.: Инфра-М, 2012. - 679 с.
35. Земельное право: Учебник / В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов и др. - М.: Частное право, 2010. - 344 с.
36. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. - М.: Проспект (ТК Велби), 2011. - 400 с.
37. Зин, Л.П. Кадастровый учет земель лесного фонда на территории Республики Коми: проблемы и пути решения /Л.П. Зин// Сборник материалов конференции-совещания, проходившей 12 - 13 августа 2014 года в городе Пушкине Московской области. ФАУ «Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства»,2014. С. 33-37.
38. Карпинская, С.В. К вопросу о разграничении гражданского и земельного законодательства и пробелах в регулировании земельных отношений. [Электронный ресурс] / С.В. Карпинская. - Режим доступа: http://www.ce№ter-bereg.ru/53.html. (дата обращения: 27.01.2017).
39. Козлов, Д. В. Совокупный (комплексный) правовой режим лесных участков/ Д.В. Козлов. М. 2013. - 216 с.
40. Козырь, О.М. Особенности регулирования сделок с землей земельным законодательством. [Электронный ресурс] / О.М. Козырь. Режим доступа: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=186366(дата обращения: 20.01.2017).
41. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.В.Чубукова, М.Ю. Тихомирова. М.: Издательство Тихомирова М.Ю., 2015. - 640 с.
42. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ / под ред. д. ю. н., проф. О. Л. Дубовик. СПС «ГАРАНТ», 2010.
43. Комментарий к Земельному кодексу / Под ред. С.А. Боголюбова. - М.: Проспект, 2001. - С. 386.
44. Краснова, И.О. Земельное право: Учебник для бакалавров / И.О. Краснова. М.: Юрайт, 2013. - 376 с.
45. Крассов О.И. Право собственности на землю в странах Европы: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2014. 400 с.
46. Крассов, О. И. Право собственности на землю в странах Европы/ О.И. Крассов. М. : Норма, Инфра-М, 2014. -217 с.
47. Крассов, О.И. Право лесохозяйственного землепользования / О.И. Крассов // Советское государство и право. - 1980. - № 7. - С. 127-131.
48. Лесной кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий / Е.А. Барыкин, А.А. Бельтюкова, В.Ю. Вобликов и др.; под рук. А.А. Ялбулганова. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012. 654 с.
49. Малеина, М. Н. Публичный лесной сервитут / М.Н. Малеина // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 6. С. 30-31.
50. Минина Е.Л. Тенденции развития законодательства о растительном мире // Журнал российского права. 2016. № 5. С. 108 - 117.
51. Нарышева Н.Г. Переход от деления земель по целевому назначению на категории к территориальному зонированию: за и против // Экологическое право. 2015. № 5. С. 42 - 49.
52. Нарышева Н.Г. Развитие законодательства о городских лесах // Экологическое право. 2012. № 1. С. 7 - 14.
53. Никишин, В. В. Доступ к природным ресурсам: концепции правового регулирования / В.В. Никишин // Петербургский юрист. 2014. № 3. С. 56.
54. Никишин, В. В. О выборе надлежащего способа защиты прав природопользователей/ В.В. Никишин // Экологическое право. 2014. № 1. С. 17-21.
55. О правах иностранных граждан и юридических лиц см., например: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. проф. А. А. Ялбулганова. М. 2010. -516 с.
56. Петров, В. В. Экологическое право России/ В.В. Петров. М. : БЕК, 1995. -814 с.
57. Полянская Г.Н. Вопросы кодификации лесного законодательства. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1966.
58. Прешкин, Г. А. Разработка концепции, методологии и методики определения региональных нормативов экономической оценки лесных ресурсов (на примере Уральского региона)/ Г.А. Прекшин. Екатеринбург,
2011. — 47 с.
59. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: монография / В.Б. Агафонов, В.К. Быковский, Г.В. Выпханова и др.; под ред. Н.Г. Жаворонковой. М.: Норма, Инфра-М, 2014. 160 с.
60. Пуряева, А. Ю., Пуряев, А. С. Лесное право/ А.Ю. Пуряева, А.С. Пуряев. М. : Деловой двор, 2009. -329 с.
61. Пыжев, А.И. Оценка ренты в Российском лесном комплексе (по данным аукционов) / А.И. Пыжев // Регион : экономика и социология. - 2015. - № 1. - С. 147-162.
62. Самигуллина, А.Р. Размещение линейных объектов после 01.03.2015 г. / А.Р. Самигуллина // Научное сообщество студентов XXI столетия - Режим доступа: http://sibac.i№fo/archive/№ature/6(31).pdf
63. Седов А.А. Правовые проблемы лесопользования // Право и политика, 2004, № 11.
64. Тарбеева, Д. А., Зобнина, Ю. Р. Особенности формирования земельного участка на землях лесного фонда / Д.А. Тарбеева, Ю.Р. Зобнина // Молодой ученый. 2016. №17. С. 220-223.
65. Тихомиров, М. Ю. Основные новеллы лесного закона / М.Ю. Тихомиров // Право и экономика. 2007. №2. С. 10.
66. Ужгин, Ю. В. Проблемы правового регулирования отношений по использованию лесного фонда Российской Федерации / Ю.В. Ужгин // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1059-1062.
67. Умеренко Ю.А. Проблемы обеспечения правового режима земель историко-культурного назначения // Современное право. 2016. № 1. С. 72 - 81.
68. Федоров, А.И., Куликов, Б.С., Федорова, Н.В. Критерии подходов к экономическим оценкам природопользования / А.И. Федоров, Б.С. Куликов, Н.В. Федорова. // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2010 г.). - Новосибирск: СГГА,
2010. С. 129-135.
69. Хрешкова В.В. Приватизация лесных ресурсов в Российской Федерации: правовое регулирование // Реформы и право. 2012. № 2. С. 48 -54.
70. Чмыхало Е.Ю. Реализация норм Конституции Российской Федерации в земельном законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 49 - 51
71. Чураков, Д. Новеллы в регулировании лесопользования / Д. Чирков // Законность. 2007. № 8. С. 41-43
72. Шуплецова Ю.И. Перспективы и направления развития лесного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. № 3. С. 72 - 79.
73. Яковлева Т.А. Административная ответственность за нарушение условий договора купли-продажи лесных насаждений // Административное право и процесс. 2014. № 7. С. 55 - 58.
74. Яковлева, Т. А. Объективные и субъективные признаки административных правонарушений в области лесопользования / Т.А. Яковлева // Административное право и процесс. 2013. № 8. С. 29-32.
75. Официальный сайт Министерства лесного хозяйства Красноярского края //http://mlx.krskstate.ru/min (дата обращения 06.06.2018).