ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЯ И СЕМАНТИКА ЭМОЦИЙ 9
1.1. Антропоцентрическая парадигма в языкознании. Предпосылки и зарождение 9
1. 2. Теория языковой личности. Возникновение термина 12
1.3. Выделение лингвоперсонологии в самостоятельную дисциплину. Периодизация 16
1.4. Научные школы изучения языковой личности в России 21
1.4.1. Научная школа «Русская языковая личность» под руководством Ю.Н. Караулова 21
1.4.2. Волгоградская лингвокультурологическая школа 23
1.4.3. Саратовская лингвистическая школа «Изучение функционирования русского языка» 28
1.4.4. Томская диалектологическая школа 31
1.4.4. Лингвоперсонологическая школа Барнаула и Кемерова 34
1.5. Эмотиология 37
1.5.1. История становления науки 37
1.5.2. Волгоградская школа лингвистики эмоций 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 50
ГЛАВА 2. ЭМОТИВНАЯ СЕМАНТИКА В РАССКАЗАХ И ДНЕВНИКАХ Л.Н. АНДРЕЕВА 52
2.1. Общая характеристика семантики эмоций в текстах Л.Н. Андреева 52
2.2. Семантика эмоции страха 56
2.3. Семантика слова «смех» 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Магистерская диссертация «Семантика эмоций в языковой картине мира Л.Н. Андреева» выполнена в русле лингвоперсонологии.
Возрастающий интерес к широкому кругу проблем, связанных с «человеком говорящим», в современной лингвистике во многом обусловлен сменой парадигм, произошедшей в конце XX века. На смену системно-структурной парадигмы языка пришла антропоцентрическая. В центре находится человек - он сам и все то, что воспринимается им как его окружение, сфера его бытия. Наиболее обширен и интересен внутренний мир человека, его восприятие реальности.
Антропоцентрическая парадигма характеризуется переключением интересов исследователя с объектов познания на субъект, то есть анализируется человек в языке и язык в человеке. Взамен требования изучать систему и структуру языка выдвигается новое — изучать языковую способность, знания о мире, зафиксированные в языке, языковую компетенцию носителя языка. То есть на смену исследованиям, построенным на основе формальных критериев, пришло понимание необходимости учета «человеческого фактора» в лингвистике.
Следовательно, чтобы понять и познать язык, нужно обратиться к его носителю — человеку, говорящей и мыслящей личности. По словам И.А. Бодуэна де Куртенэ, «язык существует только в душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество».
Из этого следует, что в последние годы предметом исследований как отечественных, так и зарубежных лингвистов часто становится такое явление, как языковая личность (Ю.Н. Караулов «Русский язык и языковая личность», В.И. Карасик «Языковой круг: личность, концепт, дискурс», Ю.С. Степанова «Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования»).
Актуальность исследования обусловлена его развитием в русле антропоцентрической парадигмы современного языкознания, предполагающей решение вопросов об индивидуальных способах функционирования языковых единиц, об индивидуальной картине мира, о прагматической составляющей речевых произведений. Обозначенный вопрос, несмотря на достаточно длительную историю его изучения, и сегодня остается открытым и представляет широкое поле для междисциплинарных исследований.
Несмотря на большой интерес к фигуре Л.Н. Андреева со стороны исследователей-литературоведов, исследование его творческого наследия в аспекте лингвоперсонологии остается перспективной задачей на сегодняшний день.
Мысль автора не потеряла своей мировоззренческой актуальности и в общефилософском, и в политическом плане.Косвенным подтверждением актуальности данной темы может служить большое количество диссертаций по проблематике языковой личности: за последние годы в России защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций.
Объектом исследования является языковая личность Л.Н. Андреева
Предметом- языковые единицы разных уровней, отражающие эмотивную семантику в анализируемых текстах Л.Н. Андреева.
Рассказы, повести, театральные пьесы Л. Андреева относятся к значительным явлениям русской литературы. Вместе с тем отмечается относительно небольшое количество работ, посвященных как изучению его творчества и биографии в целом, так и его отдельных произведений. Фигура Андреева - одна из наиболее характерных в культуре Серебряного Века: он выработал свой стиль, его особенностью было смешение множества стилей.
Современники называли Андреева реалистом и неореалистом, неоромантиком и символистом, импрессионистом и экспрессионистом; возникали и другие определения: эмоционалист, сюрреалист, экзистенциалист.
Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.
Гипотеза: для языковой картины мира Л.Н. Андреева основополагающими и значимыми выступают лексемы, принадлежащие к семантическому полю эмоций. Данные элементы языковой личности автора различно выражаются в его дневниках и письмах и в его художественных произведениях, и их осмысление может быть актуальным в условиях современности.
Целью исследования является анализ семантической структуры языковой личности Л.Н. Андреева и выявление значимых компонентов его ценностной картины мира, описывающих эмоциональные состояния.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
• Исследовать теоретические подходы к понятию «языковая личность».
• Проанализировать своеобразие языковой личности писателя и ее отражение в произведениях.
• Выделить семантически значимые элементы картины мира автора, связанные с эмоциями.
• Сравнить проявление языковой личности Л.Н. Андреева в литературе нон-фикшн и в художественной прозе.
Материалом исследования послужили дневники Л.Н. Андреева, его переписка (Леонид Андреев «S.O.S. Дневник (1914-1919). Письма (1917¬1919), статьи и интервью (1919),воспоминания современников (1918-1919)») и его художественные произведения (Л.Н. Андреев Собрание сочинений: в 6 т.).
Характер цели и задач и специфика исследуемого материала определили методы исследования:
• на этапе сбора материала - метод выборочной расписки избранных для анализа текстов с использованием интернет-ресурса «Корпус национального русского языка»;
• на этапе анализа - метод компонентного анализа; метод контекстуального анализа; элементы лингвокультурологического анализа, в частности - выделение компонентов ценностной картины мира писателя;
• на заключительном этапе - описательно-аналитический метод.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка комплексного сравнительного анализа механизмов выражения базисных для языковой картины мира Л.Н. Андреева эмоций и проведен компонентный анализ семантического значения лексем, выражающих эти категории. Впервые материалом для лингвистического анализа выступают дневники Л.Н. Андреева и материалы его переписки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы при дальнейших исследованиях языковой личности писателей и персонажей художественного текста и в работах по изучению идиостиля того или иного писателя.
Практическая ценность диссертации связана с возможностью применения материалов и результатов исследования при разработке теоретических и практических курсов по проблемам лингвоперсонологии.
Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии лингвоперсонологии, теории языка, когнитивной лингвистики, авторской лексикографии, а также антропоцентрического направления в лингвистике.
Исследование расширяет источниковедческую базу для решения такой базовой проблемы общего языкознания как «язык и личность». Данные, полученные в результате частотного анализа текстов, имеют лексикографическую значимость: в дальнейшем может быть составлен частотный словарь на материале творчества JI.H. Андреева.
коммуникативном пространстве человека 2015» (1 место), «Язык и социальная динамика 2015» (3 место), «Молодежь и наука 2016» (2 место).
Структура работы, ее содержание обусловлены целью, задачами, спецификой предмета и материала исследования. Диссертационное исследование состоит из аннотации, введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Комплексный анализ семантики эмоций в рассказах и дневниках Л.Н. Андреева позволяет нам сделать следующие выводы:
Творчество русскоязычного писателя Л.Н. Андреева, без сомнения, получило широкий резонанс в литературном процессе рубежа веков, и по сей день продолжает волновать умы исследователей не только в России, но и по всему миру. Андреев предстаёт как весьма неоднозначный автор. Его проза, как и его дневниковые записи и письма представляют интерес в равной степени как для лингвистов, так и для литературоведов.
Исследование его творческого наследия в аспекте лингвоперсонологии является на сегодняшний день перспективным направлением, поскольку интерес языковедов к его творчеству сравнительно невелик. Андреев является настоящим мастером слова, его язык богат, насыщен тропами и фигурами, описания нетривиальны, а характеристики подобраны метко. Однако нами было замечено, что языковая репрезентация эмоций в его художественных текстах заметно отличается от языковой репрезентации эмоций в его дневниках.
Для того чтобы в соответствии с целью магистерской диссертации проанализировать семантическую структуру языковой личности Л.Н. Андреева и выявить значимые компоненты его ценностной картины мира, описывающих эмоциональные состояния, мы проанализировали 62 рассказа Л.Н. Андреева и сравнили семантику эмотивной лексики, представленную в них, с семантикой аналогичной лексики в дневниках 1914¬1919 годов.
Наиболее адекватными для исследования семантики эмоций нам представляются такие методы, как метод семантического анализа, статистический метод, метод выборочной расписки избранных для анализа текстов, метод контекстуального анализа, элементы лингвокультурологического анализа, в частности - выделение компонентов ценностной картины мира писателя, описательно-аналитический метод.
При анализе эмотивной семантики у Л.Н. Андреевамы можем сделать вывод о том, что семантически значимые элементы авторской языковой картины мира представлены по большей части лексемами с негативными коннотациями (страх, ужас, отчаяние, тревога, страдание). Причём лексемы, выражающие эмоции страха/ужаса и их производные, представлены по сравнению с другой эмотивной лексикой в значительно большем количестве (почти 1000 вхождений).
Кроме того, в значениях слов, обозначающих эмоции в художественных текстах Л.Н. Андреева наблюдаются значительные семантические сдвиги. Так, семантика слова «смех» в языковой картине мира Л.Н. Андреева далека от словарного определения, наделена сильными отрицательными коннотациями («безумие», «ужас», война», «смерть», «кровь») и по значению скорее коррелирует с античным понятием «сардонического смеха», а семантика лексем, выражающих «страх», имеет ярко выраженное значение экзистенциального ужаса перед бытием, близкого к немецкому понятию «Angst».
В дневниковых записях и письмах эмотивная лексика, напротив, преимущественно обладает стандартной семантикой, существенных семантических сдвигов нами обнаружено не было. Следовательно, это позволяет нам сделать вывод о том, что языковая личность Андреева- писателя существенно отличается от языковой личности Андреева- обывателя.
1. MAC: Словарь русского языка в 4-х томах. М., 1982.
2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: «Coda», 1997. 344 с.
3. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2005. 416 с.
4. Алпатов В.М. Японистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 624 - 625.
5. Андреев JI. Иуда Искариот: Рассказы; Пьеса. Сост. Т.Шеханова; Коммент. А.Богданова, А.Руднева, М.Козьменко, В.Чувакова. М.: Худож. лит., 1999.622 с.
6. Андреев Л. Дневник Сатаны. СПб.: Издательство "Азбука", 2000. 263 с.
7. Андреев Л.Н. Красный смех // Иуда Искариот: Рассказы. СПб.: Издательская группа «Лениздат», 2013. 416 с.
8. Андреев Л. Н. «Дневник» Леонида Андреева / Л. Н. Андреев // Лит. архив. Материалы по истории русской и общественной мысли. 177. СПб: Наука,
1994. С. 247-294.
9. Андреев Л. Н. S.O.S.: Дневник (1914 - 1919); Письма (1917 - 1919); Статьи и интервью (1919); Воспоминания современников (1918- 1919) / Вступ. статья, составление и примечания Р. Дэвиса и Б. Хеллмана / Л. Н. Андреев. М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1994. 598 с.
10. Андреев Л. Н. Дневник 1891 - 1892 гг. / Л.Н. Андреев // Ежегодник рукописногоотдела Пушкинского Дома на 1991 г. СПб.: Наука, Институт рус. лит., 1994. С. 84 - 141.
11. Андреев Л. Н. Полное собрание сочинений и писем: В 23 т. Т. 1.М.: Наука, 2007. 805 с.
12. Андреев Л. Н. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1990. 639 с.
13. Андреев Л. Н. Собрание сочинений
14. Андреев Л. Н. Собрание сочинений
15. Андреев Л. Н. Собрание сочинений
16. Андреев Л. Н. Собрание сочинений
17. Андреев Л. Н. Собрание сочинений
18. Андреев Л.Н. Дневник 1897 - 1901 гг. / сост., вст. ст. и коммент. М: В. Козьменко. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 296 с.
19. Антонова Н. А. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Саратов, 2007. 25 с.
20. Апресян Ю. Д. Исследования по семантике и лексикографии. Т. I: Парадигматика. М.: Языки славянских культур, 2009. 568 с.
21. Апресян Ю. Д. Предисловие // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Языки слав. к-ры, 2003. С. VIII-XI.
22. Арутюнова Н. Д. Чужая речь: «свое» и «чужое» // Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 668-686.
23. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. 896 с.
24. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999. С. 543-640.
25. Арутюнова Н.Д. Образ (опыт концептуального анализа).// Референция и проблемы текстообразования. М., 1988. С. 117-129.
26. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык: к проблеме языковой «картины мира» / Н.Д. Арутюнова // Вопросы языкознания. 1987. № 3. С. 3-19.
27. Архипов И.К. Язык и языковая личность: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования / И. К. Архипов; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Книжный Дом, 2008. 244 с.
28. Барсукова Е.В. Языковая личность как категория исторической культурологии (на материале «Архива князя Воронцова»): Дис. ... канд. культурологии. Саранск, 2007. 229 с.
29. БАС: Словарь современного русского литературного языка в 17-ти томах. М., Л., 1948-1965.
30. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Реннесанса. М.: Художественная литература, 1990. 545 с.
31. Башкова И.В. Изучение языковой личности в современной российской лингвистике: монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. 441 с.
32. Беззубов В.И. Л.Андреев и традиции русского реализма. М.: Литература, 1984. 210 с.
33. Белл Р.Т. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы. М.: Международ. Отношения, 1980. 318 с.
34. Бенвенист Э. Общая лингвистика М.: Прогресс, 1974. 448 с.
35. Бирюкова Е.О. Языковая личность в контексте языковой игры (на материале российских ток-шоу): автореф. дис. . канд. филол. наук. Вологда, 2012.
36. Богин Г.И. Концепция языковой личности: автореф. дисс. ... д. филол. наук. М., 1982.
37. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. Л., 1984
38. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Л., 1984. 31 с.
39. Богин Г.И. Модель языковой личности: автореф. дис. . докт. филол. наук. Л., 1984.
40. Бойко Н.В. Категория «образа автора» в современной литературной критике. Лингвистический аспект. Харьков, 1982.16 с.
41. Болотнова Н.С. Лексические средства репрезентации художественных концептов в поэтическом тексте.
Коммуникативная стилистика художественного текста // Вестник ТГПУ. 2005. Вып. 3 (47).
42. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. URL: http://www.gramota.ru/slovari(дата обращения: 7.05.2016).
43. В поисках языковой личности (вместо введения) // Язык - система. Язык - текст. Язык - способность: Сб. статей / Институт русского языка РАН. М.,1995. С. 5 - 6.
44. Вайсгербер Йохан Лео. Родной язык и формирование духа(История лингвофилософской мысли). Пер. с нем., вступ. ст. и коммент. O.A. Радченко. 2-е изд., испр. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2004. 232 с.
45. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
46. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 326-375.
47. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
48. Виноградов В.В. Личность // Виноградов В.В. Истории слов. М.: Толк, 1994. С. 271 - 305.
49. Вологина О. В. Разорванный мир Леонида Андреева и Франца Кафки / О. В. Вологина // Творчество Леонида Андреева: современный взгляд. (Материалы международной науч. конференции, посвященной 135-летию со дня рождения писателя, 28 — 30 сентября 2006 г.). Орел: Картуш, 2006. С. 137 - 143.
50. Волостных И.А. Языковая номинация эмоциональных концептов «страх — реиг» и «печаль — tristesse» Текст. / И.А. Волостных // Язык и общество: современные исследования социальной коммуникации
и лингвистических тенденций: сб. науч. тр. Тула, 2004.
51. Вольф Е.М. Эмоциональные состояния и их представление в языке / Е.М. Вольф // Логический анализ языка: проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. М., 1989. С. 55-77.
52. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: станов-ление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64 - 72.
53. Воробьев В.В. Лингвокультурологическая парадигма личности. М., 1986.170с.
54. Гадышева О.В. Языковые средства выражения позиции автора в философских драмах Леонида Андреева.// Лингвистические явления в системе языка и в тексте. Волгоград, 1997, вып.1. С. 28-32.
55. Голев Н.Д. Введение. Лингвоперсонологические основания личностно-ориентированного обучения // Лингвоперсонология и личностно-ориентированное обучение языку: учеб. пособие / под ред. Н.В. Мельник. Кемерово, 2009. С. 8 - 16.
56. Голев Н.Д. Лингвистические и лингводидактические проблемы языкового образования в техническом вузе (опыт построения концепции) // Прикладная филология в сфере инженерного образования: Коллективная монография. Т.
1. Методология и методика языкового обучения в техническом вузе. Нортхэмптон. Томск, 2004. С. 22 - 46.
57. Голев Н.Д. Лингвоперсонологическая вариативность языка // Известия Алтайского государственного университета. Сер. История, филология, философия и педагогика. Барнаул, 2004. № 4. С. 41 - 45.
58. Голев Н.Д. Лингвотеоретические основания типологии языковой личности // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно¬ориентированное обучение / под ред. Н.Д. Голева, Н.В. Сайковой, Э.П. Хомич. Барнаул; Кемерово: БГПУ, 2006. С. 7 - 27.
59. Голев Н.Д. Типология языковой личности и лингводидактика // Лингвоперсонология и личностно-ориентированное обучение языку: учеб. пособие / под ред. Н.В. Мельник. Кемерово, 2009. С. 17 - 28.
60. Голев Н.Д., Сайкова Н.В. Лингвоперсонология: проблемы и перспективы // Вопросы лингвоперсонологии: Межвуз. сб. научн. трудов. Ч. 1. Барнаул, 2007. С. 7 - 11.
61. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие // Вопросы стилистики. Вып. 25. Проблемы культуры речи. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1993. С. 9 - 18.
62. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: Большая Российская энциклопедия, Дрофа, 1997. С. 413 - 415.
63. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1985. 452 с.
64. Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века.// Язык и наука конца XX века. М., 1995. С. 239-320.
65. Дерягина C.B. Языковая личность автора: подходы изучения.// Семантика слова, образа, текста. Архангельск, 1998. С. 78-81.
66. Дмитриева О.А. Лингвокультурные типажи России и Франции XIX века: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2007. 24 с.
67.Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005. 544 с.
68.Зырянова Е.Г. К проблеме типологии языковой личности: (На примере частной записки) // Концепт и культура. Кемерово, 2008. С. 572 - 576.
69. Иванцова Е. В. Проблемы формирования методологических основ лингвоперсонологии // Вестн. Томского гос. ун-та. Филология. 2008. № 3. С. 27-43.
70. Иванцова Е.В. Изучение языковой личности в Томской лингвистической школе // Вестн. Том. гос. ун-та. Томск, 2006. Т. 291. С. 5 - 11.
71. Иванцова Е.В. Лингвоперсонология: Основы теории языковой личности: учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. 160 с.
72. Иванцова Е.В. Проблемы изучения языковой личности: Учебное пособие к спецкурсу. Томск: Издание Томского ун-та, 2005. 74 с.
73. Иванцова Е.В. Проблемы формирования методологических основ лингвоперсонологии // Вестник Том. гос. ун-та. Сер. Филология. Томск, 2008. № 3 (4). С. 27 - 43.
74. Иванцова Е.В. Феномен диалектной языковой личности. Томск: Изд. Том. гос. ун-та, 2002. 312 с.
75. Иванцова Е.В. Языковая личность сибирского старожила: лексикографическое представление // Русский язык и литература в Сибири. Красноярск, 2004. С. 6 - 23.
76. Иезуитова Л.А. Л. Андреев и В. Гаршин.// Вестник ЛГУ, Л., 1964. № 8, вып.2. С. 97-109.
77. Иезуитова Л.А. Работа Л.Андреева над рассказом в к. 1890-х -н .1900-х гг.// Вопросы литературы. 1997. вып.З.
78. Иезуитова, Л. А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906) / Л. А. Иезуитова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1976. 240 с.
79. Карасев Л.В. Философия смеха. РГГУ, 1996. 214 с.
80. Карасик В. И. Языковые ключи. М.: Гнозис, 2009. 406 с.
81. Карасик В.И. Аспекты языковой личности // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2003.
82. КарасикВ.И. Аспекты языковой личности // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2003. Вып. 3. С. 96 - 106.
83. Карасик В.И. Дискурсивная персонология // Язык, коммуникация и социальная среда. Волгоград, 2007. Вып. 5. С. 78 - 86.
84. Карасик В.И. Оценочная мотивировка, статус лица и словарная личность // Филология. Краснодар, 1994. С. 2-7.
85. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
86. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004.
87. Карасик В.И. Языковые ключи. М.: Гнозис, 2009. 406 с.
88. Караулов Ю. Н. Языковая личность // Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. С. 671-672.
89. Караулов Ю. Н. Мир писателя в зеркале лексической семантики (о слове ГОРЯЧИЙ у Пушкина и Достоевского) // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Лингвистика. М., 2003. № 4. С. 110-118.
90. Караулов Ю. Н. От словаря языка писателя к познанию его мира // Язык как материя смысла: сб. ст. к 90-летию академика Н. Ю. Шведовой / Отв. ред. М. В. Ляпон. М.: Азбуковник, 2007. С. 636-649.
91. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 261 с.
92. Караулов Ю.Н. «Четыре кита» современной лингвистики, или о предпосылках включения «языковой личности» в объект науки о языке (от содер¬жания науки к ее истории) // Соотношение частнонаучных методов и методологии в филологической науке. М.: АН СССР, 1986. С. 17 - 29.
93. Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: Ин-т русского языка РАН, 1999. 180 с.
94. Караулов Ю.Н. Горячие точки развития русистики: русский язык, русский мир и российский менталитет (К обоснованию исследовательской программы Научного центра русского языка в Московском государственном лингвистическом университете) // Русское слово в русском мире. М.; Калуга,2004. С. 5 - 29.
95. Караулов Ю.Н. Концептография языковой картины мира // Проблемы прикладной лингвистики. М., 2004б. Вып. 2. С. 9 - 19.
96. Караулов Ю.Н. Мир писателя в зеркале лексической семантики (о слове ГОРЯЧИЙ у Пушкина и Достоевского) // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Лингвистика. М., 2003. № 4. С. 110-118.
97. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность: сб. ст. М., 1989.
98. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 4-е изд., стер. М.: Едиториал УРСС, 2004. 262 с.
99. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 261 с.
100. Караулов Ю.Н. Структура языковой личности и место литературы в языковом сознании // Русская литература в формировании современной языковой личности. Т. 1. СПб., 2007. С. 286 - 293.
101. Караулов Ю.Н. Эволюция, система и общерусский языковой тип // Русистика сегодня: Язык: система и ее функционирование. М.: Наука, 1988. С.6-31.
102. Караулов Ю.Н. Языковая личность // Русский язык: Энциклопедия / под ред. Ю.Н. Караулова. М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия»; Издательский дом «Дрофа», 1997. С. 671 - 672.
103. Караулов Ю.Н., Красильникова Е.В. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.: Наука, 1989. С. 3 - 10.
104. Книга о Л.Андрееве. Воспоминания М.Горького, К.Чуковского, А.Блока и др. Издательство З.И.Гржебина. Петербург - Берлин, 1922. 109 с.
105. Кожевникова H.A. О некоторых особенностях словоупотребления в прозе Л. Андреева.// Творчество Леонида Андреева. Исследования и материалы. Курск, 1983. С. 86-99.
106. Козьменко М. В. Дневник-роман Леонида Андреева / М. В. Козьменко // Андреев, Л. Н. Дневник. 1897 - 1901 гг. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 3 - 34.
107. Кормилицына М.А., Сиротинина О.Б. Общение людей и жизнь языка (из истории кафедры русского языка и речевой коммуникации) // Изв. Сарат. ун-та. 2006. Т. 6. Сер.: Филология. Журналистика. Вып. 1-2. С. 22 - 26.
108. Кормилицына М.А., Сиротинина О.Б. Саратовская лингвистическая школа «Изучения функционирования русского языка» // Изв. Сарат. ун-та. - 2007. Т. 7. Сер.: Филология. Журналистика. Вып. 1. С. 57 - 67.
109. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Златоуст, 1999. 320 с.
110. Кочеткова Т.В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры: автореф. ... д-ра филол. наук. Саратов, 1999. 53 с.
111. Красавский Н. А. Эмоциональные концепты в русской и немецкой лингвокультурах. Волгоград: «Перемена», 2001.
112. Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 1994. Т. 53, № 2. С. 3 - 15.
113. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века // Язык и наука конца XX века / Под. ред. Ю.С. Степанова. М., 1995. С. 144 - 238.
114. Кубрякова E.C. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е.С. Кубрякова. М.: Языки слявянской культуры, 2004. 560 с.
115. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира Текст. / Е.С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988.
116. Кун Т. Структура научных революций М.: Прогресс, 1977. 300 с.
117. Ладыгин Ю.А. Антропологический подход к анализу прозаического художественного текста. Иркутск, 1997. 126 с.
118. Леденева В.В. Идиостиль: (К уточнению понятия) // Филол. науки. М.,2001. № 5. С. 36 - 40.
119. Ляпон М. В. Языковая личность: поиск доминанты //Язык — система. Язык — текст. Язык — способность. М.,1995. С.41-48
120. Максим Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка / Институт мировойлитературыим. А. М. Горького АН СССР; Редакция: И. И: Анисимов (гл. ред.), Д. Д. Благой, А. С. Бушмин и др. Литературное наследство. Т. 72. М.: Наука, 1965. 630 с.
121. Максимчук Н.А. Нормативно-научная картина русской языковой личности в комплексном лингвистическом рассмотрении. Ч. 1. Смоленск,2002.
122. Мельник Н.В. Программа спецкурса «Лингвоперсонология текста» // Лингвоперсонология и личностно-ориентированное обучение языку: учеб. пособие / Под ред. Н.В. Мельник. Кемерово, 2009. С. 239 - 247.
123. Милёхина Т.А. Российские предприниматели и их речь: образы, концепты, типы речевых структур: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 2006. 54 с.
124. Милованова JI.A. Языковая личность: факторы становления и развития / A.A. Милованова // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 4. С. 68-78.
125. Михеева Л.Н. Принципы изображения человека в прозе Л.Андреева.// Проблемы эволюции русской литературы XX века. М.,1995. Вып. 2. С. 143¬145.
126. Михеичева Е. А. «Формула железной решетки» в прозе Леонида Андреева и Франца Кафки. / Е. А. Михеичева // Творчество Леонида Андреева: современный взгляд. (Материалы международной науч. конференции; посвященной'135-летию со дня рождения писателя, 28— 30 сентября 2006 г). Орел: Картуш, 2006. С. 129 - 137.
127. Наумов В.В. Лингвистическая идентификация личности. М.: URSS, 2006. 238 с.
128. Нашхоева М. Р. Лингвистическая концепция эмоций и эмотивности текста // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2011. Выпуск№ 1 (218).
129. Национальный корпус русского языка. URL: www.ruscorpora.ru.
130. Нерознак В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Язык. Поэтика. Перевод. Сб. науч. тр. М., 1996. № 462. С. 112 - 116.
131. Нерознак В.П. Лингвокультурология и лингвоперсонология // Вавилонская башня: Слово. Текст. Культура. 2: 2002-2003. М., 2003. С. 13 -17.
132. Николина H.A. Метаязыковые комментарии в произведениях Л. Андреева.//Эстетика диссонансов. Орел, 1996. С. 106-108.
133. О научной школе «Русская языковая личность», руководитель член- корр. РАН Ю.Н. Караулов // Языковая личность: текст, словарь, образ мира: К 70-летию чл.-корр. РАН Юрия Николаевича Караулова: Сб. статей. М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 515 - 518.
134. Оленёв С.В. Моделирование динамики русской языковой личности. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. 264 с.
135. Отрывки из воспоминаний// Л.Андреев. Иуда Искариот. М.: "Художественная литература", 1999. С. 537-541.
136. Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. / Пер. С. П. Кондратьева. 4-е изд. М.: АСТ-Ладомир, 2002. Т. 1. 496 с. Т. 2. 512 с.
137. Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего: дискурсивная практика, типология, механизмы формирования: Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2005. 393 с.
138. Парсамова В.Я. Языковая личность ученого в эпистолярных текстах (на материале писем Ю.М. Лотмана): Дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2004. 233 с.
139. Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: автореф. дис. . д-ра филол. наук. Саратов,2005.48 с.
140. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX XX вв. Иваново: ИГУ, 1994. 367 с.
141. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. СПб., 1997. 264с.
142. Почепцов О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира / О.Г. Почепцов // Вопросы языкознания. 1990. № 6. С. 111-122.
143. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. (по поводу сказки о Несмеяне). М., 1999.
144. Реформатский А.А. Опыт описания языковой личности // Язык и личность. М., 1989. С. 149 - 212.
145. Роле С. Семиотика страха. Сб. статей. Составители Нора Букс и Франсис Конт. М.: Русский институт: "Европа", 2005. с. 168-171.
146. Румянцев М.Г. О стиле прозы Леонида Андреева.// Проблемы эволюции русской литературы XX века. М., 1995. Вып. 2. С.178-179.
147. Русский семантический словарь / под общ. ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1998. 807 c.
148. Самотик Л.Г. Барышни и крестьянка (рецензия на «Полный словарь диалектной языковой личности» под редакцией проф. Е.В. Иванцовой. - Томск: Изд-во Томского университета. Т. 1. 2006. 358 с.; Т. 2. 2007. 338 с.) // Вестн. Краснояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2008. № 2. С. 142 - 148.
149. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.
150. Седов К.Ф. К основаниям лингвистики индивидуальных различий (о принципах речевого портретирования) // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М.А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. Вып. 7. С. 6 - 29.
151. Седов К.Ф. Портреты языковых личностей в аспекте их становления : (Принципы классификации и условия формирования) // Вопр. стилистики. - Саратов, 1999. Вып. 28. С. 3 - 29.
152. Сибата Такэси. Исследования языкового существования в течение 24 часов // Языкознание в Японии. М., 1983. С. 134 - 141.
153. Сиротинина О.Б. Основные критерии хорошей речи // Сиротинина О.Б., Кузнецова Н.И., Дзякович Е.В. и др. Хорошая речь / Под ред. М.А. Кормилициной и О.Б. Сиротининой. Саратов, 2001. С. 16 - 28.
Режимдоступа: http://www.gumer. info/bibliotek_ Buks/Linguist/Article/ Sirot_OsnKrit. php
154. Сиротинина О.Б. Человек и его язык // Вопросы стилистики. Вып. 26. Язык и человек. Саратов: Государственный учебно-научный центр «Колледж», 1996. С. 3 - 7.
155. Сиротинина О.Б. Языковая личность и факторы, влияющие на ее становление // Термин и слово. Н. Новгород, 1997. С. 7 - 12.
156. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура / Русский язык в школе. 1994. №1. с.20-31.
157. Словарь русского языка: в 4 томах / под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Рус. яз., 1981-1984. URL: http://slovari.ru/dictsearch(дата обращения: 7.05.2016).
158. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2004. 992 с.
159. Степанов Ю.С. Эмиль Бенвенист и лингвистика на пути преобразований: вступительная статья // Э. Бенвенист. Общая лингвистика. - М., 1975.
160. Стрельцова Н.В. К проблеме типологии языковой личности // Вопросы лингвоперсонологии: Межвуз. сб. научн. трудов. Ч. 1. Барнаул, 2007. С. 12 - 16.
161. Сулименко Н.Е. Антропоценрические аспекты изучения лексики. СПб., 1994. 86 с.
162. Сусов И.П. История языкознания: учеб. пособие для студентов старших курсов и аспирантов. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1999. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Sysov_Jazukoznzn/_Index. php
163. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира / В.Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. С. 173-203.
164. Тимофеев В.П. Личность и языковая среда. Шадринск, 1971. 122 с.
165. Толковый словарь русского языка: в 4 томах / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Русские словари, 1994. Т. 1: А-К. 844 c.
166. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Предисл. А. Журавлева. М.: Индрик, 1995. 509 с.
167. Уайт Ф. Леонид Андреев: лицедейство и обман [Электронный ресурс]. Пер. с англ.: Е. Канищева / Ф. Уайт // «НЛО». 2004. № 69.
http://magazines.rass.ru
168. Ушаков: Толковый словарь русского языка /под ред. Д.Н. Ушакова/. М., 1994.
169. Формановская Н.И. Коммуникативные, социальные и психологические роли языковой личности // Журналистика и культура русской речи. М., 2007. № 1. С. 16 - 29.
170. Хайдеггер М. Что такое метафизика. М.: Академический проект, 2013. 277 с.
171. Частотный словарь рассказов Л. Н. Андреева [Текст] / С.-Петерб. гос. ун-т / Под ред. Г. Я. Мартыненко. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.396 с.
172. Чуваков В. [Комментарии] / В. Чуваков // Андреев Л. Н. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1990. 581 с.
173. Чурилина Л.Н. «Языковая личность» в художественном тексте. М.: Флинта: Наука, 2006. 236 с.
174. Шаповалова Н.Г. Модель конфликтной языковой личности участника массмедийного дискурса (на материале радио, телевидения и Интернета): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2008. 20 с.
175. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987. С. 85.
176. Шиловских И.С. Художественный метод JI.H. Андреева в контексте традиций отечественной литературы.// Проблемы эволюции русской литературы XX века. М., 1995. Вып. 2. С. 252-254.
177. Шмелев А. Д. «Языковая картина мира» и «картина мира текста»: точки взаимодействия // Константы и переменные русской языковой картины мира. М.: Языки славянских культур, 2012. С. 306-313.
178. Шмелев А. Д. «Языковая картина мира» и «картина мира текста»: точки взаимодействия // Константы и переменные русской языковой картины мира. М.: Языки слав. к-ры, 2012. С. 306-313.
179. Шмелев Д.Н. Слово и образ. М., 1964. 120 с.
180. Шмелев Д.Н. Язык и личность. М.: Наука, 1989. с.3-8.
181. Шмелева Т.В. Семантический синтаксис: Текст лекций из курса «Современный русский язык». Красноярск, 1994.
182. Юсова JI.H. Картина мира как субъективный образ объективной реальности / Л.Н. Юсова // Сфера языка и прагматики речевого общения: сб. науч. тр. Краснодар, 2003. С. 314-323.
183. Языковая личность: текст, словарь, образ мира. К 70-летию чл.-корр. РАН Юрия Николаевича Караулова: Сб. ст. М.: Изд-во РУДН, 2006. 544 с.
184. Языковая личность: эпспликация, восприятие и воздействие языка и речи / под ред. Г.П. Немца. Краснодар, 1999. 295 с.
185. Языковая личность: Социолингвистические и эмотивные аспекты. Сборник научных трудов.Волгоград, Саратов, 1998.307с.