Введение 5
1 Теоретические основы преподавания русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся 7
1.1 Русский язык как иностранный: основные понятия и характеристики 7
1.2 Проблемы преподавания русского языка в классах с полиэтническим составом 5
1.2.1 Особенности преподавания лексики 18
1.2.2 Особенности преподавания фонетики 23
1.2.3 Особенности преподавания грамматики 27
2 Методические основы обучения русскому языку в классе с
полиэтническим составом в начальной школе 35
2.1 Анализ учебника русского языка УМК «Школа России» В.П. Канакиной 35
2.2 Анализ констатирующего этапа эксперимента 41
2.3 Примеры упражнений по русскому языку в начальной школе при
обучении детей в полиэтническом классе 45
2.4 Методические рекомендации по работе в классе с полиэтническим составом учащихся 55
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения 69
Актуальность темы исследования выявлена согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273 - ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 5 «Право на образование» пункт 2 гласит:«Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к объединениям, а также других обстоятельств».
Современные миграционные процессы в России приводят к тому, что в русскоязычной среде проживает всё больше некоренного населения. Дети мигрантов, как правило, не теряют родной язык, который выполняет функции языка семейного общения, общения в диаспоре, но в условиях социализации в русскоязычной среде вынуждены изучат ь русский язык. Современная полиэтническая школа — это новый тип обычной российской школы, в которой нерусскоязычные дети без знания русского языка обучаются не в отдельных классах, а вместе с русскоязычными, и поступая не только в первый, но и в другие, старшие, классы без какой-либо специальной предварительной языковой подготовки.
В связи с этим и обозначилась проблема исследования, которая заключается в ответе на вопрос: каковы особенности преподавания русского языка в классе с полиэтническим составом.
Цель исследования: изучить особенности преподавания русского языка в классе с полиэтническим составом в начальной школе.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников русскому языку в полиэтническом классе.
Предмет исследования: методы и приемы обучения младших школьников русскому языку в полиэтническом классе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные понятия и характеристики русского языка как иностранного.
2. Изучить проблемы преподавания русского языка в классах с полиэтническим составом.
3. Сформулировать особенности преподавания лексики.
4. Сформулировать особенности преподавания фонетики.
5. Сформулировать особенности преподавания грамматики.
6. Проанализировать учебник русского языка УМК «Школа России» В.П. Канакиной в аспекте обучения полиэтнического класса.
7. Привести примеры упражнений по русскому языку в начальной школе при обучении детей в полиэтническом классе.
8. Проанализировать констатирующий этап эксперимента.
9. Разработать методические рекомендации по работе в классе с полиэтническим составом.
Гипотеза исследования: для обучения детей - мигрантов русскому языку нужно использовать методику преподавания русского языка как иностранного в комплексе с приемами: регулярные индивидуальные занятия по формированию коммуникативной компетенции, памятки - подсказки для пользования на уроках русского языка, выполнение заданий по образцу, работа в парах, группах.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды таких ученых, как:А.В. Харенкова, А.В. Курьянович, Л. В. Кузнецов, С.В. Суворов, М. М. Разумовская, Н.С. Трубецкой, Е.Я. Фетисова.
Методы исследования: анализ теоретических и методических источников по проблеме исследования, описательный метод.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений.
Целью выпускной квалификационной работы было изучить особенности преподавания русского языка в классе с полиэтническим составом в начальной школе. В ходе исследования мы решили поставленные задачи и сделали выводы.
На сегодняшний день в российских школах существует проблема полиэтнического образования. В школах России обучаются как русскоязычные дети, та к и дети-ифононы. И те, и другие, являясь учащимися полиэтнического класса, требуют применения особых форм и методов в обучении русскому языку.
Обладая различным коммуникативным и социальным опытом, двуязычные дети нуждаются в особой организации образовательного пространства (в том числе в условиях обучения на языке социального большинства), выработке индивидуализированных образовательных программ и широкой социокультурной интеграции.
Среди методов, используемых при обучении русскому языку в классе с полиэтническим составом, можно выделить объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский.
Можно предложить следующие рекомендации для организации педагогами эффективной учебной работы и внеурочной деятельности для преодоления проблем обучения младших школьников в полиэтническом классе при работе с УМК «Школа России»:
1. Необходимы выявление и анализ типичных трудностей учащихся- инофонов с помощью диагностирующих тестов по русскому языку как иностранному.
2. Адаптация и коррекция методики преподавания русского языка и использование необходимых дополнений в УМК.
3. Индивидуализацию и дифференциацию работы на уроке с учетом типичных затруднений учеников-инофонов.
4. Организация продуктивного речевого взаимодействия между детьми- инофонами и русскоговорящими детьми, включение обучающихся в различные формы внеурочной и внеклассной деятельности.
Анализ констатирующего этапа эксперимента, который был проведен нами во 2 «Б» классе с полиэтническим составом учащихся свидетельствует о недостаточной эффективности методической работы по русскому языку в классе с полиэтническим составом среди иноязычных учеников. Отсутствие специальных приемов работы с подобной категорией детей может порождать у учащихся дальнейшие проблемы в обучении. Существует проблема организации использования особых методов, приемов и средств обучения русскому языку в классе с полиэтническим составом. Данная проблема говорит о необходимости совершенствовать методику формирования у учащихся, для которых русский язык является неродным, умений и навыков по русскому языку. По этой причине нами разработана серия заданий, которые можно использовать на уроках русского языка в классе с полиэтническим составом для преодоления трудностей в усвоении языка и речевой практике.
На основании опыта работы можно предложить следующие рекомендации для организации педагогами эффективной учебной работы и внеурочной деятельности по профилактике учебных затруднений у обучающийся-инофонов:
1. Необходимы выявление и анализ типичных трудностей учащихся- инофонов, в том числе при участии логопеда и психолога.
2. Адаптация и коррекция методики преподавания (методика преподавания русского языка как неродного) и использование необходимых дополнений в УМК.
3. Индивидуализацию и дифференциацию работы на уроке с учетом типичных затруднений детей-инофонов.
4. Организацию дополнительных индивидуальных или групповых занятий с детьми-инофонами.
5. Помощь тем детям, которые испытывают трудности в использовании устной речи. Опережающее развитие устной речи и использование наглядных образцов для обогащения и развития активного лексического словаря.
6. Учет индивидуально-психологических особенностей ребёнка (мышление, память, темп работы) и его учебных возможностей
7. Включение обучающихся в различные формы внеурочной деятельности.
8. Создание ситуаций успеха и педагогическая поддержка обучающегося.
Гипотеза исследования подтверждена, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
1. Baker Colin, Foundations of bilingual education and bilingualism. 5th ed. Multilingual Matters /Baker Colin. - Clevedon, 2013.
2. Азимов,Э.Г. Словарь методических терминов (теорияипрактикапреподаванияязыков) /Э. Г.Азимов, А.И. Щукин. - Москва: СПб., 2014. - 448 c.
3. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку/ Л.И.Айдарова. - Москва. 2015. - 144 c.
4. Армиулина, Г.Д. Фоновые знания как основной предмет лингвострановедения / Г. Д. Армиулина// Иностранные языки в школе № 4 - Москва, 2013. - С. 12-13.
5. Балыхина, Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов / Т.М. Балыхина. - Москва: Издательство Российского университета дружбы народов,2013. - С. 95.
6. Батарчук, Д. С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды /Д.С. Батарчук. // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). - 2010. Вып. 12 (102). - С. 149-153.
7. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим - Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2014. - 528 с.
8. Битехтина, Н.Б. Русский язык как иностранный: фонетика: учебное пособие/ Н.Б. Битехтина, В.Н. Климова. - Москва: Русский язык. Курсы, 2014. - 128 с.
9. Гайнбихнер, Т. Н. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка в полиэтнических условиях Севера (на материале ономастической лексики):дис. канд. пед. наук / Т.Н. Гайнбихнер. - Москва, 2013. - 224 c.
10. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Синтаксис: Учебное пособие/ Е.М. Галкина - Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - Москва, 2014. - 144 с.
11. Глазков, А. В. Информационно-динамический подход в лингвистическом анализе текста // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании/ А.В. Глазков. - Москва: МГПИ, 2013. Т. 1. - С. 351-356.
12. Гузеев, В. В. Методические основы обучения детей-инофонов младшего школьного возраста письму на неродном русском языке // Педагогические технологии/ В.В. Гузеев, А.А. Остапенко.- 2013. - № 1. - С. 103¬111.
13. Запольская, Е. Л. Развитие познавательного интереса школьников к русскому языку в процессе обучения в классах с многонациональным составом: дис. канд. пед. наук/ Е.Л. Запольская. - Сургут, 2006. - 156 c.
14. Каленчук, М. Л. Программа по русскому языку УМК «Школа России»/ М. Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. - Москва: Академкнига/Учебник, 2015. С. 289. - 154 c.
15. Касаткин, Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку/ Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А.Лекант - Москва, 2016. - 240 c.
16. Комплексная система обучения детей мигрантов русскому языку и русской культуре в поликультурной начальной школе города Москвы: коллективная монография / Науч. ред.: Т.И. Зиновьева. - Москва: Издательство «Перо», 2016. - 231 с.
17. Крылова, О.А. Коммуникативный синтаксис русского языка/ О.А. Крылова. - Москва, 2012. - 98 c.
18. Крючкова, Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие / Л.С.Крючкова, Н.В.Мощинская. - 2-е изд. - Москва: Флинта: Наука, 2014. - 480 с.
19. Кульгильдинова, Т. А. Концептуализация информации в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся // V Междунар. науч.
20. Кумукова, Ф. К. Освоение русского языка детьми-инофонами в условиях школы с полиэтническим составом // Сибирский учитель/ Ф.К.Кумукова. - 2013. № 3. С. 102-105.
21. Куприна, Т. В. Практикум по межкультурной коммуникации. Электронное учебное пособие / Т. Куприна, А. Петрикова, Я. Галло. - Прешов: Философский факультет Прешовского университета, 2013. - 365 с.
22. Курьянович, А.В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение (PedagogicalReview)/ А.В.Курьянович. - 2015. Вып. 1 (7). - С. 90-101.
23. Ласкарева, Е. Р. Русский язык как иностранный. Практический интенсивный курс: учебник и практикум для прикладного бакалавриата/ Е.Р. Ласкарева. - Москва: Юрайт, 2015. - 373 с.
24. Лысакова, И. П. Азбука вежливости: учебное пособие для детей, начинающих осваивать русский язык / под ред. проф. И. П. Лысаковой, Е.А. Железняковой, Ю.С. Пашукевич. - Москва: КНОРУС, 2013. - 104 с..
25. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - Москва, 2013.
26. Михеева, Т.Б. Обучение русскому языку учащихся полиэтнических классов: методическое пособие / Т.Б. Михеева. - Ростов-на-Дону, 2008. - 182 с.
27. Русский букварь для мигрантов: учебно-методический комплекс / под ред. проф. И. П. Лысаковой. - Москва: КНОРУС, 2015. - 180 с.
28. Русский язык в полиэтнических классах: Методическое пособие/ М. Б. Багге, М. Г. Белова, М. Р. Илакавичус и др. - СПб.: СПб АППО, 2014. - 56с.
29. Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 года) / Ред. кол.: Л. А. Вербицкая, К. А. Рогова, Т. И. Попова и др. - В 15 т. - Т.
10. - СПб.: МАПРЯЛ, 2015. - 1204 с.
30. Рябченко, Н. Н. Этнокультурная направленность уроков русского языка в средней общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт»/ Н.Н. Рябченко. - 2016. - Т. 15. - С. 1416-1420.
31. Сабаткоев, Р.Б. Обучение и воспитание на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки/ Р.Б.Сабаткоев. - Москва, 2015. - выпуск 3. - С. 89
32. Салосина, И. В. Текстовая деятельность как основа профессиональной педагогической компетентности будущего учителя / И. В. Салосина // Вестник ТГПУ. Сер.: Педагогика. Вып. 7 (70). 2007. - С. 82-87.
33. Ситникова, Е.В. Проблемы языковой адаптации школьников- инофонов/ Е. В. Ситникова// Вестник Московского городского университета. Серия «Филологическое образование». - 2015 - №1(4). - С.79-86.
34. Современный русский литературный язык: Учебник / Лекант П.А., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Крысин Л.П.; под ред. Леканта П.А. - Москва, 2013. - 248 с.
35. Трегубова, Л.С. Использование игровых технологий в процессе обучения детей мигрантов русскому языку // Русский язык и литературное чтение в поликультурной начальной школе: коллективная монография/ Под ред. Т. И. Зиновьевой.- Москва: Экон-Информ, 2014.- С.178-184.
36. Трошина, Н.В. Современный русский литературный язык. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Учебное пособие/ Н.В. Трошина. - Брянск, 2014.
37. Уракова, Ф.К. Методические средства и формы организации обучения связной русской речи учащихся национальной школы/ Ф.К. Уракова //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп. - 2014. - Вып. 1. - С. 167-174.
38. Уша, Т.Ю. Коррекционный курс русского языка. Рабочая тетрадь/ Т.Ю. Уша, И.О. Уша. - СПб., 2013. - 40 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс] :приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 мая 2015 года № 507.// Учебно-методический портал.-Режим доступа:http://www.ug.ru/new_standards/3
40. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы от 20 декабря 2014 г. . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/UdArRuNmg2Hdm3MwRUwmdE9N3ohepzpQ.pdf
41. Фетисова, Е.Я. Преподавание русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся. Методические рекомендации / Ряз. ин-т развития образования/ Е.Я. Фетисова. - Рязань, 2013 - 48 с.
42. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. Москва: Просвещение, 2014. - 159 с.
43. Хамраева, Е. А. Современный урок русского языка в поликультурной образовательной среде/ Е.А. Хамраева // Читаем вместе. - 2014. № 4. С. 40-42.
44. Харенкова, А. В. Анализ особенностей речевого развития детей- билингвов/ А.В. Харенкова // Проблемы современного образования. - 2013. № 2. С. 164-171.
45. Цейтлин, С. Н. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия/С.Н. Цейтлин, Г.Н. Чиршева, Т.В. Кузьмина.- СПб.: Златоуст, 2015.- 140 с.
46. Шакирова, Л. 3. Научные основы методики обучения вида и времени русского глагола в тюркоязычной школе/ Л. З. Шакирова. - Казань,2014.- 86 c.
47. Щукин, А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном/ А.Н. Щукин. - Москва: ИКАР, 2014. - 456 с.
48. Юрков, Е.Е.Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Материалы III Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 10-13 октября 2012 г. / Сост.: Е. Е. Юрков, Л. В. Московкин, Т. И. Попова. - В 2 т. - Т. 2. - СПб.: Изд. дом «МИРС», 2012. - 630 с.