Правовые и организационные основы работы с обращениями граждан: проблемы и пути решения на примере администрации Октябрьского района города Красноярска
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Нормативно-правовые и методические основы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления 8
1.1 Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления: история вопроса 8
1.2 Виды и формы обращений граждан 22
1.3 Современное законодательство об обращениях граждан 29
2. Организационные основы работы с обращениями граждан в администрации Октябрьского района г. Красноярска 42
2.1 Организация работы с обращениями граждан в администрации
Октябрьского района г. Красноярска 42
2.2 Проблемы и пути решения работы с обращениями граждан в администрации Октябрьского района г. Красноярска 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность данной работы такова: на сегодняшний день обращения граждан являются формой непосредственного управления делами государства. Они выступают одним из способов контроля над публичным управлением, осуществляемым государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Поэтому необходимо исследовать данный вопрос на местном уровне.
Проблема гражданина, имеющего право, на обращения в государственные органы власти и органы местного самоуправления является главной основой правового статуса человека. На данный момент любой гражданин правового и демократически развитого государства, видит и знает защиту прав и свобод каждого гражданина своей первостепенной задачей.
Стоит отметить, что важными элементами такого государства и нашего общества являются открытое общение граждан с государственными органами власти. И к тому же, особенная роль граждан изменять принимаемые публично-властные решения. Обращения граждан являются так называемой формой общения с государством. Но как отреагируют власти на обращения уже другой вопрос.
Делая вывод, можно сказать, что обращения отражают процесс развития в каждом гражданине нашей страны социальной активности, доверие к политическим институтам государства. Вместе с этим имеют место быть недостатки при организации порядка рассмотрения обращений, к ним можно отнести неточные формулировки в законодательстве и другие причины.
Следовательно, поэтому, обращения граждан являются источником информации, благодаря которому принимаются решения по всем важным
государственным вопросам, которые имеют различный характер (социально-культурный, хозяйственный и прочие).
Степень изученности темы представлена большим спектром исследований, среди которых присутствуют работы таких авторов как, Рогожин М. Ю1., Барихин А. Б ., Вялова Л. М ., Захаркина О. И ., в них освящается делопроизводство в кадровой службе, документооборот, нормативная база, которая также касается работы с обращениями граждан.
Андреева В. И и Галахов В. В . написали работы, где выделили в них особенность делопроизводства в государственной службе.
Иваненко С. И . в своей статье «История работы с обращениями граждан в законодательных органах власти России» выделил законодательное регулирование обращений граждан в XVI - XVIII вв.
Также стоит отметить ряд работ таких авторов, как Стенюков М.В ., Соколова О.Н ., Васильев Д. В ., Румынина Л.А11., Парова Л. М ., Кушнаренко Н. Н . В их работах отражены особенности работы с обращениями граждан.
Антонова Н. А . посвятила свою работу правотворчеству муниципальных органов и значению осуществлению функций в местном
самоуправлении. Головацкая М. В . выделила порядок рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации.
Стоит отметить работу Попова И. Е и Соловьева С.Г. «О совершенствовании законодательства об обращениях граждан», опубликованную в Российском юридическом журнале № 2 в 2010 г.
Цель исследования: проанализировать организацию работы с обращениями граждан в администрации Октябрьского района города Красноярска, выявить проблемы и сформулировать пути их решения.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- исследовать историю государственного регулирования обращений граждан;
- изучить виды и формы обращений граждан;
- дать общую характеристику законодательства об обращениях граждан;
- проанализировать организацию работы с обращениями граждан в администрации Октябрьского района города Красноярска;
- систематизировать пути решений по выявленным проблемам в работе с обращениями граждан в администрации Октябрьского района города Красноярска.
Объект выпускной квалификационной работы - обращения граждан в администрации Октябрьского района города Красноярска.
Предмет выпускной квалификационной работы - организация работы с обращениями граждан администрации Октябрьского района города Красноярска.
Методологическая основа исследования. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы: исторический метод, сравнительно - правовой анализ и системный анализ.
В источниковую базу работы были включены нормативно-правовые документы общероссийского значения - федеральные законы, кодексы:
- «Конституция Российской Федерации» 12.12.1993 г. ;
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ ;
- О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 2 мая 2006 года №59 ФЗ//Российская газета. -2006. - 5 мая .
Также использованы подзаконные нормативные акты:
-Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года № 2534-7 «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»;
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года № 1662¬10 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» ;
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года № 8422-11 «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»
Электронные ресурсы:
- сайт Красноярского края http://www.krskstate.ru/priem/zakon, где описывается порядок рассмотрения обращений граждан в Правительство Красноярского края, Администрацию Губернатора края ;
- сайт виртуальной приемной администрации города Красноярска http://www.admkrsk.ru/reception/Pages/default.aspx, где рассматривается новая форма диалога власти и населения .
Научная новизна результатов заключается в исследовании поставленного вопроса на уровне местного самоуправления в городе Красноярске.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее теоретическая основа была зарегистрирована в заочном этапе участия на международной научно-практической конференции «Проспект - Свободный 2016».
Хронологические рамки работы определяются поступившими обращениями граждан в администрацию Октябрьского района за 2014 г.,2015 г., и первое полугодие 2016 г.
Территориальные рамки исследования: рассматриваются действия нормативно-правовых актов и организация работы с обращениями граждан на примере администрации Октябрьского района города Красноярска.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Установление Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» единого порядка рассмотрения и разрешения обращений граждан повлекло за собой внесение корректив в законы субъектов Федерации, муниципальные, а также ведомственные нормативные правовые акты государственных органов.
Проводя анализ работы с обращениями граждан в администрации Октябрьского района в городе Красноярска можно сделать вывод, что специалисты отдела по организационной и кадровой работе проблем в своем отделе не наблюдают. Кроме того, помимо всех письменных обращений граждан (заявлений, жалоб, предложений) поступают благодарственные письма. В них жители Октябрьского района просят выразить свою благодарность начальникам отдела по вопросам жилищного коммунального хозяйства, по вопросам недвижимости и земельных отношений и других. Отмечается профессионализм, скорость исполнения обращений граждан (имеется в виду раньше указанного срока в нормативных правовых актах) главных специалистов отделов.
Не смотря на то, что с каждым годом количество обратившихся граждан растет, качество работы отдела не ухудшается. Причем повторных обращений за 2015 г. установлено всего лишь 1 обращение, это говорит о том, что гражданам полностью отвечают на их обращения, а не отписываются формальными фразами.
Обращения граждан считаются трудоемким объектом в делопроизводстве в государственных органах власти, органах местного самоуправления и в том числе в коммерческих и некоммерческих организациях. Необходимо данный вопрос исследовать в дальнейшем.
1 Нормативно-правовые акты
1.1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30 декабря 2008 г.)// Российская газета. - 2008.- 31 декабря.
1.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.04.2012) // Российская газета. - 2012.-5 апреля
1.3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета.- 2011.- 8 декабря.
1.4 О техническом регулировании: Федеральный закон от 27 декабря .2002 № 184-ФЗ (ред. от 06 декабря .2011) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140; Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7351.
1.5 О государственном языке Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 1 июля 2005 № 53-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 23. Ст. 2199.
1.6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 199 - ФЗ. (в ред. от 25 декабря 2008 г.)// Российская газета.- 2008. - 30 декабря.
1.7 Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09 февраля 2009 № 8-ФЗ (ред. от 11 июля 2011) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 776; Собрание законодательства РФ. 2011. № 29. Ст. 4291.
1.8 Об общих принципах местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 (в ред. от 5 апреля 2010 г.; с изменениями от 8 мая 2010 г.) // Российская газета. 2003. 8 октября; Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6236; 2010. № 15. Ст. 1736.
1.9 О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (в ред. от 29 июня 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060; Российская газета. 2010. 3 августа.
2 Электронные ресурсы
2.1 О персональных данных [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.07. 2006 г. № 152-ФЗ//Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2.2 Об информации, информационных технологиях и защите информации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2.3 О коммерческой тайне [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2.4 О государственной тайне [Электронный ресурс]: федер.закон от 21.07. 1993 г. № 5485-1 //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2.5 Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 02.06.2016) //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2.6 Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: федер. закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2.7 Об архивном деле в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 23.05.2016) //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2.8 Об электронной подписи [Электронный ресурс]: федер. закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2.9 О наименовании географических объектов [Электронный ресурс]: федер. закон от 18.12 1997 г. № 152-ФЗ //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2.10 О почтовой связи [Электронный ресурс]: федер. закон от 17.07.1999 №176-ФЗ (ред. от 02.03.2016) //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2.11 О государственном гербе Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер.Конст. закон №2-ФКЗ от 25.12 2000 г. //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2.12 О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Электронный ресурс] : федер. закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Литература
1. Антонова Н. А. Правотворчество муниципальных органов и его значение в осуществлении функций местного самоуправления в России// Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 7. - С. 36-39.
2. Барихин А.Б. Кадровое делопроизводство/ А.Б. Барихин. - М.: Книжный мир, 2009. - 192 с.
3. Вялова Л.М. Кадровое делопроизводство / Л. М. Вялова. - М.: Книжный мир, 2014. - 224 с.
4. Вялова Л. М Порядок работы с обращениями граждан/Л.М. Вялова. - М.: Книжный мир,2004. - 96 с.
5. Захаркина О.И. Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот, нормативная база /О. И. Захаркина, Д. Е. Гусятникова. - М.: Глобус, 2008. - 261 с.
6. Попов И.Е. О совершенствовании законодательства об обращениях граждан // Российский юридический журнал.- 2010. - №2(71). - С.139-144.
7. Рогожин М. Ю. Делопроизводство в кадровой службе/ М. Ю. Рогожин.- М.: Проспект, 2009. - 782 с.
8. Румянцева В.Г. Им В.В. Институт обращений граждан в органы государственной и местной власти: понятие, сущность, содержание // История государства и права. - 2011. - № 14. - С. 5 - 9.
9. Хорьков В.В. Законы об обращениях граждан// Законность. - 2008. - № 7. - С. 12 -18.