Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психолого-педагогического сопровождения школьников с нарушением эмоциональной сферы и интеллекта

Работа №25259

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
748
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Проблема нарушения эмоциональной сферы детей в
психологической литературе.
1.1. Нарушение эмоциональной сферы в отечественной и зарубежной
литературе.
Нарушение эмоциональной сферы в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2. Причины и виды нарушения эмоциональной сферы у школьников 18
1.3. Особенности поведения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида с нарушением эмоциональной сферы 29
1.4. Обзор возможностей арттерапии при построении психолого¬
педагогического сопровождения направленной на коррекцию эмоциональной сферы 32
Глава II. Экспериментальное исследование нарушения эмоциональной сферы школьников в специальной (коррекционной) школы VIII вида
2.1. Организация и методика исследования 43
2.2. Анализ результатов изучения нарушения эмоциональной сферы учащихся начальных классов с нарушением интеллектуального развития 47
Глава III Методические рекомендации к проведению психолого-педагогического сопровождению, направленной на детей с нарушением эмоциональной сферы и интеллекта.
3.1. Описание формирующего эксперимента 58
3.2 Результаты экспериментальной работы направленной на коррекцию
агрессивного поведения 70
3.3 Методические рекомендации для педагогов, по психолого¬
педагогическому сопровождению школьников с нарушением эмоциональной сферы 75
3.4 Методические рекомендации для педагогов, по организации работы с родителями школьников с нарушением эмоциональной сферы и
интеллекта 79
Заключение 81
Литература

Актуальность исследования. На современном этапе социализация представляет новые, усложненные требования не только к психофизической конституции ребенка и его интеллектуальным возможностям, но и к целостной личности, прежде всего к ее социально- психологическому уровню.Наряду с этим происходит резкое ухудшение условий жизни, привычной среды, часто возникают психотравмирующие ситуации. Все это приводит к тому, что проблема нарушений эмоциональной сферы в обществе становится все более актуальной.
Несмотря на это, в отечественной литературе эта проблема представлена малочисленными и довольно противоречивыми по содержанию и выводами и публикациями. Так, среди отечественных психологов, занимающихся этим вопросам возникновения, можно отметить А.К. Осницкого (1994), Т.Г. Румянцеву (1992), В.В. Лебединского (1990). В зарубежной психологической литературе интерес представляют работы К. Бютнера (1996), Д. Зиммана (1979), М. Раттера (1979), 3. Фрейда (1984), Г. Паренса (1997), Р. Бэрона и Д. Ричардсона (1997) идр.
Нарушение эмоциональной сферы у различных лиц может иметь различную степень выраженности от почти полного отсутствия до предельного развития. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Вместе с тем, чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, не способную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): эмоциональные нарушения утрачивают рационально¬избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, жесткости, негативизме. (А.Д. Столяренко, 2000). Рассматривая проявления эмоциональных нарушений в детском возрасте в рамках традиционных условий воспитания, в условиях их обычной жизни, необходимо отметить пагубную роль агрессии в становлении личности ребенка, которая превращает его в потенциальную жертву всех конфликтов, либо в агрессора. Большое значение придается (А.К. Осницкий, 1994, В.В. Лебединский, 1990) формирующему воздействию социальной ситуации, но и учитывается возможность реализации природно-закрепленных механизмов агрессивного поведения, усугубленного аномалиями психического развития ребенка.
Вопросы, непосредственно связанные с проблемой эмоциональных нарушений у детей и подростков с нарушением интеллектуального развития, недостаточно разработаны, мало проведено исследований причин, механизмов, особенностей эмоциональных реакций детей данной категории. Исследования эмоциональных нарушений учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида представляют определенный интерес, так как эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, слабое развитие волевых процессов, неспособность проанализировать и оценить ситуацию, несформированность мотивационной сферы влекут за собой неадекватное поведение детей с нарушением интеллектуального развития, в том числе и агрессивное. Это, в свою очередь, затрудняет их социальную адаптацию.
Таким образом, вопросы изучения особенностей эмоциональных нарушений у учащихся с нарушением интеллектуального развития, определения психолого-педагогических и социально-психологических условий, обеспечивающих устранение агрессивного поведения у данной группы детей, приобретают особую актуальность.
Проблема исследования. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нарушением эмоциональной сферы и интеллекта в специальной (коррекционной) школы VIII вида является одним из условий их социальной адаптации.
Предмет исследования. психолого-педагогическое сопровождение по снижению эмоциональных нарушений у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогического сопровождения, направленного на снижение эмоциональных нарушений у младших школьников с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования. Организация психолого-педагогического сопровождения,позволит снизить эмоциональные нарушения школьников с нарушением интеллектуального развития.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить направленность и типы эмоциональных нарушений учащихся 4-го класса специальной (коррекционной) школы VII вида. 3.Определить пути психолого-педагогического сопровождения , направленной на устранение эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого¬педагогической литературы по проблеме исследования. ко вторым - тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты; наблюдение за детьми в ходе исследования статистические методы обработки материалов исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях развития эмоционально личностных качеств у детей с нарушением интеллектуального развития.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и в определении основных путей психолого-педагогического сопровождения, способствующей устранению эмоциональных нарушений у учащихся младших классов с нарушением интеллектуального развития, что, в конечном счете, позволит успешнее решать проблему социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) школы VIII вида. Разработанный,методический материал может быть полезен психологам и педагогам, работающим с детьми с нарушением интеллектуального развития. Организация исследования.Базой исследования явилась КГБОУ «Дивногорская школа». Экспериментом были охвачены 13 учащихся 4 -го класса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время психологические вопросы нарушения в эмоциональной сфере личности школьников активно изучаются рядом отечественных исследователей. Существуют различные подходы к этим нарушениям, в зависимости от того, к какой области психологического знания и с каких позиций эти нарушения рассматриваются: с точки зрения клинической, специальной или педагогической психологии.
По утверждению В.В. Лебединского и О.С.Никольской, дети могут постоянно испытывать противоборство разнонаправленных эмоций и, если боязнь, тревожность, страхи становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль побудительной силы в конфликтной ситуации влиять на успешность ребенка в учебной деятельности. Постоянные негативные переживания приводят к гипертрофированному развитию мотива самосохранения, самооберегания. Устойчивые негативные переживания являются наиболее опасным для развития психики ребенка, препятствуют развитию активной внутренней позиции, формированию адекватной самооценки [21].Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды.
В результате констатирующего эксперимента по методикам Тест школьной тревожности Филипса, методики «Домики» О.А. Ореховой, и Цветовой тест Люшера (М. Люшер) стало ясно что что у многих детей преобладали негативные эмоции. Так же исследование показало, что у детей случаются резкие перепады настроения, и подвержены утомляемости, что может привести к нежеланию реализовывать сои возможности, общаться со сверстниками и достигать свои цели, что дети впечатлительны, многих не утраивают взаимоотношения с окружающими, так же сдерживают себя в проявлении эмоций.
Поэтому мы разработали и реализовали программу по психолого-педагогическому сопровождению школьников с нарушением эмоциональной сферы и интеллекта.
Таким образом, после реализации программы по психолого- педагогическому сопровождению школьников с эмоциональными нарушениями и нарушением интеллекта нами были получены положительные сдвиги по методике: Тест школьной тревожности Филипса.
Гипотеза исследования говорила о том, что после организации психолого-педагогического сопровождения позволит снизить эмоциональные нарушения школьников с нарушением интеллекта, подтвердилась



1. .Абрамова Г.Г. Возрастная психология. Екатеринбург: деловая книга, 2013.
2. . Алфимова М.В., Трубникова В.И. Психогенетика агрессивности. 1/Вопросы психологии. - 2014. - К6.
3. Альманах психологических тестов. - М.: Издательство «КСП»,2014.
4. . Анастази А. Психологическое тестирование: В 2т. - М.: Просвещение, 2013.
5. . Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. /Под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 2014.
7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Изд-во «Гном и Д», 2012.
8. .Бреслов Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М.: Просвещение, 2013
9. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. -М.: Просвещение, 2015
10. Буянов М.И. Беседы по детской психиатрии. - М.: ВЛАДОС, 2016.
11.. Бэрон Р., Ричардсон д. Агрессия. - СП6.: Издательство «Питер», 2012
12. Бютнер К. Жить с агрессивным ребенком. - М.: Педагогика, 2013.
13.. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2013.
14.Запорожец А.В. Роль Л.С.Выготского в разработке проблем эмоций. Отечественная психология. Классические труды. М.: Директмедиа Паблишинг, 2014.
15. . Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 2014
16. Выгодский Л.С, Собрание сочинений в 6 т -т.5.
17. Выгодский Л.С. «Психология» М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 2013-1008с. ( Серия «Мир психологии»)
18. Гонеев А.д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. - М.: Издательство. «Академия», 2014.
19. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: Просвещение, 2012.
20. Дордонов Б.И.„ Эмоция как ценность ” М.: „ Политиздат” 2015 год
21. Емелина О.И. Особенности проявления агрессивности у младших школьников с задержкой психологического развития. /13 сб.
Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. -Красноярск, 2012.
22.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика). Под ред. Б.П. Пузанова М.: Издательский центр «Академия», 2014.
23. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. М.: Учпедизд, 2015
24. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М.: Просвещение, 2014
25. Зимман Д. История и агрессия. - М.: Политиздат, 2013.
26. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980. 24. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 2014
27. . Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Издательство ГП4УУ, 2014. 2
28.. Крайг Г. Психология развития. - СП6.: Издательство «Питер»,2015.
29. Кружева Н.Л. Мир детских эмоций . Дети 5-7 лет - Ярославль : Академия развития, 2012. - 160 с. Ил.- ( Серия ваш ребенок: наблюдаем , изучаем развиваем)
30. Кратчфильд, Ливсон Нравственность, агрессия, справедливость. Элементы психологии. - М.: Просвещение, 2013.
31. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: 2014. - 143с.
32. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. - СПб: Речь, 2014.
33.. Лебединский В.В., Никольская О.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Просвещение, 2013.
34. Махова В.М. « Изучение личностных свойств личности и особенности эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации к школе» // Дефектология №6 2012 с. 36
35. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2014.
36. Мухина В.С. Возрастная психология. Издательский центр «Академия», 2014.
37. Немов Р.С. Психология. Т. 1-3. - М.: ВЛАДОС, 2014.
38. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивного поведения учеников. //Вопросы психологии. - 2013. -К3.
39. .Российская социологическая энциклопедия/под ред. Г.В.Осипова.М.: Норма-Инфра, 2013.
40. . Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: ВЛАДОС, 2015.
41. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - М.: Изд-во АГП-1 РСФСР, 2014.
42. Практическая психология образования. /Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: ТЦ «Сфера», 2014.
43. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 2014.
44. Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Просвещение,2012.
45. Ратгер М. Помощь трудным детям. - М.: Просвещение, 2015.
46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: ВЛАДОС, 2015.
47. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012.
48. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль. //Вопросы психологии. - 2012.- 1Г25, 6.
49.. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в зарубежной современной психологии. //Вопросы психологии. - 20121. - 1.
50. Рычкова Н.А. Поведение: расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика. - М.: Изд-во «Академия», 2013.
51. Соколова Е.Т. Проективные методики исследования личности. -¬М.: МГУ, 2013.
52. Столяренко А.д. Основы психологии. - Ростов-на-дону: «Феникс», 2014.
53. Фромм Э. Анатомия человеческой диструктивности. М.: Просвещение, 2014.
54. Шаповалова « о изучение особенностей эмоционально волевой сферы учащихся вспомогательной школы - интерната» // Дефектология №5 2014 с. 59
55. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. -- СП6.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2012.
56. .Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Под ред. В.В. Лебединского, О.С, Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. - М.: Просвещение, 2013.
57. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М.: Наука, 2015.
58. И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». -160 с.. 2014


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ