Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. История возникновения и современное состояние
прессы ЖКХ-----------------------------------------------------------------------8
1.1. Начальный этап формирования промышленной прессы России, середина 19 - начало 20 века-------------------------------------------------------------8
1.2. Промышленная пресса и пресса ЖКХ 20 века-----------------------13
1.3. Современное состояние изданий коммунального хозяйства------22
1.4. Современная специализированная пресса ЖКХ
Ростова-на-Дону-----------------------------------------------------------------29
Глава 2. Пресса ЖКХ Ростова-на-Дону-----------------------------------------------32
2.1. Типологические характеристики прессы ЖКХ-----------------------32
2.2. Формальные типологические признаки--------------------------------37
2.3. Журнал «Вестник Минстроя»--------------------------------------------40
2.4. Журнал «Вести Ростова»--------------------------------------------------47
2.5. Газета «Новости городского хозяйства»-------------------------------54
2.6. Газета «Спутник ЖКХ»---------------------------------------------------58
2.7. Газета «Вестник Водоканала»-------------------------------------------63
Актуальность исследования темы
В течение последнего десятилетия в нашей стране произошли коренные изменения в сторону стабилизации политической и экономической системы государства. В связи с этим изменились стремления, настроения и интересы аудитории, это привело к видоизменению системы средств массовой коммуникации, трансформации ее форм и видов. На этот процесс также повлияли преобразования законодательной и правовой базы страны.
Экономические условия последних лет помогают постепенному восстановлению развалившейся экономики нашего государства, реанимации многих отраслей народного хозяйства. И хотя, большая часть промышленности, экономики, ресурсов находится в частных руках, это не только не тормозит развитие государства, но и помогает дальнейшему восстановлению экономических форм и свобод общества в целом. Формированию нового демократического общества на основе эффективных экономических взаимоотношений. Такому обществу нужна новая пресса, отражающая интересы аудитории и отвечающая ее запросам. Популяризация качественных массовых и специальных СМИ федерального и местного уровня актуальна практически для всех отраслей экономики страны. Возникновение и развитие такой прессы в последние годы приводит к необходимости изучения и анализу этих изданий, ее типологическому структурированию.
«Возникновение специальных журналов связано, прежде всего, с уровнем производительных сил и характером производственных отношений. Специальные журналы возникли и утвердились как род издания в эпоху капитализма, когда созрели экономические предпосылки для развития отраслей экономики, здравоохранения, культуры…»
Среди массовых специальных отраслевых изданий автор этой исследовательской работы выделил прессу ЖКХ, поскольку на современном рынке СМИ с каждым днем все больше возникает изданий этой тематической направленности. Кроме того, актуальность исследования отраслевых специализированных изданий ЖКХ определяется еще и тем, что этот сегмент СМИ практически не изучен. Серьезных исследований по прессе этого типа не производилось. Каждое издание ЖКХ имеет свою историю, пути развития, тематическую направленность, структуру и определенную форму, изучение всех этих типологических признаков позволяет структурировать все издания ЖКХ на отдельные классы и виды.
Необходимо отметить, что «…возникновение специального журнала часто зависит от конкретного факта, события, произошедших в данной отрасли…»
Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный Кодекс Российской Федерации открыл новую страницу в жилищно-коммунальном хозяйстве и изменил основные аспекты взаимоотношений в сфере ЖКХ. Жилищный кодекс явился фундаментом создания новых условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, основой которых являются экономические отношения собственников недвижимого имущества, где государство и жители многоквартирных домов несут равную ответственность за содержание своей доли собственности. После этого важного события отрасль жилищно-коммунального хозяйства стала постепенно реанимироваться, возникли новые формы управления многоквартирными домами (Управляющие организации, ТСЖ). Появилась необходимость взаимодействия средств массовой коммуникации с предприятиями и организациями коммунального хозяйства в целях разъяснения основных направлений и статей нового Жилищного кодекса, а также освещение деятельности предприятий отрасли ЖКХ. Существенные перемены, происходящие в последнее время в отрасли ЖКХ, позволили сформироваться и новым специализированным изданиям, освещающим деятельность коммунального хозяйства. В основном это молодые издания, но уже прочно занявшие свою нишу отраслевых специализированных изданий. Такая пресса есть и в нашем городе, газеты и журналы разного характера. Эти издания пользуются популярностью у населения нашего города, руководителей и специалистов отрасли. В своей исследовательской работе автор решил изучить и анализировать прессу ЖКХ именно на ростовских массовых специальных изданиях этой отрасли.
Степень изученности темы.
В изучении вопросов становления и развития специализированной отраслевой прессы, в том числе и прессы ЖКХ автор работы пользовался учебными пособиями и монографиями известных российских исследователей в области истории и теории журналистики: Е.П. Прохоров «Введение в теорию журналистики», С.Г. Корконосенко «Основы журналистики», А.Г. Беспалова, Е.А. Корнилов, А.П. Короченский «История мировой журналистики», А.И. Акопов «Российские специальные журналы 1917-1932 гг», А.И. Акопов «Методика типологического исследования периодических изданий», Е.А. Корнилов «Типология журналистики», Р.П. Овсепян «История новейшей отечественной журналистики», Г.С. Мельник, Н.И. Ким «Методы журналистики», «Система средств массовой информации России» под ред. Я.Н. Засурского.
Однако исследований изданий отрасли коммунального хозяйства в полном объеме в представленной литературе нет. Поэтому анализ и изучение прессы ЖКХ за последний период времени производится впервые.
Целью данного исследования является анализ данного типа изданий, исследования причин возникновения прессы ЖКХ, актуальность и востребованность изданий этого типа, аудиторная принадлежность, своеобразие и отличительные признаки прессы ЖКХ от других промышленно-отраслевых изданий.
Главными задачами исследования являются:
- выявление предпосылок возникновения прессы ЖКХ;
- построение типологии изданий отрасли коммунального хозяйства;
- место данной прессы в системе СМИ;
- читательская аудитория;
- анализ принципов функционирования и рекламная политика прессы ЖКХ.
В решении поставленных задач автор исследования пользовался современными методами познания, разработанными наукой в области теории журналистики.
Специальные методы познания:
- системный
- типологический
- сравнительно-исторический
- структурно-функциональный
Объектом исследовательской работы являются специализированные издания отрасли коммунального хозяйства, их история, развитие в современном обществе, специфика и типология.
Для данного исследования были использованы межрегиональные издания отрасли ЖКХ и региональная пресса коммунального хозяйства города Ростова-на-Дону и Ростовской области:
Газета «Спутник ЖКХ»
Газета «Новости городского хозяйства»
Газета «Вестник Водоканала»
Журнал «Вести Ростова»
Журнал «Вестник Минстроя»
Дипломное исследование состоит из введения, основной части, которая делится в свою очередь на две главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В основной части первой главы рассматриваются исторические аспекты и предпосылки возникновения промышленной, производственной прессы, в том числе и прессы ЖХК. Современное состояние и трансформация изданий, с точки зрения изменившихся исторических условий и технических новшеств. Типологические особенности данной прессы. Состояние информационного рынка прессы ЖКХ и читательская аудитория.
Во второй главе данного исследования изучается внутренняя структура изданий коммунального хозяйства и их типологические признаки на примере региональных изданий Ростова-на-Дону и Ростовской области, сравнительная характеристика изданий, тематика, рекламная особенность изданий ЖКХ.
В Заключении подводятся итоги и делаются выводы, справился ли автор с поставленными задачами.
Список использованной литературы содержит 28 учебных пособий и монографий различных авторов России. В работе используются сведения из 19 журналов отраслевой специализированной прессы ЖКХ и 3 газеты этого типа.
К дипломной работе прикреплено приложение с источниками исследования, журналами и газетами отраслевой прессы ЖКХ Ростова-на-Дону.
Современная система средств массовой информации – явление сложное и неоднородное. Специализированные издания выступают в ней составной частью. Понятие «специализированные издания» в ходе исследования раскрывается, как издание узконаправленное и по социальному адресу и по области информационного внимания (иногда и функционального).
История специализированной отраслевой прессы ЖКХ России – явление интересное и довольно многогранное.
Отраслевая пресса имеет огромное значение в консолидации и просвещении работников данной сферы производства. На протяжении нескольких веков наряду с формированием жилищно-коммунальной отрасли народного хозяйства, формировалась и развивалась специализированная пресса ЖКХ. Исторические коллизии и преобразования отражались на развитии промышленности нашей страны, в том числе и коммунального хозяйства, специализированные издания данного типа также видоизменялись и отвечали духу времени. С начала своего возникновения и до сегодняшнего дня пресса ЖКХ имеет огромное значение и влияние на формирование читательской аудитории, а если учесть, что читательская аудитория таких изданий – это специалисты и работники отрасли, то можно сделать вывод, что данный тип прессы имеет влияние на отрасль ЖКХ в целом.
Специализированная отраслевая пресса ЖКХ сегодня типологически неоднородна, постоянно видоизменяется, качественно преображается, стремится идти в ногу со временем и отвечать его тенденциям. На протяжении своего исторического пути пресса ЖКХ ставила различные цели и задачи, но практически на протяжении всего своего существования главными ее задачами было информирование и просвещение специалистов и работников отрасли ЖКХ. Ценностные ориентиры, концептуальные особенности, место и роль в обществе, направленность в воздействии на читателей и структурно-содержательные аспекты отображения действительности, которые отбирает для себя современная специализированная пресса коммунального хозяйства, образует ту нишу, которую она заняла как подсистема российских средств массовой информации.
На формирование типологии изданий ЖКХ влияют следующие факторы:
• аудитория;
• предметно-тематическая направленность;
• ареал распространения;
• периодичность выхода;
• объем;
• формат.
Как выяснилось в ходе исследования, одним из самых важных системообразующих признаков прессы данного типа является аудитория. Именно она влияет и на направленность издания, на жанровое разнообразие и на стилистику языка.
В связи с коренными потребностями и характеристиками аудитории; ее социальными ролями в обществе важным системообразующим признаком изданий ЖКХ является их целевое назначение.
Специализированная отраслевая пресса ЖКХ призвана реализовать применительно к своей аудитории практически все функции журналистики: просветительскую, воспитательную, организаторскую, консультационную.
Современные тенденции развития прессы ЖКХ говорят о ее качественном и количественном увеличении. За последние 5-10 лет возникло много новых и качественных изданий данного типа. В основном это полноцветные журналы как федерального, так и регионального формата.
Современные журналы информационно-аналитического направления, в отличие от социалистической прессы ЖКХ, носившей научно-просветительский характер. Сейчас в изданиях данного типа много рекламных полос, хотя эта реклама отличается от обычной рекламы в глянцевых изданиях других типов, так как носит отраслевую принадлежность. Рекламируются новинки техники и технологии в сфере жилищно-коммунального хозяйства или же имиджевая реклама предприятий отрасли.
Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство» издается уже более ста лет. История журнала наглядно показывает, как со временем формировалась и видоизменялась пресса ЖКХ.
Меньше всего изменилась корпоративная пресса, только в отличие от социалистических многотиражек вместо пропаганды социалистического соревнования и выполнения планов пятилетки – пропаганда корпоративной политики. Многие рубрики даже сохранились, например «Лучший по профессии» или «Лучший коллектив».
Цели и задачи, поставленные в начале этой исследовательской работы, выполнены. Мы проследили историю развития прессы ЖКХ, определили ее типологические особенности и посредствам типологических признаков анализировали современные издания ЖКХ города Ростова-на-Дону и Ростовской области. Для анализа были взяты разные по характеру, принадлежности и локальности издания. Были выявлены общие типологические признаки и различия данных СМИ. На основе нашего исследования можно сделать некоторые выводы:
1. реформирование системы ЖКХ и принятие нового Жилищного Кодекса способствовало развитию сферы ЖКХ, приход частного капитала в отрасль жилищно-коммунального хозяйства, дало толчок к появлению новых отраслевых средств массовой информации, в том числе печатных СМИ;
2. современная пресса ЖКХ в последнее десятилетие активно развивается;
3. издания качественно видоизменились;
4. появилось много полноцветных толстых отраслевых журналов, как федерального уровня, так и регионального уровня;
5. реклама изданий ЖКХ имеет отличительные черты, свойственные только отраслевой специализированной прессе;
6. большинство изданий находится в частной собственности и отвечает интересам владельцев и учредителям данного издания;
7. в газетах и журналах для написания материалов используются в основном информационные жанры;
8. периодичность изданий данного типа – не чаще одного раза в месяц;
9. аудиторная принадлежность – специалисты, руководители и работники отрасли жилищно-коммунального хозяйства
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985.
2. Акопов А.И. Отечественные специальные журналы 1765-1917. Ростов-на-Дону, 1986.
3. Акопов А.И. Российские специальные журналы 1917-1932. Ростов-на-Дону, 1994.
4. Акопов А.И. Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1987.
5. Акопов А.И. Периодические издания. Ростов-на-Дону, 1999.
6. Акопов А.И., Корнилов Е.А. Типология в современной науке о печати // Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1979.
7. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. М.-Ростов-на-Дону: МарТ, 2006.
8. Ахмадулин Е.А. Основы теории журналистики. Учебное пособие. М.-Ростов-на-Дону: МарТ, 2008.
9. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. Ростов-на-Дону, 2002.
10. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха. М., 1998.
11. Гуревич С.М. Номер газеты. М.: Аспект пресс, 2002.
12. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М.: Изд. им. Сабашниковых, 1999.
13. Есин Б.И. История русской журналистики. М., 1989.
14. Есин Б.И. Краткий очерк газетного дела в России XVII–XIX веков. М., 1967.
15. Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России: Задачи и теоретико-методологические принципы изучения. М., 1988.
16. Козлова М.М. История отечественных СМИ. Ульяновск, 2000.
17. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект пресс, 2001.
18. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1999.
19. Корнилов Е.А. Методологические проблемы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1997.
20. Корнилов Е.А. Типология журналистики. Ростов-на-Дону., 1987.
21. Киверин В.И. Экономика редакции газеты. М.: Аспект пресс, 2002.
22. Мельник Г.С. Ким Н.И. Методы журналистики. СПб., 2006.
23. Овсепян Р.П. Из истории русской журналистики начала ХХ века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
24. Овсепян Р.П. Из истории русской журналистики кон. 19-нач.20 вв. М., 1973.
25. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1999.
26. Овсепян Р.П. Периодическая печать России. Система, типология. М., 1995.
27. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: РИП-холдинг, 2002.
28. Реснянская Л.Л. Современный этап развития газетно-журнальной периодики // Вест. Моск. Ун-та. Журналистика. 1994, №4.
29. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов. Под ред. Я.Н. Засурского, М.: Аспект пресс, 2003.
30. Средства массовой информации постсоветской России. М.: Аспект пресс, 2003.
31. Фомичева И.Д. Журналистика и аудитория. Теоретические проблемы и опыт изучения городской аудитории. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
32. Шкондин М.В. Система массовой информации: системные характеристики. М., 1995.
33. Шкондин М.В. Трансформация типологической структуры российских СМИ: системные аспекты // Вест. Моск. ун-та. Сер.10 Журналистика. 2000. №1.
34. Шостак М.Ш. Журналы России: типология периодической печати. М., 1995.