Введение 2
1. Информационные технологии в образовательной деятельности музея 5
1.1. Информационные технологии в образовательной деятельности музея: зарубежный и российский опыт 12
1.2. Анализ применения информационных технологий в образовательной деятельности музея на примере российских и зарубежных музеев 38
1.3. Способы оценки эффективности применения информационных технологий в образовательной деятельности музея. Выявление критериев эффективности 43
2. Разработка рекомендаций для музейных работников по эффективному сопровождению образовательной деятельности в музее с применением информационных технологий 50
2.1. Рекомендации для музейных работников «информационные технологии в музее: эффективное сопровождение образовательной деятельности музея» 50
2.1.1. Типы информационных технологий, используемых музеями 50
2.1.2. Плюсы и минусы использования информационных технологий в музеях 60
2.1.3. Информационные технологии в образовательной деятельности музеев разных типов
Список использованных источников 93
Термин информационные технологии неразрывно связан с термином мультимедиа технологии, который уже давно прочно обосновался в лексиконе современного человека.
Мультимедийными называют практически все компьютерные приложения от презентации, созданной в программе MicrosoftPowerPoint до программы-видеоредактора, в которой обрабатываются и создаются полнометражные фильмы. Кроме того, к устройствам (ПК, ноутбуки, проекторы и т.п.), воспроизводящим эти программы и приложения, также применяют этот термин. Само слово «мультимедиа» происходит от соединения английских слов - «multy», «multiple» (множественный, складной, состоящий из многих частей) и «media» (среда, средство). Таким образом, дословно «мультимедиа» означает «многие среды». Прежде всего, под «мультимедиа» понимают сам подход к хранению и организации информации нового типа.
Итак, мультимедиа - это особый обобщающий вид информации, объединяющий данные нескольких типов: текст, звук, видео, графические изображения. А мультимедиа технологии - это набор компьютерных технологий, использующих различные программные и технические средства для обработки и представления этих данных. Они нашли свое применение в различных областях, включая такие, как: реклама, искусство, образование, индустрия развлечений, производство, бизнес, научные исследования. К сферам использования мультимедиа относятся и музеи.
Очевидно, что мультимедиа технологии уже прочно вписались в пространство и жизнь музейных учреждений и в ближайшее время будут только укреплять свои позиции, поэтому в настоящее время перед музейными работниками стоит вопрос об использовании информационных технологий в деятельности музея, в частности в образовательной. Но какие возможности они дают музею, в чем плюсы использования мультимедиа в музее? Мультимедийное оборудование позволяет создать в музее удобную систему навигации и коммуникации с посетителем, расширяет границы экспозиций, дает возможность более детально погрузиться в экспозиционную тематику и получить расширенную информацию об экспонатах. А также мультимедийные технологии обладают практически безграничными возможностями в сфере культурно-образовательной деятельности, и к тому же являются для посетителя эффективным инструментом получения впечатлений и глубокого усвоения информации.
Но существует дилемма: мы хотим, чтобы у нас в музее были мультимедиа средства, но стоят ли они затраченных средств. И все же музейщики стараются приобрести различные технические устройства: информационные киоски, интерактивные столы и экраны, проекторы и другие устройства вывода аудиовизуальной информации. При этом не всегда владея знаниями о том, как правильно и рационально их использовать, и какой результат они дадут, оправдают ли ожидания сотрудников и посетителей музея, будут помощниками в образовательной деятельности или будут отвлекать, или вовсе останутся бесполезными. Поэтому сейчас стоит проблема внедрения и целесообразного применения информационных технологий в образовательной деятельности музея: какие образовательные задачи музея эффективнее решать при помощи информационных технологий и какие из них соответствуют тем или иным образовательным задачам. В общем, главное, при разработке и внедрении мультимедийного оснащения, помнить, что технологии - это не самоцель, а инструмент, позволяющий расширить границы музейного пространства. И продумывая мультимедийное оснащение, всегда стоит отталкиваться от конкретных задач, стоящих перед музеем - тогда и действие мультимедийных инсталляций будет эффективным, принесёт дополнительный приток посетителей в музей, сделает их пребывание более информативно-насыщенным, надолго оставит положительные впечатления от посещения музея.
Объект исследования: Информационные технологии в музее.
Предмет исследования: Информационные технологии в
образовательной деятельности музея.
Цель: Провести анализ применения информационных технологий в образовательной деятельности музея и на основе полученных данных разработать рекомендации по эффективному сопровождению образовательной деятельности музея.
Задачи:
1. Анализ применения информационных технологий в образовательной деятельности музея на примере российских и зарубежных музеев.
2. Способы оценки эффективности применения информационных технологий в образовательной деятельности музея.
3. Разработка рекомендаций по эффективному сопровождению образовательной деятельности в музее с применением информационных технологий.