Введение
СОДЕРЖАНИЕ
1 Базовые элементы в трикинге 6
1.1 Техника акробатических дисциплин и трикинга 6
1.2 О процессе обучения на начальном этапе разучивания элементов
свинговой техники 8
1.3 Анализ системы элементов трикинга и выделение элементов
свинговой техники 10
1.4 Базовые элементы свинговой техники на начальном этапе
подготовки в трикинге
1.5 Заходы, как часть свинговой техники
1.6 Разновидности базовых заходов
1.7 Переходы, как часть свинговой техники
2 Организация и методы исследования
2.1 Организация исследования 18
2.2 Характеристика методов исследования 20
3 Экспериментальная оценка влияния развития гибкости на технику выполнения элементов трикинга 24
3.1 Выявление ошибок техники выполнения свинговых элементов с
заходов и основные ошибки техники 24
3.3 Результаты исследования и их обсуждение 33
Заключение 43
Список использованных источников
В наше время в связи с развитием информационных технологий, и в частности интернета, количество новых видов спорта постоянно увеличивается. В связи с чем появляется потребность в научном закреплении накопленного опыта и превращение его в эффективные методики, методы и средства. Так как наше общество постоянно развивается, развиваются и новые идеи, спортивные и экстремальные направления. Примером может быть Трикинг, который получил серьёзное развитие за последнее десятилетие.
Развитие различных видов спорта в современном обществе это безусловно огромный плюс, поскольку для общества индивидуализация и личностный подход играют важную роль, поскольку позволяют осуществлять более качественный подбор физических способностей человека и соответствующего им спорта.
За последние годы трикинг в России был значительно развит, с каждым годом появляется огромное количество «спортсменов-самоучек», а так как трикинг - это экстремальная активность, в составе которой высшие акробатические элементы - без специальной, поэтапной подготовки спортсменов появляется значительный риск получения травм.
Отсутствие каких-либо школ начальной подготовки и различный возраст спортсменов, приходящих и переходящих в этот вид экстремальной активности, создаёт необходимость изучения процесса обучения двигательным действиям в трикинге. Анализа литературы и разработки необходимых методик, методов и средств базовой подготовки в трикинге.
Объект исследования - обучение свинговой технике в трикинге на начальном этапе подготовки.
Предмет исследования - влияние гибкости на освоение базовых элементов свинговой техники на начальном этапе подготовки в трикинге.
Цель работы - выявить взаимосвязь показателей гибкости и уровня технического исполнения базовых элементов свинговой техники на начальном этапе подготовки в трикинге.
Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ техник акробатических дисциплин и трикинга.
2. Выделить базовые элементы свинговой техники в трикинге.
3. Определить уровень развития гибкости юношей 16-19 лет и уровень технического исполнения базовых свинговых элементов. Выявить взаимосвязь между техникой выполнения свинговых элементов и гибкостью.
Гипотеза исследования - освоение базовых элементов свинговой технике в трикинге зависит от уровня показателей гибкости.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников и материалов.
2. Метод математической статистики.
3. Экспертная оценка.
4. Тестирование.
1. Изучение техник акробатических дисциплин и трикинга говорят об их единой сути: биомеханическое ядро выполнения элементов; общие структура - существование заходов и элементов повышенной сложности, а также элементов перехода от одного двигательного действия к другому. А также их различие: свинговые трикерские техники выполняются с одной ноги на одну, в акробатике с двух на две; разные способы реализации накопленной энергии, в акробатике - это только толчок, в трикинге - мах.
2. Проанализировав систему элементов трикинга (321 элемент) нам удалось выделить элементы свинговой техники. Все они имеют в своём ядре главную составляющую свинговой техники - свинг, сильный, качелеобразный мах. Будь это элементы свинговой техники или заходы на них. Мы отследили дерево эволюции свинговых элементов, благодаря чему нам удалось выделить базовые элементы, которые разучиваются на начальном этапе подготовки. Этими элементами являются: GAINER, CORKSCREW и SWITCH.
3. Между техникой выполнения обоих свинговых элементов мы не обнаружили взаимосвязи с выполнением поперечного шпагата. И мы наблюдаем умеренную взаимосвязь между правым (r=0,288) и левым (r=0,294) шпагатом и выполнением элемента SCOOT GAINER. Учитывая, что корреляция между общей гибкостью и оценкой техники элемента SCOOT GAINER является заметной (r=0,485) мы можем сделать вывод о том, что для успешного разучивания элемента SCOOT GAINER необходимо делать упор в основном на развитие общей гибкости.
Элемент J-STEP GAINER коррелирует заметно с общей гибкостью и выполнением элементов правый и левый шпагат. Из чего мы можем сделать вывод о необходимости обучения этим элементам и развития соответствующих им типам специальной гибкости.
Анализ материалов, полученных в процессе исследования, выявил взаимосвязь техники выполнения базовых свинговых элементов с выполнением гимнастического моста (общая гибкость), правого и левого шпагата (гибкость тазобедренных суставов) трикеров 16-19 лет. И показал отсутствие взаимосвязи с выполнением шпагата ноги в сторону. Однако исследовав результаты тестов на гибкость, мы обнаружили умеренную взаимосвязь между шпагатом ноги в сторону и выполнением правого (r=0,397) и левого шпагатов (r=0,433), а также заметную взаимосвязь между выполнением свинговых элементов SCOOT GAINER и J-STEP GAINER (r=0,679), что говорит о необходимости комплексного подхода к развитию общей и специальной гибкости.
Гипотеза, выдвинутая нами в исследовании, подтвердилась частично.
1. Александрова, В.А. Оценка эффективности воспитания гибкости танцоров на основе комплекса, состоящего из упражнений йоги / В.А. Александрова // Теория и практика физ. культуры : Тренер : журнал в журнале. - 2014. - № 9. - С. 80.
2. Андреева, В. Е. Сопряженное развитие гибкости и скоростно - силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. педаг. наук (13.00.04) / Андреева Вера Евгеньевна. - Санкт-Петербург, 2010. - 25 с.
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания: учеб. Для студентов фак. культ. пед. Ин-тов по спец. 03.03. / Ашмарин, Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н. и др. - М.: просвещение, 1990. - 287 с.
4. Белых, С.И. Методика повышения мастерства кикбоксера посредством развития гибкости / Белых С.И. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / [под ред. Ермакова С.С.] ; М-во образования и науки Украины, Харьков. гос. акад. дизайна и искусств (Харьков. худож.-пром. ин-т). - Харьков, 2006. - N 3. - С. 3-12.
5. Богданов, В.М. Гибкость и ее развитие. / Богданов, В.М., Богданова. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2004. — 42 с.
6. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям. / Боген, М.М. - М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.
7. Болобан, В. Н. Критерии оценки статодинамической устойчивости тела спортсмена и системы тел в видах спорта сложных по координации / Болобан, В. Н., Литвиненко, Ю. В., Оцупок, А. П. // Физическое воспитание студентов. - 2012. -N 4. - С. 17-24.
8. Васильев, О.С. «Выворотность» как способ расширения топологии пространства движения / Васильев, О. С. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 4. - С. 47-49.
9. Гармаев, В. Б. Методика воспитания силовых способностей и гибкости у тайбоксеров 15-17-летнего возраста на этапе углублённой специализации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. педаг. наук (13.00.0 4) / Гармаев Василий Буянтуевич. - Москва, 2007. - 24 с.
10. Горохова, В.Е. Экспериментальное обоснование педагогической эффективности методики развития координационных способностей гимнасток высокой квалификации путем специальной сенсорной тренировки / Горохова В.Е. // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - N 6. - С. 44.
11. Железняк, Ю.Д. Основы научно -методической деятельности в
физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ.высш.пед. учеб .заведений. / Железняк, Ю.Д., Петров, ПК. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
12. Калмыков, Е.В. Методика воспитания силовых способностей и гибкости у тайбоксеров-юношей на этапе углубленной специализации. / Калмыков Е.В., Гармаев В.Б. // Вестник спортивной науки. - 2006. - N 3. - С. 13-16.
13. Костюнина, Л.И. Влияние развития ритмичности на прирост показателей двигательных координаций (на примере ловкости) / Л.И. Костюнина, А.В. Чернышева, Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - N 4. - С. 68-70.
14. Кряжев, В. Д. Двигательные возможности человека: определение основных понятий и проблемы измерений/В. Д. Кряжев // Вестник спортивнойнауки. - 2003. - N 1. - С. 3-5.
15. Курысь, В.Н. Спортивная акробатика теория и методика обучения прыжкам на дорожке I том. / Курысь, В.Н. - Ставрополь: Издательство «Ставрополье», 2005. - 200 с.
16. Курысь, В.Н. Спортивная акробатика теория и методика обучения прыжкам на дорожке II том. / Курысь, В.Н. - Ставрополь: Издательство «Ставрополье», 2006. - 205 с.
17. Лукьяненко, В.П. Развитие силовых возможностей человека как базовая основа для реализации координационных способностей / В.П. Лукьяненко, А.З. Бажев, А.А. Хежев // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - N 6. - С. 52-54.
18. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие / Лукьяненко, В.П. - М.: Советский спорт. 2003. - 224 с.
19. Лях, В.П. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте / Лях В.И., Садовски Е. // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 5. - С. 40-46.
20. Лях, В.П. Тесты в физическом воспитании школьников. / Лях, В.П. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 114 с
21. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитании; теоретико -методические аспекты спорта и профессионально -прикладных форм физической культуры): Учебн. для ин-тов физ. культуры. / Матвеев, Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
22. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для ВУЗов / Л. П. Матвеев. - Москва: РГАФК, 2002. - 176 с.
23. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд. / Матвеев, Л.П. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 160 с.
24. Межуев, В.Б. Уроки гимнастики в IX классе. / Межуев В.Б. // Физическая культура в школе. - 2000. - N 6. - С. 43-47.
25. Межуев, В.Б. Уроки гимнастики в X и XI классах. / Межуев В.Б. // Физическая культура в школе. - 2001. - N 6. - С. 16-22.
26. Менхин, А.В. Особенности проявления скоростно -силовых способностей юными гимнастками и акробатками / А.В. Менхин, Е.К. Савенкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : детский тренер : журнал в журнале. - 2005. - № 2. - С. 28-30.
27. Минева, М. Исследование эффективности методов развития гибкости у 9-13-летних гимнасток : Зарубежные исследования, опыт / Минева М. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - N 2. - С. 60-61.
28. Мукина, Е. Ю. Координационная подготовка в системе факторов результативности соревновательной деятельности в спортивных единоборствах / Е. Ю. Мукина, А. Ю. Бокин // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - N 12. - С. 225-229.
29. Назаренко, Л.Д. Пластичность как двигательно -координационное качество / Назаренко ЛД. // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 8. - С. 48-53.
30. Назаренко, Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов / Назаренко Л.Д. // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 8. - С. 19-21.
31. Назаренко, Л.Д. Прыгучесть как двигательно-координационное качество / Назаренко Л.Д. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : детский тренер : журнал в журнале. - 2000. - N 3. - С. 28-32.
32. Назаренко, Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества / Назаренко Л.Д. // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - N 1. - С. 54-58.
33. Назаренко, Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и координационных качеств / Назаренко ЛД. // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - N 6. - С. 53-56.
34. Паначев, В. Д. Инновационный метод развития координационных способностей у студентов вуза / В. Д Паначев, А. С. Ощепков // Ученыезаписки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2008. - N 6. - С. 82-85.
35. Подчасова, Е.С. Определение оптимальных методик развития гибкости у студенток / Подчасова Е.С. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / [под ред. Ермакова С. С.] ; М-во образования и
36. Рохкина, Е. Л. Курс лекций по физической культуре / Рохкина, Е. Л. - Омск: СибАДИ, 2009. - 208 с.
37. Саенко, В.Г. Корреляционный анализ показателей силы нанесения ударов ногами в верхний уровень и гибкости у каратистов -тяжеловесов высокой квалификации / Саенко В.Г. // Физическое воспитание студентов. - 2010. - N 3. - С. 81-83.
38. Сарсекеев, Г.М. Внутренняя структура координационных способностей у акробатов высокой квалификации / Г.М. Сарсекеев // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - N 7. - С. 55-58.
39. Туманян, Г.С. Гибкость как физическое качество / Туманян Г.С., Харацидис С.К. // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - N 2. - С. 48-50.
40. Туманян, Г.С. Совершенствование гибкости дзюдоистов и самбистов: многолетнее, в течение тренировочного дня и занятия / Туманян Г.С., Харацидис С.К. // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - N 4. - С. 59¬61.
41. Фатыхов, Р.А. Экстремальная акробатика / Р.А. Фатыхов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : детский тренер : журнал в журнале. - 2004. - № 5. - С. 37.
42. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. / Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
43. Чермит, К.Д Симметрия - асимметрия в спорте / К.Д. Чермит. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 255 с.
44. Чермит, К.Д. Преломление общеприродного принципа «симметрия - асимметрия» в физическом воспитании: автореф. дис... докт. пед. наук / Чермит, К. Д. - М., 2003. - 46 с.
45. Шурпач, М. В. Развитие координационных способностей и гибкости у детей 7-8 лет с учетом типа телосложения на уроках физической культуры: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. педаг. наук (13.00.04) / Шурпач Мария Владимировна. - Санкт-Петербург, 2012. - 25 с.
46. Якушев, В. П. Теория спорта: Курс лекций / В. П. Якушев. -Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. ИМ. Машерова», 2005. - 208 с.
47. Переходы в Трикинге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tricking.ru/index.php?topic=3269.0.
48. Спортивная акробатика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia. огд^1ка/Спортивная_акробатика.
49. Трикинг [Электронный ресурс ]. - Режим доступа:
https://ru. wikipedia. org/wiki/T рикинг.
50. Tricktionary [Электронный ресурс ]. - Режим доступа:
http ://www.club540. com/tricktionary.