Особенности психолого-педагогического сопровождения школьников с нарушением эмоциональной сферы и интеллекта
|
Введение
Глава 1. Проблема нарушения эмоциональной сферы детей в
психологической литературе.
1.1. Нарушение эмоциональной сферы в отечественной и зарубежной
литературе.
Нарушение эмоциональной сферы в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2. Причины и виды нарушения эмоциональной сферы у школьников 18
1.3. Особенности поведения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида с нарушением эмоциональной сферы 29
1.4. Обзор возможностей арттерапии при построении психолого¬
педагогического сопровождения направленной на коррекцию эмоциональной сферы 32
Глава II. Экспериментальное исследование нарушения эмоциональной сферы школьников в специальной (коррекционной) школы VIII вида
2.1. Организация и методика исследования 43
2.2. Анализ результатов изучения нарушения эмоциональной сферы учащихся начальных классов с нарушением интеллектуального развития 47
Глава III Методические рекомендации к проведению психолого-педагогического сопровождению, направленной на детей с нарушением эмоциональной сферы и интеллекта.
3.1. Описание формирующего эксперимента 58
3.2 Результаты экспериментальной работы направленной на коррекцию
агрессивного поведения 70
3.3 Методические рекомендации для педагогов, по психолого¬
педагогическому сопровождению школьников с нарушением эмоциональной сферы 75
3.4 Методические рекомендации для педагогов, по организации работы с родителями школьников с нарушением эмоциональной сферы и
интеллекта 79
Заключение 81
Литература
Глава 1. Проблема нарушения эмоциональной сферы детей в
психологической литературе.
1.1. Нарушение эмоциональной сферы в отечественной и зарубежной
литературе.
Нарушение эмоциональной сферы в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2. Причины и виды нарушения эмоциональной сферы у школьников 18
1.3. Особенности поведения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида с нарушением эмоциональной сферы 29
1.4. Обзор возможностей арттерапии при построении психолого¬
педагогического сопровождения направленной на коррекцию эмоциональной сферы 32
Глава II. Экспериментальное исследование нарушения эмоциональной сферы школьников в специальной (коррекционной) школы VIII вида
2.1. Организация и методика исследования 43
2.2. Анализ результатов изучения нарушения эмоциональной сферы учащихся начальных классов с нарушением интеллектуального развития 47
Глава III Методические рекомендации к проведению психолого-педагогического сопровождению, направленной на детей с нарушением эмоциональной сферы и интеллекта.
3.1. Описание формирующего эксперимента 58
3.2 Результаты экспериментальной работы направленной на коррекцию
агрессивного поведения 70
3.3 Методические рекомендации для педагогов, по психолого¬
педагогическому сопровождению школьников с нарушением эмоциональной сферы 75
3.4 Методические рекомендации для педагогов, по организации работы с родителями школьников с нарушением эмоциональной сферы и
интеллекта 79
Заключение 81
Литература
Актуальность исследования. На современном этапе социализация представляет новые, усложненные требования не только к психофизической конституции ребенка и его интеллектуальным возможностям, но и к целостной личности, прежде всего к ее социально- психологическому уровню.Наряду с этим происходит резкое ухудшение условий жизни, привычной среды, часто возникают психотравмирующие ситуации. Все это приводит к тому, что проблема нарушений эмоциональной сферы в обществе становится все более актуальной.
Несмотря на это, в отечественной литературе эта проблема представлена малочисленными и довольно противоречивыми по содержанию и выводами и публикациями. Так, среди отечественных психологов, занимающихся этим вопросам возникновения, можно отметить А.К. Осницкого (1994), Т.Г. Румянцеву (1992), В.В. Лебединского (1990). В зарубежной психологической литературе интерес представляют работы К. Бютнера (1996), Д. Зиммана (1979), М. Раттера (1979), 3. Фрейда (1984), Г. Паренса (1997), Р. Бэрона и Д. Ричардсона (1997) идр.
Нарушение эмоциональной сферы у различных лиц может иметь различную степень выраженности от почти полного отсутствия до предельного развития. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Вместе с тем, чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, не способную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): эмоциональные нарушения утрачивают рационально¬избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, жесткости, негативизме. (А.Д. Столяренко, 2000). Рассматривая проявления эмоциональных нарушений в детском возрасте в рамках традиционных условий воспитания, в условиях их обычной жизни, необходимо отметить пагубную роль агрессии в становлении личности ребенка, которая превращает его в потенциальную жертву всех конфликтов, либо в агрессора. Большое значение придается (А.К. Осницкий, 1994, В.В. Лебединский, 1990) формирующему воздействию социальной ситуации, но и учитывается возможность реализации природно-закрепленных механизмов агрессивного поведения, усугубленного аномалиями психического развития ребенка.
Вопросы, непосредственно связанные с проблемой эмоциональных нарушений у детей и подростков с нарушением интеллектуального развития, недостаточно разработаны, мало проведено исследований причин, механизмов, особенностей эмоциональных реакций детей данной категории. Исследования эмоциональных нарушений учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида представляют определенный интерес, так как эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, слабое развитие волевых процессов, неспособность проанализировать и оценить ситуацию, несформированность мотивационной сферы влекут за собой неадекватное поведение детей с нарушением интеллектуального развития, в том числе и агрессивное. Это, в свою очередь, затрудняет их социальную адаптацию.
Таким образом, вопросы изучения особенностей эмоциональных нарушений у учащихся с нарушением интеллектуального развития, определения психолого-педагогических и социально-психологических условий, обеспечивающих устранение агрессивного поведения у данной группы детей, приобретают особую актуальность.
Проблема исследования. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нарушением эмоциональной сферы и интеллекта в специальной (коррекционной) школы VIII вида является одним из условий их социальной адаптации.
Предмет исследования. психолого-педагогическое сопровождение по снижению эмоциональных нарушений у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогического сопровождения, направленного на снижение эмоциональных нарушений у младших школьников с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования. Организация психолого-педагогического сопровождения,позволит снизить эмоциональные нарушения школьников с нарушением интеллектуального развития.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить направленность и типы эмоциональных нарушений учащихся 4-го класса специальной (коррекционной) школы VII вида. 3.Определить пути психолого-педагогического сопровождения , направленной на устранение эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого¬педагогической литературы по проблеме исследования. ко вторым - тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты; наблюдение за детьми в ходе исследования статистические методы обработки материалов исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях развития эмоционально личностных качеств у детей с нарушением интеллектуального развития.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и в определении основных путей психолого-педагогического сопровождения, способствующей устранению эмоциональных нарушений у учащихся младших классов с нарушением интеллектуального развития, что, в конечном счете, позволит успешнее решать проблему социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) школы VIII вида. Разработанный,методический материал может быть полезен психологам и педагогам, работающим с детьми с нарушением интеллектуального развития. Организация исследования.Базой исследования явилась КГБОУ «Дивногорская школа». Экспериментом были охвачены 13 учащихся 4 -го класса.
Несмотря на это, в отечественной литературе эта проблема представлена малочисленными и довольно противоречивыми по содержанию и выводами и публикациями. Так, среди отечественных психологов, занимающихся этим вопросам возникновения, можно отметить А.К. Осницкого (1994), Т.Г. Румянцеву (1992), В.В. Лебединского (1990). В зарубежной психологической литературе интерес представляют работы К. Бютнера (1996), Д. Зиммана (1979), М. Раттера (1979), 3. Фрейда (1984), Г. Паренса (1997), Р. Бэрона и Д. Ричардсона (1997) идр.
Нарушение эмоциональной сферы у различных лиц может иметь различную степень выраженности от почти полного отсутствия до предельного развития. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Вместе с тем, чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, не способную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): эмоциональные нарушения утрачивают рационально¬избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, жесткости, негативизме. (А.Д. Столяренко, 2000). Рассматривая проявления эмоциональных нарушений в детском возрасте в рамках традиционных условий воспитания, в условиях их обычной жизни, необходимо отметить пагубную роль агрессии в становлении личности ребенка, которая превращает его в потенциальную жертву всех конфликтов, либо в агрессора. Большое значение придается (А.К. Осницкий, 1994, В.В. Лебединский, 1990) формирующему воздействию социальной ситуации, но и учитывается возможность реализации природно-закрепленных механизмов агрессивного поведения, усугубленного аномалиями психического развития ребенка.
Вопросы, непосредственно связанные с проблемой эмоциональных нарушений у детей и подростков с нарушением интеллектуального развития, недостаточно разработаны, мало проведено исследований причин, механизмов, особенностей эмоциональных реакций детей данной категории. Исследования эмоциональных нарушений учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида представляют определенный интерес, так как эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, слабое развитие волевых процессов, неспособность проанализировать и оценить ситуацию, несформированность мотивационной сферы влекут за собой неадекватное поведение детей с нарушением интеллектуального развития, в том числе и агрессивное. Это, в свою очередь, затрудняет их социальную адаптацию.
Таким образом, вопросы изучения особенностей эмоциональных нарушений у учащихся с нарушением интеллектуального развития, определения психолого-педагогических и социально-психологических условий, обеспечивающих устранение агрессивного поведения у данной группы детей, приобретают особую актуальность.
Проблема исследования. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нарушением эмоциональной сферы и интеллекта в специальной (коррекционной) школы VIII вида является одним из условий их социальной адаптации.
Предмет исследования. психолого-педагогическое сопровождение по снижению эмоциональных нарушений у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогического сопровождения, направленного на снижение эмоциональных нарушений у младших школьников с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования. Организация психолого-педагогического сопровождения,позволит снизить эмоциональные нарушения школьников с нарушением интеллектуального развития.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить направленность и типы эмоциональных нарушений учащихся 4-го класса специальной (коррекционной) школы VII вида. 3.Определить пути психолого-педагогического сопровождения , направленной на устранение эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого¬педагогической литературы по проблеме исследования. ко вторым - тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты; наблюдение за детьми в ходе исследования статистические методы обработки материалов исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях развития эмоционально личностных качеств у детей с нарушением интеллектуального развития.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и в определении основных путей психолого-педагогического сопровождения, способствующей устранению эмоциональных нарушений у учащихся младших классов с нарушением интеллектуального развития, что, в конечном счете, позволит успешнее решать проблему социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) школы VIII вида. Разработанный,методический материал может быть полезен психологам и педагогам, работающим с детьми с нарушением интеллектуального развития. Организация исследования.Базой исследования явилась КГБОУ «Дивногорская школа». Экспериментом были охвачены 13 учащихся 4 -го класса.
В настоящее время психологические вопросы нарушения в эмоциональной сфере личности школьников активно изучаются рядом отечественных исследователей. Существуют различные подходы к этим нарушениям, в зависимости от того, к какой области психологического знания и с каких позиций эти нарушения рассматриваются: с точки зрения клинической, специальной или педагогической психологии.
По утверждению В.В. Лебединского и О.С.Никольской, дети могут постоянно испытывать противоборство разнонаправленных эмоций и, если боязнь, тревожность, страхи становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль побудительной силы в конфликтной ситуации влиять на успешность ребенка в учебной деятельности. Постоянные негативные переживания приводят к гипертрофированному развитию мотива самосохранения, самооберегания. Устойчивые негативные переживания являются наиболее опасным для развития психики ребенка, препятствуют развитию активной внутренней позиции, формированию адекватной самооценки [21].Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды.
В результате констатирующего эксперимента по методикам Тест школьной тревожности Филипса, методики «Домики» О.А. Ореховой, и Цветовой тест Люшера (М. Люшер) стало ясно что что у многих детей преобладали негативные эмоции. Так же исследование показало, что у детей случаются резкие перепады настроения, и подвержены утомляемости, что может привести к нежеланию реализовывать сои возможности, общаться со сверстниками и достигать свои цели, что дети впечатлительны, многих не утраивают взаимоотношения с окружающими, так же сдерживают себя в проявлении эмоций.
Поэтому мы разработали и реализовали программу по психолого-педагогическому сопровождению школьников с нарушением эмоциональной сферы и интеллекта.
Таким образом, после реализации программы по психолого- педагогическому сопровождению школьников с эмоциональными нарушениями и нарушением интеллекта нами были получены положительные сдвиги по методике: Тест школьной тревожности Филипса.
Гипотеза исследования говорила о том, что после организации психолого-педагогического сопровождения позволит снизить эмоциональные нарушения школьников с нарушением интеллекта, подтвердилась
По утверждению В.В. Лебединского и О.С.Никольской, дети могут постоянно испытывать противоборство разнонаправленных эмоций и, если боязнь, тревожность, страхи становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль побудительной силы в конфликтной ситуации влиять на успешность ребенка в учебной деятельности. Постоянные негативные переживания приводят к гипертрофированному развитию мотива самосохранения, самооберегания. Устойчивые негативные переживания являются наиболее опасным для развития психики ребенка, препятствуют развитию активной внутренней позиции, формированию адекватной самооценки [21].Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды.
В результате констатирующего эксперимента по методикам Тест школьной тревожности Филипса, методики «Домики» О.А. Ореховой, и Цветовой тест Люшера (М. Люшер) стало ясно что что у многих детей преобладали негативные эмоции. Так же исследование показало, что у детей случаются резкие перепады настроения, и подвержены утомляемости, что может привести к нежеланию реализовывать сои возможности, общаться со сверстниками и достигать свои цели, что дети впечатлительны, многих не утраивают взаимоотношения с окружающими, так же сдерживают себя в проявлении эмоций.
Поэтому мы разработали и реализовали программу по психолого-педагогическому сопровождению школьников с нарушением эмоциональной сферы и интеллекта.
Таким образом, после реализации программы по психолого- педагогическому сопровождению школьников с эмоциональными нарушениями и нарушением интеллекта нами были получены положительные сдвиги по методике: Тест школьной тревожности Филипса.
Гипотеза исследования говорила о том, что после организации психолого-педагогического сопровождения позволит снизить эмоциональные нарушения школьников с нарушением интеллекта, подтвердилась
Подобные работы
- Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическое сопровождение формирования самооценки у детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательном учреждении
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младшего школьника с синдромом Дауна
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью в условиях надомного обучения
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ СЕНЗИТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе формирования связной речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция проявлений агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022



