Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ

Работа №25261

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
809
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы преподавания русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся 7
1.1 Русский язык как иностранный: основные понятия и характеристики 7
1.2 Проблемы преподавания русского языка в классах с полиэтническим составом 5
1.2.1 Особенности преподавания лексики 18
1.2.2 Особенности преподавания фонетики 23
1.2.3 Особенности преподавания грамматики 27
2 Методические основы обучения русскому языку в классе с
полиэтническим составом в начальной школе 35
2.1 Анализ учебника русского языка УМК «Школа России» В.П. Канакиной 35
2.2 Анализ констатирующего этапа эксперимента 41
2.3 Примеры упражнений по русскому языку в начальной школе при
обучении детей в полиэтническом классе 45
2.4 Методические рекомендации по работе в классе с полиэтническим составом учащихся 55
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения 69

Актуальность темы исследования выявлена согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273 - ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 5 «Право на образование» пункт 2 гласит:«Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к объединениям, а также других обстоятельств».
Современные миграционные процессы в России приводят к тому, что в русскоязычной среде проживает всё больше некоренного населения. Дети мигрантов, как правило, не теряют родной язык, который выполняет функции языка семейного общения, общения в диаспоре, но в условиях социализации в русскоязычной среде вынуждены изучат ь русский язык. Современная полиэтническая школа — это новый тип обычной российской школы, в которой нерусскоязычные дети без знания русского языка обучаются не в отдельных классах, а вместе с русскоязычными, и поступая не только в первый, но и в другие, старшие, классы без какой-либо специальной предварительной языковой подготовки.
В связи с этим и обозначилась проблема исследования, которая заключается в ответе на вопрос: каковы особенности преподавания русского языка в классе с полиэтническим составом.
Цель исследования: изучить особенности преподавания русского языка в классе с полиэтническим составом в начальной школе.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников русскому языку в полиэтническом классе.
Предмет исследования: методы и приемы обучения младших школьников русскому языку в полиэтническом классе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные понятия и характеристики русского языка как иностранного.
2. Изучить проблемы преподавания русского языка в классах с полиэтническим составом.
3. Сформулировать особенности преподавания лексики.
4. Сформулировать особенности преподавания фонетики.
5. Сформулировать особенности преподавания грамматики.
6. Проанализировать учебник русского языка УМК «Школа России» В.П. Канакиной в аспекте обучения полиэтнического класса.
7. Привести примеры упражнений по русскому языку в начальной школе при обучении детей в полиэтническом классе.
8. Проанализировать констатирующий этап эксперимента.
9. Разработать методические рекомендации по работе в классе с полиэтническим составом.
Гипотеза исследования: для обучения детей - мигрантов русскому языку нужно использовать методику преподавания русского языка как иностранного в комплексе с приемами: регулярные индивидуальные занятия по формированию коммуникативной компетенции, памятки - подсказки для пользования на уроках русского языка, выполнение заданий по образцу, работа в парах, группах.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды таких ученых, как:А.В. Харенкова, А.В. Курьянович, Л. В. Кузнецов, С.В. Суворов, М. М. Разумовская, Н.С. Трубецкой, Е.Я. Фетисова.
Методы исследования: анализ теоретических и методических источников по проблеме исследования, описательный метод.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы было изучить особенности преподавания русского языка в классе с полиэтническим составом в начальной школе. В ходе исследования мы решили поставленные задачи и сделали выводы.
На сегодняшний день в российских школах существует проблема полиэтнического образования. В школах России обучаются как русскоязычные дети, та к и дети-ифононы. И те, и другие, являясь учащимися полиэтнического класса, требуют применения особых форм и методов в обучении русскому языку.
Обладая различным коммуникативным и социальным опытом, двуязычные дети нуждаются в особой организации образовательного пространства (в том числе в условиях обучения на языке социального большинства), выработке индивидуализированных образовательных программ и широкой социокультурной интеграции.
Среди методов, используемых при обучении русскому языку в классе с полиэтническим составом, можно выделить объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский.
Можно предложить следующие рекомендации для организации педагогами эффективной учебной работы и внеурочной деятельности для преодоления проблем обучения младших школьников в полиэтническом классе при работе с УМК «Школа России»:
1. Необходимы выявление и анализ типичных трудностей учащихся- инофонов с помощью диагностирующих тестов по русскому языку как иностранному.
2. Адаптация и коррекция методики преподавания русского языка и использование необходимых дополнений в УМК.
3. Индивидуализацию и дифференциацию работы на уроке с учетом типичных затруднений учеников-инофонов.
4. Организация продуктивного речевого взаимодействия между детьми- инофонами и русскоговорящими детьми, включение обучающихся в различные формы внеурочной и внеклассной деятельности.
Анализ констатирующего этапа эксперимента, который был проведен нами во 2 «Б» классе с полиэтническим составом учащихся свидетельствует о недостаточной эффективности методической работы по русскому языку в классе с полиэтническим составом среди иноязычных учеников. Отсутствие специальных приемов работы с подобной категорией детей может порождать у учащихся дальнейшие проблемы в обучении. Существует проблема организации использования особых методов, приемов и средств обучения русскому языку в классе с полиэтническим составом. Данная проблема говорит о необходимости совершенствовать методику формирования у учащихся, для которых русский язык является неродным, умений и навыков по русскому языку. По этой причине нами разработана серия заданий, которые можно использовать на уроках русского языка в классе с полиэтническим составом для преодоления трудностей в усвоении языка и речевой практике.
На основании опыта работы можно предложить следующие рекомендации для организации педагогами эффективной учебной работы и внеурочной деятельности по профилактике учебных затруднений у обучающийся-инофонов:
1. Необходимы выявление и анализ типичных трудностей учащихся- инофонов, в том числе при участии логопеда и психолога.
2. Адаптация и коррекция методики преподавания (методика преподавания русского языка как неродного) и использование необходимых дополнений в УМК.
3. Индивидуализацию и дифференциацию работы на уроке с учетом типичных затруднений детей-инофонов.
4. Организацию дополнительных индивидуальных или групповых занятий с детьми-инофонами.
5. Помощь тем детям, которые испытывают трудности в использовании устной речи. Опережающее развитие устной речи и использование наглядных образцов для обогащения и развития активного лексического словаря.
6. Учет индивидуально-психологических особенностей ребёнка (мышление, память, темп работы) и его учебных возможностей
7. Включение обучающихся в различные формы внеурочной деятельности.
8. Создание ситуаций успеха и педагогическая поддержка обучающегося.
Гипотеза исследования подтверждена, задачи исследования выполнены, цель достигнута.



1. Baker Colin, Foundations of bilingual education and bilingualism. 5th ed. Multilingual Matters /Baker Colin. - Clevedon, 2013.
2. Азимов,Э.Г. Словарь методических терминов (теорияипрактикапреподаванияязыков) /Э. Г.Азимов, А.И. Щукин. - Москва: СПб., 2014. - 448 c.
3. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку/ Л.И.Айдарова. - Москва. 2015. - 144 c.
4. Армиулина, Г.Д. Фоновые знания как основной предмет лингвострановедения / Г. Д. Армиулина// Иностранные языки в школе № 4 - Москва, 2013. - С. 12-13.
5. Балыхина, Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов / Т.М. Балыхина. - Москва: Издательство Российского университета дружбы народов,2013. - С. 95.
6. Батарчук, Д. С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды /Д.С. Батарчук. // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). - 2010. Вып. 12 (102). - С. 149-153.
7. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим - Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2014. - 528 с.
8. Битехтина, Н.Б. Русский язык как иностранный: фонетика: учебное пособие/ Н.Б. Битехтина, В.Н. Климова. - Москва: Русский язык. Курсы, 2014. - 128 с.
9. Гайнбихнер, Т. Н. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка в полиэтнических условиях Севера (на материале ономастической лексики):дис. канд. пед. наук / Т.Н. Гайнбихнер. - Москва, 2013. - 224 c.
10. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Синтаксис: Учебное пособие/ Е.М. Галкина - Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - Москва, 2014. - 144 с.
11. Глазков, А. В. Информационно-динамический подход в лингвистическом анализе текста // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании/ А.В. Глазков. - Москва: МГПИ, 2013. Т. 1. - С. 351-356.
12. Гузеев, В. В. Методические основы обучения детей-инофонов младшего школьного возраста письму на неродном русском языке // Педагогические технологии/ В.В. Гузеев, А.А. Остапенко.- 2013. - № 1. - С. 103¬111.
13. Запольская, Е. Л. Развитие познавательного интереса школьников к русскому языку в процессе обучения в классах с многонациональным составом: дис. канд. пед. наук/ Е.Л. Запольская. - Сургут, 2006. - 156 c.
14. Каленчук, М. Л. Программа по русскому языку УМК «Школа России»/ М. Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. - Москва: Академкнига/Учебник, 2015. С. 289. - 154 c.
15. Касаткин, Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку/ Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А.Лекант - Москва, 2016. - 240 c.
16. Комплексная система обучения детей мигрантов русскому языку и русской культуре в поликультурной начальной школе города Москвы: коллективная монография / Науч. ред.: Т.И. Зиновьева. - Москва: Издательство «Перо», 2016. - 231 с.
17. Крылова, О.А. Коммуникативный синтаксис русского языка/ О.А. Крылова. - Москва, 2012. - 98 c.
18. Крючкова, Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие / Л.С.Крючкова, Н.В.Мощинская. - 2-е изд. - Москва: Флинта: Наука, 2014. - 480 с.
19. Кульгильдинова, Т. А. Концептуализация информации в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся // V Междунар. науч.
20. Кумукова, Ф. К. Освоение русского языка детьми-инофонами в условиях школы с полиэтническим составом // Сибирский учитель/ Ф.К.Кумукова. - 2013. № 3. С. 102-105.
21. Куприна, Т. В. Практикум по межкультурной коммуникации. Электронное учебное пособие / Т. Куприна, А. Петрикова, Я. Галло. - Прешов: Философский факультет Прешовского университета, 2013. - 365 с.
22. Курьянович, А.В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение (PedagogicalReview)/ А.В.Курьянович. - 2015. Вып. 1 (7). - С. 90-101.
23. Ласкарева, Е. Р. Русский язык как иностранный. Практический интенсивный курс: учебник и практикум для прикладного бакалавриата/ Е.Р. Ласкарева. - Москва: Юрайт, 2015. - 373 с.
24. Лысакова, И. П. Азбука вежливости: учебное пособие для детей, начинающих осваивать русский язык / под ред. проф. И. П. Лысаковой, Е.А. Железняковой, Ю.С. Пашукевич. - Москва: КНОРУС, 2013. - 104 с..
25. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - Москва, 2013.
26. Михеева, Т.Б. Обучение русскому языку учащихся полиэтнических классов: методическое пособие / Т.Б. Михеева. - Ростов-на-Дону, 2008. - 182 с.
27. Русский букварь для мигрантов: учебно-методический комплекс / под ред. проф. И. П. Лысаковой. - Москва: КНОРУС, 2015. - 180 с.
28. Русский язык в полиэтнических классах: Методическое пособие/ М. Б. Багге, М. Г. Белова, М. Р. Илакавичус и др. - СПб.: СПб АППО, 2014. - 56с.
29. Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 года) / Ред. кол.: Л. А. Вербицкая, К. А. Рогова, Т. И. Попова и др. - В 15 т. - Т.
10. - СПб.: МАПРЯЛ, 2015. - 1204 с.
30. Рябченко, Н. Н. Этнокультурная направленность уроков русского языка в средней общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт»/ Н.Н. Рябченко. - 2016. - Т. 15. - С. 1416-1420.
31. Сабаткоев, Р.Б. Обучение и воспитание на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки/ Р.Б.Сабаткоев. - Москва, 2015. - выпуск 3. - С. 89
32. Салосина, И. В. Текстовая деятельность как основа профессиональной педагогической компетентности будущего учителя / И. В. Салосина // Вестник ТГПУ. Сер.: Педагогика. Вып. 7 (70). 2007. - С. 82-87.
33. Ситникова, Е.В. Проблемы языковой адаптации школьников- инофонов/ Е. В. Ситникова// Вестник Московского городского университета. Серия «Филологическое образование». - 2015 - №1(4). - С.79-86.
34. Современный русский литературный язык: Учебник / Лекант П.А., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Крысин Л.П.; под ред. Леканта П.А. - Москва, 2013. - 248 с.
35. Трегубова, Л.С. Использование игровых технологий в процессе обучения детей мигрантов русскому языку // Русский язык и литературное чтение в поликультурной начальной школе: коллективная монография/ Под ред. Т. И. Зиновьевой.- Москва: Экон-Информ, 2014.- С.178-184.
36. Трошина, Н.В. Современный русский литературный язык. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Учебное пособие/ Н.В. Трошина. - Брянск, 2014.
37. Уракова, Ф.К. Методические средства и формы организации обучения связной русской речи учащихся национальной школы/ Ф.К. Уракова //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп. - 2014. - Вып. 1. - С. 167-174.
38. Уша, Т.Ю. Коррекционный курс русского языка. Рабочая тетрадь/ Т.Ю. Уша, И.О. Уша. - СПб., 2013. - 40 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс] :приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 мая 2015 года № 507.// Учебно-методический портал.-Режим доступа:http://www.ug.ru/new_standards/3
40. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы от 20 декабря 2014 г. . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/UdArRuNmg2Hdm3MwRUwmdE9N3ohepzpQ.pdf
41. Фетисова, Е.Я. Преподавание русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся. Методические рекомендации / Ряз. ин-т развития образования/ Е.Я. Фетисова. - Рязань, 2013 - 48 с.
42. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. Москва: Просвещение, 2014. - 159 с.
43. Хамраева, Е. А. Современный урок русского языка в поликультурной образовательной среде/ Е.А. Хамраева // Читаем вместе. - 2014. № 4. С. 40-42.
44. Харенкова, А. В. Анализ особенностей речевого развития детей- билингвов/ А.В. Харенкова // Проблемы современного образования. - 2013. № 2. С. 164-171.
45. Цейтлин, С. Н. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия/С.Н. Цейтлин, Г.Н. Чиршева, Т.В. Кузьмина.- СПб.: Златоуст, 2015.- 140 с.
46. Шакирова, Л. 3. Научные основы методики обучения вида и времени русского глагола в тюркоязычной школе/ Л. З. Шакирова. - Казань,2014.- 86 c.
47. Щукин, А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном/ А.Н. Щукин. - Москва: ИКАР, 2014. - 456 с.
48. Юрков, Е.Е.Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Материалы III Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 10-13 октября 2012 г. / Сост.: Е. Е. Юрков, Л. В. Московкин, Т. И. Попова. - В 2 т. - Т. 2. - СПб.: Изд. дом «МИРС», 2012. - 630 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ